УДК 37-378.14 ББК 74.4
Плаксина Ольга Андреевна
аспирант
кафедра информационных систем и технологий Уральский федеральный университет г. Екатеринбург Матвеева Татьяна Анатольевна доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор
кафедра информационных систем и технологий Уральский федеральный университет г. Екатеринбург Plaksina Olga Andreevna Post-graduate Department of information systems and technologies Ural federal university Ekaterinburg Matveeva Tatyana Anatolievna The doctor of pedagogical sciences, the candidate of physical and mathematical sciences,
Professor
Department of information systems and technologies Ural federal university Ekaterinburg [email protected] Проектирование индивидуальной образовательной траектории в вузе
Design of individual learning paths in higher education В статье рассматриваются проблемы проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) студента в вузе. Продемонстрированы различные трактовки понятия ИОТ. Проведено уточнение сущности индивидуальной образовательной траектории. Представлены возможные модели пространства для построения индивидуальной образовательной траектории. Выделены необходимые условия проектирования ИОТ. Предложен механизм разработки ИОТ для использования в любом высшем учебном заведении.
The problems of designing and implementing individual learning paths of the student at the university. Showcase various interpretations of the concept of individual learning paths. A refinement nature of individual learning paths. Presents possible models of space to build individual learning paths. Allocated the necessary conditions for the design of individual learning paths. The mechanism of the development of individual learning paths for use in any higher education institution.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, учебный план, индивидуальный учебный план, модуль, основная образовательная программа, компетенция, компетентность.
Key words: individual educational path, curriculum, individual curriculum module, the basic education program, competency, competence.
Сегодня в системе высшего профессионального образования российские
высшие учебные заведения реализуют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) по всем направлениям подготовки, которые ориентируют вузы для решения ключевой задачи: формирование профессиональной компетентности выпускников, максимально соответствующей запросам и возможностям личности каждого из них. Последнее невозможно без непрерывного совершенствования содержания образовательных программ, эффективной организации учебного процесса, широкого внедрения передовых образовательных технологий.
При всем многообразии моделей организации образовательного процесса, особую актуальность получают такие, которые учитывают вариативность и индивидуализацию высшего образования. Проектирование, внедрение и адаптация таких моделей приведет к действительному воплощению идеологии лично-стно-ориентированного образования: «при массовости образования сделать его индивидуальным» [1].
В последние годы все большее распространение в публикациях по индивидуальному обучению получает обращение к термину «Индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ) (С.А. Вдовина, В.Г. Ерыкова, Г.М. Кулешова, Н.И. Леонов, Ю.В. Толбатова, А.В. Хуторской). Сравнение используемых определений понятия ИОТ показывает, что в основном ИОТ рассматривается как персональный путь, определенная последовательность элементов или маршрут реализации учебной деятельности отдельного студента. Такое толкование сегодня в условиях компетентностного подхода в образовании представляется недостаточным.
Четкое определение индивидуальной образовательной траектории, функционально зависящей от конкретных переменных, позволит без разночтений
установить (смоделировать) пространство для проектирования ИОТ и реально обеспечить широкое практическое внедрение концепции ИОТ в образовательный процесс.
Попытаемся выполнить последовательное практико-ориентированное уточнение понятия ИОТ, которое позволит наглядно представить принципиальное отличие ИОТ от ИУП. Логически выстроенное определение ИОТ необходимо для практической реализации концепции ИОТ с минимальными затратами временных и прочих ресурсов. Введение новых механизмов, как и переход на принципы образования, основанные на ИОТ немыслимы без хорошо отработанных информационных систем учета и анализа деятельности участников образовательного процесса.
Иной подход к организационным и содержательным установкам образовательного процесса требует исходить из ООП как изначально заданной системы достижения требуемых результатов обучения, на основе которой можно реализовать значительное количество различных моделей образовательного процесса. Таким образом, ФГОС и ООП определяют лишь исходные и конечные точки для формирования компетентности студентов, движение между ними, строго говоря, индивидуально.
На основе ФГОС на конкретной выпускающей кафедре разрабатывается ООП, в состав которой входит учебный план как основной документ регламентирующий организацию учебного процесса. В глоссарии ФГОС этот документ называется базисным учебным планом. В БУП отражена модульная структура ООП, где присутствуют все базовые (обязательные) и вариативные модули. Формирование БУП происходит в момент создания ООП и, как правило, остается неизменным в течение всего периода обучения.
На сегодняшний день назначение ИУП должно быть расширено. Ожидаемый эффект возможен лишь в случае, когда РАЗРАБОТКА, утверждение и коррекция ИУП проводятся пошагово (по семестрам) по желанию для каждого
студента, в зависимости от достигнутого уровня требуемых компетенций или индивидуальных результатов обучения.
В такой трактовке ИУП, по существу - разворачивающаяся проекция базисного учебного плана на индивидуальные возможности, потребности каждого студента в пространстве содержательных модулей связанных с конкретными компетенциями и зависящая от демонстрируемых индивидуальных результатов.
ГТЧ О "
1 огда естественно под индивидуальной образовательной траекторией (ИОТ) понимать отображение процесса накопления результатов выполнения ИУП.
