гопедом, инструктором по изобразительной деятельности, и другими специалистами [3].
Все направления коррекционно-образовательной работы по количественному счету у детей с общим нарушениями речи является взаимосвязанным и взаимопроникающим, а задачи коррекционного обучения решать комплексно во всех формах его организации.
Библиографический список
Таким образом, можно утверждать, что успешная коррекция речевого недоразвития при обучении количественным представлениям детей старшего дошкольного возраста осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.
1. Лалаева, РИ. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: учбно-методич. пособие / РИ. Лалаева, А. Гермаковская. - СПб., 2005.
2. Калинченко, А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие. - М., 2005.
3. Соболева, О.Л. Новая математика для дошкольников с элементами развития речи / О.Л. Соболева, В.В. Агафонов, О.В. Агафонова; под ред. О.Л. Соболевой. - М., 2008.
Bibliography
1. Lalaeva, R.I. Narusheniya v ovladenii matematikoyj (diskaljkulii) u mladshikh shkoljnikov. Diagnostika, profilaktika i korrekciya: uchbno-metodich. posobie / R.I. Lalaeva, A. Germakovskaya. - SPb., 2005.
2. Kalinchenko, A.V. Obuchenie matematike deteyj doshkoljnogo vozrasta s narusheniem rechi: metod. posobie. - M., 2005.
3. Soboleva, O.L. Novaya matematika dlya doshkoljnikov s ehlementami razvitiya rechi / O.L. Soboleva, V.V. Agafonov, O.V. Agafonova; pod red.
O.L. Sobolevoyj. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 13.04.13
УДК 378.178: 613.96 ББК 51.204.0
Ivanova N.L. THE IMPACT OF COMPLEX HEALTH - IMPROVING METHODS ON THE CHARACTERISTICS OF MORPHOFUNCTIONAL STATE AND PHYSICAL FITNESS IN FEMALE STUDENTS AT MIDDLE PRIOBIE. This scientific article is dedicated to the problems of physical education improvement in female students who live constantly in hypocomfort conditions in middle Priobie. The subject of the article is of current importance as the teachers of the North institutes of higher education have some difficulties when choosing means, methods and intensity of physical exercises to correspond with students individual abilities. The proposed methodology will be olive loped and updated. Its first usage has got approval and presented positive results which demonstrate the validity of the methods used.
Key words: female students, physical fitness, morphofunctional state, health-improving methods.
Н.Л. Иванова, ст. преп. каф. физической культуры, Сургутский гос. университет, г. Сургут,
E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКСНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОКАЗАТЕЛИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЪЯ
Статья посвящена изучению проблемы совершенствования физического воспитания студенток, постоянно проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобъя. Тема статьи весьма актуальна, поскольку преподаватели северных ВУЗов испытывают определенные трудности при подборе средств и методов, объема и интенсивности физических упражнений, которые отвечали бы индивидуальным возможностям занимающихся. Первая апробация дала позитивные результаты, что указывает на правильность выбранного направления.
Ключевые слова: студентки, физическая подготовленность, морфофункциональное состояние, методика оздоровления.
Сохранение здоровья человека относится к глобальной проблеме современности, решение которой является первостепенным в социальном развитии общества. Проблема совершенствования учебного процесса в ВУЗах также существует, но особенно остро она стоит в учебных отделениях, где занимаются студентки.
В студенческие годы завершается биологическая зрелость организма. В то же время этот период сопряжен с переходом на новую ступень жизнедеятельности и, несомненно, организм студенток испытывает на себе влияние комплекса ряда стресс-факторов (климатических, экологических, гиподинамических, усиливающихся под влиянием достаточно длительного учебного процесса) [1; 2]. Исследования многих авторов показывают, что у студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения [3; 4; 5].
Проблема состоит в том, что до настоящего времени в процессе физического воспитания студентов в вузах, расположенных на территории Среднего Приобья, недостаточно научно-обоснованных методик оздоровительной направленности средства-
ми физической культуры, которые можно использовать в вариативной части учебной программы.
Недостаточно изучено влияние комплексного воздействия среды на изменение уровня физической подготовленности, морфофункционального состояния и здоровья за период обучения в вузе. Накопленный нами, более чем десятилетний опыт проведения научных исследований и практической работы по физической культуре со студентками, проживающими в условиях Среднего Приобъя, позволили разработать комплексную оздоровительную методику.
Выявленный комплекс показателей, наиболее чувствительных к комплексным средовым воздействиям, был взят нами за основу разработки оздоровительной методики совершенствования физической подготовленности, функционального состояния и здоровья организма студенток вуза, расположенного на территории Среднего Приобъя.
