2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. - М.,1995, 2006.
3. Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в Страну Книги: В 4-х кн. - М., 1998; СПб., 2003.
4. http://school2100.com/upload/iblock/994/994fd00796202a54192fc321693f8bfa.pdf
УДК 37
МЕТОД СОЗДАНИЯ ПЛАНА ТЕКСТА
Чибитько А.С., 2017
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №93 Пушкинского района
г. Санкт-Петербурга
Аннотация: статья посвящена инновационному методу создания плана текста. В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий. Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности. В статье уделяется особое внимание познавательным УУД, которые включают в себя работу с информацией. Ребенок, выпускаясь с начальной школы, должен уметь работать и правильно использовать информацию. Вы наверняка замечали, что работая с текстом, дети не читают, не понимают о чем текст. Работая над изложением текста, ребята неточно передают суть текста, не могут передать основную идею текста. В данной статье я вам предлагаю универсальным метод-помощник, который поможет нашим ребятам выбирать из текста важную для них информацию.
Ключевые слова: информация, метод, план, текст.
Многие ученики школ не умеют логично структурировать текст, правильно передавать информацию, прочитанную из источников.
Цель использования метода - построение плана при работе с текстом, с информацией.
Условия использования - Распечатки текста, пенал с принадлежностями, документ-камера.
Описание метода
Ребята получили текст, в котором должны выделить маркером, основные слова (существительные) которыми они будут оперировать.
Выделив все существительные, дети должны выписать их в строчку.
Ребята берут карандаш и выделяют (цифрами над словами 1-2-3) что для нас самое главное в тексте (1), что будет дополнением (2), что будет завершением (3).
Подписав цифры, ребятам будет легче излагать свою мысль по этому плану, так как они сами выделили, с чего они начнут, чем продолжат и чем закончат.
При помощи этого плана можно и устно рассказать самое основное из текста и написать сам
текст.
Данный вид плана очень помогает на уроках окружающего мира, где ребятам предложено много текста для чтения. Выбрав фрагмент, ребята сами для себя, при помощи плана, выделяют, что для них интересно и чем они будут готовы поделиться. На уроках русского языка, ведь на этом уроке работа с текстом это один из основных элементов. На уроках математики при работе с задачами. Выделять где тут условие, где вопрос. Про что говориться в задаче, что известно, как найти.
Данный вид плана универсален.
Урок: Окружающий мир
Применение метода на уроке
Тема: Органы чувств Класс: 3 класс
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Берем в руки текст, который я выдал каждой команде. (Учитель выводит, при помощи документ-камеры, текст на доску)
Анализируем текст.
Прочитайте его про себя
Знакомимся с текстом.
Что вы можете сказать о тексте? Труден он для нашего восприятия, всё ли понятно?
Текст большой, много информации, труден для восприятия.
Давайте подумаем, вспоминаем русский язык. Что помогает нам лучше запомнить текст, заинтересовать нас, придумать-написать текст понятный нам?
План (план текста)
Сегодня мы с вами попробуем вместе создать новый план, который поможет нам выделить в этом тексте только самое основное.
Подготовьте: Ручку, карандаш, маркер (фломастер)
Подготавливают рабочее место к работе.
В русском языке, какая у нас основная и главная часть речи? Как вы думаете, как это часть речи поможет нам построить план текста?
Существительное - это основа текста, которая поможет нам построить свой текст, он будет понятен нам.
Давайте сейчас возьмем в руки фломастер и выделим все существительные. На какие вопросы отвечает существительное?
Кто? Что?
Находят и выписывают существительные.
свои
Прочитает существительные ученик А.
Проверим себя. (учитель в это время выделает все в своем текст)
Демонстрирует свои успехи
Давайте выпишем их на следующую строчку, пропустив одну строчку от текста.
Выписывают существительные
Давайте подумаем, все ли существительные, которые мы выписали нам понадобится для плана? Все ли существительные раскрывают основную тему текста?
Нет, какие-то не раскрывают тему нашего текста.
Сейчас мы возьмем в руки карандаш и напишем над словами цифры:
1 - важное для меня (Я буду рассказывать первым)
2- Дополнение (Я дополню свой текст, этими словами)
3- Заключение (Я закончу этими слова свой текст или не буду их брать)
Классифицируют слова
Прочитает свои слова под №1 и объяснить почему он их выбрал Ученик А Демонстрирует свои успехи
Прочитает свои слова под №2 и объяснить почему он их выбрал Ученик Б Демонстрирует свои успехи
Прочитает свои слова под №3 и объяснить почему он их выбрал Ученик В Демонстрирует свои успехи
Отлично! Легче ли стало работать с текстом, использую такой план? Почему? Обсуждение пройденного материала
1 команда попытается составить текст письменный, используя свой план с существительным. 2 команда попытается создать текст устный, используя свой план с существительным. Составляют текст
Послушаем текст 1 команды. Послушаем текст 2 команды. Слушаем и анализируем.
Ребята, одинаковые темы у обоих текстов? Да, темы одинаковые.
Легче работать с таким планом? Что нам помогло? Помогли наши существительные.
Список литературы:
1. Шадриков В.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах [Текст]/В. Д. Шадриков, Н. А. Зиновьева, М. Д. Кузнецова. - Логос, 2011.
2. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах [Текст]: методическое руководство / Л. А. Ясюкова. - СПб: ИМАТОН, 2001.
3. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника [Текст]/О. А. Яшнова. - Академический Проект, 2013.
УДК 37
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ ТЕКСТА ПО ПРЕДМЕТУ РЕЧИ
Седова В.В., 2017
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №93 Пушкинского района
г. Санкт-Петербурга
Аннотация:. наши дети не умеют читать, не умеют работать с информацией, не умеют выделить из текста главное. Необходимо улучшать качество чтения, повышать читательскую (информационную) компетентность обучающихся. Качество усвоения и скорость понимания информации напрямую зависят от умения определять основную мысль любого текста. Быстрое выделение основной мысли позволит снизить затраты времени на чтение, увеличить объем обрабатываемых текстов и облегчить работу. Как же быстро и правильно научить младшего школьника определять главную мысль в любом тексте? Как быстро и правильно определить тему текста? Для этого можно воспользоваться методом определения главной мысли по предмету речи.