О. Н. Мостоеа
ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Работа представлена кафедрой психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного
педагогического образования. Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент И. Н. Агафонова
Предлагаемая модель развития коммуникативных умений младших школьников опирается на учет их индивидуально-типологических особенностей как субъектов общения в классе.
The offered model of development of younger schonlchildren's communicative skills bases on the account of their individual and typological features as subjects of communication in class.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе проблема развития коммуникативных умений младшего школьника рассматривается в контексте этического и риторического образования, социально-психологического обучения, коррек-ционной педагогики и др. Большинство авторов осуществляют' задачу развития коммуникативных умений без учета индивидуально-типологических особенностей учащихся. В. А. Ситаров и В. Г. Маралов выделяют типы взаимодействия детей друг с другом по основаниям: дружелюбие-враждебность , общительность-замкнутость . Данная типология ориентирована прежде всего на учет отношений ребенка к сверстникам, но не принимает во внимание
характер отношения ребенка к себе, в значительной мере определяющего коммуникативное поведение личности, не учитывает уровень развития коммуникативных умений школьников.
Мы предполагаем, что типологический подход может быть использован при изучении особенностей младших школьников как субъектов общения в классе для их учета в процессе развития коммуникативных умений. Диагностика особенностей общения учащихся проводилась в 1-2-х классах школ № 163, 207 и 210 Центрального района Санкт-Петербурга. Объем выборки составил 110 человек. В процессе исследования нами было использовано сочетание объективных и субъективных методов (со-
циометрия, анализ проективных рисунков «Автопортрет» и «Я в классе», метод экспертной оценки учителями личностных характеристик общения школьников по ме-
2
тодике И. Н. Агафоновой , адаптированной нами для младшего школьного возраста). На основе анализа литературы, результатов корреляционного и факторного анализа показателей личностных характеристик общения младших школьников, а также наблюдений за учащимися нами были выбраны 9 наиболее важных параметров, характеризующих младших школьников как субъектов общения в классе.: 1) степень эмоционального благополучия в общении; 2) характер отношения к себе; 3) характер отношения к одноклассникам; 4) уровень успешности в общении; 5) социометрический статус в классе; 6) степень внешних проявлений дружелюбия; 7) степень проявления неуверенности; 8) степень проявления эгоцентризма; 9) степень проявления эгоизма. Кластерный анализ показателей учащихся по пунктам 1-9 дает возможность говорить о трех типах младших школьников как субъектах общения в классе (рис. 1).
Учащиеся первой группы - «эгоцентричный тип» (на графике ряд 1) составили 18%
от общего числа, имеют показатели дружелюбия и неуверенности ниже средних по выборке, в то время как степень проявления эгоцентризма и эгоизма значительно превышает среднее значение. Для этой группы существенное влияние на развитие коммуникативных умений оказывает недостаточный уровень положительного отношения к себе и высокая степень эгоцентризма и эгоистических проявлений. Высокая степень эгоцентризма и эгоизма при недостаточно высоком уровне положительного отношения к себе у данной группы школьников приводит к частым проявлениям агрессии, что проявляется в низких оценках уровня успешности в общении и низком уровне социометрического статуса.
Ко второму, «дружелюбному типу» (на графике ряд 2) могут быть отнесены 50% школьников от всей выборки. Эту группу школьников отличает высокий уровень развития коммуникативных умений при наличии ярко выраженной позитивной Я-концепции и позитивном отношении к одноклассникам на уровне значительно выше среднего по выборке. Следствием этого также является высокий уровень удовлетворенности общением, высокий со-
1.2 1
0,8 0,6 0,4 -
0,2
0
VУУУУ,
-Ряд1 ;
-Ряд2:
-•РядЗ!
Рис. 1. Средние оценки показателей школьников как субъектов общения в классе
в стандартных баллах
Один из подходов к развитию коммуникативных умений младших школьников
циомегрический статус, высокие показатели дружелюбия, уровня успешности в общении и развитии отдельных коммуникативных умений.
