Научная статья на тему 'Исследовательское обучение как средство развития творческих способностей учащихся'

Исследовательское обучение как средство развития творческих способностей учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
737
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / RESEARCH TRAINING / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES / КРЕАТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / CREATIVITY TEACHER / ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / DIAGNOSTICS OF CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипов Фанис Вагизович

Рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся. Раскрываются понятия «исследовательское обучение», роль педагога в нем и требования к его компетентности. Определены требования к содержанию и методам исследовательского обучения. Освещаются вопросы обучения учащихся методологии учебно-исследовательской деятельности.The article the problem of development of creative abilities of pupils. Describes the concept of «research learning», the role of the teacher in it and the requirements for its expertise. Defined requirements for the content and research methods training. Highlights the issues of teaching students the methodology of teaching and research activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательское обучение как средство развития творческих способностей учащихся»

УДК 37.036

Ф.В. Шарипов,

Уфимский государственный авиационный технический университет

Исследовательское обучение как средство развития творческих способностей учащихся

Уфимский государственный авиационный технический университет

В условиях растущей конкуренции труда и товаров намного повышается роль творческой деятельности специалистов.

Конкурентоспособность экономики любой страны все больше зависит сейчас от профессиональной деятельности творчески одаренных людей, способных развивать науку, технику, экономику и социальные процессы. Однако творческие достижения в обществе распределяются весьма неравномерно. Оказывается, большая часть творческого продукта производится незначительным меньшинством людей: «Согласно закону Прайса, половина всех произведений в определен-

ной области создается группой, численность которой равна корню квадратному общего числа членов данного сообщества» [4, с. 13]. Следовательно, конкурентоспособность страны в существенной мере основана на творческой деятельности относительно небольшой совокупности талантливых людей. Отсюда возникает задача выявления творчески одаренных детей, создания условий для развития творческого потенциала каждого ребенка, разработки инструментария для диагностики творческих способностей.

В настоящее время многие виды профессиональной деятельности связаны с творчеством, т.е.

с решением новых задач (проблем) или созданием нового продукта. К ним, например, относятся: предпринимательская деятельность, направленная на производство новых товаров или оказание различных услуг, инженерная деятельность (проектирование и конструирование новых технических средств), управленческая деятельность (подготовка и принятие организационных решений, руководство людьми), работа дизайнеров (художественное конструирование) и др.

Все эти задачи и виды деятельности предполагают наличие у субъектов деятельности высокого уровня интеллекта, профессиональной компетентности, творческих способностей и других личностных качеств. Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и совершенствованию.

Система образования призвана учитывать все эти тенденции и должна своевременно вносить инновационные изменения в содержание и технологию обучения.

В Национальной доктрине образования на период до 2025 года поставлена задача создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творче-

© Шарипов Ф.В., 2016 10

ФАНИС ВАГИЗОВИЧ ШАРИПОВ

доктор педагогических наук, профессор Уфимского государственного авиационного технического университета. Сфера научных интересов: педагогические технологии, качество образования, компетент-ностный подход к образованию, проблема развития творческих способностей студентов. Автор более 190 публикаций

Рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся. Раскрываются понятия «исследовательское обучение», роль педагога в нем и требования к его компетентности. Определены требования к содержанию и методам исследовательского обучения. Освещаются вопросы обучения учащихся методологии учебно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: творчество, исследовательское обучение, творческие способности, креативность преподавателя, диагностика творческих способностей.

The article the problem of development of creative abilities of pupils. Describes the concept of «research learning», the role of the teacher in it and the requirements for its expertise. Defined requirements for the content and research methods training. Highlights the issues of teaching students the methodology of teaching and research activities. Key words: creativity, research training, creative abilities, creativity teacher, diagnostics of creative abilities.

ских способностей каждого учащегося, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов.

От современной системы образования требуется не фрагментарное включение учащихся в творческую деятельность, а целенаправленная работа по развитию творческих способностей.

