Научная статья на тему 'Оппозиции в романе Е. Замятина "Мы"'

Оппозиции в романе Е. Замятина "Мы" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2741
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН Е. ЗАМЯТИНА "МЫ" / КОНФЛИКТ / ОБРАЗ / ИДЕЯ / АНТИУТОПИЯ / ЭНЕРГИЯ / ЭНТРОПИЯ / ЧУВСТВО / ДОЛГ / СВОБОДА / СЧАСТЬЕ / E. ZAMYATIN'S NOVEL "WE" / CONFLICT / IMAGE / IDEA / DYSTOPIA / ENERGY / ENTROPY / FEELING / DUTY / FREEDOM / HAPPINESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абзаидова Н. В.

В статье рассматриваются некоторые особенности проблематики и композиции романа Е. Замятина «Мы», исследуется вопрос о его жанровом своеобразии, отмечаются черты антиутопии, присутствующие в нём. В романе Е. Замятина «Мы» соединяются философские, социально-политические и общечеловеческие проблемы, которые получают воплощение в системе оппозиций. Именно они и организуют идейную структуру романа. В статье автор акцентирует внимание на анализе такой важной жанрообразующей черты, как конфликт тоталитарного государства и личности, который проявляется, в частности, через систему оппозиций. Выделены такие ряды оппозиций, как счастье и свобода, энтропия и энергия, долг и чувство, человек и машина и др., которые организуют идейную структуру романа, и охарактеризовано их смысловое наполнение и динамика в ходе развития сюжета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPOSITION IN E. ZAMYATIN’S NOVEL OF ‘WE’

The article discusses some features of the problems and composition of the novel by E. Zamyatin “We”. The researcher examines a question of its genre originality, features of dystopia presented in the writer’s work. Zamyatin’s novel combines philosophical, socio-political and universal problems, which are embodied into the system of oppositions. These means organize the ideological structure of the novel. In the article the author focuses on the analysis of such important genre-forming features as the conflict of the totalitarian state and the individual, which manifests itself, in particular, through the system of oppositions. Such rows of oppositions as happiness and freedom, entropy and energy, duty and feeling, man and machine, etc., which organize the ideological structure of the novel, are distinguished and their semantic contents and dynamics in the course of the plot development are characterized.

Текст научной работы на тему «Оппозиции в романе Е. Замятина "Мы"»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редакторы раздела: Литературоведение

АЛЕКСЕЕВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет", (г. Горно-Алтайск)

Языкознание

КУКУЕВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА - доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования и журналистики, БУ ВО«Сургутский государственный педагогический университет», (г. Сургут)

УДК 821.161.1.

Absaidova N.V., postgraduate (3d year of studies), Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: Nuryana.abzaidova@mail.ru

OPPOSITION IN E. ZAMYATIN'S NOVEL OF "WE". The article discusses some features of the problems and composition of the novel by E. Zamyatin "We". The researcher examines a question of its genre originality, features of dystopia presented in the writer's work. Zamyatin's novel combines philosophical, socio-political and universal problems, which are embodied into the system of oppositions. These means organize the ideological structure of the novel. In the article the author focuses on the analysis of such important genre-forming features as the conflict of the totalitarian state and the individual, which manifests itself, in particular, through the system of oppositions. Such rows of oppositions as happiness and freedom, entropy and energy, duty and feeling, man and machine, etc., which organize the ideological structure of the novel, are distinguished and their semantic contents and dynamics in the course of the plot development are characterized.

Key words: E. Zamyatin's novel "We", conflict, image, idea, dystopia, energy, entropy, feeling, duty, freedom, happiness.

