12. Бобокулова С.Б., Бобоева М.Н. Использование игровых элементов при введении первичных понятий математики // Вестник науки и образования. 99:21 (2020). Часть 2. С. 85-88.
13. Rashidov A.Sh. Use of differentiation technology in teaching Mathematics // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8:7 (2020). С. 163-167.
14. Расулова З.Д. Дидактические основы развития у будущих учителей креативного мышления // European science. 51:2-2 (2020). С. 65-68.
15. Расулова З.Д. Программные инструменты - важный фактор развития творчества учащихся // Вестник науки и образования. 99:21 (2020). С. 33-36.
16. Умарова У.У. Применение триз технологии к теме «Нормальные формы для формул алгебры высказываний» // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 32-35.
17. Тошева Н.А. Междисциплинарные связи в преподавании комплексного анализа // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 29-32.
18. Шарипова И.Ф., Марданова Ф.Я. Преимущества работы в малых группах при изучении темы первообразной функции // Проблемы педагогики. 50:5 (2020). С. 29-32.
19. Хайитова Х.Г. Использование эвристического метода при объяснении темы «Непрерывные линейные операторы» по предмету «Функциональный анализ» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 25-28.
20. Умарова У.У. Обычные и квадратичные числовые образы 2х2-матриц. оператора // Учёные XXI века. 53:6-1 (2019). С. 25-26.
21. Rasulova Z.D. On the spectrum of a three-particle model operator // Journal of Mathematical Sciences: Advances and Applications, 25 (2014). С. 57-61.
22. Ekincioglu I., Ikromov I.A. On the boundedness of integral operators // Turkish journal of Mathematics. 23:2 (2000). С. 257-264.
23. Абдуллаев Ж.И., Икромов И.А. Конечность числа собственных значений двухчастичного оператора Шредингера на решетке // Теоретическая и математическая физика. 152:3 (2007). С. 502-517.
24. Икромов И.А., Шарипов Ф. О дискретном спектре неаналитической матричнозначной модели Фридрихса // Функц. анализ и его прил., 32:1 (1998). С. 63-65.
25. Абдуллаев Ж.И., Икромов И.А., Лакаев С.Н. О вложенных собственных значениях и резонансах обобщенной модели Фридрихса // Теоретическая и математическая физика. 103:1 (1995). С. 54-62.
ПРИРОДНЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИОНИТЫ Ахророва Р.О.
Ахророва Раьно Олим кизи - стажер—исследователь, лаборатория химии гликозидов, Институт химии растительных веществ, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье речь идет о природных и синтетических ионитах. Иониты — твердые нерастворимые вещества, способные обменивать свои ионы на ионы из окружающего их раствора. Обычно это синтетические органические смолы, имеющие кислотные или щелочные группы. Иониты разделяются на катиониты, поглощающие катионы, и аниониты, поглощающие анионы. Широко применяются иониты для опреснения вод, в аналитической химии для разделения веществ методом хроматографии, в химической технологии. В зависимости от природы матрицы различают неорганические и органические иониты. В этой статье раскрываются типы ионитов.
Ключевые слова: ионит, катионит, анионит, неорганические, органические.
УДК 54
Иониты (катиониты и аниониты) бывают неорганические (минеральные) и органические. Это могут быть природные вещества или вещества, полученные искусственно.
К неорганическим природным ионитам относятся цеолиты, глинистые минералы, полевые шпаты, различные слюды и др. Катионообменные, свойства их обусловлены содержанием алюмосиликатов типа Na20 Al203 nSi02 mH20. Ионообменными свойствами обладает также фторапатит [Ca5(P04)3]F и гидроксидапатит [Са5(Р04)3]0Н. К неорганическим синтетическим ионитам относятся силикагели, пермутиты, труднорастворимые оксиды и гидроксиды некоторых металлов (алюминия, хрома циркония и др.). Катионообменные свойства, например,
силикагеля, обусловлены обменом ионов водорода гидроксидных групп на катионы металлов, проявляющиеся в щелочной среде. Катионообменными свойствами обладают и пермутиты, получаемые сплавлением соединений, содержащих алюминий и кремний. Органические природные иониты — это гуминовые кислоты почв и углей. Они проявляют слабокислотные свойства. Для усиления кислотных свойств и обменной емкости угли измельчают и сульфируют в избытке олеума. Сульфоугли являются дешевыми полиэлектролитами, содержащими сильно- и слабо-кислотные группы. К недостаткам таких ионитов следует отнести их малые химическую стойкость и механическую прочность зерен, а также небольшую обменную емкость, особенно в нейтральных средах.
К органическим искусственным ионитам относятся ионообменные смолы с развитой поверхностью. Они приобрели наибольшее практическое значение для очистки сточных вод. Синтетические ионообменные смолы представляют собой высокомолекулярные соединения, углеводородные радикалы которых образуют пространственную сетку с фиксированными на ней ионообменными функциональными группами. Пространственная углеводородная сетка (каркас) называется матрицей, а обменивающиеся ионы — противоионами. Каждый противоион соединен с противоположно заряженными ионами, называемыми фиксированными или анкерными. Полимерные углеводородные цепи, являющиеся основой матрицы, связаны (сшиты) между собой поперечными связями, что придает прочность каркасу.
При сокращенном написании ионита матрицу обозначают в общем виде (Я), а активную группу указывают полностью. Например, сульфокатиониты записывают как RS0зH. Здесь R — матрица, Н — противоион, SO} — анкерный ион.
