УДК 159.922.8
Хазова Светлана Абдурахмановна
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
kaf_sozpsi@ksu. edu.ru
ОДАРЕННЫЙ ПОДРОСТОК КАК СУБЪЕКТ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*
В статье рассматриваются коммуникативные трудности одаренных старшеклассников. Анализируются личностные особенности этой группы школьников, позволяющие говорить о них как о субъектах затрудненного общения. Ключевые слова: одаренные старшеклассники, затрудненное общение.
Проблема одаренности в последнее время вновь приобрела «популярность»:
. страна остро нуждается в активных, инициативных, креативных личностях, способных работать в сфере современного производства, нанотехнологий и тем самым повышающих конкурентоспособность страны на мировом уровне. Поэтому одной из первоочередных задач практической психологии в образовании является помощь детям, прежде всего, одаренным, в реализации их потенциала.
Несмотря на то, что многочисленные зарубежные исследования свидетельствуют о социальной привлекательности, физическом и психологическом здоровье, чертах эффективного лидерства детей с необычайно высоким интеллектуальных коэффициентом (L. Hollingsworth, L. Terman, G. Vailland), ряд авторов придерживается противоположной точки зрения и постулирует чрезвычайные трудности одаренных в социальном взаимодействии, когда их необычные способности и поведение вызывают насмешку, недоумение, а иногда открытые издевки и унижение. По выражению К. Юнга, «одаренный человек» - это с биологической точки зрения отклонение от усредненной меры» [6, с. 162]. А это не может не порождать некоторой настороженности и в обществе в целом, и в большинстве школ, и в среде сверстников.
В связи с этим на первый план выходит задача развития коммуникативной компетентности одаренных подростков, поскольку достаточно большое количество ситуаций межличностного взаимодействия воспринимаются ими как затрудненные, то есть связанные с увеличением нервно-психического напряжения, взаимным непониманием, проявлением неконструктивных форм взаимодействия [3]. На основе теоретического анализа можно выделить личностные особенности и поведенческие модели одаренных детей, позволяющих квалифицировать их как субъектов затрудненного общения: высокие требования к себе и окружающим, нестабильная самооценка, острое восприятие несправедливости, сопротивление диктуемым правилам и нормам, бунтарство, автономность, отрешенность, погруженность в свой внутренний мир, зас-
тенчивость, необщительность, излишняя сдержанность, недостаточная терпимость к детям, стоящим ниже в интеллектуальном развитии, привычка перебивать или поправлять собеседника, использование интеллектуальных способностей и чувства юмора как демонстрации силы и т.д. Так, Leaverton и Herzog (1979), исследовав 113 высокоодаренных младших школьников, обнаружили, что их самооценка ниже, чем у трети сверстников, а социальная уверенность ниже, чем у четверти (цит. по: Хазова С.А. [4]). Ученые также указывают на повышенную чувствительность («сверхчувствительность»), уязвимость, эмоциональную впечатлительность, лучшее, по сравнению со сверстниками, восприятие сенсорных стимулов и невербальных сигналов, что ведет к неадекватным реакциям, повышенному чувству вины и тревожности. Исследователи отмечают и часто встречающееся поведение по типу «камуфляжа»: принятие на себя несвойственных ролей «шута» и «странной личности».
Эти особенности личности порождают некоторую настороженность и даже отдаление сверстников - одаренными гордятся, но «держат дистанцию». Исследователи считают такое положение вещей следствием отсутствия равноправного общения, которое помогло бы «развить способность свободно вступать в разного рода контакты, координировать свои действия, мысли, чувства с действиями, мыслями, чувствами других, предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимодействиях» и которое «снижает когнитивный эгоцентризм в социальных отношениях, способствует формированию социальной чувствительности» [1, с. 112]. С отсутствием равноправного общения связана и трудность в нахождении близких по духу друзей, которую отмечают многие психологи (Ю.Д. Бабаева, Д.В. Ушаков, В.С. Юркевич).
