001:10.25586/1*Ми.НЕТ.18.12.Р.35 УДК 378
Т. С. Камаева, А. А. Христолюбова,
Нижегородский национальный исследовательский университет им. Н. И. Лобачевского
Проблема мотивации студентов экономических специальностей к изучению английского языка
В глобализированном мире, где растут число и роль многонациональных компаний, возникает насущная необходимость в специалистах экономического профиля, владеющих иностранным языком на высоком уровне. А современное понимание полноценного владения иностранным языком предполагает формирование профессиональной иноязычной компетентности.
Очевидно, что только люди с определенным культурным багажом и высоким уровнем профессиональной подготовки, в том числе и в области иностранного языка, могут добиться успеха в многогранном мире предпринимательства [3, с.120]. Очевидно и то, что английский язык стоит на первом месте среди востребованных иностранных языков на рынке труда.
Российские вузы ставят перед своими студентами серьезные цели. В Институте экономики и предпринимательства Нижегородского национального исследовательского университета им. Н. И. Лобачевского основной целью обязательной дисциплины «Иностранный язык» на первом курсе является овладение обучающимися необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции (в составе лингвистической, социолингвистической, прагматической компетенций) для выполнения коммуникативных задач. На втором курсе главное при изучении дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» - совершенствова-
Нижегородский национальный государственный университет
им. Н. И. Лобачевского
ние иноязычной коммуникативной компетенции, требуемой для осуществления профессионально-деловой деятельности.
Для достижения данных целей мотивация студентов экономических специальностей к изучению английского языка является основным, если не решающим фактором, в том числе и потому, что обучающиеся в своем большинстве либо слабо заинтересованы, либо совсем не заинтересованы в овладении иностранным языком [4]. Объяснить это можно тем, что английский язык является обязательной, но непрофильной дисциплиной.
Также среди причин можно назвать недостаточную школьную подготовку большинства студентов.
«Словарь методических терминов и понятий» определяет мотив как «побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность ». В качестве мотива выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы. В случае принятия их человеком они приобретают личностный смысл и побудительную силу. Для препо-
© Камаева Т. С., Христолюбова А. А., 2018
ТАТЬЯНА
СЕРГЕЕВНА
КАМАЕВА
преподаватель кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Нижегородского национального исследовательского университета им. Н. И. Лобачевского. Сфера научных интересов: психология и мотивация учебной деятельности к изучению иностранных языков, интерактивные методы в обучении иностранному языку
АЛИНА
АЛЕКСАНДРОВНА
ХРИСТОЛЮБОВА
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Нижегородского национального исследовательского университета им. Н. И. Лобачевского. Сфера научных интересов: обучение иностранному языку в неязыковом вузе, лингвострановедческий подход в обучении английскому языку, мотивация студентов нелингвистических специальностей к обучению иностранному языку. Автор 15 опубликованных научных работ
Рассматривается проблема мотивации студентов экономических специальностей к изучению английского языка в неязыковом вузе. Среди прочих педагогических стимулов, повышающих мотивацию, особое место отводится педагогической технологии разноуровневого обучения в группах гомогенного характера, а также внеаудиторной работе в университете.
Ключевые слова: мотивация студентов, педагогическая технология разноуровневого обучения, внеаудиторная работа.
The article deals with motivation problem of economic specialities students while teaching English at non-linguistic universities. We give special attention to studying English in multilevel groups and extracurricular activities among other educational stimuli that increase students' motivation. In the book we take into consideration conditions of the organization of foreign language teaching process at non-linguistic universities.
Key words:students' motivation, learning in multi-level groups,extracurricular activities.
давателя важно знать мотивы деятельности учащихся и направлять их на достижение поставленной цели обучения [1, с. 148].
