УДК 378
Ф.В. Шарипов,
Уфимский государственный авиационный технический университет
Обучение будущих магистров, специализирующихся в области образования, организационно-управленческой деятельности: компетентностный подход
Необходимость овладения студентами организационно-управленческой компетентностью обусловлена тем, что после окончания магистратуры молодые специалисты, имеющие опыт преподавания и организационной работы, могут претендовать на те или иные руководящие должности в любом типе образовательного учреждения. В условиях модернизации системы образования, направленной на обновление ее целей и содержания, внедрение новейших педагогических технологий, задача обучения будущих педагогов организационно-управленческой деятельности становится особенно актуальной.
Анализируя профессиональную деятельность преподавателя, нельзя не заметить наличие в ней элементов руководства людьми. Есть целый ряд организационных задач, при решении которых преподаватель выступает в роли руководителя, например, куратора студенческой группы, руководителя производственной практики студентов, курсовой или дипломной работы, председателя научно-методического совета, заведующего кафедрой, научно-исследовательской лабораторией и др. Если даже преподаватель проводит только занятия с учащимися, то он уже выступает как организатор этих занятий, руководитель студенческой группы, т.е. как менеджер. Следовательно, магистранты педагогического вуза, независимо от специальности, должны быть подготовлены
Уфимский государственный авиационный технический университет
в области организационно-управленческой деятельности. Учитывая это обстоятельство, в федеральных государственных образовательных стандартах по всем магистерским специальностям среди видов профессиональной деятельности выделена организационно-управленческая. В этой связи возникает проблема проектирования процесса их подготовки к этому виду деятельности.
Как известно, новое поколение образовательных стандартов разработано на основе использования компетентностного подхода к образованию. При внедрении этого подхода в образовательный процесс магистратуры предстоит решить следующие научно-методические задачи:
• определить структуру профессиональной компетентности магистра образования (по направлениям подготовки и видам деятельности);
• уточнить цели и содержание образования в стандартах магистратуры;
• разработать учебные програ-мы по конкретным дисциплинам, определить содержание теоретического и практического обучения студентов;
• выбрать методы, средства и организационные формы обучения;
• разработать задания для научно-исследовательской и учебной работы магистрантов;
• составить задания для диагностирования уровня компетентности
© Шарипов Ф.В., 2017
ФАНИС ВАГИЗОВИЧ ШАРИПОВ
доктор педагогических наук, профессор Уфимского государственного авиационного технического университета. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, педагогические технологии, качество образования, компетентностный подход к образованию, проблема развития творческих способностей студентов. Автор более 200 публикаций
Рассматриваются вопросы использования компетентностного подхода при определении цели, содержания и методов обучения будущих магистров образования в области организационно-управленческой деятельности.
Ключевые слова: компетентность, организационно-управленческая деятельность, команда, гуманистический стиль руководства, личность руководителя.
The article the problems of the use of competence-based approach in determining the objectives, content and teaching methods of the future masters of education in the field of organizational management considered.
Key words: competence, organizational and management activities, the team humanistic leadership style, personality of the leader.
студентов по изучаемым дисциплинам.
В настоящей статье сделана попытка раскрыть вопросы проектирования процесса формирования профессиональной компетентности магистра образования в области организационно-управленческой деятельности на основе ком-петентностного подхода.
Компетентность является одной из интегральных характеристик специалиста, имеющих отношение к его деятельности. В составе компетентности целесообразно выделить направленностьличности (мотивационную сферу), ее опыт (знания, умения и навыки) и способности, необходимые для успешного решения задач в профессиональной и социально-гуманитарной деятельности. Компетентность является подсистемой личности, характеризующей ее готовность к деятельности на основе имеющегося опыта и способностей. Название компетентности соответствует виду деятельности.
Для определения состава организационно-управленческой компетентности необходимо проанализировать соответствующую деятельность руководителя.
Анализируя управленческую деятельность руководителя, необходимо отметить ее исключительную сложность (по мнению ученых, управленческая деятельность руководителя относится к разряду самых сложных видов человеческой
деятельности). Сложность этой деятельности обусловлена тем, что образовательное учреждение как организация (объект управления) характеризуется множеством параметров. Сюда относятся, например, численность преподавателей и студентов, уровень их компетентности, финансы, соответствие занимаемых площадей нормативным требованиям, уровень материально-технического, программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, его показатели, успеваемость обучающихся и др.
