Научная статья на тему 'Эволюция и современный этап функционирования оффшорных зон в зарубежной и российской практике'

Эволюция и современный этап функционирования оффшорных зон в зарубежной и российской практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1929
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ОФШОРНАЯ КОМПАНИЯ / ОФФШОРНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / АНТИОФШОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ECONOMIC INTEGRATION / OFFSHORE COMPANY / OFFSHORE JURISDICTION / ANTI-OFFSHORE REGULATION / DEOFFSHORIZATION / TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлин Александр Николаевич, Смирнов Евгений Николаевич

В статье обобщены теоретические аспекты и практика развития офшорных юрисдикций в мировой экономике. Авторами разработана поэтапная периодизация офшорного бизнеса, при этом его роль и функции существенно изменились: на современном этапе он все больше адаптируется к практике антиофшорного регулирования. Несмотря на то, что национальные правительства и международные организации предпринимают все больше попыток к противодействию офшорным схемам, отток капитала в офшоры достаточно стабилен. Это обусловлено преимуществами оффшорных зон в виде специальных налоговых, валютных и таможенно-тарифных условий. Все цели, которые преследуют офшорные юрисдикции, были разделены на экономические, социальные, научно-технические и имиджевые. Был представлен обзор предпосылок, которые необходимы для получения статуса офшора. К основным из них были отнесены политическая стабильность, наличие авторитетных банковских структур и квалифицированных кадров, выгодное экономико-географическое положение. Представлена авторская классификация офшорных юрисдикций, составленная по следующим признакам: лояльность к налогообложению; географический критерий; особенности снижения налоговых издержек; порядок регистрации бизнеса; степень конфиденциальности; степень сотрудничества с международными организациями. Авторы проанализировали различные рейтинги офшорных зон и пришли к выводу, что в современных условиях к офшорам относятся также те страны и территории, где деятельность определенных компаний стимулируется со стороны государства путем налоговых льгот, снижения требований к аудиту и бухгалтерскому учету, применению торговых и таможенных ограничений. В статье предложены параметры, которые необходимо использовать при выборе офшорной юрисдикции. Также приведены отличия особых, свободных экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития от зарубежных классических офшоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution and the present stage of functioning of offshore zones in foreign and Russian practice

In the article theoretical aspects and practice of development of offshore jurisdictions in the world economy are generalized. Authors have developed a stage-by-stage periodization of offshore business, at the same time its role and functions have significantly changed: at the present stage it more and more adapts to practice of anti-offshore regulation. In spite of the fact that the national governments and the international organizations make more and more attempts to counteraction to offshore schemes, capital outflow to offshores is rather stable. It is caused by advantages of offshore zones in the form of special tax, currency and customs and tariff conditions. All objectives of offshore jurisdictions have been divided on economic, social, scientific and technical and image. The review of prerequisites that are necessary for obtaining the status of offshore has been submitted. The main of them are: political stability, existence of authoritative bank structures and qualified personnel, favorable economical geographical location. The author's classification of offshore jurisdictions made on the following features is presented: loyalty to the taxation; geographical criterion; features of decrease in tax costs; business order of registration; confidentiality degree; cooperation with the international organizations. Authors have analysed various ratings of offshore zones and have come to a conclusion that in modern conditions to offshores belong also those countries and territories where activity of companies is stimulated from the state by tax benefits, reduction of requirements to audit and accounting, application of trade and customs restrictions. In the article parameters that need to be used at the choice of offshore jurisdiction are offered. Differences special, free economic zones, territories of the advancing social and economic development from foreign classical offshores are also given.

Текст научной работы на тему «Эволюция и современный этап функционирования оффшорных зон в зарубежной и российской практике»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №5, Том 10 / 2018, No 5, Vol 10 https://esj.today/issue-5-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/67ECVN518.pdf Статья поступила в редакцию 13.10.2018; опубликована 01.12.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Михайлин А.Н., Смирнов Е.Н. Эволюция и современный этап функционирования оффшорных зон в зарубежной и российской практике // Вестник Евразийской науки, 2018 №5, https://esj.today/PDF/67ECVN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Mikhaylin A.N., Smirnov E.N. (2018). Evolution and the present stage of functioning of offshore zones in foreign and Russian practice. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(10). Available at: https://esj.today/PDF/67ECVN518.pdf (in Russian)

УДК 339.7

ГРНТИ 06.51.67, 06.51.57

Михайлин Александр Николаевич

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия Доцент кафедры «Экономической теории и мировой экономики»

Кандидат экономических наук, доцент РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=198414

Смирнов Евгений Николаевич

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия Профессор кафедры «Экономической теории и мировой экономики»

Доктор экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9325-7504 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=639962 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/M-3532-2016

Эволюция и современный этап функционирования оффшорных зон в зарубежной и российской практике

Аннотация. В статье обобщены теоретические аспекты и практика развития офшорных юрисдикций в мировой экономике. Авторами разработана поэтапная периодизация офшорного бизнеса, при этом его роль и функции существенно изменились: на современном этапе он все больше адаптируется к практике антиофшорного регулирования. Несмотря на то, что национальные правительства и международные организации предпринимают все больше попыток к противодействию офшорным схемам, отток капитала в офшоры достаточно стабилен. Это обусловлено преимуществами оффшорных зон в виде специальных налоговых, валютных и таможенно-тарифных условий. Все цели, которые преследуют офшорные юрисдикции, были разделены на экономические, социальные, научно-технические и имиджевые. Был представлен обзор предпосылок, которые необходимы для получения статуса офшора. К основным из них были отнесены политическая стабильность, наличие авторитетных банковских структур и квалифицированных кадров, выгодное экономико-географическое положение. Представлена авторская классификация офшорных юрисдикций, составленная по следующим признакам: лояльность к налогообложению; географический критерий; особенности снижения налоговых издержек; порядок регистрации бизнеса; степень конфиденциальности; степень сотрудничества с международными организациями. Авторы проанализировали различные рейтинги офшорных зон и пришли к выводу, что в современных

условиях к офшорам относятся также те страны и территории, где деятельность определенных компаний стимулируется со стороны государства путем налоговых льгот, снижения требований к аудиту и бухгалтерскому учету, применению торговых и таможенных ограничений. В статье предложены параметры, которые необходимо использовать при выборе офшорной юрисдикции. Также приведены отличия особых, свободных экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития от зарубежных классических офшоров.

