УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА ОПЕРАЦИОННОГО ЛЕВЕРИДЖА И ДИРЕКТ-КОСТИНГА
Г.Н. Степанова,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента Московского государственного университета печати
Основной целью управления затратами является экономия ресурсов и повышение эффективности их использования, что приводит к снижению себестоимости и соответственно увеличению прибыли и рентабельности.
Снижение затрат является более эффективным инструментом увеличения прибыли, чем аналогичное увеличение объема продаж. По оценкам отечественных финансистов, сокращение затрат на 5-7% дает такой же прирост прибыли, что и увеличение объема продаж на 20-30% при неизменной рентабельности (см. Иванов В.А. Основы финансового менеджмента. М., 1999. С. 64). Изменение себестоимости существенно влияет на объем продаж, минимально необходимый для безубыточного функционирования предприятия, на выбор отпускных цен, на рентабельность и, соответственно, на привлечение кредитов.
Повышение эффективности имеющихся ограниченных финансовых ресурсов также достигается в основном за счет рационального (оптимального) распределения затрат при планировании по видам деятельности и подразделениям, то есть при использовании процедур ди-рект-костинга и контроллинга.
С точки зрения динамики затрат по отношению к объему производства все расходы предприятия подразделяются на две основные категории — постоянные и переменные.
Переменные (условно-переменные) производственные расходы зависят от объема производства, и, как правило, увеличиваются (умень-
шаются) пропорционально росту (снижению) объема производства. При этом величина переменных расходов на единицу продукции остается условно-постоянной, так как эти удельные расходы (материальные, трудовые) нормируются. Однако при значительном росте объемов производства поведение переменных затрат может измениться. За счет более экономного использования сырья и материалов, роста производительности труда основных рабочих, укрупнения партий закупаемого сырья и отгружаемой продукции постепенно снижается уровень переменных затрат на единицу продукции.
Постоянные (условно-постоянные) расходы остаются неизменными для различных объемов производства, а на единицу продукции уменьшаются с увеличением объема производства. Это правило действует лишь при изменении объемов производства в определенных пределах или в краткосрочном периоде. При существенном росте объемов производства, в долговременном периоде постоянные расходы изменяются ступенчато (скачками), что связано с увеличением парка используемых машин и оборудования (с ростом амортизационных отчислений), повышением численности работников аппарата управления и ростом расходов на его содержание.
Для углубленного анализа себестоимости и поиска путей снижения издержек важное значение имеет распределение постоянных расходов по видам продукции и местам возникновения затрат. Усреднение постоянных расходов
скрывает действительную картину рентабельности отдельных видов продукции и уровня использованных ресурсов. Неправильное распределение постоянных расходов может привести к ошибкам в ассортиментной политике предприятия — предприятие будет вынуждено продавать большие количества тех видов продукции, которые требуют больших постоянных затрат, и, наоборот, снять с производства убыточные виды продукции, хотя их убыточность может быть вызвана тем, что на эту продукцию искусственно распределено большее количество постоянных затрат, чем она на самом деле поглощает.
До недавнего времени базой для распределения постоянных затрат на конкретные виды продукции служила заработная плата рабочих как мерило трудоемкости выпускаемой продукции. Однако в настоящее время в фондоемких отраслях научно-технический прогресс быстро вытесняет рабочего из тех процессов, которые раньше требовали больших затрат ручного труда, продукцию производят автоматизированные комплексы, а рабочий лишь контролирует безопасность процесса. В этих условиях можно считать, что работает не живой труд, а капитал, вложенный в основные средства. Поэтому мировая практика показывает, что управление издержками идет по пути поисков различных методов отнесения постоянных (накладных) издержек на отдельные виды продукции.
Пригодность того или иного способа распределения постоянных затрат в каждом конкретном случае зависит от стратегии предприятия в конкурентной борьбе, позиции предприятия на рынке, ресурсов предприятия.
