Юридическая наука и правоохранительная практика
71
ОПЕРАТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ: МЕСТО В СТРУКТУРЕ
оперативно-розыскной деятельности
И.И. Алгазин
(доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности и оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук;
8 (3452) 598-540) Д.Б. Панюшин (преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России; 8 (3452) 598-540)
В статье аргументируется нецелесообразность отнесения оперативного внедрения к числу оперативно-розыскных мероприятий, определяется место внедрения в криминальную среду в структуре оперативно-розыскной деятельности, предлагаются пути нормативного правового регулирования этого направления деятельности.
Ключевые слова: оперативное внедрение, оперативно-розыскное мероприятие, внедрение в криминальную среду.
Оперативное внедрение, хотя и под другими названиями, давно известно оперативно-розыскной практике. Еще до принятия Федерального закона Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД»), закрепившего в ст. 6 среди оперативно-розыскных мероприятий оперативное внедрение, понятийный аппарат теории и практики оперативно-розыскной деятельности содержал такие термины, как «оперативное выведывание», «оперативная комбинация» и др. Законодательное закрепление оперативного внедрения в качестве самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия без определения его содержания поставило перед учеными задачу формирования понятия оперативного внедрения и его сравнения с ранее существовавшими понятиями. Следует отметить, что в этом направлении была проделана большая работа целым рядом исследователей, а рассмотрению оперативного внедрения как оперативно-розыскного мероприятия были посвящены диссертационные исследования [1 и др.].
При этом в известной нам специальной литературе почти не обсуждался вопрос об обоснованности решения законодателя отнести оперативное внедрение
к числу оперативно-розыскных мероприятий. Исключением могут служить работы К.М. Тарсукова (2000 г.), который отмечает, что «продолжают оставаться неясными цели выделения законодателем оперативного внедрения в качестве самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия», и А.В. Шувалова (2004 г.), который делает вывод о необходимости исключения оперативного внедрения из списка оперативно-розыскных мероприятий.
Анализ работ по оперативно-розыскной тактике, изданных до принятия ФЗ «Об ОРД», и трудов специалистов, занимавшихся изучением оперативно-розыскных мероприятий уже после принятия данного закона (прежде всего В.М. Атмажитова, В.Г. Боброва, В.Н. Омелина, Р.Х. Пардило-ва, А.Е. Чечетина, А.Ю. Шумилова), подтолкнул нас задаться вопросом: целесообразно ли к числу оперативно-розыскных мероприятий относить оперативное внедрение?
В рамках данной статьи будет аргументирован тезис о том, что относить оперативное внедрение к оперативно-розыскным мероприятиям нецелесообразно, определено место внедрения в криминальную среду в структуре оперативно-розыскной деятельности, предложены пути нор-
72
мативного правового регулирования этого направления деятельности.
Предложенное нами доказательство указанного выше тезиса будет основываться на двух утверждениях:
1. Оперативно-розыскная деятельность вопреки ст. 1 ФЗ «Об ОРД» состоит не только из оперативно-розыскных мероприятий, но и ряда других действий [2, с 7; 3, с. 48] вспомогательного, тактического и технического характера [4, с. 14; 5, с. 18].
2. Оперативно-розыскные мероприятия носят исключительно познавательный характер [4, с. 14], направлены на непосредственное собирание, исследование, оценку и использование фактических данных.
Первый довод. Включение познавательных приемов в качестве обязательных элементов оперативного внедрения привело к искусственному ограничению задач, решаемых с помощью внедрения в криминальную среду*, только сбором разведывательной информации.
Анализ оперативного внедрения как оперативно-розыскного мероприятия позволяет заключить, что его содержание составляют два, на наш взгляд, вполне самостоятельных элемента: тактический (проникновение в криминальную среду) и познавательный (сбор разведывательной информации). Объединение обозначенных элементов привело к искусственному ограничению задач, решаемых с помощью внедрения в криминальную среду, только сбором разведывательной информации.