Ключевые слова: экономическая интеграция; офшорная компания; оффшорная юрисдикция; антиофшорное регулирование; деофшоризация; налогообложение

В своем развитии современный офшорный бизнес исторически прошел следующие основные этапы:

• до конца 1950-х гг., когда офшорный бизнес развивался эпизодически. Отметим, что смежный с офшорами термин «налоговая гавань» (англ. - 1ахЬауеп) широко использовался уже с 1950-х гг., а первые классические офшорные зоны появились в Панаме и Люксембурге еще в 1930-е гг.

• 1950-1980-ее гг. - зарождение офшорного бизнеса на основе примитивных схем. Причиной активного развития офшоров стал распад колониальной системы и появление большого числа независимых государств, которые столкнулись с проблемой привлечения инвестиций в свои экономики. Ряд этих стран, будучи исторически экономически связаны с Великобританией, стал предоставлять услуги по минимизации налогообложения для британских компаний (как и во многих странах Европы, в Великобритании налоговая нагрузка в период послевоенного восстановления была непомерно высокой) [2, с. 54-55]. Высокие налоги и жесткий валютный контроль стимулировал перетоку денег в оффшоры. Так, широкую известной получила схема «ямайский челнок». В начале 1970-х гг. президентом Ямайки М. Мэнли был введен жесткий валютный контроль, и из Ямайки на Каймановы острова стали отправляться небольшие легкомоторные самолеты с долларами США. Через некоторое время банки Ямайки столкнулись с катастрофическим дефицитом валюты и даже стали обращаться к банкам на Каймановых островах с просьбами вернуть деньги обратно. Аналогично для граждан Перу, где вывоз валюты из страны был запрещен, стало обычным делом прятать ее в чемоданах и ехать на автомобиле до Панамы, где уже валюта помещалась в офшорные банки1. На данном этапе впервые предпринимаются попытки ограничить деятельности офшоров в отдельных странах.

• 1980-1990-е гг. - возрастание численности офшорных юрисдикций и значения офшорного бизнеса в мире, чему во многом способствовали валютный контроль и финансовая политика США по отношению к развивающимся странам, которые к этому времени накопили высокие объемы долгов. Граждане и банки развивающихся странах пытались избежать этого контроля, и в США стали поступать огромные объемы капиталов через большое количество банков в Гонконге, на Багамских и Каймановых островах. США же, в свою очередь, поощряли открытие филиалов своими банками в офшорах, признавая, что приток долларовой ликвидности из развивающихся стран необходим для снижения процентных ставок и дефицита текущего платежного баланса.

• конец 1990-х гг. - 2000 г. - масштабное развитие офшорного бизнеса, что проявлялось в следующем: схемы использования офшорного бизнеса усложняются и

1 Офшор на весь мир. Как меняется налоговый рай // Коммерсант. - 22.10.2017 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3442476 (дата обращения: 16.02.2018).

расширяются, в круг его субъектов вовлекаются все новые страны (распад мировой социалистической системы); впервые появляется международное антиофшорное регулирование; во многом причиной мирового кризиса 1997-1998 гг. стало увеличение спекулятивного использования офшорного капитала.

• 2001-2004 гг. - принятие жестких мер в сфере государственного финансового антиофшорного регулирования (это, в частности, было связано с терактами, произошедшими в США в 2001 году); кратковременное снижение активности в мировом оффшорном бизнесе.

• 2005-2018 гг., для которого характерны следующие черты: постепенная трансформация офшорного бизнеса и его адаптация к сложившимся механизмам государственного контроля; удлинение и усложнение офшорных схем и организационно-правовых форм их реализации; попытки создания механизма антиофшорного регулирования на межправительственном уровне [7, c. 90].

Сложившиеся в современном мире офшорные зоны имеют ряд преимуществ для компаний-нерезидентов, в частности в них: упрощена и ускорена регистрация нерезидентов; занижены ставки налоговых выплат; гарантирована конфиденциальность для офшорных компаний (не во всех зонах); операции офшорных компаний освобождены от валютного контроля со стороны государства; облегчен доступ на рынки США, Канады, стран ЕС; отсутствуют применяемые в остальных странах торговые тарифы; доступны разнообразные услуги ключевых транснациональных банков [5].

Офшорной зоной можно считать суверенное государство или его часть, внутри которого зарегистрированным зарубежными юридическими лицами компаниям гарантируются самые благоприятные условия ведения бизнеса обязательно за пределами территории самого офшора. Власти офшорных юрисдикций при этом преследуют следующие цели:

• экономические: пополнение государственного бюджета за счет поступлений от регистрации и перерегистрации офшорных компаний; взимания с них налогов (если они есть), сборов и государственных пошлин; платежей от иностранных инвесторов, связанных с предоставлением им, а также их родственникам соответствующего гражданства; поступление валютных средств на счета офшорных компаний в банках офшорных юрисдикций; приток иностранных инвестиций в самые разнообразные объекты предпринимательства; оплата офшорными компаниями аренды или приобретения ими в собственность офисных помещений, а также различных бизнес-услуг (страховых компаний, консалтинговых агентств, адвокатуры и т. д.); поступления от постоянно действующих секретарских представительств, а также их сотрудников за проживание, питание, досуг, пользование услугами ЖКХ, информационное обслуживание и связь, внутренний транспорт и т. д.).

