Алексей Васильев, Виктория Чистякова
Обзор фестиваля «Дни этнографического кино» (28 сентября — 3 октября 2009 г., Москва, (Российский институт культурологии)
Алексей Григорьевич Васильев
Российский институт
культурологии,
Москва
vasaL2006@gmaiL.com
Виктория Олеговна Чистякова
Российский институт
культурологии,
Москва
v_chistyakova@maiL.ПJ
Российский институт культурологии совместно с Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, Всероссийским государственным университетом кинематографии им. С.А. Герасимова и Национальной ассоциацией аудиовизуальных архивов провел 28 сентября — 3 октября 2009 г. в Москве фестиваль «Дни этнографического кино». Мероприятие было организовано впервые, и в отношении тематики фильмов и даты их создания никаких ограничений не предусматривалось. Организаторы поставили перед собой цель продемонстрировать аудитории максимально широкий диапазон визуальных и аудиовизуальных методов в науках о культуре. В итоге основная программа фестиваля включила в себя 30 фильмов отечественного и зарубежного производства; помимо этого, были представлены две специальные программы: «Увидеть Польшу» (современное польское документальное и этнографическое кино) и «Советское архивное неигровое кино 1920—1930 гг.».
География представленных киноработ охватила такие страны, как Россия, Польша, Азербайджан, Германия, Япония, Украина, Бельгия, Македония, США, Иран, Великобритания, Франция, Румыния, Швейцария, Непал, Сербия и Афганистан, а также СССР. В целом, отличительной чертой фестиваля можно назвать очень большое число дебютных работ, среди которых было несколько весьма примечательных. В числе дебютов были показаны фильм «Лагерь» (Франция, 2009), созданный на этнографическом материале о бедуинах Сирии (автор Даниэль Дави, соискатель ученой степени PhD по визуальной антропологии в университете Париж X — Нантер), и «Тропические деревья» (США, 2009), раскрывающий, помимо повседневной жизни обитателей берегов Амазонки и Атлантического океана, проблемы этичности видеосъемки и публичной демонстрации вырубки лесов, которые могут создать людям, оказавшимся героями такого фильма, проблемы с экологической полицией (автор работы Алекс Фэттэл, аспирант Гарвардского университета). Последняя картина была участником программы короткометражного фильма Международного Каннского кинофестиваля 2009 г.
Среди дебютных работ хотелось бы выделить в качестве несомненной удачи фильм «Собирая мозаику шагов» (Румыния, 2009), представляющий собой настоящую кампанию по социальной археологии, организованную с целью реконструировать по сохранившимся в воспоминаниях людей частицам песен и телодвижений исчезнувший народный танец Máruntele. Молодые выпускники социологического факультета в Бухаресте Богдан Палици, Мэтей Будес и Симона Гал провели много дней с жителями одной из румынских деревень, в которой этот танец существовал, пока война и процессы урбанизации не привели к его исчезновению.
Еще один дебют — фильм «Взять быка за рога» (Германия, 2007—2008, посвященный теме боя быков (la corrida de toros) выдвигает на первый план культурные различия между Каталонией и Испанией. Автор фильма — Анна Мари Шефер, молодой социальный антрополог, недавно начавший использовать в своей работе визуальные методы.
Автор экспериментального документального фильма-размышления о последствиях ирано-иракской войны «Пластмассовые цветы никогда не умирают» (США/Иран, 2008) — американка иранского происхождения, антрополог и режиссер Роксанна Варзи много лет исследует культуру и социальную жизнь постреволюционного Ирана. Она провела в стране год без разрешения на съемку, общаясь с разными людьми и опрашивая представителей самых разных профессий и молодежь. Результатом
стал очень неординарный, смелый и талантливый фильм о сложной культурной ситуации в послевоенном Иране.
Не менее сложный и малодоступный для изучения материал демонстрирует дебютная работа молодого исследователя Ни-луфар Шахисаванди под названием «Поколение дождя» (Германия/Афганистан, 2008—2009). Кабул, Афганистан — что мы знаем о культурной жизни закрытого пространства этой страны, чей образ определяется в основном телевизионными картинами военных действии? Фильм рассказывает о надеждах, мечтах и страхах молодых афганских девушек, которые называют себя Маз1е Вагап, «поколение дождя» — поколение, которое жертвует собой ради восстановления своей страны. Эти девушки увлечены театром, но работа актрисы в их стране сопряжена с постоянной борьбой, попытками выразить социальную критику и восстановить культурную жизнь.