Н.В. Абзаидова, аспирант 3 года обучения, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: Nuryana.abzaidova@mail.ru

ОППОЗИЦИИ В РОМАНЕ Е. ЗАМЯТИНА «МЫ»

В статье рассматриваются некоторые особенности проблематики и композиции романа Е. Замятина «Мы», исследуется вопрос о его жанровом своеобразии, отмечаются черты антиутопии, присутствующие в нём. В романе Е. Замятина «Мы» соединяются философские, социально-политические и общечеловеческие проблемы, которые получают воплощение в системе оппозиций. Именно они и организуют идейную структуру романа. В статье автор акцентирует внимание на анализе такой важной жанрообразующей черты, как конфликт тоталитарного государства и личности, который проявляется, в частности, через систему оппозиций. Выделены такие ряды оппозиций, как счастье и свобода, энтропия и энергия, долг и чувство, человек и машина и др., которые организуют идейную структуру романа, и охарактеризовано их смысловое наполнение и динамика в ходе развития сюжета.

Ключевые слова: роман Е. Замятина «Мы», конфликт, образ, идея, антиутопия, энергия, энтропия, чувство, долг, свобода, счастье.

Философская проблема свободы и счастья издавна беспокоит человечество. Но в романе этот вопрос, на первый взгляд, получил ответ: «счастье в несвободе» - утверждают жители Единого Государства. Замятин подвергает испытанию идею всеобщего счастья, которое было взращено искусственным путём. Замятин был одним из первых, кто продемонстрировал возможные последствия утопий и их негативную сторону Книгу открывает символический образ космического корабля «Интеграл» - детища технического прогресса и вместе с тем орудия порабощения, которое несёт «математически-безошибочное счастье» (запись 1). Именно машина становится фетишем Единого Государства и нумера стремятся быть «идеальными», т. е. машиноравными. Автор романа пишет о том, к каким результатам приведёт культ машины, которому в будущем человечество начнёт поклоняться как чему-то сверхъестественному Глобальные масштабы такого развития оттеснят нравственные и духовные ценности на второй план, что уничтожит душу человека. Помимо Интеграла здесь есть еще Куб, Газовый Колокол и т. д. Машина представлена как благоустроительница будущей жизни человечества. Внутреннее психологическое состояние человека несвободно, он живет по законам машины и выполняет только заданные ему действия, при всем этом человек забывает о существовании внутреннего мира. Проблема машины у Е. Замятина раскрывается в прямой связи с человеческой жизнью, потому что она в первую очередь испытает на себе иго технической цивилизации [1 - 5].

В «раю» Единого Государства культ науки, рационализма и коллективизма. Лозунг Единого Государства: «Мы» - от Бога, а «Я» - от дьявола» - пишет в своей статье Т. Давыдова [2].

В Государстве все устроено так, чтобы люди чувствовали себя счастливо. Пища нефтяная, детей не воспитывают, эту обязанность исполняют государственные заводы, трудятся нумера в тех областях, к которым есть способности, любовь заменена на розовые талоны и спущенные шторы, жилища прозрачны -все на виду.

В Государстве царит всеобщее равенство. Нет имен, только Нумера.

В Едином Государстве всё же существует свобода в выборе: в Личные Часы житель может выбрать или сексуальный час, или прогулку, или же занятия за письменным столом. Но и эта минимальная свобода раздражает строителя Ин-

теграла, он грезит о том, что в будущем и эти «личные часы» перестанут быть свободными и нумера окончательно объединятся. Герой является порождением Государства и представляет собой образец и эталон Единого Государства

Главного герой восхищён гармонией несвободы, математической ясностью, царствующей в их «раю». Эталоном красоты Д-503 считает работу машинных станков, называя это поэтически машинным балетом. Он видит в этом красоту, «потому что это несвободное движение, потому что весь смысл танца именно в абсолютной, эстетической подчинённости, идеальной несвободе».

Полная подчинённость, несвобода существует и в области права. И обязанность «грамма» - строго выполнять все законы и установления Единого Государства. Невыполнение - гибель. Нарушителей счастья ожидает машина Благодетеля. Каждый нумер обязан нести с благодарностью наказание.

Самым страшным нарушением является стремление к свободе. «Единственное средство избавить человека от преступлений - это избавить его от свободы». Нет свободы, нет преступлений. Но откуда в законопослушных частицах «идеального» мира стремление к протесту?

