Научная статья на тему '«Самрук-Этно-Фест — 2012»: Первый международный кинофестиваль этнографических фильмов стран СНГ (искусствоведческо-антропологический экскурс)'

«Самрук-Этно-Фест — 2012»: Первый международный кинофестиваль этнографических фильмов стран СНГ (искусствоведческо-антропологический экскурс) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
289
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антропологический форум
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ И ИГРОВОЙ КИНЕМАТОГРАФ / DOCUMENTARY AND FEATURE CINEMA / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ / ETHNOGRAPHIC FILMS / КИНОФЕСТИВАЛЬ / FILM FESTIVAL / ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / VISUAL ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казурова Наталья Валерьевна

Предлагаемый обзор посвящен Первому международному кинофестивалю этнографических фильмов стран СНГ «Samruk-Ethno-Fest». Кинофестиваль был проведен в столице Казахстана городе Астана с 18 по 22 мая 2012 г. В обзоре дана краткая характеристика представленным на кинофестивале фильмам этнографического и антропологического содержания; обозначены новейшие тенденции в производстве документального кинематографа в жанре этнографического фильма. Также на примере программы кинофестиваля проанализирован потенциал включения материалов игрового кино в дискурс визуальной антропологии и намечены пути возможного диалога между киноискусством и наукой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper provides an overview of The First International Film Festival of Ethnographic Movies of the CIS Countries Samruk-Ethno-Fest, which took place in Astana, Kazakhstan on 18th-22nd May 2012. The review provides short summaries of the ethnographic and anthropological films presented at the festival, and notes current trends in the production of documentary films within the genre of ethnography. It also includes a survey on the possibility of including feature films in the discourse of visual anthropology and it points out the means for a potential dialogue between anthropology and art.

Текст научной работы на тему ««Самрук-Этно-Фест — 2012»: Первый международный кинофестиваль этнографических фильмов стран СНГ (искусствоведческо-антропологический экскурс)»

Наталья Казурова

«Самрук-Этно-Фест — 2012»: Первый международный кинофестиваль этнографических фильмов стран СНГ (искусствоведческо-антропологический экскурс)

Казахский кинофонд и Союз кинематографистов Казахстана под эгидой и при поддержке Международного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ (МФГС), при участии Министерства культуры и информации Республики Казахстан и АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова провели 18—22 мая 2012 г. в Астане Первый международный кинофестиваль этнографических фильмов стран СНГ «Самрук-Этно-Фест — 2012» с привлечением творческого кинематографического потенциала стран Центрально-Азиатского региона и тюркского мира. География кинофестиваля охватила такие страны, как Азербайджан, Армения, Беларусь, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина. В качестве специальных гостей были приглашены режиссеры документального и игрового кино, представившие свои кинокартины и ответившие на вопросы зрительного зала по окончании кинопоказа, а также мастера

Наталья Валерьевна Казурова

Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург kazurova@inbox.ru

экранного искусства и киноведы, которые приняли участие в обсуждении программы и подведении итогов фестиваля в рамках круглого стола «XXI век. Нация и культура. Поиски идентичности».

Главная цель фестиваля — «придать новый импульс взаимодействию национальных культур в едином мировом пространстве XXI века и нацелить внимание на плодотворность обращения к традиционным истокам культур, необходимость их сохранения с целью духовного обогащения современного человека», что было подчеркнуто во время пресс-конференции по случаю открытия мероприятия. В числе прочих задач, которые ставили организаторы, кинофестиваль должен был внести вклад в «популяризацию творчества кинематографистов, создающих фильмы этно/антропологического направления». Как известно, многие этнографические фильмы знакомы только специалистам. Лишь некоторым из них удается не просто выйти за пределы академических кругов и/или фестивальных площадок и расширить знания публики о неизвестных сторонах жизни традиционных культур, но и стать достоянием мирового кинематографа. По сути, такие киноленты становятся частью киноискусства и, следовательно, частью индустрии производства документального кинематографа в целом. Вместе с тем они являются предметом и объектом исследования визуальной антропологии.

