ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В.Э. КЕРИМОВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Финансовой академии при Правительстве РФ
Экономический анализ в системе управления выполняет связующую функцию между получением информации и принятием управленческих решений. Глубина и достоверность выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного анализа, зависят от того, насколько полно и правильно полученная информация отражает состояние анализируемого объекта и среды, в которой он функционирует. При этом содержание и объем собираемой информации в решающей мере зависят от цели проводимого анализа, определяемой характером управленческих решений, для которых он проводится.
В рыночной экономике одним из основных разделов экономического анализа в коммерческих организациях выступает анализ произведенных ею затрат. В то же время эффективное управление текущими затратами невозможно без определения порога рентабельности (точки безубыточности). С помощью порога рентабельности определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты и, наоборот, высокий порог рентабельности замедляет окупаемость затрат.
Сопоставляя выручку от реализации продукции и совокупные затраты, менеджер производства может определить величину объема продаж, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои затраты (постоянные и переменные), не получая прибыли, то есть определить точку безубыточности.
Объем продаж в точке безубыточности (#мин) в стоимостном выражении можно определять по формуле:
П = 3 +3 ,
мин пост перем'
где Зпост - постоянные затраты;
Зпсрем - переменные затраты.
В стоимостном выражении уровень безубыточности можно определять по формуле:
3
ГТ _ _^пост_
ми"~(1-зперсм/в)
где В - объем продаж в стоимостном выражении.
В натуральном выражении количество единиц проданных изделий в точке безубыточности равно:
Тмин = Пмин / Цена единицы продукции.
Пример 1. На предприятии выручка от реализации продукции составляет 3 ООО ООО руб. при переменных затратах 19 20 ООО руб. и постоянных затратах 876 ООО руб. Реализовано 12 ООО единиц продукции по цене 250 руб. Переменные затраты на единицу продукции - 160 руб. Определить точку безубыточности в стоимостном и натуральном выражении.
Чтобы покрыть все затраты предприятия, необходимый объем продаж, то есть точка безубыточности, составит:
п =_876000_
м,ш (1 - 1 920 000 / 3 000 000)
= 24333000333 руб.
Минимальное количество единиц продукции, ^которое нужно продать, чтобы покрыть все затраты, равно
Тмин = 2 433 333 / 250 = 9 734 ед.
Только продажа каждой дополнительной единицы продукции сверх точки убыточности будет приносить предприятию прибыль.
Менеджер производства, осуществляя оперативное финансовое управление, может воздействовать на величину получаемой прибыли че-
рез механизм (метод) формирования маржинального дохода (МД), который представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на производство этой продукции.
Используя данные нашего условного примера, найдем:
МД = 3 ООО ООО - 1 920 ООО = 1 080 ООО руб.;
МДсд = 250 -160 = 90 руб.
Маржинальный доход на единицу продукции -это чистые денежные поступления от продажи дополнительной единицы продукции. Однако это не свободные денежные средства, поскольку часть их должна быть выделена сначала на покрытие постоянных затрат.
Только после того как чистых денежных поступлений будет достаточно для покрытия всей суммы постоянных затрат, предприятие будет получать прибыль.
Прибыль будет получена тем быстрее, чем больше будут чистые денежные поступления от продажи каждой единицы, то есть чем больше будет вклад на покрытие для единицы продукции.
Следовательно, при выработке и принятии решений по управлению текущими затратами, нацеленных на увеличение прибыли, необходимо стремиться к максимальному увеличению маржинального дохода.
Для выполнения расчетов, связанных с возможными изменениями объема продаж, цены, затрат и прибыли, следует воспользоваться следующими формулами:
Маржинальный доход = Постоянные затраты + Прибыль.
1 080 000 руб. = 876 000 руб. + 204 000 руб.
Количество единиц х Маржинальный доход на единицу продукции = Постоянные затраты + Прибыль.
12 000 х 90 руб. = 876 000 руб. + 204 000 руб.
Используя эти формулы, менеджер производства моЖет выполнять вариантные расчеты для обоснования управленческих решений, например.
1. Какой будет прибыль (П ) при увеличении объема продаж на 10%?
П^ = 12 000 х (1 + 0,1) х 90 - 876 000 -
= 312 000 руб.