В то же время традиционно внедрение в криминальную среду предполагало направленность не только на добывание информации, но и на профилактическое воздействие, изменение орудий преступления, а также задержание преступника, что не раз отмечалось учеными (В.Ф. Луговик, С.Н. Поправко (2004 г.). Кроме того, оперативное внедрение в преступную среду
* Под криминальной средой в тексте данной статьи мы понимаем лиц, замышляющих, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также лиц из их окружения.
может преследовать цель передачи информации - оказание рефлексивного воздействия.
Изложенное позволяет заключить, что для соответствия оперативного внедрения познавательной стороне оперативно-розыскных мероприятий цели внедрения в криминальную среду были искусственно заужены. Это вызывает необходимость, как правильно заметил К.М. Тарсуков (2000 г.), различать два понятия: «внедрение оперативных аппаратов в преступную среду» и «оперативное внедрение» как частный случай целого.
Второй довод. Познавательные приемы, входящие в оперативное внедрение, составляют основу других оперативно-розыскных мероприятий и включены в его структуру без приобретения каких-либо особенностей.
От пытливого взгляда ученых не укрылось то обстоятельство, что приведенный в ФЗ «Об ОРД» список оперативно-розыскных мероприятий не является перечнем «равноправных сущностей». Именно в связи с этим при классификации оперативно-розыскных мероприятий оперативное внедрение наряду с контролируемой поставкой справедливо было выделено в отдельную группу разведывательных операций [6, с. 200; 7, с. 58; и др.].
Такое выделение, странное с точки зрения законов логики, находит свое объяснение в том, что, к сожалению, в настоящее время комплекс оперативно-розыскных мероприятий, закрепленных в ст. 6 ФЗ «Об ОРД», можно рассматривать только как случайное и неорганизованное множество, которому чужды свойства системного образования.
Несмотря на то, что все оперативно-розыскные мероприятия связаны между собой способом нормативно-правового регулирования, они не представляют единую и полную систему познания, состоящую из отдельных познавательных приемов. Так, многие познавательные приемы, составляющие основу одних оперативно-розыскных мероприятий, полностью входят и дублируются в структуре других, не приобретая при этом каких-либо особеннос-
Юридическая наука и правоохранительная практика тей. Подтверждения этого суждения часто встречаются в специальной литературе. Например, Ю.В. Колташев отмечает, что «опрос, наблюдение, оперативная комбинация могут рассматриваться как его (оперативного внедрения) вспомогательные элементы» [8, с. 27-28].
В связи с этим следует согласиться с А.В. Шуваловым (2004 г.), справедливо отмечающим, что, имея самостоятельную сущность, оперативно-розыскное мероприятие не может являться составной частью другого мероприятия.
Кроме того, наличие одних и тех же познавательных приемов в различных оперативно-розыскных мероприятиях ставит в затруднительное положение сотрудников оперативных подразделений, вынужденных выбирать название оперативно-розыскного мероприятия фактически наугад. Указанное обстоятельство не может способствовать законности оперативно-розыскной деятельности, соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
Останавливаясь на перечислении доводов нецелесообразности выделения оперативного внедрения в качестве оперативно-розыскного мероприятия, позволим себе указать на существенные недостатки существующего нормативного правового регулирования оперативного внедрения.
Во-первых, закрепление оперативного внедрения в качестве самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия само по себе не решило проблемы нормативного правового регулирования деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по проникновению в криминальную среду.
Отвечая на вопрос К.М. Тарсукова о целях выделения законодателем оперативного внедрения в качестве самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия, можно предположить, что таковой являлось нормативное правовое регулирование деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по проникновению в криминальную среду. Однако анализ специальной литературы позволяет говорить о том, что даже после закрепления оперативного внедрения в ка-
честве оперативно-розыскного мероприятия неурегулированными остались вопросы возможного причинения вреда пра-воохраняемым интересам внедренными сотрудниками, их правовой и социальной защиты [9, с. 100-101].
