Влияние антироссийских санкций на процесс деофшоризации
УДК 336.227.5 ББК 65.298 Х-358
Борис Аронович ХЕЙФЕЦ,
доктор экономических наук, Институт экономик РАН (117418 Москва, Новочерёмушкинская, 42а) - главный научный сотрудник, Финансовый университет при Правительстве РФ (125993 Москва, Ленинградский просп., 49) - профессор, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье оцениваются основные итоги компании по деофшоризации российской экономики в 2012-2018 гг. Наряду с определенными положительными результатами, на первом этапе не удалось преодолеть различий в интересах отдельных участников процесса деофшоризации. Новые реалии для деофшоризации создает введение западных санкций против отдельных российских компаний и физических лиц, начиная с 2014 г. С одной стороны, существенно усиливается давление на офшорные активы, что толкает их бенефициаров на возврат капитала в Россию. С другой стороны, эти же санкции заставляют искать способы сокрытия попавших под них капиталов, что противоречит идеологии политики деофшоризации и принятым Россией международным обязательствам. В данной связи предлагаются проводить более гибкую политику, которая не противоречит международным обязательствам страны, но в тоже время соответствуют ее интересам сохранения национального экономического суверенитета.
Ключевые слова: офшорные активы, деофшоризация, амнистия капитала, автоматический обмен информацией, налоговое резидентство, антироссийские санкции.
Boris Aronovich KHEYFETS,
Doctor of Economic Science, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences (Novocher-jomushkinskaja, 42a, Moscow, 117418) - Chief Researcher, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradskij prospekt, Moscow, 125993) - Professor,
e-mail: [email protected]
The article assesses the main results of the campaign for deoffshorization of the Russian economy in 2012-2018. Along with certain positive results, at the first stage it was not possible to overcome differences in the interests of individual participants in the process of deoffshorization. The introduction of Western sanctions against some Russian companies and individuals since
Deoffshorization and anti-Russian sanctions
Abstract
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
2014 creates new realities for deoffshorization. On the one hand, there is a significant increase in the pressure on offshore assets, which pushes their beneficiaries to return capital to Russia. On the other hand, these same sanctions force us to seek ways to conceal the capitals that have fallen under them, which contradicts the ideology of the deoffshorization policy and Russia's international obligations. In this connection, it is proposed to pursue a more flexible policy that does not contravene the country's international obligations, but at the same time it meets its interests of preserving national economic sovereignty.
Keywords: offshore assets, deoffshorization, capital amnesty, automatic information exchange, tax residency, anti-Russian sanctions.
МЕРЫ ПО ДЕОФШОРИЗАЦИИ
В 2012-2017 гг. произошла реальная активизация российской политики против использования офшоров для ухода от налогов и вывоза из страны нелегальных капиталов. Можно выделить некоторые важные результаты такой деофшоризации1.
После нескольких лет обсуждения в Налоговый кодекс РФ с 1 января 2012 г. были внесены серьезные новации по трансфертному ценообразованию. В Уголовном кодексе (УК) РФ в конце 2011 г. появились две новые статьи, направленные на борьбу с фирмами-однодневками, которые широко используются для «отмывания денег» и перевода средств в офшоры. В результате существенно уменьшилось их количество. Если в 2011 г. число фирм-однодневок, по данным ФНС, составляло 1,8 млн (40,1%), то в начале 2016 г.) их было порядка 1,6 млн, в 2017 г. - 1,2 млн, а в начале 2018 г. - 528,2 тыс., что составляет всего 7% от общего числа зарегистрированных компаний2.
Важнейшей предпосылкой для сжатия сектора фирм-однодневок стала последовательная политика Банка России по оздоровлению банковской системы, в том числе за счет ликвидации «банков-прачечных», участвовавших в масштабном отмывании «грязных» денег и их переводе за рубеж. Количество действующих банков в стране в 2011-2017 гг. сократилось с 1012 до 561 банков3.
Существенно сократился объем так называемых сомнительных операций, то есть имеющие признаки фиктивности денежные трансграничные переводы, с помощью которых перемещаются капиталы в офшоры. На сомнительные операции в 2012 г. пришлось почти 72% от чистого сальдо оттока капитала, а в 2014 г. соответствующий показатель составил всего 5,9%, хотя чистый отток капитала из России в этом году значительно увеличился, в том числе за счет досрочного погашения корпоративных кредитов внутри офшорных финансовых сетей («кредиты самим себе»). В 2015-2017 гг. объем сомнительных операций сократился до минимума, намного опередив сокращение объема чистого вывоза капитала из страны (см. рисунок 1).
^ 16
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
Рисунок 1
Чистый вывоз (-)/ввоз (+) капитала и объем сомнительных операций,
млрд долл., конец года
100
= =
Яо1 20iz ЭоЩ- 20Л 20® 20 37 1 | jgs? ato а ц:: all : 14 ^15 М16 Jl f
f
в I
■200
Э вывоз/ввоз Э сомнительные операции
Источник: Банк России (2018). Статистика внешнего сектора. Чистый вывоз/вывоз капитала частным сектором в 1994-2017 гг. (по данным платежного баланса Российской Федерации); Платежный баланс Российской Федерации за 2001-2017 гг. URL: http://www. cbr.ru/statistics/?PrtId=svs).
