Кучкина Виктория Геннадьевна
кандидат юридических наук,
старший эксперт группы нормативно-правового обеспечения УОРИ МВД России
Ларичев Василий Дмитриевич
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России
(тел.: +79161372653)
Вопросы совершенствования понятий, используемых в следственной и оперативно-розыскной деятельности
Рассматриваются вопросы определения понятий «следственные действия», «оперативно-розыскные мероприятия», «оперативно-розыскные действия», «оперативно-розыскные меры», «оперативно-тактические действия», «орган дознания».
Ключевые слова: следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия, оперативно-розыскные действия, оперативно-розыскные меры, оперативно-тактические действия, орган дознания.
V.G. Kuchkina, Master of Law, Senior Expert of Group of Standard Legal Support of Department of Operational Search Information of the Ministry of the Interior of Russia;
V.D. Larichev, Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79161372653.
Questions of improvement of the concepts used in investigative and operational search activity
Questions of definition of the concepts «investigative actions», «investigative measures», «operational search actions», «operational search measures», «operational and tactical actions», «body of inquiry» are considered.
Key words: investigative actions, investigative measures, operational search actions, operational search measures, operational and tactical actions, body of inquiry.
Совершенствование следственной и оперативно-розыскной деятельности (ОРД) предполагает выделение и тщательное исследование всех особенностей этого процесса, составляющих его элементов. Важнейшими структурными элементами следственной деятельности выступают следственные действия, а оперативно-розыскной деятельности - оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).
Следственные действия - это предусмотренная УПК РФ совокупность поведенческих актов по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств [1, с. 24].
М.Х. Гельдибаев также отмечает, что «следственные действия - это строго регламентированные УПК РФ процессуальные действия следователя (дознавателя), направленные на собирание, закрепление и проверку доказательств, как уличающих, так и оправдывающих
лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и производимые в целях установления объективной истины по делу» [2, с. 109].
На наш взгляд, более удачным и полным определением, отражающим суть следственного действия, является определение, данное С.А. Шейфером, который определил следственное действие как «комплекс регламентированных уголовно-процессуальным законом и осуществляемых следователем (судом) поисковых, познавательных и удостоверитель-ных операций, соответствующих особенностям следов определенного вида и приспособленных к эффективному отысканию, восприятию и закреплению содержащейся в них доказательственной информации» [3, с. 6].
Некоторые авторы под термином «следственные действия» понимают такие действия, которые регламентированы процессуальным законом, в которых осуществляется деятель-
96
ность, непосредственно направленная на обнаружение, изъятие, проверку и исследование доказательств [4, с. 3; 5, с. 335; 6, с. 38].
Как видим, для того чтобы отнести то или иное действие к следственному, необходимо обладать целым комплексом черт, позволяющих констатировать пригодность в решении задач по обнаружению, изъятию, проверке и оценке полученных доказательств.
Таким образом, УПК РФ, как и наука уголовного процесса, не имеет четкого определения следственного действия, что ведет к неясности, какие действия нужно считать следственными, а какие нет.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД) оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).
В толковых словарях термин «мероприятие» означает «совокупность действий, объединенных одной общественно значимой задачей» [7, с. 360], «организованное действие или совокупность действий, имеющих целью осуществление чего-нибудь» [8, с. 249].
Таким образом, термин «мероприятие» также означает действие или совокупность действий. Следует также отметить, что законодатель при принятии первого Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» намеревался избрать термин «действие» в качестве родового [9].
Термин «оперативно-розыскные мероприятия» многократно упоминается в названном законе, других федеральных законах и нормативных правовых актах. Так, п. 4 ч. 1 ст. 38 УПК РФ наделяет следователя правом давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ. Данный термин упоминается также в ч. 2 ст. 95, ч. 4 ст. 157 УПК РФ и др. Однако законодатель не разъясняет содержания ОРМ, как это сделано в отношении других юридических терминов (см.: ст. 5 УПК РФ «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе»).
В специальной литературе имеются довольно обстоятельные его формулировки. Вместе с тем, анализ литературных источников показывает, что существуют различные позиции относительно сущности ОРМ и разнообразные, довольно расходящиеся определения. Это обстоятельство не может не отразиться на восприятии практиками сущности и содержания ОРМ.