Вследствие невозможности осветить в полной мере содержание и стилистические особенности каждого из представленных на кинофестивале фильмов, число которых в совокупности составило в основной и специальной программах более сорока, мы обратимся к обзору кинокартин и программы фестиваля с точки зрения феномена этнографического кино, находящегося на стыке кинодокументалистики и этнографии, и обсуждению возможностей диалога между киноискусством и наукой.

Этнографическая составляющая основной программы была представлена на фестивале кинокартинами, во многом хрестоматийными. Народным ремеслам и промыслам посвящено несколько фильмов. Белорусская лента «И ткет жизнь свои узоры...» Ю. Тимофеева (Беларусь, 2011 г., 26 мин.) повествует о рушниках, «Ритмы Лахыджа» Ф. Ахмедова (Азербайджан, 2008 г., 8 мин.) — о медном ремесле. Киноновелла О. Вельму-радова «Атамекан» (Туркменистан, 2007—2009 гг., 50 мин.) показывает работу ковроделов, ювелиров и других туркменских мастеров; фильм В. Аслюка «Деревянные люди» (Беларусь, 2011 г., 26 мин.) рассказывает о резчике по дереву Н.В. Тарасюке, жителе Пружанщины; о мастере музыкальных инструментов Гульбеке, жителе Памира, — одноименный фильм Р. Маилова «Гульбек» (Таджикистан, 2007—2009 гг., 19 мин.). Тема ремесел и промыслов так или иначе затронута во многих фильмах кинофестиваля.

Вопросы обрядово-праздничной культуры отдельных народов затрагивают фильмы «Аветис» А. Мкртчяна (Армения, 2009 г., 26 мин.) — о традиционных и современных формах празднования армянами Нового года — и «Каменные девочки» И. Волох (Беларусь, 2010 г., 20 мин.) — о древнем обряде, выстроенном вокруг мифа об окаменевших людях и сохранившемся на территории белорусского Полесья.

Как неотъемлемая часть ритуалов, праздничных и повседневных практик во многих фильмах появлялось ритуальное жертвоприношение или забой скота для пропитания. Особенно запоминающимся и вместе с тем несколько провокационным стал фильм Д. Малдыбаева «Мороз по коже» (Казахстан, 2012 г., 9 мин.). Картина в деталях показывает казахскую практику заготовки конины на зиму «согым» — от момента подготовки коня к забою вплоть до последующей разделки туши.

Несколько кинокартин было посвящено теме магии и шаманства. Фильм С. Феофилактова «Мольфар Нечай» (Украина, 2008 г., 34 мин.) о карпатском знахаре Михаиле Нечае представляет его беседы с людьми и обращение к зрителям: в этих разговорах и реализуется магическая сила мольфара. В кинокартине Р. Ерназаровой «Возвращения к Анге» (Россия, 2007 г., 29 мин.) старая шаманка рассказывает, как она пришла к свое-

ь

е му призванию посредством снов и указаний предков.

Несколько особняком по тематической направленности стоят картины «Шуну, который придет» С. Юзеева (Россия, 2011 г., 42 мин.) — об исполнителях героического тюркского эпоса; «Первовсадник» Т. Ртищевой (Казахстан, 2010 г., 25 мин.) — о приручении лошади на территории казахской степи. В фильме Р. Хосроева «Ассирийцы в Армении» (Армения, 2010 г., 39 мин.) затронуты вопросы происхождения народа, сохранения и изучения родного языка, проблемы воспитания современной ассирийской молодежи в Армении. Кинокартина Е. Жигаевой «Авось» (Россия, 2012 г., 47 мин.) рассказывает о вымирании российской деревни. Пространные монологи-размышления его главных героев — пасечника Алексея и отца Анастасия, проживающих в окрестностях Галича, — о современной российской глубинке и силе не просто слова, но «ментального кода» под названием «авось» составляют основную канву повествования фильма.