Федеральная таможенная служба оценивает объем сомнительных операций в несколько большую, хотя и сопоставимую сумму. По ее данным, за 2017 г. из РФ было незаконно выведено 79,8 млрд руб. по экспортным и импортным контрактам, всего было зафиксировано 3129 таких случаев. Из них 1563 случая (68,8 млрд руб., или 86%) связаны с невозвратом в Россию денег, которые уплачены нерезидентам за так и не поставленные товары4.
Знаковым явлением в антиофшорной политике стало изменение судебной практики применения уже действующих законов, касающихся использования офшорных финансовых сетей. В первую очередь, это коснулось трактовки в пользу налоговых органов правил тонкой капитализации, в результате чего офшорные компании, не обладающие достаточной капитализацией, не смогут больше применять налоговые льготы. Изменился подход к трактованию возможностей применения льгот, которые предоставляют соглашения об избежании двойного нало-
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
17 Q
гообложения. Так, длительного разбирательства потребовало «дело Северстали», которая в 2011 г. заплатила своим акционерам - четырем кипрским компаниям -около 7 млрд рублей дивидендов из расчета льготной ставки в 5%. Однако ФНС выяснила, что перечисление дивидендов носило транзитный характер: сразу после получения денег кипрские офшоры отправили их на Британские Виргинские острова. Кипрские офшорные компании не вели никакой предпринимательской деятельности, их уставы полностью идентичны и ограничивают их права как самостоятельных компаний. В итоге «Северстали» была доначислена недоимка по налогу и пени на сумму почти 1 млрд руб. Эксперты считают, что с подобными начислениями могут столкнуться до 70% российских компаний с владельцами на Кипре 5.
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА ДЕОФШОРИЗАЦИИ
Однако последовательного подхода в проведении политики деофшоризации не было6. Это проявилось при подготовке и реализации закона о контролируемых иностранных компаниях, который задумывался как базовый закон деофшориза-ции. Данный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций (далее Закон о КИК. - Б.Х.) был принят в ноябре 2014 г. после длительных обсуждений и отклонения многочисленных поправок в достаточно жесткой редакции Минфина.
За уклонение от уплаты налогов был предусмотрен сравнительно небольшой штраф в размере 20% неуплаченной суммы, но не менее 100 тыс. руб. За непредставление в налоговые органы сведений о КИК был установлен штраф в 100 тыс. руб. за каждую компанию. Эти штрафные санкции значительно меньше аналогичных пени во многих оншорных странах и не являются критичными для большинства бенефициарных владельцев. Поэтому они давали варианты в принятии решений о деофшоризации при оценке возможных потерь и выгод.
Закон о КИК предусматривал значительное число исключений для неприменения вводимых новаций и сохранения налоговых льгот (для некоммерческих организаций, юридических лиц из стран Евразийского экономического союза и из стран, с которыми заключены СИДН, предусматривающие обмен налоговой информацией, для эмитентов обращающихся облигаций, для СРП и для ряда других ситуаций). Закон не касался прибыли компаний, если в юрисдикциях их инкорпорирования эффективная ставка налога на прибыль составляет не менее 75% средневзвешенной ставки в России. В последствии в Закон о КИК были внесены некоторые уточнения, но они не оказали заметного влияния на его реализацию.
Не случайно, что по итогам 2015 г. ФНС РФ получила только около 7000 уведомлений об участии в КИК. Им воспользовались офшорные компании, прежде всего принадлежавшие госкомпаниям, а также компании, активно участвовавшие
^ 18
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
в госзакупках. Раскрытые по закону о КИК компании составляли не более 3-5% всех офшорных компаний, принадлежащих россиянам. Их, по оценкам экспертов, на начало 2000-х годов насчитывалось от 150 тыс. до 300 тыс., это количество в 2000-е годы увеличилось в несколько раз. Для справки в «панамском досье», опубликованном в апреле 2017 г., содержатся сведения о 11516 фирмах, владельцами которых являются 6285 россиян.
Кроме того, неудачной оказалась амнистия капитала, которая должна была стать вторым после закона о КИК столпом деофшоризации. При этом не ставилась задача безусловного возврата активов в Россию, что серьезно отличается от традиционных налоговых амнистий, проводившихся в других оншорных странах. С 1 июля по 31 декабря 2015 г. в амнистии капиталов приняли участие около 200 человек. Кое-что дало увеличение сроков амнистии капиталов на 6 месяцев (до 1 июля 2016 г.) и внесение некоторых дополнений и изменений в эти законодательные акты. В целом амнистией капитала воспользовались на 30 июня 2016 г. 2500 человек. В 2018 г. Минфин объявил о количестве в 7200 человек, воспользовавшихся этой амнистией7.
Неудачи активной деофшоризационной кампании связывались со сложностью принятых законов, требующих серьезной реструктуризации налаженного бизнеса, сохраняющимся недоверием бизнеса к властным структурам и их экономической политике, опасением необоснованного административного давления в условиях сокращающихся доходов бюджета и усилившейся экономической изоляции страны.
«Ответом» на закон о КИК и отчасти на закон об амнистии капиталов стало формальное и неформальное изменение налогового резидентства основных бенефициаров офшорных компаний. В первую очередь это касается крупных холдингов, офшорные структуры которых на 30%-50% поменяли своих бенефициаров на иностранных, а также стали использовать более сложные юридические конструкции владения активами (типа дискреционных безотзывных трастов). Иными словами, деофшоризационные меры в первую очередь коснулись среднего и малого бизнеса.