• социальные: трудоустройство в офшорных компаниях местного населения (номинальных директоров и акционеров, курьеров, секретарей, обслуги), что ведет к росту занятости и благосостояния граждан, а значит, и политической стабилизации; увеличение численности населения офшора за счет постоянного или временного притока зарубежных инвесторов и их родственников, требуемых для обслуживания офшорных компаний иностранных специалистов; повышение уровня социального, медицинского, образовательного, информационного обслуживания как гостей, так и местного населения, имеющих доступ к необходимой современной инфраструктуре.

• научно-технические: внедрение и широкое распространение новейших технологий в кредитно-финансовую сферу, государственные властные органы, инфраструктуру; повышение уровня международного информационного и транспортного обслуживания для обеспечения эффективного взаимодействия офшора с другими международными субъектами и международными финансовыми центрами.

• имиджевые: повышение степени интегрированности офшорной зоны (как правило, небольшой по размерам территории и ВВП) в международную экономику за счет оказания разнообразных бизнес-услуг, прежде всего финансовых; повышение степени привлекательности и авторитета среди зарубежных инвесторов успешного офшора может сопровождаться увеличением въездного туризма, позволяющего параллельно получать значительные доходы как властям, так и бизнесу, а также населению офшорной зоны; участие офшора в международном соглашении об автоматическом обмене налоговой информацией, сужающим его возможности обеспечения конфиденциальности для заинтересованных зарубежных бизнесменов и чиновников, повышает уровень цивилизованности и аттрактивности для законопослушного иностранного и отечественного бизнеса [6].

Для получения статуса офшорной зоны желательно наличие следующих предпосылок:

• политическая стабильность, отсутствие проявлений экстремизма, сепаратизма, террористических угроз, что имеет первостепенное решающие значение для сохранения и укрепления доверия зарубежных инвесторов и гарантий неизменности предоставляемых льгот и благоприятного режима предпринимательской деятельности. Неприемлемы территории и страны, имеющие политические, исторические проблемы с соседними государствами. Приветствуется не вхождение в военно-политические международные союзы и блоки.

• развитая и многогранная современная бизнес-инфраструктура, включающая необходимые для офшорного бизнеса банки, страховые компании, адвокатские и консалтинговые бюро, фирмы по обеспечению современной международной связи с любыми уголками Земли, арбитражные суды и т. д.

• обязательное присутствие на постоянной основе авторитетных банков, глубоко интегрированных в международную финансовую систему, способные беспрепятственно и оперативно обеспечить международные финансовые потоки между офшорами и их партнерами по всему миру в ходе реализации самых разнообразных офшорных схем. Они должны быть в состоянии обеспечить резидентам офшорной зоны доступ к дешевым и долгосрочным финансовым ресурсам.

• наличие достаточного количества квалифицированных специалистов и работников требуемых специальностей, которые могут на самом высоком и качественном уровне не только обеспечить разнообразное обслуживание секретарских представительств офшорных компаний, но и содействовать удовлетворению всех соответствующих жизненных запросов и потребностей их сотрудников, а также владельцев офшорного бизнеса, акционеров, бенефициаров и членов их семей. Впрочем, в случае необходимости в офшор могут быть доставлены в случае необходимости необходимые специалисты из других стран [1, с. 70].

• независимая, прозрачная, признанная в международном сообществе судебная система, способная обеспечить на высоком профессиональном уровне защиту прав собственности, интересов бизнеса, справедливо разрешать споры хозяйствующих субъектов как между собой, так и с государственными органами любой компетентности. Как правило, офшоры работают в сферах английского общего права, европейского корпоративного законодательства, реже - корпоративного законодательства США.

• благоприятная с точки зрения погодно-климатических и экологических факторов среда проживания для работников секретарских представительств, владельцев, акционеров офшорных компаний, а также членов их семей. Необходимы современные медицинские и образовательные учреждения. Оптимально, если офшор одновременно является развитым, успешным, давно существующим, но популярным центром международного туризма. Тогда возможно органичное сочетание успешной профессиональной работы офшорной компании, а

также пользования ее владельцами и сотрудниками всем набором туристических благ (познавательных, лечебно-рекреационных, развлекательных, спортивных и т. д.).

• нахождение в сфере распространения минимум одного или нескольких иностранных языков международного культурного, профессионального общения (английского, французского, испанского, португальского). Это касается не только офшорных чиновников, специалистов банковской сферы, страхования, консалтинга, адвокатуры, судопроизводства, правоохранительных органов, но и работников сферы обслуживания (транспорта, связи, общественного питания, торговли, гостиничного хозяйства, медицинских учреждений и т. д.) В этом отношении наиболее успешны в качестве офшоров бывшие колонии или зависимые государства и территории, а также страны с развитым международным туризмом. Одним из проявлений прогрессирующей глобализации является неуклонное повышение роли английского языка - языка международного общения.

• низкий уровень экономической и уголовной преступности, в том числе уличной, отсутствие организованной преступности. Минимум угрозы для самих бизнесменов и членов семей, их имущества, также самого бизнеса является одним их самых весомых критериев при принятом решении иностранным предпринимателям о выборе страны - места вложения капиталов, места временного или постоянного проживания (в случае получения соответствующего гражданства).

• выгодное географическое расположение вблизи международных магистральных транспортных коридоров и коммуникаций, крупных деловых центров, прежде всего мировых финансовых. Важную роль играет надежное и оперативная международная транспортная доступность (прежде всего авиационным и морским сообщением).

