СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Т.А. Крючкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6598-2135.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
T.A. Kryuchkova Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theories and Methods of Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6598-2135.
УДК 378
Роман Александрович Кузнецов
г. Пермь
Влияние воинских ритуалов на формирование социально - значимых качеств
личности курсантов Росгвардии
В статье раскрываются особенности ритуалов вузов Росгвардии и их влияние на формирование высоко - нравственных качеств личности курсантов - гвардейцев. Представлены обоснования необходимости их формирования. Автором особое внимание обращается на необходимость соблюдения и повсеместного организованного выполнения воинских ритуалов в повседневной жизнедеятельности курсантами вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Представлено широкое разнообразие видов традиций и воинских ритуалов. Рассмотрены необходимые условия для правильной организации воинских ритуалов Росгвардии, носящих воспитывающий, патриотический характер. Подчеркивается особая роль ветеранских общественных организаций, вносящих значительный вклад в пропаганду, проведение и участие в воинских ритуалах и церемониалах Росгвардии, а так же их исключительной роли в военно - патриотическом воспитании российского молодого поколения нового времени.
Ключевые слова: воинский ритуал, военный институт, курсант, ветеранские организации, Росгвардия.
Roman Aleksandrovich Kuznetsov
Perm
The influence of military rituals on the formation of socially significant personal qualities of cadets of the Rosguards
The article views the peculiarities of the rituals of higher educational institutions of the Rosgvardia and their influence on the formation of highly moral personality traits of cadets - guardsmen. The necessity of their formation are presented. The author pays special attention to the necessity of observing and the widespread organized performance of military rituals in daily life activities by cadets of higher educational institutions of the troops of the National Guard of the Russian Federation. A wide variety of types of traditions and military rituals is presented. The necessary conditions for the proper organization of military rituals of the Rosguards, which are educative, patriotic are considered. The special role of veteran public organizations that make a significant contribution to the propaganda, conduct and participation in military rituals and ceremonies of the Russian Guard, as well as their exceptional role in the military-patriotic education of the new generation of young Russians is emphasized.
Keywords: military ritual, military institute, cadet, veteran organizations, Rosguard.
В духовной жизни курсантов вузов Росгвардии одно из важнейших мест занимают воинские обычаи, традиции, ритуалы.
В обычаях закрепляются нормы и порядок отношений между военнослужащими в различных областях их жизни и деятельности. Они регулируют многие стороны взаимоотношений военнослужащих. Значительная их часть официально закреплена в уставах и наставлениях войск национальной гвардии Российской Федерации.
К обычаям в повседневной жизни относятся: взаимное приветствие военнослужащих при встрече, обычай снимать головной убор при входе в помещение, садиться по приглашению старшего и т.д.
Обычай явлений быта имеют более редкий нередко разовый характер. Например, обычай отмечать день Рождения курсанта или другого воен-
нослужащего, награждать отличившихся, устраивать торжественную встречу молодого пополнения или устраивать церемонию выпуска курсантов -выпускников из стен военного института.
Существуют обычаи, связанные с историческими событиями жизни российских вооруженных сил: почетный караул, артиллерийский салют, подъем флага.
Многие воинские обычаи тесно связаны с воинскими ритуалами. Если первые отвечают на вопрос, как поступить в том или ином жизненном случае, то вторые определяют порядок претворения в жизнь этого обычая. Обычай требует, например, организации торжественной встречи молодого пополнения, ритуал определяет порядок ее проведения. Практически обычаи пронизывают все сто-
PEDAGOGICAL SCIENCES
роны жизнедеятельности людей, однако не каждый из них сопровождается ритуальным действием.
Обычаи, традиции, нравы, привычки и нормы жизни данного общества (армии и флота) оказывают большое влияние на воинские ритуалы. Если социально - экономические отношения определяют в главном социальном плане сущность воинских ритуалов, то обычаи, традиции, нравы и привычки оказывают значительное воздействие на их внешнее проявление, форму. Поэтому воинские ритуалы армий стран независимых государств, например, несмотря на одинаковую социальную сущность, резко отличаются по форме.
В социальном плане обычаи и традиции представляют большую нравственно - эстетическую ценность. Их знание, четкое организационное оформление и проведение на высоком идейном уровне еще больше усиливают, расширяют границы духовной сферы жизни курсанта, воинского коллектива [1].