Два фильма были посвящены привязанности к родному краю и живущим там людям. В картине А. Жураевой «Дорога в Мекку» (Кыргызстан, 2011 г., 19 мин.) житель села Алга Кадамжай-ского района восьмидесятилетний Сулайман Турдубаев, многие годы собиравший деньги для совершения хаджа в Мекку, в итоге решил возвести на них памятник землякам, павшим

в годы Великой Отечественной войны. Второй фильм — Г. Чубука «Ионикэ и его Дакия» (Молдавия, 2011 г., 28 мин.) — о десятилетнем мальчике Ионикэ, который помогает родителям по дому, увлекается работой по камню и так любит и восхищается своей родной землей, что знает о ней значительно больше взрослых и даже проводит экскурсии для заезжих туристов.

В отношении художественной составляющей кинокартин, представленных на фестивале, можно высказать ряд общих замечаний. Стилистически фильмы отличаются: сняты по принципу интервью или монолога, при полном отсутствии закадрового текста или с использованием поясняющего содержание фильма титра и т.д. При этом заметны некоторая шаблонность, отсутствие свежих технических и драматургических решений съемки. Наличие канонической последовательности событий в фильмах: исполнение песни и/или танца, приготовление пищи, выполнение домашней работы — создает впечатление, что режиссеры сковывают себя рамками, за которые то ли боятся, то ли «стесняются» выйти. Многие работы больше напоминают зарисовки, видеоролики, чем полноценные документальные фильмы. Вместе с тем на кинофестивале был представлен ряд кинолент, которые запомнились не только этнографическими сюжетами, но и высоким мастерством и художественной выразительностью.

В контексте развития языка документального кино стоит специально отметить два фильма. «Кочевье» (Кыргызстан, 2011 г., 26 мин.) — совместная режиссура М. Мамбетакунова и А. Су-юндукова с выдающейся операторской работой С. Мамбет-алиева. Под угрозой схода лавины яководы перекочевывают в более безопасное место; на фоне перемещения кочевников в фильме продемонстрировано, как сегодня традиционный образ жизни сочетается с достижениями цивилизации.

Второй фильм «Предчувствие» (Россия, 2010 г., 12 мин.) молодого режиссера М. Лукачевского снят по принципу психоделического осмысления реальности. Все происходящее показано глазами ребенка, что создает у зрителя особую остроту восприятия и переживания. Это фильм-ощущение, фильм-настроение, посвященный ожиданию нового рождения. Режиссура, уникальная по замыслу и исполнению, радует своим новаторским подходом к съемке этнографического документального кино.

Говоря о художественных достоинствах представленных на фестивале фильмов, нельзя не упомянуть работу С. Дворцевого «Счастье» (Казахстан, 1995 г., 25 мин.) о семье казахских кочевников и их повседневных радостях. Кинокартина, снятая чуть менее двух десятилетий назад, давно снискала успех на

I

Ь в

многочисленных кинофестивалях. Однако фильм и сегодня смотрится интересно и свежо, как и подобает классике.

Отдельного упоминания заслуживают работы азербайджанского режиссера Ш. Алиева, тепло принятые не только аудиторией, но и специалистами. Кинорежиссер Владимир Тюлькин после просмотра фильмов «Азербайджанский ковер» (Азербайджан, 2009 г., 17 мин.) и «Наследие Гала» (Азербайджан, 2010 г., 26 мин.) назвал их «кинокартинами, за которыми будущее документального кинематографа в жанре этнографического фильма»; его мнение разделила режиссер и арт-директор кинофестиваля Асия Байгожина.