Мы придерживаемся подхода к классификации офшорных зон по следующим основным признакам:

1. Лояльность офшорных юрисдикции к налогообложению - самый общий и простой критерий, по которому офшоры делятся на: зоны, полностью освобождающие от уплаты налогов; зоны, позволяющие снизить размер уплачиваемых налогов (как правило, до 10 % налога на прибыль).

2. Географический критерий:

• островные офшоры, включающие архипелаги и острова в Карибском море, Индийском и Тихом океанах, сочетающие слаборазвитую экономику с высокой политической стабильностью. Для них, как правило, характерны: высокая степень конфиденциальности, почти полное (или полное) отсутствие налогов и требований к ведению отчетности. В качестве единственного условия устанавливаются ежегодный небольшой фиксированный платеж в пользу государства. Островные офшоры чаще всего используются компаниями с сомнительной репутацией для финансовых транзакций и хранения капитала (примеры - Багамские, Британские Виргинские, Маршалловы, Сейшельские острова).

• ряд стран Европы, включающие как классические офшоры, так и оншоры. Безналоговый льготный статус компаний, действующих в этих странах, подтверждается ежегодными аудиторскими проверками и отчетами. Для осуществления контроля над деятельностью таких предприятий законодательства стран предусматривают специальные правила (например, ведение реестров директоров и акционоеров). В связи с этим, конфиденциальность в этих офшорах не гарантируется, а обеспечивается их нормами права, однако уровень престижа компаний здесь выше, чем в островных офшорах (примеры -Гибралтар, Люксембург, Швейцария).

• административно-территориальные зоны в некоторых оншорных странах (Великобритания, Канада, США).

3. Характер и механизмы снижения налоговых издержек:

• классические офшоры, для которых характерны: дешевизна создания компании; невысокое налогообложение: отсутствие требований к бухгалтерской и финансовой отчетности; обязательный сбор владельца компании в бюджет государства (примеры -Вануату, Британские Виргинские острова). За последние годы роль классических офшоров на мировых рынках уменьшилась, особенно после того, как страны ЕС и США начали борьбу с неплательщиками налогов и утечкой капитала. В результате был подписан ряд соглашений, предусматривающих обмен информацией между ведущими странами мира. В этой связи роль офшоров, входящих в состав Великобритании - главного активиста в борьбе с неплательщиками налогов - существенно снизилась. Поэтому указанные офшоры (например, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова) стали де-факто менее привлекательными для нерезидентов.

• низконалоговые офшоры с невысокими налоговыми ставками и официальной регламентацией требований к бухгалтерскому/финансовому учету. Среднемировой уровень корпоративного налога в настоящее время составляет около 22,6 %, поэтому если какое -то государство предлагает ставку налога в два раза меньше, ее вполне можно считать низконалоговой (например, Ирландия, где ставка корпоративного налога составляет 12,5 %). На фоне указанных выше классических офшоров такие страны с точки зрения репутации выглядят гораздо лучше. Однако все же привлекательность таких стран сомнительна, поскольку есть требования к отчетности, а низкая ставка по налогу на прибыль часто «перекрывается» установлением государством дополнительных налогов и сборов.

• оншорные страны с признаками офшорного бизнеса ^так называемые «уважаемые офшоры»), где для нерезидентов при правильном выборе типа компании возможно минимизировать или вообще не платить корпоративный налог. К таким странам относятся: Великобритания (действует при помощи своих партнерств), Мальта (возможно снизить налог до 5 % при действующей ставке в 35 %), Лихтенштейн, Нидерланды, Австрия (предоставляют на определенных условиях особый налоговый режим), Швейцария.

• разновидностью «уважаемых» офшоров могут служить и офшоры, для которых характерен территориальный тип налогообложения (например, Гонконг и Сингапур), заключающийся в том, что в них действует не общепринятый в большинстве стран резидентный тип налогообложения (налогообложению подлежат все доходы компании или физического лица, в том числе зарубежные), а такой подход, что внутри данной юрисдикции нет налогообложения. Однако, есть два важных момента: во-первых, в связи с желанием таких юрисдикций сохранить свою хорошую репутацию, для компаний есть определенный набор требований по ежегодным аудитам и отчетности; во-вторых, в таких юрисдикциях компаниям все чаще приходится доказывать правомерность применения льгот по налогообложению.

• респектабельные низконалоговые юрисдикции, являющиеся внутренними территориями некоторых стран, например, офшоры некоторых штатов США, где имеются обязательства уплаты фиксированного федерального налога, однако не облагаются налогами доходы, полученные за пределами штата регистрации компании (применяется в таких штатах, как Арканзас, Кентукки, Делавэр и пр.), а также некоторые кантоны Швейцарии.

Кроме того, в современной литературе2 часто используется понятие мидшоры -юрисдикции, которые предлагают низкие налоговые ставки, обладают стабильными финансовыми и политическими системами, входят в «белый список» ОЭСР, а также обладают другими привилегиями (например, Мальта, Великобритания, Нидерланды, Дания, Ирландия, Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия, Малайзия).

4. Порядокррегистрации бизнеса, по которому офшоры разграничиваются на:

а) свободные, где компанию возможно зарегистрировать, лишь подготовив заявление и учредительные документы (копии) на английском языке (такой порядок применяется почти во всех зонах);

б) формальные, где требуются дополнительные бумаги из страны ведения основной деятельности (офшорные зоны на территории Европейского союза).