Так, согласно проведенному в 2016 г. исследованию адвокатского бюро Егорова, Пугинского, Афанасьева и партнеров, 40% бенефициаров КИКов отказались от статуса российского налогового резидента, еще 9% перевели собственность на родственников-нерезидентов. Такие результаты были сделаны бюро на основе интервью с представителями банков, консультантами и бенефициарами КИКов, всего было опрошено почти 300 респондентов. Почти две трети опрошенных указали, что беспокоятся о конфиденциальности информации8.
Теряя российское налоговое резидентство, бизнесмены даже готовы платить более высокие налоги в иностранных юрисдикциях, по сравнению с 13%-ой ставкой НДФЛ в России. Они сталкиваются с неудобствами физического присутствия
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
19 Q
в различных юрисдикциях. Для «налоговых перебежчиков» также увеличиваются ставки НДФЛ до 30% по доходам от российского источника прибыли. Но это их не останавливает, так как они освобождаются от обязательства декларирования иностранных компаний и доходов. Неслучайно, что многие из них уже продали или намереваются продать российские активы, переключаясь на свой зарубежный бизнес. По мнению некоторых экспертов, закон о деофшоризации — это часть целого ряда факторов, которые отбивают у людей охоту инвестировать в Россию9.
Любопытно, что в исследовании «The Wealth Report 2018», которое ежегодно проводит компания Knight Frank, отмечается, что 58% ультра-богатых (с состоянием от 50 млн долл.) жителей России и стран СНГ имеют второй паспорт или двойное гражданство (в среднем такой показатель в мире составляет 34%), а 45% рассматривают возможность постоянного проживания в другой стране10.
Не произошло принципиальных изменений в структуре, накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которым можно судить о локализации офшорных активов. В 2014-2017 гг., то есть во время активизации антиофшорной политики, не уменьшилась доля офшорных и связанных с ними спарринг-офшорных юрисдикции, на которые приходится от 2/3 до 3/4 всех накопленных в России и отправленных Россией прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за рубеж (см. таблицу 1). При этом доля первых троек по вывозу капитала (Кипр, Нидерланды, БВО) и по его притоку (Кипр, Нидерланды, Бермуды) также сохранили свое лидерство (50-60%). Правда в данной тройке усилились позиции Кипра, где сумма накопленных ПИИ к началу 2018 г. составила рекордные 189,0 млрд долл.
Таблица 1
Доля отдельных юрисдикций в общем объеме, накопленных ПИИ России, на 1 января соответствующего года, %
Юрисдикции ПИИ из России Юрисдикции ПИИ в Россию
2014 2018 2014 2018
Всего, из них 100 100 Всего, из них 100 100
Кипр 34,0 40,1 Кипр 38,9 36,6
Нидерланды 12,6 11,3 Нидерланды 10,4 9,5
Британские
Виргинские 17,1 9,3 Бермуды 6,3 7,2
острова
Австрия 5,4 6,7 Багамы 6,8 5,8
Швейцария 2,7 4,8 Люксембург 2,7 4,3
Люксембург 2,4 3,5 Великобритания 4,6 4,2
Источник: Рассчитано автором по Банк России (2018). Статистика внешнего сектора. Прямые инвестиции в Российскую федерацию. Остатки по инструментам и странам-партнерам (по принципу направленности); Прямые инвестиции из Российской федерации. Остатки по инструментам и странам-партнерам (по принципу направленности) URL: http:// www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs).
^ 20
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
Противоречивость российской деофшоризации показал правительственный доклад президенту страны, представленный в октябре 2017 г. во исполнение поручения о стимулировании перевода в российскую юрисдикцию системообразующих организаций российской экономики11.
В этом докладе, проанализировавшем практику за 2014-2016 гг. отмечается необходимость отказа от идеи принудительного перевода системных компаний из офшоров в российскую юрисдикцию, на котором правительство настаивало ранее. В докладе был сделан вывод о том, что применение принудительных мер перевода широкого круга системообразующих организаций в юрисдикцию РФ создаст значительные риски для экономики страны в целом. Риски возникнут за счет ослабления конкурентных позиций на мировых рынках и неисполнения контрактов во внешнеэкономической сфере, в связи с чем утверждение единых критериев «системности» организаций признано нецелесообразным12.
Не случайно, что в мае 2018 г. был принят закон, отменяющий ранее введенный запрет на участие в приватизации государственного и муниципального имущества на юридических лиц, подконтрольных офшорам13.
САНКЦИИ И ДЕОФШОРИЗАЦИЯ
Принципиально новым моментом для деофшоризации стало введение западных санкций против отдельных российских компаний и физических лиц, начиная с 2014 г. С одной стороны, санкции создают существенное давление на офшорные активы, принадлежащие россиянам, становясь дополнительным стимулом для возврата капитала в Россию. С другой стороны, эти же санкции заставляют искать способы сокрытия попавших под них капиталов, что во многих случаях противоречит идеологии политики деофшоризации и принятым Россией международным обязательствам. Россия поддержала такие важнейшие международные документы, как План ОЭСР по предотвращению размывания налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS), а также «Принципы высокого уровня по обеспечению прозрачности бенефициарных владельцев», утвержденные G20. Осенью 2014 г. Россия ратифицировала международную «Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам», а в мае 2016 г. подписала многостороннее «Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией».
Серьезные риски для российского бизнеса внес закон США «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (Countering America's Adversaires Through Sanctions Act, CAATS), который президент США Дональд Трамп подписал в августе 2017 г. В январе 2018 г. был опубликован так называемый «кремлевский доклад», содержащий информацию о близких к руководству России высокопоставленных чиновниках и бизнесменах. В него включены 210 человек - 114 чиновников и 96 «олигархов». Хотя прямых санкций список не влечет, бизнес к
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
21 Q
появлению своих имен в нем готовился, в том числе и путем реструктуризации своих активов и их перевода в Россию. Формально в соответствии с этим списком и CAATS в апреле 2018 г. Минфин США ввел уже конкретные санкции против ряда крупных российских бизнесменов и компаний «в связи с их предполагаемой коррумпированностью и связями с режимом Путина». Данные санкции подразумевают, что ни одна американская компания не может с ними работать. Им грозит ограничение на экспорт товаров из США, запрет на получение любых финансовых услуг в США и привлечение финансирования с участием американских банков и инвесторов, введение ограничений на владение имуществом в США и запрет на выдачу виз и на въезд в США руководству компании и ее контрольным акционерам. Выйти из-под этих санкций будет почти невозможно. CAATS дает возможность конгрессу заблокировать решение президента об их снятии14.
Новые санкции коснулись О. Дерипаски, В. Вексельберга и принадлежащих им компаний, большинство из которых имеют офшорную регистрацию. Другие фигуранты кремлевского списка и не вошедшие в него физические лица, их родственники и деловые партнеры также могут попасть под проверку.
В то же время сами США, не отказываясь в принципе от обмена налоговой информацией с другими странами, не присоединились к упоминавшемуся «Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией» и не приняли единый стандарт отчетности, предусмотренный этим соглашением. Конгресс США неоднократно отклонял предложения по внесению необходимых изменений в Налоговый кодекс, из-за чего казначейство не может заставить американские банки раскрывать информацию, такую как балансы счетов и имена бенефициарных собственников. Фактически это делает самих США реальной офшорной гаванью15.
Великобритания стала проявлять повышенное внимание к иностранцам, имеющих активы в стране. С 31 января 2018 г. британские суды получили возможность применять на практике вступивший в силу «Закон о криминальных финансах» (The Criminal Finances Act), который был принят в апреле 2017 г.16 Этот закон во многом затрагивает интересы российских граждан, проживающих или имеющих недвижимость и другие активы в Великобритании. По оценкам, число таких лиц составляет от 300 до 500 тыс. человек.
«Закон о криминальных финансах» позволяет требовать объяснений от владельцев недвижимости и компаний стоимостью более 50 тыс. фунтов стерлингов (примерно 71 тыс. долл.), а также соответствующих счетов при возникновении вопросов относительно происхождения средств. Для этого британские власти могут направлять специальные запросы о неясном происхождении состояния (Unexplained wealth orders - UWO). Если законность существования таких активов не будет подтверждена, они могут быть изъяты в пользу государственной казны. Кроме того, «Закон о криминальных финансах» предусматривает ответственность для компаний и партнерств в виде штрафа, а также субсидиарной ответственности
^ 22
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
за содействие в уклонении от уплаты налогов (как в Великобритании, так и за рубежом) связанными лицами (включая сотрудников, агентов, других лиц). Проверка коснется всех россиян, получивших британские инвесторские визы, предоставлявшие право проживания в Великобритании в обмен на инвестиции17. Их число за 2007-2015 гг. составило более 700 человек.
Великобритания усилила давление на свои Заморские территории (их насчитывается 14), обязав раскрывать имена владельцев открытых там офшорных счетов. Выше уже говорилось о действующем с 2013 г. законе, предусматривающем обязательное раскрытие бенефициаров активов в Великобритании. Однако правительство тогда не смогло распространить действие этого закона на Заморские территории.
Принятая в мае 2018 г. Парламентом Великобритании законодательная поправка формально коснется всех иностранцев. Однако она непосредственно затрагивает интересы россиян, которые, по оценке неправительственной организации Global Witness, хранят на офшорных счетах Британских Заморских территорий, 34 млрд фунтов стерлингов (47 млрд долл.). Эта сумма в пять раз превышает объем средств россиян, размещенных в самой Великобритании18. Оценки Банка России по накопленным ПИИ, вывезенным из России в Заморские территории Великобритании на начало 2018 г. в размере 53,7 млрд долл., сопоставимы с этими оценками (см. рисунок 2).
Рисунок 2
Накопленные ПИИ из России в отдельных Заморских территориях Великобритании, млрд долл., на 1 января 2018 г.
Британские Виргинские острове
I -3'7
Острова Кайман
I 5'2
Острова Бермуды
I 3
Острова Кайман
| 0,Б
0 5 10 15 20 25 30 35 -W ¿-5 50
Источник: Банк России (2018). Статистика внешнего сектора. Прямые инвестиции из Российской федерации. Остатки по инструментам и странам-партнерам (по принципу направленности) URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs).
