28 0Б30Р.НЦПТИ
Выпуск №3(18) 2019
Студенческая молодёжь Ростовской области в контексте экстремистской напряжённости: результаты мониторинга
Брайко Дарья Николаевна — младший научный сотрудник Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, преподаватель Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону
В последние десятилетия вольно быстро осваивают ме-
идеология терроризма и экс- диатехнологии. Социальные
тремизма массово распро- сети используются ими не
страняется через интернет по только для распространения
всему миру. К сожалению, зло- негативной информации, но и в
умышленники мастерски и до- целях вербовки новых агентов.
Для борьбы с распространением подобной информации ежегодно отрабатываются новые алгоритмы работы. В декабре 2016 г. Еврокомиссия официально потребовала от крупнейших корпораций, таких как Facebook, Microsoft, Twitter и других, активнее бороться с контентом, призывающим к разжиганию межнациональной розни, пропаганде терроризма и экстремизма.
Проблема экстремизма и терроризма, имеющая достаточно опасный характер, является злободневной не только для России, но и для всего мира в целом, а молодёжная среда в настоящее время наиболее уязвима для экстремизма и терроризма, поскольку «молодёжь проходит своё становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений» [1]. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность». Отсутствие у молодёжи собственного мнения, ценностей, принципов и, что немаловажно, жизненного опыта, а также «острота восприятия современной окружающей социальной, политической и экономической обстановки» подвергает данную категорию населения большему риску приверженности к крайним взглядам.
Одной из причин высокой вовлечённости молодёжи в экстремистскую деятельность можно назвать отсутствие у данной возрастной группы
представлений об идеологической основе экстремистских явлений. Кроме того, высокая информатизация современного общества позволяет идеологам экстремистских и террористических движений активно воздействовать на сознание молодёжи через различные информационно-коммуника-ционные сети с целью привлечения в свои ряды новых сторонников и последователей. На данный момент экстремисты и террористы активно используют сеть Интернет для пропаганды расовой, религиозной и других форм нетерпимости, а также для распространения радикальных идей и привлечения как можно большего количества людей в свои организации [2].
В социологии анализ безопасности и влияние угроз, с ней связанных, развивается врискологическом подходе.
Изначально риск трактовался с точки зрения вероятностного подхода в работах М. Дугласа и определялся как некоторая возможность происхождения события, ведущая к потере или приобретению че-го-либо. В эпоху промышленной революции конца XIX - начала XX века понимание риска конкретизировалось и стало соотноситься с конкретными областями жизнедеятельности людей: политикой, экономикой, образованием.
«Молодёжь - это один из скрытых ресурсов, которые
имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность-Молодёжь ни прогрессивна, ни консервативна по своей сути, она - потенция, готовая к любому начинанию... Проблема состоит в том, что, хотя всегда есть новое поколение и молодёжные возрастные группы, тем не менее, вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества... Социальная структура определяет, будут ли эти резервы и какие из них мобилизованы и интегрированы в функцию» [7], - так рассуждал немецкий учёный Карл Мангейм в первой четверти XX века на рубеже постиндустриальной и информационной эпох.
Сегодня общество отличается почти абсолютной поглощённостью сетью Ин тернет. Человечество построило и раз вивает новую виртуальную реальность.
Мануэль Кастельс уже в конце 80-х годов XX века говорил о переходе от «информационного» к «информацио-нальному» обществу, которое обладает новой, сетевой логикой существования и в котором информация уже становится основным источником производительных сил [6]. Социальная действительность носит «сетевой характер», а иногда и управляется виртуальным пространством, которое имеет свою социальную структуру и
активизируется через постоянно развивающиеся информационные технологии. С помощью сети Интернет размываются границы государств, преломляется социальная структура общества, трансформируются социальные институты. Тем самым развивается новая культура реальной виртуальности, куда перемещается материальное и символическое существование людей.