Цель статьи: на основе эмпирического исследования рассмотреть коммуникативные трудности и личностные особенности одаренных подростков, которые провоцируют возникновение этих трудностей.
Для реализации цели нами изучались, во-первых, уровень приспособленности в социальных взаимодействиях; во-вторых, социометрический
* Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001а.
статус старшеклассников; в-третьих, собственно трудности на основании самоотчетов; в-четвертых, личностные особенности одаренных старшеклассников в отличие от их сверстников.
Методы и методики исследования:
1. Метод незаконченных предложений.
2. Социометрия.
3. Сочинение «Мои психологические проблемы».
4. Опросник приспособленности Х. Белла.
5. Факторный личностный опросник Кеттелла (HSPQ).
Выборка: основная группа исследования -38 одаренных старшеклассников (15-16 лет), 14 девочек, 24 мальчика; контрольная группа - старшеклассники с нормативным уровнем развития, 50 человек (15-16 лет), 20 девочек и 30 мальчиков.
Результаты исследования и их обсуждение.
Представим результаты исследования уровня приспособленности по опроснику Х. Белла, который позволяет исследовать представления респондентов о трудностях и снижении адаптированнос-ти в различных сферах. Представим только те результаты, которые касаются социальных взаимодействий со сверстниками. В целом, данные свидетельствуют о хорошей адаптированности одаренных старшеклассников.
Во-первых, 52,6% одаренных отличаются от сверстников хорошей эмоциональной саморегуляцией (шкала «эмоциональность»). В большинстве случаев мы можем говорить об эмоциональной стабильности, уверенности, о способности контролировать свои субъективные переживания, лучшем самоконтроле (и=861, р=0,004), что согласуется как с результатами проведенного нами контент-анализа (процент одаренных, отмечающих трудности саморегуляции, ниже, чем в контрольной группе), так и с данными других исследований. Тем не менее, приблизительно половина одаренных имеют проблемы в эмоциональной сфере:
- 21,1% одаренных демонстрирует легкую возбудимость, легкую ранимость, чувство робости, застенчивости, тревожности, нервозность;
- 26,3% показали очень низкие баллы по данной шкале, что, как мы считаем, может быть связано с неумением адекватно выражать свои эмоции и реагировать спонтанно, чрезмерно контролируя свои чувства. На наш взгляд, причина здесь не в низкой эмоциональности (хотя в ряде случаев и это имеет место), а именно в лучшем самоконтроле, в приоритете рациональной оценки событий, понимании их причинно-следственных связей. Связано это и со стремлением не раскрывать своих чувств окружающим, что в свою очередь хорошо сочетается с достаточно высокой враждебностью (критичностью) по отношению к людям. Такая внешняя «холодность», «отчужденность» часто производит неблагоприятное впечатление на окружаю-
щих, вынуждая устанавливать дистанцию, лишая общение теплоты и открытости. Об этой особенности говорили и многие эксперты-учителя в нашем исследовании. Косвенно подтверждает наши выводы и следующий факт: по результатам контент-анализа одаренные реже ожидают эмоциональной поддержки от окружающих, чем их сверстники.
Во-вторых, еще одну трудность представляют собой присущие одаренным гендерные отличия. Вообще, результаты по шкале «маскулинность -фемининность» неоднозначны. Отсутствие значимых различий между девочками обеих групп могут быть объяснены, во-первых, современной нестабильной социальной ситуацией, когда от женщины требуется быть не только хорошей хозяйкой, но и иметь активную социальную позицию (работать, зарабатывать, содержать себя, быть самостоятельной). Поэтому приблизительно половина девочек обеих групп имеет высокий балл (42,8% девочек в группе одаренных и 41,4% девочек в контрольной группе), демонстрируя свое стремление участвовать в «мужской» деятельности, быть инициативными и активными. Однако, все же количество одаренных девочек, хорошо отождествляющих себя с традиционно женскими ролями в два раза меньше: предпочтение феминных моделей поведения имеют 7,2% одаренных девочек против 14,7% в контрольной группе. Это означает, что, несмотря на социальное давление (которое, кстати, теперь значительно ниже), способные девочки стремятся получить хорошее образование, сделать карьеру.
