Научная статья на тему 'Операционный анализ прибыли'

Операционный анализ прибыли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
792
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Операционный анализ прибыли»

Экономический анализ, учет и аудит

ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ

Н. И. Лушенкова, кандидат экономических наук

Формирование и использование прибыли — основа предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Сравнение суммы прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприятия. Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый по схеме: затраты — оборот — прибыль. Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, цен, объема производства и реализации продукции. Результаты операционного (внутреннего) анализа составляют коммерческую тайну предприятия. С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач: оценить чувствительность прибыли к изменению основных показателей-факторов, формирующих ее уровень; прогнозировать уровень показателей рентабельности на основе расчета «Запас финансовой прочности»; оценить предпринимательский риск; выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния; оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций; разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации готовой продукции.

Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Расчет этих показателей тесно связан с понятием «маржинальный доход», означающим результат от реализации продукции после возмещения переменных расходов. Операционный анализ основан на использовании производственного (операционного) рычага, сила воздействия которого определяется отношением маржинального дохода к валовой прибыли. Этот показатель показывает степень чувствительности валовой прибыли к измене-

нию объема производства и отражает степень производственного риска. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводят к существенному изменению валовой прибыли. При расчете маржинального дохода на конкретном предприятии возможны следующие результаты:

1. Маржинальный доход равен нулю. В этом случае выручка от продаж покрывает только переменные расходы, т. е. предприятие работает с убытком равным сумме постоянных издержек.

2. Маржинальный доход меньше нуля, если выручка покрывает переменные расходы и часть постоянных затрат.

3. Маржинальный доход равен постоянным издержкам. В такой ситуации выручки достаточно, чтобы возместить все постоянные и переменные расходы. Прибыль при этом равна нулю.

4. Маржинальный доход больше постоянных расходов. Это означает, что деятелыюсть предприятия прибыльна, т. е. выручка не только покрывает общую сумму всех расходов, но и образует прибыль.

Действие эффекта операционного рычага связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных затрат на конечный финансовый результат при изменении объема производства и реализации продукции. Если порог рентабельности пройден, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается и сила воздействия производственного (операционного) рычага падает. Наоборот, повышение удельного веса постоянных издержек усиливает действие производственного рычага.

Чтобы обеспечить безопасность и безубыточность своего производства, предприятие с небольшой долей постоянных расходов может производить относительно меньше продукции (в физическом выражении), чем предприятие с более высокой их долей в суммарных издержках. Величина запаса финансовой прочности у

© Н. И. Лушенкова, 2007

первого предприятия выше, чем у второго. Финансовый результат предприятия с низким уровнем постоянных расходов в меньшей степени зависит от изменения физического объема производства. Предприятие с высокой долей постоянных расходов вынуждено в значительно большей мере опасаться падения объемов производства и продаж.

В случае снижения выручки от реализации продукции (за счет уменьшения объема производства) сила воздействия производственного рычага характеризует возможную потерю прибыли (или увеличение убытка). В особо трудное положение попадает то предприятие, у которого в условиях спада производства убытки превышают маржинальный доход, то есть эффект производственного рычага по модулю ниже единицы. Увеличение выручки от реализации продукции на таком предприятии влечет за собой снижение убытков в меньшей степени, чем рост объема производства, вызвавший его. Наоборот, предприятие, имеющее убытки ниже маржинального дохода, быстрее выйдет из кризисного состояния, так как аналогичный рост объема реализации продукции вызовет более интенсивное снижение убытков.

Операционный анализ показывает также чувствительность, то есть возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и сбыта товаров, и, в частности, отвечает на вопрос: на сколько можно изменить объем продаж без потери прибыли? Решение данного вопроса связано со следующей ситуацией. В современных условиях на первый план выходит проблема не роста суммы прибыли, а ее сохранения в заданных самим предприятием параметрах, обеспечивающих оптимальное соотношение между производственными и социальными выплатами и величиной налоговых платежей. Часто эти ограничения не соответ-I ствуют максимально возможному уровню при-

были. Покажем эту зависимость на следующем примере (табл. 1).

В основу анализа чувствительности положен объем производства, который обеспечивает исходный финансовый результат при изменении одного из следующих показателей: постоянных расходов, переменных издержек и цены за единицу изделия.

Рассмотрим возможные варианты.

1. Изменяются постоянные расходы, объем производства в натуральном выражении ((?), обеспечивающий исходные условия будет определен следующим образом:

<Э,= МД' : КмДф: Ц,, (1)

где МД'- маржинальный доход в отчетном периоде; КмДф — доля маржинального дохода в выручке в базисном периоде; Ц^ — цена за единицу продукции в базисном периоде.

