принудительному, безличностному учению, оцениваемому извне, направленному на усвоение значений. Другой - человекоцент-рированное, гуманистическое обучение, в котором основная роль учителя в стимулировании и инициировании осмысленного учения, свободного, самостоятельного, личностно вовлеченного, влияющего на всю личность, оцениваемого самим учащимся, направленного на усвоение смыслов как элементов личностного опыта.
Система форм взаимодействия преподавателя с учениками выступает основным средством достижения цели совместной учебной деятельности. В процессе обучения эти формы изменяются от максимальной помощи педагога школьникам в решении учебных задач к последовательному нарастанию собственной активности школьников вплоть до полностью саморе-гулируемых предметных, учебных действий и появления партнерства с педагогом. К саморегуляции учащихся подводят такие личностные образования как активность, самостоятельность, познавательный интерес, помогающие осознанию своего продвижения и роста. Серьезным шагом в осмыслении учебной деятельности как совместной стало развитие методов так называемого активного обучения, основанных на идее диалогизации творческой деятельности. Использование дискуссионных, игровых, тренинговых способов освоения педагогического опыта побуждает детей к межличностным взаимодействиям с педагогами и между собой, где «школа памяти» уступает место «школе мышления».
Стремясь через активное участие в совместной деятельности привнести свое «Я» в сознание, чувства, волю других людей, приобщая их к своим интересам и желаниям, добиваясь в этом успеха, человек удовлетворяет тем самым имеющуюся у него потребность стать личностью. Анализ психолого-педаго-гических трудов способствовали пониманию совместной деятельности как личностно-ориентированного обучения, определению роли и направленности межличностных взаимодействий педагога и учащихся в современной общеобразовательной школе. Вместе с тем, выявление условий, способствующих личностному росту, раскрытию способностей, самореализации каждо-Библиографический список
го ребенка на основе совместного целеполагания и выбора форм продуктивной деятельности, невозможно без опоры на исследования в области педагогики.
Для построения ситуаций совместной продуктивной деятельности необходимо учитывать, что во взаимодействии всегда присутствуют два компонента - стиль и содержание. Если стиль показывает, как человек взаимодействует с окружающими, то содержание фиксирует вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие. В связи с этим важно ослабить годами сформировавшуюся жесткую систему зависимости позиции школьника от педагога, сделав ее свободной, что возможно путем соответствующей технологии взаимодействия.
Одним из условий плодотворного педагогического взаимодействия является наличие положительного эмоционального настроя, доверия, взаимоуважения, обеспечивающих определенное равенство позиций учителя и ученика, их сотрудничество. Для построения ситуаций совместной деятельности следует определить возможные формы взаимодействия участников. Немногочисленная литература предлагает разнообразные формы организации групповой, межгрупповой и фронтальной коллективной деятельности учащихся. Возникновение и использование этих форм в проблемном обучении доказывает их значительные возможности в развитии творческой активности, осознанности, самостоятельности и других личностных качеств.
Таким образом, совместная деятельность как педагогическая категория являет собой общность учителя с детьми, которая не дана постоянно, сразу в готовом виде, это динамичный процесс самоорганизации личности учащихся, возможный при опоре на принципы личностно-ориентированного педагогического взаимодействия. Следование принципам - диалогизации, персонификации, индивидуализации - позволяет рассматривать совместную учебную деятельность не только как процесс усвоения предметных знаний, а, прежде всего, как выражение и становление человеческой индивидуальности, где педагог выступает как «фа-силитатор» (К. Роджерс), создавая благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения школьников.
1. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: монография. - Волгоград, 2008.
2. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1998.
3. Платонов, К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов // Коллектив и личность / под ред. К.К. Платонова. - М., 2005.
4. Обозов, Н.Н. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология. - Л., 2007.
5. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 2002.
Bibliography
1. Serikov, V.V. Lichnostnihyj podkhod v obrazovanii: koncepciya i tekhnologiya: monografiya. - Volgograd, 2008.
2. Psikhologicheskiyj slovarj / pod red. V.P. Zinchenko, B.G. Metheryakova. - M., 1998.
3. Platonov, K.K. Obthie problemih teorii grupp i kollektivov // Kollektiv i lichnostj / pod red. K.K. Platonova. - M., 2005.
4. Obozov, N.N. Modelj regulyacii sovmestnoyj deyateljnosti // Socialjnaya psikhologiya. - L., 2007.
5. Davihdov, V.V. Vidih obobtheniya v obuchenii. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 13.04.13
УДК 373. 2. 016: 616. 89 - 008. 434
Zhuykova Т.Р. TEACHING OF QUANTIFICATIONS OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH GENERAL SPEECH DEFICIENCY. In the article the corrective work that affects the formation of quantitative concepts of children of five to six years with a common speech deficiency is considered. The importance of studying of the counting operations during familiarizing children with the formation of the natural numbers, and their understanding of the difference between adjacent numbers are substantiated.
Key words: correction of speech, quantitative relationships, mathematical terms, language development, numbers.
Т.П. Жуйкова, канд. пед. наук, доц. ФГБО УВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан,
E-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются коррекционная работа, влияющая на формирование количественных представлений у детей пяти-шести лет с общим недоразвитием речи. Обосновывается значение изучения счетных операций при ознакомлении детей с образованием натурального ряда чисел и понимания им разностных отношений между смежными числами.
Ключевые слова: коррекция речи, количественные отношения, математические термины, развитие речи, числа.
Основы коррекционного обучения разработаны в психоло-го-педагогических исследований ряда авторов (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Б.М. Гриншпун, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и ряда других авторов) [1].
Исследования в данной области показали, что дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, который присущ нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Такое формирование реализуется различно в зависимости от возраста детей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи. Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей.
Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с нарушением речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием. Поэтому необходимо сформировать представления о количестве в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском образовательном учреждении.
При формировании количественных представлений важно не только добиваться усвоения знаний, умений и навыков, но и осуществлять мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей, прежде всего их речевой деятельности. Так при обучении детей счету, необходимо избежать речедвигательных стереотипов (заучивания числительных по порядку) и добиваться осознанного употребления числительных, соответствия количества с числом и цифрой, понимания зависимости между смежными числами. Для этого на первых этапах следует ограничиться формированием счетной операции в пределах пяти. Каждое число должно изучаться как минимум в течение двух занятий и повторяться на протяжении всего последующего обучения.
Освоив счет до пяти, детей знакомят с получением нового числа. Объясняется, что если к пяти добавить еще один, будет шесть (к шести добавить один - семь и т.д.). Полученное число соотносится с количеством и цифрой, сравнивается со смежными числами, определяется, на сколько предыдущее число меньше последующего и последующее больше предыдущего. Выполняются задания на пересчет предметов, звуков и движений, от-считывание по образцу и заданному числу, сравнение численности двух множеств.
Однотипные упражнения предполагаются от занятия к занятию с той лишь разницей, что изменяется (увеличивается) количество предметов, с которыми выполняют операции. Практика показывает, что дети достаточно хорошо запоминают зависимости и отношения между величинами. Приступая к изучению числа шесть (семь, восемь, девять, десять) многие могут самостоятельно объяснить, что если к пяти добавить еще один, будет новое число шесть, которое больше, чем пять на один.
После того, как все числа до десяти будут изучены, следует приступить к рассмотрению натурального ряда чисел. Каждому ребенку предлагается положить по порядку карточки с цифрами, от меньшего числа к большему числу от 1 до 10. Потом дается задание около каждой карточки выложить столько квадратов, сколько показывает число. Все квадраты в каждом обозначенном числом множестве должны быть одинакового цвета, кроме последнего, т. к. он показывает, что множество увеличилось на один. В процессе практической работы даются указания: «Около карточки с цифрой 1 положите столько квадратов, столько обозначает число один, около карточки с цифрой 2 положите сколько квадратов, сколько в предыдущем числе, и добавьте еще один другого цвета, и т.д.
Если дети выкладывают числовой ряд медленно, можно ограничиться числами в пределах пяти или предложить пособие выполненное на картоне с наклеенными на нем цифрами и квадратами из бархатной бумаги - для активизации тактильных рецепторов. При работе с готовой наглядностью нужно, чтобы ребенок рассказал, какие перед ним числа, и посчитал, сколько квадратиков нарисовано около каждого числа. Внимание детей обращается на то, что все числа увеличиваются и уменьшаются на один. Такая работа обобщает и систематизирует уже имеющиеся у ребенка знания. Опираясь на такую наглядность, дети отвечают на вопросы и выполняют задания:
- Посчитайте от одного до десяти.
- Посчитайте от десяти до одного.
- Посчитайте от двух до шести (задаются любые границы
счета). Такое задание необходимо для развития навыка самоконтроля.
- Посчитайте от семи до четырех.
- Какое самое маленькое число?
- Какое здесь самое большое число?
- Какие числа больше, чем «пять»?
- Какие числа меньше, чем «четыре»?
- Назови соседей числа семь. Какой меньший сосед? Какой больший сосед?
- Как из числа семь сделать шесть?
- Как из числа семь сделать восемь?
- Какое число стоит между числом три и пять?
- Какие числа стоят между числами четыре и девять?
- Какое число больше, чем пять, но меньше, чем семь?
Выполнять задания необходимо с опорой на числовой ряд.
Не обязательно, чтобы дети выполняли все указанные задания на одном занятии. Главное, чтобы подобранные упражнения выполнялись регулярно. Системный подход к изучению чисел позволяет добиться понимания их закономерного расположения в числовом ряду, зависимостей и отношений между ними.
При изучении натурального ряда чисел дети пяти-шести лет с общим недоразвитием речи используют уже знакомые им слова и выражения. Постоянное проговаривание однотипных грамматических конструкций помогает автоматизировать звукопро-изношение. Модельный, наглядный характер обучения делает доступным осознанное употребление в речи математических высказываний.
Наиболее сложным является грамотное употребление предлогов и согласование слов, поэтому воспитатель должен всегда давать детям правильный образец ответа, проговаривать его медленно и четко, выделяя голосом значимые слова, предлоги, немного нараспев произносить окончания существительных и числительных.
Занятия по математике, в том числе и при обучении количественных представлений, позволяет осуществлять коррекцию интеллектуальной и речевой деятельности. В процессе обучения выполнению количественных представлений дети расширяют пассивный словарный запас, начинают понимать значение обиходно-разговорных слов, а также математических терминов, учатся действовать по инструкции. Требование проговорить вслед за педагогом ход выполнения задания позволяет активизировать речевое подражание, увеличивать активный словарный запас и развивать регулирующую функцию речи.
Использования разнообразных предметов для составления и сравнивания множеств счета, определения их величины, формы и положения в пространстве позволяет расширять и вербализовать чувственный опыт. Обобщение наглядно-практических действий и математических операций, как отмечает А.В. Калин-ченко, создает предпосылки для развития словесно-логического мышления [2, с. 18].
У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен существительных по числам (дом - дома; сова - совы). Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам имени существительного с именем числительным (много уток, две утки), с порядковыми числительными (первый снег, второй хлопок), с именем прилагательным (маленькая кукла, у второго дуба, на узкой дороге).
Важным условием в обучающем процессе количественным представлениям у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушениями речи является организация пространственно
- развивающей среды.
Для расширения жизненного опыта детей, развития их познавательного и эмоционального интереса в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы игровые центры, например, комната сказок, комната экологии, комната социально - бытовой адаптации. Образные игрушки удобно расположить в помещении группы, в спальне, в кабинете логопеда и других специалистов, работающих с детьми. Ситуации для игр с ними создавать в разных местах (на ковре, на диване, в уголке конструктивных игр и т.п.).
В кабинете логопеда дидактический материал предлагать детям в процессе игровых и индивидуальных занятий. Это демонстрационный и раздаточный материал для счета, подбор картинок по признаку числа, лото «Счет от любого числа» и многое другое. Разнообразие демонстрационного и раздаточного материал способствует формированию количественных представлений на занятиях, проводимых совместно с учителем-ло-
гопедом, инструктором по изобразительной деятельности, и другими специалистами [3].
Все направления коррекционно-образовательной работы по количественному счету у детей с общим нарушениями речи является взаимосвязанным и взаимопроникающим, а задачи коррекционного обучения решать комплексно во всех формах его организации.
Библиографический список
Таким образом, можно утверждать, что успешная коррекция речевого недоразвития при обучении количественным представлениям детей старшего дошкольного возраста осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.
1. Лалаева, РИ. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: учбно-методич. пособие / РИ. Лалаева, А. Гермаковская. - СПб., 2005.
2. Калинченко, А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие. - М., 2005.
