УДК 372.8
И. И. Диамант, Д. С. Романов, Л. Г. Смышляева
КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ И ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГР
2014 Г. В СОЧИ (РОССИЯ)
В комплекс обучения волонтеров для участия в Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи в Томском центре подготовки при Томском политехническом университете включен модуль по оказанию первой помощи.
Это связано с тем, что при проведении такого масштабного мероприятия существует целый ряд потенциальных угроз для здоровья и жизни как спортсменов, так и зрителей, обслуживающего персонала, волонтеров и местных жителей. В Томском педагогическом университете разработана методика обучения, которая включает получение теоретических знаний и практических умений и навыков. В результате обучения волонтеров удалось существенно повысить уровень их знаний и умений по оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова: Олимпийские и Паралимпийские игры, волонтеры, чрезвычайные ситуации, первая по-
мощь, методы обучения.
Вся мировая общественность готовится к главному спортивному событию 2014 года - Олимпийским и Паралимпийским играм, которые состоятся в России в городе Сочи.
Кроме спортсменов, организаторов, различных служб, обеспечивающих достойное проведение Игр, большое значение придается участию в играх волонтеров.
Как трактует Википедия, «волонтер» (от лат. voluntarius - добровольно) - человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественной деятельностью» [1].
Принято считать, что волонтерство как организованное движение на Олимпийских играх появилось в 1907 г. Постепенно возрастал вклад добровольцев в проведение Олимпийских игр. Если на первых Играх они помогали следить за порядком во время соревнований, то в дальнейшем они стали помогать в организации всех сторон жизни Игр (проверяли билеты, несли знамена команд-участниц, работали гидами, переводчиками, курьерами, официантами, помощниками спортсменов и т. д.). Во время проведения Олимпиады в Лейк-Плэсиде была сформирована современная модель волонтерства. Во всем мире оно является почетным и привычным явлением, и добровольные общественные объединения охватывают от 30 % до 40 % населения. В России волонтерское движение еще только формируется - в добровольческую деятельность вовлечено не более 9 % населения.
Программа подготовки волонтеров относится к числу самых масштабных и инновационных проектов Оргкомитета «Сочи 2014».
Волонтеры XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи в 2014 г. или волонтеры «Сочи 2014» - участники команды организаторов Игр, которые осуществляют работу на безвозмездной основе.
У волонтерской программы «Сочи 2014» есть миссия - не только вовлечь российские регионы
в подготовку к Играм, но и возродить добровольческое движение в стране в целом.
«Импульс, который получит волонтерское движение в нашей стране в результате Олимпийских игр, будет даже важнее для становления гражданского общества, социального и политического развития нашей страны, чем спортивный праздник», -уверен заместитель председателя Правительства Российской Федерации Д. Козак [2].
Его поддерживает и генеральный секретарь Паралимпийского комитета России М. Терентьев: «Волонтерское движение важно не только для проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, но прежде всего для общества. Игры в Сочи - я уверен - станут мощным стимулом для развития добровольческого движения, в том числе и среди людей с инвалидностью» [2].
В России была впервые организована подготовка волонтеров для Олимпиады через сеть региональных центров. Эта идея была отмечена специальным призом имени Х. А. Самаранча премии Global Sports Forum Trophy за самые инновационные и эффективные спортивные проекты в рамках Глобального спортивного форума, который состоялся 10 марта 2011 года в Барселоне [2].
В июле 2010 года, благодаря инициативе Оргкомитета «Сочи 2014», законодательством РФ было закреплено понятие «волонтер Игр». Согласно ФЗ от 1.12.2007 № 310-Ф3, волонтеры зимних игр в Сочи - это граждане Российской Федерации и иностранные граждане, заключившие с Оргкомитетом «Сочи 2014» гражданско-правовой договор
об участии в организации и (или) проведении Олимпийских и Паралимпийских игр без предоставления им денежного возмещения за осуществляемую деятельность [2]. Это позволило регулировать административные вопросы, связанные с работой добровольцев на крупных международных мероприятиях (страхование, организация питания и проезда, привлечение волонтером иностранных
волонтеров). Понятие «волонтер Игр» юридически закреплено в российском законодательстве.