Как справедливо отмечают В.Н. Омелин, Р.Х. Пардилов, «разнобой в определении поня-
тия ОРМ затрудняет выработку научно обоснованных рекомендаций, касающихся их проведения» [10, с. 7], в том числе при расследовании уголовного дела.
Общим для всех определений является понимание ОРМ как закрепленных в ФЗ об ОРД действий, проводимых уполномоченными субъектами [11, с. 281; 12, с. 21; 13, с. 137; 14, с. 17].
Имеются и другие точки зрения [15, с. 7]. При этом ряд авторов отмечает комплексный характер ОРМ [16, с. 200; 17, с. 81; 10, с. 3].
Наиболее близкой нам представляется точка зрения В.Г. Боброва, предложившего следующее определение ОРМ - «организованная в соответствии с требованиями нормативных правовых актов система взаимосвязанных действий, направленных на получение и использование оперативно-розыскной и иной информации, предметов и документов как источников таких данных, значимых для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия противоправных деяний, розыска преступников и лиц, пропавших без вести, а также для решения других оперативно-тактических задач по борьбе с преступностью» [18, с. 4]. Данное определение отличает то, что автор уточняет цель их проведения: поиск, фиксация и проверка фактических данных, имеющих значение для решения задач ОРД.
Как видно из вышеизложенного, основной единицей в данных терминах (следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия) является слово «действие», а термин «мероприятие» означает совокупность действий. А.Е. Чечетин справедливо отмечает, что понятия оперативно-розыскных действий и ОРМ соотносятся как общее и частное, при этом действия являются родовым понятием, а мероприятия - видовым [15, с. 7].
В связи с отмеченным ряд авторов предлагает весь комплекс действий, проводимых сотрудниками оперативных подразделений в процессе ОРД, именовать «оперативно-розыскные действия или действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД» (о чем говорится в ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 16 ФЗ об ОРД), а действия, непосредственно направленные на выявление и фиксацию фактических данных, представляющих оперативный интерес, - термином «оперативно-розыскные мероприятия» [10, с. 19-20].
В ФЗ об ОРД термин «действие» употребляется в ч. 9 ст. 8. В ней говорится, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пп. 1-4, 6 и 7 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона,
97
запрещается осуществление действий, указанных в пп. 8-11 (8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. 9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи) ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона.
Для уяснения сущности ОРМ важно показать их отличие от смежных оперативно-розыскных и следственных действий.
В специальной литературе по поводу соотношения ОРМ и иных действий, осуществляемых в сфере ОРД, высказаны различные точки зрения.
В юридической литературе используется также термин «оперативно-розыскные меры» для обозначения совокупности действий, направленных на достижение определенных целей, связанных с осуществлением ОРД [18, с. 21]. Эти действия не ограничиваются ОРМ. Они могут носить характер организационно-управленческих, организационно-тактических мер, быть связаны с применением методов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, оперативной техники, оперативных учетов и т.д.
Таким образом, ОРМ - это лишь определенная часть оперативно-розыскных мер [19, с. 21].
Не менее дискуссионным в последнее время остается вопрос о соотношении ОРМ и оперативно-тактических действий.
Оперативно-тактические действия предназначены для реализации ОРМ, в частности, в процессе оперативной разработки подозреваемых в совершении преступлений, привлечения и использования конфиденциальных источников информации и пр. [20, с. 739-741]. Общими для ОРМ и оперативно-тактических действий являются субъекты указанных действий, а также применяемые оперативно-розыскные силы, средства и методы.
Специфическими признаками оперативно-тактических действий являются следующие:
различия в правовой регламентации [10, с. 30-31]; их разнообразие в отличие от ОРМ, исчерпывающий перечень которых закреплен в ст. 6 ФЗ об ОРД;
они организуются на основе данных анализа и оценки оперативно-розыскной ситуации, реально существующей на данный момент, в то время как основания и условия проведения ОРМ определены ФЗ об ОРД, иными нормативными правовыми актами.
ОРМ имеют определенное сходство со следственными действиями: и те, и другие являют-
ся способами получения информации о фактах, подлежащих установлению, и средствами достижения цели раскрытия преступлений.
