Научная статья на тему 'Методическое сопровождение естественнонаучного образования по индивидуальным учебным планам в старших классах школы'

Методическое сопровождение естественнонаучного образования по индивидуальным учебным планам в старших классах школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / NATURAL-SCIENCE EDUCATION / INDIVIDUAL CURRICULUM / METHODICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Драчева Е. Ю.

В статье поднимается проблема сохранности контингента учащихся с естественнонаучной направленностью обучения в средней школе за счет обеспечения возможности получения образования по индивидуальным учебным планам. Автором выделяется и описывается модульный принцип проектирования индивидуальной образовательной траектории школьного естественнонаучного образования. В статье предложены условия методического сопровождения естественнонаучного образования по индивидуальным учебным планам, раскрываются приемы и способы его обеспечения. Установлено влияние формы обучения по индивидуальным учебным планам на профессиональное самоопределение старшеклассников, возможность решения задачи преемственности среднего и профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL MAINTENANCE OF NATURAL-SCIENCE EDUCATION BY INDIVIDUAL CURRICULA IN SENIOR CLASSES OF SCHOOL

In the paper the author raises a problem of safety of contingent who studies subjects with natural-science orientation in training of high school at the expense of an education possibility by an individual curriculum. The author allocates and describes a modular principle of design of an individual educational trajectory of school natural-science education. In the article the researcher uses her own pedagogical experience and reveals conditions that are necessary for methodical maintenance of natural-science education on individual curricula. The research also shows instructions and ways of its realization. The influence of forms of education by individual curricula on professional self-determination of seniors, possibility of the solution of a problem of continuity of secondary and professional education is found.

Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение естественнонаучного образования по индивидуальным учебным планам в старших классах школы»

2. Голошумов А.Ю., Калимуллина Г.И. Педагогические возможности информационных порталов в повышении качества образования студентов вуза. Педагогический журнал Башкортостана. 2010; 1 (26).

3. Новейший философский словарь. Сост. А.А. Грицанов. Минск: Книжный Дом, 2003.

4. Яшина Т.С. Оценка качества образовательных веб-сайтов как фактор развития единого информационного образовательного пространства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Елец, 2005.

References

1. Zotova L.I. Vliyanie portal'nyh tehnologii na kachestvo uchebnogo processa. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006; 2.

2. Goloshumov A.Yu., Kalimullina G.I. Pedagogicheskie vozmozhnosti informacionnyh portalov v povyshenii kachestva obrazovaniya studentov vuza. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2010; 1 (26).

3. Novejshij filosofskij slovar'. Sost. A.A. Gricanov. Minsk: Knizhnyj Dom, 2003.

4. Yashina T.S. Ocenka kachestva obrazovatel'nyh veb-sajtov kak faktor razvitiya edinogo informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Elec, 2005.

Статья поступила в редакцию 23.03.15

УДК 37.02

Dracheva Ye.Yu., Deputy Director, Secondary and High School No. 50 (Nizhni Tagil, Russia), E-mail: [email protected]

METHODICAL MAINTENANCE OF NATURAL-SCIENCE EDUCATION BY INDIVIDUAL CURRICULA IN SENIOR CLASSES OF SCHOOL. In the paper the author raises a problem of safety of contingent who studies subjects with natural-science orientation in training of high school at the expense of an education possibility by an individual curriculum. The author allocates and describes a modular principle of design of an individual educational trajectory of school natural-science education. In the article the researcher uses her own pedagogical experience and reveals conditions that are necessary for methodical maintenance of natural-science education on individual curricula. The research also shows instructions and ways of its realization. The influence of forms of education by individual curricula on professional self-determination of seniors, possibility of the solution of a problem of continuity of secondary and professional education is found.

Key words: natural-science education, individual curriculum, methodical maintenance.

Е.Ю. Драчева, зам. дир. средней общеобразовательной школы № 50, г. Нижний Тагил; E-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

В статье поднимается проблема сохранности контингента учащихся с естественнонаучной направленностью обучения в средней школе за счет обеспечения возможности получения образования по индивидуальным учебным планам. Автором выделяется и описывается модульный принцип проектирования индивидуальной образовательной траектории школьного естественнонаучного образования. В статье предложены условия методического сопровождения естественнонаучного образования по индивидуальным учебным планам, раскрываются приемы и способы его обеспечения. Установлено влияние формы обучения по индивидуальным учебным планам на профессиональное самоопределение старшеклассников, возможность решения задачи преемственности среднего и профессионального образования.