Молодёжь как наиболее пластичная часть общества вовлечена в эти процессы. По данным ВЦИОМа, на 7 апреля 2017 года - 90% молодёжи в возрасте от 18 до 24 лет ежедневно заходят в интернет, а вся российская интернет-аудитория с 2011 года выросла с 51% до 75%. Для чего же наши граждане используют интернет? При ответе на этот вопрос выстроилась следующая градация действий: общение с друзьями, знакомыми, родственниками - 64%; получение новостей - 60%; развлечения - 54 %; обучение, самообразование - 49%; банковские операции - 46%; получение государственных услуг - 38%; оплата счетов - 38%; работа, выполнение профессиональных услуг - 36%; совершение покупок - 34% [3].
Но помимо полезных функций интернет-среда несёт в себе и угрозы экстремистской направленности.
Экстремизм - это использование крайних, деструктивных, выходящих за рамки дозволенного средств для достижения радикальных религиозных или
политических целей. Исследуя соответствующие материалы, мы не можем оценочно подходить к самим по себе взглядам, убеждениям, религиозным догмам. Личная мировоззренческая, идеологическая беспристрастность исследователя является необходимым условием и требованием закона.
Перед исследователем стоит сложная задача - отыскать тонкую грань между свободой слова и призывом к насилию. В действующем законодательстве понятие признаков экстремизма далеко от научного, политологического значения, а выглядит как простое перечисление, носит описательный характер. К тому же, с момента принятия
в 2002 г. ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2] список данных признаков подвергался изменениям: был расширен в 2006 г. и существенно сокращён в 2007 г.. В данный момент в законе указано тринадцать видов деяний, рассматриваемых как экстремистские. Они носят разноплановый характер и даже частично включены друг в друга. Их объединяют призывы и стремление к насилию, возбуждение ненависти, вражды или унижение достоинства в связи с принадлежностью к определённой группе (национальной, религиозной, социальной). Деяние в данном случае рассматривается как целенаправленное речевое изложение
мысли и иные формы передачи информации языковыми или изобразительными средствами.
На основе этого можно выделить несколько типов деструктивного использования экстремистами сети Интернет, в их числе:
- пропагандистская деятельность экстремистской и террористической направленности;
- ущемление прав и свобод людей на основе их расовой и национальной принадлежности;
- пропаганда и организация воспрепятствования законной деятельности государственных органов, их представителей, общественных и религиозных организаций;
- наращивание и вербовка сторонников экстремистских и других деструктивных сообществ;
- идеологическая обработка последователей через личное общение;
- обучение доступу к запрещённым материалам с использованием средств анонимизации и шифрования;
- незаконное прославление актов насилия и подстрекательство к их совершению;
- получение финансирования;
- обучение через практические пособия боевым навыкам.
В рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-
2018 гг., утверждённого Президентом Российской Федерации 26.04.2013 г. № Пр-1069, с изменениями и дополнениями от 05.10.2016 г. ПР 1960, Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму (НЦПТИ) совместно с Региональным общественным движением «Интернет без угроз» был реализован второй этап социологического мониторинга «Восприятие экстремизма, идеологии терроризма и других информационных угроз в образовательной среде (на примере Ростовской области)».
Опрос проводился в мае
2019 г., в выборку попали следующие учебные учреждения (см. таблицу 1):
Таблица 1 - Выборочное распределение опрошенных на первом и втором этапах мониторинга
Год Кол-во опрошенных человек Категории учебных организаций Наименования
Май 2019 г. (2-й этап) 1742 ССУЗы Р0 Батайский техникум железнодорожного транспорта и строительства Волгодонский техникум металлообработки и машиностроения Зимовниковский педагогический колледж Зерноградский педагогический колледж Донской педагогический колледж Аксайское профессиональное училище № 56 Дубовское многопрофильное профессиональное училище №100 Чертковское профессиональное училище № 95 Белокалитвинский гуманитарно-индустриальный техникум Донской техникум кулинарного искусства и бизнеса Ростовский торгово-эконо-мический колледж
му и профессиональные училища), которые были оповещены о сроках организации опроса. В 2018 г. все 15 учебных заведений приняли участие в проекте. Во втором этапе 2019 г., это сделали только 11 ссузов, 4 учебных заведения на связь не
Относительно организационной части следует отметить, что для мониторинга были пропорционально отобраны 15 ссузов Ростовской области по пяти направлениям (социаль-но-гуманитарному, аграрному, педагогическому, техническо-
вышли (Митякинский техникум агротехнологий и питания, Пухляковский агропромышленный техникум, Семикара-корский агротехнологический техникум, Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж).
