Научная статья на тему 'Олимпийское и паралимпийское образование как способ социального ориентирования младших школьников'

Олимпийское и паралимпийское образование как способ социального ориентирования младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
727
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРАЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / OLYMPIC EDUCATION / PARALYMPIC EDUCATION / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / PHYSICAL CULTURE / SOCIAL ORIENTATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксёнова А. В.

Рассмотрены педагогические аспекты реализации олимпийского и паралимпийского образования в начальной школе. Систематические внеклассные мероприятия по олимпийской и паралимпийской тематике, имеющие логическую связь между собой, при соответствующем подходе позитивно влияют на социальное ориентирование младших школьников в рамках предмета «физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксёнова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIC AND PARALYMPIC EDUCATION AS MECHANISM OF SOCIAL ORIENTATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

In the article pedagogical aspects of Olympic and Paralympic education at elementary school are considered. Systematic classes on the Olympic and Paralympic subject positively influence social orientation of younger schoolchildren in the course of physical training, if the occupations are consecutive and logical.

Текст научной работы на тему «Олимпийское и паралимпийское образование как способ социального ориентирования младших школьников»

УДК 373.1:371.8

А. В. Аксёнова

ОЛИМПИЙСКОЕ И ПАРАЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рассмотрены педагогические аспекты реализации олимпийского и паралимпийского образования в начальной школе. Систематические внеклассные мероприятия по олимпийской и паралимпийской тематике, имеющие логическую связь между собой, при соответствующем подходе позитивно влияют на социальное ориентирование младших школьников в рамках предмета «физическая культура».

Ключевые слова: олимпийское образование, паралимпийское образование, младшие школьники, физическая культура, социальное ориентирование, социализация.

Сегодня в преддверии международных фестивалей культуры и спорта - Олимпийских и Паралимпийских игр в г. Сочи в 2014 г. все более актуальным становится олимпийское и паралимпийское просвещение всех категорий населения России, особенно школьников. Это обусловлено эффективным влиянием олимпийских и паралимпийских ценностей, идеалов, принципов на нравственную сферу детей, их отношение к физической культуре, спорту, здоровому образу жизни. В России постоянно повышается интерес к олимпийскому и паралимпийскому образованию.

Под олимпийским образованием сегодня повсеместно понимается процесс и его результат по передаче различным категориям обучающихся ценностей, идеалов, знаний о сущности, принципах, традициях и истории олимпийского движения. Олимпийское образование основывается на олимпизме -философии олимпийского движения. Под паралимпийским образованием также понимается педагогический процесс, который по аналогии с олимпийским образованием основывается на паралимпизме и направлен на передачу ценностей, идеалов, знаний, касающихся паралимпийского движения.

В рамках данной статьи решались следующие задачи:

- выявление степени разработанности вопросов олимпийского и паралимпийского образования младших школьников;

- определение наиболее оптимальных организационно-педагогических условий олимпийского и паралимпийского образования, проверка их эффективности на практике с целью организации социального ориентирования младших школьников.

В последние годы в научных статьях все чаще встречается критика упрощенного подхода к физической культуре детей, ограниченной рамками только физической подготовки и исключающей формирование единства духовного, интеллектуального и физического в человеке. Мы полностью согласны с тезисом исследователей О. С. Макаровой и А. А. Чунаева [1] о необходимости преодоления проблемы обессмысленного физического упражне-

ния, не имеющего связи с культурой и традициями. Выходом из сложившегося положения может стать развитие олимпийского образования, что с полной обоснованностью подчеркивается в исследованиях В. Л. Коршунова [2], Г Н. Поликарповой [3],

В. Н. Сергеева [4].

Все исследователи без исключения в области физической культуры и олимпийского образования [2-5] видят в качестве основного итога олимпийского образования личностные качества человека, в первую очередь - гуманизма. Гуманистически ориентированная личность проявляется, по мнению авторов, в позитивном отношении к олимпизму и стремлении реализовать на практике олимпийские ценности, то есть, по сути, в физической, нравственной и эстетической культуре.