Одаренные мальчики чаще демонстрируют предпочтение мужских видов деятельности - 20,8% против 10,3% мальчиков в контрольной группе (и=238, р=0,03), 10,3% и 38,0% соответственно тяготеют к феминнинным моделям поведения, хотя в целом (62,5%) являются более андрогинными, демонстрируют одновременно позитивные мужские и женские качества.
Таким образом, некоторые трудности одаренных связаны с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности и фемининности.
В-третьих, очень интересны результаты по шкале «субмиссивность» (уверенность / неуверенность в социальных контактах). Несмотря на то, что значимых различий по этой шкале между одаренными и обычными старшеклассниками не выявлено (можно говорить лишь о некоторой тенденции), тем не менее 50% одаренных старшеклассников характеризуются уверенностью в социальных контактах. В контрольной же группе показывают уверенность во взаимодействии с окружающими лишь 30%. Кроме того, выявлены различия между юношами обеих групп: и=229, р=0,02, субмиссивность (неуверенность в социальном взаимодействии) юношей контрольной группы выше (М=17,2), нежели у одаренных (М=12,1).
Хорошая социальная приспособленность подтверждается и данными социометрии. Необходимо отметить следующие факты, полученные нами.
1. Большинство одаренных являются в своих классах признанными интеллектуальными лидерами. Среднее количество выборов по интеллектуальному критерию - 9,3 (и=93, р=0,0000).
1) По организационному (деловому) критерию тенденции и в группе одаренных и в группе обычных старшеклассников одинакова: приблизительно половина (в группе одаренных 17 из 38) старшеклассников выборов не имеют.
2) По эмоциональному критерию преимущества, как правило, так же на стороне одаренных: их «среднеарифметический» статус выше такового у обычных сверстников: 6 выборов против 3,7 (и=752, р=0,0003). Отвергаемых среди них нет, все имеют хотя бы один выбор.
Есть в группе и такие, чей статус по эмоциональному критерию высок. Это, вероятно, объясняется разными обстоятельствами, например, развитым чувством юмора, участием в команде КВН класса или школы, интеллектуальных и деловых играх, а также особенностями выборки. Все испытуемые учатся в лицейских или гимназических классах, где умным быть «модно», а неумным «непрестижно». В данном контексте уместно вспомнить идею Л. Холлингуорт о «социально-оптимальном интеллекте в 120-155 баллов», обладатели которого уверены в себе и хорошо принимаются обществом (цит. по: «Одаренные дети», 1991).
В доказательство всего вышесказанного обратимся к характеристикам:
Игорь М., Щ -143. Игорь заканчивает в этом году школу, но в отличие от одноклассников, ему еще нет и 16. Он самый младший в классе, хотя внешне от сверстников ничем не отличается, может быть, только чуть хрупок на вид для одиннадцатиклассника. Серьезный, редко улыбающийся, он выделяется сдержанностью даже в своем «сдержанном», «не демонстрирующем эмоции» одиннадцатом математическом.
Учительница математики, выпустившая не один профильный математический класс и видевшая за свою богатую педагогическую практику чрезвычайно способных учеников, отзывается о его математическом мышлении только в превосходной степени. Учительница истории говорит: «Странный мальчик. Молчит. Спросишь -ответит. В дискуссии не вступает. А как тесты писать - лучше любого «историка» (учащегося профильного исторического класса) напишет. Откуда все помнит - не пойму. В тетрадке-то редко что записывает».