Важно отметить, что второй этап мониторинга отличался не только расширением тематических блоков в опроснике, но и обследованием 3-х высших учебных заведений Ростовской области. В них ответственными за реализацию проекта стали внутренние специалисты образовательных организаций, прошедшие в марте 2019 г. обучение по программе ДПО «Профилактика экстремизма и идеологии терроризма и других информационных угроз в молодёжной среде посредством сети Интернет» и вошедшие в ряды регионального общественного движения «Интернет без угроз».
Обратимся к основным выводам, полученным в результате опроса студентов ссузов.
Как и в прошлом году, молодые люди распознают терроризм, как «преступный акт насилия» (70,9%), второе и третье место делят определения «нарушение нравственности и угроза жизни» (52,7% в 2019 году и 31,5% в 2018 году) и «бандитизм, разбой» (39% в 2019 г. и 46,2% в 2018 году).
По сравнению с прошлым годом остаётся тенденция однозначного осуждения распространения идеологии терроризма и экстремизма, более 70% опрошенных заявили, что данные проблемы, в той или иной степени, актуальны для России.
С 7,8 % (2018 г.) до 4,6 % (2019 г.) снизилось количество респондентов, которые ответили, что проблема не актуальна для России.
Молодые люди чаще всего понимают экстремизм, как оскорбление других наций (55,2%), оскорбление чувств верующих (44,6%) и травлю в сети Интернет (38,3%) (см. рисунок 1).
48,6% (847 человек) опрошенных говорят о том, что за
Рисунок 1 - Что, по вашему мнению, относится к понятию экстремизм?
Что по вашему мнению относится к понятию экстремизм? (выберите не более 6 ответов)
1 743 ответа
оскорбление чувств верующих
оскорбление других нации
травля в сети Интернет сбор средств дли спонсирования экстрами...
изготовление и распространение аудивюу.
- 777 |44,5 %)
961 {55,1 %)
1 ООО
последний год не сталкивались с информацией, распространяемой экстремистами. При этом общее количество тех, кто в разной степени сталкивался («часто», «время от времени»,» «очень редко») составляет 39,9% (695 человек),
это означает, что угроза информационного заражения информацией радикального толка, по-прежнему остается (см. рисунок 2). Аналогичные пропорции были зафиксированы во время мониторинга 2018 года.
Приходилось ли Вам в течение последних 12 месяцев лично сталкиваться с информацией, которую распространяют экстремистские и террористические организации?
1 743 ответа
ф часто
Ф а рог/я от времени
' очень редко
ф никогда не сталкивался с подобной
информацией ф затрудняюсь ответить
Рисунок 2 - Приходилось ли вам в течение последних 12 месяцев сталкиваться с информацией, которую распространяют экстремистские и террористические организации?
Как и в прошлом году, сохраняется тенденция, когда молодёжь полностью или частично согласна с тем, что она является самой уязвимой социальной группой для восприятия ра-
дикальных идеологий (75,9%). Чаще всего это происходит из-за особенностей молодого возраста (55,9%) и подверженности чужому влиянию (48,6%) (см. рисунок 3).