Следственные действия - это предусмотренная УПК РФ совокупность поведенческих актов по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств [1, с. 24]. В процессе ОРД обнаруживается, фиксируется оперативными средствами информация, которая впоследствии может иметь доказательственное значение [21, с. 34].
К числу признаков, отличающих ОРМ от следственных действий, О.В. Фирсов относит следующие: законодательную закрепленность; возможность их проведения только уполномоченными субъектами; осуществление в строгом соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами; основанность на применении преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами; нацеленность ОРМ на непосредственное выявление и использование фактических данных, необходимых для решения задач ОРД [22, с. 14].
Имеются и другие точки зрения [15, с. 7].
ОРМ имеют определенное сходство со следственными действиями: и те, и другие являются способами получения информации о фактах, подлежащих установлению, и средствами достижения цели раскрытия преступлений.
Наряду с этим, по уголовно-процессуальному закону сотрудники оперативных подразделений относятся к органам дознания, их процессуальный статус аналогичен процессуальному статусу должностного лица органа дознания. Так, п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ указывает, что к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД.
Наличие широкого круга служб и ведомств, относящихся к органам дознания, правомерно приводит к вопросу о том, каким правовым статусом обладают каждые из них. Наряду с этим, сотрудник оперативного подразделения, указанный в законе как орган дознания, имеет свою специфику и существенно отличается от других органов, наделенных правом проведения дознания, особыми полномочиями, позволяющими ему осуществлять гласно и негласно ОРМ и проводить агентурную работу.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ на органы дознания возлагаются обязанности по осуществлению:
98
дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; иных полномочий.
Представляется нелогичным, что в данном пункте названной статьи не указано, что орган дознания осуществляет оперативно-розыскную деятельность, хотя согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 1 ФЗ об ОРД ОРМ вправе проводить только оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие ОРД). Соответственно, не все органы дознания наделены правом проведения ОРМ.
Таким образом, законодатель не разграничивает понятие «орган дознания» как процессуальный орган и «орган дознания» как орган, осуществляющий ОРД [23, с. 286].
В этом плане следует присоединиться к мнению Н.А. Аменицкой о том, что неверно именовать ОВД органом дознания при осуществлении им ОРМ, т.к. дознанием в современном уголовно-процессуальном законе именуется деятельность по расследованию [24, с. 146]. Оперативные подразделения осуществляют другие функции, в частности оперативно-розыскные.
Нет единства мнений среди ученых и по поводу соотношения понятий «дознание» в качестве уголовно-процессуальной формы предварительного расследования и «оперативно-розыскная деятельность» как средства обнаружения потенциальных (будущих) доказательств. Ряд ученых считает, что дознание включает в себя две функции: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную [25, с. 5-7; 26, с. 70; 27, с. 34]. Другие авторы полагают, что ОРД - лишь одно из направлений деятельности органов дознания, но понятием «дознание» не охватывается [28, с. 27].
Кроме того, такое смешение понятий ведет к непониманию сотрудниками оперативных подразделений, какими нормами УПК РФ им следует руководствоваться при взаимодействии со следствием.
В связи с этим необходимо признать, что дознание является исключительно процессуальной деятельностью и оперативно-розыскная не
должна охватываться понятием «дознание». Поскольку ОРД не урегулирована нормами уголовно-процессуального права, то она и не может быть признана уголовно-процессуальной деятельностью.
С.И. Гирько различает процессуальное дознание и ОРД по целям (дознание представляет собой завершенное знание о факте и его обстоятельствах, а ОРД является средством для установления этого знания), источникам получения доказательственной информации (средства процессуального доказывания носят исключительно открытый характер; ОРД может в себе сочетать гласный и негласный характер) и субъектам их осуществления (не каждый сотрудник полиции может осуществлять ОРД, а лишь тот, который состоит на службе в оперативном подразделении, включенном в соответствующий перечень, прошел специальную подготовку и допущен к такой работе) [23, с. 280-282].
На основании постановления Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности», ныне утратившего силу, дознание осуществлялось милицией общественной безопасности со специально созданными подразделениями (отделами, отделениями) дознания, состоящими из дознавателей и начальников этих подразделений.
