АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ, 2017, № 33
VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ «ДНИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КИНО», 27 сентября — 2 октября 2016 г., Москва Виктория Олеговна Васильева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
20 Мясницкая ул., Москва, Россия vchistyakova@hse.ru
Аннотация: В обзоре рассматриваются основные тематические направления, развивавшиеся Международным кинофестивалем аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» (Москва) в 2010-2016 гг., среди которых особое значение имеют антропология труда и исследования роли и места традиции в современном мире. Фестиваль представляет собой масштабный научно-образовательный проект и международную коммуникативную платформу, которая позволяет на регулярной основе осуществлять взаимодействие между российскими и зарубежными исследователями в области наук о культуре. В центре внимания участников и зрителей находится специфика средств аудиовизуальной фиксации как инструмента работы антрополога, аудиовизуальных языков как таковых и тех областей социокультурной действительности, изучение которых данные языки делают возможным.
Ключевые слова: кинофестиваль, аудиовизуальная антропология, социальная (культурная) антропология, этнографический фильм, идентичность, традиция, антропология труда.
Для ссылок: Васильева В. VI Международный кинофестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино», 27 сентября — 2 октября 2016 г., Москва // Антропологический форум. 2017. № 33. С. 191-208. http://anthropologie.kunstkamera.ru/06/2017_33/vasileva/
ANTROPOLOGICH ESKIJ FORUM, 2 017, NO. 33
THE 6TH INTERNATIONAL AUDIOVISUAL ANTHROPOLOGY FILM FESTIVAL "DAYS OF ETHNOGRAPHIC CINEMA", September 27 — October 2, 2016, Moscow Victoria Vasileva
National Research University Higher School of Economics 20 Myasnitskaya Str., Moscow, Russia vchistyakova@hse.ru
Abstract: The review is focused on the most important research issues developed by the International audiovisual anthropology film festival "Days of Ethnographic Cinema" between 2010-2016, among which are emphasized the anthropology of work and the role and place of tradition in the modern world. The festival is a major academic and educational project. It is also an international communication platform, allowing Russian and international scholars to interact on a regular basis, and to exchange the latest results of their projects in the field of social (cultural) anthropology and related disciplines. Participants and spectators paid special attention to the specifics of audiovisual tools used by anthropologists, audiovisual languages as such, and those areas of sociocultural reality that the study of these languages make possible.
Keywords: film festival, audiovisual anthropology, social (cultural) anthropology, ethnographic film, identity, tradition, work.
To cite this article: Vasileva V., 'VI Mezhdunarodnyy kinofestival audiovizualnoy antropologii "Dni etnogra-ficheskogo kino", 27 sentyabrya — 2 oktyabrya 2016 g., Moskva' [The 6th International Audiovisual Anthropology Film Festival "Days of Ethnographic Cinema", September 27 — October 2, 2016, Moscow], Antropologicheskijforum, 2017, no. 33, pp. 191-208.
URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/06/2017_33/vasileva/
Виктория Васильева
VI Международный кинофестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино», 27 сентября — 2 октября 2016 г., Москва
В обзоре рассматриваются основные тематические направления, развивавшиеся Международным кинофестивалем аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» (Москва) в 2010-2016 гг., среди которых особое значение имеют антропология труда и исследования роли и места традиции в современном мире. Фестиваль представляет собой масштабный научно-образовательный проект и международную коммуникативную платформу, которая позволяет на регулярной основе осуществлять взаимодействие между российскими и зарубежными исследователями в области наук о культуре. В центре внимания участников и зрителей находится специфика средств аудиовизуальной фиксации как инструмента работы антрополога, аудиовизуальных языков как таковых и тех областей социокультурной действительности, изучение которых данные языки делают возможным. Ключевые слова: кинофестиваль, аудиовизуальная антропология, социальная (культурная) антропология, этнографический фильм, идентичность, традиция, антропология труда.
Виктория Олеговна Васильева
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики», Москва
vchistyakova@hse.ru
Осенью 2016 г. в Москве в шестой раз прошел Международный кинофестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино». В течение нескольких последних лет фестиваль выполняет функции международной коммуникативной платформы для обмена идеями и обсуждения новых ракурсов и перспектив социально-антропологического анализа, открывающихся благодаря использованию в исследовательских проектах аудиовизуальных техник и технологий. С 2014 г. основным организатором мероприятия выступает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», партнерами которого являются Российский государственный гуманитарный университет, Мультимедиа Арт Музей (Москва), Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, Государственный исторический музей, Музей Москвы и Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
Смена основного организатора (прежде им был Российский институт культурологии) в содержательном плане привела в первую
очередь к тому, что в рамках фестиваля получила дальнейшее развитие тема труда (инициированная фестивалем еще в 2011 г. и нашедшая впоследствии отклик в среде специалистов НИУ ВШЭ). Труд является одним из традиционных объектов исследования для социальных и гуманитарных наук эпохи модерна. Классические тексты на эту тему создали А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, С.Н. Булгаков и другие авторы, рассматривавшие труд в философском, экономическом, теологическом, социологическом и других аспектах. В то же время особое значение и специфический интерес тема труда представляет для социальной (культурной) антропологии. Это связано с тем, что начиная с самых ранних этапов своего развития антропология (этнология) стремилась к комплексной реконструкции «форм жизни» человеческих сообществ. Труд же, будучи «растворен» во всех видах практики, представляет собой «тотальный социальный факт» (в понимании М. Мосса). Анализ труда позволяет целостно охватить динамику социально-культурной жизни индивида и группы. Фестиваль «Дни этнографического кино» ставит перед собой задачу показать результаты новых визуальных и аудиовизуальных способов фиксации трудовой деятельности, которые открывают и новые ракурсы теоретического анализа. Экранные аудиовизуальные образы труда отражают серьезные проблемы современного мира: бедность и неравенство, трансформацию традиционных хозяйственных ландшафтов, трудовую и экономическую социализацию (вопросы которой стали особенно актуальны в связи с динамикой миграционных процессов), обострение проблематики «центр — периферия», «Север — Юг», принимающие межнациональные формы трудовые конфликты, а также последствия легальной и нелегальной миграции. Появление антропологических фильмов подчас оказывает влияние и на сами изучаемые культуры, способствуя в ряде случаев возрождению зафиксированных в них трудовых практик в новых условиях и их актуализации.