Одним из подходов к решению проблемы формирования и развития творческих способностей учащихся является исследовательское обучение. В разработку теории исследовательского обучения наибольший вклад внесли американские ученые Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Э. Паркхерст, немецкий педагог Г. Кершенштей-нер, французкий педагог С. Фре-не, а также русские психологи и педагоги В.И. Андреев, П.П. Блон-ский, М.В. Кларин, В.В. Краев-ский, И.Я. Лернер, А.М. Матюш-кин, А.И. Савенков, И.Ф. Свадков-ский, М.Н. Скаткин и др.

К настоящему времени пока нет общепринятого определения понятия «исследовательское обучение». Исследовательским можно назвать такой вид обучения, когда изучение и усвоение знаний, умений и навыков осуществляется в процессе исследовательской деятельности учащегося под руководством педагога.

Исследовательское обучение направлено на развитие у учащихся умений и навыков научного поиска. А.И. Савенков, например, отмечает: «Главная цель исследовательского обучения - формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры» [3, с. 229].

Концепция исследовательского обучения была разработана в трудах американского философа и педагога Джона Дьюи.

По его утверждению, «чужие слова и книги могут дать знания, но воспитывают не они, а опыт». Он пишет о том, что «призвание школы - не изымать молодежь из окружающей деятельной среды и заставлять изучать сведения о том, как познавали мир другие люди; школа должна дать возможность для проявления стремлений к освоению мира, интеллектуальной инициативы ребенка». Джон Дьюи считал, что в «процессе обучения надо исходить из четырех основных детских инстинктов: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального инстинктов. На основе этих инстинктов развиваются интересы ребенка, используя их, школа может превратить обучение в продуктивный и увлека-

тельный процесс. Для этого обучение должно быть организовано так, чтобы учащийся оказывался в позиции исследователя» [1].

Главная особенность исследовательского обучения - это активизация учебной деятельности учащихся путем вовлечения их в поисковую работу творческого характера. Раскрывая сущность исследовательского обучения, известный российский специалист в области сравнительной педагогики М.В. Кларин пишет: «Это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем» [2, с. 84].

Исследовательское обучение - это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. При таком обучении учебный процесс осуществляется на основе самостоятельного поиска ребенком новых познавательных ориентиров. Это позволяет добиться того, что обучение будет направлено не только на усвоение новой информации, но и на организацию и творческую перестройку имеющихся концеп-

Джон Дьюи

ций или исходных познавательных ориентиров. При этом большое значение имеют интересы и склонности учащегося и мотивация его познавательной активности. Очень важно также диагностирование этих мотивов и на их основе организация исследовательской деятельности по той или иной учебной дисциплине.

В современной теории исследовательского обучения выделяются три уровня его практической реализации:

- преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащимся;

- преподаватель ставит проблему, но метод ее решения учащиеся ищут самостоятельно;

- постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно.

По мнению американских педагогов (Р. Драйвер, Б. Белл, П. Крейзберг и др.), механизм исследовательского обучения начинает эффективно функционировать при соблюдении следующих требований:

- при побуждении учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в неявном виде;

- при сталкивании учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;

- при побуждении их к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений;

- при предоставлении учащимся возможности исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах;

- при предоставлении им возможности применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Исследование - это всегда творчество и в идеале представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Оно имеет чрезвычайно важное значение в развитии творческих способностей учащихся в процессе обучения. Исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не-регламентированной какими-либо внешними установками.

Содержание образования должно отвечать задачам развития интеллектуально-творческого потенциала учащегося. В традиционной системе обучения в качестве содержания образования выступает учебная информация, подлежащая усвоению, а также способы действий по применению усвоенных знаний. При исследовательском подходе в основу содержания обучения закладываются не только знания и умения, но и серия проблемных задач, в процессе решения которых у учащихся развиваются творческие способности.