Во-вторых, существующие условия проведения оперативного внедрения как оперативно-розыскного мероприятия не учитывают многообразие тактических ситуаций, разрешение которых требует внедрения в криминальную среду.
Правовое регулирование сложных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с имитацией противоправной деятельности, предполагает их обязательное санкционирование руководителем органа, уполномоченного осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
В то же время результаты нашего исследования показали, что порядок и условия проведения оперативного внедрения, предусмотренные ФЗ «Об ОРД» и ведомственными нормативными актами, в практической деятельности соблюдаются не всегда. Так, результаты опроса сотрудников оперативных подразделений свидетельствуют, что 77,4 % опрошенных** принимали решение о самостоятельном краткосрочном внедрении (до суток) в преступную среду не только без составления документов, предусмотренных ч. 7 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» и ведомственными нормативными актами, но и даже без уведомления об этом руководителя, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Причиной нарушения нормативно-правовых предписаний сотрудники оперативных подразделений называли потребность в моментальном самостоятельном реагировании на возникшую оперативно-розыскную ситуацию. Такая практика говорит в первую очередь не о правовом нигилизме оперативных сотрудников, а о несовершенстве положений ФЗ «Об ОРД» и ведомственных нормативных актов, которые не учитывают многообразие возникающих оперативно-розыскных ситуаций.
** Проанкетировано 124 сотрудника оперативных подразделений органов внутренних дел.
74
Вышеизложенное позволяет заключить, что отнесение оперативного внедрения к числу оперативно-розыскных мероприятий не только не решило имеющихся проблем, но и создало новые. Таким образом, представляется необходимым исключить его из перечня оперативно-розыскных мероприятий.
В связи с этим возникает вопрос о месте внедрения в криминальную среду в структуре оперативно-розыскной деятельности. Для ответа на него воспользуемся уже сформировавшимися на сегодняшний день взглядами ученых на структуру оперативно-розыскной деятельности [2, с. 7; 5, с. 20-21; 10, с. 21]. Так, помимо оперативно-розыскных мероприятий, в структуре оперативно-розыскной деятельности выделяются и другие оперативно-розыскные действия (меры), направленные на решение определенных задач, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности. Среди указанных мер особое место занимают меры тактического характера, направленные на преодоление возможного противодействия оперативно-розыскной деятельности. Такие меры могут создавать как благоприятные условия для проведения оперативно-розыскных мероприятий, так и в целом обеспечивать непосредственное решение задач оперативно-розыскной деятельности. Считаем, что к числу таких мер следует относить внедрение в криминальную среду.
Данный подход при осуществлении практической деятельности оперативными сотрудниками позволяет:
1) использовать внедрение в криминальную среду не только для получения информации, как это определяется в ведомственном нормативном правовом акте, но и для решения тактических задач;
2) отказаться от обязательного санкционирования руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оперативного внедрения в ситуациях, требующих моментального принятия решения о его проведении.
Для теории оперативно-розыскной деятельности исключение из списка оперативно-розыскных мероприятий оператив-
ного внедрения станет первым шагом по формированию единой системы познания, элементами которой будут являться оперативно-розыскные мероприятия.
В развитие наших предложений нельзя оставить без внимания проблему нормативного правового регулирования внедрения в криминальную среду. При рассмотрении путей ее решения следует упомянуть, что отечественным законодателем, помимо включения оперативного внедрения в число оперативно-розыскных мероприятий, использовались и другие подходы. Так, в п. 14 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» (утратил силу) было закреплено право на внедрение сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
В целом признавая перспективность такого подхода, не видим необходимости, руководствуясь правилами юридической техники, закреплять само право на внедрение, априори, на наш взгляд, имеющееся у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Полагаем, что закреплению в ФЗ «Об ОРД» должны подлежать прежде всего исключительные права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Такие права фактически формируют исключения из норм, закрепленных другими нормативными правовыми актами, и распространяются на сотрудников оперативных подразделений в момент осуществления оперативно-розыскной деятельности.