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
23 Q
В связи с началом автоматического обмена информацией активизировалась борьба с российскими компаниями и счетами во многих странах. Евросоюз в апреле 2018 г. опубликовал Пятую Директиву по борьбе с «отмыванием денег» (AMLD5). В ней указывается на необходимость доступа денежным властям и банкам входящих в него государств к информации о бенефициарах компаний, счетах, депозитах и источниках средств, чтобы они могли убедиться в легальности операций. В частности, AMLD5 предусматривает:
□ повышение «прозрачности» в отношении бенефициарных владельцев компаний, зарегистрированных в странах Евросоюза и создание государственных реестров юридических лиц;
□ гарантию создания национальных банковских, платёжных или центральных баз поиска данных странами-членами ЕС;
□ предоставление расширенных полномочий подразделениям финансовой разведки Европейского Союза Financial Intelligence Units (FIU), особенно в части свободного доступа к централизованным реестрам банковских счетов и содействия сотрудничества с национальными реестрами государств-членов;
□ предотвращение рисков финансирования терроризма и «отмывания денег» при использовании анонимных предоплаченных карт и виртуальных валют;
□ усиление гарантий при проведении финансовых операций с участием стран с высоким уровнем риска, которые не входят в состав стран-членов ЕС;
□ защиту осведомителей, которые сообщают об отмывании денег, включая право на анонимность19.
Одним из первых на эту Директиву отреагировала главная офшорная гавань России - Кипр. В июне 2018 г. Центробанк Кипра разослал коммерческим кредитным организациям циркуляр с требованиями разорвать отношения подозрительных компаниях и компаниях-пустышках, не подающих финансовую отчетность в данной юрисдикции. В нем содержится 4 требования к компаниям, которые могут открыть счет на Кипре: 1) компания должна физически присутствовать в стране, а не только иметь почтовый адрес; 2) компания должна действительно вести экономическую деятельность в стране; 3) компания не может быть зарегистрирована в офшорах, в которых бизнес не обязан подавать регуляторам финансовую отчетность; 4) компания не должна значиться налоговым резидентом в любом «налоговом оазисе». Если хотя бы одно из этих требований не соблюдено, кипрские банки могут отказать в обслуживании как новому, так и действующему клиенту20. Россиянам также настоятельно рекомендуют забрать уже имеющиеся в банках Кипра средства или перевести их в Russian Commercial Bank в Лимассоле, основным акционером которого (46% уставного капитала) является ВТБ. В противном случае счета россиян могут принудительно закрыть.
С аналогичными проблемами столкнулись российские клиенты в банках Латвии, которая под угрозой включения своих банков в перечень банков, подозреваемых в отмывании денег, который составляет подотчетная Минфину США «Сеть по
^ 24
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
борьбе с финансовыми преступлениями» (FinCEN). В результате Латвия заявила о намерении сократить число нерезидентов в банках до 5% с 34% в 2017 г. (самый высокий уровень в ЕС), что приведет к их сокращению на 4-5 млрд долл. Латвия долгое время была важным каналом транзита капиталов из России и других стран СНГ. Через нее проходил около 1% всех мировых долларовых трансакций21. Пока счета нерезидентов в латвийских банках были заморожены, а для снятия ареста требовался такой пакет документов о бенефициарах, который делал дальнейшее использование этих счетов бессмысленным.
Швейцария в мае 2018 г. заблокировала счета российского миллиардера Виктора Вексельберга, который попал в санкционный список США. Всего было заморожено более 1 млрд долл. При этом средства блокировали не только публичные банки UBS, Credit Suisse, но и частные, в том числе Julius Baer. Дело в том, что США фактически контролирует всю систему расчетов в долларах, от которой не может отказаться ни один международный банк, не рискуя попасть под вторичные американские санкции. Хотя сама Швейцария начала проверять счета нерезидентов на предмет отмывания криминальных денег и уплаты налогов в их домашней юрисдикции еще с начала 2016 г., что затронуло многих российских граждан. Тогда вступили в силу поправки в Уголовный кодекс Швейцарии, квалифицированное уклонение от уплаты налогов, если неуплаченная сумма составляет 300 тыс. швейцарских франков в год.
В связи с такой политикой иностранных государств по отношению к россиянам для облегчения возврата их капиталов в Россию была задуман второй этап финансовой амнистии. Он проходит с 1 марта 2018 г. по 28 февраля 2019 г. Амнистия распространяется на неуплату налогов до 1 января 2018 г. Те, кто участвовал в первом этапе амнистии в 2015-2016 гг., смогут воспользоваться и ее вторым этапом. При этом для успеха этой амнистии новые предпосылки создает межгосударственный автоматический обмен финансовой информацией, о котором говорилось выше. Причем этот фактор может стать даже более существенным фактором, чем санкционное давление.
Для инвестирования возвращаемых в Россию капиталов предлагалось выпустить специальные валютные облигации. Однако впоследствии от такой идеи отказались, так как невозможно обеспечить анонимность инвесторов, попавших под санкции. Минфин также выступил против особых условий выплат по подобным инструментам, заявив, что имеется много инвестиционных продуктов и нет необходимости ставить в привилегированное положение отдельных инвесторов. В то же время ведомство не возражало против использования подобных продуктов привлечения капиталов отдельными банковскими структурами22. Первый транш таких валютных облигаций в объеме 4 млрд долл. (1,5 млрд долл. - с погашением в 2029 г. и доходностью 4,625% годовых и 2,5 млрд долл. - с погашением в 2047 г. и доходностью 5,25%) не вызвал интереса у российских инвесторов, которые
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
25 Q
купили их на 200 млн долл. Хотя согласившимся на деофшоризацию олигархам разрешили не платить 13%-й налог на доходы физлиц в случае, если они получат прибыль от валютной переоценки бумаг23.