5. Характер проверок финансовой отчетности или степень конфиденциальности. Здесь выделяют офшоры:

а) которые не требуют ведения/предоставления органам государственной власти финансовой отчетности (Андорра, Вануату, Коста-Рика, Либерия, Мальдивские острова, Маврикий);

б) с открытым реестром, требующие от владельцев бизнеса полного раскрытия информации (Гонконг, Люксембург, Сингапур, Швейцария);

в) с умеренным реестром, которые обязывают владельцев бизнеса размещать публично информацию о крупнейших акционерах и их долях (Барбадос, Белиз, Ливан, ОАЭ, Малайзия);

г) с закрытым реестром, обеспечивающие полную анонимность бизнесу (Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маврикий, Науру).

6. Сотрудничество с международными организациями ОЭСР и ФАТФ, по степени которого эти организации делят все офшоры на: «белый список» - офшоры, в достаточной степени внедрившие общепринятые международные налоговые стандарты (например, Сейшельские острова, Остров Мэн); «серый список» - офшоры, принявшие на себя обязательства внедрить указанные стандарты, но еще недостаточно внедрившие их (например, Вануату, Маршалловы острова, Ниуэ, Панама); «черный список», включающий офшоры, не принявшие на себя указанные обязательства (например, Лабуан (Малайзия), Коста-Рика) [4, с. 71].

Таблица 1

Классификация офшорных зон организация ОЭСР и ФАТФ

Международная организация Список стран и юрисдикций

«черный» ~ 3 «темно-серый» «белый»

ФАТФ Страны, которые не сотрудничают по вопросам противодействия терроризму и борьбы с отмыванием денег (Северная Корея, Иран). Юрисдикции и страны с недостатками в данной сфере (Мьянма). Страны, которые устранили недостатки в сфере отмывания денег и противодействия терроризму.

2 Оншор, оффшор, мидшор. В чем разница? 04.06.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://olieserve.com/ru/onshore-offshore-midshore/ (дата обращения: 04.10.2018).

3 По классификации ОЭСР он называется «серый список». Страница 7 из 15

Международная организация Список стран и юрисдикций

«черный» ~ 3 «темно-серый» «белый»

ОЭСР Юрисдикции с достаточной степенью. внедрения налоговых стандартов международного уровня. Юрисдикции с принятыми на себя обязательствами по внедрению налоговых стандартов, однако еще не реализовавших их (Ниуэ, Науру). Страны, так и не принявшие налоговые стандарты (например, Коста-Рика, Уругвай, Филиппины).

Источник: составлено по: FATF, Public Statement - FATF, Oct. 23 2015 [Electronic resource]. -Mode of access: http: www.fatf-gafi.org documents documents public-statement-october-20l5.html (дата обращения: 14.10.2018)

Изначально в «черном списке» ФАТФ было большинство офшоров, однако с течением времени многие из них смогли привести собственные законодательства в соответствие со стандартами ФАТФ, поскольку нахождение их в этих списках делало сомнительной инвестиционную привлекательность и ставило под угрозу репутацию страны.

Как правило, классификацией офшоров занимаются центральные банки отдельных стран и Международный валютный фонд (МВФ). Единого перечня офшорных зон не существует, однако имеются различные перечни и_рейтинги офшоров; среди них:

• список офшорных финансовых центров МВФ4 [3] (например, Андорра, Ангуилла, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Джерси, Каймановы острова, Лабуан (Малайзия), Лихтенштейн, Макао, Монако, Монтсеррат, Нидерландские Антильские острова, Остров Джернси, Самоа, Сейшельские острова, Теркс и Кайкос);5

• список, ежегодно публикуемый Банком России, где указаны офшоры, внешняя торговля с которыми считается подозрительной, поэтому любые пересечения границ любыми материальными благами от имени зарегистрированных в этих юрисдикциях компаний, будут тщательно проверяться на предмет офшорного характера;

• рейтинг журнала Forbes ранжирующий офшорные зоны по их популярности среди ведущих транснациональных корпораций с точки зрения размера налога на прибыль;

• индекс финансовой секретности (англ. - Financial Secrecy Index, FSI), используемый с 2011 года и предоставляющий информацию о странах и территориях, наиболее закрытых с точки зрения налогового сотрудничества и раскрытия информации (лидеры рейтинга - страны, не желающие делать этого, см. табл. 2). При помощи данного индекса оценивают степень конфиденциальности финансового сектора для состоятельных клиентов. Для его расчета используют следующую формулу:

SS3 X MgsW

FSI =-

1000

4 В настоящее время МВФ отказался от понятия «офшорные финансовые центры», поскольку считает дискриминационным разделение финансовых центров на офшорные и неофшорные. Поэтому по состоянию на начало 2018 года МВФ осуществляет мониторинг финансовых систем стран мира в рамках специальной программы FSAP (Программа оценки финансового сектора). Источник: Годовой отчет МВФ: построение единого будущего (на русском языке). - Wash. DC: IMF, 2018. - 105 с.

5 Offshore Financial Centers (OFCs): IMF Staff Assessments. - IMF, 2014, Nov. 20 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.imf.org/external/NP/ofca/OFCA.aspx (дата обращения: 12.10.2018).

Таблица 2

Ключевые страны по показателю FSI в 2018 году

№ п.п. Страна/ территория Уровень «финансовой секретности» (FSI) Доля в «объеме финансовой секретности» среди прочих стран мира, % (FSI Share) Объем секретности (Secrecy Score -SS) Global Scale Weight (GSW)**

1 Швейцария 1589,57 5,01 76 4,50

2 США 1298,47 4,09 60 22,30

3 Каймановы острова 1267,68 3,99 72 3,78

4 Гонконг 1243,67 3,92 71 4,16

5 Сингапур 1081,98 3,41 67 4,57

6 Люксембург 975,91 3,07 58 12,13

7 Германия 768,95 2,42 59 5,16

8 Тайвань 743,37 2,34 76 0,50

9 ОАЭ (Дубай) 661,14 2,08 84 0,14

10 Джернси 658,91 2,07 72 0,52

29 Россия 361,15 1,13 64 0,26

Примечание: * Показатель, специально рассчитываемый на базе 20 индикаторов; ** Удельный вес юрисдикции в мировом экспорте финансовых услуг (источник: FSI, 2018 [Electronic resources]. - Mode of access: https://www.fmancialsecrecymdex.com/mtroduction/fsi-2018-results (дата обращения: 16.03.2018))

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо либеральности налогообложения, дополнительными факторами популярности офшорных зон могут выступать: высокий уровень развития транспортной системы и телекоммуникаций; предоставление гарантий конфиденциальности информации; отсутствие валютных ограничений. В любом случае, при выборе офшорной юрисдикции следует руководствоваться несколькими принципами, которые обозначены в табл. 3.

