О. А. Кожевников, И. И. Зайцева
уральский государственный юридический университет (Екатеринбург)
новый шаг в изучении истории российской прокуратуры
Рецензируя учебное пособие А. В. Еремина «история отечественной прокуратуры» и хрестоматию «Прокуратура Российской империи в документах, 1722-1917» (составители В. В. Лавров, А. В. Еремин, Н. М. иванова; под. ред. Г. В. штадлера), вышедшее в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) университета прокуратуры Российской Федерации в 2018 г., авторы рецензии высоко оценивают их актуальность, теоретическую и практическую значимость.
Ключевые слова: история, закон, полномочия, прокурор, прокурорский надзор
DOI: 10.34076/2410-2709-2019-3-94-98
2018 год ознаменовался выходом в свет в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации двух книг, посвященных истории Российской прокуратуры: учебного пособия А. В. Еремина «История отечественной прокуратуры» и хрестоматии «Прокуратура Российской империи в документах, 1722-1917».
Важность и актуальность этого события обусловлена тем, что до настоящего времени, несмотря на чтение на протяжении ряда лет курса «История российской прокуратуры» в ведущих учебных заведениях России (Университете Генеральной прокуратуры РФ, Уральском государственном юридическом университете и др.), он не был должным образом обеспечен учебно-методической литературой. Издавалась лишь монографическая составляющая обучения. При этом в книгах А. Г. Звягинцева [Звягинцев 2012], А. Г. Звягинцева и Ю. Г. Орлова [Звягинцев, Орлов 1995; 1996; 1998; 2001; 2006] акцент был сделан не на истории прокуратуры, а на биографиях ее руководителей. Книги В. И. Веретенникова [Веретенников 1915] и Н. В. Муравьева [Муравьев 1889] давно стали библиографической редкостью. В работе С. М. Казанцева рассматривается лишь история прокуратуры царского времени [Казанцев 1993]. Скорее правовому, а не историческому аспекту организации и деятельности российской прокуратуры по-
священа работа В. Ю. Шобухина [Шобухин Екатеринбург, 2013]. Не решили проблемы серии статей М. В. Кожевникова и В. Г. Бес-сарабова. В учебных пособиях по истории прокуратуры России, вышедших в издательстве «ЮНИТИ» [История прокуратуры России 2010; Колыхалов, Шарихин, Эриашви-ли 2018] имеются очень серьезные ошибки, не позволяющие правильно оценить многие факты истории этого важного органа в структуре государственного механизма.
В учебниках по курсу «Прокурорский надзор» история прокуратуры обычно дается лишь фрагментарно, на немногих страницах, с указанием некоторых законодательных актов. Не могли в полной мере играть роль учебной литературы сборники «История Советской прокуратуры в важнейших документах» 1947 г. и 1952 гг., «Советская прокуратура. Сборник документов» 1981 г., сборники приказов Генерального прокурора (Прокурора) СССР, многие из которых до сих пор носят закрытый характер. Поэтому названные учебное пособие и хрестоматия восполняют данный недостаток.
Рассматривая вопросы периодизации истории отечественной прокуратуры, А. В. Еремин использует несколько критериев, справедливо считая, что периодизация должна быть не только обоснованной, но и удобной для применения [Еремин 2018: 7]. Сам он в истории прокуратуры традиционно выделяет досоветский (1722-1917 гг.), со-
ветский (1917-1992 гг.) и российский (с 1992 г.) периоды, в структуре которых обозначает подпериоды, связанные с ключевыми для прокуратуры событиями: реформы Петра I, Екатерины II, Александра I и Александра II, изменения в послереволюционной России, СССР во время Великой Отечественной войны, в послевоенное время и др.
Вместе с тем автор допускает достаточно распространенную ошибку, считая, что в 1864-1917 гг. прокуратура Российской империи была обвинительного типа и представляла собой орган уголовного преследования с преимущественной функцией поддержания обвинения в суде [Еремин 2018: 6-7].
Однако анализ законодательства позволяет сделать вывод, что уже в то время в деятельности прокуратуры имелось несколько направлений: она осуществляла надзор за исполнением законов при производстве дознания органами полиции, надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия судебными следователями, надзор за исполнением законов в местах ограничения и лишения свободы, и, правда в ограниченных формах, так называемый общий надзор, участвовала в рассмотрении судами гражданских дел. И на с. 56-61 автор, по сути, признает надзорный характер пореформенной прокуратуры, подробно рассмотрев ее полномочия по актам Судебной реформы 1864 г.