Оздоровительная методика состояла из пяти блоков: 1-ый блок - дыхательная гимнастика, 2-ой блок - глазодвигательная гимнастика, 3-ий блок - гимнастика для укрепления и снятия напряжения опорно-двигательного аппарата, 4-ый блок - пресс-гимнастика, 5-ый блок - гимнастические упражнения релакси-
Таблица 1
Виды оздоровительной гимнастики и их использование в период занятий
Виды Часть занятия Воздействие
Вводная Основная Заключительная
1. Дыхательная гимнастика (35%) ++ + + Совершенствование аэробных и анаэробных способностей
2. Глазодвигательная гимнастика (10%) ++ - + Снятие утомления глазодвигательных мышц
3. Пресс-гимнастика (22,5%) - - ++ Укрепление мышц брюшного пресса, стройность талии
4. Гимнастика для (ОДА) опорно-двигательного аппарата (22,5%) - + ++ Укрепление мышц верхних и нижних конечностей
5. Релаксирующая гимнастика (10%) - - ++ Снятие напряжения мышц, психоэмоционального напряжения
6. Утренняя гимнастика (ежедн.) + - - Тонизирование мышечных групп, улучшение настроения
рующей направленности. Для каждого блока были разработаны комплексы упражнений. Кроме того, для студенток был предложен комплекс утренней гимнастики, который рассматривался как дополнительный.
Блоки оздоровительной гимнастики, их процентные соотношения и в какой части они могут выполняться отражены в таблице 1.
При проведении занятий по комплексам оздоровительной гимнастики нами соблюдалось необходимость строгой дозировки упражнений, используемых в различных блоках, т.е. разделенных по направленности воздействия, чтобы не допустить утомления. Поэтому, мы вводили в каждый блок (комплекс) упражнения постепенно, начиная с самых простых и доступных исходных положений. Величина и длительность воздействия (при введении нового упражнения) на первых двух занятиях была
Рис.1. Темпы прироста показателей физической подготовленности студенток после окончания основного эксперимента (%)
Примечание: Двигательные качества: 1- тест «Ловля линейки»,; 2- бег 100 м., с; 3 - прыжок в длину с места; 4 - абсолютная сила правой кисти; 5 - абсолютная сила левой кисти; 6 - относительная сила правой кисти; 7 - относительная сила правой кисти; 8 - абсолютная сила мышц спины: 9 - относительная сила мышц спины; 10 - подтягивание в висе; 11 - подъем туловища из положения лежа; 12 - тест Купера; 13 - способность к сохранению равновесия. Поза «Аист»; 14 - поза пяточно-носочная; 15 - броски в цель; 16 - наклон вперед из положения сидя; 17 - наклон головы вправо; 18 - наклон головы влево.
минимальной, в последующих - количество повторений увеличивалось, при сокращении интервалов отдыха.
Серии упражнений чередовались через занятие. На одном занятии нагрузка приходилась в основном на мышцы пояса верхних конечностей и спины, на другом - на мышцы нижних конечностей и груди и т.д.
Упражнения для мышц живота (пресс гимнастика), дыхательные упражнения, глазодвигательная гимнастика прорабатывались на каждом занятии. Занятия заканчивались комплексом релаксирующей гимнастики. Через каждые четыре недели комплекс упражнений менялся.
Процентное распределение блоков оздоровительной гимнастики основывалось на результатах предварительного эксперимента, который длился два месяца.
В результате проведенных исследований выявлено, что показатели физического развития студенток Среднего Приобъя соответствуют средним возрастным нормам и не имеют достоверных различий с показателями физического развития студенток южных регионов Сибири (г. Омск). У студенток Среднего Приобъя достоверно снижена функция внешнего дыхания. Ближе к средним возрастным нормам величины гипоксических проб. Показатели сердечно-сосудистой системы по средне-групповым значениям более выражено изменяются у студенток старших курсов.
Все выше изложенное позволяет говорить о необходимости выявления процесса срочной и долговременной адаптации.
5 С позиции «срочной» адаптации (процесс в течении одного учебного дня) снижается зрительная функция, возрастает психоэмоциональное напряжение, устают мышцы брюшного пресса, нижние конечности, т.е. опорно-двигательного аппарата (результаты
6 проведенного анкетирования).
С позиции долговременной адаптации за период обучения студенток в вузе в условиях Крайнего Севера уровень физической подготовленности имеет следующую тенденцию в развитии: положительная динамика на II курсе, стабилизация показателей к третьему, достоверное снижение к 1У-У курсам.
Темпы снижения различны: низкие (2-9%) по быстроте; средние (20-35%) по силе, гибкости, координации; высокие (47-51%) по общей аэробной выносливости и скоростно-силовой анаэробной выносливости.
В процессе исследований нами был обоснован комплекс показателей, наиболее чувствительных к воздействию среды: с позиции долговременной адаптации (период обучения в вузе) у студенток значительно снижаются функция внешнего дыхания и в меньшей степени сердечно-сосудистой системы.
Воздействие разработанной оздоровительной программы оказало наиболее существенный достоверный эффект в развитии уровня физической подготовленности у студенток (рис.1).
Заключение
Разработанная нами оздоровительная методика совершенствования физической подготовленности
□ ЭГ
□ КГ
и морфофункционального состояния организма студенток состо- мы, кроме плавания и лыжной подготовки. В разделе плавания
ит из двух частей: тестирующей и обучающей. можно использовать отдельные упражнения из комплекса ды-
1. В тестирующую часть оздоровительной методики необ- хательной гимнастики.