В 2016 г. тематическое направление «антропология труда» (в предыдущие годы фестиваль выделял фильмы данной тематики в специальную программу кинопоказов с одноименным названием) объединило нескольких проблемных сторон трудового процесса, главная из которых — проблема стремительно меняющейся социальной и личностной идентичности. В фильме московского документалиста Елены Демидовой «Мужской выбор» (Россия, 2014, 61') герои добывают газ вахтовым методом в районе одного из месторождений на полуострове Ямал. Длительная разлука с семьей, аскетичный быт и тяжелый труд на самом севере Сибири создают новый образ жизни и мыслей, трансформирующий, иногда необратимо,
картину привычных социальных (в первую очередь семейных) связей. Близкую тему развивает картина Елены Отрепьевой «Ребалда» (Россия, 2014, 33'), в которой показана жизнь отдаленного поселка на Соловецком архипелаге в Белом море. Каждое лето для добычи морских водорослей сюда приезжают мужчины со своими семьями, привлекаются для сезонной работы и бывшие заключенные. Рабочие живут замкнутым мирком, неся печать социальной исключенности (как и когда-то узники Соловецких лагерей, они трудятся в каторжных условиях), но создавая при этом свою, альтернативную социальную микросистему, в которой, несмотря ни на что, есть место доброте и вере в людей. Каждый из фильмов предлагает свой взгляд на проблему самоопределения человека в ходе трудового процесса — проблему, которая неизбежно включает в себя трансформацию связей индивида с его непосредственным окружением.
Роль физического труда в современном мире анализируется также в фильме Анны Гримшо (Anna Grimshaw) «Во время отлива» / "At Low Tide" (США, 2016, 63') — в нем мы видим, как копатели на побережье штата Мэн с помощью самых простых инструментов собирают моллюсков на вязком морском дне, обнажающемся в часы отлива. Анна Гримшо, социальный антрополог из университета Эмори, уже представляла свои фильмы на «Днях этнографического кино» в Москве в 2012 и 2014 г., делясь со зрителями результатами исследований «жизни, сделанной вручную» ("handmade life"). В центре ее внимания находился Билл Копертвэйт — необычный человек, который в далеком 1960 г. купил 300 акров дикой земли в Ма-чиаспорт, штат Мэн, и до самой своей смерти в 2013 г. жил и работал в лесу. Созданная Анной серия фильмов о нем приоткрыла малоизвестный срез американской культуры, в котором крайне важную роль играет природа. В то же время эти фильмы явили собой одно из актуальных направлений антропологии труда, подразумевающее анализ традиционных и модернизированных разновидностей трудовой деятельности в контексте взаимоотношений человека с природной средой. Автор фильмов пытается найти ответ на вопрос о том, чем может являться ручной труд в виде промысловой деятельности сегодня: следствием безработицы и социальной нестабильности? Частью традиционного образа жизни? Способом «вернуться к природе»? Или чем-то еще?
Экологический аспект труда в предшествующие фестивальные годы был представлен самыми разными исследовательскими проектами. Так, в 2014 г. был показан фильм Ивана Головнева «Месторождение» (Россия, 2012, 26'): история о непростом сосуществовании традиционного хозяйства и про-
мышленных достижений на современном сибирском Севере. Семья оленеводов, живущих на границе Ямала и Югры, оказывается в близком соседстве с базами нефтяников и миром высокотехнологичных разработок. В том же году фильм «Мед» / "Honey" (Германия, 2013, 39') немецкого антрополога Мартина Грубера (Martin Gruber) познакомил зрителя с важнейшим промыслом жителей Центральной Анголы — сбором меда диких пчел. Мед здесь является главным источником дохода, неотъемлемой частью местной кухни и лекарственным средством. Более того, он помог местному населению пережить гражданскую войну. Фильм был создан в ходе киносеминара в рамках международного исследовательского проекта «Будущее Окаванго», участники которого поставили целью изучить возможности рационального использования ресурсов в бассейне реки Окаванго. Антрополог из Великобритании Ян Стокел (Jan Stockei) представил свой фильм «Нет страны для старых трав» / "No Country for Old Herbs?" (Соединенное Королевство, 2013, 19'37''), центральный персонаж которого, Никола Ди Понцио, прикладывает немало усилий для того, чтобы остаться тем, кем он был всегда — собирателем дикорастущих лекарственных растений в регионе Лацио (Италия). Сохранять эту старейшую практику (а вкупе с ней и традиционный образ жизни) в условиях глобализации и связанных с ней трансформаций рынка труда становится все сложнее, но главный герой не теряет надежды адаптировать ее к реалиям современного мира. Все три фильма так или иначе анализируют проблему промысла как традиционного занятия, определяющего идентичность человека или группы, но переживающего в настоящий момент столкновение с вызовами глобализированного мира. В фильме Ивана Головнева угроза традиционной форме хозяйства и издавна сложившейся системе взаимодействий «человек — природа» сопряжена с проблемой оказавшегося в непосредственной близости другого — именно так воспринимают друг друга оленеводы и нефтяники, взаимопонимание между которыми, как кажется, невозможно. Проект Мартина Грубера ставит вопрос о противоречиях между способами природопользования: инновационными и традиционными, определяющими уклад жизни местных сообществ. Ян Стокел в своем фильме затрагивает вопрос о судьбе традиционных систем и форм медицины, достижения которых в настоящее время не изучаются и остаются невостребованными.