В настоящее время применяются следующие методы распределения постоянных (накладных) расходов:
• пропорционально заработной плате основных рабочих;
• пропорционально затратам на сырье и материалы;
• пропорционально количественным параметрам продукции (объему, площади и др.);
• на основе фактически осуществленных работ;
• использование различной базы распределения постоянных затрат с целью побуждения персонала к сокращению издержек. Распределение постоянных (накладных)
расходов пропорционально заработной плате основных рабочих является традиционным для
нашей экономики. Считается, что данный метод основан на учете трудоемкости вырабатываемой продукции. Однако это было бы справедливо, если бы различную продукцию вырабатывали рабочие одной квалификации, имеющие одинаковую заработную плату. Если различные изделия выполняют рабочие, имеющие разную квалификацию и разный уровень оплату труда, то и накладные расходы будут разные. Так, если один вид продукции выпускают в цехе, где работают в основном высококвалифицированные рабочие, имеющие уровень заработной платы в 2 раза выше, чем рабочие другого цеха, выполняющие менее сложную работу, вряд ли справедливо, что накладные расходы на продукцию первого цеха будут также в 2 раза выше, чем в другом цехе. Более правильным было бы распределение накладных расходов пропорционально часам, затрачиваемым на выпуск продукции. Однако трудоемкость выпуска продукции на предприятиях рассчитывается далеко не всегда.
В практике работы отечественных предприятий применяются способы распределения постоянных (накладных) расходов пропорционально затратам на сырье и материалы, используемым при производстве продукции, что не гарантирует достоверности из-за недостатков аналитического и стоимостного учета материальных затрат, непосредственно используемых при производстве конкретных видов продукции.
Распределение постоянных расходов в соответствии с количественными параметрами продукции затруднено из-за трудоемкости приведения количественных характеристик различных видов продукции к единой базе. Например, в полиграфической промышленности при производстве печатной продукции все виды изданий нужно привести к единому формату, объему, красочности, необходимо также учесть способ печати и технологические особенности производства.
В крупных компаниях мирового уровня в последние годы наиболее широко используется метод распределения постоянных затрат на основе фактически осуществленных работ. Этот метод позволяет лучше понять базис издержек и сконцентрироваться на тех видах работ, которые добавляют стоимость. Следствием этого также является анализ различных объектов издержек и переход от анализа затрат по видам продукции или подразделениям предприятия к анализу затрат по отдельным заказчикам.
При использовании данного метода внимание сосредоточивается не на видах деятельности или операциях, не на подразделениях как центрах затрат. Методология заключается в нахождении движущих факторов затрат, в подразделении операций по степени сложности. Важнейшим этапом анализа является определение того, оправданы ли дополнительные затраты, вызванные более сложным производственным процессом, готов ли потребитель платить за них высокую цену. Если некоторые сложные и дорогостоящие операции не являются обязательными, не добавляют потребительской стоимости, предприятие может отказаться от них и искать более дешевые способы их выполнения. Данный метод определения затрат может потребовать много времени и трудозатрат, однако его применение позволяет лучше осознать структуру затрат, внутренние механизмы управления затратами и преимущество отдельных видов продукции и ее потребителей.
Иногда предприятию со стратегической точки зрения приходится работать с убытками по каким-то видам продукции или заказчикам, если работа с ними является престижной и это помогает увеличить долю рынка.
Данный метод базируется на АВС-анализе (Activity Based Costing) — функционально-стоимостном анализе (ФСА), который предполагает процесс распределения затрат с использованием первичных носителей стоимости, ориентированных на производственную или логистическую структуру предприятия с конечным распределением затрат по основным носителям (продуктам и услугам). Данный подход позволяет установить достаточно определенную связь между элементами себестоимости продукции и производственными процессами.
При осуществлении данного метода применяется принцип ABC, предполагающий классификацию изделий (операций или потребителей) по показателям доходности, прибыльности, технологической сложности или другим представляющим важность для предприятия критериям. Полученная оценка позволяет разбить весь список продукции (операций или потребителей) на классы, называемые «А», «В» и «С». К группе «А» относятся виды продукции (операции или потребители), количество которых составляет от 10 до 20% от общего объема и на которые приходится 50 — 70% объема потребления (продаж) в стоимостном выражении (прибыли или дохода). К группе «В» относится
около 20% видов продукции (потребителей), на которые приходится около 20% объема в денежном выражении. К классу «С» относится 60 — 70% видов продукции (потребителей) и 10 — 30% объема в стоимостном выражении. Применяя принцип ABC, можно добиться существенной экономии времени и денег за счет менее жесткого контроля над движением продукции (потребителей) класса «С» по сравнению с продукцией (потребителями) класса «А».
