Прочитает свои слова под №1 и объяснить почему он их выбрал Ученик А Демонстрирует свои успехи
Прочитает свои слова под №2 и объяснить почему он их выбрал Ученик Б Демонстрирует свои успехи
Прочитает свои слова под №3 и объяснить почему он их выбрал Ученик В Демонстрирует свои успехи
Отлично! Легче ли стало работать с текстом, использую такой план? Почему? Обсуждение пройденного материала
1 команда попытается составить текст письменный, используя свой план с существительным. 2 команда попытается создать текст устный, используя свой план с существительным. Составляют текст
Послушаем текст 1 команды. Послушаем текст 2 команды. Слушаем и анализируем.
Ребята, одинаковые темы у обоих текстов? Да, темы одинаковые.
Легче работать с таким планом? Что нам помогло? Помогли наши существительные.
Список литературы:
1. Шадриков В.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах [Текст]/В. Д. Шадриков, Н. А. Зиновьева, М. Д. Кузнецова. - Логос, 2011.
2. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах [Текст]: методическое руководство / Л. А. Ясюкова. - СПб: ИМАТОН, 2001.
3. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника [Текст]/О. А. Яшнова. - Академический Проект, 2013.
УДК 37
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ ТЕКСТА ПО ПРЕДМЕТУ РЕЧИ
Седова В.В., 2017
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №93 Пушкинского района
г. Санкт-Петербурга
Аннотация:. наши дети не умеют читать, не умеют работать с информацией, не умеют выделить из текста главное. Необходимо улучшать качество чтения, повышать читательскую (информационную) компетентность обучающихся. Качество усвоения и скорость понимания информации напрямую зависят от умения определять основную мысль любого текста. Быстрое выделение основной мысли позволит снизить затраты времени на чтение, увеличить объем обрабатываемых текстов и облегчить работу. Как же быстро и правильно научить младшего школьника определять главную мысль в любом тексте? Как быстро и правильно определить тему текста? Для этого можно воспользоваться методом определения главной мысли по предмету речи.
Данный метод прост в применении, хорошо работает как на уроках литературного чтения, так и уроках окружающего мира. Его можно применять и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: смысловые части текста, предмет речи, авторское отношение к предмету речи, главная мысль микротемы.
Актуальность: В основе неуспешного обучения детей лежат разные факторы, но одним из главных факторов является низкая читательская активность, а она в свою очередь обусловлена неумением читать. Наши дети не умеют читать, не умеют работать с текстом, не умеют выделить из него главное.
Цель использования: умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста, быстро определять тему, главную мысль любого текста, находить важную для себя информацию.
Условия использования: для работы необходим текст, лист бумаги, пенал с принадлежностями, словари (толковый, иностранных слов и др.) - по необходимости
Описание метода: Работа начинается с обсуждения названия к тексту, так как по заголовку можно спрогнозировать содержание, определить о ком или о чем будет идти разговор в данном тексте. Таким образом, определяется тема данного текста.
Дальше, обучающиеся начинают читать текст с карандашом в руках. Можно использовать маркировку текста. Обучающиеся, под руководством учителя (2 класс) или самостоятельно (3 -4 класс) делят текст на смысловые части. В каждой части, при чтении, они определяют предмет речи, подчеркивают его или маркируют. Можно использовать для работы не маркировку, а рабочую таблицу. Предмет речи каждой микротемы записывается в графу №2. Далее, определяется авторское отношение к данному предмету (что хотел сказать нам автор о нем). Подчеркивается или маркируется слово, определяющее авторское отношение к этому предмету. Это слово записывается в графу №3. Затем, формулируется словосочетание или предложение и записывается на лист в графу №4. Это и есть главная мысль микротемы . По аналогии проводится работа со всеми частями текста. В итоге, в графе №4, получаем смысловые единицы, отражающие главные мысли каждой из микротем.
Прочитав эти смысловые единицы и установив связи между ними, выводим главную мысль текста.
Этот метод хорошо используется на литературном чтении. Его можно использовать и при работе с текстами на уроках окружающего мира.
Второй способ определения главной мысли в тексте:
Работа начинается с обсуждения названия к тексту, так как по заголовку можно спрогнозировать содержание, определить о ком или о чем будет идти разговор в данном тексте. Таким образом, определяется тема данного текста.
Затем, используя просмотровое чтение, знакомимся с текстом. При этом внимательно читаем последние абзацы текста. В данных абзацах определяем предмет речи и авторское отношение к нему (что хотел сказать нам автор о нем). Это и есть главная мысль текста.
Применение метода на уроке
Урок литературного чтения 2 класс Тема: Л. Толстой «Старый дед и внучек»
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
- Откройте учебник на стр 110 - Прочитайте название произведения, с которым будем знакомиться - О ком или о чем мы будем читать Открывают учебник, Читают Отвечают на вопросы учителя
- Посмотрите на иллюстрацию к произведению на стр 110. А кто еще будет присутствовать в рассказе - Предположите, что они могут делать - Значит, о чем будет текст. - Какова тема текста. Предполагают и отвечают Выводят тему текста
- Возьмите карандаши, будем читать текст. Ваша задача заключается в том, чтобы подчеркнуть опорные слова (главные слова), которые помогут ответить на вопрос: «Кто(что)?» и «Что он делал?» Читают, подчеркивают слова.
Учитель останавливает читающего ребенка в том месте, где закончилась первая часть - Какие слова подчеркнули - Что нам хотел сказать автор о этих героях - Сформулируйте и запишите на лист фразу о том, что хотел нам сказать автор Дети называют слова, имена героев Отвечают на вопрос записывают
По аналогии ведется работа со всеми частями текста. Если встречается незнакомое слово, обращаемся к словарям, подбираем синонимы и пр. На листах бумаги получается несколько фраз, предложений
- Прочитайте, что у вас получилось - Что же хотел сказать нам автор своим рассказом. Читают, устраняют речевые ошибки во фразах, упрощают предложения. Дети формулируют главную мысль рассказа
Список литературы:
1. Асмолов А.Г., Буремская Г.В., Володарская Н.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-152 с.
2. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011 -88с. - (Работа по новым стандартам)
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд.- СПб.: КАРО, 2014.- 144 с.-(Серия «Петербургский вектор введения ФГОС нового общего образования»)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.