Отражая социально - экономические и общественно - политическое содержание ратного труда, они развивают у военнослужащих всех категорий и рангов внутреннюю потребность в безупречном выполнении воинского и служебного долга, в обмене опытом и знаниями, в постоянной готовности прийти на помощь своим сослуживцам, способствуют искоренению любых проявлений индивидуализма и эгоизма.
Воинский ритуал - это совокупность установленных обычаем относительно устойчивых действий, выражающих в эмоционально окрашенной, конкретно - чувственной форме отношение военнослужащих к какому - то воинскому торжеству, важному событию в жизни воинского коллектива или отдельного война. Такими событиями для курсантов военных институтов Росгвардии могут быть встреча молодого пополнения, принятие присяги, вручение ценных подарков и грамот, заступление на боевое дежурство, почтение памяти павших героев, торжественные построения и парады, прощание со знаменем военного института.
Воинские ритуалы не выполняют какой - то непосредственно утилитарной функции, но сохраняют свою морально - эстетическую роль. Они воспитывают у будущих офицеров - гвардейцев высокие чувства и мысли. Влияние ритуалов на образовательный процесс, выполнение должностных и специальных обязанностей воинской службы, жизнь и быт воинских коллективов в стенах военного института сказывается опосредованно, через эмоционально - чувственный уровень военнослужащих [5].
Яркая и запоминающаяся форма ритуала способствует раскрытию общественно - значимых ценностей, мотивов или идей, которые люди вкладывают в конкретный жизненный факт.
В войсках национальной гвардии Российской Федерации ритуалы являются внешним выражени-
ем прогрессивных взглядов, проявлением духовной красоты российских военнослужащих. В них органически сочетаются эстетическая форма и высоконравственное содержание. При этом именно содержание определяет внешнее решение ритуала, его композицию, структуру, тональность, продолжительность.
В качестве содержания ритуалов выступают значительные события в жизни отдельных военнослужащих, воинского коллектива в целом и Росгвардии.
Сила эмоционального воздействия воинских ритуалов заключается в неразрывном единстве идейной насыщенности и красоты формы, учитывающей специфику эстетического отражения индивидом окружающего мира. Заряд эстетического переживания может быть очень значительным и сильным. Так А.С. Макаренко охарактеризовал его как «метод взрыва» [4]. В эти мгновения, потрясенный торжественностью и величием, важностью действа, его глубочайшим философским содержанием человек заново переосмысливает прошлое и настоящее, разом осознает пагубность и необдуманность многих своих поступков и тем самым утверждается в их несправедливости.
Внешняя впечатляющая сторона ритуала сливается величием и красотой идей, предопределяющих все последующие дела и поступки военнослужащих. Это не значит, что в проведении ритуалов можно недооценивать форму. Непродуманная форма проведения ритуала может отрицательно повлиять на практическое осуществление самого благородного замысла. Красота внешнего исполнения ритуала, художественное оформление места его проведения имеют огромное значение.
В военных институтах Росгвадии целесообразно при проведении воинских ритуалов приглашать членов ветеранских организаций, представителей местных, общественных молодежных организаций, учебные классы Росгвардии. Необходимо отметить, что особая роль в пропаганде традиций принадлежит ветеранам - живым носителям славных боевых и трудовых традиций Российских вооруженных сил, активным участникам военно-патриотического воспитания российских граждан. Они, свидетели легендарных событий, ярко, впечатляюще раскрывают перед молодежью страницы героической истории России, ее вооруженных сил, передают молодому поколению опыт и мудрость подсказывают ему верный путь к ратному мастерству, убеждают в жизненной необходимости строгого уставного порядка, железной воинской дисциплины [3]. Именно опыт членов ветеранских организаций помогает курсантам - новобранцам быстро занять свое место в строю, в жизни воинского коллектива. В торжественно - деловой и по -уставному строгой обстановке свершения ритуалов еще более повысится ответственность за судьбу российского народа, нашего Отечества, возникнет
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019
91
горячее стремление приумножать боевую славу Российских Вооруженных Сил, своего соединения, части, военного института, подразделения, высоко нести звание защитника Отчизны.
При свершении ритуала следует также обращать внимание на форму одежды военнослужащих. Красота их формы, образцовый внешний вид, подтянутость и окрыленность - все это вызывает чувство внутреннего удовлетворения и гордости у самих военнослужащих, а так же присутствующих на церемониале.
Общеизвестно, например, с какой неподдельной радостью и восхищением граждане России любуются участниками военных парадов на Красной площади, прохождением воинских подразделений по улицам городов и сел. Тысячи людей приходят на Красную площадь посмотреть на выразительную картину смены часовых у Вечного огня перед Могилой Неизвестного Солдата. Важную роль играет особая значительность, приподнятость эмоциональная насыщенность речей и команд, строгость, композиционная стройность ритуала. Велико значение и музыкального оформления ритуалов. Редкий из них обходится без музыки, что объясняется огромной эмоциональной силой воздействия ее на состояние человека. Затрагивая самые сокровенные мысли и чувства, музыка заставляет радоваться или печалиться, вызывает неукротимое стремление выполнить свой долг, свершить героический подвиг.
Все эти моменты составляют форму ритуала, которая в единстве с соответствующим содержанием определяет его эстетическую ценность, глубину воздействия на чувства и сознание будущих офицеров. Чем ограниченнее единство формы и содержания, тем выше действенность воинского ритуала, богаче и ярче вызванные им ассоциации.
Как показали материалы конкретно - социологических обследований, абсолютное большин-
ство курсантов на вопросы анкеты «Какие ритуалы вам больше всего запомнились и почему?» называли те, которые были внешне наиболее торжественны и красочны: вынос боевого знамени, торжественные марши и т.д.
Проникновение эстетического начала во все стороны нашей жизни, возросшее внимание к военно-патриотическому воспитанию российского молодого поколения увеличивает роль воинских ритуалов в армейской жизни нашей страны [2]. Поэтому представляется неверной позиция тех, кто считает, что революционные преобразования в военном деле понижают роль ритуалов в воспитании военнослужащих. Дело здесь в другом. Нам не нужны ритуалы, не затрагивающие ни ума, ни чувств российских военнослужащих.
Разумеется, ритуалы изменяются, совершенствуются, уступают место новым, более действенным. Необходимо видеть эти изменения и требования жизни с тем, чтобы вовремя заметить все новое, ценное и отбрасывать ненужное, устаревшее. Служба в Росгвардии пронизана ритуалами, что дает широкий простор для использования их воспитательного потенциала. Они оказывают большое влияние на формирование личности курсанта Росгвардии, его нравственных качеств, эстетических взглядов, мировоззрения и убеждения. Воинские ритуалы романтизируют воинскую службу, делают ее эстетически выразительной и притягательной. Воздействуя на чувства и разум военнослужащих, они вызывают у них высокие порывы и устремления, способствуют формированию высоких социально - значимых и морально - боевых качеств, мобилизуют на успешное решение задач в служебной и повседневной деятельности, воспитывают любовь к военной службе и вызывают чувство гордости за Российские вооруженные силы, Росгвардию и свою принадлежность к ним.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексюк, Р.А. Анализ сущности традиций, их классификации и роли в жизни армии и общества / Р.А. Алексюк // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 1. - С. 79-81.
2. Аникин, А.В. Организация патриотического воспитания курсантов войск национальной гвардии России, как целостная педагогическая система / А.В. Аникин, Л.В. Коломийченко // Военное образование: вчера, сегодня, завтра. - Пермь, 2016. - № 1. - С. 9-12.
3. Кузнецов, Р.А. Изучение воспитательного потенциала ветеранских организаций в формировании ценностно-смыслового отношения у курсантов к военной службе / Р.А. Кузнецов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2018. - № 2 (44). - С. 248-252.
4. Макаренко, А.С. Методы организации воспитательного процесса / А.С. Макаренко // Педагогические сочинения : в 8 т. - М., 1983. - Т. 1.
5. Стенин, С.В. Аксиологический подход к воспитанию ценностного отношения человеку в профессиональной подготовке будущего офицера / С.В. Стенин // Актуальные вопросы гуманитарных и социально-экономических наук : сб. тр. конф. : в 2 ч. - Пермь : Тип. Перм. воен. ин-т войск нац. гвардии Рос. Федерации, 2018. - С. 239-242.