Ключевые слова: естественнонаучное образование, индивидуальный учебный план, методическое сопровождение.

Изучение предметов естественнонаучного цикла играет важную роль в формировании мировоззрения учащихся, в их экологическом воспитании. В условиях реформы школы возникает необходимость определить возможные пути совершенствования преподавания этих дисциплин с учётом современных требований.

Несмотря на приоритет идей фундаментальности, системности, целостности содержания естественнонаучного образования и личностной ориентации как фактора становления нового качества образования, недостаточно разработан и научно не обоснован механизм проектирования и реализации модели обучения естественнонаучным предметам как системы естественнонаучного образования, обеспечивающей дидактические условия для развития личности [1].

Вариативные модели естественнонаучного образования в практике профильного обучения различаются реализуемыми целями, содержанием, методами обучения: классы в школах естественнонаучного(биолого-химического,химического,физико-химического) профиля для учащихся, дальнейшая деятельность которых будет непосредственно связана с естественными науками как областью научного знания; классы углубленного изучения (например, агробиологического или медицинского профиля), дальнейшая деятельность выпускников которых потребует хороших знаний естественнонаучных дисциплин для успешного овладения профессиональными знаниями и умениями; системы довузовской подготовки (подготовительные

отделения и курсы различной продолжительности при вузе), профильные (лицейские) классы общеобразовательной школы, спрофилированные на вуз, предполагающие различный уровень погружения в предмет [2].

Анализ примерных учебных планов для некоторых возможных профилей Базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования показывает, что сочетание предлагаемых в них предметов на профильном уровне, обеспечивающих профилирующие направления, не всегда соответствует востребуе-мым наборам профильных предметов, которые необходимы для подготовки к поступлению на ту или иную специальность в вузы. Зачастую комбинации предметов по выбору образовательной организации высшего образования значительно отличаются от предлагаемых школой учебных планов «жесткой» профильной направленности. Кроме того, в этих комбинациях предметов для поступления в вуз на ту или иную специальность включаются предметы, не относящиеся к образовательной области «Естествознание». Это такие предметы, как история, обществознание, география, ИКТ. Старшеклассник, обучающийся по «жесткому» профилю в такой ситуации вынужден изучать углубленно «лишний» для него предмет, затрачивая на это дополнительное время, силы. Индивидуальный учебный план обеспечивает школьнику возможность комбинировать нужные для продолжения образования предметы, определиться с количеством необходимых для изучения курсов по выбору на базовом уровне, что позволяет сосредоточить внимание на изучении предметов, составляющих

основу выбранного ими направления последующего профессионального образования. Такая форма обучения перспективнее для получения качественного образования, т.к. напрямую связана с собственной устойчивой мотивацией учения, обеспечивает возможность получения профильного естественнонаучного уровня образования, адаптацию с высшим профессиональным образованием.

В условиях гуманизации образования личностно-групповой фактор становится определяющим при разработке содержания образования. Профильная направленность воспитания личности задается путем формирования ее поведенческого, эмоционального и познавательного отношения к естественнонаучной деятельности. Становление направленности личности требует построения содержания естественнонаучного образования на интеграционной основе с учетом возможностей личности. Одной из организационных форм обучения, позволяющей создать условия для личностно-ориентированного образования, учитывающего индивидуальные потребности школьника, является обучение по индивидуальным учебным планам (ИУП). ИУП составляется и корректируется в ходе деятельности самого ученика. Ученик оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. В этом заключается личностное влияние ученика на проектирование собственного образования.

При формировании индивидуального учебного плана и пояснительной записки к нему (по сути это и есть программа действий) используется модульный принцип проектирования индивидуальной образовательной траектории. Модульный принцип позволяет сформировать набор необходимого для старшеклассника содержания образования и набор действий (плана) для реализации ИУП путем комбинаций выборов из каждого модуля.

Модуль базового образования включает обязательное образование, соответствующее требованиям образовательного стандарта. Реализуется через обязательные предметы учебного плана на профильном уровне (по выбору ученика): математика, химия, биология, физика; элективные курсы вариативной части учебного плана (по выбору ученика), например: «Математический практикум» (для учащихся профильного уровня), «Компьютерное программирование» «Прикладная физика», «Актуальные вопросы химии», «Основы биологии», «Экология», «Основы естествознания».