Уровень затрат используется как аспект психологического подхода к издержкам с целью мотивации сотрудников к сокращению издержек на всех этапах производственного и сбытового процесса. Если перед предприятием стоит задача снижения высоких издержек на рабочую силу, в качестве механизма распределения затрат используются часы прямых трудовых затрат или заработная плата. Виды продукции, требующие больших затрат труда, будут нести диспропорционально высокий уровень постоянных затрат, что будет мотивировать технологов, конструкторов и менеджеров искать трудосберегающие способы производства продукции. Если у предприятия слишком велики затраты сырья и материалов, базой распределения могут являться материальные затраты.
Если необходимо сделать более простую и технологичную конструкцию изделия, отказавшись от применения уникальных и дорогостоящих деталей, используемых только в отдельных видах продукции, базой распределения можно избрать число деталей.
Этот метод является практически противоположным по отношению к стремящемуся установить истинные издержки методу определения затрат на основе фактически осуществленных работ. Данный метод использует экономический анализ для подтверждения стратегии предприятия, а не для предоставления объективной информации.
Несмотря на многообразие методов отнесения постоянных затрат на виды продукции, к сожалению, не существует процедуры распределения постоянных (накладных) расходов, которую можно было бы признать точной, справедливой и однозначной. Все перечисленные методы имеют те или иные погрешности в применении. Более точные результаты учета затрат достигаются при ступенчатом учете затрат или методе неполной (усеченной) себестоимости. Рассмотрим сущность данного метода.
Система, при которой только переменные затраты включаются в себестоимость продукции, а постоянные издержки не распределяются на отдельные виды продукции, а рассматриваются как затраты периода и относятся непосредственно на счет прибылей и убытков, называется системой калькуляции себестоимости по переменным издержкам.
Предприятие в своей учетной политике может выбрать, какую систему формирования себестоимости оно будет представлять во внешнем учете. Однако для осуществления анализа деятельности предприятия и принятия финансовых и управленческих решений целесообразно в управленческом (внутреннем) учете иметь данные о неполной себестоимости продукции.
Перечисленные способы формирования себестоимости оказывают влияние на формирование прибыли. При этом могут иметь место три случая.
Объем реализации равен объему производства. В этом случае прибыль будет одинаковой при применении любого из способов формирования себестоимости.
Объем реализации меньше объема производства. В этом случае прибыль при формировании себестоимости по переменным затратам будет меньше, чем при полной себестоимости. При значительных отличиях могут иметь место фиктивные убытки, условно-переменные затраты не перекрываются объемом реализованной продукции.
Объем реализации больше объема производства. В этом случае прибыль при формировании себестоимости по переменным затратам будет больше прибыли при формировании полной себестоимости.
Если себестоимость формируется по полным затратам, то вместе с анализом себестоимости мы анализирует прибыль как разницу между ценой и удельной себестоимостью или как разницу между выручкой от реализации продукции и суммарными затратами на ее производство и реализацию.
Когда речь идет о неполной себестоимости, то вместе с ней анализируется маржинальная (валовая) прибыль (в директ-костинге) или сумма покрытия (в контроллинге). Она определяется следующим образом:
МП = В„ - 3 =11 + 3 ;
р пер. пост7
где Вр — выручка от реализации продукции; Зпер — переменные затраты; Зпост — постоянные затраты; П — прибыль от реализации продукции.
В расчетах часто используется коэффициент маржинальной прибыли, который определяется по формуле:
К = МП / В ;
МП ' р'
К = МП /ц,
МП уд ' "
где Кмп — коэффициент маржинальной прибыли; МП — маржинальная прибыль на весь объем реализованной продукции, руб; МПуд — маржинальная прибыль на единицу продукции, руб.;
Ц — цена единицы продукции, руб.
Наличие в управленческом учете сведений о неполной себестоимости и маржинальной прибыли и позволяет решать следующие управленческие задачи.