Понятие мотивации шире и определяется следующим образом. Мотивация - процесс действия мотива. Иерархию основных объективных факторов, определяющих мотивы выбора иностранного языка в качестве объекта изучения, можно представить следующим образом: необходимость использования языка в последующей деятельности (учебе, работе и др.), получение доступа к существующей на изучаемом языке информации, осознание роли языка как языка-посредника при контактах с носителями языка.
Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию: первая зависит от окружающей среды (преподаватель, учебная группа, родители, окружение), вторая обусловлена уровнем заинтересованности учащихся в изучении иностранного языка, личной значимостью информации о стране, культуре, традициях, истории страны изучаемого языка. Объективные факторы преломляются в индивидуальном представлении и становятся источником мотивации в изучении
языка. Среди факторов, влияющих на формирование мотивации, наибольшую роль играют способы организации учебной деятельности [1, с. 148].
Стимулирование мотивации к изучению английского языка у студентов экономических специальностей остается одной из сложных проблем. Среди средств стимулирования для развития и формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов в области экономики можно рассматривать множество психолого-педагогических стимулов, обращенных к мотивационной сфере личности студента [4].
В нашем исследовании в качестве гипотезы принято предположение о том, что применение психолого-педагогических стимулов, обращенных к мотивационной сфере личности студентов, повышает мотивацию студентов экономических специальностей к изучению английского языка и, как следствие, положительно влияет на освоение коммуникативной компетенции, способствуя повышению уровня владения английским языком. Это и является главной целью вуза, установленной в рабочих программах
дисциплин «Иностранный язык» и «Иностранный язык в профессиональной сфере».
В Институте экономики и предпринимательства нашего университета преподаватели кафедры английского языка для гуманитарных специальностей стараются использовать как можно более широкий спектр психолого-педагогических стимулов. Одним из новых мотивирующих средств, применяемых с сентября 2018 года, является дифференцированный подход к обучению иностранным языкам. В рамках данного подхода используется педагогическая технология разноуровневого обучения в группах гомогенного характера [2].
Подобная организация учебного процесса в рамках дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам дает возможность решать самую основную и наболевшую проблему преподавателей неязыкового вуза - учитывать разницу в уровне владения иностранным языком после окончания школы у студентов одной группы [4]. Результаты обучения английскому языку с применением данной технологии представляются успешными, поскольку учитываются индивидуальные способности обучающихся, уровень владения английским языком каждого студента, мотивацион-ная структура их учебной деятельности. Рассматриваемый подход предполагает такую организацию индивидуализированного обучения и уровневой дифференциации, когда обучающийся чувствует себя равным среди равных.
При разноуровневом обучении у преподавателя появляется возможность оценивать студента в соответствии с его способностями и затрачиваемыми усилиями. У студентов появляется желание учиться и получать хорошие оценки. Одновременно при такой организации обучения начинают цениться не столько отметки, сколько знания, повышается мотивация студентов к изучению иностранного языка.
Следующим источником стимулирования мотивационной сферы
Набережная Федоровского в Нижнем Новгороде
студентов Института экономики и предпринимательства, педагогическим стимулом, который затрагивает не только внешнюю, но и внутреннюю мотивацию студентов, является англоязычная группа университета <ФгеаттдА1Ьюп» в социальной сети «ВКонтакте» [5]. Конкурсы на английском языке, проходящие в рамках этой группы, относятся к сфере внеаудиторной работы студентов университета.
Группа была зарегистрирована в мае 2015 года. За период с 2015 по 2018 год ее участниками стали более 1200 студентов. В группе постоянно проводятся конкурсы на английском языке. Это способствует формированию англоязычной среды вуза, росту уровня внутренней познавательной мотивации, поскольку конкурсы ориентированы на интересы данной возрастной категории студентов с учетом их психологических характеристик.
В интересах усиления внешней мотивации студентов используется прогрессивная шкала поощрений в цикле конкурсов ВК-группы «DreamingAlbion», реализуемая преподавателями кафедры английского языка для гуманитарных специальностей. Так, по решению преподавателя участникам и победителям конкурса могут быть предоставлены преимущества при сдаче зачета/экзамена по английскому языку (например, возможность поменять билет без ущерба для итоговой
оценки, ограничение числа билетов, освобождение).
