УДК 656.62.003:339.543.4
Ю.И. Платов, д.т.н., профессор ФГБОУВО «ВГУВТ» М.В. Никулина, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОВЫХ СУДОВ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО ФЛОТА
Ключевые слова: дноуглубительный флот, критерий выбора, проект, новое судно, цена, договорные землечерпательные работы.
Поставлены проблемы замены судов дноуглубительного флота и оценки эффективности строительства и модернизации этих судов, приобретаемых и эксплуатируемых за счет бюджетных средств; предложен один из подходов для оценки и отбора судов дноуглубительного флота с учетом выполнения ими платных дноуглубительных работ; назван критерий выбора проекта нового дноуглубительного судна в вариантах со льготами на прибыль и налог на имущество и без льгот; предложена методика определения цены договорных (платных) землечерпательных работ без учета и с учетом льгот.
В настоящее время общеизвестной является проблема замены флота внутреннего водного транспорта, характеристики которого не обеспечивают его жизнедеятельности в перспективе. Эта проблема характерна не только для транспортных судов, но и для судов дноуглубительного флота (земснарядов, землесосов).
В работе [1] отмечается, что физический износ (большинство земснарядов построено в период с 1974 по 1990 гг.), отсутствие запасных частей, постоянный рост цен на топливо и другие причины привели к сокращению количества дноуглубительных земснарядов в стране к началу XXI века с 210 до 168 единиц. К 2015 году из 168 оставшихся судов 151 земснаряд выработал нормативный срок службы. При этом строительство новых судов дноуглубительного флота за все годы реформ практически не велось.
В настоящее время разработана Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2020 годы)» (подпрограмма «Внутренний водный транспорт») [2], в которой, в том числе, предусмотрено осуществление комплекса мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, модернизации береговых производственных объектов и сооружений, обновлению обслуживающего флота. Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. В связи с этим возникает проблема оценки эффективности строительства и модернизации судов дноуглубительного флота, приобретаемых и эксплуатируемых за счет бюджетных средств. Для оценки этой эффективности в настоящее время не существует методических разработок, в отличие от транспортных судов, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств судоходных компаний, и имеется достаточный комплекс методических рекомендаций для оценки эффективности этих судов [3-5].
Проблема оценки эффективности дноуглубительные судов возникает потому, что дноуглубительные работы на судоходных участках водных путей осуществляются за счет бюджетных средств, при этом администрациям внутренних водных путей разрешено проводить платные дноуглубительные работы по заказам других не транспортных предприятий (строительных, подходы к причалам предприятий, добыча нерудных и строительных материалов и так далее). Поэтому методические разработки по оценке эффективности транспортных судов [4, 5] для судов дноуглубительного флота
не применимы. Кроме того, стоимость постройки и эксплуатации современных дноуглубительных судов повлияет и на стоимость платных работ, цену которых необходимо обосновывать исходя из рыночных условий.
Теоретически эффективность дноуглубительных работ необходимо искать в обеспечении определенного уровня глубин на внутренних водных путях и соответствующего дополнительного уровня провозной способности флота и доходов от перевозок грузов. Однако такую проблему можно решать только в узком плане и только для конкретной корреспонденции грузопотоков, состава флота, участков водных путей и для этого все рекомендации, изложенные в [3-5], применимы. Практически решение такой задачи в узком плане если и возможно, то только, по нашему мнению, в рамках отдельной научно-исследовательской темы или диссертационной работы и только для конкретного бассейна. Однако для оценки и отбора наиболее эффективных судов дноуглубительного флота необходимы универсальные подходы, возможно, и более простые, которые и излагаются в данной статье.
Самым простым подходом является использование критерия минимума удельных приведенных затрат (суммы себестоимости и удельных годовых капвложений) для определения сравнительной эффективности и выбора инвестиционных проектов, широко применявшееся в советской экономике [6]. При этом коэффициент приведения или нормативный коэффициент эффективности капвложений упрощенно трактовался как величина, обратная нормативному сроку окупаемости, который задавался для каждой отрасли и отдельных объектов плановыми органами и был намного меньше нормативного срока эксплуатации объекта (примерно в два раза) [6]. С позиций сегодняшней экономики, формула (1) для расчета удельных приведенных затрат [7] представляет собой не что иное, как определение стоимости единицы продукции с учетом возврата капиталовложений для условий, когда налоги и доходы не имели никакого значения (в смысле эффективности), а ценность денег также не учитывалась. Этот критерий был универсальным и наиболее подходящим для экономики, в которой доходы не имели существенного значения и не учитывались при обосновании тех или иных проектов или мероприятий. Для оценки и отбора дноуглубительных судов, которые не являются в принципе коммерческими (если не учитывать платные работы), этот критерий является, по нашему мнению, наиболее подходящим, но с учетом корректировок на современные условия экономики.