«Счастье - в несвободе» - считают жители антиутопического государства. Любое попытка обрести свободу и индивидуальность приравнивается к добровольному отказу от счастья, преступлению. Поэтому казнь приравнивается к великому празднику, т. к. это исправление ошибки. Герой с восхищением описывает день Единогласия и с недоумением приводит в пример выборы у древних, в которых результат неизвестен заранее, и считает это удивительным и абсурдным.

Идеи Единого Государства о несвободе обосновывает государственный поэт R-13. Он видит его в христианстве, истолковывая по-своему: «Тем двум в раю был представлен выбор: или счастье без свободы или - свобода без счастья, третьего не дано» [5].

Кульминацией романа является сцена беседы с Благодетелем. Д-503 рассказывает о распятии. Для него самая главная работа - у палача. Постепенно Благодетель убедил Д-503 в том, что он прав. Да и не только его.

В романе появляются герои, не приемлющие искусственное счастье Единого Государства. Одна из них - героиня романа 1-330, которая говорит Д-503: «... я не хочу, чтобы за меня хотели другие, я сама хочу хотеть». Её взгляды разделяет

не только Д-503. Но и государственный поэт R-13, доктор из Медицинского бюро, двойной агент-хранитель, 0-90. И они не единственные. Итак, абсурдной логике Единого Государства противопоставлена душа, способная любить, чувствовать, страдать. Именно она способна превратить индивид в личность.

Из этого следует вывод, что всё-таки несвобода не присуща человеку органически, издревле.

Замятин показывает, что «насильственное» счастья, лишает человека и свободы, и индивидуального, т. е. всего, что от природы присуще ему.

В романе важной также является оппозиция энергии и энтропии. Замятин применил концепцию энергии и энтропии на социальные науки и философию и наоборот. Теория энтропии была для Замятина одним из основополагающих законов, применимых к любой области жизни. Все старое, догматическое, реакционное - энтропия, вырождение энергии. Борьба с этим - вот главная задача еретика. Еретиков Замятин считает единственным лекарством от энтропии.

Одаренный способностью пророчества, Замятин уже в первые послереволюционные годы заметил энтропийные тенденции в жизни советского общества. Прежде всего, это - нивелирование индивидуальности и возведение коммунистического мировоззрения в ранг новой религии. Подобные явления сатирически воссозданы и гиперболизированы в антиутопии «Мы». Эти представления отразились в романе с большой глубиной и художественной силой, причем автор отдаёт, как было уже сказано, предпочтение энергии, высшее проявление которой видел в революции.

Самое страшное в таком мире в том, что энтропия пронизывает святая святых человека - личную жизнь, мышление. Технократическому городу-государству противопоставлен природный мир за Зеленой стеной, в котором живут «естественные» люди - носители энергии. В романе «Мы» идею энергии отстаивает героиня-бунтарка 1-330. Она - враг покоя и застоя. 1-330 разъясняет Д-503: «Вот: две силы в мире - энергия и энтропия. Одна-к блаженному покою, к счастливому равновесию, другая - к разрушению равновесия, к мучительно-бесконечному движению» (запись 28) [3, с. 304]. Таким образом, героиня разъясняет необходимость революции. По её мнению, революция-это необходимость, она нужна для продолжения жизни, т. к. энтропия - угасание энергии, которое рано или поздно приведет к угасанию жизни. Революций, катаклизмов, непредвиденных случайностей, которые могли бы стать источником энергии, в Едином Государстве не предвидится. Герой верит, что революция, создавшая их общество, была последней и больше никаких революций не может быть, потому что «все уже счастливы». Но героиня возражает.