Особо хотелось бы выделить идею создания «внутренних офшоров» в России для возврата зарубежных капиталов. Более квалифицированные эксперты предлагали термин территории со «специальным режимом и признаками офшора», или Специальные административные районы (САР). Назывались и их конкретная локализация - на островах Русский во Владивостоке и Октябрьский в Калининградской области. Подобные идеи возникали и в прошлом, когда выдвигалась идея создания «офшоров» в Абхазии, Южной Осетии, Крыму.
В то же время подобные предложения не учитывают ни специфику такого явления, как офшоры, ни конкретных международных обязательств, которые взяла на себя Россия (BEPS, Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией, документов международной организации по борьбе с отмыванием преступных доходов - FATF, членом которой является Россия). Важно подчеркнуть, что после 2001 г. в мире не было создано ни одной офшорной юрисдикции. Для чего необходимо создание подобных образований. Офшорные юрисдикции зарабатывают на развитии финансового сектора и связанных с ним многочисленных сфер, включая даже туризм. У них развитая судебная система, использующая международное право, удобная инфраструктура. Современные офшоры следуют международным рекомендациям по борьбе с грязными деньгами, обмену финансовой информацией и раскрытию реальных бенефициаров хранящих там капиталов. Поэтому возникает закономерный вопрос, на чем будут зарабатывать «новые российские офшоры». Или Россия заинтересована в создании «финансовых помоек», которые сразу попадут в список «несотрудничающих офшоров», или в категорию harmful tax regime («вредный» налоговый режим) в понимании ЕС и ОЭСР. Например, рекомендуемые некоторыми экспертами для САР элементы специальных льготных режимов эксплуатации морского и воздушного флота уже запрещены в Европе.
Одним новым названием здесь не обойтись. По мнению А. Захарова, САР противоречат плану BEPS по противодействию пагубным налоговым практикам и по предотвращению злоупотреблений налоговыми соглашениями. Кроме того, создание условий для анонимности акционеров или директоров может вызвать претензии и даже санкции со стороны FATF. Реализация этой идеи возможна только при заморозке (моратории) действия российских правил налогообложения контролируемых иностранных компаний и отказе от автоматического обмена до полного снятия санкций США и ЕС24.
Создание новых финансовых центров с определенными льготами для инвесторов может быть эффективным путем активизации хозяйственной деятельности. Однако это требует огромных усилий и продолжительного времени. Такая работа связана не только с созданием иного инвестиционного климата, но и требует изме-
^ 26
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
нения существующих геополитических условий развития, которые могут вызвать реальное доверие широкого круга инвесторов. В этом плане было бы полезным изучение причин отказа от Международного финансового центра в Москве в начале 2000-х годов.
В то же время чрезвычайно интересным представляется опыт по созданию Международного финансового центра «Астана» в Казахстане, который был открыт в июле 2018 г. Президент Казахстана Н. Назарбаев пригласил Россию и другие страны ЕАЭС активно участвовать в его работе25. Это тем более актуально, что к 2025 г. страны ЕАЭС поставили задачу создания общего финансового рынка, одним из драйверов которого станет казахстанский финансовый центр, который будет притягивать капиталы из Азии и Европы.
Рациональным российским ответом на антироссийские санкции можно также считать решение об изменении толкования понятия «иностранный инвестор». С 1 июня 2018 г. в него не включаются зарубежные организации, подконтрольные российским гражданам или компаниям, а также иностранцы, имеющие российское гражданство. Это позволит упростить инвестирование в Россию средств российских граждан из-за рубежа, а также скроет информацию о таких инвестициях в
официальной статистике иностранных инвестиций.
* * *
Политика деофшоризации России в целом соответствует трендам в глобальной экономике, где эти процессы активно развиваются. Однако деофшоризация экономики в России проходит в сложных условиях затянувшегося восстановления экономического роста и жесткого противостояния с рядом западных стран, что определяет ее некоторые особенности. В частности, российская деофшоризация столкнулась с новыми вызовами, которые не учитываются другими государствами. К ним относятся экономические санкции, поставившие российский бизнес в экстраординарные условия, в некоторых случаях ставящих его на грань выживания. В таких обстоятельствах необходимо найти точные решения, которые в целом не противоречат международным обязательствам страны, но в то же время соответствуют ее интересам сохранения национального экономического суверенитета. И важно понимать, что для дальнейшего прогресса в деле деофшоризации российских активов потребуется приложить серьезные усилия, связанные как с внутри-российскими реформами, так и выстраиванием взаимовыгодного международного сотрудничества, прежде всего с дружественными государствами ЕАЭС.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 В официальной лексике впервые появился термин «деофшоризация» как антоним образного термина «офшоризация». В публикациях экспертов эти термины уже встреча-
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
27 ^
лись. См., например, Хейфец Б. А. Офшоризация non stop. Российская Федерация сегодня. 2010. №10. С.15.
2 Падение фиктивности. 2018. 26 июня. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/06/ 26/5b30fcab9a7947e36cf7a7b3).
3 Количество банков в России - динамика за 2007-2018 годы, уставной капитал и количество банков в разрезе регионов. 2018. 27 февраля. URL: https://bankirsha.com/kolich-estvo-bankov-v-rossii-na-konec-goda-finansovyi-krizis-ustavnoi-kapital-i-chislennost-bankov. html).
4 Таможенная служба РФ посчитала сумму незаконно выведенных средств // Известия. 2018. 22 июня.
