Научная статья на тему 'Формирование технической культуры будущих российских офицеров'

Формирование технической культуры будущих российских офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / TECHNICAL CULTURE / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCE / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL MILITARY QUALITY / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипов Фанис Вагизович

Рассматривается понятие «техническая культура». Раскрываются структура и функции технической культуры, сущность креативности, требования к военному инженеру как к субъекту технической культуры. Освещаются цели и задачи обучения студентов в военном вузе, значение психолого-педагогической подготовки будущих офицеров, особенности образовательного процесса в военном вузе, методы и технологии обучения, структура и характеристики информационно-образовательной среды.The article the concept of «technical culture» discusses. The structure and functions of the technical culture, the essence of creativity, the requirements of military engineer as to the subject of the technical culture. Highlights the aims and objectives of teaching students in military high school, the value of psycho-pedagogical training of future officers, peculiarities of the educational process in military high school, methods and technologies of training, structure and characteristics of the educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование технической культуры будущих российских офицеров»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.355

Ф.В. Шарипов,

Уфимский государственный авиационный технический университет

Формирование технической культуры будущих российских офицеров

Усиление конфронтации между Западом и Востоком, обострение конкуренции в экономической и военной сферах вынуждают нашу страну пойти на дальнейшее укрепление Вооруженных сил, совершенствование всех видов военной техники. Сложившаяся ситуация предъявляет новые требования и к военным кадрам, уровню их профессиональной, боевой и психологической подготовки. Успешное освоение и эксплуатация сложной боевой техники, различных видов вооружения требуют от офицера проявления не только теоретических знаний и практических умений, но и технической культуры.

© Шарипов Ф.В., 2015

Понятие «техническая культура» означает:

- творческую техническую деятельность, осуществляемую инженерно-техническими специалистами;

- совокупность способов и средств проектирования, конструирования и производства (создания) технических систем;

- совокупность знаний, умений и навыков, способностей, эстетических и других качеств, необходимых в инженерной деятельности.

В структуре технической культуры личности как субъекта военной инженерно-технической деятельности можно выделить следующие подсистемы.

- военно-профессиональную компетентность (технические и технологические знания и умения в определенной сфере военно-технической деятельности);

- направленность (мотиваци-онная сфера) личности. К моти-вационному компоненту технической культуры относятся: потребность человека в технике и технической деятельности, интерес к технике вообще или к ее определенным видам, склонность заниматься техникой и техническим творчеством, отношение к технике как к ценности;

- особенности психических процессов, проявляющихся в инженерно-технической деятельно-

ФАНИС ВАГИЗОВИЧ ШАРИПОВ

доктор педагогических наук, профессор Уфимского государственного авиационного технического университета. Сфера научных интересов: педагогические технологии, качество образования, ком-петентностный подход к образованию, проблема развития творческих способностей студентов. Автор более 160 научных трудов

Рассматривается понятие «техническая культура». Раскрываются структура и функции технической культуры, сущность креативности, требования к военному инженеру как к субъекту технической культуры. Освещаются цели и задачи обучения студентов в военном вузе, значение психолого-педагогической подготовки будущих офицеров, особенности образовательного процесса в военном вузе, методы и технологии обучения, структура и характеристики информационно-образовательной среды.

Ключевые слова: техническая культура, военно-профессиональная компетентность, креативность, профессионально-боевые качества, учебно-методический комплекс, педагогическая технология, образовательная среда.

The article the concept of «technical culture» discusses. The structure and functions of the technical culture, the essence of creativity, the requirements of military engineer as to the subject of the technical culture. Highlights the aims and objectives of teaching students in military high school, the value of psycho-pedagogical training of future officers, peculiarities of the educational process in military high school, methods and technologies of training, structure and characteristics of the educational environment.

Key words: technical culture, military professional competence, creativity, professional military quality, educational-methodical complex, educational technology, educational environment.

сти (техническое мышление и воображение, процессы восприятия и запоминания технических объектов или их моделей, чувства и эмоции, связанные с военной техникой);

- личностные качества инженера-творца, изобретателя (технические способности, коммуникативные, организаторские, волевые и другие качества, необходимые в военно-технической деятельности).

