ЩчУТЕОРИЯННСТОРИЯ
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
ОФОРМЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРОКУРАТУРЫ СССР В ЕДИНУЮ ЦЕНТРАЛИЗОВАННУЮ СИСТЕМУ
DESIGN INSTITUTE OF THE USSR PROSECUTOR'S OFFICE INTO A SINGLE CENTRALIZED SYSTEM
УДК 340.158
В.Н. СТРУКОВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
VIKTOR N. STRUKOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье представлено историко-правовое исследование института Прокуратуры СССР в период оформления в единую централизованную систему (1933-1938 гг.) на основе исторического анализа нормативных правовых документов Союза ССР, регулирующих организационно-правовое устройство Прокуратуры СССР. В исследовании утверждается, что в представленный период происходил процесс оформления прокуратуры в единую мощную надзорную систему с широкими полномочиями. Централизация прокуратуры была обусловлена необходимостью обеспечения законности в общесоюзном масштабе. Данная структура имела значительные отличия от организационно-правового устройства советской прокуратуры прошлых лет. Главной особенностью являлся тот факт, что прокуратура имела единую централизованную систему подчинения нижестоящих прокурорских работников вышестоящим, во главе прокуратуры стоял Генеральный прокурор СССР. Прокуратура осуществляла надзорные функции во всесоюзном масштабе. Созданный институт прокуратуры соответствовал политико-правовой системе государства. Также в работе представлены как положительные, так и отрицательные стороны реформирования прокурорской системы, приведены материалы из надзорной практики прокуратуры, отраженной в периодической печати СССР того времени. Таким образом, данное исследование представляет особый интерес, так как процесс реформирования правоохранительной системы не прекращается и в наши дни.
Ключевые слова: Конституция, Прокуратура СССР, надзор, положение, закон, правопорядок.
Для цитирования: Струков В.Н. Оформление института Прокуратуры СССР в единую централизованную систему // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 4. С. 4-10.
Abstract: the article presents a historical and legal study of the Institute of prosecution of the USSR in the period of registration in a single centralized system (1933 - 1938) on the basis of historical analysis of legal documents of the USSR regulating the organizational and legal structure of the Prosecutor's office of the USSR. The study argues that during the period under review, the process of formalizing the Prosecutor's office into a single powerful Supervisory system with broad powers took place. The centralization of the Prosecutor's office was due to the need to ensure the rule of law on a nationwide scale. This structure had significant differences from the organizational and legal structure of the Soviet Prosecutor's office of the past years. The main feature was the fact that the Prosecutor's office had a single centralized management system of subordination of subordinate prosecutors to higher ones, the Prosecutor General of the USSR was at the head of the Prosecutor's office. The Prosecutor's office carried out Supervisory functions on an all-Union scale. The created Institute of Prosecutor's office corresponded to the political and legal system of the state. The paper also presents both positive and negative aspects of the reform of the Prosecutor's system, and materials from the Supervisory practice of the Prosecutor's office reflected in the periodicals of the USSR. Thus, this study is of particular interest, as the process of reforming the law enforcement system does not stop today.
Keywords: Constitution, Prosecutor's office of the USSR, supervision, regulation, law, law and order.
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
For citation: Strukov V.N. Design Institute of the USSR Prosecutor's office into a single centralized system // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 4. P. 4-10.
В наши дни в период становления правового государства в России особенно важным становится изучение вопроса истории формирования и развития прокуратуры в системе государственного управления. При изучении советского периода стоит обратиться к 30-м годам XX века, так как именно в те годы происходило оформление организационно-правового устройства прокуратуры как централизованного органа государственной власти с широчайшими полномочиями.
Главной и завершающей вехой в развитии института советской прокуратуры стал период централизации данного органа, учрежденного в соответствии с Конституцией 1936 года1. Во главе прокуратуры стоял Генеральный прокурор СССР, назначаемый, в соответствии со ст. 114 Основного закона, Верховным советом СССР. Конституция имела свою особенность: так, впервые вводится понятие высшего надзора за точным исполнением законодательства, который возлагается на Генерального прокурора СССР. Генеральный прокурор СССР осуществлял высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР [1, с. 44].
Централизации института прокуратуры в общесоюзном масштабе предшествовало оформление в единую систему иных органов правопорядка. С 1930 года началось реформирование НКВД РСФСР. 27 декабря 1932 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление об образовании первого общесоюзного органа милиции - Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) при ОГПУ СССР - с утверждением положения, регламентирующего его деятельность. Данной нормой милиция вышла из подчинения правительств республик, перешла к ОГПУ Союза ССР, которым руководил заместитель председателя ОГПУ [2, с. 298].
Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел» был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел2, в который входили следующие управле-
1 Конституция Союза Советских Социалистических Республик (утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283.
2 Постановление ЦИК СССР от 10.07.1934 (ред. от 01.09.1953) «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1934. № 160. Ст. 320.
ния: Главное управление государственной безопасности, Главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление пожарной охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, Отдел актов гражданского состояния, Административно-хозяйственное управление. В соответствии со структурной системой данный орган имел широкие полномочия.
27 августа 1933 года Постановлением ЦИК и СНК СССР «О передаче железнодорожных линейных судов и транспортной прокуратуры железных дорог из системы народных комиссариатов юстиции союзных республик в систему Верховного Суда Союза ССР и Прокуратуры Союза ССР»3 транспортная прокуратура железных дорог передана в систему Верховного Суда Союза ССР.
Выделение прокуратуры из судебной системы произошло в связи с принятием Постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР», которым учреждалась Прокуратура СССР в целях укрепления социалистической законности и должной охраны общественной собственности по Союзу ССР4. Прокуратура имела четыре основных направления в рамках своей деятельности. Надзорная функция заключалась в контроле за соответствием постановлений и распоряжений органов власти и ведомств действующему в те годы законодательству, а также Конституции СССР 1924 года; наблюдении за соблюдением действующего законодательства судебными учреждениями союзных республик с правом опротестовывать приговоры и решения судов, возбуждать уголовные преследования, поддержки обвинения во всех судебных инстанциях; помимо этого остался за прокуратурой надзор за деятельностью ОГПУ с оговоркой «на основе особого положения», также осуществлялось руководство прокуратурой всех союзных республик. Следующим нормативным актом, регламентирующим деятельность нового института, стало Положение о Прокуратуре Союза ССР от
3 Постановление ЦИК СССР № 75, СНК СССР № 1811 от 27.08.1933 «О передаче железнодорожных линейных судов и транспортной прокуратуры железных дорог из системы народных комиссариатов юстиции союзных республик в систему Верховного Суда Союза ССР и Прокуратуры Союза ССР» // СЗ СССР 1933. № 55. Ст. 324.
4 Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 20.06.1933 «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» // СЗ СССР 1933.
№ 40. Ст. 239.
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
17 декабря 1933 г.5, при этом прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена, но на деле она просуществовала вплоть до принятия Конституции 1936 года.
Согласно п. 2 ч. 1 Положения Прокурор Союза ССР руководил всеми отделами Прокуратуры Союза ССР и назначался ЦИК Союза ССР, а его заместитель - Президиумом ЦИК Союза ССР. Полномочия прокурора расширились. Прокуратура имела право затребовать любые сведения, объяснения у всех государственных органов, с правом совещательного голоса участвовать в заседаниях Президиума ЦИК СССР, а также право законодательной инициативы, участия в заседаниях Пленумов ВС СССР с правом опро-тестовывания данных Пленумов в Президиум ЦИК СССР.
Помимо руководства общесоюзной прокуратурой, на Прокурора СССР были возложены следующие функции:
- контроль за соответствием постановлений и распоряжений органов власти и ведомств действующему в те годы законодательству, а также Конституции СССР 1924 года (надзорная);
- наблюдение за соблюдением действующего законодательства судебными учреждениями союзных республик с правом опротестовывать приговоры и решения судов;
- возбуждение уголовных преследований, поддержка обвинения во всех судебных инстанциях в общесоюзном масштабе;
- осуществление надзора за деятельностью ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений.
По своей структуре она, в соответствии с п. 18 Положения, состояла из отделов, возглавляемых помощниками прокурора, а также при ней состояли следователи по важнейшим делам, имеющие полномочия общесоюзного масштаба. Взамен прежней двойной системы подчинения с принятием данного Положения было четко обозначено единое всесоюзное подчинение прокуратур Прокурору Союза ССР. Однако при изучении Положения важно отметить, что им регулировались организационно-правовые вопросы Прокуратуры СССР, при этом упоминались краевые, республиканские, областные органы прокуратуры, что объясняется регулированием деятельности органов прокуратуры на местах республиканским законодательством, которое было принято при образовании отдела соответствующей республики. Впоследствии при выделении их из состава НКЮ прокуратуры выходили
5 Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 17.12.1933 «Об утверждении Положения о Прокуратуре Союза ССР» // СЗ СССР 1934. № 1. Ст. 2а.