3. Соболева, О.Л. Новая математика для дошкольников с элементами развития речи / О.Л. Соболева, В.В. Агафонов, О.В. Агафонова; под ред. О.Л. Соболевой. - М., 2008.
Bibliography
1. Lalaeva, R.I. Narusheniya v ovladenii matematikoyj (diskaljkulii) u mladshikh shkoljnikov. Diagnostika, profilaktika i korrekciya: uchbno-metodich. posobie / R.I. Lalaeva, A. Germakovskaya. - SPb., 2005.
2. Kalinchenko, A.V. Obuchenie matematike deteyj doshkoljnogo vozrasta s narusheniem rechi: metod. posobie. - M., 2005.
3. Soboleva, O.L. Novaya matematika dlya doshkoljnikov s ehlementami razvitiya rechi / O.L. Soboleva, V.V. Agafonov, O.V. Agafonova; pod red. O.L. Sobolevoyj. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 13.04.13
УДК 378.178: 613.96 ББК 51.204.0
Ivanova N.L. THE IMPACT OF COMPLEX HEALTH - IMPROVING METHODS ON THE CHARACTERISTICS OF MORPHOFUNCTIONAL STATE AND PHYSICAL FITNESS IN FEMALE STUDENTS AT MIDDLE PRIOBIE. This scientific article is dedicated to the problems of physical education improvement in female students who live constantly in hypocomfort conditions in middle Priobie. The subject of the article is of current importance as the teachers of the North institutes of higher education have some difficulties when choosing means, methods and intensity of physical exercises to correspond with students individual abilities. The proposed methodology will be olive loped and updated. Its first usage has got approval and presented positive results which demonstrate the validity of the methods used.
Key words: female students, physical fitness, morphofunctional state, health-improving methods.
Н.Л. Иванова, ст. преп. каф. физической культуры, Сургутский гос. университет, г. Сургут,
E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКСНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОКАЗАТЕЛИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЪЯ
Статья посвящена изучению проблемы совершенствования физического воспитания студенток, постоянно проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобъя. Тема статьи весьма актуальна, поскольку преподаватели северных ВУЗов испытывают определенные трудности при подборе средств и методов, объема и интенсивности физических упражнений, которые отвечали бы индивидуальным возможностям занимающихся. Первая апробация дала позитивные результаты, что указывает на правильность выбранного направления.
Ключевые слова: студентки, физическая подготовленность, морфофункциональное состояние, методика оздоровления.
Сохранение здоровья человека относится к глобальной проблеме современности, решение которой является первостепенным в социальном развитии общества. Проблема совершенствования учебного процесса в ВУЗах также существует, но особенно остро она стоит в учебных отделениях, где занимаются студентки.
В студенческие годы завершается биологическая зрелость организма. В то же время этот период сопряжен с переходом на новую ступень жизнедеятельности и, несомненно, организм студенток испытывает на себе влияние комплекса ряда стресс-факторов (климатических, экологических, гиподинамических, усиливающихся под влиянием достаточно длительного учебного процесса) [1; 2]. Исследования многих авторов показывают, что у студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения [3; 4; 5].
Проблема состоит в том, что до настоящего времени в процессе физического воспитания студентов в вузах, расположенных на территории Среднего Приобья, недостаточно научно-обоснованных методик оздоровительной направленности средства-
ми физической культуры, которые можно использовать в вариативной части учебной программы.
Недостаточно изучено влияние комплексного воздействия среды на изменение уровня физической подготовленности, морфофункционального состояния и здоровья за период обучения в вузе. Накопленный нами, более чем десятилетний опыт проведения научных исследований и практической работы по физической культуре со студентками, проживающими в условиях Среднего Приобъя, позволили разработать комплексную оздоровительную методику.
Выявленный комплекс показателей, наиболее чувствительных к комплексным средовым воздействиям, был взят нами за основу разработки оздоровительной методики совершенствования физической подготовленности, функционального состояния и здоровья организма студенток вуза, расположенного на территории Среднего Приобъя.
Оздоровительная методика состояла из пяти блоков: 1-ый блок - дыхательная гимнастика, 2-ой блок - глазодвигательная гимнастика, 3-ий блок - гимнастика для укрепления и снятия напряжения опорно-двигательного аппарата, 4-ый блок - пресс-гимнастика, 5-ый блок - гимнастические упражнения релакси-