ходимо включить оценку уровня физического которое Предложенная нами методика физического воспитания сту-
осуществляется по общепринятым тестам, а также определить денток показала высокую эффективность в гармонизации фи-
абсолютные и относительные величины ЖEЛ,ЦЖEЛ, устойчи- зического состояния организма студенток экспериментальной
в°сть к кислородной недостаточности (пр°бы Генчи и Штанге). группы, а также вызвала интерес девушек к проблеме их соб-
иоллинтоть І/-5ППИЛІЛЙЛПиіЛ^ТЛПиЬіи Ііипаї/Л І ІГІЛПІііиЛІ/ІЛ /І/І_)І/ІГ \ 1 ' ' 1 ■ ■ ' 1
Рассчитать кардиореспираторный индекс Скибински (КРИС)
2. Для совершенствования учебного процесса по физичес
ственного здоровья и может быть использована в высших и сред-
кому воспитанию в условиях Крайнего Севера целесообразно них учебных заведениях, расположенных на территории Сред-
применять в вариативной части занятий разработанную нами него Приобъя. Что подтверждает необходимость тестирования,
оздоровительную методику во всех разделах учебной програм- включающего практические рекомендации.
Библиографический список
1. Рябинина, С.К. Настольный теннис в системе физического воспитания студенток технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2004.
2. Мазенков, А.А. Методика применения статических (изометрических) и динамических упражнений в физическом воспитании студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Тюмень, 2003.
3. Щедрина, А.Г. Морфофункциональные показатели здоровья студентов в связи с различными видами учебной деятельности и влияние функционального воспитания: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Новосибирск, 1982.
4. Ендропов, О.В. Формы и уровни двигательной активности в нервной профилактике заболеваний, реабилитации и физического состояния здоровья: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Новосибирск, 1990.
5. Кончиц, Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Томск, 1990.
Bibliography
1. Ryabinina, S.K. Nastoljnihyj tennis v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentok tekhnicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Krasnoyarsk, 2004.
2. Mazenkov, A.A. Metodika primeneniya staticheskikh (izometricheskikh) i dinamicheskikh uprazhneniyj v fizicheskom vospitanii studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk.- Tyumenj, 2003.
3. Thedrina, A.G. Morfofunkcionaljnihe pokazateli zdorovjya studentov v svyazi s razlichnihmi vidami uchebnoyj deyateljnosti i vliyanie funkcionaljnogo vospitaniya: avtoref. dis. ... d-ra med. nauk. - Novosibirsk, 1982.
4. Endropov, O.V. Formih i urovni dvigateljnoyj aktivnosti v nervnoyj profilaktike zabolevaniyj, reabilitacii i fizicheskogo sostoyaniya zdorovjya: avtoref. dis. ... d-ra med. nauk. - Novosibirsk, 1990.
5. Konchic, N.S. Fiziologicheskie osnovih fizicheskogo vospitaniya studentov v svyazi s individualjnihmi osobennostyami organizma: avtoref. dis. ... d-ra med. nauk. - Tomsk, 1990.
Статья поступила в редакцию 10.04.13
УДК 371
Magomedova Z.Z. PROGRAM TESTING AND EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AND SPEECH PRIMARY SCHOOL TEACHERS. The author of the program opened its experimental work on the formation of the communicative competence of speech primary school teachers. An analysis of the effectiveness of educational technology responsible for the development of the quality of future teachers.
Key words: communication, verbal competence, primary school teachers, the experiment, the levels of formation, educational technology.
3.3. Магомедова, соискатель, документовед каф. педагогики и психологии, Чеченский гос. университет,
г. Грозный, E-mail: [email protected]
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В статье рассматривается программа опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов, предлагается анализ эффективности проведения педагогических технологий, отвечающих за развитие данного качества будущего учителя.
Ключевые слова: коммуникативно-речевая компетентность, будущий учитель начальных классов, эксперимент, уровни сформированности, педагогические технологии.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 2009 по 2012 гг. на базе отделения педагогики и методики начального образования Чеченского государственного педагогического института (ЧГПИ) г. Грозный, не нарушая естественного хода учебно-воспитательного процесса. Всего в исследовании приняли участие 58 студентов с первого по пятый курс.
Опытно-экспериментальная работа представляла собой констатирующий, преобразующий и обобщающий этапы. На каждом этапе формировались свои задачи, определялись результаты, которые являлись промежуточными на пути достижения цели опытно - экспериментальной работы
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых предположений в программе констатирующего этапа (20092010 гг.) опытно-экспериментальной работы были предусмотрены следующие мероприятия:
1. Определение исходного уровня сформированности коммуникативно-речевой компетентности студентов.
2. Выявление и апробация педагогических условий, обеспечивающих формирование коммуникативно-речевой компетентности студентов.
3. Анализ экспериментальных данных, полученных в результате проведенной опытно-экспериментальной работы.
Констатирующий этап выполнял:
- диагностическую функцию (определение методов исследования уровня формирования коммуникативно-речевой компетентности будущих учителей начальных классов; установление имеющегося уровня сформированности данного качества у студентов; постановка и обоснование проблемы, на решение которой была направлена опытно - экспериментальная работа);