Как видно, при увеличении объема продаж на 10% прибыль увеличится на 52,9% (321 000 / 204 000 х 100%).
2. Какой будет прибыль при возможном увеличении постоянных затрат на 10%?
П^ = 12 000 х 90 - 876 х (1 + 0,1) =
= 116 400 руб.
При увеличении постоянных затрат на 10% прибыль уменьшится на 42,9%.
3. Сколько единиц продукции (Красч) нужно продать, чтобы получить прибыль 250 000 тыс. руб.?
красч= <876 000 + 250 000)/90 = = 12 512 ед.
Чтобы получить прибыль 250 000 руб., необходимо продать 12 тыс. 512 единиц продукции.
4. Какой должна быть цена (Ц^) чтобы продав 12 000 единиц продукции, получить прибыль 250 000 руб.?
Црасч = 0 920 000 + 876 000 + 250 000)/12 000=
= 253,833 руб.
Чтобы получить прибыль 250 000 руб. необходимо продать по цене 253,833 руб. за единицу 12 000 единиц продукции.
5. Сколько единиц продукции (К^^) нужно продать, чтобы достигнуть уровня безубыточности?
кбезуб = 87 6000/90 = 9734 ед.
Уровень безубыточности будет достигнут, если предприятие продаст 9 734 единиц продукции.
Маржинальный доход и точка безубыточности взаимосвязаны. В точке безубыточности они между собой равны, то есть
П - 3 =3
мин перем пост
ИЛИ
П - Зпер х П =3 ,
мин сд мин пост'
где 3™р - доля переменных затрат в цене единицы продукции.
Из предыдущей формулы следует:
П =3 / (1 - ЗпеР).
мин пост / х сд 7
Величина (1 - З^р) называется коэффициентом маржинального дохода и показывает, какая доля в объеме продаж может быть использована для покрытия постоянных издержек и формирования прибыли.
Коэффициент маржинального дохода = Маржинальный доход / Объем продаж.
Принимая управленческие решения на основе анализа безубыточности, менеджер должен учитывать, что полученные результаты анализа основываются на следующих предположениях:
■ постоянные затраты считаются неизменными при любых объемах производства;
■ переменные затраты на единицу продукции не изменяются при изменении объема производства;
■ выручка от продажи единицы продукции, или цена, остается постоянной для всех объемов продаж.
Эти предположения могут быть справедливы в некотором, возможно, узком диапазоне объемов производства и продаж.
Полезным инструментом для анализа состояния производства и продаж как по отдельному продукту, так и по предприятию в целом, а также при оценке последствий возможных изменений является график безубыточности (рис. 1).
9 734 штуки Объем продаж
Рис. /. График для определения точки безубыточности
Как видно из графика, точка безубыточности соответствует объему продаж 9 734 единиц продукции и выручке от продаж в размере 2 433,3 тыс. руб. Именно при таком объеме продаж выручка полностью покрывает суммарные затраты и прибыль равна нулю. Нижний левый треугольник на графике соответствует зоне убытков предприятия до достижения точки безубыточности, верхний правый треугольник - зоне прибылей.
Менеджер производства в определенных пределах должен варьировать объемы продаж и выручки за порогом рентабельности (точки безубыточности) одного или нескольких видов производимой продукции. Для этого можно использовать показатель запаса финансовой прочности, рассчитываемый в стоимостном измерении по формуле: *
Запас финансовой _ Выручка от прочности реализации
Точка безубыточности.
566 700 руб. = 3 ООО ООО руб. - 2 433 300 руб. или в процентах к выручке:
Запас _ Объем продаж - Точка безубыточности ^ ^^
прочности
Объем продаж
18,9% = ((3 000 000 - 2 433 300)/3 000 000) х 100%.
Это означает, что объемы производства и продаж могут снизиться на 18,9%, прежде чем будет достигнута точка безубыточности.
Для оперативного управления затратами важное значение имеет также показатель операционного (производственного, хозяйственного) рычага. Количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения выручки на 1% называется операционным рычагом. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага используют формулу:
Операционный рычаг = Маржинальный доход / Прибыль.
5,29 = 1 080 000 руб. / 204 000 руб.