Согласны ли Вы, что молодежь является самой уязвимой социальной группой для распространения экстремистской идеологии? (выберите не более 1 ответа):
1 743 ответа
Ф полностью согласен ф частично согласен
частично мв согласвн Ф полностью несогласен ф затрудняюсь
Рисунок 3 - Согласны ли вы, что молодёжь является самой уязвимой социальной группой для распространения экстремистской идеологии?
В сравнении с прошлым годом не изменилась тройка мотивов, которые, по мнению студентов ссузов, приводят людей в радикальные террористические организации, но изменилась степень их приоритетности. В этом году на первое место респонденты ставят материальное вознаграждение (43,3%), а в прошлом - религиозные идеи (51,8%), на втором месте - желание отомстить
(40,8%), на третьем - религиозные идеи (34,5%). 9,4% (163 человека) отметили, что мотивом участия в террористических организациях является ощущение несправедливости и произвола, 9,5% (165 человек) выбрали вариант - «поиск единомышленников и круга общения», желание самореализоваться, в качестве мотива отметили 5,3% (93 человека) (см. рисунок 4).
Рисунок 4 -
Распределение ответов о причинах вовлечения в террористическую деятельность (в % от общего количества опрошенных, 2019 г.)
Что, на ваш взгляд, приводит людей в радикальные, террористические организации/группы? {выберите не более 3-х подходящих ответов)
1 743 ответа
материальное, вознаграждение'
религиозные идеи отчаяние, безысходность безрассудство
служений идеалам
ощущение несправедливости^ и произвола?
желание самореализации!
Ш1 754 (43,3 710 (40,7 ^
602(34 5%)
163(9.4 %) 79 (4,5 %) 93 (5,3 %>
-165(9.5%) -141 (8.1 200
Осведомлённость о мерах административного и уголовного наказания за распространение экстремистских материалов среди молодёжи остаётся достаточно высокой (62,2%).
Для сравнительного анализа с общероссийской выборкой мы взяли два вопроса, которые Фонд общественного мнения задал своим респондентам летом 2018 г. в опросе «Уголовные дела за посты и репосты». Большинство студентов ссузов
считают, что уголовные дела за публикации в социальных сетях возбуждаются обоснованно (45,7%), на втором месте у молодёжи вариант «затрудняюсь ответить» (33,3%), на третьем месте «необоснованно» (21%). Во всероссийской выборке акцент ответов смещён в сторону необоснованности таких уголовных дел (43%), 36% сказали, что такие дела обоснованы и 21% затруднились ответить. Следовательно, большое количество
человек затрудняются ответить на поставленный вопрос, а студенческая молодёжь почти в 2
раза чаще соглашается с обоснованностью приговоров (см. рисунок 5).
Как вам кажется, в большинстве случаев уголовные дела за публикации в социальных сетях возбуждаются обоснованно или необоснованно?
Параметры опроса
ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП
допрос тн, чоиу ктв#ш>чс1 добииим о СМИ ов угояоечь'д Ллчх и пувптмфи о - з №
Необоснованна
Ззтруанжка ответить
Рисунок 5 -Результаты всероссийского опроса ФОМ от 29.08.2018 (данные в % от групп опрошенных)
Население в цепам
На вопрос «Как вам кажется, люди, которые делятся такими материалами на своих страницах в социальных сетях, должны нести меньшую, большую или равную ответственность с авторами материалов?» ответ «равную» выбрали и большин-
ство студентов (49,7%), и большинство из общероссийской выборки (33%).
То есть в сознании граждан распространение противоправного контента приравнивается его созданию (см. рисунок 6).
Как вам кажется, люди, которые делятся такими материалами на своих страницах в социальных сетях, должны нести меньшую, большую или равную ответственность с авторами материалов?