Исследователь В. Н. Сергеев [4] выделяет общие принципы организации олимпийского образования применительно ко всем категориям населения. Можно согласиться с В. Н. Сергеевым в том, что сущностные и педагогические аспекты олимпийского образования, несмотря на высокий воспитательный потенциал, нуждаются в разработке и дальнейшем изучении, особенно применительно к разной целевой аудитории. В настоящее время наиболее разработанной областью олимпийского образования, с нашей точки зрения, является олимпийское образование студентов. Аспекты олимпийского образования младших школьников требуют более детальной проработки в научных исследованиях и методической литературе с учетом возрастных особенностей учащихся.

Конечно, это не означает полного отсутствия какой-либо литературы или ресурсов, касающихся олимпийского образования детей начальных классов. Так, существуют «Твой олимпийский учебник» [6], выпущенный Олимпийским комитетом России, разработки олимпийских и паралимпийских уроков в образовательных программах Оргкомитета «Сочи-2014» [7], несколько сценариев внеклассных мероприятий для младших школьников в рамках конкурса методических разработок, также проведенного Оргкомитетом «Сочи-2014» [8].

Анализ названных разработок, несмотря на их несомненные достоинства и значимость в деле пропаганды олимпизма, подтверждает необходимость дальнейшего изучения педагогических аспектов олимпийского образования младших школьников: необходимых организационно-педагогических условий (форм, методов, приемов обучения или воспитания), так как большая часть материалов посвящена работе с учащимися средней школы и более взрослой категории.

Аналогичная ситуация характерна и для предметно-методических журналов, в которых встречаются некоторые разработки планов и сценариев отдельных мероприятий или циклов образовательных событий по олимпийской тематике [9]. Наличие имеющихся публикаций, которых по мере приближения 2014 г. становится больше, свидетельствует о том, что передовыми педагогами физической культуры осуществляется воспитательная работа, однако массовой подобную практику назвать нельзя. При анализе научной и методической литературы не выявлены какие-либо методические разработки по паралимпийскому образованию.

Решая вторую задачу исследования, постарались учесть указанные выше пробелы, поэтому специально разработали цикл внеклассных мероприятий по олимпийскому и паралимпийскому образованию для учащихся третьих и четвертых классов, реализовав его через разные организационные формы: теоретический классный час, командные и индивидуальные интеллектуальные игры, эстафеты, игры по станциям, конкурсно-игровые программы, конференции.

Основная цель проводимой внеклассной работы - это социальное ориентирование младших школьников. Останавливаясь подробнее на сущности социального ориентирования, отметим, что сегодня в литературе это понятие трактуется неоднозначно. Анализ литературы выявил наличие различных подходов в определении понятия «социальное ориентирование»: социологический, психологический и педагогический. Мы придерживаемся педагогического подхода, подразумевая под социальным ориентированием процесс создания учителем педагогических условий, направленных на усвоение учащимися норм и ценностей общества, знаний и умений об эффективном взаимодействии человека с социумом, формирование начальных форм рефлексии и личностных качеств (самостоятельности, инициативности, ответственности), а также умение ориентироваться в сложившихся условиях и самостоятельно принимать решения. В исследовании основывались на том, что структура социального ориентирования включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: коммуникативный, поведенческо-нравственный, познаватель-

ный и рефлексивный. Наши многолетние исследования показали, что в младшем школьном возрасте происходит активная перестройка каждой из этих сфер и по степени происходящих изменений можно судить о социальном становлении личности. Для данного исследования крайне важно, что в рамках внеклассных мероприятий по олимпийскому и паралимпийскому образованию педагог физической культуры имеет возможность не только передать школьникам знания исторического характера, но и создавать благоприятные условия для социального развития личности ребенка.

В экспериментальном исследовании по внедрению элементов олимпийского и паралимпийского образования в качестве основной содержательной линии внеклассной работы приняли участие учащиеся третьих-четвертых классов школы № 54 и школы-интерната № 1 г. Томска. Цель проводимой работы была сформулирована согласно нашей научной и личной позиции - социальное ориентирование учащихся начальных классов [10].