Значение операционного рычага 5,29 означает, что при увеличении объема продаж выше точки безубыточности на 1% прибыль увеличится на 5,29%, при снижении объема продаж прибыль уменьшится в той же пропорции. Из этого следует, что при возможном увеличении выручки от реализации, например на 5%, прибыль возрастет на 5% х 5,29 = 26,45%; при снижении выручки от реализации на 8% прибыль снизится на 8% х 5,29 = 42,32%.
Сила воздействия операционного рычага в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных фондов, тем больше постоянные затраты. Этот объективный фактор не зависит от управленческих решений менеджера производства.
Вместе с тем менеджер производства может воздействовать на эффект операционного рычага посредством контроля величины постоянных затрат. Сила воздействия операционного рычага воз—-растает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей сумме.
Высокий уровень постоянных затрат при низком уровне переменных затрат на единицу продукции приводит к высокому уровню рпераци-онного рычага, что характеризуется большим углом между линиями выручки и суммарных затрат (рис. 2).
Относительно низкий уровень постоянных затрат при высоком уровне переменных затрат на единицу продукции создают низкий уровень операционного рычага с малым углом между линиями выручки и суммарных затрат (рис.3).
Объектом пристального внимания менеджера производства при управлении текущими издержками также должны быть постоянные зат-
Выручка от продаж и затраты
Выручка,
Выручка Большой от продаж
и затраты угол к
Объем продаж Рис. 2. Высокий уровень операционного рычага
Выручка, Малый угол
I ; 13атраты? { • ; ; ' :
íiii HÍ ; н
Объем продаж
Рис. 3. Низкий уровень операционного рычага Влияние затрат на финансовые показатели
Таблица
Показатели, руб. Первый вариант Второй вариант Отклонения, %
Продажи 3 ООО ООО 3 000 000 0
Затраты:
переменные затраты 1 920 000 1 728 000 10,0
маржинальный доход 1 080 000 1 272 000 17,8
постоянные затраты 876 000 1 068 000 21,9
суммарные затраты 2 796 000 2 796 000 0,0
прибыль 204 000 204 000 0,0
Точка безубыточности 2 433 333 2 518 868 3,5
Уровень операционного рычага 5,29 6,24 17,8
Запас финансовой прочности 18,9 16,0 15,1
раты, поскольку повышение удельного веса постоянных затрат усиливает действие операционного рычага, а это означает, при снижении деловой активности предприятия, умноженные потери прибыли.
Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, характерного для данного предприятия: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.
Отдельные виды затрат в определенных условиях можно отнести либо к постоянным, либо ^переменным. Таковы, например, затраты на оплату труда, отнесение которых зависит от формы заработанной платы. При сдельной форме оплаты труда расходы на заработную плату относят к условно-переменным затратам; при повременной форме (твердом окладе) эти затраты считаются постоянными.
Используя данные нашего примера, оценим влияние перераспределения затрат внутри неизменной суммы общих затрат на финансовые показатели, в частности на величину операционного рычага, поскольку его значение при данном уровне продаж во многом определяет стратегию предприятия (см. таблицу).
Как следует из таблицы, уменьшение переменных затрат на 10% при фиксированной величине суммарных затрат привело к увеличению
уровня безубыточности на 3,5%, величина операционного рычага возросла на 17,8%, то есть произошел ощутимый рост производственного риска. Это предопределяет необходимость четкого определения стратегии предприятия в изменившихся условиях, так как во втором варианте распределения затрат прибыль, которую получает предприятие, становится более чувствительной к изменениям объемов производства и продаж. 1
Снижение переменных затрат на 10% влечет за собой рост вклада на покрытие на 17,8% и повышение точки безубыточности на 3,5%. Это означает, что предприятие должно дополнительно реализовать продукции на 85 535 руб., чтобы достигнуть точки безубыточности во втором варианте распределения затрат. При этом запас финансовой прочности снижается на 15,1%.
С увеличением доли постоянных затрат даже при снижении переменных затрат во втором варианте очень значительным для менеджеров производства становится контроль за объемами реализации, поскольку возможное снижение продаж Может Привести к большему уменьшению прибыли, чем в первом варианте, и наоборот. Из этого анализа следует общий вывод: рост доли постоянных затрат даже при снижении переменных затрат на единицу продукции всегда ведет к необходимости выбора стратегии, нацеленной на рост объемов реализации.