же с особенностями подачи информации для достижения определенных целей при судебном разбирательстве.
Главный государственный таможенный инспектор по психологической работе Р. Тихомирова провела психологический тренинг «Повышение эффективности делового взаимодействия должностных лиц таможни в судебной практике».
Как отметили участники семинара, каждый из них не только приобрел новые знания и умения, которые помогут достойно представлять таможню в судебных инстанциях, но и уверенность в себе.
Виктория Шамаева, главный государственный инспектор по связям с общественностью Владивостокской таможни
Оформление морепродукции во Владивостокской таможне
Продукция морского промысла традиционно оформляется во Владивостокской таможне на Первомайском посту. Как отмечает и. о. начальника Первомайского таможенного поста А. Селеменев, в 1-м полугодии 2010 г. было оформлено 1306 судов, из них около 30 % — с рыбопродукцией. По сравнению с прошлым годом количество экспортных грузовых таможенных деклараций за этот период увеличилось более чем наполовину, а импортных стало на 16 % меньше. В 2010 г. выросли как экспортная, так и импортная составляющие товарного потока.
Так, всего за 1-е полугодие 2010 г. было оформлено на экспорт 609,4 тыс. т продукции морского промысла, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ее стоимость составила 931 млн р., что на 80 % больше, чем за 1-е полугодие 2009 г. Таможенные платежи за этот вид продукции также увеличились и составили 1,4 млрд р., что на 63 % больше.
Эта положительная динамика — прямое следствие вступившего в действие федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который предусматривает экспортирование морепродукции после ее доставки и оформления на российской территории. Ранее, до 1 января 2009 г. большая часть рыбопродукции, добываемой за пределами 12-мильной зоны, в соответствии с действующим законодательством, экспортировалась из районов промысла помимо таможенного контроля.
Несмотря на увеличение объемов продукции морского промысла удалось избежать необоснованных простоев рыбопромысловых судов. Из 2102 поданных в таможню грузовых таможенных деклараций 96 % оформлено в срок, не превышающий три часа. Незначительное количество ГТД по объективным причинам оформлены с задержками, связанными с несоблюдением условий выпуска товаров и несвоевременным предоставлением документов.
96
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(52)/2010
Впервые в этом году участники ВЭД для диалога с таможней стали использовать электронное декларирование с помощью сети Интернет (так называемое ЭД-2). Электронное декларирование через выделенный канал (ЭД-1) применяется на таможенном посту с 2008 г. Преимущество электронного декларирования, как и предварительного декларирования, — в сокращении времени на таможенное оформление и упрощении подготовки необходимых документов.
Оформлять рыбопродукцию в сжатые сроки удается не только благодаря предварительной информации, поступающей от рыбопромысловиков, но и обсуждению с деловыми кругами всех возникающих проблем, в большинстве своем связанных с определением и контролем таможенной стоимости. Так, на таможенном посту регулярно проводятся рабочие встречи с представителями рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний, на которых рассматриваются законодательные документы, связанные с оформлением рыбопродукции, и обсуждаются актуальные вопросы.
В соответствии с соглашением между Дальневосточным таможенным управлением и Управлением рыбного хозяйства Приморского края создана рабочая группа для выработки предложений по созданию информационной базы по определению таможенной стоимости продукции морского промысла. Применение индикативных цен на рыбопродукцию морского промысла с учетом сортности, размерности, вида разделки, заморозки и других факторов позволило избежать конфликтных ситуаций и создало благоприятные условия для стабильной работы рыбопромышленного комплекса.
Содействует оперативному таможенному контролю морепродукции и приказ ФТС России № 378 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу РФ рыбопромысловыми судами», который вступил в силу 2 июля 2009 г. В нем подробно расписан алгоритм действий таможенников по оформлению судов с продукцией морского промысла, дан подробный перечень документов и сведений, подаваемых судовладельцами. В частности, документ прописывает не только время, затрачиваемое на таможенное оформление, но и на ожидание комиссии, а также то, что в первую очередь оформляются суда с уловом свежих или охлажденных водных биологических ресурсов.
Существенный момент, оговариваемый в приказе, — оформление судовых припасов. Если судно ведет промысел в территориальных водах, эконом-зоне и на континентальном шельфе России, судовые припасы не подлежат таможенному оформлению и контролю. Исключение составляют суда, ведущие промысел в экономзонах иностранных государств и в открытой части мирового океана.
Оформление такого специфического, скоропортящегося товара, как море-продукция — большая ответственность, поскольку промедление может обернуться для рыбопромышленника значительными убытками. Эффективная
же и оперативная работа таможни способствует стабильному росту объемов продукции морского промысла, поступающей на внутренний и внешний рынки.
Виктория Шамаева, главный государственный инспектор по связям с общественностью Владивостокской таможни
О перемещении автотранспорта
для личного пользования на территории
Таможенного союза
С началом функционирования Таможенного союза (ТС) изменился порядок оформления личного автотранспорта, перемещаемого на территории России, Белоруссии и Казахстана. ФТС России разъясняет порядок проведения таможенного контроля автомобилей для личного пользования.
Автомобили, указанные в п. 1 ст. 17 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее — Соглашение), в Российской Федерации признаются иностранными товарами. Без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов эти автомобили, зарегистрированные на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, могут временно ввозиться на территорию Российской Федерации только лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь или Республике Казахстан.
Таможенный контроль производится в местах пересечения и (или) пунктах пропуска на российско-белорусском или российско-казахстанском участках государственной границы Российской Федерации.
Таможенные операции совершаются только в отношении автомобилей, указанных в п. 1 ст. 17 Соглашения, при необходимости уплаты таможенных платежей. В отношении иных автомобилей для личного пользования, а также в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств, таможенные операции на российско-белорусском или российско-казахстанском участках госграницы РФ не производятся.
Статус автомобилей, указанных в п. 1 ст. 17 Соглашения, определяется при условии представления физическими лицами следующих документов:
1) на зарегистрированные автомобили на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан — свидетельство о регистрации транспортного средства, подтверждающее постоянную регистрацию автомобиля на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан;