Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ТЕМЕ «МНОЖЕСТВА НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ» С ТЕХНОЛОГИЕЙ «БУМЕРАНГ»'

ОБУЧЕНИЕ ТЕМЕ «МНОЖЕСТВА НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ» С ТЕХНОЛОГИЕЙ «БУМЕРАНГ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОЕ НЕОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО / МНОЖЕСТВО / ТЕХНОЛОГИЯ «БУМЕРАНГ» / УЧИТЕЛЬ / СТУДЕНТ / УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобоева Муяссар Норбоевна, Шукурова Мубашира Фуркатовна

В этой статье обсуждается использование технологии «Бумеранг» при обучении теме «Множества неотрицательных целых чисел». Овладение этой технологией студентами основано на глубоком и целостном изучении новой темы индивидуально и в группах, а также на творческом понимании. Благодаря использованию этой технологии на уроках можно добиться навыков командной работы, общения, уважения к мнению других, лидерских качеств, творческого подхода к работе, заинтересованности в эффективности своего труда, формирования самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ТЕМЕ «МНОЖЕСТВА НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ» С ТЕХНОЛОГИЕЙ «БУМЕРАНГ»»

Список литературы

1. Валиев А.А. Контроль физического развития студентов на спортивно - оздоровительных занятиях // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 40-43.

2. Тураев М.М., Баймурадов Р.С., Файзиев Я.З. Интерактивные методы физического воспитания в вузах // Педагогическое образование и наука. № 3, 2020. С. 132-136.

3. Баймурадов Р.С., Файзиев Я.З. Психологический анализ личности спортсмена // Педагогическое образование и наука. № 6, 2019. С. 144-149.

ОБУЧЕНИЕ ТЕМЕ «МНОЖЕСТВА НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ» С ТЕХНОЛОГИЕЙ «БУМЕРАНГ» Бобоева М.Н.1, Шукурова М.Ф.2

'Бобоева Муяссар Норбоевна — преподаватель;

2Шукурова Мубашира Фуркатовна — студент, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье обсуждается использование технологии «Бумеранг» при обучении теме «Множества неотрицательных целых чисел». Овладение этой технологией студентами основано на глубоком и целостном изучении новой темы индивидуально и в группах, а также на творческом понимании. Благодаря использованию этой технологии на уроках можно добиться навыков командной работы, общения, уважения к мнению других, лидерских качеств, творческого подхода к работе, заинтересованности в эффективности своего труда, формирования самооценки.

Ключевые слова: целое неотрицательное число, множество, технология «Бумеранг», учитель, студент, урок.

УДК 37.02

Для эффективной организации занятий в высших учебных заведениях можно использовать различные интерактивные методы обучения [1-19]. Для этого педагог должен обладать знаниями, навыками и компетенциями в области технологической культуры, то есть эффективно использовать образовательные технологии, методы, формы и средства обучения. Работа в группах или индивидуальное выполнение заданий и представление результатов -эффективные формы обучения.

Сегодня доступно множество современных педагогических технологий, в том числе Бумеранг. Использование данной технологии, направленной на активизацию обучающихся в учебном процессе, способствует повышению эффективности обучения.

Эта технология ориентирована на углубленное и целостное обучение, творческое понимание и бесплатное усвоение учебных материалов за одно занятие. Она ориентирована на изучение тем разного содержания и характера, то есть проблемных, спорных, с разным содержанием, и включает устные и письменные формы работы, а также способность участника выполнять различные задания, в свою очередь, в роли ученика или учителя, позволяет ему набрать требуемый балл.

Технология Бумеранг позволяет формировать критическое и логическое мышление: развивать память, идеи, мысли, аргументы в письменной и устной формах.

Помимо обучения, данная технология позволяет выполнять ряд задач воспитательного характера: навыки работы в команде, вежливость, доброта, адаптивность, уважение к мнению окружающих, активность, формирование лидерских качеств, творческий подход к работе и т.д. заинтересованность в эффективности своей деятельности, самооценка.