Одноклассники относятся к Игорю по-разному. К отвергаемым он не принадлежит, но и к лидерам тоже. В классе есть друзья и свой круг общения. Сам Игорь к одноклассникам обращается
редко, особенно к девушкам. Однако неуверенности во взаимодействии не проявляет. Иногда он слишком свободно и прямо выражает свое мнение, что задевает одноклассников. Справедливости ради надо сказать, что это случается редко, обычно в адрес других он не высказывается, чувства держит при себе. Все в классе знают, что он самый младший, и поэтому на некоторые «странности» поведения смотрят с пониманием.
Социометрический статус самый высокий в классе по интеллектуальному критерию (10), средний по эмоциональному (3), как и большинство одноклассников по деловому критерию не имеет ни одного выбора.
Ксюша Ш., Щ- 139. Ксения пришла в лицей в 9 класс после переезда в г. Кострому. Сразу обратила на себя внимание учителей вдумчивостью, трудолюбием, оригинальностью мышления, творческим подходом к домашним заданиям. В ней удивительно гармонично уживаются черты художественного и мыслительного типа. С одной стороны - жесткая логика, обоснованность всех решений, четкое следование плану при изложении материала, обязательное использование дополнительной литературы при подготовке заданий, умение видеть суть в обсуждаемых явлениях. С другой стороны - образность языка сочинений, выразительность речи, жестов, мимики при беседе. Ксения училась ровно по всем предметам, закончила школу с серебряной медалью (получение золотой медали в лицее, где она училась, вещь исключительная), участвовала в международном обмене под эгидой АСПРЯЛ, 6лет занималась восточными единоборствами. Девочка невысокого роста, хрупкая, с длинными рыжеватыми волосами, тем с большим контрастом проявлялась ее железная воля, целеустремленность и рассудительность. В классе оценили и то, и другое: по итогам социометрии она имеет высокий статус по интеллектуальному критерию (8) и деловому критерию (7), средний по эмоциональному (4).
В отношениях с окружающими Ксюша не испытывает затруднений, уверена в себе, и с одноклассниками и с учителями держится на равных, но очень вежлива. Однако сама Ксюша написала в своем сочинении «Мои психологические проблемы»: «люблю делать всем замечания, и ровесникам и даже взрослым. Потом чувствую себя виноватой. Стараюсь с этим справиться, но не всегда получается, особенно, если что-то мне сильно не нравится. Еще терпеть не могу несправедливости. Даже маленькой, даже в оценках. И мнение свое буду отстаивать до конца».
Эта излишняя критичность проявляется и в достаточно высокой авторитарности, умении заставить прислушаться к своему мнению... ».
Однако есть факты, свидетельствующие о противоположном. Так, анализ личностных особенно-
Таблица 1
Результаты контент-анализа незаконченных предложений и сочинений (в процентах по отношению к общему количеству ответов)
Параметры анализа Одарен- ные Обычные ф* р-ур°- вень
1а. Большинство моих одноклассников добрые, дружные, отзывчивые, хорошо ко мне относятся 27,5 52,8 3,851 0,000
1б. Большинство моих одноклассников мало меня интересуют 12,5 0 5,177 0,000
1г. Большинство моих одноклассников глупые, глупее меня, инфантильные, менее умные 10,4 2,8 2,366 0,008
1д. - мы не ладим 12,5 8,0
1е. Большинство моих одноклассников имеют собственное мнение 7,1 0 3,822 0,000
2а. Не люблю людей, которые лицемерят, лгут, легко предают 40,2 45,5
2б. Не люблю людей, которые зазнаются, самодовольных, самовлюбленных 30,4 34,1 _ _
2в. Не люблю людей, которые пресмыкаются, унижаются, не имеют собственного мнения 29,4 20,4 1,539 0,063
3а. Настоящий друг - это редкость, у меня его нет 30,4 28,5
3б. Настоящий друг не использует, не подставляет 29,6 21,5 1,377 0,085
3в. Настоящий друг помогает, готов откликнуться, понимает 40,0 50,0 1,484 0,070