И наконец, дебютная работа, получившая специальный диплом «За лучшую репрезентацию фольклорных традиций», — фильм «Такие песни я себе ищу» (Польша/Украина, 2008). Ее авторы — этнолог и журналист Ягна Книттель и исследователь Алексей Нагорнюк. Ягна Книттель на протяжении многих лет записывает и исполняет традиционную музыку — украинскую, русскую и польскую — и, кроме того, собирает экспедиционные видеоматериалы. В фильме показано, как молодые ценители традиционной музыки, приехавшие в Полесье в поисках архаических песен, встречаются с местными жителями — пожилыми деревенскими артистами, певцами из полесских сел, расположенных в зоне украинско-белорусского пограничья.
Среди фильмов основной программы хочется отметить три работы, по-разному раскрывающие тему города и городского пространства как «места памяти». Это, во-первых, фильм «Ас-мара, Эритрея» (США/Эритрея, 2008), созданный опытным кинодокументалистом Катериной Борелли. Герои фильма, жители Асмары — признанной архитектурной жемчужины, ведут нас по улицам своего города, и каждый из них рассказывает о «его собственной» Асмаре, наделяя городскую среду личными смыслами. Через эти повествования — хор различных событий, объединяющих нацию, — перед зрителями проходит история страны, от колониального прошлого до периода независимости.
В ностальгической работе Рины Шерман «Париж моих изгнаний» (Франция, 2009) показан Париж, каким он был увиден автором, вернувшимся после семилетнего пребывания на африканском континенте. Рина Шерман, человек большого таланта и необычной судьбы, в 1990 г. закончила докторантуру в Сорбонне под руководством Жана Руша, была инициатором
нескольких культурных проектов и получила престижную французскую премию "Villa Medicis Hors les Murs", которая позволила ей провести обширное исследование в киноархивах южно-африканского региона. «Париж моих изгнаний» показывает изумление и замешательство, испытанные автором по возвращении в родной город, — чувства, к которым добавилась горечь от потери близких людей, в числе прочих и Жана Руша, бесценного наставника и друга. Память и возобновление связей с родным пространством — так можно охарактеризовать главные темы фильма.
Фильм «Мгновения Монти: воспоминания в сердце Рима» (США, 2007), участник IV Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник — 2008», посвящен судьбе простых жителей исторических кварталов Рима, чьему положению кормильцев семьи и представителей местной культуры теперь угрожают массовая волна выселений и астрономический рост цен. Создатель фильма профессор Майкл Херцфельд (блестящий антрополог, куратор Отдела европейской этнологии музея Пибоди Гарвардского университета) пошел по пути неформальных бесед с местными жителями, которые поднимают важные вопросы, лежащие в самом сердце современной социальной науки — вопросы истории, памяти и выражения своего мнения; в этих беседах также идет речь о влиянии быстрых социально-экономических перемен на жизнь городских кварталов.
Еще одну группу фильмов основной программы можно условно объединить темой «обряды и верования». Наибольший резонанс у зрителей вызвал, пожалуй, фильм «Страстная неделя на Сицилии» (Франция, 2005—2006). Его автор — режиссер и сценарист Жан-Люк Шве, участник множества фестивалей документального и этнографического кино начиная с 1980-х гг. Продолжительность фильма составила 90 минут, что не часто встречается на фестивалях; однако способ подачи материала — коллажирование, интервью, экскурсы в политическую, социальную, религиозную историю Сицилии, красочность зрелищ, талантливая репрезентация палитры современной культуры страны (включающей влияния еврейского, албанского и других сообществ) — заставляет время протечь незаметно. Фильм получил высокую оценку присутствующего на фестивале профессора университета Флоренции, доктора наук Паоло Къоцци.
В этой же группе работ нужно упомянуть двенадцатиминутный фильм «Волшебная вода» (Македония, 2001) режиссера Владимира Босева, куратора-этнолога Музея Македонии. Фильм повествует о связанных с водой обрядах и верованиях македонцев
на примере священного источника Samovilska Voda, оказывающего огромное влияние на жизнь крестьян из местных и отдаленных областей.