К третьей группе «неуверенного типа» (ряд 3 на графике) принадлежат 32% школьников. Эти учащиеся имеют средний уровень развития коммуникативных умений при негативной Я-концспции и крайне недоверчивом, настороженном отношении к окружающим в сочетании с низким социометрическим статусом. Для них также характерен несколько выше среднего уровень внешних проявлений дружелюбия, высокая степень неуверенности и низкие показатели эгоцентризма и эгоизма.
Качественное своеобразие учащихся каждого типа определяет подходы к развитию их коммуникативных умений, поскольку выявлены корреляционные зависимости между личностными характеристиками общения школьников и уровнем развития отдельных коммуникативных умений учащихся.
Так, у младших школьников «эгоцентричного типа» наименее успешно развиты умения, связанные с сотрудничеством (вежливо обращаться к сверстникам, просить о помощи, помогать, благодарить, договариваться, подчиняться, слушать на уроке и в свободном общении). Учащимся «неуверенного типа» труднее дается развитие вербальной стороны коммуникативных умений (умения отказывать, командовать, говорить перед классом и в свободном общении). У детей, относящихся к «дружелюбному типу», имеются индивидуальные барьеры общения, которые также влияют на развитие отдельных коммуникативных умений и могут стать предметом воспитательной работы с ними. Перед началом работы с классом для учета индивидуально- типологических особенностей школьников как субъектов общения учитель фиксирует результаты своих наблюдений в виде таблицы.
Таблица 1
Пример заполнения таблицы для группы учащихся
«Эгоцентричный тип» (низкий уровень успешности в общении)
Ф. И. учащихся, номера трудностей,
1) эгоцентризм, демонстративность поведения; 2) эгоизм; 3) обидчивость; 4) количество человек
неоправданное упрямство; 5) агрессия в словесной форме; 6) агрессия в физи- Маша Т. (1, 3, 4, 8),
ческой форме; 7) низкий социометрический статус; 8) низкий уровень умений КостяП.(1,4, 6, 7,8)
взаимодействовать со сверстниками Коля С. (1-8)
Всего 3 человека
«Неуверенный тип» (средний уровень успешности в общении)
Высокая степень проявления трудностей общения: 9) неуверенность в себе; ¡Ф. И. учащихся, номера трудностей,
10) повышенная тревожность; 11) сниженный фон настроения; 12) склонность количество человек___
к уединению; 13) трудности в развитии речевой стороны коммуникативных [Лена К., Саша Р., Даня В., Женя И. умений (говорить перед другими в различных ситуациях общения и деятель- | (9-14)
ности); 14) низкий социометрический статус _(Всего 4 человека_
«Дружелюбный тип» (высокий уровень успешности в общении)
Отдельные трудности общения, требующие корректировки: 1-2 из перечисленных выше трудностей:
-трудности в освоении отдельных этикетных норм (указать в скобках) - трудности в развитии отдельных умений сотрудничества и взаимодействия (указать в скобках)
Ф. И. учащихся,
номера трудностей, количество человек
Рома Т. (упрямство, обидчивость, недостаточный уровень умения договариваться).
Ира У. (сниженный фон настроения, не умеет вежливо просить о помощи).
Лера Ф. (не у меет благода-| рить).
\Всего Зчеловека _
После заполнения этой таблицы педагогу, планирующему работу с детьми, гораздо легче сформулировать индивидуальные и групповые задачи по совершенствованию коммуникативной сферы учащихся. Для каждого типа школьников нами определены основные направления работы по совершенствованию их как субъектов общения в классе, сформулированы задачи, выявлена направленность содержания и предложены роли, помогающие учащимся каждого типа преодо-
леть основные трудности общения и достигнуть более высокого уровня развития тех умений, которые у них развиты в меньшей степени. Здесь же отмечены планируемые изменения у школьников на рефлексивном, аффективном и поведенческом уровнях, а также роли педагога, необходимые в работе с каждым типом учащихся. Все это нашло отражение в теоретической модели развития коммуникативных умений младших школьников, представленной в табл. 2.
Таблица 2
Теоретическая модель развитиякоммуннкативных умений младших школьников
«Эгоцентричный тип»
Основные направления работы сучащимися: преодоление эгоистической направленности, развитие способности к эмоциональной децентрации _ _ Задачи: формирование адекватной самооценки и положительного отношения к одноклассникам, развитие способности к эмпатии, совершенствование умений, необходимых для сотрудничества со сверстниками (вежливо обращаться к сверстникам, просить о помощи, помогать, благодарить, договариваться, подчиняться, слушать на уроке и в свободном общении)
«Неуверенный тип»
формирование положительного отношения к себе, чувства уверенности в своих силах и положительного отношения к одноклассникам
Направленность содержания: творческое взаимодействие в группе, осознание влияния характера собственных действий на отношение окружающих, усиление эмпатии, внимания к окружающим, позитивное использование лидерских качеств
Роли учащихся: «внимательный слушатель», «ведомый в паре», «вежливый продавец» и «покупатель», «говорящий комплименты», «дружелюбный лидер микрогруппы», «организатор общего дела»
повышение самооценки, развитие умения устанавливать контакты с одноклассниками, повышение уровня эмоционального благополучия, развитие потребности в общении со сверстниками, совершенствование вербальной стороны умений (умения отказывать, командовать, говорить перед классом и в свободном общении)
компетентность в различных видах деятельности, пробуждение доверия к окружающим, усиление потребности во взаимодействии с окружающими, повышение активности во взаимодействии, в речевой деятельности
«Дружелюбный тип»
определение и коррекция индивидуальных барьеров общения
совершенствование базовых и процессуальных коммуникативных умений, исходя из индивидуальных показателей их развития
«доброжелательный слушатель», «успешный деятель», «рассказчик о своих увлечениях», «ведущий в паре», «ответственный за небольшую часть общего дела», «капитан, сообщающий мнение команды»
Планируемые изменения личностных характеристик учащихся как субъектов общения: а) рефлексивный компонент
(«мои одноклассники достойны уважения так же как и я»),
б) аффективный компонент («мне нравится играть и что-то делать вместе с ребятами в классе, помогать другим»):
в) поведенческий компонент (умение сочувствовать и сопереживать окружающим, работать в группе, оказывать помощь другим там, где это необходимо)
а) «я так же значим в классе, как и другие»;
б) «я уверенно обращаюсь к окружающим и высказываю свое мнение»;
в) уверенное поведение в ситуациях публичного выступления, проявление волевых качеств в ситуациях отказа и руководства сверстниками
творческое использование ситуаций повседневного общения и группового обучения для преодоления индивидуальных барьеров общения и тренировки необходимых коммуникативных умений
«показывающий пример уверенного поведения и дружелюбного отношения», «доброжелательный слушатель и успешный рассказчик», специальные роли для преодоления индивидуальных барьеров общения и тренировки отдельных коммуникативных умений
а) осознание индивидуальных барьеров общения;
б) « я могу справиться с трудностями»;
в) уверенное владение этикетными нормами и умениями сотрудничества
Роли педагога: образец дружелюбного общения и заботливого отношения к окружающим; организатор творческой деятельности учащихся, проектировщик форм взаимодействия и сотрудничества
образец уверенного поведения в процессе общения; организатор коммуникативных ситуаций в малой группе и в паре; проектировщик форм, требующих тренировки монологической и диалогической речи
фасилитатор рефлексивного развития учащихся; организатор ситуаций преодоления индивидуальных барьеров общения школьников; проектировщик форм тренировки отдельных коммуникативных умений учащихся
В соответствии со структурой предлагаемой нами модели может осуществляться разработка программы занятий с учащи-
мися в коррекционной группе или построения учебно-воспитательного цесса учителем в классе.
план про-
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе/!! од ред. В. А. Сластенина. М., 2000. С. 142-143.
Агафонова И. Н. Диагностика особенностей общения дошкольников с детьми в группе детского сада: Сб. Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 9. СПб.: СПбАППО, 2005. С. 11-15.