1.6. ПРОКУРОРСКИМ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Струков Виктор Николаевич, аспирант. Место учебы: Национальный исследовательский Университет «Бел-ГУ». E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются уголовно-процессуальные и исторические аспекты становления и развития института прокурорского надзора за органами предварительного расследования в советский период. Приводится анализ влияния государственного строя на институты надзора за деятельностью органов предварительного расследования.
Ключевые слова: прокурорский надзор, предварительное расследование, полномочия прокурора, судопроизводство, прокурор, следователь, дознание.
PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE LEGALITY OF PRELIMINARY INVESTIGATION IN THE SOVIET PERIOD
Strukov Viktor Nikolaevich, postgraduate student. Place of study: National research university "BelSU". E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with the criminal procedural and historical aspects of the formation and development of the Institute of prosecutorial supervision over the bodies of preliminary investigation in the Soviet period. The analysis of the influence of the state system on the institutions of supervision over the activities of the preliminary investigation is given.
Keywords: Prosecutor's supervision, preliminary investigation, powers of Prosecutor, legal proceedings, Prosecutor, investigator, inquiry.
Деятельность прокуратуры, связанная с осуществлением надзора за соблюдением законодательства органами дознания и предварительного следствия, имеет особое значение в системе надзорных функций прокуратуры. Появление прокурорского надзора за деятельностью предварительного расследования относится к периоду великих реформ 60-х гг. XIX века. Именно в Уставе уголовного судопроизводства 20 ноября 1864 г. впервые в отечественном законодательстве были определены формы предварительного расследования (дознание и предварительное следствие), также нашли четкое разграничение полномочия полиции, следственных органов и прокурора. Вплоть до революции 1917 г. прокуратура оставалась единственным государственным органом, который осуществлял надзор за следствием и дознанием, при этом она имела особую и ведущую роль в уголовном судопроизводстве на протяжении всех стадий, исключением была стадия судебного разбирательства, потому что прокуратура являлась на данной стадии одной из сторон.
Следствием революционных событий 1917 г. стало уничтожение старого государственного аппарата и формирование нового механизма государства. В первые постреволюционные годы советская власть отказалась от контрольно-надзорного органа и упразднила институт судебных следователей.
Деятельность дознания правовую регламентацию получила только в октябре 1918 г., когда вышло Постановление НКВД РСФСР и Наркомюста РСФСР от
13.10.1918 «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции (Инструкция)»1. С этого времени начинается формирование новой оперативно - розыскной системы, основанной на советской идеологии.
Отсутствие прокуратуры вполне укладывалось в представление о политической власти в форме диктатуры пролетариата. В.И. Ленин под диктатурой понимал власть, которая не ограниченна никакими законами, никакими правилами, которая никаким образом не стеснена и непосредственно опирается на насилие2. В связи с этим орган, призванный осуществлять надзор за законностью, новой власти был не нужен.
Идея возвращения института прокуратуры относится к периоду введения новой экономической политики. Основная цель возвращения института прокуратуры заключалась в осуществлении надзорной деятельности, которая обеспечит соблюдение законов и реализацию правильной постановки борьбы с преступностью. Она отражалась в первом советском «Положении о прокурорском надзоре», которое было принято 22 мая 1922 г. В этот же период 25 мая 1922 г. был принят и Уголовно-процессуальный кодекс, который содержал в себе основные положения, регламентирующие деятельность прокурора, который имеет право давать указания следственным органам и осуществляет надзор за проведением следственных действий и общий надзор за производством дознания.
Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г. в функции общего контроля за производством дознания практически ничего не изменил, оставив ее за прокуратурой. Однако уже в 1924 г. нормативно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в сфере надзора за предварительным расследованием подверглось серьезным преобразованиям3. Функция общего надзора сохранилась, но был учрежден дополнительный институт надзора следователя за производством дознания. Кроме того, в 1924 году была образована прокуратура Верховного суда СССР, получившая право надзирать за следователями в судебной системе. При этом прокуратура Народного Комиссариата также не упразднялась.