Еще одна яркая работа — фильм «Множество лиц венесуэльской богини» (Франция, 2007); режиссер — Рохер Каналс Ви-лахелью, получивший в 2008 г. в Париже степень PhD по визуальной антропологии на материале образов Марии Лионсы, самой популярной богини в Венесуэле.
В числе сходных по тематике работ находятся картины российского режиссера, руководителя Лаборатории культурной и визуальной антропологии Пермского государственного университета Елены Четиной «Всемирный Семик» (Россия, 2006) и «Пасха, Плэшка, День Земли» (Россия, 2006). В основе фильмов лежат видеоматериалы полевых исследований. Семик — главный поминальный день коми-пермяков; в четверг перед Троицей они «всем миром» собираются на кладбище, чтобы устроить праздник своим предкам. В фильме показан именно такой день, который оказывается омраченным очередными похоронами: традиции сочетаются с современным социальным контекстом, включающим мужской суицид, алкоголизм, низкий уровень жизни. Несмотря ни на что, участники праздника, как и полагается в этот день, радуются встрече с живыми и мертвыми. «Пасха, Плэшка, День Земли» повествует о сосуществовании нескольких культурных миров, хранимых женщинами преклонных лет и детьми в одной из отдаленных деревень северного района Прикамья.
Также нельзя не отметить фильм японского кинематографиста и антрополога Ицуси Кавасе «Лалибалокк — живущие бесконечным благословением» (Япония, 2007). Фильм представляет ежедневные действия пары бродячих певцов, которые каждый год прибывают в Гондар, древнюю столицу Эфиопии.
Наконец, к этой же группе фильмов относится картина «Идущие паломники» (Швейцария/Япония, 2006), которая уже была участницей российских фестивалей антропологического фильма в предыдущие годы. Ее автор Томми Мендел (магистр социальной антропологии и религиоведения Цюрихского университета) раскрывает перед зрителями мотивы, цели и желания современных японцев в моменты совершения буддистского паломничества. Представляя паломничество как своеобразный микрокосм, фильм позволяет глубже понять религиозные и социокультурные особенности современного японского общества.
Ряд киноработ представил тематику профессиональных сообществ, ремесел и промыслов. Это такие фильмы, как «Магия
в Стране белого золота» (Франция, 2002) — об особенностях традиционного сбора морской соли в соляных болотах Геран-ды в Бретани (автор фильма — режиссер и этнолог Софи Жер-го); «Жизнь буровой установки» (Великобритания, 2008), посвященный редко изучаемому сообществу людей, трудящихся на нефтедобывающей установке на Северном море (режиссер Эдвард Оулз, визитирующий профессор антропологии в университете Голдсмит); «Ручная работа» (Сербия, 2009) — об опыте возобновления кустарного производства в Северо-Восточной Каролине, США (автор Саша Сречкович, этнограф, куратор Этнографического музея в Белграде); «Узники красного дерева» (Франция/Бельгия, 2009), показывающий повседневную жизнь сезонных рабочих на эвкалиптовых плантациях Мадагаскара (режиссер и исследователь — Федерико Варрассо).
Некоторые фильмы были посвящены проблемам коренных народов, жизнь которых в современных условиях претерпевает самые разнообразные трансформации. Это известный фильм Ивана Головнева «Старик Петр» (Россия, 2008), неоднократно отмеченный на нескольких российских и зарубежных фестивалях. Фильм посвящен последнему шаману хантов Казыма 87-летнему Петру Сенгепову.
В этой же категории фильмов нужно отметить картину «Земля племени Лакота» (Франция, 2009), рассказывающую об индейской резервации Пайн Ридж (Южная Дакота, США), которая стремится вернуть свою землю и право ее использовать. Автор фильма, режиссер и этнолог Софии Жерго, с 1997 г. занимается изучением американских индейцев и защитой их прав, а в 2005 г. получила правительственный грант на обучение молодых американских индейцев использовать кинокамеру, проводить съемку и создавать собственные фильмы на выбранные ими темы.
Зрителями основной программы фестиваля был очень тепло принят фильм известного антрополога, доктора исторических наук Андрея Головнева «Почтовая лошадь» (Россия, 2008). Темой фильма стала жизнь семилетнего мальчугана из отдаленной поморской деревни на Онежском берегу Белого моря.