4а. Моя наибольшая слабость - застенчивость, неуверенность, стеснительность 25,3 24,1 _ _
4б. Моя наибольшая слабость - вспыльчивость, импульсивность, раздражительность, слабый самоконтроль 30,0 37,9 _ _
4в. Моя наибольшая слабость - очень доверчивая, все близко принимаю к сердцу 18,5 24,2 _ _
4г. Моя наибольшая слабость - отсутствие коммуникативных навыков: сложно общаться, боюсь знакомиться, не умею отказывать, не знаю, как спросить и т.д. 26,2 13,8 2,312 <0,01
5а. Когда все против меня, то я против всех 82,0 80,0
5б. Когда все против меня, то я стараюсь, чтобы они были за меня 14,0 10,0 _ _
5в. Когда все против меня, то я не против всех 4,0 10,0
6а. Больше всего меня беспокоит личная жизнь, отношения с противоположным полом 6,9 4,0 _ _
6б. Больше всего меня беспокою «я сам»: лень, заниженная самооценка, обидчивость, упрямство, застенчивость, неумение общаться, раздражительность и т.д. 27,85 24,0 _ _
7а. Моим самым большим желанием (скрытым стремлением в жизни) является улучшение отношений с другими людьми 30,1 42,8 1,951 <0,026
стей по опроснику Р.Кеттелла позволяет говорить о личностных особенностях, провоцирующих затруднения в общении:
1) по фактору Е (доминантность/конформность): одаренные старшеклассники оказались более властными, лидирующими личностями, они часто неуступчивы, самоуверенны, напористы, агрессивны, особенно если предстоит отстаивать свои интересы, взгляды, мнения. Они стремятся к самоутверждению, самостоятельности и независимости, живут по собственным законам и соображениям, часто игнорируют социальные условности и авторитеты (и=152,5; р=0,001);
2) по фактору I (мягкосердечность/жесткость) одаренные старшеклассники оказались несколько более жесткими, стойкими, практичными в делах, придерживающимися собственной точки зрения (и=189; р=0,016);
3) по фактору Q2 (самостоятельность/зависимость от группы): одаренные старшеклассники независимы, самостоятельны, предпочитают работать в одиночестве (и=150,5; р=0,0017).
Таким образом, наличие таких черт как неуступчивость, напористость, агрессивность в отстаивании своей точки зрения, игнорирование условностей, правил, авторитетов, самостоятельность, высокое стремление к самоутверждению делает одаренного трудным партнером по общению как для учителей, так и для одноклассников.
Обратимся к мнению самих старшеклассников. Наиболее стрессогенными являются для одаренных отношения со сверстниками (60,0%), затем с родителями (30,2%), на третьем месте отношения с учителями (9,6%), в то время как в контрольной группе на первом месте по конфликтности стоят отно-
шения с родителями (57,8%), затем со сверстниками (40%), на третьем месте с учителями (2,2%).
Приведем результаты контент-анализа в группе одаренных и контрольной группе.
Представленные в таблице данные позволяют говорить о некоторых отличиях в отношениях с одноклассниками и друзьями между группами. Лишь 27,5% одаренных против 52,8% обычных старшеклассников отмечают хорошие отношения с одноклассниками (ф*=3,851, р=,000), 12,5% говорят об отсутствии интереса к тем, кто учится вместе с ними (ф*=5,177, р=,000). 10,4% против 2,8% считают своих соучеников менее умными, более инфантильными (ф*=2,365, р<0,008), большее количество одаренных - 12,5% (8% среди обычных школьников) не ладят с одноклассниками. В два раза больше одаренных (26,2%) пишут об отсутствии коммуникативных навыков и трудностях в общении (ф*=2,312, р<0,010), 15,5% озабочены своими отношениями с друзьями и 6,9% - отношениями с противоположным полом, что превышает аналогичные показатели в контрольной группе. Однако в качестве цели (стремления) улучшение отношений рассматривает 30,1% одаренных, что на 12% меньше, чем в контрольной группе (ф*= 1,951, р<0,026). Интересным является и то, что одаренные больше ценят в людях наличие собственного мнения, чем умение понять и оказать поддержку (ф*=3,822, р=,000).
С хорошо развитой рефлексивной позицией связано и достаточно острое ощущение собственного одиночества, непохожести на других в группе одаренных. В сочинении «Мои психологические проблемы» ребята пишут об этом так: «у меня нет друзей», «быстро разочаровываюсь в людях», ««мне быстро надоедают люди, и я чувствую себя виноватой», «люди кажутся мне глупыми», «не понимаю, что отталкивает от меня людей». Количество одаренных, которые оценивают отношения с друзьями, с лицами противоположного пола как субъективно трудные, несколько больше, чем в контрольной группе.
Процитируем сочинения:
Света Ш., ^= 142: «У каждого человека есть свои проблемы. Я не являюсь исключением. Самая жесткая для меня проблема сейчас - это общение со сверстниками и друзья. У меня почти нет друзей. Хотя я считаю себя довольно общительным человеком и на мероприятиях (в походах, в филармонии) я прекрасно общаюсь. Но мы не становимся друзьями, хотя я искренне этого желаю, просто стараюсь не быть навязчивой. А бывает так: сойдемся с человеком, а впоследствии я замечаю, что он отдаляется от меня. Я всегда это очень резко чувствую, также как и ревность других. Не понимаю, что во мне не так?».
Катя М., ^= 139: «Язаметила, что в присутствии некоторых людей я совершенно не могу ве-
сти разговор, они меня как бы морально подавляют, при них я абсолютно теряюсь, не знаю как себя вести. ... Бывает, я перебиваю людей, о чем потом очень жалею».
Как отмечают многие исследователи, познавательные способности одаренных детей значительно опережают понимание ими законов социального взаимодействия. Работы старшеклассников свидетельствуют о размышлениях, сомнениях, навыке самоанализа и стремлении не только констатировать факт трудностей, но и понять, почему это происходит, «что во мне не так», причем именно наличие аналитической позиции, размышления отличают сочинения одаренных от самоотчетов их сверстников.
Среди инструментальных трудностей можно было бы отметить наличие непродуктивных моделей поведения и несформированность соответствующих навыков и умений. Так, наши испытуемые (одаренные) чаще, чем их сверстники отмечают у себя неумение вступать в контакт, неумение устанавливать дружеские отношения, неадекватные способы реагирования («кричу, ругаюсь, плачу»), стремление делать всем замечания, а также пишут о том, что им вообще «сложно общаться».
В целом, результаты изучения коммуникативных трудностей одаренных ставят нас перед противоречиями:
1) с одной стороны, данные наших исследований говорят о том, что у одаренных старшеклассников меньше трудностей, чем у их обычных сверстников, они лучше приспособлены, имеют благоприятный статус в коллективе, уверены в своих силах; с другой стороны - некоторые особенности их личности (высокий интеллект, высокая креативность, высокие требования к себе и людям, чрезмерный контроль над эмоциями, андрогинность юношей, маскулинность девушек, некоторая агрессивность в отстаивании собственной точки зрения, неуступчивость и т.д.) связаны с понижением их приспособленности, провоцируют конфликтность, некоторую «враждебность» по отношению к другим людям и других людей по отношению к ним;
2) с одной стороны, объективная оценка, результаты изучения уровня приспособленности говорят о хорошей адаптации одаренных в социальной сфере, с другой стороны, субъективно они воспринимают ситуации межличностного общения как требующие определенных усилий и вызывающие некоторый дискомфорт. Мы считаем такое положение следствием «сверхчувствительности» одаренных, высокого уровня рефлексии, которая в юности направлена на осознание себя как партнера по общению.
Таким образом, анализ эмпирических данных, позволяет делать вывод о том, что личностные особенности старшеклассников с признаками интеллектуальной одаренности в некоторой степени от-
личают их от обычных сверстников и могут выступать в качестве факторов, провоцирующих затруднения в общении.
Библиографический список
1. Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. - 1996. -№ 3. - С. 101-115.
2. Одарённые дети / общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.
3. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудно-
сти ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. -СПб.: Речь, 2011.
4. Хазова С.А. Когнитивные ресурсы совлада-ющего поведения: эмпирические исследования. -Кострома, 2010.
5. Хазова С.А. Одаренные старшеклассники: факторы риска и ресурсы развития // Психологическая наука и образование: Тематический выпуск. - 2012. - № 4. - С. 26-33.
6. Юнг К.Г. Феномен одаренности // Конфликты детской души. - М., 1998.
УДК 159.9:316.6
Сизова Мария Александровна
кандидат психологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Mariasizova [email protected]
СВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ С СОВЛАДАЮЩИМ И ЗАЩИТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ СУПРУГОВ*
В статье приведены результаты пилотажного исследования взаимосвязи совладающего и защитного поведения супругов с семейной устойчивостью.
Ключевые слова: устойчивость, сбалансированность семьи, совладающее поведение, психологическая защита.
В современной психологической науке особое внимание уделяется изучению проблемы устойчивости, как на индивидуальном уровне, так и на уровне группы [2; 3; 4; 6; 10; 11; 12]. Это обусловлено, с одной стороны, возрастающим числом стрессоров, воздействующих как на семью в целом, так и на каждого ее члена в отдельности, вызванных социальными, культурными, экономическими переменами, происходящими в обществе. С другой - тенденцией к изучению динамических характеристик личности и социальных систем, наметившейся в середине двадцатого века.
Проблематика личностной устойчивости привлекала внимание исследователей, начиная с 70-х годов ХХ века. М. Тышкова изучала психологическую устойчивость младших школьников и подростков в трудных жизненных ситуациях разных типов [11], В.Э. Чудновский рассматривал нравственную устойчивость личности [12]. Н.Н. Телепова разработала психологическую модель устойчивости личности к аддиктивным факторам, включающую в себя совокупность духовных ценностей, норм и жизненных принципов, составляющих личностное мировоззрение, а также необходимые знания, умения и навыки, актуализирующиеся в ситуациях воздействия аддиктивных факторов [10]. Л.В. Парфентьева изучила устойчивость мотивационных состояний и поведения личности на примере студентов педагогических специальностей ВУЗов [6].
В психологии и социологии семьи множество работ посвящено исследованию семейной устойчи-
вости. Следует отметить, что внимание ученых сосредоточено преимущественно на рассмотрении факторов, позволяющих семье эффективно приспосабливаться к изменениям и восстанавливаться в ситуации стресса. Д. Брайт, Ф. Джонс, Д. Майерс, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юс-тицкис рассматривают факторы устойчивости семьи на разных стадиях жизненного цикла: в семьях без детей, в семьях с детьми-дошкольниками, в семьях с детьми-подростками и в семьях на стадии «пустого гнезда» [13; 14]. Н.О. Белорукова, Е.В. Кобзева и Т.Л. Крюкова к факторам устойчивости семьи относят: общие задачи по воспитанию детей, наличие работы, удовлетворенность членов семьи своей деятельностью, совместные интересы и дела, разделение ценностей, в том числе и духовных, любовь и верность друг другу, ответственность за семью, сексуальную гармонию, умение членов семьи решать проблемы, налаженное общение, удовлетворенность взаимоотношениями и ролевой структурой в семье, социальную поддержку и хорошее здоровье членов семьи [3]. Предметом исследования Д.В. Барановой выступили формы и факторы добрачной жизнедеятельности молодых людей, определяющие устойчивость или неустойчивость их семьи. Н.В. Богачева изучала влияние количества детей на устойчивость семьи [1].
Однако, несмотря на значительное число исследований по данной тематике, само понятие «устойчивость» требует тщательного анализа и дифференциации с семантически близкими терминами. В словаре русского языка С.И. Ожегова «устойчи-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-06-00812а).