Вариативный модуль (предполагающий выбор). В него могут входить направления образования (предпрофильная подготовка, ИУП); программы дополнительного образования, реализуемые в образовательных центрах («Лаборатория социального исследования и проектирования», «Лаборатория естествознания», «Клуб здорового образа жизни», «Лаборатория диагностики состояния здоровья»); системы оценки (зачетно-модульная система оценивания, портфолио, предполагающие отказ от текущего оценивания и способствующие развитию мотивации не на оценку, а на результат); формы обучения (социальные практики в учреждениях с профессиями естественнонаучной направленности: аптеки, лаборатории, поликлиники, социальные учреждения); направление личностного роста (курс «Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко); направление профессионального самоопределения (программа дополнительного образования «Трудный путь самоопределения»); шефство над учащимися младших классов (проведение кружков, классных часов, конкурсов и т.д. естественнонаучной направленности); летние проектно-иссле-довательские и трудовые практики.

Обязательная и вариативная части индивидуальной образовательной траектории обучающегося направлены на определение содержания изучаемого материала.

Модуль коррекции, конкретизирующий содержание деятельности по учёту индивидуальных особенностей старшеклассников включает сопровождение и тьюторство. Содержание данного модуля предусматривает оказание помощи обучающимся в отборе содержания из вариативного модуля с учётом их индивидуальных особенностей.

Модуль организационно-педагогического обеспеченияпред-полагает все ресурсы, обеспечивающие индивидуальную образовательную траекторию: кадры (педагогические и иные), информационные ресурсы, технологии, материально-технические ресурсы (оборудование, средства обучения), нормативно-правовые и документационные ресурсы, финансовые ресурсы.

В разработке методического сопровождения естественнонаучного образования по индивидуальным учебным планам в старших классах школы необходимо обеспечить:

- включение в обобщенный учебный план школы предметов естественнонаучной направленности на базовом и профильном уровне, достаточный перечень для выбора учащихся элективных курсов естественнонаучной направленности;

- включение в предметное содержание различных видов опыта учащихся, самостоятельного «добывания» знаний, рефлексивного, личностно-творческого опыта, опыта социализации;

- организацию оптимального варианта преемственности профильного обучения и профессионального образования, заключающегося в интеграции и дифференциации содержания деятельности учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла;

- использование методов научного познания (самостоятельный эксперимент), диалогического общения, поисковых, игровых, проектных;

- создание учащимися образовательного продукта, являющегося новым источником образования, обеспечивающего их самоорганизацию.

Работа по выявлению и анализу предпочтений учащихся в выборе профильных предметов, элективных курсов, профильных проб и социальных практик начинается во втором полугодии 7-го класса, в преддверии предпрофильной подготовки, осуществляемой с 8-го класса. Диагностируются предметные интересы и способности каждого обучаемого. Затем эти карты обследования «накладываются» друг на друга. Определяются группы учащихся, у которых область интересов совпадает с образовательными способностями. Данный контингент учащихся мотивирован на изучение нужных и желаемых ими предметов. У учащихся с невыраженными интересами учитываются направленности личности, предрасположенность к типу профессий. После такого анализа проводится индивидуальное собеседование с каждым учеником, его родителями, уточняются пожелания в отношении уровня получения образования и его направленности. В результате формируются группы по нескольким направлениям обучения, которые реализуются по поточной системе, начиная с 8 класса.

Обучение стратегии выбора дальнейшего профессионального пути предполагает реализацию индивидуальных учебных планов и траекторий развития в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла. В профильном обучении данное условие направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, ориентацию на его развитие и саморазвитие, развитие субъективного опыта и личностной готовности учащихся к саморазвитию через естественнонаучные знания и осознанному выбору дальнейшего профессионального пути. Данное условие осуществляется через индивидуализацию учебного процесса: составление рабочих образовательных программ, отражающих особенности контингента профильных и базовых групп, оказание помощи обучающимся в составлении индивидуальных учебных планов. Особенностью модели обучения по иУп является различная наполняемость групп изучения предметов на базовом и профильном уровне.

В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественно-математического цикла, предпочтения учащихся отдаются предметам обществоведческой, гуманитарной направленности. Естественнонаучную направленность выбирает незначительное число учащихся. При реализации «жестких» профилей, естественнонаучные классы могут быть открыты только в крупных школах. Модель обучения по ИУП предоставляет возможность открытия малочисленных профильных групп и сохранения контингента обучающихся со всеми направленностями обучения. В этом случае личностно-ориентированный подход к обучению выражается в большей степени, позволяет реализовать потенциал учащихся профильных групп по физике, химии, биологии.