2. Изменяются переменные издержки (ПР), то объем производства в физическом выражении (С}2) устанавливается по формуле:

02 = МД°: К'мд : Ц, (2)

3. Если изменяется цена (Ц), то объем производства ((З3) в физическом выражении вычисляется по формуле:

<23 = МД° : К'мд : Ц, (3)

Например, предприятие, выпускающее 10 тыс. штук изделий по цене 20 000 руб. за единицу (в том числе 14 400 руб. — переменные издержки), а общая сумма постоянных расходов (СР) — 30 540 тыс. руб.

Итак, базовые условия: 1) выручка от реализации (объем продаж) — 200 000 тыс. руб. (100 %); 2) переменные издержки (ПР) — 144 ООО тыс. руб. (72 %); 3) маржинальный доход — 56 ООО тыс. руб. (28 %); 4) постоян-

Таблица 1

Зависимость величины убытка от роста выручки

Показатели

ост на

Выручка от продажи продукции Переменные расходы Маржинальный доход Постоянные расходы Прибыль (+), убыток (-)

о,

условия

150 ООО ООО

1-й год

165 ООО 132 ООО 33 ООО 38 ООО -5 ООО

2-й год

181 500 145 200 36 300 38 ООО -1 700

3-й год

199 500 159 200 39 930 38 000

262

ВЕСТНИК

| 2007 | № 1

ные издержки (СР) — 30 540 тыс. руб. (15,27 %); 5) прибыль (П) — 25 460 тыс. руб. (12,73 %).

Оценим 10 % увеличение цены до 22 ООО руб. (20 ООО х 1,1). Тогда при исходном объеме производства в 10 тыс. штук изделий показатели деятельности предприятия примут вид: а) выручка от реализации продукции — 220 ООО тыс. руб. (100 %); б) переменные издержки (прежние) — 144 ООО тыс. руб. (65,45 %); в) маржинальный доход — 76 ООО тыс. руб. (34,55 %); г) постоянные издержки (СР) — 30 540 тыс. руб. (13,88 %); д) прибыль (П) — 45 460 тыс. руб. (20,67 %).

Далее подставим базисные и новые показатели деятельности предприятия в приведенные выше формулы (1 — 3). В итоге получим следующий результат.

1. Если изменяются постоянные издержки (СР), то объем производства ((3) в физическом выражении составит:

76 ООО : 0,28 : 20,0 = 13 571 изделие.

Следовательно, в результате увеличения постоянных издержек на 10 % (с 30 540 до 33 594 тыс. руб.) для обеспечения базисного финансового результата предприятие вынуждено будет дополнительно произвести 3 571 изделие.

2. Если изменяются переменные издержки, то объем производства в физическом выражении составит:

56 ООО : 0,3455 : 20,0 = 8 104 изделия.

Итак, в результате роста переменных расходов на 10 % предприятие вынуждено снизить объем производства на 1 896 изделий

(10 ООО - 8 104).

3. Если увеличивается продажная цена, то объем производства в физическом выражении составит:

56 ООО : 0,3455 : 22,0 = 7 367 изделий.

Поступила 15.01.07.

Следовательно, 10 % рост продажной цены (с 20,0 до 22,0 тыс. руб.) способствовал снижению объема производства на 2 633 изделия (10 ООО - 7367), что характерно для предприятий-монополистов.

На основе операционного анализа можно оценить факторы, влияющие на изменение прибыли. Например, если рассмотреть последовательно 10 % изменения переменных и постоянных издержек, то получим следующие результаты.

1. Увеличение переменных издержек (на 10 %) привело к снижению прибыли на 14 400 тыс. руб.

[(200 ООО - 144 ООО - 30 540 = 25 460) -

- (200 ООО - 158 400 - 30 540 = 11 060)], или 43,4 %.

2. Рост постоянных издержек (на 10 %) вызвал снижение прибыли на 3054 тыс. руб.

[(200 ООО - 144 ООО - 30 540 = 25 460) -

- (200 ООО - 144 ООО - 33 594 = 22 406)],

или 12 %.

3. Рост продажной цены изделия на 10 % привел к росту прибыли на 20 ООО тыс. руб.

(45 460 - 25 460), или 56,0 %.

Таким образом, приоритетное значение по степени влияния на прибыль имеет изменение цены и менее существенное колебание постоянных издержек. Данное соотношение указывает на значительный запас финансовой прочности предприятия. В нашем примере запас финансовой прочности равен 45,5 % к сумме выручки от реализации. Это означает, что предприятие сможет выдержать 45,5 % снижение выручки от реализации продукции без серьезной угрозы для своего финансового состояния. В рассмотренной ситуации руководство предприятия должно сконцентрировать внимание на разработке обоснованной ценовой политики, которая при успешной ее реализации даст максимальный финансовый результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.