УДК 378:796 ББК 74.580.054 В 44
М.Я. Виленский
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета; E-mail: manpo @yandex. ru
О.Ю. Масалова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Смоленского гуманитарного университета; E-mail: masalova _olga@mail. ru
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В
ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
(Рецензирована)
Аннотация. Рассматриваются условия культурной идентификации студента в образовательном процессе по физической культуре в высшей школе. Представлены обеспечивающие этот процесс подходы, принципы и положения.
Ключевые слова: физическая культура, саморазвитие студента, культурологические принципы, подходы и положения.
M.Ya. Vilensky
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Pedagogy and Psychology of Professional Training, the Moscow Pedagogical State University; E-mail: manpo@yandex. ru
O.Yu. Masalova
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Training Department, the Smolensk University of Humanities; E-mail: masalova_olga@mail.ru
THE CULTUROLOGICAL BASES OF THE PERSONAL-FOCUSED PHYSICAL TRAINING AT HIGHER SCHOOL
Abstract. The paper examines the conditions of cultural identification of the student in educational process of physical training at higher school. Approaches, principles and standards, providing this process, are presented.
Keywords: physical training, self-development of the student, culturological principles, approaches and standards.
В современной социокультурной ситуации необходимо переосмысление ценностных оснований образовательно-воспитательного процесса по физической культуре, придание ему качественного обновления, адекватного потребностям общества и основным направлениям модернизации. Востребованность качества образования находит отражение в использовании компетентностного подхода, ориентирующего на такие векторы-цели, как обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию, развитие индивидуальности личности. Его результаты отражены в универсальных (общекультурных, общенаучных, социальноличностных компетенциях) и профессиональных (общепрофессиональных, профильных и специальных) компетенциях, имеющих ценностно-смысловой аспект и социальноличностные характеристики. В конечном счете о качестве образования можно судить по совокупности тех новообразований в структуре личности, которые характеризуют ее культуру, социально-профессиональную подготовленность и опыт, гражданственность,
нравственную позицию. Вот почему образованность как результирующую сторону качества образования можно рассматривать как систему деятельностно освоенных родов культуры, в том числе физической, и адекватную им систему функциональных механизмов проявления качеств личности.
Исходя из этого, сосредоточим внимание на определяющих сторонах образовательного процесса по физической культуре с целью вскрыть необходимые резервы повышения его качества. Целеполагание в дисциплине «Физическая культура», отраженное в ГОС ВПО, программе, ее учебно-методическом обеспечении - «формированием физической культуры личности студента», предстает качественным, системным ее новообразованием, динамично изменяющимся в соответствии с особенностями развития личности, ее мотивацией, направленностью, потребностями, ценностями, усилиями, проявляемыми на разных этапах образовательного процесса и в жизнедеятельности.
Широкий спектр потенциальных возможностей может быть приведен в действие, если он ориентирован на формирование студента как субъекта собственной физической культуры. Идентифицируя себя в ней, самоопределяясь в ее ценностях, осознавая свои потребности и цели, он преобразует педагогическое управление физическим развитием в саморазвитие, воспитание - в самовоспитание, образование - в самообразование, совершенствование - в самосовершенствование. Сформированность физической культуры личности актуализирует понимание ее самоценности, достижение высокого уровня самопознания, действенного самоуправления, полноценного самовыражения в различных формах жизнедеятельности, развитие культурного самосознания, способностей к культурной преобразовательной деятельности, гармонизации духовных и физических сил.
Вне контекста культуры невозможно успешно осуществить образовательный процесс, так как основная его функция создает в воспроизводстве культуры в человеке, который выступает целью, результатом и главным критерием качества гуманистического, личностно ориентированного образования. Культурная сущность студента является системообразующим компонентом его целостности, а он сам может рассматриваться как «культурный тип личности», ядром которого являются его субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. В таком образе «студента культуры» находят отражение природные его свойства (здоровье, способность мыслить, чувствовать, действовать), его социальные свойства (быть гражданином, семьянином, тружеником, взаимодействовать с другими людьми); его свойства как субъекта культуры (свобода, гуманность, духовность, творчество, адаптивность). Он способен к культурной идентификации, т.е. к осознанию принадлежности к определенной культуре, интеориоризации ее ценностей, принятию их как своих; выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения. Отношение к такому студенту строится исходя из воспитания его как свободной целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в них и творческой самореализации. Воспитание не навязывает те или иные ценности, а создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует его и последующую работу над своими действиями и поступками.
Личностный подход означает признание студента активным субъектом этого процесса, при котором законы духовного и физического развития, происходящие в его внутреннем мире, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности. Такой подход основан на том, что каждая личность универсальна и важной задачей воспитания является формирование ее индивидуальности, интегрирующей все социально ценные качества личности, придающие ей целостность. Основным механизмом педагогически управляемого процесса культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации является собственная активность личности в качестве его субъекта и соавтора.