В ноябре 1926 г. было принято Положение о судопроизводстве РСФСР4, где прокурорский надзор за следователями на этапе предварительного расследования преступлений сохранялся, а также вводились новые нормы о деятельности следственных работников прокуратуры. В 1928 году следователи вышли из подчинения суда, и перешли в подчинение прокуратуры .
Существенные изменения в статусе прокуратуры произошли в 30-е годы. В декабре 1933 г. Постановлением ЦИК СССР № 84 и СНК СССР №2621 учреждается единая прокуратура СССР6.
1 Постановление НКВД РСФСР, Наркомюста РСФСР от 13.10.1918 «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции (Инструкция)» // СУ РСФСР 1918.№ 75, Ст. 813 // Электронный ресурс http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_376.htm.
2 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Издание 5. Том 41. Май - ноябрь 1920. С383.
постановление ВЦИК от 16.10.1924 «О дополнениях и изменениях Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» // Электронный ресурс http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= ESU;n=9076#0.
постановление ВЦИК от 19.11.1926 «Об утверждении Положения о Судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.» // Собрание узаконений РСФСР.- 1926.- № 85.- Ст. 624.
5 Постановление ЦИК СССР № 84, СНК СССР № 2621 от 17.12.1933 «Положение о прокуратуре Союза ССР» // Собрание узаконений СССР.- 1934.- № 1.- Ст. 2б.
6 Там же.
ЗАКОННОСТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Струков В.Н.
Функция надзора за предварительным расследованием была сформулирована в ст. 6 Положения. В рамках надзора за соблюдением законности в общесоюзном масштабе Прокурор СССР на различных стадиях производства следственных действий имел право требовать в любой стадии судопроизводства судебные, следственные и законченные производством дела для их просмотра, также он имел право опротестовывать приговоры и решения судов в вышестоящие судебные инстанции, приостанавливая их исполнение. Помимо вышеперечисленного Прокурор СССР в соответствии с Положением имел право требовать пересмотра, в порядке надзора, приговоров и решений, вступивших в законную силу и давать необходимые указания органам расследования. В части касающейся надзора за судебно-следственными органами органов союзных республик прокуратурой СССР надзор осуществлялся через прокуроров республик.
Конституция СССР 1936 г. закрепила за прокуратурой надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и ведомствами, должностными лицами и гражданами (ст. 113)7. Конкретизация конституционного положения о прокурорском надзоре была осуществлена только после окончания Второй мировой войны. В 1955 году было положено начало процессу дифференциации прокуратуры в системе советской юстиции после принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР»8. Деятельность прокуроры в сфере надзора за предварительным расследованием была существенно детализирована. Прокуроры, осуществляя надзорную деятельность за предварительным расследованием, были обязаны: привлекать к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений; давать указания о расследовании преступлений; требовать от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела и другие сведения о совершенных преступлениях; участвовать в производстве предварительного следствия и дознания по уголовным делам и в необходимых случаях лично производить расследование по любому делу; возвращать уголовные дела со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания и предварительного следствия; отстранять следователей и дознавателей от дальнейшего ведения следствия; поручать органам дознания выполнение отдельных следственных действий по делам, находящимся в производстве следователей органов прокуратуры; прекращать уголовные дела по основаниям, указанным в законе и др. (ст. 1719).
Важные изменения в сфере досудебного расследования произошли в 1958 г. в связи с принятием Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик9. Данный нормативно-правовой акт расширил перечень органов дознания и уточнил его виды (дела, по которым предварительное следствие обязательно, и дела, по которым необязательно).
7 Конституция СССР 1936 г. Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советом Союза ССР 5 декабря 1936// http://www. hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936. Ь|^#9.
8 Указ Президиума ВС СССР от 24.05.1955 «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР» // Ведомости ВС СССР, 1955, N 9, ст. 222 // Электронный ресурс // http://docs.cntd.ru/document/901874557.