Технология предназначена для того, чтобы студенты могли работать с разнообразной литературой, текстами, запоминать, рассказывать, свободно выражать свои мысли и оценивать всех учащихся за одно занятие.

Во время урока студенты изучат новую тему индивидуально и в группах, смогут овладеть ею с помощью разнообразных вопросов, разговоров - дискуссий, студенты будут иметь

возможность оценивать. В организационной части тренинга проверяется посещаемость, указывается цель тренинга и вводятся критерии оценки.

В основной части урока: Каждому студенту выдается раздаточный материал (Вариант № 1 для студентов с номерами 1, 6, 11, 16, 21 по номерам в журнале; Вариант № 2 для студентов с номерами 2, 7, 12, 17, 22; 3, Вариант №3 для студентов 8, 13, 18, 23; Вариант № 4 для студентов 4, 9, 14, 19, 24; Вариант №5 для студентов 5, 10, 15, 20, 25). Они изучают свои варианты в течение 10 минут, пытаясь самостоятельно решать примеры.

Затем студенты одного варианта формируются в группу (5 групп) и вместе изучают задачи, вместе проверяют решенные задачи, ошибки исправляются, получают инструкции от учителя (около 10 минут).

Затем новая группа формируется следующим образом: студенты с номерами 1, 2, 3, 4, 5; с номерами 6, 7, 8, 9, 10; с номерами 11, 12, 13, 14, 15; с номерами 16, 17, 18, 19, 20; с номерами 21, 22, 23, 24, 25.

Каждый студент в недавно сформированной группе преподает задачу другим членам группы и делает записи в своих тетрадях.

После завершения групповой работы студентов реорганизуют предыдущие группы. Один представитель от каждой группы (выбранный учителем) будет защищать свою работу на доске. Другие студенты в группе могут задавать вопросы.

Критерии оценки: если все задачи в варианте выполнены, обоснованы, ответы даны полностью, то 5 баллов; если задания выполнены, в обосновании есть недостатки, то 4 балла; если студент выполняет задания с помощью других, затрудняется с обоснованием, даны неполные ответы на вопросы, то 3 балла; если задания выполняются с чужой помощью, есть недостатки в обосновании, ответы даны неправильно, то 2 балла; если задания выполняются с помощью других, они полагаются на помощь своих товарищей по команде в обосновании, на ответы помогает другой товарищ по команде, то 1 балл.

Также будет поощрительный балл для студентов из группы, которые помогали учащемуся у доски.

По окончании занятия будут сделаны окончательные выводы по теме и оглашены результаты оценки. Дается домашнее задание.

Следует отметить, что знания, навыки и умения, полученные в области математики, а также математические методы могут быть использованы при исследовании многих актуальных проблем [20-25], встречающихся в современной математической физике.

Список литературы

1. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to students // Academy. 55:4 (2020). С. 68-71.

2. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics // International Journal of Scientific & Technology Research. 9:4 (2020). С. 3068-3071.

3. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadbantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy. 55:4 (2020). С. 65-68.

4. Расулов Т.Х. Инновационные технологии изучения темы линейные интегральные уравнения // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 74-76.

5. Бобоева М.Н. Проблемная образовательная технология в изучении систем линейных уравнений с многими неизвестными // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 48-51.

6. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6:10 (2019). С. 43.

7. Марданова Ф.Я. Рекомендации по организации самостоятельной работы в высших учебных заведениях // Вестник науки и образования, 95:17 (2020). Часть 2. С. 83-86.

8. Расулов Т.Х., Нуриддинов Ж.З. Об одном методе решения линейных интегральных уравнений. Молодой учёный, 90:10 (2015). С. 16-20.

9. Умарова У.У. Роль современных интерактивных методов в изучении темы «Множества и операции над ними» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 21-24.

10. Курбонов Г.Г. Преимущества компьютерных образовательных технологий в обучении теме скалярного произведения векторов // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С.33-36.