5 Авдеев С. Алексей Мордашов расплатится за офшоры // РБК. 2016. 16 ноября.
6 Причины такой ситуации рассматриваются в: Хейфец Б. О процессе деофшориза-ции российской экономики // Финансы. 2017. №10. С.15-19.
7 Вислогузов В. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию // Коммерсантъ. 2018. 8 февраля.
8 Базанова Е. Налоговики решили не разбираться //Ведомости. 2017. 23 мая.
9 Девитт П. Как план Путина вернуть миллиарды из офшоров дал обратный эффект. 2017. 6 июня URL: http://ru.reuters.com/article/topNews/idRUKBN18X102-0RUTP).
10 Knight Frank. The Wealth Report 2018. Глобальный обзор элитной недвижимости и инвестиций. 2018. С.22. URL: https://extpic.kf.expert/content/research_reports/2018/wealth_ report/wr2018_ru.pdf).
11 В феврале 2015 г. Правительство РФ был утвержден Перечень системообразующих организаций. Он содержал 197 организаций, включая холдинги и вертикально интегрированные компании, прибыль которых формирует более 70% совокупного национального дохода, а численность занятых составляла более 20% от общего количества занятых в экономике (Государственная поддержка системообразующих организаций. МЭР РФ. 2015. 8 февраля. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depSectorEconom/2015020801).
12 Правительство отказалось от идеи принудительной деофшоризации системных компаний. 2017. 2 октября. URL: http://www.interfax.ru/business/581495).
13 Ануфриева Н. В России разрешили приватизацию подконтрольным офшорам юр-лицам. 2018. 1 июня. URL: https://vz.ru/news/2018/6/1/925688.html).
14 Базанова Е., Оверченко М., Агамалова А. Минфин США опубликовал «кремлевский доклад» // Ведомости. 2018. 18 января.
15 Bloomberg. New Tax Haven. 2017. 28 December. URL: https://www.bloomberg.com/ view/articles/2017-12-28/the-u-s-is-becoming-the-world-s-new-tax-haven.)
16 Criminal Finances Act 2017. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2017/22/con-tents).
17 Инвесторская виза Tier 1 позволяет ее обладателю находиться на территории Великобритании в течение трех лет и четырех месяцев в обмен на инвестиции в Соединенном Королевстве в размере 2 млн фунтов стерлингов.
18 Haddou L. Oligarchs salt away £34bn in British Overseas Territories // The Sunday Times. 2018. 29 April.
^ 28
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
19 Treanor M. The Fifth Anti-Money Laundering Directive: Extending the Scope of the European Union's Regulatory Authority to Virtual Currency Transactions. 2018. 8 May. URL: https://www.moneylaunderingwatchblog.com/2018/05/the-fifth-anti-money-laundering-direc-tive-extending-the-scope-of-the-european-unions-regulatory-authority-to-virtual-currency-trans-actions/).
20 Как новые требования отразятся на владельцах счетов из России. 2018. 18 июня. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3661495).
21 Судьбанерезидента. Кчему приведет банковскийкризис в Латвии. 2018.21 марта. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/03/21/5aafb2519a794747f2c75fe4).
22 Минфин оценил необходимость новых бондов для возвращения денег элит. 2017. 6 декабря. URL: https://www.ibc.ru/business/06/12/2017/5a27d8599a7947596a5af9e3).
23 Олигархи отказались возвращать капитал в Россию под страхом санкций. 2018. 23 марта. URL: https://www.finam.ru/novosti/aktsii/oligarkhi-otkazalis-vozvrashchat-kapital-v-rossiyu-pod-strakhom-sankciy-1018943701).
24 Вислогузов В. Что думают юристы о светлом будущем российских офшоров // Коммерсантъ. 2018. 12 апреля.
25 Что предложил Назарбаев на выступлении в Сочи. 2018. 14 мая. URL: http://www. zakon.kz/4918221-chto-predlozhil-nazarbaev-na.html).
БИБЛИОГРАФИЯ:
Авдеев С. Алексей Мордашов расплатится за офшоры // РБК. 2016. 16 ноября.
Ануфриева Н. В России разрешили приватизацию подконтрольным офшорам юрлицам. 2018. 1 июня. URL: https://vz.ru/news/2018/6/1/925688.html).
Базанова Е. Налоговики решили не разбираться //Ведомости. 2017. 23 мая.
Вислогузов В. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию // Коммерсантъ. 2018. 8 февраля.
Вислогузов В. Что думают юристы о светлом будущем российских офшоров // Коммерсантъ. 2018. 12 апреля.
Государственная поддержка системообразующих организаций. МЭР РФ. 2015. 8 февраля. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depSectorEconom/2015020801).
Девитт П. (2017) Как план Путина вернуть миллиарды из офшоров дал обратный эффект. 6 июня URL: http://ru.reuters.com/article/topNews/idRUKBN18X102-0RUTP).
Как новые требования отразятся на владельцах счетов из России. 2018. 18 июня. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3661495).
Количество банков в России - динамика за 2007-2018 годы, уставной капитал и количество банков в разрезе регионов. 2018. 27 февраля. URL: https://bankirsha.com/kolichestvo-bankov-v-rossii-na-konec-goda-finansovyi-krizis-ustavnoi-kapital-i-chislennost-bankov.html).