В итоге, основная образовательная программа (ООП) позволяет реализовать множество индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) на основе множества ИУП (рис. 1). Отметим, что некоторая часть студентов может проходить подготовку по групповому УП.
Рисунок 1
Формирование индивидуальных учебных планов
Принципиальным отличием ИОТ от ИУП является понимание того, что ИУП - это планируемый маршрут (путь) достижения определенных результатов обучения, с указанием сроков, методов и технологий обучения, в то время как ИОТ - это динамическое представление достигнутых результатов (постоянно измеряемое исполнение ИУП).
В самом термине ИОТ заложена необходимость в графическом отображении, причем с надежной и наглядной дифференциацией разных траекторий. Поэтому важным является моделирование пространства (размерность, базис) построения ИОТ.
В работе [2] предлагалось отображать образовательную траекторию студента в поле формирования компетенций (пространство двух измерений), которое структурировано по круговым «слоям». Каждый слой соотнесен с определенной группой компетенций (А - социально-личностные и общекультурные; В - общенаучные; С - инструментальные; D - профессиональные компетенции), слои накладываются друг на друга, подключение нового слоя (рассматривается движение к центру) идентифицируется с началом формирования соответствующей группы компетенций.
Модель образовательной траектории представлена в виде спирали, сбегающей к центру, где определенная точка траектории характеризуется расстоянием г от центра и полярным углом ф (моментом времени обучения в вузе). Траектория проходит через все слои формирования компетенций (рис. 2). Один виток спирали соответствует одному году обучения в вузе.
Рисунок 2
Образовательная траектория студента в поле формирования профессиональной компетентности
На рис. 2 показаны точки входа (перехода) на определенный курс обучения, контрольные точки траектории, которыми являются точки пересечения с полярной осью (конец одного года обучения и начало следующего) и противоположным лучом, соответствующим окончанию нечетных семестров и началу четных. Для различных студентов старт начинается с различных точек, с различной скоростью движения, что приводит к различным расстояниям между фиксированными витками траектории: для более успешных студентов это расстояние больше.
Однако данный подход не позволяет на одном рисунке наглядно отобразить ИОТ различных студентов.
Другая возможная модель: графическое представление ИОТ прокладывается в трехмерном пространстве с координатными осями Ох - семестры обучения, Оу - содержательные модули, Ох - интегральный показатель освоения ООП [3]. Для анализа конкретных ситуаций возможно рассмотрение проекций ИОТ на координатные плоскости, в частности на рис. 3 представлен график проекции ИОТ на координатную плоскость Охх. Такое представление результатов индивидуальной работы студентов будет полезно для аналитической деятельности преподавателей.
Рисунок 3
Проекция ИОТ на координатную плоскость Охг
Интересными являются проекции в плоскостях Оху, Оух. Например, представление проекции на плоскость Оху отразит востребованность студентами конкретных модулей ООП. Это позволит выполнить рациональный подбор
71
профессорско-преподавательского состава, привлечение сторонних специалистов, в том числе с учетом интересов работодателей [3].
В настоящее время основной задачей по развитию представленной модели ИОТ является расширение базы ее апробации и внедрения.
В заключение обозначим, что необходимыми условиями для проектирования и реализации ИОТ в вузе являются:
• обеспечение возможности получения информации о содержании ООП, об образовательном процессе и его результатах для всех участников;
• модульная структура ООП (с применением механизма соотнесения модуля с конкретными компетенциями (результатами), измеряемыми и диагностируемыми в динамике учебного процесса);
• модульный БУП;
• система мониторинга учебных достижений студента;
• достаточное ресурсное обеспечение: кадровое, программно-методическое, инфокоммуникационное.
Библиографический список
1. Адаманский А.И. Актуальные проблемы модернизации российского образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (часть 2) / Эффективность введения ФГОС, минимизация экономических, правовых и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ. - Томск, 24 февраля 2012.
2. Матвеева Т.А. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в условиях информатизации образования: Дис. ... доктора пед. наук. Н. Новгород, 2008.
3. Плаксина О.А., Шевелева Л.В., Матвеева Т.А. Индивидуальная образовательная траектория в вузе / Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов десятой международной научно-методической конференции, 6 - 8 февраля 2013 года. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО УрФУ, 2013. - URL: http://notv.urfu.ru/materials.html (дата обращения: 14.02.2013).
Bibliography
1. Adamansky А.1. Actual problems of modernization of Russian education in the implementation of the federal state educational standards (part 2) / The effectiveness of the introduction of the FSES, minimizing the economic, legal and social risks associated with the implementation of NSOT and NPF. - Tomsk, 24.02.2012.
2. Matveeva T.A. Formation of professional competence of students of a technical college in terms of education informatization: dissertation ... doctor of pedagogical sciences. N. Novgorod, 2008.
3. Plaksina O.A., Sheveleva L.V., Matveeva T.A. Individual educational trajectory in high school / New educational technologies in high school: collection of materials Tenth International Scientific Conference, 6 - 8.02.2013. Ekaterinburg: FGAOU VPO UFU, 2013. - URL: http://notv.urfu.ru/materials.html (address date: 14.02.2013).