Научная статья на тему 'Обучение юнармейцев основам военной службы с учетом их личностных особенностей'

Обучение юнармейцев основам военной службы с учетом их личностных особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / ЮНАРМЕЙЦЫ / ДВИЖЕНИЕ «ЮНАРМИЯ» / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FUNDAMENTALS OF MILITARY SERVICE / YOUNG ARMY CADETS / MOVEMENT “YUNARMIYA” (“YOUNG ARMY”) / COMPREHENSIVE SCHOOL / FUNDAMENTALS OF LIFE AND SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврикова Ольга Юрьевна, Приешкина Алена Николаевна, Седымов Александр Викторович

В статье представлены результаты исследований по изучению личностных особенностей обучающихся-юнармейцев, а также по изучению осведомленности данных обучающихся о Вооруженных силах Российской Федерации и их мнения об отношении к военной службе по призыву. В работе раскрыто содержание обучения юнармейцев основам военной службы, которое предполагает комплексное сочетание учебной и внеучебной работы. Для изучения эффективности занятий по основам военной службы использовался метод экспертной оценки.The article presents the results of the research on personality traits of young army cadets, their knowledge of the Armed Forces of the Russian Federation, their opinions and attitudes to compulsory military service. In the article, the authors cover the content of education for young army cadets in the sphere of military service fundamentals which involve both academic and extracurricular work. Peer review method was applied as a tool for assessing the effectiveness of classes in military service fundamentals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение юнармейцев основам военной службы с учетом их личностных особенностей»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-3-96-14 УДК 371.8

Гаврикова Ольга Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) ORCID 0000-0001-9738-2938 E-mail: [email protected]

Приешкина Алена Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (Омск, Россия)

E-mail: [email protected]

Седымов Александр Викторович

Старший преподаватель,

Сибирский государственный университет

физической культуры и спорта

(Омск, Россия)

E-mail: [email protected]

ОБУЧЕНИЕ ЮНАРМЕЙЦЕВ ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ С УЧЕТОМ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

© Гаврнкова О. M., npnemKHHa A. H., CegtiMOB A. B., 2020

Gavrikova Olga Yurevna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) ORCID 0000-0001-9738-2938 E-mail: [email protected]

Prieshkina Alena Nikolaevna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports (Omsk, Russia) E-mail: [email protected]

Sedymov Alexandr Viktorovich

Senior Lecturer, Siberian State University of Physical Culture and Sports (Omsk, Russia) E-mail: [email protected]

YOUNG ARMY CADETS' TRAINING IN FUNDAMENTALS OF MILITARY SERVICE IN VIEW OF THEIR PERSONAL CHARACTERISTICS

Аннотация. В статье представлены результаты исследований по изучению личностных особенностей обучающихся-юнармейцев, а также по изучению осведомленности данных обучающихся о Вооруженных силах Российской Федерации и их мнения об отношении к военной службе по призыву.

В работе раскрыто содержание обучения юнармейцев основам военной службы, которое предполагает комплексное сочетание учебной и внеучебной работы. Для изучения эффективности занятий по основам военной службы использовался метод экспертной оценки.

Ключевые слова: основы военной службы, юнармейцы, движение «Юнармия», общеобразовательная школа, основы безопасности жизнедеятельности

Abstract. The article presents the results of the research on personality traits of young army cadets, their knowledge of the Armed Forces of the Russian Federation, their opinions and attitudes to compulsory military service.

In the article, the authors cover the content of education for young army cadets in the sphere of military service fundamentals which involve both academic and extracurricular work. Peer review method was applied as a tool for assessing the effectiveness of classes in military service fundamentals.

Keywords: fundamentals of military service, young army cadets, movement "Yunarmiya" ("Young Army"), comprehensive school, fundamentals of life and safety

Введение

Актуальность статьи определена необходимостью обращения пристального внимания на проблему воспитания подрастающего поколения. На сегодняшний день информационное пространство вокруг детей, подростков и молодежи наполнено различными негативными, малоуправляемыми источниками. Существует реальная необходимость государственного регулирования вопросов воспитания и становления личности молодых граждан страны.

