Научная статья на тему 'Обзор профилактических методов противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной среде на примере Зерноградского техникума агротехнологий'

Обзор профилактических методов противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной среде на примере Зерноградского техникума агротехнологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ИНТЕРНЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ / TERRORISM / EXTREMISM / INTERNET / EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брайко Дарья Николаевна, Кубинец София Андреевна

Статья посвящена анализу опыта противодействия экстремизму и терроризму в образовательной среде, а также нормативно-правовому закреплению мер и рекомендаций по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брайко Дарья Николаевна, Кубинец София Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of preventive methods of combating the ideology of terrorism and extremism in the educational environment on the example of Zernograd agricultural technology College

The Article analyzes the experience of countering extremism and terrorism in the educational environment, as well as the legal consolidation of measures and recommendations in this area.

Текст научной работы на тему «Обзор профилактических методов противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной среде на примере Зерноградского техникума агротехнологий»

Обзор профилактических методов противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной среде

(на примере Зерноградского техникума агротехнологий)

Брайко Дарья Николаевна - младший научный сотрудник НЦПТИ

Кубинец София Андреевна - участник регионального общественного движения «Интернет без угроз », преподаватель Зерноградского техникума агротехнологий

Статья посвящена анализу опыта противодействия экстремизму и терроризму в образовательной среде, а также нормативно-правовому закреплению мер и рекомендаций по данному направлению

На сегодняшний день распространение молодёжного экстремизма становится частью повседневности. Экстремизм — приверженность к крайним взглядам, методам действий является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества. Это связано с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности,которые оказывают ослабляющий эффект

на социально-политическую обстановку в стране. Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, особенно политические.

Чтобы эффективно заниматься проблемой профилактики экстремизма в молодёжной среде, необходимо знать и применять основные нормативные и правовые документы в этой области. На наш взгляд таковыми являются:

1. Конституция Российской Федерации. Цель противодействия терроризму в Российской Федерации — защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма [4].

2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от

03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [8].

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016). Нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а так-

же устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам [1].

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 06.07.2016). Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обе-

Классный час со студентами Зерноградского техникума агротехноло-гий на тему "Профилактика экстремизма среди молодежи"

спечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений [3].

5. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от

23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности», в котором в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за её осуществление [9].

6. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от

06.07.2016) «О противодействии терроризму». Закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом [6].

7. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 4 3 6 - Ф З, направленный на установление культурно-нравственных границ безопасности детей в информационно-коммуникационном пространстве [7].

8. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761). Внедрение новых технологий оказания помощи детям и семьям (социальная помощь малоимущим семьям, профилактика социального сиротства, социализация детей-сирот, медицинская помощь детям, реабилитация детей-инвалидов) переход на новые образовательные стандарты, поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи, новые фильмы и мультфильмы для детей [5].

9. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685). Настоящая Концепция является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, а также основой для конструктивного взаимодействия в этой сфере сил обеспечения общественной безопасности и институтов гражданского

общества, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства [2].

10. К важным ориентирам также можно отнести «Комплексный план информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2013 — 2018 годы», «Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013 — 2018 гг.»

Наиболее опасным с точки зрения вступления в поле экстремистской активности является подростковый и юношеский период. В это время происходят значимые изменения как в психологическом, так и в социальном плане. Подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни.

Именно в это время подросток стремится найти любую группу, с которой индивид себя идентифицирует или к которой он испытывает эмоциональную привязанность. Молодёжь стремится к самореализации, а возможности для этого очень ограничены. Также для молодых людей характерна неустойчивая психика, они склонны к внушению и манипулированию.Всё это ставит их в группу риска, на которую негативное влияние окружающей среды чаще всего производит самое сильное воздействие.

Невысокий уровень сформи-рованности мышления и сознания подрастающего поколения, а также повышенная возбудимость и чувствительность к несправедливости, которые могут переходить в агрессию, возможность показать себя, в сочетании с приватностью нравственных норм выступают мотивами экстремистского поведения подрастающего поколения. Среди причин появления экстремизма в молодёжной среде необходимо отметить проблемы уровня и качества образования. На данный момент образовательные организации не заинтересованы в сохранении и вовлечении в активный учебный процесс учащихся. Свободное времяпрепровождение проходит вне учреждений культуры, зачастую ограничивается лишь телевидением, дискотеками, ночными клубами и т.д. Молодёжь вне школы предоставлена самой себе, из-за чего и возникают разнообразные молодёжные группы, в том числе антиобщественные, которые способны перерасти в экстремистские группировки.

Юношество находится в ситуации возможного «попадания» в группы экстремистской активности (в зоне риска). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодёжной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить воз-

Классный час со студентами Зерноградского техникума агротехнологий на тему «Профилактика экстремизма среди молодежи»

можность включения в группы экстремистской активности. К таким категориям могут относиться:

- дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, из семей с низким социально-экономическим статусом, имеющие тягу к алкоголизму, наркомании, физическому и моральному насилию;

- дети, подростки и молодёжь, склонная к агрессии, силовому методу решения проблем и споров;

- «золотая молодёжь», воспитанная в безнаказанности, вседозволенности, любящая экстремальный досуг и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как непосредственный образец времяпрепровождения;

- носители молодёжных субкультур, участники нефор-

мальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

- участники экстремистских, политических, религиозных организаций, сект, движений.