в подчинение Генерального прокурора СССР с последующей отменой республиканских норм. В связи со сложившимся положением отделы осуществляли свою деятельность без соответствующего нормативно-правового регулирования. Так, приказом по Прокуратуре СССР от 25 марта 1934 г. № 76 «О перестройке аппарата прокуратуры в центре и на местах» с целью усовершенствования работы и акцентирования внимания на судебно-следственной деятельности устраняется Бюро жалоб и разделение отделов на общий и судебный надзор. Взамен созданы сектора по отдельным направлениям. В составе прокуратуры создается Справочное бюро. Все эти преобразования имели лишь одну цель -совершенствование деятельности, уделение особого внимания судебно-следственной работе. По сути, структура осталась прежней, кроме того, что из состава транспортной прокуратуры была выделена водная прокуратура. Впоследствии был создан сектор водной транспортной прокуратуры в составе Прокуратуры СССР Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 июня 1934 г. «Об организации водных транспортных судов и водной транспортной прокуратуры»6. Такое переустройство привело к упразднению общего надзора, так как образованные сектора были ориентированы в основном на судеб-но-следственную деятельность, в связи с чем последовало ослабление надзорной функции за соблюдением законности. Сложившееся положение имело отрицательный результат, следствием чего стал приказ Генерального прокурора СССР от 11 мая 1935 г. № 292 «Об усилении надзора за революционной законностью»7.
20 июля 1936 года Постановлением ЦИК и СНК СССР прокурорско-следственные органы были выделены из НКЮ и переданы Прокуратуре СССР. Положением было установлено единство уголовного, гражданского законодательства, законов о судоустройстве на территории СССР8.
Окончательное закрепление централизации Прокуратуры СССР произошло в принятой Конституции СССР 1936 года. В главе IX «Суд и про-
6 Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.06.1934 «Об организации водных транспортных судов и водной транспортной прокуратуры» // СЗ СССР 1936. № 62. Ст. 456.
7 Приказ Генерального прокурора СССР от 11.05.1935 № 292 «Об усилении надзора за революционной законностью» / Сборник приказов Прокуратуры СССР - Москва, 1939. С. 5.
8 Постановление ЦИК СССР от 10.07.1934 (ред. от 01.09.1953) «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1934. № 160. Ст. 320.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
куратура» статьями 113-117 регламентированы основные права и обязанности Генерального прокурора СССР, на которого возложен «высший надзор» за соблюдением законности в общесоюзном масштабе. Там же четко регламентированы сроки назначения прокуроров, в том числе и Генерального, в подчинении которого они и находились. Таким образом, основная деятельность прокуроров была направлена на надзор за соблюдением законодательства, в том числе и принятой Конституции 1936 года. Это был важный момент для развития законодательства о прокуратуре.
5 ноября 1936 года Постановлением СНК СССР «О структуре Прокуратуры СССР»9 проведены структурные изменения. Создано 10 отделов, среди которых - общего надзора, уголовно-судебный и гражданско-судебный и др. Данная структура была применительной к республиканским, краевым, областным прокуратурам. Так завершился процесс централизации органов Прокуратуры СССР.
Для своего времени Конституция 1936 г. была достаточно демократичной, однако реализация продекларированных в ней прав и свобод не была обеспечена действующим законодательством, а проводившаяся властью политика массовых репрессий полностью противоречила Основному закону страны [3].
В те годы прокурорско-следственная машина имела особое карательное отношение не только к гражданам, но и к сотрудникам юстиции. Чистка в период с 1938 г. по 1939 г. поставила под удар большинство сотрудников прокуратуры, которые были репрессированы, приговорены к расстрелу. Особо суровые преследования осуществлялись в отношении республиканских, областных, краевых прокурорских работников. Генеральный прокурор СССР не только был информирован об арестах и приговорах в отношении своих подчиненных, но сам давал санкции на аресты по требованию сотрудников НКВД, в иных случаях увольнял, а иногда и ходатайствовал о необходимости проведения проверок в отношении своих же сотрудников. В большинстве случаев подобные карательные меры в отношении прокуроров были основаны лишь на докладных.
Постановлением СНК СССР 31 октября 1939 года в составе Центрального аппарата Прокуратуры СССР организована Главная прокуратура Военно-Морского Флота. Такая организационно-правовая структура соответствовала мирно-
9 Постановление СНК СССР от 05.11.1936 № 1961 «О структуре Прокуратуры Союза ССР» // СЗ СССР 1936. № 59. Ст. 450.