Параметры опроса
ДАННЫЕ □ % ОТ ОПРОШЕННЫХ
Рисунок 6 -
Результаты всероссийского опроса ФОМ от 29.08.2018 (данные в % от групп опрошенных)
Затрудните I» шотмн»
Также мы спросили респондентов о том, считают ли они эффективным привлечение к уголовным и административным делам за распространение противоправного контен-
та в сети Интернет. Ответы на данный вопрос интересны в динамике, потому что в 2018 г. этот метод считали эффективным 41,9% респондентов, а в 2019 г. 59,4% (увеличение отве-
тов произошло на 17,5%). А вот число давших ответ «Я и все остальные пользователи сети Интернет имеют право размещать абсолютно любую информацию» тоже немного возросло - с 6,3% в 2018 г. до 9,9% в 2019 г.
В 2019 г. впервые был добавлен блок вопросов, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями.
В целом, у молодёжи фиксируется ровное отношение к представителям иных национальностей, так равнодушие по отношению к ним испытывают 29,7%, никаких эмоций к ним не испытывают - 34,8%, а интерес проявляют 30,8% опрошенных. Все «отрицательные чувства» в сумме набрали 13,1% (ненависть, отвращение, неприязнь, брезгливость, страх), (см. рисунок 7).
Рисунок 7-Какие чувства вы испытываете к лицам иной национальности?
Какие чувства Вы испытываете к лицам иной национальности? (несколько вариантов ответов)
1 743 ответа
ненависть симпатию отвращение интерес неприязнь равнодушие брезгливость страх уважение любовь
219 {12.6 %)
-66 (3.8 %)
21 (1,2%) -24(1.4 %)
106(6,1 %)
| -537 (30,8 %) -517 (29,7 %)
441 (25,3 44.)
Ш бое (34.9%) 600 800
Похожая тенденция, соглас- телей иных вероисповеданий но исследованию, сохраняет- и религиозных течений (см. ся и относительно представи- рисунок 8).
Рисунок 8 -Какие чувства вы испытываете к лицам иного вероисповедания?
Какие чувства Вы испытываете к лицам иного вероисповедания? (несколько вариантов ответов)
1 743 ОТВЕТЭ
ненависть ■-41 (2,4%)
симпатию
отвращение ■ 36(2.1%)
интерес
неприязнь ■-32(1,8%)
равнодушие
брезгливость 1 17(1%)
страх 1-12(0.7%)
уважение
люсовь 59 <3.4
200
322 (18,5%)
517 (29,7 %)
320(18,1%)
305 (46.2%)
1 000
Нарастает тенденция нелинейного, усложняющегося поведения молодёжи в интернете, это подтверждается тем, что у 53,3% опрошенных установлены лицензионные антивирусы, 35,2% пользовались средствами анонимизации и 62,3% опрошенных (что на 20% больше, чем в прошлом году) утверждают, что имеют только один аккаунт в социальной сети, зарегистрированный на своё реальное имя. Трудно однозначно оценить последний факт, возможно это связано с принципами закрытости при ведении социальных сетей. Согласно полученным данным, молодые люди в большей степени стали скрывать свои профили от незнакомых пользователей (39,7%) или практически не выкладывают в сеть информацию о себе (30,4%), ещё 20,6% сказали, что тщательно подбирают контент для своего профиля и только 26,6% отличаются абсолютной открытостью в сети.
С явлением буллинга, по данным нашего опроса, не сталкивались 26,1% (455 человек) опрошенных, лично под-
вергались и сталкивались с травлей 4,2% (74 человека). По результатам опроса 2018 г. данные прямо пропорциональны, но немного меньше было студентов, которые не сталкивались с буллингом (31,7%), а тех, кто сталкивался с этим явлением, - 2,7%. Суммарно 24,5% опрошенных не одобрили бы травлю по отношению к любому человеку.
Большинство опрошенных -44,6% высказались о том, что немедленно заступились бы за жертву, если бы обнаружили подобное явление. 18,8% затруднились ответить, это может указывать и на банальное отсутствие интереса к затронутой теме, и на отсутствие практик понимания и навыков решения этой проблемы.