Эти корректировки отражают учет налогов на прибыль и имущество (если они есть и не льготируются) путем исключения двойного счета амортизационных исчислений и, самое основное, - учета потерь ценности денежных ресурсов во времени, то есть, дисконтирования. Такое выражение (формула (2)) нами приведено в работе [7] -«...Эта формула выведена из равенства доходов и суммы эксплуатационных расходов, налогов и отчислений на воспроизводство основных фондов (амортизации)...» [7] с учетом обесценивания амортизации на протяжении жизненного цикла эксплуатации судна. При этом нормативный коэффициент приведения несет уже другую смысловую нагрузку по отношению к плановой экономике. Для случая дноуглубительных судов он является минимальной величиной, то есть, не учитывает накопление или прибыль [7].
С учётом изложенного, критерий выбора проекта нового дноуглубительного судна (земснаряда, землесоса) будет выглядеть следующим образом:
Зшп = EminKcкн + Ним + R ^ min, (1)
где 3min - удельные приведенные затраты, руб./куб. м;
Emm - коэффициент эффективности (коэффициент приведения), обеспечивающий только возврат первоначальных инвестиций в пределах жизненного цикла судна, доли ед.;
Кс - строительная стоимость нового судна, руб.;
kH - коэффициент налоговой нагрузки: kH = 1 / (1 - Нщ), доли ед.; Нпр - налог на прибыль, доли ед.;
Rэ - годовая величина всех эксплуатационных расходов, руб.;
V - навигационный объем землечерпательных работ, выполненный судном конкретного проекта (количество извлекаемого грунта за навигационный период), куб. м [8];
E . =----а , (2)
min -t н >
1 - (1 + d )'н
где d - дисконтная (доходная) ставка, доли ед. Может определяться разными методами, исходя из целей обоснования [3, 5-7] (применительно к дноуглубительным судам за основу можно принять величину рентабельности основных фондов для транспортных судов или среднюю доходность по отрасли внутреннего водного транспорта);
Тн - нормативный срок эксплуатации дноуглубительного судна (срок его полезного
использования), лет (Тн = 30 лет) [9]; ан - норма амортизации, доли ед. [9];
ан = — -100 %, (3)
Тн
V = 24ßTex ^вр, (4)
где Q^ - техническая производительность дноуглубительного судна, куб.м/час; k^ - коэффициент использования технической производительности, доли ед. (по землесосам k^ = 0,7-1,0, по многочерпаковым земснарядам k^ = 0,65-085); 4 - эксплуатационный период, сут;
k^ - коэффициент использования дноуглубительного судна по времени, доли ед. (k^ = 0,65-0,75).
Эксплуатационный период для земснаряда (землесоса) - это валовая продолжительность всех его работ, которая исчисляется с момента выхода земснаряда из затона до момента постановки его на отстой (общий навигационный период). Он складывается из времени:
- работы по извлечению и удалению грунта - рабочее время;
- выполнения производственных операций, непосредственно связанных с процессом извлечения и удаления грунта, требующего остановки земснаряда, - производственные остановки;
- буксировки из затона на первую работу, с одной работы на другую и с последней работы в затон.
Коэффициент использования земснаряда по времени определяется отношением времени работы земснаряда к общему навигационному периоду.
При регистрации новых судов в Российском международном реестре судов для бюджетных предприятий по этим судам устанавливаются льготы на прибыль и налог на имущество [10], следовательно, формула (1) примет вид:
Е к + R
З ^ =' ■ тиАс^э ^ min, (5)
min v
!
где R - годовая величина всех эксплуатационных расходов с учетом льгот: страховые взносы в пенсионный фонд, медицинское страхование предприятий отрасли и другие, руб.