Некоторые сцены первого фильма Ш. Алиева, по признанию самого режиссера, были навеяны кинокартинами С. Параджанова, особенно «Ашик-Кериб», снятой по азербайджанскому дастану. Во втором фильме представлена местность, расположенная неподалеку от Баку: сегодня здесь находится заповедник, а некогда была деревня со своим укладом и образом жизни. Фильм «Наследие Гала», проникнутый ностальгическим настроением по ушедшей славной эпохе, как бы делится на две части: первая посвящена жителям деревни с их повседневными заботами, во второй предстают развалины древней крепости, которые таят в себе память о былом величии. Атмосфера умиротворения и спокойствия в фильме достигается за счет технических приемов медленного приближения дальнего плана по вертикали и горизонтали, фронтальной съемки, а также «душевной» музыкой и авторскими метафорами.

Не менее интересным является фильм Р. Гулиева «Човган» (Азербайджан, 2011 г., 11 мин.), повествующий о национальном азербайджанском виде спорта човган — игре в мяч с клюшкой верхом на коне. В фильме съемки сегодняшних состязаний перемежаются зарисовками игры на средневековых миниатюрах. «Човган» также показывает современных зрителей и их отношение к соревнованиям, спортсменов и их взаимодействие с лошадьми. В частной беседе режиссер документального кино и директор Стамбульского кинофестиваля «1001 документальный фильм» Мустафа Юнлю назвал этот фильм наиболее понравившимся.

Хочется также выделить картины «Тюбетейки Узбекистана» Э. Аббасова (Узбекистан, 2007 г., 26 мин.) и «Хлеб Раштона» Ш. Солеха (Таджикистан, 2007 г., 26 мин.). Первый фильм, рассказывающий о разновидностях и местных особенностях узбекских тюбетеек, их истории, символике и роли в социальной жизни страны с привлечением хроники и старых фотографий, интересен с образовательной и просветительской точек зрения. Он прекрасно подходит для телевизионных экранов —

легкий, динамичный, лишенный нарочитой назидательности — и пришелся бы по вкусу многим зрителям. Короткометражка «Хлеб Раштона» — дебютный фильм Шоди Солеха. Народный артист Республики Таджикистан, член Союза писателей Таджикистана, автор многочисленных драматических представлений, сценических теле- и видеороликов, режиссер-постановщик спектаклей и телеспектаклей впервые попробовал себя на ниве документального этнографического кино. И ему это определенно удалось. Выпечка хлеба таджикскими женщинами снята настолько подробно, что по озвученным рецептам и показанному алгоритму действий зрители могут осваивать приготовление хлеба по местному методу. В фильме также продемонстрирована ритуальная функция хлеба: при обрезании мальчику кладут в рот кусок хлеба и момент укуса совпадает с моментом отсечения крайней плоти. Сценарий фильма структурирован и имеет драматургию повествования, что делает просмотр ленты интересным не только с этнографической, но и с кинематографической точки зрения.

Следует заметить, что при многообразии этнографических сюжетов, представленных на кинофестивале, остается впечатление, что современный город находится на периферии этнографических интересов документалистов. Между тем сегодня, в условиях быстро меняющегося мира, обычаи городской культуры приходят и уходят порой значительно быстрее, чем исчезают традиционные формы в деревне (где их оберегают по крайней мере старики), и не меньше нуждаются в визуальной фиксации.

На кинофестивале также были показаны короткометражные игровые работы трех режиссеров. Выбраны они были неслучайно, так как в каждом фильме присутствует этнографическая составляющая — либо в основе сюжета, либо в качестве экс-терьеров. «Дед Маргар» двадцатитрехлетнего армянского режиссера Г. Тадевосяна (Армения, 2011 г., 25 мин.) повествует о проблеме границ в современном мире, когда политические притязания и споры между государствами отражаются на повседневной жизни людей, создавая препятствия и часто разделяя родственников, оказывающихся по разные стороны границы. Молодой режиссер в ироничной манере показывает абсурдность ситуаций, когда граница, бездумно проложенная чиновниками, вторгается в частную жизнь человека, внося неудобство и дискомфорт в его повседневную жизнь. Дед Мар-гар, проснувшись однажды утром, обнаружил, что его туалет находится на границе другого государства, поставлен пограничный пункт и нет никакой возможности проникнуть на исконно принадлежащую ему территорию. Посредством череды комичных положений и ситуаций режиссер раскрывает

I

Ь в

трагедию раздела территорий, при котором учитывается каждый сантиметр земли, но не берутся в расчет интересы людей.

