ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
УДК 111 : 116 : 001.2 : 12
П. В. ОПОЛЕВ
Омский государственный педагогический университет
ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ДИАЛЕКТИКИ И СИНЕРГЕТИКИ_________________________________
В данной статье показано онтологическое единство диалектики и синергетики, их объектная общность и сущностные различия. Двигаясь от абстрактного к конкретному, в статье выделены онтологические характеристики диалектики и синергетики и перспективы их дальнейшей интеграции.
Ключевые слова: диалектика, синергетика, природа, холизм, становление.
Онтологический плюрализм в современной философии и науке имеет множество проявлений и особенностей, среди которых необходимо отметить антифундаментализм, антиметафизическое и антисуб-станциональное понимание ключевых онтологических проблем. Диалектика в поиске единственно возможных оснований бытия и познания выражает монизм и фундаментализм в онтологии, гносеологии и методологии. Отказ от фундаментализма ведет к кризису диалектики, к утверждению плюрализма и релятивизма, который задает иную мировоззренческую перспективу. Переход от вещно-событийной среды (бытие) к информационно-знаковой (становление), кризис идеологии марксизма ведут к критике диалектической методологии, отказу от её дальнейшей проработки, ввиду её несоответствия новым онтологическим «горизонтам».
Становление и развитие синергетики имеет глубинные философские и общенаучные основания. В культуре синергетика отразила переход к так называемому нелинейному мышлению, переосмысление культурой идеи энтропийного возрастания. Анти-субстанционализм синергетики, на первый взгляд, утверждает её плюралистическую сущность. Действительно, в условиях интенциональной неопределенности, где «правят» нелинейное мышление и энтропия, выстроить единую онтологию и гносеологию вряд ли возможно. Тем не менее синергетика, транс-цендируя свои границы, стремится раскрыть последние основания бытия, ставит, по своей сути, метафизические вопросы.
Как отмечает В. С. Степин, многообразные представления о системно-структурных характеристиках предмета синергетики конкретизируются через модели, или, как он их еще называет, «теоретические схемы» [1]. Синергетика в этом отношении занимает промежуточное положение между диалектикой понятия — панлогизмом Г. В. Ф. Гегеля и классовоантагонистическим диалектическим материализмом. С философией Г. В. Ф. Гегеля синергетику сближает понятие «модель» — онтология синергетики разворачивается как саморазвитие некой исходной модели. С диалектическим материализмом синергетику связывает понятие «практика» — монистический принцип диалектической логики.
Общность философских оснований диалектики и синергетики заставляло некоторых исследователей видеть в синергетике образ стихийной диалектики, новой натурфилософии. Развитие и дифференциация естествознания существенным образом повлияли на статус натурфилософии. Развитие науки в свою оче-
редь породило стремление познать единство природы исходя из новых открытий. Это вновь вызвало повышенный всплеск интереса к натурфилософским построениям в XX веке. Категориальный сдвиг в области онтологии заставил искать пути для определения нового единства бытия.
Изучение природных объектов сформировало философско-методологическую концепцию органи-цизма. Данная концепция использовала для описания многообразных феноменов природы понятия «организм» и «организация». Открытие системности и самоорганизации позволило создать синергетику — первоначально как комплекс естественных и математических наук, изучающих процессы самоорганизации в неравновесных условиях в самых разных системах.
Однако именно природа (живая и неживая) явилась исходным объектом изучения синергетики (физическая синергетика). В поиске единства всех природных процессов необходимо было установить особенность, характерную для всех этих многообразных процессов. Такой особенностью стали природные процессы саморазвития. Тем не менее в мире, где существует энтропия, адекватным понятием, отражающим увеличение сложности и упорядоченности, является «самоорганизация». В этом смысле синергетика является учением о самоорганизации, первоначально направленным на системное выражение данных процессов в природе. Как оказалось в дальнейшем, процессы самоорганизации имеют место не только в природе, но и в других системах (общая синергетика). Эта идея раздвинула дисциплинарные рамки синергетики. Однако идея раскрытия новых горизонтов бытия, поиска естественного порядка вещей, естественного единства человека и природы, осталась в качестве определяющей онтологию синергетики (философия синергетики).