Принципами культурологического, личностно ориентированного образования по физической культуре выступают: приоритет познания целостного образа культуры и человека
как ее субъекта; содержание образования, характерное тенденциями к энциклопедичности, интеграции знаний, гуманистической и эстетической направленности; эпицентром образования является личность, ее развитие, становление индивидуальности, удовлетворение образовательных потребностей, интересов, творческих возможностей с использованием технологий дифференциации и индивидуализации обучения, методик развивающего, опережающего и коррекционного обучения; вариативность учебных программ; развитие культурологического мышления, проблемного видения явлений; смысловое значение процессов духовно-нравственной автономизации личности, ее физического и нравственного самосовершенствования, жизненного самоопределения, культурной рефлексии; рефлексивнотворческая технология с диалогической и личностно-смысловой основой.
Основными ценностями гуманистического личностно ориентированного образовательно-воспитательного процесса являются: студент как предмет воспитания и образования; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития студента в культуре.
Физическую культуру следует отнести к социогуманитарным дисциплинам как определяющую взаимообусловленность человека и социальной среды в процессе формирования его личностных качеств. Образование по физической культуре должно быть представлено фундаментальными знаниями о культуре как способе жизнедеятельности, о конкретных формах социокультурной деятельности, теоретическое и практическое освоение которых обеспечивает развитие его личностной культуры. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой опосредованно базовой гуманитарной культурой, включающей физическую. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. Культура реализует функцию развития личности в том случае, если она активизирует и побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общей, профессиональной и физической культурой. Деятельность выступает тем механизмом, который определяет изменения в новообразованиях личности как продукта ее развития. Это обуславливает значимость деятельностного подхода как стратегии гуманизации обучения и воспитания, позволяющего преобразовывать педагогические задачи в личностный смысл деятельности студента. Процесс развития физической культуры личности приобретает поступательный характер, когда обеспечивается единство реализации деятельностного и личностного подходов, которые требуют отношения к студенту как уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Актуализация антропологического подхода к образованию по физической культуре выводит ее на уровень практического человекознания, а системное антропологическое знание выполняет системообразующую функцию в содержании образования. Гуманитаризация образования по физической культуре воплощает во всех ее компонентах идеи антропоцентризма, обеспечивая содержательное единство и завершенность сущностных биопсихосоциокультурных качеств личности в реальных процессах ее становления.
При переводе педагогического процесса по физической культуре студентов в новое качественное состояние возможно опираться на следующие культурологические положения.
Дисциплина «Физическая культура» должна рассматриваться в контексте культуры, доноситься до студентов как ее элементы, всегда быть рассчитана на адресата, творческий диалог с ним. Освоение ее содержания есть процесс личностного открытия, создание мира культуры в себе.
Физическая культура, воплощенная в формах индивидуального опыта студента, его «культурности», проявляет себя как гармония культуры знаний и мышления, творческих действий и чувств, общения и поведения; она требует открытости преподавателя как носителя культуры с ярко выраженным личностным отношением к тому материалу, который он предлагает студентам.
Физическая культура функционирует через субъективный мир личности, проявляется через своих носителей. В ее центральном элементе - деятельности создаются и закрепляются
образцы, в которых личность проявляет себя субъектом. Самоопределение личности в физической культуре как результирующий фактор освоения ее ценностей предполагает наличие субъектной позиции студента в учебной и физкультурно-спортивной деятельности, отношение к ней, выбор своих целей, умение понять в ней себя и других, ставить перед собой задачи, целенаправленно и эффективно действовать в соответствии с ними.
Культура коммуникативна по своей сути, поэтому передача студентам ценностей физической культуры требует нравственного отношения, личностной обращенности педагогического процесса, рассмотрения в качестве полноправных его компонентов культуры как студента, так и преподавателя. Анализ педагогического процесса следует производить не только в терминах педагога, но и в терминах студента с позиций его мотивов, субъективности, уровня развития культуры, опираться на культуру педагогического взаимодействия.
Поскольку освоение культуры связано с творчеством, процесс творческого развития личности студента следует рассматривать как распредмечивание физической культуры в образовательной социально-культурной, преобразовательной деятельности. Он требует открытости, вариативности, динамичности в его организации и содержании.
Содержание образования по физической культуре рассматривается как мера приобщения студентов к развивающемуся миру, широкому спектру ее ценностей, определяемых аксиологией образования и его целью. Оно охватывает способы культурной деятельности, используемые для этого средства, формы, методы, технологии и методики, обеспечивающие ее результативность; связано с освоением не только отечественных ценностей физической культуры, но и ее этносов, западных и восточных аналогов с диалогом культур, вариативностью форм и методов их познания. Субъективность восприятия и интериоризация ценностей физической культуры, выступающих ее условием и результатом, является показателем развития культуры студента как степени его ценностного идеала, трансформацией потенциального (должного) в актуальное (сущее), позволяя ему самоопределяться и самореализовываться в образовательном процессе и физкультурноспортивной деятельности.
Педагогическая деятельность в сфере физической культуры сложна и ответственна, так как имеет дело с системой «человек-человек». Поэтому педагогам необходимо непрерывно овладевать «человекознанием», которое проявляется в «человековедении» -познании студента как субъекта духовного и физического развития, обращение к его внутреннему миру; в «человекосозидании», пробуждающего у него нравственные ориентиры, стимулирование процессов саморефлексии, саморазвития и самоактуализации; в «культуротворчестве», приобщающего его к достижениям и ценностям духовной, физической и творческой культуры, созданию условий для интеграции в общество и культуру.