К сожалению, автор не раскрыл причины создания российской прокуратуры, не проанализировал все формы надзорной деятельности (генерал-ревизор, дежурные штаб-офицеры гвардии, рекетмейстер, аудитор, понудители, фискалат), предшествовавшие ее появлению.
Не раскрыта также роль Екатерины в создании Тайной экспедиции - следственного органа прокуратуры. И хотя Особая экспедиция при Сенате юридически была создана Петром III, после его смерти Екатерина II, дословно повторив Манифест об уничтожении Тайной канцелярии, 19 октября 1762 г. уже фактически сформировала Тайную экспедицию. В Манифесте о создании Тайной экспедиции ее функции подробно не раскрывались, говорилось лишь, что если возникнут дела, «которые до сей канцелярии принадлежали», то их надлежит немедленно препровождать в Сенат. При этом соглас-
но Законодательным запискам Екатерины II о будущем устройстве России Тайная экспедиция имела две главные задачи: во-первых, она собирала сведения «о всех преступлениях противу управления», во-вторых, «велит преступников имать под стражу и соберет все обстоятельства», т. е. проводила расследование. Однако екатерининский сыск не только подавлял врагов режима, «примерно» наказывая их, но и стремился лучше узнать общественные настроения и разными средствами направить их нужное власти русло.
Это учреждение, как и иные органы преследования и расправы по политическим преступлениям в XVII-XVIII вв., не только прочно вошло в состав государственного аппарата России, но и заняло в нем далеко не последнее место. Тайная экспедиция, числившаяся в ведении генерал-прокурора и Сената, получила все права максимально централизованного и независимого от других учреждений органа власти [Голикова 1964: 248].
Перейдя к прокуратуре советского периода, автор не указал, что в январе 1928 г. Коллегия НКЮ признала необходимым повсеместно передать следственные аппараты из суда в прокуратуру. 3 сентября 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК в Положение о судоустройстве были внесены соответствующие изменения. В январе 1929 г. ЦИК и СНК принимают постановление «Об изменении и дополнении Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре», которым аппарат военных следователей передавался в подчинение военных прокуроров и было упразднено административное подчинение следственного аппарата военным трибуналам. А уже в мае 1929 г. были введены новые штаты военных прокуратур военных округов (флотов), корпусов, дивизий и бригад на военное время.
Закон СССР «О судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» установил новые полномочия прокуроров. Так, в соответствии со ст. 18 возбуждение против судей уголовного преследования, отстранение их в связи с этим от должности и предание суду могло производиться в отношении народных судей, членов краевых, областных, окружных судов, судов автономных областей, членов Верховных Судов союзных и автономных республик - по постановле-
нию прокурора союзной республики с санкции Президиума Верховного Совета союзной республики; в отношении членов Верховного Суда СССР и специальных судов СССР -по постановлению Прокурора СССР с санкции Президиума Верховного Совета СССР.
На основании ст. 51 Закона Верховный Суд союзной республики осуществлял надзор за судебной деятельностью судов республики путем рассмотрения протестов Прокурора СССР, прокурора союзной республики на приговоры, решения и определения, вступившие в законную силу.
В ст. 64 указывалось, что надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик Верховный Суд СССР осуществляет путем рассмотрения протестов Прокурора СССР на приговоры, решения и определения судов, вошедшие в законную силу. Участие Прокурора СССР в Пленуме Верховного Суда СССР было обязательно (ст. 76).
Как указывает автор учебного пособия, «1 июня 1979 г. вступил в действие указ Президиума Верховного Совета СССР № 214-Х „О судах, прокуратуре, адвокатуре, нотариате и органах внутренних дел, действующих на особо режимных объектах", который дополнил систему специализированных прокуратур прокуратурой на особо режимных объектах, действующей на правах городской прокуратуры» [Еремин 2018: 11, 112]. Из этого делается вывод, что 1 июня 1979 г. были созданы прокуратуры на особо режимных объектах. Однако это не так. Этот акт был принят 1 июня 1979 г., но вступил в силу 1 июля 1979 г. (ст. 9). А прокуратуры на особо режимных объектах были созданы еще в конце 1940-х -начале 1950-х гг. под названием прокуратур войсковых частей для обеспечения законности на особо режимных объектах и в особо режимных войсковых частях. С начала 1970-х гг. они действовали на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1971 г. «О специальных судах, прокуратуре, адвокатуре, нотариате и органах внутренних дел, действующих на особо режимных объектах» и подчинялись Второму управлению Генеральной прокуратуры СССР. Но уже в начале 2001 г. в связи с ликвидацией управления прокуратуры войсковых частей были переименованы в прокуратуры ЗАТО
и в прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.