Кроме того, интерес аудитории вызвали две работы профессиональных кинематографистов: «Сергей Эйзенштейн. Мексиканская болезнь» (Россия, 2006) Игоря Романовского — об экспедиции в Мексику съемочной группы С. Эйзенштейна в 1931 г., и «Азербайджанский ковер» (Азербайджан, 2009) Шамиля Алиева — фильм, получивший специальный диплом «За лучший образ материальной культуры». Вторая лента была создана к церемонии официального представления Баку в каче-
стве столицы исламского мира в 2009 г. Фильм рассказывает о ковре, пролежавшем в кургане более 2500 лет и сохранившем свой великолепный рисунок и первоначальный цвет. В Москве он был продемонстрирован дважды — в рамках основной программы фестиваля и в качестве специального показа, во время которого состоялась встреча с режиссером в Государственном музее искусства народов Востока. В сжатой, лаконичной и выразительной форме фильм репрезентирует историю, эстетику и философию азербайджанского ковроткачества; его героями стали азербайджанские мастера национальных ковров.
Важной частью фестиваля стала специальная программа, которую представили руководители молодого Польского фестиваля визуальной антропологии «Аспекты» (г. Торунь) Лукаш Якель-ский и Доминика Рыпа. Программа получила название «Увидеть Польшу». Ее целью было по-новому показать зрителю эту страну и происходящие в ней процессы, отрешиться от устоявшихся клише. Вместо противоречивых стереотипов (от исконной славянской близости до вековечной геополитической и конфессиональной враждебности) был предложен антропологический взгляд, ищущий человека во всех его проявлениях, интересующийся как специфичностью этих проявлений, так и моментами сходства, не боящийся встретиться с Иным, Другим, стремящийся установить с ним равноправный и заинтересованный диалог.
Для исследователей культуры большой интерес представляют новые процессы, происходящие в польском обществе — с одной стороны, имеющем глубоко укорененные культурные и религиозные традиции, а с другой стороны, решительно вступившим двадцать лет назад на путь радикальных реформ и ускоренной модернизации.
Общей темой адаптации мигрантов были объединены две представленные в программе телевизионные серии — «Мир открыт» (Польша, 2007, режиссеры Яцек Кнопп и Войчех Ста-ронь) и «В Польшу» (Польша, 2008, режиссер Яцек Кнопп). Первый фильм — серия эпизодов, рассказывающая о поляках, живущих вне Польши. Разные люди в разных странах стремились воплотить свои мечты и устремления; исследование историй их успехов и неудач не только позволило авторам отразить различные способы приспособления мигрантов к новым условиям жизни, но и дало возможность увидеть специфику культур принимающих стран. Второй фильм, напротив, посвящен судьбам прибывших в Польшу на постоянное место жительства иностранцев. У каждого из них складывается свой образ Польши и стратегии жизни на новой родине. Важно отметить, что изучение процессов адаптации мигрантов в польской науке
имеет давнюю традицию и всегда обогащало социально-гуманитарное знание новыми подходами и методами. Еще в начале ХХ столетия вышла фундаментальная работа выдающегося польского социолога Флориана Знанецкого (в соавторстве с американским социологом Уильямом Томасом) «Польский крестьянин в Европе и Америке». Книга положила начало этно-социологическим исследованиям, в ней были введены такие важные категории, как «установка» и «определение ситуации», впервые предложен метод анализа личных документов (писем, автобиографий, дневников и т.п.) для изучения процесса адаптации поляков к американской жизни. Сегодня аналогичные исследования предпринимаются с использованием средств и методов визуальной антропологии.
В фильме «Сакрум» (Россия, 2006, режиссер Алена Полунина) предпринято исследование судеб католической традиции в современной Польше. Известна тесная связь польской идентичности с католицизмом и болезненность критики религиозных традиций и практик для национального сознания. Интересно поэтому, что вполне в духе заветов «Персидских писем» Монтескье, слово здесь предоставлено Другому. В роли «перса» выступает наша соотечественница. Священное — комплекс паломнических святынь Лиханя — представлен глазами российской туристки и раскрывается перед зрителем скорее коммерциализированным парком развлечений, чем местом религиозного воодушевления.
Большой интерес с точки зрения теории и практики визуальной антропологии представляет фильм «Делая это интересным... О медиатизации свадебных ритуалов» (Польша, 2009, режиссеры Славомир Сикора и Каролина Дудэк). В нем соединяется исследование свадьбы как обряда и изучение способов ее фото- и кинофиксации как социального ритуала. Показано постепенное увеличение количества фотографий, появление их серий, возникновение свадебных фильмов. В этой ленте сопоставляются материалы, снятые профессиональными антропологами, и образ свадьбы, создаваемый свадебными фотографами. Это позволяет более наглядно показать специфику «антропологического взгляда» на мир, процессы медиатизации традиционных ритуалов в современной культуре. Маленький провинциальный город Загуж на юге Польши мы видим в одноименном фильме глазами антропологов, путешествующих по нему вместе с местным почтальоном («Загуж — конечная остановка», режиссер Юлия Исхакова, Россия, 2005). В ходе этого странствия городское пространство раскрывается перед нами с точки зрения разных поколений. Мы обнаруживаем не один Загуж, а два разных города — стартовую площадку для молодых и место завершение жизненного пути стариков.
Попыткой визуально-антропологического анализа мира метафизических образов выдающегося польского художника Ежи Межеевского интересен представленный в программе фильм «Искусство тишины» (Польша, 2008, автор сценария и режиссер Рафаэль Левандовский). Задача, которую всегда ставил перед собой Мастер, сродни той, которая стоит и перед каждым визуальным антропологом — посредством того, что видимо, показать невидимое. Хочется верить, что вся показанная на фестивале польская программа преследовала эту цель — увидеть Польшу, выявить неявное...
Еще одну специальную программу фестиваля под названием «Советское архивное неигровое кино 1920—1930 гг.» любезно представил профессор, доктор исторических наук, президент Национальной ассоциации аудиовизуальных архивов Владимир Маркович Магидов. Программа включила в себя несколько архивных фильмов, содержащих ценные сведения истори-ко-этнографического, антропологического и географического характера, среди которых: «За полярным кругом» (В. Ерофеев, СССР, 1927), «Охота и оленеводство в области Коми» (А. Ля-мин, СССР, 1927), «Страна гольдов» (А. Бек-Назаров, СССР), «В горах Кавказа» (Э. Тлатов, СССР), «Деревня» (И. Капалин, СССР, 1930). Программа поддержана Российским государственным архивом кино-, фотодокументов.
Специальным событием Дней этнографического кино стала публичная лекция профессора университета Флоренции, доктора наук Паоло Къоцци, состоявшаяся 1 октября 2009 г. в Ис-торико-архивном институте Российского государственного гуманитарного университета, на тему «Преподавание визуальной антропологии». В ней говорилось, в том числе, о вышедшем недавно в Италии сборнике "01ёаШса ёе11а У^иаШа" («Дидактика визуальности»), редактором и одним из авторов которого стал Паоло Къоцци. Профессор — частый гость на международных научных мероприятиях, проводимых Российским институтом культурологии. В его лекции рассказывалось об опыте преподавания визуальной антропологии в университетах Италии, о судьбе визуальной антропологии как академической дисциплины, о том, какой путь проходит методология наук о культуре, постулирующих в качестве основополагающего принципа культуры визуальность. В ходе лекции профессор сделал ремарку, что в большинстве случаев первый межличностный контакт происходит посредством зрения, и сослался на Г. Зиммеля, который еще в 1901 г. отметил значимость зрительного восприятия для первого контакта между людьми. «Глаза — тот гид, который устанавливает нашу связь с другими». Говоря о путях развития визуальных методов в науках о культуре, Паоло Къоцци обосновал необходимость перехода
от визуальной антропологии к антропологии визуальной коммуникации, о которой упоминала в своих трудах еще Маргарет Мид. Одним из главных вопросов лекции стал вопрос о статусе визуальной антропологии в системе современного гуманитарного и социального знания, в частности, о том, является визуальная антропология методом или дисциплиной.
В ходе дальнейшего общения профессора Паоло Къоцци с организаторами фестиваля обсуждались перспективы проведения в Москве цикла мероприятий по визуальной этнографии, запланированных на 2011 год, объявленный Годом России в Италии и Италии в России.