Победители и участники конкурсов получают дипломы и сертификаты, которые учитываются в рейтинге факультетов университета. При подведении общих итогов года победителям в нескольких конкурсах вручаются призы и подарки от профкома студентов. Фотографии участников и победителей регулярно выкладываются по окончании каждого конкурса, что является предметом гордости студентов и их родителей.
В 2017/2018 учебном году прошли следующие конкурсы:
The day of knowledge Competition (05.09-23.09) - 24 участника;
Harry Potter Competition Part 1 (04.10-21.10) - 140 участников;
Harry Potter Competition Part 2 (25.10-13.11) - 96 участников;
INTERVIEW COMPETITION (14.1113.12) - 60 участников;
Poem translation Competition (10.02 - 01.03) - 110 участников;
Nn_Fifa (05.03 - 31.03) - 24 участника;
Funny love story (01.04-30.04) - 92 участника.
Остановимся на конкурсе, приуроченном к чемпионату мира по футболу 2018 года Nn_Fifa (05.03 -31.03). Поскольку Нижний Новгород был одним из принимающих городов, где состоялось несколько игр чемпионата, студентам было предложено снять пятиминутный
видеоролик о Нижнем Новгороде и в нем рассказать гостям чемпионата о городе, о его достопримечательностях, о том, что именно им хотелось бы показать и рассказать о Нижнем иностранным гостям.
Представляет интерес эпизод со студентом, в группе которого автор статьи был ведущим преподавателем. Студент 2-го курса Института экономики и предпринимательства, обучающийся по направлению «Таможенное дело», назовем его студент «Х», никогда не демонстрировал интереса ни к одному из конкурсов. Соответственно, студент «Х» не участвовал в конкурсах ВК-группы «DreamingAlbion», несмотря на все усилия преподавателя, использующего рычаги внешней мотивации (привилегии при сдаче экзамена и даже освобождение). Главной же целью преподавателя, конечно, было затронуть внутреннюю мотивацию всех студентов, для чего он рассказывал о том или ином конкурсе с воодушевлением и пытался привлечь умы и души молодежи к предлагаемой тематике.
Студент «Х» обучался в сильной группе под номером 6 (из 19 разноуровневых групп, разделенных по уровню владения языком от № 1 до № 19, как указано выше) с уровнем владения английским языком «Intermediate», показывал отличные знания и владение языком, но часто был рассеян, невнимателен и редко проявлял интерес к происходящему на уроке. Из монологов студента «Х» преподаватель знал, что его мечта - стать продюссером в киноиндустрии и снимать собственные фильмы, и, наконец, уехать в Голливуд для занятия данным любимым делом.
Когда же был объявлен конкурс Nn_ Fifa, преподаватель, дав о нем информацию на уроке, заострил внимание студента «Х» на съемке видеоролика как на возможности проявить себя в качестве продюссера, режиссера, оператора и ведущего данного сюжета. Студент «Х» услышал данную информацию, встрепенулся, задал несколько уточняющих вопросов.
В итоге он снял свой ролик о Нижнем Новгороде и стал участником конкурса. При обсуждении преподавателями победителей его работа претендовала на 1-е место.
Кроме того, разгорелись жаркие дебаты среди членов жюри, поскольку студент «Х» снял самый неординарный ролик, рассказал на прекрасном английском в быстром темпе неформальную информацию (в отличие от большей части работ, где речь шла об общеизвестных достопримечательностях города, хотя и их он упомянул), нашел собственные изюминки, которые иностранцам стоит увидеть, приехав в Нижний Новгород. Главной же достопримечательностью студент «Х» назвал Набережную Федоровского, которую он описал разнообразными речевыми средствами: "Ybu must see it. This is the place where you can see our city properly. Just sit on the bench and see this beauty, observe how ships slowly drift on the river, how the sun reflects
in the water, look at the sky. Buildings, bridges... Here you can feel that this city deserves to be visited" [5].