Основываясь на опыте существующих программ профилактики экстремизма и упомянутых выше законодательных актов, рассмотрим следующие, наиболее актуальные направления по профилактике экстремизма в образовательной организации. В их числе:

- разработка мероприятий, направленных на создание психологической безопасности детей при воздействии средств массовой информации (проведение семинаров, бесед, тренингов, формирование ценностно-смысловой нормализации поведения учащихся);

- реализация мероприятий, направленных на воспитание толерантности;

- проведение мониторингов экстремистской направленности среди молодёжи;

- воспитание уважительного межнационального общения через овладение знаниями о культурном многообразии мира.

На основе этой программы подготовлен план воспитательной работы, мероприятия которого направлены на предупреждение межнациональных конфликтов в студенческой среде. В учебном заведении ГБПОУ РО «Зерноградский техникум агротехнологий» разработана программа формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма и терроризма на период 2016-2019 гг.

Целью программы является укрепление толерантной сре-

ды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, принципов соблюдения прав человека; совершенствование системы профилактики терроризма, экстремизма в молодёжной среде.

В соответствии с планом проводится система воспитательных мероприятий: тематические классные часы; уроки по основам правовых знаний, семинары-тренинги для педагогов; родительские собрания и т.д. В план воспитательной работы дополнительно включены мероприятия с использованием активных форм обучения, акции и круглые столы. В учебном заведении создана и работает конфликтная комиссия по урегулированию споров между участниками образо-

вательных отношений. Ведётся работа по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению обучающихся из группы «риска».

Согласно плану воспитательной работы, в первом квартале 2018 года были проведены следующие мероприятия:

- классные часы по группам на темы: «Подростковый экстремизм», «Профилактика экстремизма среди молодёжи», «Религиозный экстремизм и его опасность для личности», «Терроризм без маски» (с просмотром слайдов и видеороликов);

- введение дополнительных предметных тем национально-регионального характера в дисциплины «История» и «Об-ществознание»;

- семинар для педагогов «Проблемы нетерпимости и экстремизма в подростковой среде»;

- оформление стенда «Терроризм, экстремизм — угроза миру», изготовление и тиражирование буклетов «Задумайся! Экстремизм это...»;

- книжно-иллюстрированная выставка «Опасные грани жизни и пути их преодоления»;

- профилактическая беседа со студентами «Безопасный интернет».

Для выявления радикальных настроений среди обучающихся организована работа по мониторингу общественного мнения в молодёжной среде. Последний мониторинг был

направлен на изучение отношения к неформальным субкультурам. Он проводился среди зачисленных на первый курс и показал, что большинство студентов имеют ограниченные знания в области девиантного поведения и неформальных течений. В большинстве случаев в «неформале» студенты видят человека, не похожего на них, имеющего определённые проблемы и комплексы. Причём, в каждой из опрашиваемых групп первого курса хотя бы один человек причисляет себя к неформальному течению.

Делая самое общее заключение, можно сказать, что молодые люди не очень часто причисляют себя к субкультурам, но и не выстраивают непреодолимых границ и барьеров между представителями субкультур и обществом.

В образовательном учреждении работает телефон доверия. Фактов распространения экстремизма и терроризма в техникуме не зафиксировано. Неформальных молодёжных группировок, религиозных и национальных сообществ, пользующихся авторитетом среди молодёжи, и фактов проявления национальной вражды, экстремизма в образовательном учреждение не выявлено.

Проводится работа по недопущению использования сети Интернет для вовлечения обучающихся и воспитанников в деятельность экстремистских

движений и международных террористических организаций:

- беседы с родителями о возможности выхода в сеть Интернет, об использовании контент-фильтрации (блокировки) для исключения доступа несовершеннолетних к информации, причиняющей вред здоровью и вовлекающей в экстремистскую деятельность;

- выявление, наблюдение и постоянный контакт детей из «группы риска» со службой социально-психологического сопровождения;

- разработка и тиражирование буклетов с методическими рекомендациями для студентов, их родителей и классных руководителей по профилактике экстремизма и терроризма;

- мониторинг социальных сетей на предмет выявления экстремистских проявлений, нежелательных контактов обучающихся.

На данный момент одной из эффективных форм работы с подрастающим поколением является социально-психологический тренинг. Этот метод позволяет наиболее продуктивно решать задачи, связанные с развитием навыков конструктивного общения, самопознания,активизацией творческого потенциала. Действенность процессов профилактики экстремизма напрямую зависит от правильного понимания этого сложного общественного явления.

Литература:

1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018). [Электронный ресурс]. - формат доступа. - http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34661/- (Дата обращения 1.04.2018).

2. «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685) http://legalacts. ru/doc/kontseptsija-obshchestvennoi-bezopasnosti-v-rossiiskoi-federatsii-utv/-(Дата обращения 1.04.2018).

3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018). [Электронный ресурс]. - формат доступа. - http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_10699/- (Дата обращения 1.04.2018).

4. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - формат доступа. - http://constitution.kremlin.ru/ -(Дата обращения 1.04.2018).

5. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» http:// www.kremlin.ru/acts/bank/35418 - (Дата обращения 1.04.2018).

6. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 Ш5-ФЗ http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_58840/- (Дата обращения 1.04.2018).

7. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ. [Электронный ресурс]. - формат доступа. - http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW& n=216133&fld=134&dst=100008,0&r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.