Радует, что 72,9% респондентов отношения с родителями характеризуют как максимально теплые и доверительные. Но по сравнению с прошлым годом фактически не изменилось количество заявивших о физическом насилии и агрессии со стороны родителей - так ответили 0,4%.
Российская гражданская идентичность по-прежне-му остается на первом месте (65,4%), но по сравнению с прошлым годом, почти в 3 раза выросла европейская идентичность молодёжи с 2,3% в прошлом году до 11,5% в этом.
Также за последний год произошли изменения в чувствах по отношению к Российской Федерации. На 12,5% уменьшилось количество тех, кто испытывает чувство уважения к своей стране, и пропорционально этому увеличилось количество молодёжи, которая отмечает, что стране требуются перемены, и они готовы в этом участвовать - с 6,8% в 2018 году до 11,3% в 2019 г. (разница на 4,5%).
По сравнению с прошлым годом не изменились пропорции в вариантах ответов на вопрос «В течении последних 12 месяцев приходилось ли вам участвовать в мероприятиях, в которых осуждался терроризм?». По-прежнему, около 40% никогда не принимали участие в подобных мероприятиях.
С материалами, осуждающими терроризм, сталкиваются в 2019 году ещё реже, чем в 2018-ом. В прошлом году ответили, что никогда с ними не сталкивались 29,5% респондентов, в этом - 36,6%.
То есть эффективность профилактических работ остаётся низкой.
Обратимся к основным выводам:
1. Молодые люди признают большую значимость проблем
распространения идеологии экстремизма и терроризма и в большей степени согласны с существующими методами уголовного и административного наказания, в том числе и в сети Интернет. Данное отношение к проблеме может стать положительным фактором для поиска единомышленников среди студентов, например, в развитии соответствующего тематического волонтёрского движения или развития проектных тематических инициатив.
2. Несмотря на то, что молодые люди не испытывают сильных отрицательных чувств к представителям иной национальности, остаётся большое количество «безразличных» к данному вопросу респондентов. С этими людьми следует проводить масштабную профилактическую работу, чтобы избежать распространения националистических идей.
3. Молодые люди уходят от абсолютной открытости в социальных сетях, пытаясь выстраивать границы собственного пространства. Этот усложняющийся процесс следует учитывать при коммуникации и выстраивании доверительных и профилактических отношений.
4. На фоне усложнения цифровой культуры педагогам приходится бороться за внимание и доверие студентов. Не отменяя важности профилактических мероприятий, специалистам необходимо работать с качественными, а не количественными показателями.
5. Следует отметить, что в целом отношения с референтными группами (родителями, друзьями, педагогами) у респондентов складываются благополучно, но опрос по-прежнему фиксирует острые состояния, которые возможно отследить и проконтролировать только при тщательной локальной работе педагогов, психологов и родителей.
Литература и ссылки:
1. Беринг К.В. Анализ социологических исследований по отношению к экстремизму в общественном мнении студентов Оренбургской области / науч. рук. A.A. Самору-ков // Студенческая наука XXI века: материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 окт. 2015 г.) / редко. О.Н. Широков [и др.] -
Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3 (6). С. 128-130.
2. Брайко Д.Н., Быкадорова A.C. Экстремизм, терроризм и информационные угрозы глазами молодёжи Ростовской области (опыт пилотажного исследования) // Обзор НЦПТИ. 2018. С. 53-61.
3. Быкадорова A.C., Чурилов С.А., Шаповалова Е.В. Экстремизация молодёжной аудитории сети Интернет Ц Казанский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 181-184.
4. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3346 от 7.04.2017 г. [Электронный ресурс] https://wciom.ru/index.php7id
=236&uid=116148 (Дата обращения: 27.09.2017).
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ВШЭ. 2001.
6. Мангейм К. Диагноз нашего времени / пер. с нем. и англ. М.: Юри-стъ. 1994. с. 693.