Управленческая деятельность руководителя образовательной организации полифункциональна (функции управления образовательным учреждением, обучения и воспитания студентов, представительская функция и др.). Любая организация, в том числе образовательное учреждение, это прежде всего люди. Управлять организацией - означает управлять деятельностью сотрудников этой организации. Руководитель должен прогнозировать ее развитие на основе анализа состояния дел и изучения законодательных актов (на ближайшие 3-5 лет), планировать (составлять годовой план работы по всем направлениям),организовать и координировать исполнение плана, контролировать и оценивать ход и результаты работы организации, стимулировать творческую работу преподавателей и сотрудников.
Цель управления образовательным учреждением - обеспечение эффективной деятельности преподавателей, сотрудников и студентов, результаты которой определяются качеством подготовки специалистов. Оно, в свою очередь, обусловлено тем, насколько профессиональная компетентность выпускника соответствует требованиям образовательного стандарта соответствующей специальности. Цели управленческой деятельности отражают также цели образования подрастающего поколения. Основная цель образования - подготовка разносторонне развитой личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, самообразованию, трудовой деятельности и продолжению профессионального образования. Образование должно быть ориентировано не только на формирование у обучающихся профессиональной компетентности, но и на развитие личности, ее познавательных и творческих способностей, гражданской ответственности и правового самосознания, освоение российской идентичности, формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
В образовательной организации руководитель призван, прежде всего, управлять коллективом преподавателей и сотрудников. Коллектив как социальная общность людей, объединенных для совместной трудовой деятельности, стихийно не формируется. Его нужно создавать целенаправленной организаторской работой, где от руководителя требуются хорошие знания в области социальной психологии и менеджмента.
В настоящее время в лексиконе руководителей наряду с понятием «коллектив» используется термин «команда». Команда характеризуется такими свойствами развито-
го коллектива, как сплоченность, сотрудничество (а не конкуренция), коллегиальные формы принятия организационных решений, коллективизм, взаимопомощь, оптимизм, вера в успех, ответственность каждого за общий результат, высокий уровень компетентности руководителя и сотрудников, доверие друг к другу, творческий подход к делу.
В настоящее время оптимальным считается гуманистический стиль руководства, где во главу угла ставятся здоровье, потребности, интересы, способности, нравственная сфера, уровень культуры и другие качества сотрудников. При таком стиле работы и взаимоотношений руководитель становится не начальником для подчиненных (как прежде), а наставником, консультантом, организатором. Гуманистический стиль руководства - это новая парадигма социального управления, основанная на принципах гуманизма, демократии, справедливости и свободы. При гуманистическом стиле руководства постановка и решение образовательных, организационных, социальных и других проблем происходит при активном участии всех сотрудников. Проект решения рождается в результате реализации принципа полилогичности, т.е. возможности равного с уровнем компетентности участия каждого и всех. Для оформления и реализации проекта решения управленческие полномочия и ответственность делегируются определенным лицам. Организация рассматривается как социальная система, объединенная единой историей, культурой, общими ценностями, целями. Таким образом, гуманистический, сотворческий тип управления создает условия для предельно полного развития и реализации творческого профессионального потенциала каждого сотрудника организации.
Эффективно работающий руководитель:
- требует получения хороших результатов, планомерного ис-
пользования рабочего времени, а также установления необходимых контактов - как от себя, так и от подчиненных;
- планирует подчиненным четкие результаты, особенно на короткий период времени;
- делегирует сотрудникам все большую ответственность за достижение результата по мере их роста;
- умело дает поручения, направленные на достижение результатов, хорошо руководит подчиненными, осознанно осуществляет четкую оценку работы и поощрение подчиненных;
- осуществляет обратную связь с точки зрения результатов, их достижения и развития, а также заботу о поощрении сотрудников за хорошие результаты работы;
- хочет сотрудничать, хорошо справляется с внутренними конфликтами в подразделении, развивает действие коллектива в постоянном взаимодействии с людьми (психологические особенности управленческой деятельности раскрыты в учебном пособии автора) [2].
Для того чтобы успешно руководить людьми необходимо систематически изучать и оценивать их квалификацию, личностные качества, индивидуально-психологические особенности и, учитывая их, использовать адекватные методы и приемы воздействия на отдельных членов коллектива, распределять обязанности и задания, организовать их качественное выполнение, своевременно осуществлять контроль, оценку и стимулирование труда. Руководителю первичного коллектива необходимо также заботиться о сохранении нормального социально-психологического климата, формировании здорового общественного мнения, об улучшении межличностных отношений, укреплении трудовой дисциплины, искоренении всякого рода нарушений в деятельности людей.