Рассматриваемая работа заслужила симпатии многих преподавателей - членов жюри данного конкурса. Единственным ее недостатком, из-за которого с недобором в один голос студенту «Х» было присуждено 2-е место (из 24 работ, которые студенты делали в группах до 5 человек, лишь один студент «Х» подготовил работу полностью самостоятельно), был назван монтаж уже существующих видео и фото, хотя подборка видеофрагментов была вполне оригинальной. На церемонии вручения сертификата и приза за 2-е место студент «Х» объяснил это тем, что не уловил одно из условий конкурса - снимать оригинальное видео.
Случай со студентом «Х» подтверждает влияние внеаудиторных мероприятий на мотивацию студентов к изучению английского языка: факторы внешней мотивации не действовали на студента, но он за-
хотел принять участие в конкурсе английского языка, когда была затронута его внутренняя мотиваци-онная сфера. Другие же студенты, стремясь получать хорошие оценки по английскому языку и реагируя в большинстве на факторы внешней мотивации, также активно принимают участие в конкурсах группы, при этом увлекаясь тематикой и практикуя свой иностранный язык.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогические стимулы, представленные в настоящей статье, такие как педагогическая технология разноуровневого обучения английскому языку с внешней дифференциацией студентов, мероприятия, проводимые в рамках внеаудиторной деятельности, действительно повышают мотивацию к обучению и уровень владения английским языком студентов экономических специальностей неязыковых вузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азимов Э. Г. Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
2. Ваганова Н. В,Демина О. А. Обучение английскому языку студентов неязыкового вуза в многоуровневых группах гомогенного характера: рефлексивный аспект // Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: сб. статей по материалам науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 апреля 2018 г. Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2018. С. 46-51.
3. Камаева Т. П., Казаева Н. Н, Золотова М. В, Ганюшкина Е. В. Формирование профессиональной иноязычной компетентности как неотъемлемой части культуры нового поколения российских предпринимателей // Язык и культура. 2016. № 2 (34). С. 120-133.
4. Христолюбова А. А. К вопросу о мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 7 (49). Ч. 2. Июль. С. 71-73.
5. Dreaming Albion. URL: vk.c om/dreamingalbion (дата обращения: 25.10.2018).
LITERATURA
1. Azimov E\ G. Shhukin A. N. Novy'j slovar* metodicheskix terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazy'kam). M.: Ikar,, 2009. 448 s.
2. Vaganova N. V., Demina O. A. Obuchenie anglijskomu yazy'ku studentov neyazy'kovogo vuza v mnogourovnevy'x gruppax gomogennogo xaraktera: refl.eksivny'j aspekt // Variativnosf i standartizaciya yazy'kovogo obrazovaniya v neyazy'kovom vuze: sb. statej po materialam nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. s mezhdunar.m uchastiem, 24 aprelya 2018 g. N. Novgorod: NNGU im. N. I. Lobachevskogo, 2018. S. 46-51.
3. Kamaeva T. P., Kazaeva N. N.,Zolotova M. V., Ganyushkina E. V. Formirovanie professionaTnoj inoyazy'chnoj kompetentnosti kak neot"emlemoj chasti kuTtury* novogo pokoleniya rossijskix predprinimatelej // Yazy'k i kuTtura. 2016. № 2 (34). S. 120-133.
4. Xristolyubova A.A. K voprosu o motivacii studentov nelingvisticheskix speciaTnostej k izucheniyu inostrannogo yazy'ka // Mezhdunarodny'j nauchno-issledovateTskij zhurnal. 2016. № 7 (49). Ch. 2. Iyul\ S. 71-73.
5. Dreaming Albion. URL: vk.c om/dreamingalbion (data obrashheniya: 25.10.2018).