Для достижения поставленной цели в процессе олимпийского и паралимпийского образования с младшими школьниками мы пытались решить следующие задачи:

- создание представлений об Олимпийских и Паралимпийских играх как о высших международных фестивалях спорта и культуры;

- повышение интереса к физической культуре не только как к учебному предмету, но и важному явлению общества;

- знакомство учащихся с историей, ценностями, принципами, ритуалами олимпийского и паралимпийского движения, историей жизни знаменитых олимпийских и паралимпийских чемпионов России и Томской области, духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников;

- повышение уровня предметной подготовленности учащихся (история мира и Отечества, физической культуры), расширение кругозора;

- формирование гуманистического мировоззрения учащихся,

- формирование культуры общения и поведения в классе и на занятиях физической культурой на основе олимпийских и паралимпийских ценностей;

- привнесение новизны и единой логики серии последовательно связанных внеклассных мероприятий.

Обобщение опыта позволило сформулировать основные содержательные условия олимпийского и паралимпийского образования младших школьников: наличие таких тематических разделов, как «История Олимпийских игр в Древней Греции», «История Олимпийских игр современности», «Участие России в олимпийском движении»,

«Олимпийские символы и ритуалы», «Значение олимпизма и его принципы», «Понятие о движении „Фейр плей“», «История паралимпийского спорта», «Паралимпийские виды спорта», «Биографии чемпионов и призеров Олимпийских игр», «Олимпийские и паралимпийские ценности», «Биография выдающихся олимпийцев и паралимпийцев» («Примеры для нас всех»), «Выдающиеся представители спорта в Томской области», «Спортивные секции в городе Томске», «Я и Сочи-2014», «Я и спорт», «Мое здоровье - в моих руках».

Одним из наиболее эффективных организационно-педагогических условий социального ориентирования младших школьников в процессе олимпийского образования в разнообразных его формах является участие каждого ребенка в мероприятиях как теоретического характера, так и с двигательной деятельностью. Достоинство первых видится в высоких возможностях ознакомления детей с историей олимпийского и паралимпийского движения, предпосылками начала их появления, многообразием видов спорта, биографией знаменитых спортсменов и выдающихся общественных деятелей. Позитивной чертой мероприятий с двигательной деятельностью является наличие условий для применения полученных знаний и ценностей на практике. Особенности проведения каждой из организационных форм олимпийского и паралимпийского образования представлены в таблице.

Проведение внеклассного мероприятия о паралимпийском спорте и спортсменах-паралимпий-

цах - очень ответственное событие для педагогов и организаторов. При разработке содержания подобных внеклассных образовательных событий мы пользовались официально признанными материалами об этике общения с людьми с инвалидностью и этике подготовки материалов о них. В начальных классах школы № 54 г. Томска в рамках инклюзивного образования обучаются дети с инвалидностью («колясочники», имеющие ДЦП). С одной стороны, в процессе образовательного события ребенок с инвалидностью предстает перед классом с позитивной стороны, однако очень сложны поднимаемые вопросы об отклонениях и нарушениях в организме такого ребенка. Организаторы и педагоги обязаны быть очень осторожными в выборе выражений, описывая человека с инвалидностью, поэтому такие слова, как «инвалид», «человек с ограниченными возможностями здоровья», «человек с отклонениями», категорически запрещены для применения педагогами и организаторами. Более целесообразно пользоваться выражением «исключительный человек».

Важнейшим условием социального ориентирования младших школьников в учебно-воспитательном процессе является создание на занятиях ситуаций успеха для каждого учащегося, поэтому учителю необходимо соблюдать педагогический такт, создавать атмосферу сотрудничества между детьми, включать элементы самоорганизации, что способствует повышению субъектно-статусной позиции школьника.