Движение «ЮНАРМИЯ» образовано по инициативе Министра обороны Российской Федерации Сергея Кужугетовича Шойгу в целях патриотического воспитания молодежи. Оно функционирует в рамках общероссийской детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Цель движения - формирование интереса подрастающего поколения к географии и истории России, ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. «ЮНАРМИЯ» стремится к воспитанию у молодежи высокой гражданско-социальной активности, патриотизма, привлечению к изучению истории страны и военно-исторического наследия Отечества, взращиванию в среде подрастающего поколения ответственности, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому менталитету системы ценностей. Кроме того, деятельность данного движения направлена на подготовку и формирование положительной мотивации молодых людей к прохождению службы в Вооруженных силах Российской Федерации1.

Вместе с тем очевидно, что эффективная деятельность по реализации поставленных движением «ЮНАРМИЯ» целей и задач невозможна без участия образовательных организаций, без изучения и учета закономерностей формирования личностных качеств гражданина страны, без создания специальных педагогических условий по формированию данных качеств.

Развитие воспитания в системе образования предполагает «обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной

реализации воспитательного компонента федеральных государственных образова-

2

тельных стандартов» .

Основная часть

Образовательный процесс в старших классах средней школы реализует последнюю ступень общего образования, в рамках которой необходимо максимально эффективно осуществить требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, связанные с воспитанием и социализацией обучающихся, их самоидентификацией посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления.

1 Основы безопасности жизнедеятельности. Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся. 10-11 классы / под редакцией А. А. Волокитина. -Москва: Дрофа, 2013. - 254 с.

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». -URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r (дата обращения: 18.12.2019).

В настоящее время, на наш взгляд, появилась необходимость в определении оптимальных условий организации обучения основам военной службы юнармейцев старших классов.

Мы полагаем, что обучение будет более эффективным при комплексном сочетании учебной и внеучебной работы с учетом личностных особенностей обучающих-ся-юнармейцев.

Имеются данные об ассоциациях и степени доверия юнармейцев к Вооруженным силам РФ. Для изучения особенностей ассоциаций на слова воинской тематики использовался подход (опрос), являющийся аналогом создания прямого и обратного Русских ассоциативных словарей и опирающийся на принципы массовых ассоциативных экспериментов. В качестве респондентов были выбраны молодые люди допризывного возраста (122 человека), школьники 16-17 лет, обучающиеся в 10-х классах средних общеобразовательных школ г. Омска, с рождения говорящие на русском языке и считающие его родным. Теоретической основой ассоциативного опроса послужило представление о воспринимаемых человеком явлениях действительности, отображающихся в его сознании таким образом, что это отображение фиксирует причинные, временные, пространственные связи явлений и эмоции, вызванные их восприятием. Это позволяет использовать опрос как инструмент социально-психологического исследования когнитивного климата, характерного для опрашиваемых.

Респондентам предлагалось в ответ на слово-стимул военной тематики высказать слово-реакцию. Всего использовалось 5 слов-стимулов: воин, воинский, служба, солдат, офицер. Нами проводилась оценка эмоциональной окраски слова-реакции респондентов. Из полученных 220 ассоциативных реакций лишь 26 слов (12 %) имели явно негативную окраску. Отнести к явным положительным характеристикам можно было 57 слов (26 %). Остальные 137 слов (62 %) были эмоционально нейтральны.

Учитывая, что ассоциации отражают когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями, полученные данные позволяют судить о том, что в сознании молодых людей отсутствует выраженный негативный компонент в глубинных основах образов Вооруженных сил и военнослужащего. Неблагоприятная информационная среда, в которой долгое время реализовывало свою деятельность военное ведомство нашей страны, по-видимому, оказала влияние лишь на поверхностные слои сознания.

Нами была использована также проективная методика, основанная на ранжировании фотоизображений людей различных профессий. Респондентам предлагалось оценить степень своего доверия к людям той или иной профессиональной среды (военнослужащий, доктор, полицейский, гражданский служащий) по 10-бальной шкале (от 0 (как самая низкая степень доверия) до 10 (проявление высшей степени доверия)). Опрошенным предъявлялись фотографии людей в профессиональной униформе, баллы суммировались и вычислялось среднее значение по каждой профессиональной группе. Так, нами был отмечен достаточно высокий уровень доверия к человеку в военной форме со стороны молодых людей (7,2 балла). Наивысшей степени доверия был удостоен представитель медицинской отрасли (8,4 балла). С учетом того, что эмоционально-ценностный механизм «доверия-недоверия» является веду-

щим для российской ментальности, образ военнослужащего занимает отнюдь не самое последнее место в молодежном сознании.

В данном исследовании мы посчитали необходимым изучить осведомленность обучающихся-юнармейцев о Вооруженных силах Российской Федерации. В рамках анкетного опроса респондентам задавались вопросы, прямо или косвенно связанные с определением информированности о Вооруженных силах РФ. Так, 82 % опрошенных в той или иной мере осведомлены о государственных мероприятиях в военном ведомстве Российской Федерации. Ничего не слышали о мерах государственной политики в Вооруженных силах РФ 18 % респондентов.

При анализе ответов на вопрос: «Как часто в прессе (телевидение, радио, печать, интернет-издания), в общественно-культурной жизни (кино, выставки) Вам встречаются материалы, связанные с Вооруженными силами РФ?», мы обнаружили, что респондентов, не встречающих таких материалов, нет. Еженедельно, так или иначе, сталкиваются с теми или иными материалами о Вооруженных силах РФ в печатных, телевизионных, радийных или электронных СМИ 22 % участников исследования. Большая часть опрошенных (64 %) подобную информацию получает ежемесячно. Только 14 % молодых людей признают, что встречают сведения о деятельности Минобороны РФ в СМИ примерно один раз в полгода / год. При этом большая часть опрошенных (64 %) упомянули о том, что сталкиваются с информацией о Вооруженных силах в трейлерах полнометражных фильмов и сериалов военной тематики, сами посещают сеансы фильмов данной тематики в кинотеатрах города. Кроме того, по мнению большинства опрошенных (76 %), служба в Вооруженных силах РФ не признается престижной. Данные респонденты считают, что положение дел в российской армии пока является бесперспективным и в связи с этим неблагоприятным для службы. Однако 24 % молодежи полагают, что служба в Вооруженных силах РФ была бы полезна для будущей профессиональной деятельности. Присутствие в массовой российской музыкальной сфере «военных» песен отражает субъективную значимость данной темы для молодежи. Несомненно, что существенная часть молодых людей (88 %) знакома с творчеством военной направленности, знают слова одной или двух песен, и только 12 % опрошенных затруднились с положительным ответом по данному вопросу, пояснив, что знание текстов у них достаточно фрагментарно, отрывочно, поэтому считать это знанием неверно.

Осведомленность молодых людей о видах и родах войск в Российской Федерации оставляет желать лучшего. Большая часть участников исследования (64 %) с трудом формулируют названия трех-четырех родов войск, остальная часть респондентов (36 %) смогли назвать один-два. Пять и более родов войск не назвал ни один из опрошенных.

В целом, анализируя полученные ответы, отметим следующее: отсутствуют респонденты, ответившие «нет, не знаю». Однако положительные ответы говорят о том, что 70 % молодых людей слабо знакомы с такой формой устойчивых проявлений воинской жизни и уклада. Данными респондентами уверенно были названы только две армейские традиции (отдание чести старшему по званию и проведение парадов), и 30 % опрошенных сформулировали ответы, больше связанные с житейскими и субкультурными представлениями о воинских традициях: проводы в армию,

иерархия военнослужащих срочной службы (духи, дембеля и проч.), празднование дня ВДВ и т. д.

В рамках изучения мнения об отношении молодежи к военной службе нами был модифицирован опросник «Установки на военную службу» (Д. Г. Давыдов), который, в конечном итоге, состоял из семи вопросов, касающихся военной службы по призыву. Так, низкий уровень готовности к военной службе по призыву обнаружили 41 % опрошенных; большая часть респондентов характеризуется средним уровнем готовности - 55 % и только 4 % старших школьников характеризуется высоким уровнем готовности к военной службе по призыву.