Таблица 3

Параметры, учитываемые при выборе офшорной юрисдикции и открытии офшорной компании

Параметр Как варьирует параметр? Какие проблемные вопросы необходимо решать? Комментарии

Налогообложение Нулевое, низкое, полное. Иногда стремление к нулевому налогообложению может быть менее выгодней и опасней, чем низкое.

Законодательство в офшоре Насколько отличается законодательство в офшоре и в «своей» стране? Например, в России, несмотря на ее удаленность от офшоров, необходимо предоставлять отчетность о КИК (контролируемых иностранных компаниях).

Вне зависимости от налогов и юрисдикции, необходимо учитывать законодательство о защите конфиденциальность (кто может получить доступ к информации? будет ли эта информация передана налоговым органам «своей» страны?)

Экономическая стабильность и развитость банковской системы 1. Чем стабильней экономика оффшора, тем проще и легче там работать. 2. Удобство и безопасность работы с местной банковской системой. Зачастую, ввиду специфики банковской системы офшора, офшорные компании открывают в одном месте, тогда как банковские счета - в другом.

Параметр Как варьирует параметр? Какие проблемные вопросы необходимо решать? Комментарии

Стабильность правительства Даже при хороших экономических условиях многих офшоров они могут отличаться друг от друга по уровню политической стабильности. Риск утраты компании или вложенных средств возрастет в результате смены политического режима или гражданских беспорядков в офшоре.

Ограничения на движение капитала Является ли неограниченным обратный вывоз капитала из оффшора?

Наличие коммуникаций Наличие средств транспорта и связи, поддержки на языке своей страны.

Отдельные параметры офшора - раскрытие бенефициаров. предусмотрено не во всех офшорах.

- наличие акций на предъявителя.

- величина объявленного капитала (стандартного). например, на Британских Виргинских островах она составляет 50 тыс. долл. США, а на Багамских островах - 5 тыс. долл. США.

- валюта объявленного капитала. в классических офшорах это может быть любая валюта, а, например, на Кипре, который ранее был офшорной зоной, такой валютой могла быть только евро.

- наличие корпоративных директоров, секретаря.

- предусмотрена ли публичная регистрация директоров.

- потребность в ежегодном аудите и отчетности.

Источник: составлено авторами.

Существует большое количество перечней офшорных зон, составленных по самым различным критериям. Рассмотрим два списка офшоров, составленных ведущим регулятором кредитно-денежной и валютной политики - Банком России, а также напрямую отвечающим за осуществление процедур сбора налогов Министерством финансов РФ, в которое входят Федеральная налоговая и Федеральная таможенная службы.

Еще в 2003 году Банком России был утвержден специальный Порядок, по которому уполномоченные банки устанавливают корреспондентские отношения с банками-нерезидентами, зарегистрированными в оффшорах. Офшорные зоны были разбиты по трем категориям в зависимости от состояния и уровня банковского надзора, прозрачности и соответствия финансово-кредитной системы, международным стандартам, противодействию отмыванию денег и незаконному выводу капитала, взаимодействию с российскими финансово-кредитными организациями и компетентными государственными органами:

• наиболее цивилизованные, авторитетные у международного сообщества юрисдикции: Гонконг (Сянган), города Дублин и Шеннон в Ирландии, Мальта, некоторые кантоны Швейцарии (Женева, Невшатель, Фрайбург, Цуг), Черногория и административные единицы Великобритании (острова Гернси, Джерси, Мэн, Сарк);

• классические офшоры: Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, зависимые от Великобритании территории (Британские Виргинские острова, Гибралтар, Терке и Кайкос, острова Кайман и пр.), Гренада, Доминика, КНР (Макао или Аомынь), Республика Маврикий, Малайзия (о. Лабуан), Нидерландские

Антильские острова, Новая Зеландия (острова Кука и Ниуэ), Панама, Мадейра, Сейшельские острова, Сент-Люсия, штаты США (Делавэр и Вайоминг);

• наименее цивилизованные и прозрачные оффшоры (Андорра, Анжуан, нидерландское владение Аруба, Вануату, Либерия, Маршалловы острова, Науру.

Финансовые операции по перечислению средств российскими банками-резидентами в офшоры первой группы освобождаются от обязательного резервирования на счетах Банка России, для офшоров второй группы установлена ставка резервирования в 25 %, а для третьей, самой рискованной группы - 50 % от суммы перечисленных за рубеж средств. Кроме того, если офшорный партнер отечественного банка находится во второй или третьей группе, то он должен обязательно располагать собственным капиталом в размере не менее 100 млн евро (должно быть подтверждение авторитетного независимого аудитора) или входить в число 500 крупнейших мировых банков.

Повышению уровня государственного контроля за уплатой налогов российскими юридическими лицами должен содействовать постоянно уточняемый Министерством финансов РФ «Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией», именуемый также как минфиновский список приравненных к офшорам стран и территорий.