Определение цели подготовки магистрантов на основе анализа
организационно-управленческой деятельности предполагает выявление требований к их профессиональной компетентности в этой области, а также качеств личности выпускника магистратуры, необходимых для успешного руководства людьми. Поскольку магистранты готовятся к научно-педагогической и управленческой деятельности в образовательных учреждениях, постольку речь должна идти о профессиональной деятельности будущего преподавателя и руководителя. Профессиональную компетентность преподавателя можно определить как систему мотивов, знаний, умений и способностей, составляющих основу его профессиональной деятельности как педагога, ученого и руководителя.
Рассмотрим в составе профессиональной компетентности преподавателя структуру организационно-управленческой компетентности. В ней необходимо прежде всего выделить управленческие знания. Управленческие и психолого-педагогические знания помогают руководителю лучше взаимодействовать с людьми, установить с ними психологический контакт, а в случае необходимости оказывать на них воздействие, эффективно общаться с людьми, руководить персоналом (подчиненными), установить благоприятный психологический климат в группе (коллективе), формировать и развивать положительную мотивацию трудовой и творческой активности.
В условиях усложнения психолого-педагогических, информационных и организационно-управленческих задач в образовательных учреждениях управленческая грамотность каждого преподавателя или руководителя становится частью его профессиональной культуры. Она включает в себя систему взаимосвязанных знаний, умений и способностей, необходимых для организационно-управленческой деятельности. К знаниям преподавателя (руководителя) в этой области (в педагогическом
менеджменте) относятся: понятие о социальном управлении, его цели и значение; принципы, функции и особенности менеджмента образования; системы образования в России и в других странах, виды и методы управления образовательным учреждением; структура организаторской деятельности руководителя; планирование и организация различных мероприятий управленческого характера; личность руководителя и его взаимоотношения с людьми; методы и стиль педагогического руководства; мотивация учебно-познавательной деятельности студентов и педагогической деятельности преподавателей; подготовка и принятие управленческих решений по отношению к образовательному процессу, студенческой группе; система контроля качества образования; управление персоналом в образовательном учреждении.
Умения преподавателя в области организационно-управленческой деятельности обусловлены выполнением соответствующих функций руководителя и включают следующие действия: анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль и оценка деятельности первичного коллектива; подготовка и проведение совещаний, собраний, переговоров, деловых бесед, встреч, презентаций; принятие организационных решений.
В его обязанности входит решение задач по работе с кадрами (управление персоналом): прием сотрудников на работу, а также определение соответствия их компетентности требованиям должностной инструкции, участие в повышении их квалификации и др.
Если же преподаватель ограничивается организационно-педагогической деятельностью, то он выполняет такие действия, как определение цели учебно-познавательной деятельности студентов; планирование содержания и методов обучения конкретной дисциплине; подготовка и прове-
дение различных видов занятий: выдача учебных заданий студентам, организация их совместной деятельности; контроль выполнения работ и оценка результатов (при необходимости коррекция учебно-познавательной деятельности студентов).
Педагог, претендующий на роль руководителя образовательного учреждения, кроме общей психолого-педагогической подготовки и педагогического менеджмента, должен быть компетентным в области психологии управления, трудового законодательства, управленческой этики. Что касается требований к психологическим свойствам организатора (руководителя), в том числе к способностям, то они весьма разнообразны. Современный руководитель - это подлинный интеллигент с высокой организаторской и нравственной культурой, способный к творческому, критическому мышлению, самообразованию и саморазвитию, общению и сотрудничеству с людьми. Руководитель - это специалист высокого класса, призванный работать с людьми, управлять делами организации или ее подразделения.
Психологическая характеристика руководителя (менеджера), составленная по результатам зарубежных исследований, приводится в книге Е.В. Ксенчука и М. К. Кияновой [1]. По их мнению, хороший руководитель - это тот, кто уверен в своих силах, целеустремлен, хладнокровен; поощряет участие членов группы в обсуждении проблем; способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна; самокритичен, проявляет выдержанность при победах или поражениях; способен удерживать высокий уровень усилий, энергичен; компетентен во всех вопросах управления; умеет ясно, точно и лаконично выразить мысли словами; способен вызвать к себе расположение, видеть изменения, происходящие как внутри организации,
так и вне ее; готов к инновациям, к их использованию в интересах организации; способен нести ответственность за порученные задания; общителен, умеет общаться, взаимодействовать с людьми.