1. Принятие решений по специальным ценам. Иногда, в условиях сформированной производственной программы или при неполном использовании производственных мощностей, у предприятия может появиться заказчик, выдвигающий особые условия по размещению заказа, в том числе и по цене. В этом случае предприятие может принять заказ по специальной цене, которая ориентируется на переменные затраты. Решение по реализации продукции по ценам ниже полной себестоимости продукции может приниматься только в краткосрочном периоде при условии, что постоянные затраты будут перекрыты на других заказах. Если предприятие участвует в закрытых торгах, чтобы выиграть конкурс, надо назначать цену, лежащую между прямыми издержками предприятия (выше их) и конкурента (ниже их).
2. Выбор наиболее выгодного для предприятия ассортимента в условиях ограниченных ресурсов. Если предприятие имеет ограниченные производственные ресурсы (производственные мощности, время работы оборудования, оборотные и денежные средства, каналы сбыта и т.д.), то в целях оптимизации прибыли оно должно производить ту продукцию, для которой маржинальная прибыль на единицу ограничивающего ресурса наибольшая, или компенсировать снижение маржинальной прибыли повышением цены.
3. Принятие решений о приобретении комплектующих изделий или услуг по кооперации. При принятии решения о том, выгодно ли приобретать комплектующие изделия по кооперации вместо того, чтобы производить эти изделия на предприятии, следует помнить, что постоян-
ные затраты, которые были ранее распределены на это изделие, останутся на предприятии и должны быть покрыты в других изделиях. На принятие окончательного решения может оказать влияние возможность использования высвобождающихся мощностей при покупке изделий (или услуг) на стороне. Если освобождающиеся при этом производственные мощности могут быть использованы с прибылью для других целей, и это приведет к покрытию постоянных расходов, можно согласиться на кооперацию, в противном случае кооперация невыгодна.
4. Принятие решения о закрытии убыточных производств. Принимая решение о закрытии убыточного производства, следует оценить, приведет ли это закрытие к сокращению постоянных затрат. Если нет, то необходимо оценить, какую прибыль предприятие получит с закрытием убыточного производства и будет ли она больше, чем при его наличии. Если в результате закрытия убыточного производства произойдет уменьшение прибыли, так как постоянные затраты, приходящиеся на это производство, частично сохраняются и должны покрываться за счет других источников, то закрывать производство не имеет смысла, необходимо искать способы сокращения издержек и обеспечения безубыточной работы.
5. Анализ безубыточности. Безубыточным считается такой объем реализации продукции, при котором выручка покрывает переменные и постоянные затраты. Так как прибыль в этом случае равна нулю, этот объем производства называют также порогом рентабельности.
Задачами анализа безубыточности являются:
• определение объема продаж, обеспечивающего достижение безубыточности;
• определение объема продаж, обеспечивающего достижение заданной прибыли;
• определение величины прибыли, которую можно получить при заданном уровне продаж;
• выявление влияния изменений в цене, величине переменных и постоянных затрат, объеме производства на величину прибыли;
• изучение влияния изменений в структуре продаж на уровень безубыточности, объем плановой прибыли и потенциал роста доходов.
Для определения точки безубыточности в натуральном и стоимостном выражении используется исходная формула определения прибыли предприятия:
Выручка — Затраты = Прибыль; В - 3 +3 = П,
р пер. пост. '
где Вр — выручка от реализации продукции, руб.; Зпер — сумма переменных затрат на планируемый выпуск продукции, руб.; Зпост — сумма постоянных затрат, руб.; П — прибыль от реализации продукции, руб.
При условии безубыточности, когда П = О, данную формулу можно представить в следующем виде:
Ц х К = 3 х К + 3 ,
' пер.уд пост.7
где Ц — цена единицы продукции, руб.; К — объем продукции в натуральном выражении, ед.;
Зперуд — переменные затраты на единицу продукции, руб.;
Зпост — сумма постоянных затрат, руб.
Исходя из данной формулы, можно найти критический объем реализации в натуральном и стоимостном выражении, критическую цену реализации, критический уровень переменных и постоянных затрат, величину выручки для получения целевой прибыли.
