же и оперативная работа таможни способствует стабильному росту объемов продукции морского промысла, поступающей на внутренний и внешний рынки.
Виктория Шамаева, главный государственный инспектор по связям с общественностью Владивостокской таможни
О перемещении автотранспорта для личного пользования на территории Таможенного союза
С началом функционирования Таможенного союза (ТС) изменился порядок оформления личного автотранспорта, перемещаемого на территории России, Белоруссии и Казахстана. ФТС России разъясняет порядок проведения таможенного контроля автомобилей для личного пользования.
Автомобили, указанные в п. 1 ст. 17 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее — Соглашение), в Российской Федерации признаются иностранными товарами. Без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов эти автомобили, зарегистрированные на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, могут временно ввозиться на территорию Российской Федерации только лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь или Республике Казахстан.
Таможенный контроль производится в местах пересечения и (или) пунктах пропуска на российско-белорусском или российско-казахстанском участках государственной границы Российской Федерации.
Таможенные операции совершаются только в отношении автомобилей, указанных в п. 1 ст. 17 Соглашения, при необходимости уплаты таможенных платежей. В отношении иных автомобилей для личного пользования, а также в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств, таможенные операции на российско-белорусском или российско-казахстанском участках госграницы РФ не производятся.
Статус автомобилей, указанных в п. 1 ст. 17 Соглашения, определяется при условии представления физическими лицами следующих документов:
1) на зарегистрированные автомобили на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан — свидетельство о регистрации транспортного средства, подтверждающее постоянную регистрацию автомобиля на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан;
2) на незарегистрированные автомобили:
— документы, оформленные на таможенной границе ТС при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, или
— свидетельство о регистрации транспортного средства с отметкой на внутренней стороне о снятии автомобиля с регистрационного учета, заверенной подписью начальника регистрационного подразделения (или иного уполномоченного должностного лица) и печатью этого подразделения, или
— документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов на таможенной территории ТС (государств — членов ТС).
Уполномоченные должностные лица таможенных органов при ввозе автомобилей обязаны принять решение о необходимости проведения одной (нескольких) форм таможенного контроля в срок не более 10 минут с момента подачи документов.
Если свидетельство о регистрации транспортного средства на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан (включая содержащее отметку о снятии автомобиля с регистрационного учета) выдано на автомобиль после 1 января 2010 г. — физическое лицо, перемещающее такой автомобиль, представляет документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов (за исключением случая, когда таможенные пошлины не уплачиваются). Таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены по ставкам, указанным в прил. 5 к Соглашению, или по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного союза.
Если в отношении автомобилей, указанных в п. 1 ст. 17 Соглашения (за исключением случая, когда таможенные пошлины не уплачиваются), разница уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в прил. 5 к Соглашению, не уплачена в бюджет Республики Беларусь или Республики Казахстан до ввоза на территорию Российской Федерации, эти таможенные пошлины, налоги уплачиваются в федеральный бюджет РФ при их таможенном декларировании таможенному органу Российской Федерации.
Если недостающие документы и сведения не могут быть представлены в пределах установленного срока, должностное лицо таможенного органа обязано запросить в произвольной письменной форме недостающие документы и сведения в пределах срока, установленного п. 4 ст. 160 Таможенного кодекса ТС (далее — ТК ТС). При этом по желанию физического лица, перемещающего автомобили, они могут быть:
а) подвергнуты таможенному досмотру в целях установления и фиксирования сведений о происхождении автомобилей;
б) размещены в зоне таможенного контроля (ЗТК), расположенной на территории места проведения таможенного контроля, для представления таможенному органу недостающих документов и (или) сведений в течение срока, установленного п. 4 ст. 160 ТК ТС.
При отсутствии или невозможности представления таможенному органу указанных документов и/или сведений такие автомобили могут быть:
а) помещены на склад временного хранения, расположенный в непосредственной близости от места проведения таможенного контроля (при этом автомобили размещаются на СВХ (ЗТК) исключительно на срок, необходимый для проведения проверки, оформления документов, подтверждающих ее результаты);
б) вывезены по решению физического лица, перемещающего такие автомобили, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии административных правонарушений и признаков преступлений в области таможенного дела.
Если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что автомобиль может соответствовать условиям, указанным в п. 1 ст. 17 Соглашения, таможенный орган проводит проверку представленных документов и сведений.
Таможенные органы, уполномоченные ФТС России, выдают паспорта транспортных средств (ПТС) на ввозимые на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан транспортные средства (кроме временно ввозимых), подлежащие государственной регистрации в подразделениях ГИБДД МВД России, после установления их статуса для таможенных целей и, при необходимости, совершения таможенных операций.
Оформление и выдача ПТС на транспортные средства, являющиеся товарами ТС, производятся в соответствии с пунктами 58, 59 и 65 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом Минпромэнерго России, МВД России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134 (далее — Положение о ПТС). При этом, согласно требованиям п. 70 Положения о ПТС, в случае несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609, ПТС не выдаются (с 01.01.2010 на территории Российской Федерации действует экологический класс ЕВРО 4).
Справка
Пункт 1 ст. 17 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском:
Автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных прил. 5 к настоящему Соглашению, в Российской Федерации
признаются иностранными товарами: до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в прил. 5 к настоящему Соглашению, или до 1 января 2013 г.
Действие части первой настоящего пункта не распространяется на автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного союза.
Отделение по связям с общественностью Дальневосточного таможенного управления
Профилактика борьбы с коррупцией
Вопросы борьбы с коррупцией всегда имели для таможенных органов огромное значение. Даже единичный случай совершения правонарушения коррупционной направленности бросает тень на всю службу, основной смысл существования которой — соблюдение закона. Чтобы избежать этого негативного явления, в Хабаровской таможне проводится комплекс профилактических мероприятий.
В целях выполнения программы по реализации Национального плана противодействия коррупции от 31.07.2008 утвержден перспективный план Хабаровской таможни по противодействию коррупции на период с 2010 по 2012 г.
Так, должностные лица Хабаровской таможни предоставляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Организована Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. В 2010 г. состоялось уже пять заседаний Комиссии. В частности, задача Комиссии — для формирования антикоррупционного мировоззрения у принимаемых на службу должностных лиц доводить до них понятия конфликта интересов, личной заинтересованности, порядка действий должностных лиц в ситуациях, которые могут привести к возникновению конфликта интересов.
Кроме того, в Хабаровской таможне создана и функционирует Комиссия по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. В 2010 г. состоялось два заседания данной комиссии.
В рамках предупредительно-воспитательной работы организовано изучение Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений, утвержденного приказом ФТС России от 18.01.2010 № 57.