Участники фестивальной программы 2016 г. представили свое видение данного круга вопросов и предложили новые сюжеты. Высокую оценку зрителей получили два дебютных фильма: «Диалоги на болоте» / "Swamp Dialogues" (Румы-
ния / Нидерланды, 2015, 53') и «Никогда не задерживайте дыхание» / "Never Hold Your Breath" (Норвегия, 2016, 34'). Слово «диалоги» в названии первого фильма отражает диалогическую установку, характеризующую полевую работу антрополога, а также состояние «нахождения в диалоге» с различными научными дискурсами и множественными слоями интенций и интерпретаций, зарождающимися непосредственно «в поле». Фильм рассказывает о людях, проживающих в районе биосферного заповедника «Дельта Дуная» (Румыния) — самого большого и наименее затронутого цивилизацией комплекса заболоченных территорий в европейском регионе. Дельта представляет собой уникальный «музей» биоразнообразия и с 1991 г. является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фильм показывает жизнь местных сообществ, неблагополучие которой остается, как правило, незамеченным на фоне предпринимаемых мер по охране природы. На первый взгляд, главной проблемой для населения остается заболоченная местность. Фильм, ставший результатом масштабного полевого исследования, задается целью выяснить, действительно ли плачевное состояние местных сообществ — результат природных условий их проживания. Тем самым он вносит вклад в развитие экологического дискурса, демонстрируя в то же время опыт рефлексии над тем, как «производится знание» в социально-гуманитарных науках. Автор фильма Илдико Зонга Плайяс (Ildiko Zonga Plajas) занималась антропологией и культурными исследованиями в Румынии и Венгрии, затем обучалась по программе «Визуальная этнография» в Лейденском университете (Нидерланды). Ее первый кинопроект, по ее словам, представляет направление «пост-репрезентативной» (post-representational) антропологии, то есть антропологии, которая не «открывает правду», а выступает в поддержку различных пересекающихся между собой способов включенности в миры, населяемые нами [Plajas 2015].
«Никогда не задерживайте дыхание» — блестящий образец магистерской диссертации в виде фильма, автор которой Гил Орр Уртрегер (Gil Orr Urtreger) прошел обучение в университете Тромсе по программе "Visual Cultural Studies". В фильме рассматриваются экологические, социально-экономические и культурные проблемы острова Утила, расположенного в западной части Карибского моря (островная часть Гондураса). Всё на нем, на первый взгляд, напоминает идиллию, тогда как на деле эта хрупкая экосистема едва выдерживает неослабевающий поток туристов — любителей дайвинга, являющегося главным источником дохода местного населения и одновременно угрозой природному и культурному ресурсу острова. В отношениях между приезжими и коренными жителями,
сознающими эту опасность, но экономически зависимыми от туристов, постепенно нарастает напряжение. Фильм разворачивает тему «антропологии труда» в направлении таких вопросов, как кризис локальных сообществ, трансформация «идентичности места» и обострение проблематики «местный — приезжий» («свой — чужой»). В числе других работ, представляющих данный круг проблем, можно отметить фильм «Парикмахер» / "El Barbero" (Испания, 2015, 26') режиссера Франчески Филипс (Francesca Phillips). Речь в нем идет об истории и современном состоянии деревни Терор (Гран-Канария): на протяжении почти ста лет средоточием ее социальной жизни была парикмахерская, куда стекались люди со всей округи, не столько побриться, сколько пообщаться. Здесь можно было узнать и обсудить все новости, встретить друзей, попросить в долг. Сегодня деревня неуклонно пустеет: процессы урбанизации продолжают оставаться причиной социально-экономического и культурного кризиса поселений негородского типа. Парикмахерская, так долго служившая своего рода центром социальных связей, тоже опустела, лишь несколько очень старых клиентов по привычке заглядывают сюда, чтобы поболтать с восьмидесятидвухлетним Пепито, проработавшим здесь всю жизнь. Старики становятся свидетелями того, как необратимо угасает жизнь всей округи. Другая картина — «Британец китайского происхождения» / "British Born Chinese" (Великобритания, 2015, 47') — посвящена проблеме миграции и сосуществования культур. Автор проекта, сотрудница Школы социальных наук Манчестерского университета Елена Барабанцева несколько лет изучает жизнь китайского квартала в Манчестере. В этом исследовательском фильме (research documentary film, как называет его автор) рассказывается о жизни двух школьников, детей китайских мигрантов, опыт повседневной коммуникации которых сплетает воедино их британскую и китайскую идентичность, идет ли речь о ситуациях знакомства и самопрезентации, оформления документов, поиска работы или выбора занятий.