Организационные формы олимпийского и паралимпийского образования младших школьников

Количество мероприятий Количество участников Примечания

Классный час или третий урок

1-2 раза в четверти Один класс (до 30) По тематике каждое последующее занятие является продолжением предыдущего

Командные интеллектуальные игры

2-4 раза в год Один класс (до 30) или по 5-6 человек из нескольких классов Тематически имеет связь с иными мероприятиями и формами физического воспитания, например с темами классного часа

Индивидуальные интеллектуальные игры

2-4 раза в год Один класс (до 30) Тематически имеет связь с иными мероприятиями и формами физического воспитания, например с темами классного часа

Конкурсно-игровая программа

1-2 раз в год До 10 человек в команде (вся параллель или 3-4 классы)

Эстафеты

1-2 раза в год До 12 человек в команде (4-6 команд) В каждой команде должно быть равное количествово участников. Соблюдение олимпийских ритуалов

Игра по станциям

1-2 раза в год До 15 человек в команде (вся параллель или 3-4 классы) Организаторы заранее определяют последовательность прохождения станций командами (определенная или по желанию команд)

Мини-конференция

1 раз в год В одном классе или целой параллели Проводится в конце учебного года

Среди основных методов, использованных в эксперименте, следует назвать объяснение, показ, инструктаж, беседу, рассказ в сопровождении слайд-презентации, творческое задание, игру, самостоятельное домашнее задание. По мере знакомства школьников с изучаемым материалом необходимо увеличивать число заданий, основанных на активных методах.

Педагогический эксперимент, организованный с 2008 по 2013 г. на базе школы № 54 и школы-интерната № 1 г. Томска, позволяет утверждать, что логическая линия, просматривающаяся в серии внеклассных мероприятий, позитивно воспринимается педагогами и детьми. Олимпийское и паралимпийское образование вызывает больший интерес со стороны младших школьников, когда организовано не через единичные мероприятия, а в качестве единого цикла образовательных событий. Результаты данного исследования показали, что внедрение модифицированного варианта олимпийского и паралимпийского образования во внеклассную работу младших школьников способствует развитию у них:

— коммуникативных качеств при условии, что педагог активно применяет творческие задания, конкурсы в группах и парах, командные игры и эстафеты, позволяет детям в группе распределять обязанности и принимать командные решения, то есть осуществляет помощь, а не авторитарно принимает решение за школьников;

— нравственных и поведенческих качеств при условии, что учитель физической культуры предлагает детям в рамках занятий образцы нравственного поведения знаменитых людей, примеры проявления трудолюбия, целеустремленности, старания, организует занятия, основанные на сотрудничестве школьников между собой, а также акцентирует внимание школьников в ходе уроков физической культуры и внеклассных занятий на олимпийских и паралимпийских ценностях;

—рефлексивных качеств в процессе формирования у детей навыков взаимо- и самооценивания.

В рамках олимпийского и паралимпийского об-

разования ребенок получает огромное количество знаний об истории, ритуалах международного спортивного движения, интересные факты о жизни выдающихся представителей спорта, названия видов спорта, инвентаря, правила соревнований. Это способствует активному развитию познавательной сферы младших школьников, расширению их кругозора.

В заключение отметим, что на факультете физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета стал традиционным региональный фестиваль «Роль физической культуры и спорта в современном обществе» (далее - Фестиваль), проводимый для учащихся в виде трех отдельных образовательных событий с единой тематикой: индивидуальная олимпиада, коллективная интеллектуальная игра, научно-практическая конференция. Тематика Фестиваля видоизменяется от года к году, однако среди основных тем центральное место занимают вопросы олимпийского и паралимпийского движения.

Как показали итоги Фестиваля наиболее эффективной формой олимпийского и паралимпийского образования оказалась командная интеллектуальная игра, позволившая школьникам анализировать свой ответ, так как по условиям игры после каждого вопроса следует разбор правильных ответов с комментариями или дополнительной информацией. Все задания командной интеллектуальной игры сопровождались яркими красочными слайдами с фотографиями, что обеспечивало высокую степень понимания задаваемых вопросов и интереса школьников к ним. Следует отметить, что в ходе Фестиваля многие школьники впервые визуально познакомились с изображенными на портретах личностями спортивных деятелей.

Очередной, третий по счету Фестиваль «Роль физической культуры и спорта в современном обществе», проведенный в ноябре 2013 г., доказал значимость пропаганды олимпизма и подтвердил необходимость активного приобщения учащихся начальных школ к подобным образовательным событиям.