От нахождения зарубежного государства в этом списке зависит применение к нему нулевой ставки налога на прибыль, если дивиденды от него получают российские юридические лица. Для этого они должны владеть в течение не менее 365 дней долей в уставном капитале офшорной компании-плательщика дивидендов не менее, чем 50 %. При этом она сама не должна быть зарегистрирована в стране и на территории, входящей в список Минфина РФ. Если же она все же входит в этот список, то доход российского юридического лиц в виде дивидендов от иностранной организации облагается в России по ставке в 9 %. Кроме того, согласно статье 105.14 Налогового Кодекса РФ, если одна из компаний-участниц сделки зарегистрирована в офшоре из минфиновского списка, то все операции автоматически относятся к категории "контролируемых сделок".

На 15.08.2017 г. офшорный список Минфина РФ включал 109 различных государств (среди них встречаются такие офшоры как Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Вануату, Гренаду, Коморские острова, Либерию, Княжество Лихтенштейн, Мальдивские острова, Науру, Палау, Республику Панаму, Сен-Томе и Принсипи, Сейшельские острова, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия). Правда трудно признать офшорам такие страны как Афганистан, Бангладеш, Бразилию, Бутан, Гану, Иран, Лаос, Нигерия, Пакистан и Тунис6.

Список Минфина РФ включал также 16 независимых территорий: Анжуан, Британские Виргинские острова, Виргинские острова (США), Гибралтар, о. Лабуан, Макао (Аомынь), Ниуэ, острова Кука, о. Мэн, Нидерландские острова Гернси, Джерси, Сарк. Трудно назвать офшорами такие образования как Гренландия, Гуам, Тайвань, Фарерские острова. В 2018 г. этот список должен существенно уменьшиться, так как большое число названных выше стран и зависимых территорий присоединяются к Международному соглашению об автоматическом обмене налоговой информацией.

Эффективность усилий российских властей по созданию особых и свободных экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, а также проведению последовательной политики деофшоризации российской экономики во многом

6 Приказ Министерства финансов России от 13.11.2007 г. № 108н (ред. от 02.11.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73100/ (дата обращения: 17.10.2018).

зависит от четкого понимания отечественными чиновниками и бизнесменами сущностных отличий этих зон. Целесообразно представить эти различия в виде табл. 4.

Таблица 4

Отличия особых, свободных экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития от зарубежных классических офшоров

Критерии Свободные, особые экономические зоны, ТОР Офшорная зона

Цели создания Экономический рост, увеличение ВВП внутри зоны. Импорто замещение. Рост и диверсификация экспорта. Модернизация экономики. Увеличение занятости внутри зоны и в смежных отраслях. Повышение квалификации работников. Увеличение производительности труда. Освоение передовых технологий управления с последующим их распределением по всей стране. Повышение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Получение доходов от регистрации и перерегистрации резидентов офшора. Доходы от получения от резидентов налогов, сборов государственных пошлин. Платежи секретарских компаний за покупку, аренду земли, помещений на территории офшоров. Доходы, получаемые от сотрудников офшорных компаний за их питание, проживание, транспорт, досуг, лечение, обслуживание членов их семей. Зарплата местных жителей, работающих в секретарских компаниях. Оплата офшорными компаниями услуг офшорных юристов, адвокатов, банков, страховых компаний с уплатой ими налогов оффшорным властям.

Состав резидентов зон Отечественные, иностранные инвесторы и совместные предприятия. Исключительно компании-нерезиденты.

Направленность предпринимательской деятельности резидентов зоны Исключительно внутри, в пределах четко зафиксированной территории зоны. Исключительно за пределами офшора-места регистрации.

Государственное регулирования деятельности зоны Руководство деятельностью зон возложено на субъекты РФ, на территории которых они располагаются. Департамент регионального развития Минэкономразвития РФ. Органы законодательной и исполнительной власти офшорных юрисдикций.

Сроки существования СЭЗ в Крыму - 25 лет. ОЭЗ всех типов - 49 лет. ТОР - 70 лет. Свободный порт Владивосток - 70 лет. Регламентация отсутствует.

Размеры территории зоны Жестко ограничены для промышленно: производственных ОЭЗ - 40 км2. Технико-внедренческих ОЭЗ-4 км2. Портовых ОЭЗ - 50 км2. Туристско-рекреационных ОЭЗ нет предельных значений. Территория Крымской СЭЗ совпадает с площадью полуострова. Для ТОР нет предельных значений. Регламентация отсутствует.

Законодательное регулирование Создание и деятельность ОЭЗ, СЭЗ, ТОР, свободного порта Владивосток, регулируется отдельными федеральными законами. Специального офшорного законодательства нет.

Критерии Свободные, особые экономические зоны, ТОР Офшорная зона

Механизм создания зоны Постановление Правительства РФ или правительства субъекта РФ по итогам конкурса. Само про возглашение. Изменение налогового законодательства.

Режим въезда/выезда иностранных граждан Специальный, облегченный, упрощенный. Возможно получение российского гражданства. Обычный, одинаковый для любых иностранных граждан.