Оперативные же подразделения ранее входили в состав криминальной милиции, основной функцией которых является ОРД: предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, производство предварительного следствия по которым обязательно; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, розыск без вести пропавших граждан (см.: ст. 7, 8 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (утратил силу).
Вступивший в силу Федеральный закон «О полиции» не делит полицию на общественную и криминальную, указывая лишь только то, что в состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (ст. 4).
Точками соприкосновения органа дознания и сотрудника оперативного подразделения, осуществляющего ОРД, являются различные аспекты оперативно-розыскного сопровождения процесса дознания, когда сотрудник оперативного подразделения предоставляет по поручению дознавателя либо инициативно
99
оформленные результаты своей деятельности, а дознаватель оценивает их доказательственное значение и целесообразность использования в интересах дела [23, с. 316].
Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что для отграничения оперативно-розыскных мероприятий от других сходных действий ряд авторов предлагает в ФЗ об ОРД в гл. 1 «Общие положения» предусмотреть дополнительную статью общего характера, например «Основные понятия, используемые в настоящем законе». В данной статье целесообразно представить дефинитивные нормы, закрепляющие используемые в данном законе базовые оперативно-розыскные понятия. К числу таких основных, требующих нормативного закрепления категорий относятся: оперативно-
1. Макарова Н.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: лекция. Домодедово, 2004.
2. Гельдибаев М.Х. Уголовный процесс: учеб. пособие. СПб., 2007.
3. Шейфер С.А. Следственные действия: система и процессуальная форма. М., 2008.
4. Белозеров Ю.Н., Рябоконь В. В. Производство следственных действий: учеб. пособие. М., 2003.
5. Уголовный процесс: учеб. / под ред. В. П. Божьева. 3-е изд. М, 2008.
6. Тетерин Б.С., Трошкин Е.З. Возбуждение и расследование уголовных дел. М., 2007.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.
8. Малый толковый словарь русского языка. М., 1993.
9. Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: комментарий / под ред. А.Ю. Шумилова. М., 1994.
10. Омелин В.Н., Пардилов Р.Х. Институт оперативно-розыскных мероприятий в оперативно-розыскном законодательстве (теоретический и правовой аспекты). М., 2007.
11. Теория оперативно-розыскной деятельности: учеб. /под ред. К. К. Горяинова, В. С. Ов-чинского, Г.К. Синилова. М., 2010.
12. Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий. М., 2006.
13. Елинский В. И. Основы методологии теории оперативно-розыскной деятельности. М., 2001.
14. Железняк Н.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: конспективные ответы на традиционные вопросы. Красноярск, 2002.
15. Чечетин А.Е. Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, сущность, структура. Барнаул, 2004.
розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, дело оперативного учета, результаты оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскные силы, оперативно-розыскные средства, оперативно-розыскные методы и др. [29, с. 11].
Поскольку нами выделяется из органа дознания сотрудник оперативного подразделения, осуществляющий ОРД, полагаем необходимым включить в ст. 5 УПК РФ понятие сотрудника оперативного подразделения, под которым понимается должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, уполномоченное на производство оперативно-розыскных мероприятий и наделенное соответствующими полномочиями Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
1. Makarova N.E. Use of results of operational search activity in proof on criminal cases: lecture. Domodedovo, 2004.
2. Geldibayev M.H. Criminal trial: study aid. St. Petersburg, 2007.
3. Sheyfer S.A. Investigative actions: system and procedural form. Moscow, 2008.
4. Belozerov Yu.N., Ryabokon V.V. Production of investigative actions: study aid. Moscow, 2003.
5. Criminal trial: textbook / ed. by V.P. Bozhyev. 3rd ed. Moscow, 2008.
6. Teterin B.S., Troshkin E.Z. Excitement and investigation of criminal cases. Moscow, 2007.
7. Ojegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of Russian. Moscow, 1993.
8. Small explanatory dictionary of Russian. Moscow, 1993.
9. The law on operational search activity in the Russian Federation: comment/ed. byA.Yu. Shu-milov. Moscow, 1994.
10. Omelin V.N., Pardilov R.H. Institute of operational search actions in the operational search legislation (theoretical and legal aspects). Moscow, 2007.