Список литературы

1. Макарова О. С., Чунаев А. А. Олимпийское образование, президентские тесты, игра, спорт, диалог в спартианском движении: на пути к новой гуманистической традиции // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 1. С. 46-49.

2. Коршунов В. Л. Гармоничное воспитание школьников в системе олимпийского образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2004. 21 с.

3. Поликарпова Г. М. Олимпийское образование и воспитание как предмет педагогического исследования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород. 2003. 45 с.

4. Сергеев В. Н. Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований // Теория и практика физ. культуры. 2001. № 7. С. 48-49.

5. Лубышева Л. И., Митусова Е. Д. Спортивное наследие Олимпийского проекта «Сочи-2014» как фактор интенсивного развития российского социального института спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 2. С. 7-9.

6. Родиченко В. С. Твой олимпийский учебник: учебное пособие для олимпийского образования. Олимпийский ком. России: 24-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Сов. спорт, 2012. 149 с.

7. Образовательные программы // Официальный сайт Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. URL: http://www.sochi2014.com/games/education/education_program (дата обращения: 26.11.2013).

8. Методические материалы // Официальный сайт Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. URL: http://www.sochi2014.com/games/education/manuals (дата обращения: 26.11.2013).

9. Овсянко М. В. Олимпийское образование в сельской школе // Физическая культура в школе. 2010. № 5. С. 19-20.

10. Селютина А. В., Ревякина В. И. Модель социального развития младших школьников средствами адаптивной педагогики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 4 (119). С. 53-58.

Аксёнова А. В., старший преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 13.12.2013.

A. V Aksenova

OLYMPIC AND PARALYMPIC EDUCATION AS MECHANISM OF SOCIAL ORIENTATION OF YOUNGER

SCHOOLCHILDREN

In the article pedagogical aspects of Olympic and Paralympic education at elementary school are considered. Systematic classes on the Olympic and Paralympic subject positively influence social orientation of younger schoolchildren in the course of physical training, if the occupations are consecutive and logical.

Key words: Olympic education, Paralympic education, younger schoolchildren, physical culture, social orientation, socialization.

References

1. Makarova O. S., Chunayev A. A. The Olympic education, presidential tests, game, sports, dialogue in spartiansky movement: on a way to new humanistic tradition. Physical culture: education, formation, training, 1998, no. 1, pp. 46-49 (in Russian).

2. Korshunov V. L. Harmonious education of school students in system of the Olympic education. Abstract of thesis candidate of ped. sci. 2004. 21 p. (in Russian).

3. Polikarpova G. M. Olympic formation and education as subject of pedagogical research. Abstract of thesis doctor of ped. sci. 2003. 45 p. (in Russian).

4. Sergeyev V. N. Olympic education: definition of essence and perspective directions of scientific researches. Theory and Practice Physical Cultures, 2001, no. 7, pp. 48-49 (in Russian).

5. Lubysheva L. I., Mitusova E. D. Sports heritage of the Olympic Sochi-2014 project as factor of intensive development of the Russian social institute of sports. Physical Culture: Education, Formation, Training, 2013, no. 2, pp. 7-9 (in Russian).

6. Rodichenko V. S. Your Olympic textbook: manual for the Olympic education. Russian Olympic committee. Moscow, Soviet sport Publ., 2012. 149 p. (in Russian).

7. Educational programs. The Official site of Organizing committee XXII of the Olympic winter Games and the XI Paralympic winter games of 2014 in the city of Sochi. URL: http://www.sochi2014.com/games/education/education_program (Accessed 26 November 2013) (in Russian).

8. Methodical materials. The Official site of Organizing committee XXII of the Olympic winter Games and the XI Paralympic winter games of 2014 in the city of Sochi. Available at: http://www.sochi2014.com/games/education/manuals (Accessed 26 November 2013) (in Russian).

9. Ovsyanko M. V. The Olympic education at rural school. Physical Culture at School, 2010, no. 5, рр. 19-20 (in Russian).

10. Selyutina A. V, Revyakina V. I. Model of social development of younger schoolchildren means of adaptive pedagogics. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 4 (119), pp. 53-58 (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634041.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.