Второе крупное исследовательское направление, развиваемое фестивалем, — это исследование роли и функций традиционной культуры (традиции) в модернизированном мире. В разные годы данному направлению были посвящены специальные программы показов и отдельные мероприятия в рамках фестиваля. В их числе — три Международных научно-практических семинара по аудиовизуальной антропологии, инициированных и организуемых с 1990-х гг. Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Институт Наследия): «Культурное
наследие как "институт памяти"» (Институт Наследия, Российский институт культурологии, 2010), «Адаптация народной традиции к современным условиям: другая жизнь» (Институт Наследия, Российский институт культурологии, 2012) и «Традиционная культура в посттрадиционном обществе: вопросы адаптации» (НИУ ВШЭ, РГГУ, 2014). Руководитель семинара — Евгения Андреева, возглавлявшая с 1994 г. сектор живой традиционной культуры Института Наследия. На семинарах на примере конкретных проектов были рассмотрены следующие ключевые вопросы культурологии и культурной антропологии: какую роль играет сегодня историческое наследие? Каковы функции и формы существования прошлого в культуре? В чем состоит специфичность «модернизированных» сообществ по сравнению с «традиционными»? Можно ли считать современное общество посттрадиционным? Насколько правомерно деление традиций на «аутентичные» и «изобретенные»?
В этом контексте стоит выделить «изюминку» программы фестиваля 2014 г. — фильмы исследовательского кинопроекта «Карнавал — Король Европы» / "Carnival King of Europe", реализуемого в течение нескольких последних лет под руководством Джованни Кезиха (Giovanni Kezich), Антонеллы Мотт (Antonella Mott) и Микеле Трентини (Michele Trentini)1. Финансовую поддержку проекту оказывает Департамент культуры Европейского Союза. Проект ставит перед собой цель выявить наиболее общие черты, присущие карнавалам и зимним ритуалам плодородия, практикуемым в разных частях Европы. Карнавал — одна из наиболее давних традиций в европейской культуре, он поистине «Король Европы». Изначально его функция состояла в том, чтобы обеспечить процветание и хорошие урожаи. В настоящее время карнавал скорее служит событием, которое объединяет в одном костюмированном действе всех без исключения жителей городка или деревни, выполняя тем самым функцию консолидации сообщества и одновременно пробуждая чувство принадлежности к конкретной территории. Руководители проекта исходили из предположения, что карнавал демонстрирует сходство действия и персонажей, как будто отлитых из одной и той же формы, во всех уголках европейского региона, что и было отражено в цикле ярких короткометражек. В Москве проект представил один из его руководителей Джованни Кезих, директор Музея традиций и костюма региона Трентино (Италия).
1 Подробнее см. на сайте кинопроекта «Карнавал — Король Европы»: <http://www.carniva1-kingofeurope.it/>.
Особое внимание фестиваль уделяет проблеме существования «аутентичных» традиционных культур и традиций в современном глобализированном мире. В понимании традиции подчеркивается сознательный и активный выбор сообществом того, что для него является ценным, а значит, и «традиционным» «здесь и сейчас». Многие фильмы, продемонстрированные в рамках фестиваля в последние годы, раскрывают сущность традиции как явления изменчивого и подвижного, связанного с социальными изменениями1.
Исследования авторов фильма «В кадре — Другой» / "Framing the Other" (Нидерланды, 2011, 25') показали, что сознательное и рефлексивное отношение к своему наследию, конструирование традиций отнюдь не являются прерогативой исключительно модернизированных обществ, будучи свойством и тех культур, которые принято называть «традиционными» («примитивными»). Режиссеры Илья Кок (Ilja Kok) и Виллем Тиммерс (Willem Timmers) провели съемки в племени мурси в Южной Эфиопии. Женщины здесь носят специальные крупные украшения (в частности, губные диски), которые являются частью традиционного уклада жизни и важным элементом внутрисемейных отношений. В последнее время в связи с наплывом туристов данная практика стала основным источником доходов мурси: женщины украшают себя еще ярче и делают свою внешность еще более «экзотичной», позируя перед фотокамерами. С одной стороны, практика позирования перед туристами позволяет немного улучшить бедственное положение мурси (аграрный регион, в котором они проживают, находится в упадке). С другой стороны, она являет собой один из тех элементов экономики «культурного туризма», который подразумевает распад традиционной культуры как таковой и начало «инструментализации» традиции — использования ее как экономического ресурса в современной рыночной системе2.
Еще один фильм из той же категории — «Водное кукольное представление во Вьетнаме: древняя традиция в современном мире» / "Water Puppetry in Vietnam: An Ancient Tradition
В этом отношении фестиваль анализирует и развивает идеи, изложенные Ежи Шацким и Эдвардом Шилзом в 1970-1980-х гг. [БИНэ 1981; Szacki 2011], а также социологами и социальными антропологами конструктивистского направления. Согласно их взглядам, традиция носит интенциональ-ный характер, является текучей и подвижной, а ее передача и сохранение зависят от оценки ее как значимой ныне живущими поколениями (подробнее о траекториях понимания традиции в социально-гуманитарных науках см.: [Васильев 2012]).
Фильм оказался в центре дискуссии, развернувшейся на научном семинаре Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ 26 марта 2015 г. «"Инсценированная аутентичность": визуальный код саморепрезентации традиционной культуры», см. анонс на сайте РГГУ: <http://visantrop.rsuh. ги/аппоипсетеПз.М:т^11=2633886>.
in a Modern World" (США, 2012, 32'), показанный в рамках специальной программы «Народная традиция в современном мире» на фестивале в 2012 г. Автор фильма — антрополог из Кеньон-Колледжа Сэм Пэк (Sam Pack). Водное кукольное представление — уникальный ритуал в аграрной культуре Северного Вьетнама (его проводят в деревнях, занятых выращиванием риса). Приток туристов привел ко взлету его популярности, и некоторые ключевые компоненты спектакля были подвержены изменениям с точки зрения как формы, так и содержания, с тем чтобы привлечь еще больше внимания западного зрителя. В фильме исследуется комплекс сложных взаимовлияний быстро развивающейся индустрии туризма и «производства культуры», осуществляемого традиционными сообществами. Специфика проекта состоит в развернутой «обратной связи» исследователя с исследуемой группой. Сначала мы видим, как в деревне Бао Ха, расположенной в Дельте Красной реки, демонстрируется серия созданных в рамках правительственного гранта фильмов, запечатлевших древнюю традицию водного кукольного шоу, — демонстрируется для того, чтобы сделать эту часть наследия доступной в качестве таковой самим носителям данной культуры. Местным жителям было предложено выразить свое мнение об этих кинолентах. Впоследствии пять жителей деревни прошли обучение видеосъемке и получили возможность самим сделать фильмы о той же традиции. Созданные ими кинокартины также были показаны местному сообществу. Таким образом был совершен символический цикл «цифровой репатриации» этой важной части наследия. Работа исследователя здесь заключается в создании такой модели этнографического кинопроизводства, в которой представителям традиционного сообщества предоставляются возможности и средства для артикуляции их собственного видения настоящего и будущего своей культуры. В этом можно усмотреть современный пример разработанного Жаном Рушем подхода, вошедшего в науку под названием «рефлексивной этнографии»: в его основе лежит идея участия в исследовании самих изучаемых групп, см.: [D'Elia 2016]. А первым проектом, в рамках которого кинокамера была вручена представителям изучаемого сообщества — американским индейцам из племени навахо, с тем чтобы они сделали фильмы о самих себе, стала работа C. Уорта и Дж. Айдера под названием "Navajo Film Themselves" (1966), см.: [Worth, Adair 1997].
Другой вариант реализации традиции в условиях модернизированного мира представлен в фильме «Быть между — Один из племени Афар» / "The Go-Between, Afar of Ethiopia" (Норвегия, 2014, 43'), созданном в результате исследования, которое
провели на северо-востоке Эфиопии антропологи Фроде Сто-рас (Frode Storaas), Рольф Скотт (Rolf Scott) и Гетечью Касса (Getachew Kassa). Фильм посвящен анализу соотношения традиционного и модернизированного типов культур в жизни скотоводческого племени афар. По традиции обряд перехода в категорию взрослых мужчин предполагает совершение убийства врага. Существуют в племени и другие традиции, предполагающие физическое насилие в том или ином виде, и это создает конфликт между издавна существующим укладом и новыми сконцентрированными в городах государственными институтами Эфиопии. Эта коллизия раскрывается в фильме в образе главного героя, Хуссейна Хейи, государственного чиновника, в обязанности которого входит трактовка совершенных насильственных действий либо как преступлений, подлежащих передаче в вёдение полиции, либо как проявлений традиционного образа жизни, приговор которым должны выносить старейшины кланов. Таким образом, вся его деятельность — это постоянная работа по интерпретации «смысловой ткани» повседневности, в которой переплетаются элементы традиции и модернизации.
Проблематичная ситуация «нахождения между» (между древней традицией и влияниями сегодняшнего дня) заставляет вспомнить еще одну блестящую этнографическую работу, продемонстрированную в 2012 г. как часть специальной программы кинопоказов «Народная традиция в современном мире», — фильм «Боги и короли» / "Gods and Kings" (Гватемала, США, 2012, 90'), режиссер Робин Блотник (Robin Blotnick). Это захватывающий и визуально насыщенный фильм об уникальном ритуале «дисфраз» (disfraz) — маскараде с танцами, проводимом в городе Момонстенанго (Гватемала), население которого составляют преимущественно майя. В отличие от других фольклорных танцев, центральными персонажами здесь с некоторых пор выступают не традиционные фигуры (например, боги майя), а иконы поп-культуры, такие как Зена — королева воинов (героиня популярного телесериала в жанре фэнтези), певица Мадонна и кукла Чаки, а также политики — Риос Монтт, Барак Обама. Все костюмы — местного производства, а маски перед началом танца освящаются на алтарях шаманов. Столкнувшись с интереснейшим феноменом «глобализации образов», автор фильма анализирует те способы, при помощи которых медийные персонажи и политические фигуры мирового масштаба приобретают новый облик и наделяются новыми значениями, становясь частью традиционных культурных практик и верований майя.
Другая группа фильмов демонстрирует потенциал устойчивости традиции и примеры ее выраженной резистентности в ме-
няющихся политических и социально-экономических условиях. В них акцентируется сознательное сохранение традиции и усилия, направленные на то, чтобы передать ее в неизменном виде, часто вопреки внешним по отношению к сообществу обстоятельствам. Традиция при этом служит опорой социальной идентичности на протяжении долгого времени — чаще всего это происходит в случае затянувшихся неблагополучных или даже трагических периодов жизни группы. Тем самым становится возможным скорректированный по сравнению с конструктивистским вариант понимания традиции: хотя образы прошлого и подвергаются постоянным трансформациям в связи с изменяющимся контекстом, они не могут быть результатом абсолютно произвольного конструирования. Традиция всегда опирается на предшествующий жизненный опыт группы и ограничена существующими в ней стереотипами, символами и мифами значимого для данной общности этнического прошлого.
Так, фильм «Братская свеча» / "Community Candle" (Беларусь, 2012, 42') документалиста Ирины Волох рассказывает о древнем обычае, известном с XVI в.: в канун Нового года по старому стилю мужчины деревни собираются вместе, растапливают воск и делают одну большую, многокилограмовую свечу-жертву. Такой обычай связан с практиками ранних церковных братств на территории Великого княжества Литовского и позже на западных территориях Российской империи. К 2012 г. он чудом сохранился только в деревне Лука Столинского района (Белорусское Полесье). Как рассказала режиссер, эта традиция прошла долгий путь, сопровождая местное православное сообщество на разных этапах его истории. Последний всплеск интереса к ней пришелся на тяжелые 1930-е гг., в современных же условиях она, к сожалению, заметно угасает1.
Одно из самых ярких зрительских впечатлений фестиваля в 2014 г. — фильм «Ашура в Дербенте» / "Ashura in Derbent" (Россия, 2012, 46') Михаила Солоненко и Екатерины Капустиной. В старой части Дербента с давних пор живет немногочисленная община азербайджанцев — это единственный анклав шиитов на территории России. В центре внимания авторов фильма находится траурная церемония Ашура, проводимая в дни поминовения имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда. Весь комплекс обрядов в это время направлен на формирование «коллективного вспоминания» — одного из самых эф-
1 Однако стоит заметить, что после успеха фильма «Братская свеча» на российских фестивалях 2013-2014 гг. интерес к традиции возродился и обычай создания «братских свеч» стал распространяться по другим православным приходам Беларуси.
фективных средств консолидации общины. Как рассказала этнограф Екатерина Капустина, целью авторов фильма было не просто показать религиозное мероприятие, о котором, как правило, знают только то, что оно содержит элементы кровопролития (траурные шествия сопровождаются актами самоистязания), а выявить социальные отношения и внутреннюю рефлексию самой общины — установить, что сами люди думают о том, что они делают. Судьба ритуала драматична: его пытались запрещать и в дореволюционное время, и при советской власти. Однако Ашура сохраняла свою значимость и постепенно приобретала этноинтегрирующие черты (в том числе в условиях повсеместной советизации).
В прошедшем 2016 г. наибольший интерес аудитории вызвал фильм «Пелота II» / "Pelota II" (Испания, 2015, 71'). Ранее, в 1983 г., вышел фильм «Пелота» ("Pelota"), автором которого был датский режиссер Йорген Лет (Jorgen Leth), широко известный в том числе благодаря нескольким ярким документальным спортивным фильмам. «Пелота» — один из них: он повествует о баскском национальном виде спорта, игре в ручной мяч. Тридцать лет спустя на экраны вышла «Пелота II», над которой, помимо Йоргена Лета, работала антрополог Олатц Гонзалес Абрискета (Olatz Gonzalez Abrisketa), профессор Университета Страны Басков, автор нескольких публикаций о пелоте1. Фильм выявляет совершенно особые отношения между игроком (pelotari) и мячом и дарит зрителю возможность окунуться в атмосферу многовековой традиции, социальные смыслы которой менялись от Средневековья до эпохи модерна, однако, как и прежде, игра остается воображаемой «точкой сборки» сообщества басков и позволяет раз за разом актуализировать самые архаичные пласты культурной памяти.
В структуре фестиваля отдельное место занимают программы, посвященные визуально-антропологическим исследованиям, проводимым в тех или иных конкретных регионах. В фокусе внимания авторов таких программ оказываются, таким образом, и сами регионы с их спецификой, и отдельные национальные «школы» и направления современной аудиовизуальной антропологии.
Важной частью фестиваля, проходившего в 2012 г., стал Международный коллоквиум «Индийское антропологическое кино: символы, память, воображение» (28 сентября 2012 г., Московский дом национальностей), инициированный и про-
1 Среди них монография [Abrisketa 2005].
веденный сотрудником Института этнологии и антропологии РАН Светланой Рыжаковой. В коллоквиуме приняли участие авторы фильмов, гости из Индии Ладли Мукхопадхья (Ladly Mukhopadhyay), Аренла Субонг (Arenla Subong) и Моа Субонг (Moa Subong). В том же году была организована специальная программа кинопоказов «Аудиовизуальные исследования в Италии». Ее инициатором стал профессор этнологии и визуальной антропологии Университета Флоренции (Италия) Пао-ло Кьоцци (Paolo Chiozzi), оказавший академическую поддержку фестивалю в первые годы его проведения.
В рамках фестиваля 2014 г. состоялся Международный коллоквиум «Визуальные исследования Африки: память, история, идентичность» (27 сентября 2014 г., Государственный исторический музей), программа которого включала в себя показ и обсуждение антропологических фильмов, посвященных проблемам современной африканистики. Среди них — проблема африканской миграции, вопрос о традициях, обретающих новые черты в эпоху глобализации, специфика урбаниза-ционных процессов в разных регионах континента, новые виды социальной исключенности, конструирование социальных образов Европы в среде молодых африканцев. В мероприятии приняли участие специалисты Института Африки РАН Дмитрий Бондаренко и Александра Архангельская, преподаватель Университета Брунеля (Великобритания) Барбара Кнорп (Barbara Knorpp), профессор Университета Бергена (Норвегия) Фроде Сторас (Frode Storaas); организатор и ведущий коллоквиума — Екатерина Деминцева (НИУ ВШЭ, Институт Африки РАН).