Стать волонтером на Играх в Сочи мог любой житель России в возрасте от 18 до 80 лет. Было подано около 180000 заявок от желающих быть волонтерами. На базе 26 учебных заведений России, отобранных по конкурсу, были созданы специальные волонтерские центры.
26 волонтерских центров открылись ровно за 1000 дней до Игр в Сочи. Каждый центр осуществлял подготовку по одному направлений: «Транспорт», «Медицина», «Допинг-контроль», «Обслуживание делегаций и команд, протокол, лингвистические услуги», «Технологии», «Церемонии», «Коммуникации и пресса», «Административная деятельность и аккредитация», «Сервис», «Обслуживание мероприятий и работа со зрителями», «Паралимпийская специфика» [3].
Олимпийские волонтеры «Сочи 2014» призваны не только помочь в организации и проведении крупнейшего спортивного соревнования планеты. Они должны олицетворять гостеприимство нашей страны.
Для обучения в волонтерских центрах была разработана специальная программа, которая включает разностороннюю подготовку волонтеров в виде трех основных этапов. Первый этап (осень 2012 -осень 2013 г.) - обучение в волонтерских центрах в виде очных и дистанционных форм обучения по девяти обучающим модулям. Каждый модуль рассчитан на четыре-пять дней тренингов. Тренинги охватывают следующие направления: общие вводные по Олимпийским и Паралимпийским играм; развитие личных качеств и навыков волонтеров; инструктажи по особенностям организации и проведения Игр, правилам работы; конкретные направления деятельности; инструктажи по объектам.
Второй этап обучения - практический. Волонтеры будут участвовать в «тестовых» на олимпийских объектах в Сочи.
Третий этап - непосредственно перед проведением Олимпийских и Паралимпийских игр, своеобразная генеральная репетиция.
Программа подготовки олимпийских волонтеров - один из самых масштабных проектов Оргкомитета «Сочи 2014». При проведении Игр в Сочи будет задействовано около 25 000 волонтеров в более чем 20 областях деятельности - от встреч делегаций в аэропорту до помощи в организации церемонии закрытия Игр. Кроме того, около 3 000 волонтеров, прошедших подготовку в городе Сочи, будут помогать гостям Игр перемещаться между объектами и обеспечат гостеприимный и дружественный прием. В целом на волонтеров придется более 30 % от числа всего персонала Игр.
Занятия спортом способствуют формированию ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности [4]. По окончании зимних игр в Сочи волонтерские центры продолжат свою деятельность как специализированные учебные центры по подготовке волонтеров в России. Их деятельность по массовому развитию добровольческого движения в России станет важным наследием зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года [3].
Больше всего волонтеров было отобрано из Краснодарского края, включая Сочи (24 %), Москвы (11 %) и Санкт-Петербурга (7 %). Замыкают пятерку лидеров Московская область (чуть менее
7 %) и Ростовская область (3 %) [3].
Город Томск попал в число городов, где был организован центр по подготовке волонтеров на базе Томского политехнического университета. Волонтеры ТПУ прошли отбор на функциональное направление «Технологии». Волонтерами стали ребята, которые имеют не только знания в области 1Т-технологий, но и свободно владеют английским языком. Они прошли обучение в соответствии с программой «Волонтер Сочи 2014».
В Томском центре подготовки волонтеров в программу обучения был добавлен еще один модуль: оказание первой помощи в чрезвычайных ситуациях, что обусловлено комплексом причин. Во-первых, в настоящее время во всем мире отмечается постоянное увеличение числа природных, техногенных, социальных и иных опасностей, угрожающих здоровью и жизни людей. Во-вторых, Олимпиада в Сочи проходит в регионе, который в России относится к регионам с повышенной террористической угрозой, реальны также и природные катастрофы. В-третьих, места соревнований всегда опасны из-за возможного «эффекта толпы», возбуждения людей, наличия весьма разнородной и зачастую непредсказуемой в своем поведении массы людей. Но основной причиной послужило наличие команды специалистов, которая в течение ряда лет весьма плодотворно занимается обучением навыкам оказания первой помощи разных групп населения. Команда специалистов включает как медицинских работников (МСЧ 81 г. Северск ФМБА России), так и педагогов (Томский государственный педагогический университет). Были разработаны инновационные методы обучения, основанные на алгоритмах, применяемых в современной мировой практике, которые позволили существенно повысить эффективность освоения навыков оказания первой помощи людьми, не имеющими медицинского образования [5-7].
Модуль: первая помощь в чрезвычайных ситуациях.
Цель: повысить готовность волонтеров «Сочи 2014» к оказанию первой помощи при несчастных случаях, травмах, ожогах и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью.
Категория слушателей: волонтеры «Сочи 2014», проходящие подготовку на базе центра подготовки волонтеров при Томском политехническом университете.
Срок обучения: 12 учебных часов.
Форма обучения: очная.
Форма проведения занятий: лекционно-практические занятия.
Дидактические задачи:
- образовательные: обучить волонтеров оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях, травмах, ожогах и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью;
- воспитательные: воспитывать чувство сострадания, желания помочь, ответственности и долга перед людьми при чрезвычайных ситуациях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью.
Технология обучения: в процессе обучения активно используются игровые технологии (имитационные, операционные, «театр травмы»).
Дидактические основы занятий:
1. Потребностно-мотивационный компонент: в процессе своей деятельности во время Олимпиады волонтеры могут столкнуться с необходимостью оказания первой помощи людям при чрезвычайных ситуациях, несчастных случаях, травмах и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью.
2. Содержательный компонент: в процессе обучения волонтеры получают следующие знания:
- понятие первой помощи и основные понятия, ее определяющие;
- понятие о состояниях, требующих оказания первой помощи;
- основные мероприятия первой помощи и последовательность их выполнения;
- способы оценки состояния жизненных функций пострадавших и правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации;
- основы первой помощи при кровотечениях, переломах, вывихах, ранениях, ожогах, отморожениях и других неотложных состояниях;
- придание оптимального положения тела, правила переноски и эвакуации при чрезвычайных ситуациях, несчастных случаях, травмах и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью.
Так как часть волонтеров будет работать на Паралимпийских играх, для них были дополнительно
освещены вопросы работы с лицами с отклонениями в стоянии здоровья, включая инвалидов.
Занятия проходили в виде комплексов, включающих небольшое лекционное сообщение с реальными примерами из жизни, овладение практическими навыками оказания первой помощи, решение ситуационных задач, контрольное тестирование. Основное внимание при реализации предложенной технологии обучения уделяется освоению практических умений и навыков оказания первой помощи. Для этого первую помощь сначала демонстрирует на тренажере преподаватель, затем выполняет волонтер. Для выработки безошибочного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций созданы алгоритмы, которые в виде речевой информации записаны на носитель информации. Повторить действия на тренажере в сопровождении звукового информатора можно столько раз, сколько необходимо для формирования практических навыков.
Для изучения эффективности обучения было произведено тестирование, которое позволило оценить уровень знания теоретического раздела оказания первой помощи.
На момент начала обучения высокий уровень знания теории продемонстрировал один волонтер, что составило 1,7 %, остальные 98,3 % показали результаты, соответствующие низкому уровню. После 12-часовых занятий высокий уровень знания теории зафиксирован у 75 % и средний уровень у 25 % занимающихся.
Практическими навыками оказания первой помощи частично владели 3 человека (5 %), после окончания занятий все 100 % волонтеров уверенно демонстрировали навыки.
Наш опыт показал целесообразность включения дополнительного модуля в программу обучения волонтеров. Их высокая мотивация на оказание помощи другим людям, заинтересованность в результате своей деятельности позволяет добиться высоких показателей овладения знаниями, умениями и навыками по оказанию первой помощи.
Оказание первой помощи имеет важное значение не только для людей, оказавшихся в опасной для жизни ситуации, но и для волонтеров. Они овладевают средствами решения сложных ситуаций, у них формируется позитивное представление
о себе, умение принимать на себя ответственность, общаться с окружающими, сопереживать им, находить и оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается.
Список литературы
1. URL: http://ru.wikipedia.org/
2. URL: http://www.sochi2014.com/
3. URL: http://vol.sochi2014.com/
4. Трещев А. М., Сергеева О. А. Психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 1 (129). С. 25-33.
5. Диамант И. И., Романов Д. С., Яблоков А. Н., Романова С. Н. Инновационные методы обучения старших школьников алгоритмам оказания первой помощи / материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Томск, 30-31 мая 2013 г. «Инновационные технологии в образовании и здравоохранении: опыт, проблемы, решения, перспективы». Томск: ВПО СибГМУ Минздрава России, 2013. С. 187-189.
6. Бойко И. А. Первая помощь - право или обязанность? // Твоя дорога. 2008. № 2. С. 22-24.
7. Методические рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации / под ред. В. В. Мороза. Москва: «Гран-при», 2011. 520 с.
Диамант И. И., доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой АФК ФФКиС.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: diamiriv@mail.ru
Романов Д. С., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: diamiriv@mail.ru
Смышляева Л. Г., доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: sp_pf@tspu.edu.ru
Материал поступил в редакцию 15.01.2013. I. I. Diamant, D. S. Romanov, L. G. Smishlyaeva
COMPREHENSIVE TRAINING OF VOLUNTEERS OF OLYMPIC AND PARALYMPIC WINTER GAMES 2014 IN SOCHI (RUSSIA)
The complex of volunteers’ training for the Olympic and Paralympic Games in Sochi in Tomsk training center of Tomsk Polytechnic University the module of first aid is included. This is connected with the fact that when there is such a big event so there are a number of potential threats to health and life as athletes so spectators, service staff, volunteers and local residents. In Tomsk State Pedagogical University the training technique has been developed. This method includes theoretical knowledge and practical skills. As a result of volunteers’ training their knowledge and skills in first aid in emergencies were improved.
Key words: Olympic and Paralympic Games, volunteers, emergencies, first aid, method of training.
References
1 URL: http://ru.wikipedia.org/
2. URL: http://www.sochi2014.com/
3. URL: http://vol.sochi2014.com/
4. Treshchev A. M., Sergeeva O. A. Psychological and pedagogical conditions of civil-patriotic value orientation formation process in sports Students. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 1 (129), pp. 25-33 (in Russian).
5. Diamant I. I., Romanov D. S., Yablokov A. N., Romanova S. N. Innovative methods of teaching senior pupils procedures of giving first aid. Proceedings of the All-Russian Conference in Tomsk, May 30-31, 2013 “Innovative Technologies in Education and Healthcare: Experience, Problems, Decisions, Prospects”. Tomsk: Siberian State Medical University Publ., 2013, pp. 187-189 (in Russian).
6. Boyko I. A. Is first aid a right or obligation? Your Road, 2008, no. 2, pp. 22-24 (in Russian).
7. Moroz V. V. Guidelines of the European Council for resuscitation procedures (edited issue of 2010). Moscow: Gran-pri Publ., 2011. 520 p. (in Russian).
Diamant I. I.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: diamiriv@mail.ru
Romanov D. S.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: diamiriv@mail.ru
Smishlyaeva L. G.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: sp_pf@tspu.edu.ru