К исключительным правам, на наш взгляд, уже сейчас можно отнести закрепленные в п.п. 4, 5 ст. 15 ФЗ «Об ОРД» права на использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; а также на создание предприятий, учреждений и организаций.
Юридическая наука и правоохранительная практика
Имеющийся список представляется необходимым дополнить правом осуществлять легендированный ввод сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им содействие, с их согласия, в места содержания, связанные с изоляцией от общества, различных категорий лиц.
Исходя из того, что на сотрудников оперативных подразделений, как на государственных гражданских служащих, наложены ограничения, запреты, возложены обязанности, способные помешать проведению внедрения в криминальную среду (например, отсутствие возможности осуществлять предпринимательскую деятельность), полагаем, что в ФЗ «Об ОРД» в правах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует продублировать положения ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» и закрепить, что они имеют право устанавливать для своих сотрудников исключения из ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Порядок и механизм реализации перечисленных выше прав следует регламентировать в ведомственных нормативных правовых актах.
Более глубокого анализа требует проблема возможного совершения противоправных деяний сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицами, оказывающими им содействие. Полагаем, что одним из направлений ее решения может являться закрепление среди исключительных прав возможности совершения в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности действий, формально подпадающих под признаки преступления, сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицами, оказывающими содействие***.
*** Очевидно, что исходя, из предмета правового регулирования, освобождение от уголовной ответственности сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лиц, оказывающих им содействие, должно быть предусмотрено не только в ФЗ «Об ОРД», но и в УК РФ.
_ 75
Основываясь на анализе специальной литературы и практики оперативно-розыскной деятельности, список возможных противоправных деяний первоначально можно ограничить нормами ч. 2 ст. 208; ч.ч. 2, 3 ст. 209;ч.ч. 2, 3 ст. ст. 210; 222; 228 УК РФ.
В завершение отметим, что наши предложения относительно оперативного внедрения, во-первых, являются лишь первым шагом, и в дальнейшем мы планируем продолжить работу по формированию единой системы познания в оперативно-розыскной деятельности и провести анализ целесообразности отнесения и других оперативно-розыскных действий к числу оперативно-розыскных мероприятий; во-вторых, связаны с серьезным преобразованием оперативно-розыскного законодательства, в связи с чем требуют всестороннего анализа и взвешенной оценки. Соответственно, не настаивая на окончательной завершенности проведенного исследования, считаем, что его результаты окажутся полезными при дальнейших научных изысканиях в этом направлении.
1. Абдуллаева Н.Д. Оперативное внедрение в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2007.
2. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяи-нова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Бобров В.Г. Некоторые суждения по монографии Н.С. Железняка и А.Д. Васильева «"Черные дыры" и "белые пятна" Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности": юридические и лингвистические аспекты» // Оперативник (сыщик). 2011. № 1.
4. Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: монография. М.: Издат. дом Шумиловой И.И., 2006.
5. Омелин В.Н., Пардилов Р.Х. Институт оперативно-розыскных мероприятий в оперативно-розыскном законодательстве (теоретический и правовой аспекты): монография. М.: ВНИИ МВД России, 2007.
76
6. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: комментарий. М., 1997.
7. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах: наглядное пособие. М., 1998.
8. Колташев Ю.В. О понятии оперативного внедрения // Оперативник. 2007. № 2.
9. Вандышев А.С., Супроткин А. Правовые организационно-тактические вопросы применения института обстоятельств, исключающих преступность деяния, при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Проблемы совершенствования оперативно-розыскного законодательства (материалы круглого стола, посвященного 10-летию принятия Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») / под ред. В.И. Елинского. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
10. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Об основных направлениях дальнейшего развития теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. М., 2001.