REFERENCES
1. Aleksyuk R.A. Analiz sushchnosti tradicij, ih klassifikacii i roli v zhizni armii i obshchestva [Analysis of the essence of traditions, their classification and role in the life of the army and society]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Педагогическое образование и наука], 2013, no. 1, pp. 79-81.
2. AnikinA.V., Kolomijchenko L.V. Organizaciya patrioticheskogo vospitaniya kursantov vojsk nacional'noj gvardii Rossii, kak celostnaya pedagogicheskaya sistema [Organization of patriotic education of cadets of the national guard of Rus-
PEDAGOGICAL SCIENCES
sia as an integral pedagogical system]. Voennoe obrazovanie: vchera, segodnya, zavtra [Военное образование: вчера, сегодня, завтра. No. 1]. Perm', 2016, pp. 9-12.
3. Kuznecov R.A. Izuchenie vospitatel'nogo potenciala veteranskih organizacij v formirovanii cennostno-smyslovogo otnosheniya u kursantov k voennoj sluzhbe [The study of the educational potential of veteran organizations in the formation of value-semantic attitude of cadets to military service]. Izvestiya Baltijskojgosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota:psihologo-pedagogicheskie nauki [The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education)], 2018, no. 2 (44), pp. 248-252.
4. Makarenko A.S. Metody organizacii vospitatel'nogo processa [Methods of organizing the educational process]. Peda-gogicheskie sochineniya: v 8 t. [Pedagogical works. Vol. 1]. Moscow, 1983.
5. Stenin S.V. Aksiologicheskij podhod k vospitaniyu cennostnogo otnosheniya cheloveku v professional'noj podgotovke budushchego oficera [Axiological approach to the education of a value attitude to a person in the training of a future officer]. Aktual'nye voprosy gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk: sb. tr. konf.: v 2 ch. [Actual issues of the humanities and socio-economic sciences]. Perm': Tip. Perm. voen. in-t vojsk nac. gvardii Ros. Federacii, 2018, pp. 239-242.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Р.А. Кузнецов, адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения), Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1087-5068.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
R.A. Kuznetsov, Post-Graduate Military Student, Perm Military Institute of the National Guard Forces of the Russian Federation, Perm, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1087-5068.
УДК 376.42
Жанна Николаевна Кучур
г. Барановичи, Республика Беларусь
Таисия Степановна Новаш
г. Барановичи, Республика Беларусь
Эффективное взаимодействие семьи и педагогов как фактор успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития
В статье рассматривается проблема взаимодействия педагогов с семьей, в которой растет ребенок с особенностями психофизического развития, решение которой способствует успешной интеграции в общество этих детей, что является важнейшим аспектом государственной политики в области социальных стандартов. Особое внимание авторы уделяют важности привлечения родителей к участию в коррекционно-развивающем процессе детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Результативное взаимодействие с семьей является основой успешной деятельности педагога. Формы работы определяются в соответствии со степенью готовности родителей учащихся к сотрудничеству. Проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов и родителей - это единственная возможность оказать помощь ребенку. При полном доверии и взаимодействии всех специалистов и родителей можно добиться результатов в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития.
Ключевые слова: психическое развитие, физическое развитие, социализация, семья, формы взаимодействия с семьей, коррекционная работа.
Zhanna Nikolaevna Kuchur
Baranovichi, Republic of Belarus
Taisia Stepanovna Novash Baranovichi, Republic of Belarus
Effective forms of interaction with the family for successful socialization of students with
peculiarities of psychophysical development
In the article the problem of interaction of the teachers with a family raising a child with special needs, the solution of which contributes to the successful integration into society of these children, which is the most important aspect of state policy in the field of social standards. The authors pay special attention to the importance of involving parents in the correctional and developmental process of children with severe and (or) multiple physical and (or) mental disorders. Effective interaction with the family is the basis of successful activity of the teacher. Forms of work are determined in accordance with the degree of readiness of parents of students to cooperate. The correctional and developmental work of specialists and parents is the only opportunity to help the child. With the full trust and cooperation of all professionals and parents, it is possible to achieve results in the training and education of children with psychophysical development.
Keywords: mental development, physical development, socialization, family, forms of interaction with family, correctional work.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019
93