1). Критический объем производства (точка безубыточности выпуска продукции) в натуральном выражении рассчитывается по формуле:
Кй = 3 / (Ц - 3 ) = 3 /МП
без. пост. ' х1 пер.уд.' пост. ' уд.
где К6ез — объем безубыточности в натуральном выражении, ед;
Зпосг — сумма постоянных затрат, руб.; Ц — цена единицы продукции, руб.; Зперуд — переменные затраты на единицу продукции, руб.;
МПуд — маржинальная прибыль на единицу продукции, руб.
2). Критический объем производства (точка безубыточности или порог рентабельности) в стоимостном выражении определяется по формуле:
Вб«. = 3пост. / К„ = Зпост. / О 3пеР./Вшш.)'
где В6сз — выручка от реализации безубыточного
объема продукции, руб.;
Зпост — сумма постоянных затрат, руб.;
Кмп — коэффициент маржинальной прибыли
(см.выше);
Зпер —переменные затраты на весь объем реализации, руб.;
Вплан — планируемая выручка от реализации продукции, руб.
Порог рентабельности показывает окупаемость переменных и постоянных затрат. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.
Анализ безубыточности дает объективные результаты, если соблюдаются следующие условия:
• производится один вид продукции или ассортимент продукции постоянен;
• цена реализации за единицу продукции постоянна;
• все затраты подразделяются на переменные и постоянные;
• постоянная структура затрат;
• переменные затраты на единицу продукции постоянны (в первую очередь постоянны цены на потребляемые производственные ресурсы);
• объем производства является единственным фактором, влияющим на величину переменных затрат;
• объем производства равен объему реализации;
• товарно-материальные запасы не должны значительно различаться в зависимости от периода времени.
Как показывает анализ приведенных формул, увеличение постоянных затрат прямо пропорционально влияет на увеличение объема безубыточности. Если постоянные затраты возрастают, например на 10%, объем безубыточности увеличивается тоже на 10%. С увеличением переменных затрат объем безубыточности также возрастает. Для уменьшения объема безубыточности необходимо сокращать как переменные, так и постоянные затраты. Если позволяет рыночная конъюнктура, к уменьшению объема безубыточности приводит увеличение цены.
3). С понятием безубыточности тесно связано понятие запаса финансовой прочности («предела безопасности»). Этот показатель отражает, на сколько может быть уменьшен объем фактического (или планируемого) выпуска продукции, чтобы деятельность предприятия не была убыточной. «Предел безопасности» определяет возможные границы маневра предприятия как в ценовой политике, так и в снижении натурального объема производства в неблагоприятных рыночных условиях (усиления конкуренции, снижения спроса и т.д.).
^фп (^факт. "^бсз.^ / ^факт.'
где Зфп — запас финансовой прочности; Вфакт — фактическая выручка от реализации продукции, руб.;
В6ез — выручка от реализации безубыточного объема продукции, руб.
Чем выше запас финансовой прочности, тем меньше риск достижения объема безубыточности.
Если предприятие имеет «достаточный» запас финансовой прочности, то его стратегия может заключаться в инвестировании средств в производства, в кадры, в освоение новых рынков и новых видов продукции, в другие виды деятельности, ценные бумаги и др. Если предприятие имеет небольшой запас финансовой прочности, то его стратегия будет заключаться в строгом контроле за затратами и оптимизацией всей деятельности. Для такого предприятия нежелательно заниматься инвестиционными проектами, но в случае необходимости инвестирования нужно тщательно оценивать инвестиционные проекты с точки зрения окупаемости (положительного денежного потока, то есть превышения доходов над расходами), так как в этом случае предприятие идет на определенный риск (объем продаж слишком близок к уровню безубыточности).
4). Критическая цена реализации определяется при заданных уровнях объема реализации, постоянных затрат и переменных затрат на единицу продукции.
1Г = 3 /К + 3
'без. пост. ' пер.уд.'
где Ц6ез — критическая цена реализации продукции, руб.;
Зпост — сумма постоянных затрат, руб.; К — объем продукции в натуральном выражении, ед.;
Зпсруд — переменные затраты на единицу продукции, руб.