Источник: составлено авторами

В классических офшорных зонах зарегистрированным в них зарубежными бизнесменами офшорным компаниям предлагаются:

• более низкий, чем на родине, или даже нулевой, уровень налогообложения полученных вне пределов офшора прибыли и доходов, дивидендов; стабильность и долгосрочную неизменность системы налогов, сборов и государственных пошлин; благоприятная и понятная для бизнеса система налогового администрирования;

• простота, быстрота и дешевизна процедур регистрации, перерегистрации и упразднения офшорных компаний; возможность их перерегистрации в других офшорах или зарубежных странах в целях избавления от контроля и внимания со стороны властей страны, на территории которой осуществляется бизнес учредителей офшорной компании, а также угрозы рейдерских атак;

• свободное, беспрепятственное осуществление финансово-кредитных и расчетных операций в любой валюте и в любом банке любой страны без необходимости обязательной конвертации части валютной выручки или обязательной продажи на внутреннем рынке. Возможны беспрепятственные финансовые операции с другими резидентами офшорной зоны;

• возможность сохранения финансовых средств благодаря офшорной компании или счету в офшорном банке или международном финансовом центре, в самых известных и авторитетных мировых банках (нет угрозы конфискации, резкой и крупномасштабной девальвации или ревальвации национальной валюты, утраты капитала в результате отзыва лицензии Банком России, введения временного управления в коммерческом и российском банке, где у бизнесмена были счета);

• минимальная и предельно упрощенная финансовая и бухгалтерская отчётность; отсутствие разнообразных плановых и внеплановых проверок со стороны многочисленных проверяющих инстанций, стремящихся в отдельных странах не только подтвердить их свою необходимость и значимость, но и заработать для бюджета необходимые денежные средства;

• работа в благожелательном и стимулирующим законопослушную предпринимательскую деятельность правовом поле, свободном от тотальной коррупции, чрезмерной забюрократизированности, монополизма власти и государственного сектора и предоставляющим гарантии и защиту прав собственности на имущество и бизнес, обеспечивающим справедливую конкуренцию;

• возможность предоставления гарантий конфиденциальности законопослушным предпринимателям, инвесторам и акционерам. Правда после присоединения подавляющего большинства офшорных юрисдикций к Международному соглашению об автоматическом обмене налоговой информацией (Россия уже присоединилась к нему). Однако степень защиты тайны бизнеса, а также конфиденциальности его владельцев и членов их семей в офшорах будет все равно гораздо проще чем в России, где коррупция глубоко проникла даже в высшие уровни

отечественного правового порядка, где можно легко купить на рынке самые разнообразные базы данных.

К тому же никто не отменял в офшорах институт номинальных-директоров из числа граждан офшора за небольшую плату замещающих подлинных владельцев бизнеса, работают трасты, широко применяются «цепочки» перерегистрации компании в целой последовательной очередности офшоров.

Ведение бизнеса в стабильной стране, не знающей сырьевой зависимости и бесконечного экономического кризиса, удобной для проживания во всех отношениях (от комфортного климата до низкой инфляции и стабильной непредсказуемой валюты). Кроме того, во многих офшорах иностранным предпринимателям в обмен на инвестиции в экономику этих юрисдикций предоставляется возможность ускоренного и упрощенного получения гражданства, в т. ч. и двойного. Такой шаг может быть вызван как недовольством бизнеса деофшоризацией отечественной экономики, сохраняющимися барьерами на пути предпринимательства, так и просто стремлением улучшить жизненные условия для себя и детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемова, М.А. Проблема оффшорных зон в мировых финансах / М.А. Артемова, А.Б. Дмитриева // Финансовая жизнь. - 2017. - № 2. - С. 66-71.

2. Бодров, А.Г. О роли и факторах оффшорных зон в мировой финансовой системе послевоенного периода / А.Г. Бодров // Экономические отношения. - 2018. - Т. 8. - № 1. - С. 49-62. - С. 54-55.

3. Григорьева, Ю.П. Роль международных экономических организаций в решении проблем деофшоризации в зарубежных странах / Ю.П. Григорьева // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - № 9. - С. 6974.

4. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров, 1-е изд. / под ред. Р.К. Щенина, В.В. Полякова. - М.: Юрайт, 2013. -446 с.

5. Михайлин, А.Н. Роль импорта в развитии экономики России в условиях ее членства в ВТО / А.Н. Михайлин // Международная экономика. - 2013. - № 12. -С. 45-49.

6. Михайлин, А.Н. Эволюция концепции и инструментов деофшоризации российской экономики / А.Н. Михайлин, Ю.П. Григорьева // Вестник Университта (Государственный университет управления). - 2016. - № 78. - С. 8893.

7. Смирнов, Е.Н. Экономика Европейского союза: инновационный аспект развития: монография / Е.Н. Смирнов. - Saarbrucken: LAP LAMBERT, 2013. - 163 с.

Mikhaylin Alexandr Nikolayevich

State university of management, Moscow, Russia

Smirnov Evgenii Nikolayevich

State university of management, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Evolution and the present stage of functioning of offshore zones in foreign and Russian practice

Abstract. In the article theoretical aspects and practice of development of offshore jurisdictions in the world economy are generalized. Authors have developed a stage-by-stage periodization of offshore business, at the same time its role and functions have significantly changed: at the present stage it more and more adapts to practice of anti-offshore regulation. In spite of the fact that the national governments and the international organizations make more and more attempts to counteraction to offshore schemes, capital outflow to offshores is rather stable. It is caused by advantages of offshore zones in the form of special tax, currency and customs and tariff conditions. All objectives of offshore jurisdictions have been divided on economic, social, scientific and technical and image. The review of prerequisites that are necessary for obtaining the status of offshore has been submitted. The main of them are: political stability, existence of authoritative bank structures and qualified personnel, favorable economical geographical location. The author's classification of offshore jurisdictions made on the following features is presented: loyalty to the taxation; geographical criterion; features of decrease in tax costs; business order of registration; confidentiality degree; cooperation with the international organizations. Authors have analysed various ratings of offshore zones and have come to a conclusion that in modern conditions to offshores belong also those countries and territories where activity of companies is stimulated from the state by tax benefits, reduction of requirements to audit and accounting, application of trade and customs restrictions. In the article parameters that need to be used at the choice of offshore jurisdiction are offered. Differences special, free economic zones, territories of the advancing social and economic development from foreign classical offshores are also given.

Keywords: economic integration; offshore company; offshore jurisdiction; anti-offshore regulation; deoffshorization; taxation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.