Коллоквиум 2014 г. стал новым витком развития африканской проблематики, разработка которой началась ранее, в 2010 г., объявленном годом Франции в России и России во Франции. Тогда кинофестиваль организовал в Москве «эхо» парижского фестиваля этнографического фильма имени Жана Руша. С этой целью в программу показов были включены фильмы современных французских авторов, а также фильмы, представляющие историю французской визуальной этнографии, включая работы самого Руша — уникального исследователя Африки, этнографа и антрополога, с именем которого связан этнокинематографический прорыв во Франции 1960-х гг. Применяемый Рушем способ работы с ручной камерой, когда автор находится «внутри» запечатлеваемого события, а в готовом фильме находят отражение все изменения среды и происшествия, имевшие место в процессе его создания, получил в науке название «прямое кино» (cinéma direct). В числе прочих в программу «эха» был включен фильм «Хроника одного лета», снятый Рушем в 1960—1961 гг. вместе с социологом Эдгаром
Мореном, — фильм, представляющий собой, возможно, самый яркий образец cinéma direct.
По завершении кинопоказов «эха» состоялся Международный коллоквиум «Разделять знание: "прямое кино" и конструирование реальности» (28 сентября 2010 г., Государственный центр современного искусства), на котором были подведены теоретические итоги кинопоказов и затронут ряд вопросов, связанных с использованием современных аудиовизуальных средств в целях изучения новых аспектов культурной обусловленности человеческого поведения и формирования идентичности. Эти вопросы так или иначе касаются специфики аудиовизуальных языков — именно они позволили сделать предметом обсуждения те области, которые определяются факторами человеческого поведения, аффектов, эмоций и чувств, а также те созданные культурой миры, которые в свою очередь определяют движения и телесность, равно как и когнитивное восприятие времени и пространства тех, кто к ним принадлежит (вербальные языки в этом смысле способны только пытаться осуществлять перевод, несущий неизбежный отпечаток ригидности выработанных интеллектуальной рефлексией концептов). В рамках коллоквиума состоялся показ и обсуждение фильма «Бесконечная история» / "Histoire sans fin" (Франция, 2010, 85'), авторы которого, сотрудники Национального центра научных исследований (CNRS) Мишель Фьелу (Michèle Fiéloux) и Жак Ломбар (Jacques Lombard), поделились результатами своего почти десятилетнего исследования юго-западного региона Буркина Фасо — в центре их внимания находится положение женщин в современном африканском обществе1.
В 2016 г. продолжилось знакомство московской аудитории со студенческими инициативами в области аудиовизуальной антропологии — творчество молодых авторов является одним из приоритетных для фестиваля направлений. Была организована программа студенческого фильма, на которой свой проект «ЭтноКино» представил Иван Головнев — кинорежиссер, член Союза кинематографистов Российской Федерации. «Эт-ноКино» — это киношкола для молодежи, интересующейся искусством кино и этнографией Урала, проводимая при участии профессиональных кинорежиссеров и этнографов. На данный момент это единственный в России обучающий проект для студентов, в котором соединены кино и этнография, теория и практика. В его рамках проходят мастер-классы, индиви-
Подробнее о программе кинопоказов и теоретических мероприятиях фестиваля «Дни этнографического кино» 2010 г. см.: [Андреева, Трушкина 2011].
дуальные занятия по этнографии и искусству кино, участники ведут интернет-дневники, совершают выезды на съемки «в поле». Результатом обучения становятся фильмы, самостоятельно снятые студентами киношколы1.
В 2014 и 2016 г. фестиваль посетили ученые с мировым именем: профессор антропологии Гарвардского университета, куратор отдела Европы Музея археологии и этнологии Пибоди Майкл Херцфельд (Michael Herzfeld) и профессор антропологии, руководитель Департамента антропологии Массачусетского технологического института Стефан Хелмрайх (Stefan Helm-reich)2. 26 сентября 2014 г. Майкл Херцфельд прочитал в НИУ ВШЭ публичную лекцию «Наследие и историческая политика: сравнительный анализ и взгляд антрополога». Речь в ней шла о присутствии, переживании и функционировании прошлого в настоящем как об антропологической проблеме, ведь именно антропология обладает уникальным инструментарием, позволяющим анализировать механизмы конструирования темпоральных представлений, образов прошлого и объектов наследия в ходе повседневных социальных интеракций. Профессор Стефан Хелмрайх провел ряд научных и образовательных мероприятий в Москве и Санкт-Петербурге. В их числе открытая лекция на тему «Антропология волн» и презентация книги "Sounding the Limits of Life: Essays in the Anthropology of Biology and Beyond" (Princeton University Press, 2015). Также он выступил ключевым спикером на круглом столе «Звуковые ландшафты в антропологии науки и искусстве» (29 сентября 2016 г., галерея «Триумф»), дискуссия в рамках которого сосредоточилась на экспериментах современного искусства с сенсорными медиа, а также роли sound studies и sensory studies в социальных и гуманитарных науках. Дискуссию предварил показ фильма «СОЛАРИС» / "SOLARIS" (Эстония, Чехия, 2014, 25'), режиссер Павел Борецки (Pavel Borecky). По словам автора, фильм представляет собой проект «сенсорной этнографии»: в нем нет речи (вербальной коммуникации), а главным средством выражения служит аудио-тактильная составляющая экранного ряда (в фильме показывается ночная жизнь таллиннского торгово-развлекательного комплекса, наполненная движениями, материальными объектами и шумами). Один из ключевых пунктов обсуждения касался специфики звука как объекта исследования новых научных направлений (в частности, аудиоантропо-
Организатором проекта стало «Этнографическое бюро» — независимое творческое объединение этнографов, дизайнеров и кинорежиссеров, существующее с 1991 г. в Екатеринбурге, см. официальный сайт объединения: <http://ethnobs.ru/>.