Все это приводит к следующему выводу: под поверхностным слоем массового сознания российской молодежи находятся более глубокие структуры, задающие основу восприятия имиджа Вооруженных сил РФ и формирование устойчивых знаний о воинской службе. Результаты проведенного исследования позволяют полагать, что формирование нового отношения, повышение уровня осведомленности и уровня знаний обучающихся о Вооруженных силах РФ - одно из средств решения внешних (формирование общественной поддержки Вооруженных сил РФ, привлекательности военной службы и т. д.) и внутренних (привитие гордости за военные достижения страны, за Вооруженные силы РФ, за службу в Вооруженных силах РФ у молодежи, формирование мотивации к службе и т. п.) проблем военной организации России.

Проведение специальной педагогической работы в рамках движения «ЮНАР-МИЯ» будет являться ответом на запрос создания перспективного, ориентированного на стратегические потребности общества, процесса формирования полноценного образа военной службы и Вооруженных сил РФ, что приведет к готовности подрастающего поколения, школьников предпризывного возраста к прохождению воинской службы.

Таким образом, необходима разработка содержания занятий по обучению основам военной службы юнармейцев. Это послужит основой для вовлечения в ряды движения новых членов, а также создаст основу для возможности полученного опыта в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в старших классах средних общеобразовательных школ.

Содержание деятельности по реализации обучения основам военной службы юнармейцев включает следующие этапы:

1. Диагностико-проектный, предполагающий:

- сбор научно-методического, учебно-методического материала, диагностического материала для изучения особенностей личности юнармейцев, проведения мониторинга эффективности методики, анализа эффективности методики;

- изучение ассоциаций и степени доверия, степени осведомленности о Вооруженных силах РФ и уровня знаний о военной службе, изучение мнения об отношении молодежи к военной службе, уровня сформированности патриотизма и иных особенностей юнармейцев;

- разработку содержания занятий по обучению основам военной службы юнар-мейцев в рамках учебной и внеучебной деятельности.

2. Содержательно-деятельностный, представляющий собой реализацию этапов обучения основам военной службы юнармейцев в рамках учебной и внеучебной деятельности.

3. Рефлексивный, подразумевающий выявление результативности реализуемого комплекса занятий посредством диагностики; обобщение итогов; определение перспектив.

В обучении юнармейцев основам военной службы используются следующие технологии:

- технология критического мышления;

- технология развивающего обучения;

- проектная и исследовательская деятельность.

Для создания комплекса занятий по обучению юнармейцев основам военной службы мы воспользовались рабочей программой учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной в БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79» г. Омска в рамках реализации основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Основой обучения азам военной службы юнармейцев явился раздел учебного предмета «Основы военной службы» для 10-го класса объемом 12 часов.

Данный раздел завершает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-м классе.

Обучение основам военной службы юнармейцев предполагает комплексное сочетание учебной и внеучебной работы. В рамках данного положения мы разработали содержание внеучебной работы (работы военно-патриотического клуба «Юнарме-ец») со старшими школьниками в соответствии с календарно-тематическим планом раздела «Основы военной службы» (см. таблицу).

Таблица

Содержание внеучебной работы по разделу «Основы военной службы» (в рамках работы военно-патриотического клуба «Юнармеец»)

№ Тема раздела «Основы военной службы» Формы и содержание работы

1 2 3

1 Вооруженные силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества Экскурсия в Музейный комплекс воинской славы омичей

2 История создания Вооруженных сил Российской Федерации Подготовка и представление презентаций по темам: «Ратная сила России»; «Военное наследие Российской империи»; «Вооруженные силы СССР» (разных периодов); «Вооруженные силы России новейшего времени - с 1991 по 2000 г.»; «Великие военные имена» (разных периодов)

3 Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск в Российской Федерации, история создания и предназначение 1. Встреча с представителями и курсантами Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева. 2. Встреча с представителем и кадетами Омско- го кадетского военного корпуса. 3. Встреча с руководителем Регионального шта- ба «ЮНАРМИИ». 4. Проведение брейн-ринга по теме «Виды и рода войск в Российской Федерации»

Продолжение таблицы

1 2 3

4 Функции и основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации Круглый стол с Комитетом ветеранов войны и военной службы Ленинского административного округа г. Омска

5 Другие войска, их состав и предназначение Экскурсия на выставку Центра противопожарной пропаганды и общественных связей ГУ МЧС России по Омской области и пресс-конференция с сотрудниками Центра

6 Армейские и боевые традиции Вооруженных Сил России. Дни воинской славы в Российской Федерации Подготовка общешкольных плакатов о днях воинской славы в Российской Федерации, презентация плакатов на школьной конференции

7 Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество -основа боевой готовности частей и подразделений российской армии 1. Интервью представителей Омского областного отделения Российского союза ветеранов Афганистана, оформление спецвыпуска школьной газеты. 2. Подготовка и проведение поэтической встречи на военную тематику в Омском госпитале для ветеранов войн

Занятия с юнармейцами 10-го класса были организованы во внеучебное время в разных содержательных формах (1 час в неделю).