Второй игровой фильм — «Девушка-ветер» Ж. Пошанова (Казахстан, 2009 г., 45 мин.) — в основе сюжета которого лежит древний обычай умыкания невесты, переосмысленный в условиях современной реальности. Помня о традициях предков, трое молодых друзей крадут красивую девушку, с тем чтобы она стала невестой одного из друзей. Однако непредусмотрительные похитители не учли того факта, что в условиях городской жизни древний обычай может трансформироваться и повлечь непредвиденные последствия.

И третий фильм — работа молодого башкирского режиссера, студента Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения А. Аскарова — короткометражка «Енмеш» (Россия, 2010 г., 23 мин.), снятая на киностудии «Башкортостан». «Енмеш» в переводе с башкирского обозначает «настырный». Фильм рассказывает о деревенском мальчике, большом любителе индийского кино: каждую неделю в местном Доме культуры проходят киносеансы, на сей раз привезли фильм «Танцор диско», и главный герой стремится попасть на кинопоказ любой ценой. На фоне лирической истории маленького фаната раскрывается повседневная жизнь деревни. Все три фильма молодых режиссеров игрового кино сняты в комедийном жанре. Они легко воспринимались на фоне насыщенных, но в большинстве своем сухих документальных лент.

Помимо основной программы, на кинофестивале была проведена творческая встреча и представлены ретроспектива фильмов президента кинофестиваля Бахыта Каирбекова (Бахыта Гафу) и специальная программа — презентация фильмов-лауреатов международных кинофестивалей этно/антрополо-гического кино.

Бахыт Гафуович Каирбеков — поэт, переводчик, сценарист, кинорежиссер, заслуженный деятель Республики Казахстан, член Союза писателей и Союза кинематографистов Казахстана, автор 10 сборников стихов и автор-режиссер более 80 документальных фильмов. В числе прочих фильмов режиссера была показана трилогия, посвященная свадебным обрядам казахов — «Клятва», «Свидание», «Узы» (Казахстан, 1998 г., 45 мин.). Необычайно красивый визуальный ряд традиционной казахской культуры сопровождается закадровым комментарием, чтением стихов на фоне ландшафта степи и табунов лошадей. В фильмах Б. Каирбекова предлагается реконструкция традиционных форм культуры на основании текстовых источников, воспоминаний ныне живущих носителей традиции и материалов кинофиксации.

Презентация фильмов-лауреатов Международных кинофестивалей этно/антропологического кино представлена двумя блоками. Первый — это картины, ставшие лауреатами Российского фестиваля антропологических фильмов в Екатеринбурге: «Кочевье» Р. Исмаилова (Азербайджан—Россия, 2010 г., 52 мин.) — о жизни азербайджанских чабанов; «Нярма» Э. Бартенева (Россия, 2009 г., 50 мин.) — о зырянах-оленеводах Полярного Урала; «Старик Петр» И. Головнева (Россия, 2008 г., 26 мин.) — о последнем шамане хантов Казыма; «Шошо» А. Федорченко (Россия, 2006 г., 60 мин.) — о приходе весны в марийскую деревню; и «Идентичность, или В поисках "настоящих" чувашей» Е. Ягафовой (России, 2008 г., 30 мин.).

Перечисленные фильмы — обладатели многочисленных призов — широко известны как среди этнографов, так и среди киноведов. Помимо указанных фильмов, во второй день кинофестиваля был показан этноальманах «Портреты», который был представлен екатеринбургским проектом «ЭтноКино», возглавляемым Иваном Головневым. В короткометражных работах были даны «портреты» разных народов или этнических групп: армян — «Нарине» Л. Тимеевой, уральских старожилов — «Корень» А. Курлаева, башкир — «Иткуль — древняя земля» М. Аристовой, цыган — «Урок русского» П. Тихонова, марийцев — «Дочь, доченька» А. Петрова и коми-пермяков — «Домой» М. Аристовой (все — Россия, 2010 г., 15 мин.).