Предметом творческой деятельности учащегося (содержанием обучения) выступает та или иная область науки, искусства или практики, к которой он проявляет интерес и склонности. Как правило, при обучении учащихся какому-либо виду художественной деятельности (искусства) используются соответствующие учебные программы и пособия. При изучении основ наук в общеобразовательной школе или в профессиональном образовательном учреждении творческими компонентами содержания обучения должны стать учебные и научные проблемы, а также ориентировочная основа деятельности по их решению [5].

В отечественной педагогике разработано множество методов, способствующих развитию творческих способностей учащихся. К ним относятся: методы проблемного и развивающе-

го обучения, эвристические методы решения проблем, технологии игрового и контекстного обучения, научные методы (методы самой науки), проектное обучение и др. Задача состоит в том, чтобы учителя школ и преподаватели профессиональных учебных заведений освоили эти методы и использовали их в своей педагогической деятельности. В этом плане велика роль методических советов и предметно-цикловых комиссий учебных заведений, методических конференций и семинаров, научно-методических работ преподавателей, их самообразования, подготовки и защиты кандидатских диссертаций.

Для организации исследовательского обучения учащихся в школе целесообразно создать классы-лаборатории по учебным дисциплинам. Классы-лаборатории уже действуют во многих школах и профессиональных лицеях России. Современный колледж или вуз трудно представить без лабораторий по естественнонаучным, обще-профессиональным и специальным дисциплинам. Эта форма организации учебно-исследовательской деятельности оказывается очень эффективной в условиях, когда решение образовательных задач осуществляется преимущественно путем создания специальной развивающей среды, в которой учащийся может найти стимулы для самообучения и развития. Отсюда вытекают и следующие основные требования, выступающие в качестве ориентиров: опираться на собственный опыт учащегося, обучать в действии, побуждать его к наблюдению и экспериментированию, чередовать индивидуальную и коллективную работу.

Учебное исследование учащегося, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает следующие элементы:

- выделение и постановку проблемы, выбор темы исследования;

- определение целей и задач исследования;

- выработку гипотез;

- выявление и систематизацию подходов к решению проблемы, выбор методов исследования;

- разработку методики проведения исследования;

- поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы, выбор гипотезы;

- сбор материала путем изучения литературы, наблюдений, эксперимента (при необходимости), применения других методов;

- анализ и обобщение полученных данных;

- подготовку и защиту итогового продукта (докладов, отчетов, проектов и др.).

Педагог при этой форме организации обучения в классе-лаборатории полностью освобождается от административных функций. Его главная обязанность - поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка, самыми разными способами стремиться развивать у него независимость, изобретательность и творческую инициативу. Его основная задача - демонстрировать детям образцы творческого поведения. В задачи педагога входят также обучение детей рационально и продуктивно использовать учебное время, уважать собственный и чужой труд. По окончании занятия учащиеся докладывают педагогу о результатах своей работы [3].

Роль педагога в исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в традиционном обучении, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов проведения занятий. Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога - это трансляция учебной информации,

т.е. преподавание, то в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план. Педагог из ментора превращается в консультанта начинающего исследователя (учащегося). В условиях исследовательского обучения педагог для учащегося - это образец субъекта творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом.

Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, призван обладать набором специфических умений и способностей. Он должен:

- обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме;

- уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей;

- быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогать учащимся избегать директивных указаний и административного давления;

- уметь быть терпимым к ошибкам учащихся, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска;

- организовать в соответствии с содержанием изучаемого материала наблюдения, эксперименты, экскурсии, дискуссии, учебные игры и другие активные формы и методы обучения;

- предоставлять возможность для регулярных отчетов о выполненном исследовании и обмена мнениями в ходе открытых обсуждений;

- поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам.