В соответствии с Конституцией СССР 30 ноября 1979 г. был принят Закон о прокуратуре СССР. В нем указывалось, что высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагается на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров. Раскрывались основные направления деятельности прокуратуры. Закреплялось, что Генеральный прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР, ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета. Прокуроры союзных республик, автономных республик, краев, областей и автономных областей назначались Генеральным прокурором СССР, прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик и утверждались Генеральным прокурором СССР. Закон определял полномочия прокуроров как по руководству органами прокуратуры, так и по различным направлениям их деятельности.
При создании Закона учитывалось федеративное и административно-территориальное деление Союза ССР. Если в союзных республиках, не имевших областного деления, система прокуратуры состояла из двух звеньев (прокуратура района - прокуратура республики), то в РСФСР она была трехзвен-ной (прокуратура района - прокуратура области - прокуратура РСФСР), а в некоторых случаях и четырехзвенной (прокуратура района - прокуратура автономного округа - прокуратура области - прокуратура РСФСР).
Недостатком учебного пособия является использование в нем узкого круга правовых актов (с. 131). Правда, он отчасти восполняется хрестоматией, но лишь в той мере, в какой это касается нормативных источников дореволюционного периода истории прокуратуры (1722-1917 гг.). Однако и в хрестоматии не нашли отражения многие
акты о прокуратуре, в частности указы от 11 мая 1722 г., от 2 октября 1730 г., от 7 мая 1734 г., от 12 декабря 1741 г. Не попали в хрестоматию также Устав гражданского судопроизводства, Правила о порядке производства дел прежними судебными местами от 10 марта 1869 г.
Несмотря на высказанные замечания, которые не носят принципиального характера, учебное пособие и хрестоматия вносят существенный вклад в формирование профессиональных качеств будущих юристов, а также будут интересны всем неравнодушным к истории Российского государства.
список литературы
Веретенников В. И. Очерки истории генерал-прокуратуры в России до Екатерининского времени. Харьков: Тип. фирмы «Адольф Даре», 1915. 405 с.
Голикова Н. Б. Органы политического сыска и их развитие в XVII-XVIII вв. // Абсолютизм в России XVII-XVIII вв.: сб. ст. М.: Наука, 1964. С. 248-252.
Звягинцев А. Г. История российской прокуратуры, 1722-2012. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. 416 с.
Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Заложники вождей. Российские и советские прокуроры. XX век. 1954-1992 гг. М.: РОССПЭН, 2006. 648 с.
Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Под сенью русского орла. Российские прокуроры. Вторая половина XIX - начало XX в. М.: РОССПЭН, 1996. 427 с.
Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Приговоренные временем. Российские и советские прокуроры. XX век. 1937-1953 гг. М.: РОССПЭН, 2001. 536 с.
Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Распятые революцией. Российские и советские прокуроры. XX век. 1922-1936 гг. М.: РОССПЭН, 1998. 509 с.
Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Тайные советники империи. Российские прокуроры. XIX век. М.: РОССПЭН, 1995. 383 с.
История прокуратуры России. Историко-правовой анализ / под ред. А. Г. Звягинцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 224 с.
Казанцев С. М. История царской прокуратуры. СПб.: СПбГУ, 1993. 216 с.
Колыхалов Д. В., Шарихин А. Е., Эриашвили Н. Д. и др. История российской прокуратуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 126 с.
Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М.: Университет. тип., 1889. Т. 1. 568 с.
Шобухин В. Ю. Прокуратура России: проблемы, тенденции и закономерности развития (историко-правовой аспект). Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2013. 110 с.
олег Альбертович кожевников - кандидат юридических наук, доцент кафедры судебной деятельности Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: [email protected].
Мрина Мвановна зайцева - кандидат юридических наук, доцент кафедры судебной деятельности Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: [email protected].