9 Закон СССР от 25.12.1958 г. Об утверждении Основ уголовно-
го судопроизводства Союза ССР и союзных республик //
http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr6066.htm
Следующий этап конкретизации обязанностей прокуратуры в сфере надзорной деятельности за предварительным расследованием произошел в связи с принятием в 1960 г. Уголовно-процессуального кодекса10. Кодекс во многом дублировал Положение о Прокурорском надзоре 1955 г.11, однако перечень прав прокурора был несколько расширен. Прокуратура получила право давать указания о производстве дознания и предварительного следствия, квалификации преступления, об избрании меры пресечения и пр.; лично участвовать в производстве дознания и предварительного следствия; изымать любое дело от органа дознания и передавать его следователю и др. (ст. 211). Письменно оформленные указания прокурора были обязательны для следователей и дознавателей (ст. 212).
Из внутренних приказов прокуратуры СССР представляется возможным проследить главные направления надзорной деятельности прокуратуры, которая заключалась в надзоре за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия. Особое внимание органами прокуратуры уделялось порядку регистрации, рассмотрению и учету заявлении и сообщений о преступлениях.
В целях упорядочения системы регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, а также в целях обеспечения регистрации в соответствии с законодательством СССР приказом первого заместителя Генерального прокурора СССР от 8 августа 1977 года за №30 была издана инструкция «О порядке регистрации рассмотрения и учета заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры». В инструкции были даны четкие указания, устанавливающие единый для всех органов прокуратуры порядок регистрации, рассмотрения, учета устных и письменных заявлений граждан, организаций, сообщений и сигналов о преступлениях.
Прокуратурой систематически обобщались данные по прокурорскому надзору по отдельным видам преступлений, незаконных арестов, привлечению к уголовной ответственности граждан. Коллегией прокуратуры СССР обсуждалась практика применения прокурорами мер пресечения в виде заключения под стражу обвиняемых при производстве расследования преступлений.
Завершение оформления централизованной системы органов прокуратуры связано с принятием нового Закона СССР «О прокуратуре СССР» в 1979 г., разработанного с учетом надзорной практики. Значимость этого нормативно-правового акта для истории развития советской прокуратуры, прежде всего, выражается в правовом закреплении автономии прокуратуры от системы органов юстиции. В статье 3 закона были определены основные направления деятельности прокуратуры, которые включали в себя общий надзор; надзор за исполнением законов органами предварительного расследования; надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных; борьба с нарушениями законов в сфере народного хозяйства; борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; координация деятельности правоохранитель-
10 Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утвержден ВС РСФСР 27.10.1960) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.
11 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР»// "Ведомости ВС СССР", 1955, N 9, ст. 222.
ных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями; участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов и др.
Глава вторая была специально посвящена прокурорскому надзору за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия. Данный раздел содержал норму о задачах надзора, в которой нашли отражение несколько ключевых принципов прокурорского надзора (законности, гуманности, презумпции невиновности), а также отдельную статью о расширенных полномочиях прокурора в осуществлении надзора за предварительным расследованием.
Закон СССР «О прокуратуре СССР» 1979 г. с изменениями действовал до распада Советского союза, в январе 1992 г. был принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», открывший новый этап в развитии отечественной прокуратуры.
Проанализировав генезис функции прокурорского надзора за соблюдением законодательства при проведении дознания и предварительного следствия в советский период, можно заключить, что ее отсутствие в первые годы советской власти связано с идеологией нового государства. Возвращение к идее надзора за законностью вообще (общий надзор) и надзору за расследованием в частности связано с изменением государственного курса. Становление прокурорского надзора за предварительным расследованием относится к периоду перехода к новой экономической политике, а развитие происходит вплоть до создания прокуратуры РФ. По мере развития органов прокуратуры, определения их места в системе органов государственной власти, уточнения функций полномочия в сфере надзора расширялись и детализировались, оформляя в советскую прокуратуру в часть надзорно-следственного аппарата.