На мой взгляд, специалист, претендующий на роль руководителя образовательного учреждения, должен знать психологию людей, методы руководства коллективом, педагогику, основы воспитательной работы, управленческую этику. Он должен уметь общаться с людьми, пользоваться методами социального управления, планировать, организовывать и стимулировать работу первичного коллектива. Он обязан устанавливать и поддерживать нормальные взаимоотношения с людьми; делегировать сотрудникам полномочия и ответственность. Наконец, его обязанность - изучать, оценивать и учитывать в коллективной работе индивидуальные психологические особенности сотрудников; готовить и проводить совещание, беседу, дискуссию; заботиться об улучшении условий труда и учебы в учебном заведении, повышать квалификацию сотрудников; создавать в коллективе атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и творчества.
Таким образом, целью подготовки магистрантов образования в области организационно-управленческой деятельности является усвоение студентами системы соответствующих компетенций, а также развитие организаторских качеств личности в образовательной среде учебного заведения.
Другим структурным элементом образовательного процесса является его содержание. В традиционной системе обучения в качестве содержания образования выступают учебная информация, подлежащая усвоению, а также способы действий по применению усвоенных знаний. При компетентност-ном подходе в основу содержания обучения закладываются не только знания и умения, но и серия за-
дач, в процессе решения которых студенты овладевают компетентностью, т.е. опытом решения таких задач. По рассматриваемому компоненту содержания профессионального обучения магистрантов речь идет об организационно-управленческих задачах. К содержанию обучения относится также ориентировочная основа деятельности студента по решению существующего класса задач (алгоритм решения).
С целью развития у обучающихся продуктивного (творческого) мышления наряду с типовыми задачами по каждой учебной дисциплине следует разработать проблемные задачи. Такие задачи нами разработаны, например, для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов по учебной дисциплине «Психология менеджмента». Сюда относятся составление психологического портрета руководителя (реального человека), психологической характеристики его деятельности, характеристики трудового коллектива (реального), текста диалога (делового общения), разработка процесса принятия управленческого решения (решения реальной проблемы).
Следующий элемент образовательного процесса - деятель-
ностный компонент. В компетент-ностно ориентированном образовательном процессе, исходя из целей и содержания образования, направленных на формирование организационно-управленческой компетенции, в основу технологии образования необходимо закладывать практические действия обучающихся по решению соответствующих задач. Например, для того чтобы формировать коммуникативную компетентность, необходимо вовлечь студентов в разнообразные коммуникативные действия - беседы, дискуссии, переговоры, игры и др. Предметом этих действий обучающихся становятся вопросы, задачи, ситуации, вытекающие из изучаемой дисциплины.
Многолетний опыт преподавания дисциплины «Психология менеджмента» показывает, что наиболее эффективными методами обучения студентов организационно-управленческой деятельности являются методы проблемного обучения, групповые методы решения проблем (метод «мозгового штурма», ситуационный анализ, групповая дискуссия, игровые методы). Среди эффективных образовательных технологий можно отметить также технологию модульного обучения, информационно-компьютерную техно-
логию, технологию проектного обучения и др. [3].
При реализации компетент-ностного подхода к образованию меняются и критерии оценки результата образовательного процесса: оцениваются не ответы на вопросы экзаменатора, а результат решения проблемной задачи или качество созданного «продукта». В зависимости от содержания и специфики учебной дисциплины результатом деятельности студента могут выступать самые различные продукты. Например, решенная учебно-исследовательская задача (проблема), принятое решение по поводу какой-либо ситуации, разработанный проект, написанный студентом текст (доклад, реферат, статья, рецензия и др.), составленная компьютерная программа и др. Очень важно, чтобы этот продукт создавался обучающимися самостоятельно в процессе индивидуальной или групповой деятельности.
Таким образом, компетентность магистранта как будущего педагога и руководителя в области организационно-управленческой деятельности должна формироваться в процессе решения системы учебных и исследовательских задач на основе имеющихся знаний, умений и способностей (прежнего опыта).
ЛИТЕРАТУРА
1. КсенчукЕ.В., Киянова М.К. Технология успеха. М.: Дело, 1993.
2. Шарипов Ф.В. Педагогический менеджмент. М.: Университетская книга, 2014. 480 с.
3. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. М.: Университетская книга, 2015. 584 с.
иТЕЯАТиЯА
1. КэепоЬик Е.У., Куапоуа М.К. ТеИпо1одУа иэрвИа. М.: Delo, 1993.
2. БЬаг1ро¥ ГМ. Pedagogicheskij menedzhment. М.: 11пмег8^81^а ктда, 2014. 480 s.
3. SharipovF.V. Psihologijаipedagogikatvorchestvaiobuchenie issledovatel'skoj dejаtel'nosti. М.: Universitetskajа kniga, 2015. 584 s.