5). Критический уровень постоянных расходов, при котором в сумме с переменными затратами полная себестоимость равна выручке, рассчитывается по формуле:
3 „ =К(Ц-3 ),
пост.без. пер.уд.7'
где Зпост 6ез — критический уровень постоянных расходов;
К — объем продукцуии в натуральном выражении, ед.;
Ц — цена единицы продукции, руб.; Зперуд - переменные затраты на единицу подук-ции, руб.
Анализ соотношения «Объем — Затраты — Прибыль» позволяет также определить следующие показатели.
1). Точка наличного равновесия, то есть объем, необходимый для покрытия всех денежных расходов за период:
К = (3 - 3 ) / МП ,
равн. х пост. неден.' ' уд.'
где Кравн — точка наличного равновесия (объем продукции) в натуральном выражении; Зпост — сумма постоянных затрат, руб.; Знеден — неденежные затраты предприятия (например, амортизационные отчисления, в отличие от затрат на сырье или заработную плату рабочим они не должны быть израсходованы в текущем периоде), руб.;
МП — маржинальная прибыль на единицу продукции (Ц - Зперуд), руб.
В = (3 - 3 ) / к ,
рави. ^ пост. нелеп.7 / мп'
где Вравн — точка наличного равновесия (объем реализации) в стоимостном выражении; Кмп — коэффициент маржинальной прибыли.
2). Объем продаж, обеспечивающий получение целевой прибыли. Предприятие определяет размер необходимой прибыли для развития производства, приобретения оборудования, проведения научно-исследовательских работ, выплаты дивидендов, уплаты налогов, относимых на результаты финансовой деятельности. В этом случае объем продаж с учетом налогообложения можно определить по формулам:
К =(3 + П : (1 — С / 100)) / МП ,
Ц.П. х пост. Ц Х И ' " ' уд'
где Кцп — планируемый объем выпуска продукции, обеспечивающий получение целевой прибыли, в натуральном выражении, ед.; Зпост — сумма постоянных затрат, руб.; Пц — целевая прибыль, руб.; Сн — ставка налога на прибыль; МПуд — маржинальная прибыль на единицу продукции, руб.
В„„ = (Зпост + П„ : (1 - С / 100)) / К ,
Ц.П. х ПОСТ. Ц х Н ' // ! мл'
где Вц п — планируемый объем выпуска продукции, обеспечивающий получение целевой прибыли, в стоимостном выражении, руб.; Кмп — коэффициент маржинальной прибыли.
3). Изменение прибыли при изменении объема продаж в натуральном выражении.
ДП = АК х МП .
уд.
А). Изменение прибыли при изменении объема продаж в стоимостном выражении.
ДП = ДВ„ х К
р МП
5). Размер прибыли в зависимости от планируемого объема продаж.
П = Вр х Кмп — Зпост,
где П — масса прибыли от реализации продукции, руб.;
Вр — выручка от реализации планируемого объема продукции, руб.;
Кмп — коэффициент маржинальной прибыли; Зпост = сумма постоянный затрат, руб.
Анализ соотношения «Объем — Затраты — Прибыль» позволяет дать количественную оценку изменения прибыли в зависимости от объема реализации на основании механизма операционного левериджа.
В общем виде леверидж (рычаг) трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей.
Операционный (производственный) леве-редж показывает потенциальную возможность изменения прибыли за счет изменения структуры себестоимости и объема производства. Действие этого механизма основано на том, что наличие постоянных расходов в составе операционных затрат приводит к тому, что при любом изменении объема реализации прибыль всегда изменяется еще более быстрыми темпами. Постоянные издержки самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение прибыли при любом изменении объема реализации вне зависимости от размера предприятия. Однако степень такой чувствительности прибыли к изменению объема реализации зависит от соотношения постоянных и переменных затрат. Чем выше удельный вес постоянных издержек в структуре затрат, тем в большей степени изменяется прибыль по отношению к темпам изменения объема реализации.
Соотношение постоянных и переменных затрат, определяющее изменение прибыли, характеризуется коэффициентом операционного левериджа, который рассчитывается по следующей формуле:
К = 3 / 3^ ,
ол пост. ' общ.'