му времени. Основным направлением было пресечение преступлений среди военнослужащих, неукоснительное соблюдение дисциплины, надзор за правомерностью действий должностных лиц Военно-Морского Флота.
Период с 1933 г. по 1940 г. прокурорской деятельности имел характерные особенности. Полномочия прокуратуры значительно расширялись в процессе формирования централизованного института прокуратуры (расширение судебного и общего надзора, компетенции в рамках предварительного следствия).
С целью краткого ознакомления с деятельностью прокуратуры нами представлены отчеты, статьи, отражающие работу Прокуратуры СССР.
Прокуратура принимала непосредственное участие в сохранении государственной собственности. Особенное значение имело участие в переустройстве сельскохозяйственного перевода из индивидуальной в коллективную форму ведения. Стоит особо отметить Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», в соответствии с которым предусматривалось наказание в виде лишения свободы до 10 лет или смертная казнь.
Борьба за высокий урожай имела особое значение для руководства страны, что не осталось без внимания надзорного органа. Задачи прокуратуры в обеспечении весеннего сева были четко указаны в директиве Прокурора СССР 16 ноября 1934 г. На основе этой директивы прокуратуры союзных республик в декабре 1934 г. дали указания своей периферии, обеспечив тем самым своевременную ориентировку мест на борьбу за подготовку весеннего сева. Однако существенным недостатком большинства этих указаний являлось отсутствие учета особенностей отдельного края, области и района. Директива Прокурора СССР, охватывающая основные задачи всех органов Прокуратуры Советского Союза, рядом республиканских прокуратур (как, например, БССР) была просто перепечатана с весьма небольшими перестановками отдельных фраз и слов и в таком виде разослана в районы. Прокуратура Грузии ограничилась тем, что в дополнение к директиве Прокурора Союза разослала на места небольшое письмо с повторением некоторых мест этой директивы. За весьма небольшим исключением в директивах республиканских прокуратур нет указаний на ту или иную группу вопросов, представляющих особую важность для конкретной области или района. В то же время, несмотря на то, что практика проведе-
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
ния хозяйственно-политических кампаний, в частности практика хлебозаготовок 1934 года, с очевидностью показывала особое значение своевременного выезда работников республиканских, краевых и областных аппаратов на места для конкретного руководства и помощи местным органам прокуратуры. Только прокуратуры БССР и РСФСР учли опыт 1934 года и уже в январе 1935 года командировали ряд работников в решающие края, области и районы. Такое непосредственное ознакомление с работой местных прокуроров, осуществляемое наряду с конкретной помощью им, было особо важно, так как прокуратуры республик не имели должного информирования о действительном состоянии работы на периферии. Так, например, информационная сводка Прокуратуры РСФСР, подробно излагавшая организационные мероприятия, дает конкретные сведения о проделанной работе только по Саратовскому и Сталинградскому краям, Свердловской области и Татарской АССР, что, конечно, не отражает общего состояния работы органов прокуратуры в республике. Примерно то же следует сказать об информации Прокуратуры Белорусской ССР, освещающей опыт только 6-7 районов республики [4, с. 9].
Стоит отметить, что неполнота сведений прокуратур союзных республик несколько компенсируется непосредственными сообщениями местных прокуроров. В Прокуратуру Союза поступали сводки и материалы саратовского, курского, одесского, винницкого, московского прокуроров и прокурора Крымской АССР. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что количество возбужденных дел примерно равно 150. Имея в виду неполноту этих сводок, следует считать, что фактически дел в связи с подготовкой к весеннему севу возбуждено больше. Из этого можно сделать вывод, что в 1935 году в ряде мест органы прокуратуры намного раньше включились в борьбу за обеспечение весеннего сева и, использовав первые декады декабря 1934 года на организационную подготовку, в течение последней декабрьской декады и первых дней января сумели выявить и расследовать конкретные дела, связанные с подготовкой к весеннему севу. Вместе с этим следует отметить, что не во всех краях велась столь ожесточённая борьба за подготовку к весеннему севу, а в отдельных случаях со стороны прокуратуры было допущено и прямое бездействие. Приведенные выше фактические сведения свидетельствуют о том, что целый ряд органов прокуратуры не имел достаточного охвата всего комплекса вопросов своей работы в связи с подготовкой к весеннему севу [4, с. 8].
Особое значение в рамках общего надзора имела деятельность по соблюдению строжайшей отчетности в работе отдельных участков народного хозяйства. Прокуратура Союза в ряде своих директив предлагала органам прокуратуры перестроить свою работу в области борьбы с незаконно установленной отчетностью и другими нарушениями отчетности. Перед органами прокуратуры был поставлен вопрос о срочном расследовании, как правило, в 10-дневный срок всех дел, связанных с вопросами нарушения отчетной дисциплины и установления систематического контроля за работой прокуратуры в этой области. В ряде республик, краев и областей органы прокуратуры проводили тщательную работу по осуществлению надзора за законностью в области отчетной дисциплины и сочетали карательную политику с профилактической работой [5, с. 23]. По указанным нарушениям отчетной дисциплины органы прокуратуры уголовных дел не возбуждали, а принимали меры административного воздействия, совмещая их с проведением систематического контроля прокуратуры и народно-хозяйственного управления, чего было вполне достаточно [5, с. 24].
Отдельного внимания требовали вопросы защиты прав трудящихся. Прокуратурой СССР неоднократно привлекались к ответственности руководители хозяйственных организаций, виновные в систематической задержке зарплаты. В своих указаниях Союзная Прокуратура подчеркивала необходимость таких мер, которые обеспечивали бы наибольший политический эффект судебного процесса и способствовали бы ликвидации задолженности по зарплате. Последняя директива Правительства от 16 октября 1934 года явилась результатом того, что в отдельных хозорганизациях имели место случаи систематической задержки зарплаты и, как следствие, значительного роста задолженности по зарплате по сравнению с предыдущими месяцами. Эта директива явилась вместе с тем и показателем того, что местные судебно-про-курорские органы не сумели надлежащим образом организовать борьбу с систематической задержкой зарплаты. Недостаточное число судебных процессов при наличности в ряде хозорганизаций значительно возросшей задолженности, слабость судебной репрессии, недостаточная мобилизация общественного мнения вокруг этих процессов говорят о том, что местные судебно-прокурорские органы в своей борьбе с задолженностью не достигли результатов, которые соответствовали бы серьезности задачи, возложенной на них Правительством и Союзной Прокуратурой. Выполняя Постановление
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
СНК СССР от 16 октября 1934 г., Прокуратура СССР дала прокурорам союзных республик, краев и областей категорическое указание о решительном усилении борьбы с задолженностью по зарплате и привлечении к ответственности виновных в допущении этой задолженности [6, с. 25].
Каковы же предварительные итоги этой работы? Первоначально обращает на себя внимание то обстоятельство, что прокуратуры республик, краев и областей, начав развертывать свою работу, не сумели придать ей достаточной оперативности и быстроты. Это сказалось как на сравнительно незначительном количестве возбужденных дел, так и на медленных темпах их расследования и рассмотрения в суде, что имело общим результатом недостаточный эффект процессов в отношении снижения размера задолженности. Необходимо отметить, что свой удар прокурорские органы направляли недостаточно метко и организованно, главным образом против второстепенных лиц. Приведем пример: по РСФСР за период с сентября по октябрь 1934 года осуждено 62 человека, среди которых были бухгалтеры (8 человек), председатели артелей (6 человек), директора совхозов (12 человек) и т.д., но не было ни одного руководителя треста. А между тем при правильно проведённой проверке необходимо было бы осудить вместо руководителей нижестоящих организаций нескольких руководителей трестов, виновных в допущении особо крупной задолженности, широко осветив эти процессы в печати. В Воронежской области после получения директивы Союзной Прокуратуры было возбуждено в один день 8 дел против директоров районных совхозов и в то же время не были привлечены директора крупнейших областных организаций, действительно виновные в допущении огромной задолженности. Тем самым облпрокуратура стала на путь механического привлечения к ответственности лиц, виновных в задержке зарплаты, а не подробнейшим образом проведенных проверок, что сказывалось на качестве работы прокуратур [6, с. 22].
С 1938 года можно проследить тенденцию к военно-политическому изменению стиля руководства страны, которое при изменении политики однозначно влияло на работу государственных органов, в том числе и прокуратуры, что особым образом оказало влияние на репрессивную политику.
17 ноября 1938 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) принятым Постановлением «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия»10 указали на недочеты, «выявленные» в работе органов НКВД и прокуратуры (неправомерные быстрые аресты, заключающиеся в выбивании признательного показания, без соблюдения процессуальных норм, расстрелы и др.). Данным документом были отменены приказы и указания НКВД, которые несли в себе репрессивно-карательную направленность. Прокуратуре надлежало провести проверку работы следственных органов с последующим незамедлительным устранением такого рода нарушений. Постановление принималось в период массовых репрессий, которые несли в себе явно разрушительный характер для страны. Такое положение в стране привело к парализации административно-управленческого аппарата государства, что не могло не повлиять на снижение темпа его развития. Однако Особое совещание при НКВД СССР не прекращало своего существования как внесудебный репрессивный орган вплоть до 1941 года. Эти факты не могли не сказаться на дальнейших событиях в истории Советского государства, а также и на первоначальном этапе Великой Отечественной войны.
В соответствии с вышесказанным можно сделать вывод о том, что организационно-правовое устройство прокуратуры в представленный период менялось в зависимости от государственной политики.
10 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17.11.1938 «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Литература
1. Прокурорский надзор / под ред. Ю.Е. Винокурова.- 6-е изд. - Москва: Высшее образование, 2005. 460 с.
2. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. - Москва: Объединенная редакция МВД России, 1996. 464 с.
3. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. - Москва, 1987. 367 с.
4. Зорин В., Зоря Н. Органы прокуратуры в борьбе за подготовку весеннего сева // За социалистическую законность. 1935. № 2 (февраль). С. 6-9.
5. Александровский Н. Органы прокуратуры в борьбе за отчетную дисциплину // За социалистическую законность. 1935. № 6 (июнь). С. 23-25.
6. Русанов Г., Чернов Л. Борьба органов прокуратуры с задолженностью по зарплате // За социалистическую законность. 1934. № 12 (декабрь). С. 20-25.
7. Шобухин В.Ю. Организационно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в Советской России // История государства и права. 2009. № 4. С. 32-33.
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
8. Бессарабов В.Г. Советская прокуратура (1922-1991 гг.) [Электронный ресурс] // Журнал российского права. 2002. № 12. Доступ из СПС «Гарант».
9. Вернов А.С. Проблема организации и функционирования советской прокуратуры в отечественной историко-правовой науке // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4 (64). Т. 2. С. 182-185.
10. Никулин В.В., Шеин Э.А. Формирование института прокуратуры в советской государственно-правовой системе (1920-е годы) // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернардского. 2010. № 1-3 (28). С. 213-221.
— References —
1. Prokurorskii nadzor / pod red. Yu.E. Vinokurova.- 6-e izd. - Moskva: Vysshee obrazovanie, 2005. 460 s.
2. Organy i voiska MVD Rossii. Kratkii istoricheskii ocherk. - Moskva: Ob»edinennaya redaktsiya MVD Rossii, 1996. 464 s.
3. Kukushkin Yu.S., Chistyakov O.I. Ocherk istorii Sovetskoi Konstitutsii. - Moskva, 1987. 367 s.
4. Zorin V., Zorya N. Organy prokuratury v bor'be za podgotovku vesennego seva // Za sotsialisticheskuyu zakonnost'. 1935. № 2 (fevral'). S. 6-9.
5. Aleksandrovskii N. Organy prokuratury v bor'be za otchetnuyu distsiplinu // Za sotsialisticheskuyu zakonnost'. 1935. № 6 (iyun'). S. 23-25.
6. Rusanov G., ChernovL. Bor'ba organov prokuratury s zadolzhennost'yu po zarplate // Za sotsialisticheskuyu zakonnost'. 1934. № 12 (dekabr'). S. 20-25.
7. Shobukhin V.Yu. Organizatsionno-pravovoe regulirovanie deyatel'nosti prokuratury v Sovetskoi Rossii // Istoriya gosudarstva i prava. 2009. № 4. S. 32-33.
8. Bessarabov V.G. Sovetskaya prokuratura (1922-1991 gg.) [Elektronnyi resurs] // Zhurnal rossiiskogo prava. 2002. № 12. Dostup iz SPS «Garant».
9. VernovA.S. Problema organizatsii i funktsionirovaniya sovetskoi prokuratury v otechestvennoi istoriko-pravovoi nauke // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 4 (64). T. 2. S. 182-185.
10. Nikulin V.V., Shein E.A. Formirovanie instituta prokuratury v sovetskoi gosudarstvenno-pravovoi sisteme (1920-e gody) // Voprosy sovremennoi nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernardskogo. 2010. № 1-3 (28). S. 213-221.
(статья сдана в редакцию 24.09.2018)