Метафизические притязания синергетики вызвали обоснованные попытки сопоставления диалектики и синергетики, о чем мы уже сказали ранее. Однако поиск тождественного и различного в диалектике и синергетике имел стихийный, а не системный характер. Конвергенция и интеграция диалектики и синергетики описывалась как состоявшаяся, в то время как проблема еще далека от своего разрешения. Эта интенция и определила цель и задачи текущей статьи.
Объектом изучения диалектики и синергетики являются сложные саморазвивающиеся системы. Предмет диалектики законы развития, а предметом синергетики являются — законы самоорганизации. Принципы диалектики и синергетики направлены на
познание устойчивости и изменчивости, бытия и становления. Диалектика и синергетика стремятся обозначить последние основания бытия и познания, что выражается в монизме и фундаментализме. Ввиду этого действительно оказывалось, что диалектика и синергетика в стремлении к всеобщему и предельному в бытии решают схожие проблемы.
За границами своей предметности, в рамках метафизических вопросов и притязаний, синергетика тесно связана с диалектикой. Синергетика и диалектика стремятся во всей своей полноте выразить бытие в его устойчивости (принципы бытия) и изменчивости (принципы становления). Онтологическое единство диалектики и синергетики в определенных вопросах еще более остро поставило перед исследователями проблему поиска онтологических различий, поскольку иначе эвристический статус диалектики и синергетики в современной философии и науке уже было бы невозможно установить. Тождество не существует без различия.
Ключевым отличием диалектики от синергетики в вопросах источника, «механизма» и направленности развития явилось то, что синергетика репрезентирует другую мировоззренческую позицию по отношению к миру в целом и человеку в частности. В диалектике источником развития, детерминирующим его «механизм» и направленность, являются противоположности, доведенные до противоречия. В законе единства и борьбы противоположностей диалектика подчеркивает именно «борьбу» противоположных начал.
Синергетика исходит из единства материального и идеального, макро- и микрокосмоса, человека и мира, живого и неживого. Этот мировоззренческий ракурс не является новым, но предполагает иной контекст, новый диалог не только человека и природы, но и человека и общества, человека и человека. Эта идея «единства», которая первоначально связана с поиском именно природного единства, получает продолжение в ключевых синергетических категориях, способах экспликации (использование моделей и метафоры) и представлениях о холизме, становлении, синергии, коэволюции и холархии. Кроме того, такой подход утверждает человекомерность любой системы.
Поиск природного единства синергетика перенесла на другие системы, что дало основания для обвинения синергетики в редукционизме. В этом отношении синергетика действительно оказывается новой натурфилософией. Однако, покидая свои дисциплинарные границы, синергетика начинает рассматривать природу как носителя истины, подлинного и естественного. Природа в синергетике — это единство антропологических и гносеологических характеристик. Наиболее адекватное понимание природы для синергетики это: «сущностная основа, от которой зависит человек и порождением которой он выступает» [2].
Здесь имеет место проблема соотношения «разумной» и «неразумной» природы, рассмотренная Л. В. Денисовой. С одной стороны, с точки зрения синергетики оказывается, что человек — это продукт неразумной природы, с другой человек созидает разумную природу, познающую и контролирующую, неразумную. Это позволяет Л. В. Денисовой различать два типа метафизики: ирранатуралистичекий, который отстаивает приоритет неразумной природы и обосновывает зависимость от нее человека, и ранатуралис-тический, отдают предпочтение разумной природе и пытаются обосновать необходимость её преобладания над всей активностью человека [3]. Идеи природ-
ного единства получают продолжение в ключевых категориях синергетической онтологии.
Здесь, по нашему мнению, коренится то существенное, что дает синергетика диалектике. Диалектика рассматривает мир в его устойчивости и изменчивости как саморазвивающуюся систему. Собственно говоря, это так же делает и синергетика. Однако синергетика рассматривает мир как единство линейных и нелинейных процессов, в то время как диалектика (как и вся классическая философия) исходит из его рассмотрения как линейной, детерминированной материально-духовной организации. Синергетика в этом отношении тесно связана с неклассическим типом философствования. Синергетика пытается примирить противоречия между разумной и неразумной природой, рационализмом и иррационализмом посредством снятия противоречия между порядком и хаосом, линейностью и нелинейностью, стабильностью и нестабильностью.
Утверждение иной человекомерности получает продолжение и конкретизацию в изменении статуса коммуникации. Диалектика утверждает взаимосвязь объективной и субъективной диалектики посредством категории «отражение» и первичности объекта познания. При всем при том, что этот процесс в диалектике сложен и многозначен, сохраняется общая диалектическая установка на «борьбу» этих начал. Синергетика же утверждает, что необходимо отказаться от утверждений первичности субъекта или же объекта и рассматривать их в единстве. Субъект в синергетике не только формирует связи, обеспечивающие существование объекта и его собственное, но и ведет диалог с познавательной традицией, дабы она становилась адекватнее тому, что она исследует.
Синергетика приходит к осознанию того, что язык описания бытия определяет его структуру. Структура диалектического обусловлена объективно существующим предметом, единством объективной и субъективной диалектики. Это делает понятие взаимодействия (как внутреннего — к своей собственной структуре, так и внешнего — к объективному миру) одним из интегральных в диалектике и синергетике. Однако подход к описанию бытия и своей внутренней структуре отличает диалектику исинергетику, поскольку в их основании лежат различные принципы.
Любая система, изучаемая синергетикой, не является объективной, то есть не зависящей от познающего субъекта, так же как она не является порождением только субъекта. Они существуют в едином коммуникативном пространстве. Отсюда повышенное внимание синергетики к моделированию реальности и разного рода метафорам. Модель позволяет выстроить концептуальную интерпретацию исследуемого объекта, а метафора и аналогия — сделать язык её описания более гибким. В синергетике, модель — это форма небытия, предвосхищающая его бытие, его идеальный образ.
Онтологические различия продолжают разворачиваться в рамках ключевых проблем и принципов диалектики и синергетики. Причинность в синергетике имеет случайно-хаотическую природу, тесно связана с флуктуациями, нелинейностью и нестабильностью. Действительно, естественный порядок вещей не может быть строго детерминирован, за всем многообразием возможных случайностей там всегда скрывается необходимость, позволяющая говорить о единстве всех процессов. Случайность в синергетике выражается через флуктуации, а необходимость — через аттрактор, который выражает пара-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
метры порядка, бытие в его устойчивости и возможной изменчивости.
Синергетика, так же как диалектика, отказывается от абсолютизации причинности, одномерности и однозначности возможных связей и отношений в микро- и макромире. В диалектике рефлексия причинности основана на идее самодвижения и признания существования всеобщего универсального взаимодействия. Диалектика рассматривает причинность как момент взаимодействия, где причина существует в контексте со следствием, случайность с необходимостью. Многообразие причинно-следственных связей выстраивается через ключевой принцип диалектического взаимодействия — принцип противоречивости. Синергетика переносит акценты с объектной вероятности (развитой в диалектике) на наиболее непроработанную вероятность — аксиологическую.
В синергетике имеет место диалектика случайности и необходимости, действительного и возможного. Вне этой диалектики понять сущность флуктуации и аттрактора в синергетике не представляется возможным. Однако синергетика предлагает сместить акценты с «борьбы» этих начал на их «единство», дабы соответствовать естественному порядку вещей. Действительно, во всех системах (особенно природных) любое проявление борьбы скрывает в себе глубочайшее единство этих начал. Нелинейность и нестабильность выражают не сколько антагонизм элементов системного целого, сколько их единство. Именно поэтому и возможно говорить о конструктивности нестабильности как условии устойчивости и изменчивости бытия. Диалектика же исходит из противопоставления этих начал. В этом смысле, по нашему мнению, синергетика «призывает» диалектику вернуться к своему истоку — единству макро-и микрокосмоса, которое отчетливо проявилось в ранних формах диалектики Древнего Востока и Античности.
Ядром диалектики является принцип противоречивости. Через представления о противоположностях диалектика раскрывает сущность и природу развития, его источник, движущие силы и направленность. Единство и борьба противоположностей выражают сущность этих процессов. Однако, как мы уже неоднократно подмечали, диалектика исходит из первичности «борьбы» перед «единством».
Синергетика, так же как диалектика, изучает главным образом противоположные процессы, такие как рождение сложного и его нарастание, при всем при том, что понятия «противоречие» и «противоположность» там отсутствуют. Источником самоорганизации в синергетике являются хаос и порядок. Хаос является условием возможности порядка, а порядок, в свою очередь, возникает из хаоса. Конструктивные возможности хаоса в синергетике не предполагают его абсолютизацию. Синергетика предлагает рассматривать хаос и порядок в единстве посредством понятия «становление».
В диалектике понятие «становление» не получило должного внимания. В синергетике понятие «становление» является определяющим, выражая единство синергетической онтологии в целом и хаоса и порядка в частности. Становление как нельзя лучше выражает естественный порядок вещей, когда бытие «уже не стало», но и «еще не стало». Синергетика предлагает рассматривать бытие как всякий раз становящееся, а процессы устойчивости и изменчивости в любой системе это еще раз подтверждают. В этом отношении такой подход синергетики к ис-
точнику самоорганизации оказывается существенным развитием диалектики.
Саморазвитие предполагает переход от одной упорядоченности к более высокой посредством противоречия, в то время как самоорганизация предполагает переход от менее организованного к более организованному качественному состоянию системы. Синергетика привносит в диалектическое понимание саморазвития антиномию порядка и хаоса, которая как нельзя лучше подходит для осмысления нестабильности, нелинейности и представляет обширное поле для исследования соразмерностей с диалектическими категориями и ключевыми её законами. Кроме того, синергетика указывает на конструктивный потенциал хаоса, что так же существенным образом дополняет диалектику, поскольку там саморазвитие представляет собой переход от одной упорядоченности к другой, а хаос, если и присутствовал, то игнорировался. Наиболее существенным дополнением синергетики является понятие «становление», которое призвано снять антагонистическое противоречие между противоположностями.
Механизм развития в диалектике и самоорганизация в синергетике так же предполагают много общего. И в диалектике, и в синергетике существует проблема дискретности и непрерывности в развитии, а также проблема его направленности. Диалектически понятый, качественный скачок оказывается существенным моментом синергетической бифуркации. Вне диалектики качества, количества, меры синергетическая бифуркация оказывается содержательно пустой.
Синергетическое представление о бифуркации заключают в себе представления о нелинейности, телеологичности, многообразии возможных «виртуальных состояний», векторов развития системы. Однако онтология синергетики, механизм развития — самоорганизации рассматривает как постепенный процесс, в котором качественный скачок имеет не дискретный, а непрерывный характер. Дискретность оказывается заблуждением разума не сопоставимым с природным единством и естественностью. Бифуркация раскрывает не только сам механизм развития, но и спектр его виртуальных состояний, при этом, не предопределяя его содержание. Сами же возможности оказываются связанными друг с другом, исключая перерыв постепенности.
В этом отношении подчеркнем, что качественный скачок в диалектике нетождественен синергетической бифуркации. Понятие «бифуркация» оказывается более общим, что не исключает представления о моменте перехода от одного качества к другому. Типология возможных бифуркационных изменений, не теряя всеобщности и универсальности, оказывается гораздо более широкой и проективной. Синергетика расширяет диалектические представления о направленности развития, о возможных потенциальных состояниях системы, привносит представления о времени бытия системы и переосмысляет взаимосвязь её прошлого, настоящего и будущего.
Диалектика является продуктом классической философии, в то время как синергетика вполне может быть названа неклассической философией и теорией познания. Категориальные сдвиги в области онтологии ведут к переосмыслению бытия, открытия его новых горизонтов, что, в свою очередь, также изменяет систему категорий, которые оказывают существенное воздействие на «старые» понятия и категории. Изменившиеся условия существования человека требуют изменения и в онтологии. Веху переос-
мысления, доопределения бытия в изменившихся условиях существования человека вносит поиск соразмерности диалектики и синергетики. Эксплицированные онтологические различия ведут к гносеологическим и методологическим расхождениям между диалектикой и синергетикой, с одной стороны, и утверждениям их взаимодополнительности — с другой.