Второй блок был представлен фильмами — лауреатами зарубежных кинофестивалей. В рамках специальной программы была предложена турецкая кинокартина, перед показом которой приветственное слово произнес директор Стамбульского международного кинофестиваля «1001 документальный фильм» Мустафа Юнлю. Затем был продемонстрирован фильм Б. Элмаз «Игра в домик» (Турция, 2012 г., 56 мин.) о проблеме ранних браков в современной Турции, столкновении традиции и модернизации и поиске выхода из конфликтных ситуаций.

Специальную программу продолжил фильм — лауреат Делийского международного кинофестиваля этнографических фильмов «Тебе здесь не место» (Индия, 2011 г., 75 мин.), снятый независимым режиссером С. Банерджи. Черно-белая индийская кинолента с хорошо выстроенной композицией кадров стилистически выделяется на фоне прочих фильмов, представленных на «Самрук-Этно-Фесте». Предметом исследования в фильме является народная индийская музыка в условиях коммерциализации, затронуты проблемы ее перехода в массовую культуру и способы выживания народного музыкального наследия страны.

5 Включение зарубежных фильмов в программу кинофестиваля

| явилось весьма ценным опытом. Сопоставление короткомет-

£ ражек России, Турции и Индии дало возможность увидеть раз-

| личия в тематической направленности и стилистике докумен-

| тальных антропологических фильмов России (представленных

| на фестивале антропологических фильмов в Екатеринбурге)

| и стран дальнего зарубежья. Разумеется, нельзя делать серьез-

| ные выводы на основании двух зарубежных фильмов, однако

1 показательно, что именно они представляли турецкий и ин-

2 дийский кинофестивали соответственно.

за

3 Итоги Первого международного фестиваля этнографического | кино «Самрук-Этно-Фест» были подведены в ходе круглого I стола «XXI век. Нация и культура. Поиски идентичности». | Можно сказать, что его участники сошлись во мнении отно-| сительно сохранения формата мероприятия в будущем, целей ^ и задач проекта. Также были высказаны суждения по поводу ^ качества и тематики представленных кинокартин. Главные же | споры вызвал вопрос о присутствии в программе фестиваля | игрового кинематографа — здесь мнения диаметрально разделились. Киноведы, в том числе Гульнара Абикеева и президент

3 кинофестиваля Бахыт Каирбеков, поддержали участие игро-

I вых фильмов в программе «Самрук-Этно-Феста» в будущем.

| Взгляды присутствовавших режиссеров-документалистов

были менее единодушными, например, молдавский режиссер Г. Чубук высказал предположение, что в таком случае «документальное кино будет находиться в тени игрового кинематографа», а таджикский деятель искусства Ш. Солех ратовал за презентацию фильмов этнографического жанра кинодокументалистики с целью сохранения чистоты жанра этнографического кино в рамках данного кинофестиваля.

На наш взгляд, присутствие игрового кинематографа в будущем украсит и обогатит кинофестиваль. Одно из преимуществ этого видится в том, что фестиваль этнографического кино позволяет зрителям познакомиться с национальными кинематографиями, которые часто остаются неизвестными даже специалистам. Второе преимущество относится к роли игрового кинематографа в развитии визуальной антропологии, на чем необходимо остановиться подробнее, так как тема художественного кинематографа для визуальной антропологии является одной из наиболее болезненных.

Художественный кинематограф не остается равнодушным к проявлению народных форм культуры. Он способен представить традиции различных этносов на экране через реконструкцию, использование документальных хроник в кинотексте либо предлагая зрителю вымышленные истории, в которых

е

отражены культура и быт тех или иных народов. Этнокультурные традиции влияют на эстетику и поэтику игрового кинематографа, его язык, который в разных странах имеет набор индивидуальных «этнических» черт. Таким образом, каждый национальный кинематограф обладает своим этническим киноязыком и рождает этнические кинематографические стереотипы. Если зрительный ряд фильмов визуализирует культуру и выступает для исследователя в качестве источника этнографической реальности (жилищные постройки, одежда, пища и пр.), то сюжетную основу многих фильмов можно интерпретировать как этнографическое поле традиционного универсума, которое развернуто во времени и пространстве современной действительности. Для анализа фильма как визуального текста необходимо использовать искусствоведческий подход в сочетании с антропологическими методами и с учетом этнокультурной специфики региона. Это даст возможность оценить влияние этнокультурной среды на развитие киноискусства, в котором, в свою очередь, отражаются народные традиции.

Во время работы круглого стола была обозначена еще одна важная проблема — различия в позициях и взглядах, а порой и непонимание между кинематографистами и учеными-этнографами, киноискусством и визуальной антропологией. В то время как киноведы полагают, что фильмы, богатые этнографическим материалом, призваны не только сохранить традиционные формы культуры посредством камеры, но и дать почву для размышления о проблемах общества и стать полноправным источником для научной работы, специалисты-этнографы считают большинство таких картин слишком субъективными и неподходящими для научных изысканий. По этой причине оценки тех и других часто расходятся: не все фильмы, высоко оцененные кинематографистами, получают одобрение этнографов.

Границы использования документального и игрового кино в качестве этнографического источника неустойчивы и весьма подвижны. Во многом ограничения зависят от целей и задач конкретного исследования, а также от укоренившегося мнения научного сообщества по вопросам методологии и определения предмета и объекта современной визуальной антропологии. Для того чтобы расширить ее предметную область, необходимо привлекать специалистов в этой сфере к участию в кинофестивалях. Разногласия в таком случае неизбежны, но именно споры и полемика могут способствовать нахождению компромиссов и точек соприкосновения между киноискусством и наукой. Иначе прекрасные образцы этнографического кино будут оставаться достоянием лишь киноискусства и рассматриваться

= как жанр документального кино с позиций киноведения, вме-

| сто того чтобы найти не только своего зрителя, но и специали-

„ ста-антрополога, который сможет воспользоваться отснятым

1 материалом. По этой причине этнографов также хотелось бы

е. привлечь к сотрудничеству с кинематографистами.

х

3 Подводя итог, надо сказать, что кинофестиваль выполнил важ-

4 ную функцию, представив специалистам и зрителям ретро-& спективу лучших этнографических фильмов, снятых на терри-& тории стран СНГ. Это дало возможность судить о современном | развитии документального этнографического кинематографа

5 и попытаться осмыслить существующие критерии его оценки с позиций киноискусства, с одной стороны, и этнографии

I и культурной антропологии — с другой.

5

Л Кинофестиваль привлек внимание общественности и наметил

О

« поиск новых и ярких имен в области документального кино

^ этно/антропологической направленности. В рамках круглого

| стола был обозначен ряд важных проблем как для дальнейшего

Л существования самого кинофестиваля, так и для развития

= этнокино, что напрямую затрагивает и дискурс визуальной

12» антропологии.

0

м

1 Первый фестиваль был неконкурсным и проходил в формате | «фестиваля фестивалей». Начиная с 2014 г. планируется проведение кинофестиваля в рамках конкурсной программы с периодичностью один раз в два года.

Автор статьи выражает особую благодарность организатором кинофестиваля за предоставленный иллюстративный материал.

е

Народный артист Республики Таджикистан и режиссер театра и кино Шоди Солех

Режиссер Бингёль Элмаз и директор Стамбульского кинофестиваля «1001 документальный фильм» Мустафа Юнлю

Режиссер документального Режиссер документального кино

и игрового кино Шамиль Алиев Георгий Чубук

Режиссер игрового кино Гуж Тадевосян

Режиссеры документального кино Святослав Феофилактов и Юрий Тимофеев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.