Для формирования и развития этих умений и способностей педагогу любой образовательной организации необходимо систематически повышать психолого-педагогическую квалификацию, заниматься самообразованием, совершенствовать педагогическое мастерство.В этом плане становятся актуальными вопросы планирования, организации и стимулирования научно-методической работы преподавателей на всех уровнях образования. Креативность самого преподавателя можно определить по качеству проводимых занятий, разработанных и изданных учебно-методических пособий, научных докладов, статей и монографий, уровню научной квалификации и педагогического мастерства преподавателя. Можно предположить, что степень творческой активности преподавателя по этим показателям, а также систематическое применение им современных образовательных технологий, направленных на развитие творческих способностей учащихся, должно служить одним из критериев материального стимулирования его труда.

Для педагога главный результат исследовательских действий учащихся - это бесценный в воспитательном отношении их опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, психические новообразования.

Для обучения учащихся методологии учебно-исследовательской деятельности и исследовательским действиям необходимо организовать специальные занятия. А.И. Савенковым разработана и экспериментально апробирована программа специального тренинга по развитию исследовательских способностей учащихся.

По его мнению, программа учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении должна включать следующие три относительно самостоятельные программы.

1. Подпрограмма «тренинг». Организация специальных занятий учащимися для приобретения ими специальных знаний и развития у них умений и навыков исследовательского поиска.

2. Подпрограмма «исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

3. Подпрограмма «мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсов, конференций, защит исследовательских работ и творческих проектов).

В ходе тренинга (реализации первой подпрограммы) учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся следующие умения и навыки:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- уметь классифицировать;

- уметь наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать содержание материала;

- готовить текст собственного доклада;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

При реализации подпрограммы «исследовательская практика» основным содержанием работы является проведение учащимися самостоятельного исследования и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной. Занятия в ее рамках выстроены так, что степень самостоятельности обучающегося в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Хотя подпрограмма «мониторинг» меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Учащийся должен знать, что результат его работы интересен другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентации результатов собственных исследований, овладеть умением аргументировать собственные суждения.

Для диагностики уровня развития творческих способностей учащихся при изучении различных учебных дисциплин, на мой взгляд, необходимо разработать и предложить им для выполнения творческие задания, соответствующие содержанию изучаемого предмета. Например, нестандартные задачи по мате-

матике, физике, химии и другим дисциплинам, творческие проекты с использованием знаний по нескольким дисциплинам (интегрированные задания), творческие практические задания на конструирование и изготовление, творческие работы, связанные с садоводством, аграрным хозяйством и др. В принципе любая работа может содержать творческий элемент (новая задача, новый подход, метод, продукт). Перед тем как дать такие творческие задания учащимся, необходимо учесть их индивидуально-психологические и возрастные особенности, интересы и склонности, т.е. каждому из них нужен индивидуальный подход.

При этом критерием оценки креативности личности являются новизна и оригинальность продукта творческой деятельности учащегося (рисунок, стихотворение, способ решения нестандартной задачи, доклад, статья, проект, изготовленная вещь, принятое решение по той или иной проблеме, отчет по учебно-исследовательской работе и др.). Для повышения объективности оценки уровня креативности личности на основе этого критерия целесообразно использовать метод экспертных оценок. Экспертами могут выступать преподаватели родственных дисциплин, специалисты из организаций и учащиеся с творческими способностями.

ЛИТЕРАТУРА_

1. ДьюиДж. Психология и педагогика мышления. М., 1998.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1997.

3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.

4. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / под ред. Д.В. Ушакова. М., 2011.

5. Шарипов Ф.В. Психология и педагогикатворчества и обучение исследовательской деятельности. М., 2015.

LITERATURA_

1. D'yuiDzh. Рэ1Ио1одУа I pedagogika туэМепуа. М., 1998.

2. KlarinM.V. Innovacionnyemodeliobuchenijаvzarubezhnyh pedagogicheskih poiskah. М., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy Issledovatel'skogo podhoda k obucheniyu. М., 2006.

4. Tvorchestvo: ot biologicheskih osnovanij k socIal'nym \ kul'turnym fenomenam / pod red. D.V. Ushakova. М., 2011.

5. Sharipov F.V. Psihologijа ! pedagogika tvorchestva I obuchenie Issledovatel'skoI dejаtel'nostI. М., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.