В рамках дополнительной внеучебной нагрузки юнармейцы готовились к Торжественному параду, посвященному Дню Победы. Таким образом, были тематически объединены урочные и внеурочные формы занятий раздела «Основы военной службы».

Выводы

Обучение юнармейцев основам военной службы предполагает основной акцент на внеучебной деятельности обучающихся и проявлении их активности и самостоятельности, на сочетании разных форм работы. Тем не менее достаточно важно выяснить успешность обучающихся-юнармейцев по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в части раздела «Основы военной службы» в сочетании этих видов деятельности.

Мы приглашали на мероприятия по внеучебной деятельности в рамках реализации методики экспертов (заместителя военной комендатуры г. Омска, заместителя руководителя Регионального штаба «Юнармии» по Омской области, преподавателя-организатора ОБЖ СОШ № 79 г. Омска), предлагая им оценить качество работы обучающихся-юнармейцев, а также их итоговое резюме по результатам деятельности в ходе учебного процесса и внеучебных занятий при изучении раздела «Основы военной службы». Эксперты оперировали целыми величинами по всем критериям.

По результатам экспертной оценки можно констатировать следующее: в целом по всем критериям итоговые резюме обучающихся-юнармейцев получили достаточно высокие оценки. Эксперты высоко оценили критерий «Достоверность описания» (9 баллов), обнаружив полноту и содержательность описания тех или иных мероприятий. Несколько ниже, но тоже на достаточно высоком уровне отмечен критерий «Аргументация описания» (8 баллов). Это связано с тем, что не все обучающиеся-

юнармейцы выразили полноту своего участия в реализованных проектах. Достаточно высокую оценку (8 баллов) получил и критерий «Структуризация полученных знаний». Это значит, что юнармейцы могут ясно отразить и сформулировать тот спектр знаний, которыми они овладели в ходе реализации методики. Несколько ниже оценена способность структуризации полученных умений и навыков в ходе реализации методики (7 баллов), что может быть связано с недостаточным сроком ее реализации. «Формулирование перспектив» - очень важный критерий (9 баллов), поскольку дает возможность оценить не только эффективность методики, но и возможности продолжения ее реализации.

В целом средняя оценка по всем критериям составила 8,2 балла из 10, что констатирует успешность реализации обучения основам военной службы юнармейцев и возможность экстраполирования данного опыта на другие разделы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», связанные с военной тематикой.

Литература

Основы безопасности жизнедеятельности. Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся. 10-11 классы / под редакцией А. А. Волокитина. -Москва: Дрофа, 2013. - 254 с.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». -URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r (дата обращения: 18.12.2019).

References

Osnovy bezopasnosti zhiznedeiatel'nosti. Patrioticheskoe vospitanie i voenno-professional'naia orientatsiia uchashchikhsia. 10-11 klassy [Fundamentals of life and safety. Patriotic education and military-professional guidance of students. Grades 10-11; ed. by A. A. Volokitin]. Moscow: Drofa, 2013. 254 p.

Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29.05.2015 № 996-r "Ob utverzhdenii Strategii razvitiia vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda " [Decree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015, No. 996-r "On the strategy for the development of education in the Russian Federation in the period up to 2025"]. Available at: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r (accessed: 18.12.2019).

Для цитирования: Гаврикова О. Ю., Приешкина А. Н., Седымов А. В. Обучение юнармейцев основам военной службы с учетом их личностных особенностей // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 3 (96). - С. 166-173. DOI: 10.23859/19940637-2020-3-96-14

For citation: Gavrikova O. Yu., Prieshkina A. N., Sedymov A. V. Young Army Cadets' training in fundamentals of military service in view of their personal characteristics. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 3 (96), pp. 166-173. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-3-96-14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.