Строительная стоимость новых современных судов дноуглубительного флота является весьма высокой (сравнимой, а в некоторых случаях даже большей стоимости транспортных судов) и потому обязательно должна учитываться в качестве инвестиционной составляющей при определении цены договорных (платных) землечерпательных работ. Эта цена также может определяться в двух вариантах: без льготирования (Ццог) и с льготированием (Цдог). На основе формулы (5) [7], с учетом особенностей землечерпательных работ, цена будет определяться по следующим выражениям:
Ц _ (ЕномKekн + Ним + R Ж (6)
Цдог _ -VK- , (6)
v
I
Цлг _ (ЕномКc + R3 Ж (7)
Мдог VK '
v
E _ E . + d', (8)
ном min ' '
где Еном - коэффициент эффективности (коэффициент приведения), обеспечивающий не только возврат первоначальных инвестиций в пределах жизненного цикла судна, но и среднегодовую прибыль, доли ед.; d' - ставка накопления или норма прибыльности, доли ед. Она является субъективной величиной и может быть равной дисконтной ставке, больше или меньше её и диктуется договорными условиями; кз - коэффициент занятости земснаряда на платных работах, доли ед.; kv - доля объема грунта, извлеченного на платных работах, доли ед.
Расчеты по цене договорных землечерпательных работ, выполненные по приведенной выше методике на реальных данных, показали сопоставимость цены с существующей сегодня на этом рынке в Волжско-Камском бассейне.
И в качестве заключения. По нашем мнению, определение показателей экономической эффективности судов дноуглубительного флота представляет особый интерес. Имея стоимость договорных работ, можно определить все необходимые показатели эффективности этих судов по существующим методикам [3-5]. Для этого необходимо искусственно принять выполнение в течение всей навигации только платных работ либо отнести часть стоимости судна на платные работы.
Список литературы:
[1] Бажан, П.И., Попов Н.Ф., Яковлев С.Г. Современное состояние речного дноуглубительного флота России и перспективы его развития / П.И. Бажан, Н.Ф. Попов, С.Г. Яковлев // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - Выпуск № 1, том 8. - 2006.
[2] Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848) Подпрограмма "Внутренний водный транспорт" с изменениями и дополнениями от: 31 мая 2006 г., 9 июля 2007 г., 10 апреля, 20 мая 2008 г., 17 марта 2009 г., 22 апреля, 12 октября, 21 декабря 2010 г., 18 апреля, 5 мая, 3 ноября, 30 декабря 2011 г., 27 сентября, 26 ноября, 10, 27 декабря 2012 г., 15 мая, 10 июня, 2 ноября 2013 г., 15 мая, 27, 30 сентября, 16, 27 декабря 2014 г., 28 апреля, 2 июня, 18 июня, 6 октября 2015 г. - Интернет ресурсы: Система ГАРАНТ.
[3] Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденных Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ № 7-12/47 от 31 марта 1994 г.).
[4] Платов Ю.И., Никулина М.В. Основные подходы к обоснованию стратегических планов обновления транспортного флота // Тр. ВГАВТ, вып. 287. - Н.Новгород. - 1999.
[5] Платов, Ю.И. Оценка транспортного бизнеса: Учебно-методическое пособие / Ю.И. Платов, М.В. Никулина. - Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2016. - 65 с.
[6] Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса и утверждённых Госком СССР по науке и технике и президиума Академии наук СССР от 3 марта 1988 г. № 60 / 52.
[7] Платов Ю.И. Определение стоимости фрахтования судов // Вестник ВГАВТ. - № 41. - Н. Новгород, 2014. - С. 326-331.
[8] Новиков, А.В. Экономика отрасли: метод. указания / А.В. Новиков, Н.В. Пузанова, Е.С. Лыкова. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007. - 51 с.
[9] Статья 258 НК РФ. Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп). О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Приложение к Постановлению Правительства РФ от 01 января 2002 г. № 1. - г. Москва. Интернет ресурс: http://www.nalkod.ru/ statia258:
[10] Российский международный реестр судов. - Интернет-ресурсы: http://www.consultant.ru/ law/podborki/rossijskij_mezMunarodnyj_reestr_sudov/, http://regmorsud.ru/component/k2/item/ 361.html
ONE OF THE ASSESSION OPTIONS OF NEW VESSELS EFFECTIVENESS IN DREDGING FLEET
Y.I. Platov, M. V. Nikulina
Keywords: dredging fleet, selection criteria, project, new vessel, price, contractual dredging
The article raises the problem of dredging fleet vessels replacement and of the evaluation effectiveness of vessels construction and modernization, acquired and exploited at the expense of budget funds. We suggest an approach for the evaluation and selection of dredging fleet ships, taking into account the performance of commercial dredging; the selection criteria of a new dredging vessel project in variants with benefits on income and property tax or without benefits; the technique to determine the price of the contractual (commercial) dredging with and without benefits
Статья поступила в редакцию 06.07.2016 г.