Визиты финансировались за счет гранта Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на приглашение зарубежного специалиста (в категории «почетный гостевой профессор»).
логии), бросивших вызов принятым областям и инструментам знания, в которых главную роль до последнего времени играло зрение. Модератором встречи и куратором визита профессора Стефана Хелмрайха в Россию стал антрополог Николай Ссорин-Чайков (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург)1.
О других мероприятиях и направлениях деятельности фестиваля можно узнать на его официальном сайте: <http://ethno-cinema.ru/>. Фестиваль поддерживают Государственный центральный музей кино, Государственный институт искусствознания, Department of Research Arts (галерея «Триумф»), некоммерческая организация "Documentary Educational Resources" (DER).
Библиография
Андреева Е.Д., Трушкина Е.Ю. Кинофестиваль «Дни этнографического кино» (25 сентября — 2 октября 2010 г., Москва) // Культурологический журнал. 2011. № 4(6). <http://www.cr-journal.ru/ rus/journals/102.html&j_id=8>. Васильев А.Г. Традиция: от классической философии к memory
studies // Философские науки. 2012. № 12. С. 54—63. Abrisketa O.G. Pelota Vasca: un ritual, una estética. Bilbao: Muelle De Uri-
bitarte, 2005. 434 p. D'Elia C. L'anthropologie visuelle de Jean Rouch // VISUAL HISTORY. Rivista internazionale di storia e critica dell'immagine. 2016. No. 2. P. 109-122.
Plajas I.Z. Swamp Dialogues: Filming Ethnography // Somatosphere. 2015, 23 Nov. <http://somatosphere.net/2015/11/swamp-dialogues-filming-ethnography.html>. Shils E. Tradition. Chicago: University of Chicago Press, 1981. VIII+344 p. Szacki J. Tradycja. Wyd. 2., rozszerzone. Warszawa: Wydawnictwo Univer-
sytetu Warszawskiego, 2011. 277 s. Worth S., Adair J. Through Navajo Eyes: An Exploration in Film Communication and Anthropology. Albuquerque: University of New Mexico Press, 1997. 380 p.
Подробнее о круглом столе «Звуковые ландшафты в антропологии науки и искусстве» см. анонс в интернет-издании «Дискурс»: <https://discours.io/events/round-tabLe-discussion/zvukovye-[andshafty-v-antropo[ogii-nauki-i-iskusstve>.
The 6th International Audiovisual Anthropology Film Festival "Days of Ethnographic Cinema", September 27 — October 2, 2016, Moscow
Victoria Vasileva
National Research University Higher School of Economics 20 Myasnitskaya Str., Moscow, Russia vchistyakova@hse.ru
The review is focused on the most important research issues developed by the International audiovisual anthropology film festival "Days of Ethnographic Cinema" between 2010—2016, among which are emphasized the anthropology of work and the role and place of tradition in the modern world. The festival is a major academic and educational project. It is also an international communication platform, allowing Russian and international scholars to interact on a regular basis, and to exchange the latest results of their projects in the field of social (cultural) anthropology and related disciplines. Participants and spectators paid special attention to the specifics of audiovisual tools used by anthropologists, audiovisual languages as such, and those areas of sociocultural reality that the study of these languages make possible.
Keywords: film festival, audiovisual anthropology, social (cultural) anthropology, ethnographic film, identity, tradition, work.
References
Abrisketa O. G., Pelota Vasca: un ritual, una estética. Bilbao: Muelle De
Uribitarte, 2005, 434 pp. Andreeva E. D., Trushkina E. Yu., 'Kinofestival "Dni etnograficheskogo kino" (25 sentyabrya — 2 oktyabrya 2010 g., Moskva)', [Film Festival "Days of Ethnographic Cinema" (September 25 — October 2, 2010, Moscow)], Kulturologicheskiy zhurnal, 2011, no. 4(6). <http://www.cr-journal.ru/rus/journals/102.html&j_ id=8>. (In Russian). D'Elia C., 'L'anthropologie visuelle de Jean Rouch', VISUAL HISTORY. Rivista internazionale di storia e critica dell'immagine, 2016, no. 2, pp. 109-122.
Plájás I. Z., 'Swamp Dialogues: Filming Ethnography', Somatosphere, 2015, 23 Nov. <http://somatosphere.net/2015/11/swamp-dialogues-filming-ethnography.html>. Shils E., Tradition. Chicago: University of Chicago Press, 1981, VIII+344 pp. Szacki J., Tradycja. Wyd. 2., rozszerzone. Warszawa: Wydawnictwo Univer-sytetu Warszawskiego, 2011, 277 ss.
AHTPOnO^OrMHECKMM OOPYM 2017 № 33
208
Vasilev A. G., 'Traditsiya: ot klassicheskoy filosofii k memory studies' [Tradition: From Classical Philosophy to Memory Studies], Filosofskie nauki, 2012, no. 12, pp. 54—63. (In Russian).
Worth S., Adair J., Through Navajo Eyes: An Exploration in Film Communication and Anthropology. Albuquerque: University of New Mexico Press, 1997, 380 pp.