A Breakthrough in the Study of the History of the Russian Prosecutor's Office
The paper is a review on the textbook by A. У Yeremin, «The History of the National Prosecutor's office» and the anthology «The Prosecutor's Office of the Russian Empire in the Documents of 1722-1917» (authors: V. У Lavrov, A. У Eremin, edited by N. M. Ivanov) published at the St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's office of the Russian Federation in 2018. The reviewers emphasize the high relevance of these works, their theoretical and practical significance. The textbook and the anthology will help the students increase their legal awareness, expand their horizons.
Keywords: history, law, powers, prosecutor, prosecutor's supervision
References
Golikova N. B. Organy politicheskogo syska i ikh razvitie v XVII-XVIII vv. [Political Investigation Authorities and Their Development in XVII-XVIII Centuries], Absolyutizm v Rossii XVII-XVIII vv. [Absolutism in Russia in XVII-XVIII Centuries], Moscow, Nauka, 1964, pp.248-252.
Kazantsev S. M. Istoriya tsarskoi prokuratury [The History of Tsarist Prosecutor's Office], Saint-Petersburg, SPbGU, 1993, 216 p.
Kolykhalov D. V., Sharikhin A. E., Eriashvili N. D. et al. Istoriya rossiiskoi prokuratury [The History of Russian Prosecutor's Office], Moscow, YuNITI-DANA, 2018, 126 p.
Murav'ev N. V. Prokurorskii nadzor v ego ustroistve i deyatel'nosti [Prosecutor's Supervision in Its Structure and Operation], Moscow, Universitet. tip., 1889, vol. 1, 568 p.
Shobukhin V. Yu. Prokuratura Rossii: problemy, tendentsii i zakonomernosti razvitiya (istoriko-pravovoi aspekt) [The Russian Prosecutor's Office: Problems, Trends and Perspectives of Development (Historical and Legal Aspects)], Yekaterinburg, UMTs UPI, 2013, 110 p.
Veretennikov V. I. Ocherki istorii general-prokuratury v Rossii do Ekaterininskogo vremeni [Essays on the History General Prosecutor's Office Prior to the Ekaterina's Epoch], Khar'kov: Tip. firmy «Adol'f Dare», 1915, 405 p.
Zvyagintsev A. G. (ed.) Istoriya prokuratury Rossii. Istoriko-pravovoi analiz [The History of Russian Prosecutor's Office. A Historical and Legal Analysis], Moscow, YuNITI-DANA, 2010, 224 p.
Zvyagintsev A. G. Istoriya rossiiskoi prokuratury, 1722-2012 [The History of Russian Prosecutor's Office in 1722-2012], Moscow, OLMA Media Grupp, 2012, 416 p.
Zvyagintsev A. G., Orlov Yu. G. Pod sen'yu russkogo orla. Rossiiskie prokurory. Vtoraya polovina XIX - nachalo XX v. [In the Russian Eagle's Haven. The Second Half of XIX - Beginning of XX Century], Moscow, ROSSPEN, 1996, 427 p.
Zvyagintsev A. G., Orlov Yu. G. Prigovorennye vremenem. Rossiiskie i sovetskie prokurory. XX vek. 1937-1953 gg. [Sentenced by the Time. Russian and Soviet Prosecutors. XX Century. 1937-1953], Moscow, ROSSPEN, 2001, 536 p.
Zvyagintsev A. G., Orlov Yu. G. Raspyatye revolyutsiei. Rossiiskie i sovetskie prokurory. XX vek. 1922-1936 gg. [Crucified by the Revolution. Russian and Soviet Prosecutors. XX Centiry. 1922-1936], Moscow, ROSSPEN, 1998, 509 p.
Zvyagintsev A. G., Orlov Yu. G. Tainye sovetniki imperii. Rossiiskie prokurory. XIX vek [The Secret Advisers of the Empire. Russian Prosecutors. XIX Century], Moscow, ROSSPEN, 1995, 383 p.
Zvyagintsev A. G., Orlov Yu. G. Zalozhniki vozhdei. Rossiiskie i sovetskie prokurory. XX vek. 1954-1992 gg. [Hostages of the Leaders. Russian and Soviet Prosecutors. XX Century. 19541992], Moscow, ROSSPEN, 2006, 648 p.
Oleg Kozhevnikov - candidate of juridical sciences, associate professor at the Department of judicial activities, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomolskaya str., 21. E-mail: [email protected].
Irina Zaitseva - candidate of juridical sciences, associate professor at the Department of judicial activities, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomolskaya str., 21. E-mail: [email protected].
Дата поступления в редакцию / Received: 18.03.2019
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 22.06.2019