Список литературы:
1. Скобина Е. А., Макарова Н. Б. История развития надзора прокуратуры за законностью производства дознания // Новый юридический вестник. - 2017. - №1.-С. 4.
2. Постановление НКВД РСФСР, Наркомюста РСФСР от 13.10.1918 «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции (Инструкция)» // СУ РСФСР 1918.№ 75, Ст. 813 // Электронный ресурс http://www.libussr. ru/doc_ussr/ussr_376.htm.
3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Издание 5. Том 41. Май - ноябрь 1920. С383.
4. Постановление ВЦИК от 28.05.1922 г. «Положение о прокурорском надзоре» // http://www.consultant.ru.
5. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 25 мая 1922 г.//http://www.consultant.ru.
6. Постановление ВЦИК от 16.10.1924 «О дополнениях и изменениях Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» //Электронный ресурс http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=9076#0.
7. Постановление ВЦИК от 19.11.1926 «Об утверждении Положения о Судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.» // Собрание узаконений РСФСР.- 1926.- № 85.- Ст. 624.
8. Постановление ЦИК СССР № 84, СНК СССР № 2621 от 17.12.1933 «Положение о прокуратуре Союза ССР» // Собрание узаконений СССР.- 1934.- № 1.- Ст. 2б.
9. Указ Президиума ВС СССР от 24.05.1955 «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР» // Ведомости ВС СССР, 1955, N 9, ст. 222 // Электронный ресурс // http://docs.cntd.ru/document/ 901874557.
10. Закон СССР от 25.12.1958 г. Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик //http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/ sssr6066.htm.
11. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утвержден ВС РСФСР 27.10.1960) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.
12. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР»// "Ведомости ВС СССР", 1955, N 9, ст. 222.
13. Закон СССР «О прокуратуре СССР» от 30.11 1979 г. № 1162-Х // «Ведомости ВС СССР», 1979, № 49, ст. 843.
Рецензия
на научную статью «Прокурорский надзор за законностью предварительного расследования в советский период» подготовленную аспирантом ФГАОУ ВО НИУ «Бел ГУ» Струковым Виктором Николаевичем
Представленная для рецензирования статья посвящена актуальной теме. Так во все времена обеспечение и защита прав участников уголовного судопроизводств являются базовой составляющей деятельности любого современного правового государства. Данная позиция нашла свое отражение в рецензируемой научной статье.
Используемые автором методы при написании научной статьи соответствуют заявленной тематике и вызывают всяческое одобрение.
Научная статья, представленная для рецензирования оформлена в части изложения разделов статьи: аннотации, ключевых слов, списка литературы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого рода работам, при этом объем работы позволяет раскрыть всю многогранность исследуемой темы.
Как несомненным достоинством рецензируемой научной статьи можно отнести, то обстоятельство, что ее автор рассматривает основные положения надзорной деятельности органов прокуратуры с точки зрения истории развития указанного института.
Научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в статье, основаны на достаточно репрезентативной эмпирической базе. Особый интерес теоретическим суждениям автора придает использование им материалов деятельности органов прокуратуры, что свидетельствует в первую очередь о практической направленности публикации.
Научная статья подготовлена при анализе ряда нормативных правовых актов, однако в ней не наблюдается разнобоя и повтора материала. В статье наблюдается, единая концепция, призванная дать читателю необходимые данные об истории становления и развития института прокурорского надзора в советский период.
Подводя итог, можно отметить, что в предложенном автором контексте, рецензируемая статья отвечает заявленным требованиям. В данной связи, она, безусловно, будет полезна практическим сотрудникам (работникам) и в текущем учебном процессе юридических вузов. Таким образом, статья на тему: «Прокурорский надзор за законностью предварительного расследования в советский период» подготовленная Струковым В.Н. рекомендуется к опубликованию.
Рецензент: Заместитель начальника кафедры уголовного процесса Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путили-на подполковник полиции, к.ю.н., доцент Д.Н. Рудов
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 78,20%