где Кол — коэффициент операционного левериджа;
Зпост — сумма постоянных затрат, руб.;
^общ — общая сумма операционных издержек, руб.
При одинаковых темпах прироста объема реализации предприятие, имеющее больший коэффициент операционного левериджа, при прочих равных условиях всегда будет в большей степени приращивать сумму прибыли.
Конкретное соотношение прироста прибыли и объема реализации, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется эффектом операционного левериджа или силой воздействия операционного рычага. Принципиальная формула этого показателя имеет вид:
эол = дп/двр,
где Эол — эффект операционного левериджа;
ДП — прирост прибыли, %;
АВр — прирост объема реализации продукции, %.
Задавая тот или иной темп прироста объема реализации, можно всегда, используя данную формулу, определить, в каких размерах изменится прибыль при сложившемся коэффициенте операционного левериджа.
В целях управления маржинальной прибылью эффект операционного левериджа имеет следующие модификации:
эол = дмп/двр,
где ДМП — темп прироста маржинальной прибыли, %;
ДВр — темп прироста объема реализации продукции, %.
эол = дмп/дп,
где АП — темп прироста прибыли, %.
Операционный рычаг показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%.
Рассмотрим конкретный пример.
Выручка от реализации продукции составляет 15 ООО тыс. руб.
Переменные затраты составляют 10 500 тыс. руб.
Постоянные затраты составляют 4 ООО тыс. руб.
Прибыль составляет 500 тыс. руб.
Предположим, что выручка от реализации возрастает на 10% и составляет 16 500 тыс. (15 000 + 1 500 = 16 500). Переменные (пропорциональные) затраты возрастают также на 10% и составляют 11 550 тыс.руб. (10 500 + 1 050 = 15 550). Постоянные затраты не изменяются. Суммарные затраты в этом случае равны 15 550 тыс.
руб. (11 550 + 4 000 = 15 550). Прибыль достигает 950 тыс. руб. (16 500 - 15 550 = 950). Таким образом, выручка от реализации увеличилась на 10%, а прибыль увеличилась на 90% (950/500).
Рассчитаем силу воздействия операционного рычага. Маржинальная прибыль составляет 4 500 тыс. руб. (15 000 - 10 500 = 4 500). Эффект операционного левериджа равен 9 (4 500 / 500 = 9). Это значит, что при возможном увеличении выручки, например на 5%, прибыль возрастет на 5% х 9 = 45%. При снижении выручки, например на 7%, прибыль снизится на 7% х 9 = 63%. Увеличение выручки на 10% приведет к росту прибыли на 10% х 9 = 90%, что рассчитано было выше в задаче более трудоемким способом. Кроме того, эффект операционного левериджа позволяет принимать решения о расширении или сужении доли рынка при ограниченных данных.
Операционный леверидж связан с уровнем предпринимательского риска: чем он выше, тем выше риск. Чем выше риск, тем выше возможное вознаграждение.
Уровень операционного рычага также зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Высокий уровень рычага соответствует фондоемким отраслям (машиностроению и т.п.), для которых характерен высокий уровень постоянных издержек и низкий уровень переменных затрат на единицу продукции. Низкий уровень рычага соответствует пищевой и легкой промышленности, торговле и т.д., чему соответствует относительно низкий уровень постоянных издержек и высокий уровень переменных затрат на единицу продукции. При сравнении различных значений операционного рычага расчеты показывают, что прибыль при высоком уровне операционного рычага значительно выше.
Данная информация используется для изменения структуры затрат. Так, иногда на предприятии есть возможность перенести часть переменных издержек в разряд постоянных, и наоборот. Например, менеджерам по продажам можно установить фиксированные оклады вместо уплаты комиссионных от объемов продаж, и тем самым повысить долю постоянных издержек в структуре затрат, что обеспечит потенциально больший прирост прибыли. Однако этот шаг приведет и к повышению уровня предпринимательского риска, что должно учитываться при определении стратегии предприятия.
При большом значении силы операционного рычага даже при малейших изменениях конъюнктуры могут наблюдаться существенные
колебания прибыли. Увеличение доли постоянных затрат даже при снижении переменных издержек на единицу продукции делает значимым контроль объемов реализации и ведет к необходимости выбора стратегии, нацеленной на рост доли рынка.