Дикие люди, живущие за Стеной, тоже отнюдь не совершенны. Замятин грезил о появлении совершенного гармоничного, свободного, человека, который мог появиться, если бы в его индивидуальности органично «синтезировались» как эмоционально-иррациональное, природное, так и рациональное, породившее машинную цивилизацию начала. Мечты Замятина воплотились в размышлениях Д-503 о «лесных» людях и «нумерах» как о двух половинах распавшегося целого: «Кто они? Половина, какую мы потеряли,...» [3, с. 303]. Синтез этих двух начал - дело далекого будущего. В художественном же мире романа эти противоположности несоединимы, и в этом проявляется антиутопическое жанровое содержание. В конце романа Д-503 отказывается от «еретических» взглядов и утрачивает энергийное начало. Если Д-503 в конце концов выбирает «счастье», то удел других героев романа свобода, со всеми её трагическими последствиями. Тем самым тема энтропии и энергии в романе занимает очень важное место, т. к. выражает личное мировоззрение автора и помогает привести читателя к правильному пониманию идей романа.

Человек и машина - ещё одна оппозиция в романе. Машина как такова ассоциируется с моделью страны, оформившейся после Двухсотлетней войны. С тех пор ведущее место в Едином Государстве занимает только машинно-технический прогресс, здесь все устремлено только на новые открытия в науке, которые обязательно принесут пользу государству. В одной из записей Д-503 есть упоминание о его школьной жизни, где занятия проводились посредством громкоговорителя, выдающего им информацию по теме урока. Обучение в школах Единого Государства проходило не в форме общения учителя-человека с детьми, а при помощи мультимедийных средств, выдающих целостный материал в течение определённого времени с максимальной точностью. Такой процесс обучения свидетельствует о том, что машина играла значительную роль в процессе обучения, она полностью заменяла человека и даже оттеняла его своей способностью делать все безупречно и без ошибок.

Средством передвижения для нумеров служит аэро, а не простая машина, которая везёт людей по разным местам сейчас. Аэро - это самолет, при помощи которого нумера летят в нужный им пункт, хотя порой расстояние бывает до такой степени минимальным, которое можно преодолеть и пешком. Однако в связи с учётом каждого промежутка времени, предназначенного для чего-то другого, в Едином Государстве пользуются этой машиной, дабы не нарушать целостную упорядоченную систему регулирования всех действий, закрепленных в Часовой Скрижали.

Примечательна в романе сцена испытания машины «Интеграл», главным инженером которой является герой Д-503. При испытании погибло 10 человек, которых Д-503 называет «бесконечной малой третьего порядка»: «... ритм нашей работы не споткнулся от этого ни на секунду, никто не вздрогнул; и мы, и наши станки - продолжили свое прямолинейное и круговое движение. » (запись 19)

[3, с. 269]. Таким образом, человек - это всего лишь винтик в великой Машине Единого Государства, который, в случае надобности можно с легкостью заменить. Человеческая жизнь в таком государстве ничего не стоит. Машина, писал Бердяев, «не только в чем-то освобождает, но и по-новому порабощает. Эта новая страшная сила.» [1]. Но такая позиция Бердяева не означала отрицания Машины вообще. Наивысшим проявлением «религии машины» в антиутопии становится Великая Операция, которая «стала художественной находкой писателя» [2]. Единое Государство издает закон о «Великой Операции», чтобы полностью подчинить нумеров своей власти. «... жалкий мозговой узелок в области Варо-лиева моста. Трехкратное прижигание этого узелка Х-лучами - и вы излечены от фантазии - навсегда. Вы - совершенны, вы - машиноравны...» [3, с. 426]. Так, лишив людей фантазии и воображения, Единое Государство превращает человека в совершенный винтик, безоговорочно выполняющий свои функции, который перестанет мешать работе Великой Машины.

Всё Единое Государство представляет собой большой отлаженный механизм. «В записи 9 Машина - с заглавной буквы! - названа уже как основа и символ нумерного рая», - отмечал В. Недзвецкий [4].

Автор романа пишет о том, к каким результатам приведёт культ машины, которому в будущем человечество начнет поклоняться как чему-то сверхъестественному. Внутреннее психологическое состояние человека начнёт жить по законам машины, он станет выполнять только заданные ему действия, при всем этом человек забудет о существовании внутреннего мира.