11. Расулова З.Д. Эффективность дистанционной организации процессов обучения в высшем образовании // Academy. 62:11 (2020). С. 31-34.

82

12. Бобокулова С.Б., Бобоева М.Н. Использование игровых элементов при введении первичных понятий математики // Вестник науки и образования. 99:21 (2020). Часть 2. С. 85-88.

13. Rashidov A.Sh. Use of differentiation technology in teaching Mathematics // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8:7 (2020). С. 163-167.

14. Расулова З.Д. Дидактические основы развития у будущих учителей креативного мышления // European science. 51:2-2 (2020). С. 65-68.

15. Расулова З.Д. Программные инструменты - важный фактор развития творчества учащихся // Вестник науки и образования. 99:21 (2020). С. 33-36.

16. Умарова У.У. Применение триз технологии к теме «Нормальные формы для формул алгебры высказываний» // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 32-35.

17. Тошева Н.А. Междисциплинарные связи в преподавании комплексного анализа // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 29-32.

18. Шарипова И.Ф., Марданова Ф.Я. Преимущества работы в малых группах при изучении темы первообразной функции // Проблемы педагогики. 50:5 (2020). С. 29-32.

19. Хайитова Х.Г. Использование эвристического метода при объяснении темы «Непрерывные линейные операторы» по предмету «Функциональный анализ» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 25-28.

20. Умарова У.У. Обычные и квадратичные числовые образы 2х2-матриц. оператора // Учёные XXI века. 53:6-1 (2019). С. 25-26.

21. Rasulova Z.D. On the spectrum of a three-particle model operator // Journal of Mathematical Sciences: Advances and Applications, 25 (2014). С. 57-61.

22. Ekincioglu I., Ikromov I.A. On the boundedness of integral operators // Turkish journal of Mathematics. 23:2 (2000). С. 257-264.

23. Абдуллаев Ж.И., Икромов И.А. Конечность числа собственных значений двухчастичного оператора Шредингера на решетке // Теоретическая и математическая физика. 152:3 (2007). С. 502-517.

24. Икромов И.А., Шарипов Ф. О дискретном спектре неаналитической матричнозначной модели Фридрихса // Функц. анализ и его прил., 32:1 (1998). С. 63-65.

25. Абдуллаев Ж.И., Икромов И.А., Лакаев С.Н. О вложенных собственных значениях и резонансах обобщенной модели Фридрихса // Теоретическая и математическая физика. 103:1 (1995). С. 54-62.

ПРИРОДНЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИОНИТЫ Ахророва Р.О.

Ахророва Раьно Олим кизи - стажер—исследователь, лаборатория химии гликозидов, Институт химии растительных веществ, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье речь идет о природных и синтетических ионитах. Иониты — твердые нерастворимые вещества, способные обменивать свои ионы на ионы из окружающего их раствора. Обычно это синтетические органические смолы, имеющие кислотные или щелочные группы. Иониты разделяются на катиониты, поглощающие катионы, и аниониты, поглощающие анионы. Широко применяются иониты для опреснения вод, в аналитической химии для разделения веществ методом хроматографии, в химической технологии. В зависимости от природы матрицы различают неорганические и органические иониты. В этой статье раскрываются типы ионитов.

Ключевые слова: ионит, катионит, анионит, неорганические, органические.

УДК 54

Иониты (катиониты и аниониты) бывают неорганические (минеральные) и органические. Это могут быть природные вещества или вещества, полученные искусственно.

К неорганическим природным ионитам относятся цеолиты, глинистые минералы, полевые шпаты, различные слюды и др. Катионообменные, свойства их обусловлены содержанием алюмосиликатов типа №20 А1203 ^Ю2 тН20. Ионообменными свойствами обладает также фторапатит [Са5(Р04)3^ и гидроксидапатит [Са5(Р04)3]0Н. К неорганическим синтетическим ионитам относятся силикагели, пермутиты, труднорастворимые оксиды и гидроксиды некоторых металлов (алюминия, хрома циркония и др.). Катионообменные свойства, например,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.