Рассмотрим свойства механизма операционного левериджа.
1. Положительное воздействие операционного левериджа начинается только после преодоления точки безубыточности. Для того чтобы положительный эффект операционного левериджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные операционные расходы. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от объема реализации, поэтому, чем выше сумма постоянных издержек или коэффициент операционного левериджа, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило свою безубыточность, высокий коэффициент операционного левериджа будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению порога рентабельности. Для предприятия с высоким значением операционного левериджа положение ниже точки безубыточности сопряжено с большими убытками; достижение уровня безубыточности вознаграждается прибылью, быстро растущей с увеличением продаж.
2. После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент операционного левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации. То есть, при одинаковых темпах прироста объема реализации на предприятии с более высоким коэффициентом операционного левериджа прибыль возрастает более высокими темпами после преодоления точки безубыточности, чем на предприятии с меньшим значением данного коэффициента.
3. Наибольшее положительное воздействие операционного левериджа достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности (после ее преодоления). По мере дальнейшего наращения объема реализации и удаления от точки безубыточности ( то есть при наращении предела безопасности или запаса безубыточности) эффект операционного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема реализации бу-
дет приводить к все меньшему темпу прироста прибыли. Но при этом темпы прироста прибыли всегда будут оставаться большими, чем темпы прироста объема реализации.
4. Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность — при любом снижении объема реализации в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли. При этом пропорции такого снижения зависят от значения коэффициента операционного левериджа: чем выше это значение, тем более высокими темпами будет уменьшаться прибыль по отношению к темпам снижения объема реализации. По мере приближения к точке безубыточности в обратном направлении, негативный эффект темпов снижения прибыли по отношению к темпам снижения объема реализации будет возрастать. Таким образом, коэффициент операционного левериджа является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления операционной деятельности.
5. Эффект операционного левериджа стабилен только в краткосрочном периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращения объема реализации происходит очередной скачок постоянных затрат, предприятие должно преодолевать новую точку безубыточности. После такого скачка, обусловливающего изменение коэффициента операционного левериджа, его эффект проявляется по-новому в новых условиях.
Понимание механизма операционного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения эффективности операционной деятельности. Это управление сводится к изменению коэффициента операционного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.
При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей снижение объема реализации, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению коэффициента операционного левериджа. При благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса финансовой прочности тре-
бования к режиму экономии постоянных затрат могут быть ослаблены — в такие периоды предприятие может значительно расширить объемы реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.
Управление операционным левериджем предполагает воздействие как на постоянные, так и на переменные затраты.
При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что их высокий уровень определяется в значительной мере отраслевыми особенностями, определяющими различный уровень фондоемкости продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокий коэффициент операционного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками. Несмотря на объективные ограничители, на каждом предприятии имеются возможности снижения суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов относятся: сокращение административно-управленческих расходов при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажа неиспользуемого оборудования и нематериальных активов; использование лизинга и аренды оборудования; сокращение коммунальных платежей и др.
При управлении переменными затратами основной задачей является их экономия. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинальной прибыли, что позволяет преодолеть порог рентабельности быстрее. После преодоления точки безубыточности экономия переменных затрат обеспечивает прямой прирост прибыли. Основными резервами экономии переменных затрат являются: повышение производительности труда и за счет этого снижение численности основных рабочих; сокращение запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры.
Необходимо отметить еще одно свойство операционного левериджа. Рост прибыли предприятия обеспечивается сопряженным эффектом операционного и финансового левериджа, определяющего величину привлекаемых заемных средств. Предприятия с растущим объемом реализации, но имеющие в силу отраслевых особенностей низкий коэффициент операционного левериджа, могут в гораздо большей степени (при прочих равных условиях) увеличивать коэффициент финансового левериджа, то есть использовать большую долю заемных средств в общей сумме капитала. И наоборот, предприятия с высоким коэффициентом операционного левериджа должны с большой осторожностью привлекать заемный капитал и только при условии высокой рентабельности собственных средств.