Оппозиция любви и долга не является основной в романе. В начале романа главный герой, Д-503, предстает перед читателем, как один из многих винтиков машины Единого Государства, добропорядочный нумер, математик, главный инженер космического корабля «Интеграл». Он восхищается жизнеустройством Единого государства.

Но внезапно его однообразная жизнь меняется в совершенно другом направлении. Герой заболевает «душой». А связано это с появлением в его жизни женского нумера 1-330, что вносит диссонанс в жизнь героя.

Любовь в романе можно рассматривать в русле двух ключей: любовь Д-503 к 0-90 и любовь Д-503 к 1-330. Любовь к 0-90 как раз и является той самой традиционной любовью физиологического характера, которая принята в этом государстве как норма.

Совсем другой, необычной для окружающей Д-503 среды, является чувство, испытываемое им к 1-330. Такое чувство больше схоже с тем, которое было у древних диких людей. Любовь Д-503 к 1-330 постепенно нарастала, она выросла из ненависти. Изначально эта женщина оказала на него неприятное впечатление, она его отталкивала. Чувство, возникшее между этими нумерами, способствует эволюции героя, он как бы снова рождается и иначе смотрит на мир. Он начинает осознавать любовь, ненависть и ревность одновременно. Такой вид любви запрещен в Едином Государстве, поэтому Д-503 потрясен, он ощущает внутри себя что-то новое, чуждое и непривычное. Их отношение - это сплетение заговора и любви в единое целое, 1-330, конечно, есть толчок, пробудивший в Д-503 душу и человечность, вместе с тем она всего лишь соблазняет героя ради достижения цели.

Свидания 1-330 и Д-503 отличаются какой-то ритуальностью, обязательная смена нарядов, 1-330 переодевается в древние платья желтого оттенка, приглушенный свет и легкая классическая музыка Скрябина - все это придает их встречам романтический характер, болезненно действующий на Д-503. Герой становится нервозным, его записи начинают выглядеть как отрывочные, хаотичные заметки. Любовь к 1-330 породила в сознании Д-503 другого себя, который под наплывом новых чувств и эмоций стремится освободиться от ига технического мира и стать обычным человеком, а не набором функций. Внутри него загораются страсть и сомнения, что истолковывается врачом как появление души. В душе героя назревает конфликт между любовью к 1-330 и любовью к Единому Государству, отсюда вытекает любовь-ненависть к женщине, которая посеяла в нем сомнение. Он мучается и не может привести свои мысли в порядок, он хочет быть примерным нумером своего государства и в то же время быть счастливым с возлюбленной. Обстоятельства складываются так, что Д-503 отрекается от идеального государства и начинает бороться с Великой Машиной за свою любовь, он ради нее участвует в заговоре. В итоге Великая Операция все возвращает на круги своя, Д-503 уравновешенный и спокойный нумер, теперь он знает только любовь-физиологию и веру в рациональное будущее. Наконец любовь - предательство и действия Ю во имя любви, ей симпатичен Д-503 и, наблюдая за его внутренними изменениями, она тайно читает его дневник и доносит обо всем в Бюро Хранителей, дабы спасти лучшего из нумеров от гибели, то есть её предательство как бы является актом спасения любви, которую она питает к главному герою. По Замятину, настоящая любовь к одному человеку или ко всему человечеству всегда жертвенна, что подтверждается действиями этих трёх героинь. Эти три вида любви переплетены друг с другом и образуют узловой центр любовной проблематики романа «Мы».

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что Любовь в романе выступает как связующее звено между всеми действующими лицами и ходом событий, каждая любовная линия способствует развитию сюжета. В своем романе Замятин подвергает испытанию идею всеобщего счастья, которое было возвращено искусственным путем. Замятин был одним из первых, кто продемонстрировал через систему оппозиций возможные последствия утопий и их негативную сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.