Минфин оценил необходимость новых бондов для возвращения денег элит. 2017. 6 декабря. URL: https://www.rbc.ru/business/06/12/2017/5a27d8599a7947596a5af9e3).
Падение фиктивности. 2018. 26 июня. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/06/26/5b 30fcab9a7947e36cf7a7b3).
Правительство отказалось от идеи принудительной деофшоризации системных компаний. 2017. 2 октября. URL: http://www.interfax.ru/business/581495).
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
29 Q
Судьба нерезидента. К чему приведет банковский кризис в Латвии. 2018. 21 марта. URL: https://www.ibc.ru/newspaper/2018/03/21/5aafb2519a794747f2c75fe4).
Таможенная служба РФ посчитала сумму незаконно выведенных средств // Известия. 2018. 22 июня.
Хейфец Б. О процессе деофшоризации российской экономики // Финансы. 2017. №10. С. 15-19.
Хейфец Б. А. Офшоризация non stop. //Российская Федерация сегодня. 2010. №10. С. 15-18.
Что предложил Назарбаев на выступлении в Сочи. 2018. 14 мая. URL: http://www.zakon. kz/4918221-chto-predlozhil-nazarbaev-na.html).
Bloomberg. New Tax Haven. 2017. 28 December. URL: https://www.bloomberg.com/view/ articles/2017-12-28/the-u-s-is-becoming-the-world-s-new-tax-haven.)
Criminal Finances Act 2017. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2017/22/contents).
Олигархи отказались возвращать капитал в Россию под страхом санкций. 23 марта. URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/oligarkhi-otkazalis-vozvrashchat-kapital-v-rossiyu-pod-strakhom-sankciy-1018943701).
Haddou L. Oligarchs salt away £34bn in British Overseas Territories // The Sunday Times. 2018. 29 April.
Knight Frank. The Wealth Report 2018. Глобальный обзор элитной недвижимости и инвестиций. 2018. С.1-34. URL: https://extpic.kf.expert/content/research_reports/2018/wealth_re-port/wr2018_ru.pdf).
Treanor M. The Fifth Anti-Money Laundering Directive: Extending the Scope of the European Union's Regulatory Authority to Virtual Currency Transactions. 2018. 8 May. URL: https://www. moneylaunderingwatchblog.com/2018/05/the-fifth-anti-money-laundering-directive-extending-the-scope-of-the-european-unions-regulatory-authority-to-virtual-currency-transactions/).
BIBLIOGRAFIYA:
Avdeev S. Aleksej Mordashov rasplatitsya za ofshory // RBK. 2016. 16 noyabrya.
Anufrieva N. V Rossii razreshili privatizaciyu podkontrol'nym ofshoram yurlicam. 2018. 1 iyunya. URL: https://vz.ru/news/2018/6/1/925688.html).
Bazanova E. Nalogoviki reshili ne razbirat'sya //Vedomosti. 2017. 23 maya.
Visloguzov V. Gosduma vypisala kapitalu propusk v Rossiyu // Kommersant». 2018. 8 fevralya.
Visloguzov V. CHto dumayut yuristy o svetlom budushchem rossijskih ofshorov // Kommersant». 2018. 12 aprelya.
Gosudarstvennaya podderzhka sistemoobrazuyushchih organizacij. MEHR RF. 2015. 8 fevralya. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depSectorEconom/2015020801).
Devitt P. (2017) Kak plan Putina vernut' milliardy iz ofshorov dal obratnyj ehffekt. 6 iyunya URL: http://ru.reuters.com/article/topNews/idRUKBN18X102-0RUTP).
Kak novye trebovaniya otrazyatsya na vladel'cah schetov iz Rossii. 2018. 18 iyunya. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3661495).
^ 30
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
Kolichestvo Ьапкоу V Rossii - dinamika za 2007-2018 gody, ustavnoj kapital i kolichestvo Ьапкоу V razreze regionov. 2018. 27 fevralya. URL: https://bankirsha.com/kolichestvo-bankov-v-rossii-na-konec-goda-finansovyi-krizis-ustavnoi-kapital-i-chislennost-bankov.html).
ММП ocenil neobhodimost' novyh bondov dlya vozvrashcheniya deneg eЫit. 2017. 6 dekabrya. URL: https://www.rbc.ru/business/06/12/2017/5a27d8599a7947596a5af9e3).
Padenie fiktivnosti. 2018. 26 iyunya. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/06/26/5b30f cab9a7947e36cf7a7b3).
Pravitel'stvo otkazalos' ot idei prinuditel'noj deofshorizacii sistemnyh kompanij. 2017. 2 oktyabrya. URL: http://www.interfax.ru/business/581495).
Sud'ba nerezidenta. К chemu privedet bankovskij krizis v Latvii. 2018. 21 marta. URL:
https://www.rbc.ru/newspaper/2018/03/21/5aafb2519a794747f2c75fe4).
Tamozhennaya sluzhba RF poschitala summu nezakonno vyvedennyh sredstv // Izvestiya. 2018. 22 iyunya.
Hejfec В. О processe deofshorizacii rossijskoj ehkonomiki // Finansy. 2017. №10. S. 15-19.
Hejfec В. А. Ofshorizaciya non stop. Rossijskaya Federaciya segodnya. 2010. №10. S. 15-18.
CHto predlozhil Nazarbaev na vystuplenii v Sochi. 2018. 14 maya. URL: http://www.zakon. kz/4918221-chto-predlozhil-nazarbaev-na.html).
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник