Научная статья на тему 'Офшорные зоны и политика деофшоризации в России'

Офшорные зоны и политика деофшоризации в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / КИПР / OFFSHORE / POLITICS AGAINST OFFSHORE / CYPRUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжкова Юлия Анатольевна, Шиганова Мария Александровна

В статье рассматриваются 5 наиболее востребованных офшорных зон. Данные представлены в табличной форме на основе рейтинга FSI и сведений журнала Forbes. Проводится анализ проблемы злоупотребления офшорами в России и современной политики деофшоризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OFFSHORE AND POLITICS AGAINST OFFSHORE IN RUSSIA

The article deals withfive the most popular offshore. Information is presented in tabular form and based on FSI-rating and facts of magazine Forbes. The analysis describes the abuse of offshore in Russia and modern politics against offshore.

Текст научной работы на тему «Офшорные зоны и политика деофшоризации в России»

УДК 330.1

ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ И ПОЛИТИКА ДЕОФШОРИЗАЦИИ

В РОССИИ

Ю. А. Рыжкова, М. А. Шиганова

OFFSHORE AND POLITICS AGAINST OFFSHORE IN RUSSIA Y. A. Ryzhkova, M. A. Shiganova

Аннотация. В статье рассматриваются 5 наиболее востребованных офшорных зон. Данные представлены в табличной форме на основе рейтинга FSI и сведений журнала Forbes. Проводится анализ проблемы злоупотребления офшорами в России и современной политики деофшоризации.

Ключевые слова: офшорные зоны, деофшоризация, Кипр.

Abstract. The article deals withfive the most popular offshore. Information is presented in tabular form and based on FSI-rating and facts of magazine Forbes. The analysis describes the abuse of offshore in Russia and modern politics against offshore.

Key words: offshore, politics against offshore, Cyprus.

В сложных экономических ситуациях бизнес всегда стремится к оптимизации финансовых потерь, включающих и налоговые платежи, вследствие чего ищет и находит благоприятные условия. Поэтому существуют отдельные офшорные территории, часто называемые «безналоговыми». Как правило, это островные территории, небольшие государства или отдельные их части («зоны»), в которых созданы наиболее выгодные налоговые режимы для активизации экономической и финансовой деятельности.

Еще 20-30 лет назад в мире существовало всего несколько офшорных центров, и для многих их использование было покрыто глубоким слоем тайны. Также было очень мало профессионалов, специализирующихся в офшорном бизнесе. В последние годы технологическая и телекоммуникационная революция сделали возможность использования офшорных инструментов легкодоступной. Сегодняшняя офшорная индустрия превратилась в глобальный бизнес, объединяющий все страны света и связанный по объему примерно с половиной финансовых операций, совершаемых во всем мире.

Офшор (от англ. offshore - «вне берега») - финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра. Термин «офшор» впервые появился в одной из газет на восточном побережье США в конце 50-х гг. Речь шла о финансовой организации, избежавшей правительственного контроля путем географической избирательности. Другими словами, компания переместила деятельность, которую правительство США желало контролировать и регулировать, на территорию с благоприятным налоговым климатом. Таким образом, термин «офшор» - понятие не юридическое, а экономико-географическое. Единого

списка офшорных зон не существует, работу по контролю за ними ведут как Международный валютный фонд (МВФ), так и центральные банки различных стран мира. К наиболее известным офшорным зонам относятся: Андорра, Багамы, Бермуды, Доминика, Каймановы острова, Коста-Рика, Маршал-ловы острова, Панама, Сейшельские острова, Сингапур и т.д. [1]. Помимо этого перечня, существует также список, опубликованный журналом Forbes в 2013 г., который содержит информацию о наиболее крупных офшорных зонах, а также ранжирует их по популярности среди мировых кампаний и величине корпоративного налога на прибыль.

Говоря об офшорных зонах, невозможно обойти стороной Financial Secrecy Index, который был запущен 4 октября 2011 г. Его задачей является предоставление информации о территориях, находящихся по всему миру, которые обеспечивают «тихие гавани» для тех, кто хочет избежать уплаты налогов на бизнес в своей стране. Рассмотрев перечень журнала Forbes и показатели Financial Secrecy Index, следует составить следующий список офшорных зон, которые являются наиболее распространенными (таблица).

Еще в декабре 2011 г. Владимир Путин обратил внимание на проблему злоупотребления офшорами: «Кто хочет хранить средства где-то за рубежом -пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим». По его мнению, основной проблемой является то, что «за офшором не видно конечного бенефициара». В послании парламенту в декабре 2012 г. президент России дал старт кампании деофшоризации российской экономики. По его словам, 9 из 10 серьезных сделок крупных российских компаний, в том числе с государственным участием, заключены в иностранных юрисдикциях. Правительство и администрация президента должны до осени 2013 г. придумать, как сделать российскую юрисдикцию привлекательной [4].

С тех пор антиофшорная кампания то набирала обороты, то затихала. Прошла волна проверок в окологосударственных и государственных корпорациях. Вскрылся ряд злоупотреблений с использованием не только иностранных компаний, но и российских юридических лиц. В конце марта 2013 г., исполняя поручение правительства, налоговая служба представила первый в новейшей российской истории проект антиофшорных законопроектов.

Первым ключевым элементом предлагаемого пакета ФНС являлось введение понятия «конечный бенефициар» в Налоговый кодекс. Смысл введения в законодательство этого понятия в том, чтобы определить и установить конкретное физическое или юридическое лицо в России, которое с помощью офшора держит свои доходы за границей, предумышленно избегает их получения в России и, как следствие, не платит с них налоги. Вторым элементом явилось предложение по введению налога на выплаты в офшоры. Но о судьбе этого законопроекта до сих пор ничего не известно.

Пока самым большим успехом России в «борьбе с офшорами» стало заключение и ратификация новых протоколов к действующим соглашениям об избежании двойного налогообложения с Кипром, а затем и со Швейцарией [5].

Таблица

Наиболее востребованные офшорные зоны, 2012-2013 гг. [2, 3]

Страна Место в FSI Налог Кредиты росс, фирмам за 9 мес. 2012 г. Факты Зарегистрирован н ые компании История

Швейцария 1 Корпоративный налог менее 5 % для компаний, получающих более КО % прибыли из-за рубежа $1838 млн По оценке ВойгопСопБЫаг^Сгоир. более $2 трлн, поступивших из офшорных юрисдикцнй. хранятся на счетах в Швейцарии. Их налоговыми резидентами являются также русские миллиардеры Виктор Вексельберг. Геннадий Тимченко. Дмитрий Пумпянский, Вячеслав Кантор «Оа2ргот5с1™е1г» Газпрома. «Зе¥еге(а1Ехро[Т» Северстали. «МеЫТгжкОуегееав» Норильского Никеля, «Ьиаясо» Лукойла и т.д. В 2008 г. Владимир Путин обрушился на холдинг «Мечел», который проводил операции через дочернюю компанию MechelTradingAG, зарегистрированную в Швейцарии. В результате расследования ФАС угольная компания была оштрафована почти на 800 млн рублей (что составляет где-то 5 % с оборота) и получила предписание снизить цену поставок на внутренний рынок на 15 %

Каймаиовы острова 2 0% корпоративный налог на прибыль $42 млн Объем банковских депозитов на Каймановых островах - $1.3 трлн, причем более 90 % - межбанковские, что свидетельствует о крупномасштабном объеме транзитных финансовых потоков, проходящих через острова EuI'usiuDгilling, 1п1енга- компании отечественной нефтессрвисной отрасли 10.5 % акций «Ростелекома» принадлежат фонду с Кайманов UmversalTelecomlnvestmenlStrategiesFundSPC. Газпром контролирует этот фонд и его управляющую компанию

Люксембург 3 0 % на выплату дивидендов и процентов в другие юрисдикции $820 млн В Люксембурге зарегистрировано более 13 000 инвестфондов. которые управляют активами более чем 2 трлн. Финансовые услуги составляют треть ВВП страны и обеспечивают почти половину налоговых поступлений Уо^аЛесоикея, Е¥гагСгоир В Люксембурге зарегистрирован фонд VolgaRecourses Геннадия Тимченко, среди активов - 23 % «Новатэка» и 37,5 % «Сибура»

Гонконг 4 0 % на выплату дивидендов и процентов в другие юрисдикции $398 млн Акции зарегистрированных в России компаний не могут торговаться на бирже в Гонконге, поскольку местный регулятор не признает российскую юрисдикцию из-за отсутствия соглашения об обмене информацией - В начале 2010 г. алюминиевый гигант UCRusal привлек $2,24 млрд в результате IPO в Гонконге, разместив акции головной компании холдинга, зарегистрированного в юрисдикции Джерси

Кипр 20 10 % корпоративный налог на прибыль $28 563 млн Используется при транзите займов от офшорных компаний к российским фирмам, поскольку перевод процентов из России на Кипр и с Кипра в офшор не подлежит налогообложению. Взимается только налог на прибыль кипрской компании -10%, прибыль обычно символическая ОМЕЫс!. владеющая крупнейшим частным аэропортом в России «Домодедово» Кипр прочно удерживает первое место по сумме накопленных иностранных инвестиций в Россию с 1990-го по конец сентября 2012 г. - $53,4млрд Это в два раза больше, чем ВВП Кипра за 2012 г.

Также с 1 января 2013 г. в силу вступил приказ Минфина России, исключающий Республику Кипр из официального российского списка офшоров, в котором еще остался 41 офшор. Во-первых, теперь российские юридические лица, владеющие более 50 % капитала кипрской компании, при соблюдении минимального срока владения в 365 дней смогут применять нулевую ставку по российскому налогу на прибыль к дивидендам, полученным от кипрских «дочерних компаний». Во-вторых, исключение Кипра из числа офшоров означает, что сделки с независимыми кипрскими компаниями на сумму свыше 60 млн руб. в год перестанут быть контролируемыми в рамках российского закона о трансфертном ценообразовании. Как следствие, по ним не придется готовить пакет документов с обоснованием цены, что, несомненно, вернет и повысит интерес к кипрским торговым компаниям. И, в-третьих, у Кипра просто нет конкурентов по лояльным условиям корпоративного налогообложения. Зарегистрированным здесь компаниям не надо платить налоги даже при перечислении доходов в офшорные юрисдикции, оставшиеся в российском списке.

При этом условием исключения Кипра из списка явилось взятое этой страной обязательство обмениваться информацией с российскими налоговыми органами. Обмен по запросу включает в себя направление конкретного ответа на конкретный запрос. Кипрскую сторону в обмене представляет отдел международных налоговых отношений департамента внутренних доходов Министерства финансов (International Tax Relations Unit of the Department of Inland Revenue of the Ministry of Finance). Процесс осуществляется только через него. Особенно важно, что прямой неформальный обмен информацией между должностными лицами, минуя компетентный орган, запрещен [6].

Такие соглашения нужны, чтобы получать информацию о счетах подозреваемых в уклонении от налогов. Однако обе страны ограничили обмен налоговой информацией только ответом на мотивированные запросы. Что это означает? Российские компетентные органы должны использовать сначала все предусмотренные национальным законом возможности для получения информации, а уже потом обращаться к иностранному органу с указанием всех необходимых деталей конкретных физических лиц, номеров счетов, названий банков, юридического лица, иначе в предоставлении информации будет отказано. Важно и то, что запросить информацию в отношении периодов, предшествующих дате вступления соглашений в силу, компетентные органы, скорее всего, будут не вправе.

В октябре Росфинмониторингом и Минэкономразвития в правительство был внесен скорректированный проект изменений в ряд законов, цель которых - усиление госконтроля за средствами на российских банковских счетах как юридических, так и физических лиц. Это должно позволить контролировать не только фактические доходы и иные поступления, но и фактические расходы. Предусмотрен новый состав преступления в виде вывода средств по подложным документам. Значительным образом расширен перечень оснований для отнесения операций к подозрительным, а также предложено снизить критерий размера обязательно контролируемой операции с 6 млн до 600 000 руб. [5].

Чего ждать от таких изменений? Наверное, усиления оттока депозитов из российских банков и роста недоверия граждан России не только к банков-

ской системе, но и к государству. Ведь по закону любой гражданин вправе

открывать счета в любом иностранном банке за рубежом, а там никто не

сможет диктовать, как тратить деньги.

Список литературы

1. Википедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/

2. Tax Justice Network // Introducing the 2011 Financial Secrecy Index. - URL: http://www.financialsecrecyindex.com/

3. Интернет-версия ежемесячного журнала «Forbes» // «Куда спрятались российские деньги?». - URL: http://www.forbes.ru/node/234223

4. Где деньги? // Forbes. - 2013. - № 3. - Март.

5. Интернет-версия ежемесячного журнала «Forbes» // Погоня за деньгами: мир против офшоров. - URL: http://www.forbes.ru/investitsii-column/202381- pogonya-za-dengami-mir-protiv-ofshorov

6. Приказ Минфина РФ от 13 ноября 2007 г. № 108н.

Рыжкова Юлия Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и мировой экономики, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

Ryzhkova Yuliya Anatol'evna candidate of economic sciences, associate professor, department of economic theory and world economy, Penza State University

Шиганова Мария Александровна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

Shiganova Mariya Aleksandrovna student,

Penza State University

УДК 330.1 Рыжкова, Ю. А.

Офшорные зоны и политика деофшоризации в России / Ю. А. Рыжкова, М. А. Шиганова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2013. - № 4 (8). - С. 106-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.