Применение приемов и способов адаптации выпускников школ к условиям вуза заключается в том, что при обучении по ИУП старшеклассник обучается по поточной системе, определяет для себя необходимое содержание образования (набор профильных предметов, элективных курсов, социальных практик, индивидуальных и групповых учебных проектов), включающее элементы содержания профессионального естественнонаучного образования, где широко используются методы и приемы, характерные для этого вида профессиональной деятельности. Специальное расписание занятий обеспечивает чередование общеобразовательных предметов и различных форм профессионального образования, направленных на формирование социального опыта. Индивидуальные образовательные траек-

тории через педагогические технологии и средства обучения включают развивающие ресурсы, как общего среднего, так и профессионального образования. Комбинирование традиционных и альтернативных форм образования (очно-заочной, дистанционной), введение новых оценочных систем, технологий оценивания (зачётно-модульной, модульно-рейтинговой систем оценивания, технологии портфолио), которые позволяют учесть индивидуальные возможности школьников, также можно рассматривать как один из способов адаптации к вузовской системе обучения [3].

На основе анализа педагогической практики и опытно-поисковой работы была выявлена успешность решения обучаемыми задачи проектирования личной профессиональной перспективы как последовательности целей в плане жизненного и профессионального самоопределения. Построение личной профессиональной перспективы является конкретизацией процесса профессионального самоопределения подростков. Большая

Библиографический список

доля выпускников (в пределах 70%) отмечает, что выбранная профессия соответствует их индивидуальным склонностям и способностям и соответствует выбору, зафиксированному в индивидуальном учебном плане. Также, до 80% учащихся отдают предпочтение перспективности профессии, нежели ее престижности, что говорит о доминировании мотива достижений, расчете долгосрочных перспектив. Желание родителей не играет роли для обучаемых в выборе профессии, что говорит о самостоятельности принимаемых решений и принятии ответственности за свой выбор на себя.

Созданные условия в ходе методического сопровождения естественнонаучного образования по индивидуальным учебным планам обеспечивают решение вопроса сохранности мотивов обучения и направленности обучения старшеклассников; повышения качества естественнонаучного образования; расширения способов преемственности среднего и профессионального образования.

1. Голошумова Г.С. Факторы развития системы менеджмента качества образования. Вестник Университета Российской академии образования. 2010; 5.

2. Лисичкин Г.В. Химические способности и возможность их диагностики. Российский химический журнал. 2011; Т. 55, № 5-6.

3. Ежов С.Г., Голошумова Г.С., Тимиров Ф.Ф. Тенденции развития вариативного образования в современном социуме. Мир науки, культуры, образования. 2014; 3.

References

1. Goloshumova G.S. Faktory razvitiya sistemy menedzhmenta kachestva obrazovaniya. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2010; 5.

2. Lisichkin G.V. Himicheskie sposobnosti i vozmozhnost' ih diagnostiki. Rossijskij himicheskij zhurnal. 2011; T. 55, № 5-6.

3. Ezhov S.G., Goloshumova G.S., Timirov F.F. Tendencii razvitiya variativnogo obrazovaniya v sovremennom sociume. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 3.

Статья поступила в редакцию 23.03.15

УДК 373

Yevdokishina O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical Institute (Shadrinsk, Russia),

E-mail: [email protected]

INFLUENCE OF GAME-BASED ACTIVITY ON SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN. Any age during the development of the child is important for his development. The upbringing is especially important in preschool age, when all qualities of the child form, shape and develop. This article discusses the fact that hasn't remained without attention: the question of impact of activities that are based or related to the activity of games and playing on the development of pre-school children, particularly in the communicative development of children and their socialization. This direction is also complemented by consideration of the fact that the practice of pre-school education is given great importance to the plot-role-playing game, as it is an effective means of identity formation preschooler, his moral and volitional qualities. Any game realizes the need of interaction with the world, formed by arbitrary behavior, motivation and much more.

Key words: socialization, game activity, plot-role-playing game.

О.В. Евдокишина, канд. пед. наук, доц. Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск;

E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Любой возрастной период развития ребёнка является важным для его становления, особенно важным является дошкольный возраст, когда происходит формирование всех качеств ребёнка. В данной статье рассматривается тот факт, что не остаются без внимания и вопросы влияния игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста, в особенности на коммуникативное развитие детей и их социализацию. Данное направление дополняется также рассмотрением того, что в практике дошкольного воспитания огромное значение отводится сюжетно-ролевой игре, так как она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое.

Ключевые слова: игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, социализация дошкольника, коммуникативная готовность.

Безусловно, актуальным в дошкольном образовании последних лет является вопрос о внедрении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). За основу методологии ФгОс дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы

рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило основной принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка. Центральная пси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.