Иониты получают методом сополимеризации или сополиконден- сации с последующим сшиванием образующихся цепей. В конденсационных ионитах сшивание — образование поперечных связей — осуществляется за счет метиленовых (—СН2—) или метиновых (=СН—) мостиков, а также азотсодержащих группировок, в полимеризационных — чаще всего при помощи дивинилбензола и его изомеров. Число таких поперечных связей определяет размер ячеек сетки и жесткость матрицы.
В зависимости от степени диссоциации катионообменные смолы бывают сильно- и слабокислотные, а анионообменные — сильно- и слабоосновные. К сильнокислотным относят катиониты, содержащие сульфогруппы или фосфорнокислые группы [РО(ОН)2]. К
слабокислотным — карбоксильные (СООН) и фенольные (С6Н5ОН) группы. Сильноосновные иониты содержат четвертичные аммониевые основания (RзNOH), слабоосновные — аминогруппы различной степени замещения (—
Иониты, содержащие одинаковые активные группы, называются монофункциональными, а иониты, которые содержат функциональные группы различной химической природы, — полифункциональными. Они могут обладать смешанными сильно и слабоосновными свойствами.
Катиониты в качестве противоионов могут содержать не ионы водорода, а ионы металлов, т. е. находиться в солевой форме. Точно также и аниониты могут находиться в солевой форме, если в качестве противоионов они содержат не ионы гидроксида, а ионы тех или иных кислот.
При нагревании ионитов в воде и на воздухе возможно разрушение их зерен, отщепление активных групп, что приводит к уменьшению емкости. Для каждой смолы имеется температурный предел, выше которого ее использовать нельзя. В общем случае термическая устойчивость анионитов ниже, чем катионитов.
Величина pH сточной воды, при которой происходит обмен ионами, зависит от константы диссоциации ионообменных групп смолы. Сильнокислотные катиониты позволяют проводить процесс в любых средах, а слабокислотные — в щелочных и нейтральных. Так, катиониты с карбоксильными группами обмениваются ионами при рН>7, а с фенольными группами при рН>8.
Размер частиц ионита влияет на перепад давления в фильтрах: с уменьшением размера частиц перепад давления в слое увеличивается. Исходя из этого, измельчение ионитов в процессе очистки нежелательно. Это приводит не только к росту сопротивления фильтра, но и к неравномерному распределению скоростей потока сточной воды по сечению фильтра.
В результате столкновения зерен ионита друг с другом, а также ударов о стенки аппаратуры происходит истирание ионитов. Механически прочными принято считать иониты, степень истираемости которых не превышает 0,5%. Иониты должны быть также химически и термически стойкими. Химическая стойкость оценивается по изменению полной обменной емкости к изменению массы ионита.
Список литературы
1. Иониты в химической технологии / Под ред. Б.П. Никольского, П.Г. Романова. Л.: Химия, 1982. 416 с.
2. Тулупов П.Е. Стойкость ионообменных материалов. М.: Химия, 1984. 231 с.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В ОБЩЕСТВЕ Абдуллаев А.Н.
Абдуллаев Амрилло Насутаевич - магистр, факультет физической культуры, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: сегодня нашей независимой республике нужны умственно зрелые, физически здоровые и сильные юноши и девушки. С первых дней независимости нашей страны этому важному вопросу уделялось особое внимание. Физическое воспитание и спорт - ключевые факторы в формировании здорового образа жизни. В данной статье обсуждается социальная значимость физического воспитания и спорта в обществе.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровый рост, развитие, спортивные движения, фехтование, верховая езда, единоборство.
В нашей стране, которая завоевывает прочные позиции в мировом сообществе, особое внимание, в том числе, уделяется физической культуре и спорту. С незапамятных времен наша страна славилась всемирно известными борцами, потрясающими наездниками, отважными юношами и девушками. Достаточно вспомнить о героях Гуругли или Алпомиша, Авазхана или Шерали наводит на мысль, что земля Турана издавна был страной сильных поколений.
С первого исторического дня независимости республики особое внимание уделялось физической культуре и спорту, которые являются важными факторами развития общества. Тот факт, что Орден «За здоровое поколение» был учрежден впервые в нашей стране, свидетельствует о ярком будущем физической культуры и спорта в нашей стране. Потому что в стране со здоровым населением будет и здоровый рост, и развитие.
Из истории знаем, что люди из разных стран, объединенные спортивным движением, являются борцами за мир. Потому что спорт по самой своей природе служит послом мира во всем мире. По мере развития международных спортивных связей развиваются взаимное доверие и дружба между странами и народами. Общее развитие физической культуры и спорта зависит от экономических условий.
Сегодня нашей независимой республике нужны умственно зрелые, физически здоровые и сильные юноши и девушки. С первых дней независимости нашей страны этому важному вопросу уделялось особое внимание. Физическое воспитание и спорт - ключевые факторы в формировании здорового образа жизни.
Физическая зрелость в сообществе, группе и отдельном человеке напрямую связана с предметом обучения и определяется его потребностью в физической зрелости.
Проявление всесторонней физической зрелости, физической силы и физических качеств -личная потребность человека. Работа в команде - это цель команд для достижения высокого уровня производительности. Потребности населения сосредоточены на великой задаче воспитания всесторонне зрелого, физически здорового нового поколения Республики Узбекистан. Сегодня эти потребности отражены в планах социально-экономического развитии страны. Следует отметить, что базовая потребность в личных средствах физического воспитания является той базой, на которой формируется развитие физической зрелости во всех отраслях.
Помимо благотворного воздействия на человеческий организм, спорт дает «ощущение мышечной радости», играет важную роль в организации здорового отдыха и служит мощным инструментом для понимания личности.
Спорт всегда привлекал внимание людей своей популярностью. Роль современных информационных коммуникаций в привлечении зрителей на спортивные мероприятия велика и поэтому спорт высших достижений является высшим видом массового спорта и всегда