Синергетика не может быть адекватно осмыслена вне диалектики, а диалектика вне синергетики остается в рамках своей устаревшей конкретно- исторической формы. Необходимо говорить не о замене диалектики синергетикой, не синергетической интерпретации диалектики, а о развитии самой диалектики, поскольку ключевые проблемы синергетики, рассмотренные в нашей работе вне категорий и законов диалектики, не существуют. Синергетика в качестве целостно-плюралистической системы дополняет и конкретизирует абстрактно-всеобщую, целостномонистическую онтологию диалектики, переносит акцент на конкретно-всеобщее, во всех его линейных и нелинейных проявлениях.
Синергетика вне диалектики может существовать как частнонаучное знание. Синергетика как мировоззрение, парадигма, общенаучная теория может существовать только в союзе с диалектикой. Однако диалектика не поглощает синергетику, не лишает самостоятельности и эвристичности её подходы. Тождество не существует без различия. Наоборот, существование синергетики целиком и полностью соответствует диалектическим представлениям о развитии через противоречия. Синергетика противоречит конкретно-исторической форме диалектики, заставляя её рефлексировать собственные основания, что в ситуации кризиса диалектической методологии дает диалектики то самое отрицание отрицания, которое позволило бы диалектике стать вновь актуальной в
новом контексте междисциплинарного знания и пост-неклассической науки.
Стихийный процесс интеграции диалектики и синергетики имеет свои границы и связан с осознанием существенных различий, которые были эксплицированы в нашей работе. Проделанная работа, с одной стороны, позволяет нам установить границу возможной интеграции диалектики и синергетики, с другой — переосмыслить и конкретизировать диалектику на новых основаниях, сделать её вновь актуальной. Здесь открывается обширное поле для рефлексии в построении новой неклассической онтологии, гносеологии и методологии диалектики в контексте междисциплинарного знания в науке и процессов релятивизации в философии.
Библиографический список
1. Степин, В. С. О философских основаниях синергетики / В. С. Степин // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. — М. : Прогресс-Традиция, 2007. — С. 99.
2. Денисова, Л. В. Догматическое основание метафизических систем / Л. В. Денисова. — Омск : Юридический институт МВД России, 1999. — С. 106.
3. Там же. С. 239.
ОПОЛЕВ Павел Валерьевич, преподаватель кафедры философии Сибирской государственной автомобильнодорожной академии, аспирант кафедры философии Омского государственного педагогического университета.
Адрес для переписки: e-mail: pro-sinergetica@ramb-ler.ru
Статья поступила в редакцию 23.11.2009 г.
© П. В. Ополев
Книжная полка
Связи с общественностью. Составление документов [Текст]. — М. : Аспект Пресс, 2008. —286 с. — ISBN 978-5-7567-0422-8.
В пособии рассматривается процесс составления разных документов, предоставляемых специалистами по связям с общественностью в СМИ, и основных материалов оперативного характера (писем, служебных записок, коммуникационных программ и т. д.). В книге делается основной акцент на тех особенностях письменных материалов, которые обычно не получают должного внимания в учебниках по данной дисциплине. В частности, подробно разбираются структура документов и специфика их языка и стиля. Наряду с разделами, посвященными собственно письменным материалам, авторы включили раздел, где последовательно описывается процесс подготовки публичных выступлений руководителей.
Для студентов, преподавателей и практиков в области связей с общественностью.
Гриненко, Г. В. История философии [Текст] : учеб. для вузов по дисциплине «Философия» / Г. В. Гриненко. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2010. — 689 с. : рис., табл. — (Основы наук). — Указ.: с. 679-689. — Библиогр. в середине кн. — ISBN 978-5-9916-0635-6. - ISBN 978-5-9692-0886-5.
Настоящий учебник по дисциплине «Философия» (часть первая — «История философии») охватывает всю историю мировой философии от ее возникновения до наших дней, включая восточную и русскую философию. В учебнике дано краткое изложение основных идей всех важнейших философских учений, определения используемых философских терминов, а также приведены графические схемы и таблицы, облегчающие понимание и запоминание материала.
Для студентов и аспирантов вузов.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