11. Theory of operational search activity: textbook / ed. by K.K. Goryainov, V.S. Ovchinsky, G.K. Sinilov. Moscow, 2010.
12. Chechetin A.E. Actual problems of the theory of operational search actions. Moscow, 2006.
13. Elinsky V.I. Fundamentals of methodology of the theory of operational search activity. Moscow, 2001.
14. Zheleznyak N.S. Bases of operational search activity: concise answers to traditional questions. Krasnoyarsk, 2002.
15. Chechetin A.E. Operational search actions: concept, essence, structure. Barnaul, 2004.
16. Goryainov K.K., Kvasha Yu.F., Surkov V.V. The Federal law «On operational search activity»: comment. Moscow, 1997.
100
16. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков В.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: комментарий. М., 1997.
17. Ривман Д. В. Комментарий к Федеральному закону «<Об оперативно-розыскной деятельности». СПб., 2003.
18. Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: лекция. М., 2003.
19. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Об основных направлениях дальнейшего развития теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. М., 2001.
20. Оперативно-розыскная деятельность: учеб. / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинско-го, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2004.
21. Батаев И.А., Луковников Г.Д. Направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе // Избранное: сб. науч. ст. преподавателей кафедры оперативно-розыскной деятельности Ижевского филиала Нижегородской академии МВД России. Ижевск, 2008.
22. Фирсов О. В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2011.
23. Гирько С.И. Уголовно-процессуальные функции милиции (теоретические, правовые и прикладные проблемы): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004.
24. Аменицкая Н.А. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в раскрытии и расследовании преступлений (в ОВД): дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006.
25. Кругликов А. П. Правовое положение органов и лиц, производящих дознание в советском уголовном процессе. Волгоград, 1986.
26. Абдумаджилов Г. Расследование преступлений. Процессуально-правовое исследование. Ташкент, 1986.
27. Дознание в органах внутренних дел: учеб. пособие / под ред. А.А. Чувилева. М., 1986.
28. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса: в 2 т. Т. 2: Порядок производства по уголовным делам по советскому уголовно-процессуальному праву. М., 1970.
29. Пардилов Р.Х. Институт оперативно-розыскных мероприятий в оперативно-розыскном законодательстве (теоретический и правовой аспекты): автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007.
17. Rivman D.V. The comment to the Federal law «On operational search activity». St. Petersburg, 2003.
18. Bobrov V.G. Concept of operational search action. Bases and conditions of carrying out operational search actions: lecture. Moscow, 2003.
19. Atmazhitov V.M., Bobrov V.G. About the main directions of further development of the theory of operational search activity of law-enforcement bodies // Topical issues of the theory and practice of operational search activity. Moscow, 2001.
20. Operational search activity: textbook / ed. by K.K. Goryainov, VS. Ovchinsky, G.K. Sinilov, A.Yu. Shumilov. 2nd ed., add. and rev. Moscow, 2004.
21. BatayevI.A., Lukovnikov G.D. The directions of use of results of operational search activity in criminal trial // Favourites: coll. of sci. papers of lecturers of the chair of operational search activity of the Izhevsk branch of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia. Izhevsk, 2008.
22. Firsov O.V. Legal bases of operational search actions: study aid. 2nd ed., rev. and add. Moscow, 2011.
23. Girko S.I. Criminal procedure functions of militia (theoretical, legal and applied problems): diss. ... Dr of Law. Moscow, 2004.
24. Amenitskaya N.A. Interaction of the investigator and the bodies which are carrying out operational search activity in disclosure and investigation of crimes (in Department of Internal Affairs): diss. ... Master of Law. Nizhny Novgorod, 2006.
25. Kruglikov A.P. A legal status of the bodies and persons making inquiry in the Soviet criminal trial. Volgograd, 1986.
26. Abdumadzhilov G. Investigation of crimes. Procedural and legal research. Tashkent, 1986.
27. Inquiry in law-enforcement bodies: study aid / ed. by A.A. Chuvilev. Moscow, 1986.
28. Strogovich M.S. A course of the Soviet criminal trial: in 2 vol. Vol. 2: An order of production on criminal cases by the Soviet criminal procedure law. Moscow, 1970.
29. Pardilov R.H. Institute of operational search actions in the operational search legislation (theoretical and legal aspects): auth. abstr. ... Master of Law. Moscow, 2007.
101