Техническая культура охватывает всю психологическую структуру личности (направленность, опыт, особенности психических процессов и свойств личности), связанную с технической деятельностью специалиста.

Техническая культура выполняет следующие функции:

- созидательную (уровень развития технической культуры обеспечивает соответствующую материально-техническую базу и условия функционирования общества; создается искусственный мир);

- технологическую (способы и средства производства, транспортировки и хранения товаров,

удовлетворяющих потребности людей);

- информационную (радио, телевидение, компьютеры, мобильная связь, Интернет, которые широко используются в создании, тиражировании, хранении и передаче информационных продуктов; с использованием современной техники создаются кинофильмы, телесюжеты и многое другое);

- познавательную (с помощью техники человек проникает в космос и в глубь материи, проводит научные исследования; учащиеся овладевают знаниями);

- воспитательную (гуманистическую), направленную на формирование и развитие эстетических качеств личности на примере лучших образцов техники(современные технические средства массовой информации широко используются в сфере образования и воспитания подрастающего поколения).

Выделяя образовательную и воспитательную функции технической культуры необходимо отметить и негативные явления в обществе, причиной которых выступают современные технические

средства массовой информации (формирование потребителя продукции массовой культуры, неспособного к творческому труду; привитие детям игромании, демонстрация насилия, порнографии, компьютерная зависимость детей и др.). Технические средства массовой информации применяются не только для информирования общества, но и для дезинформации и оболванивания людей в интересах власти или небольшой группы заинтересованных лиц (например, олигархов).

Высокий уровень технической культуры может выполнять и деструктивную функцию. В настоящее время созданы и готовы к применению атомные и водородные бомбы, баллистические ракеты и другие средства массового поражения, достаточные для уничтожения всей цивилизации на Земле. В отдельных странах ведутся военные действия с применением оружия массового поражения, что приводит к гибели тысячи людей. Поэтому в структуре технической культуры целесообразно выделить гуманитарную составляющую.

Разумеется, что выпускник военного вуза кроме технической культуры должен обладать целым рядом гражданских, морально-боевых, организаторских, коммуникативных и других качеств, необходимых для военно-профессиональной деятельности. Военный инженер - это высококвалифицированный специалист, беззаветно преданный Родине, обладающий профессиональной компетентностью в области военной техники и технологии в пределах своей специальности, техническими способностями и эрудицией, творческим отношением к технике как к ценности для общества. Военный инженер - это человек, имеющий высокие морально-боевые качества, в совершенстве знающий боевые возможности соответ-

ствующих образцов вооружения, способы их боевого применения. Это и военный руководитель (командир), умело опирающийся в своей работе на коллектив, применяющий современные методы управления, обучения и воспитания подчиненных, умеющий организовать их воинскую службу. Он должен обладать волей и организаторскими способностями, без которых военный инженер не сможет управлять воинским коллективом, а также уметь обучать и воспитывать подчиненных, формировать у них высокие морально-боевые качества, вселять в них уверенность в успешном выполнении боевой задачи.

Современный военный инженер должен быть интеллигентом, человеком высокой культуры, образованности и воспитанности. Интеллигентному человеку присущи такие важнейшие качества, как порядочность, честность, способность к критическому мышлению, духовная свобода, гуманизм, чувство собственного достоинства, уважение к личности другого человека и др.

Целью обучения в военном вузе является военно-профессиональное образование студентов -овладение необходимой офицеру этой военной специальности системой теоретических знаний, практических умений и навыков, а также способностью к дальнейшему самостоятельному самообразованию и саморазвитию. Для достижения этих целей необходимо решать следующие задачи:

- формирование у студентов теоретических знаний о сущности изучаемых явлений и процессов, основах, принципах построения и работы изучаемых образцов вооружения и боевой техники, перспективах их дальнейшего развития;

- привитие студентам прочных практических умений и навыков, необходимых в военно-профессиональной деятельности;

- формирование у студентов профессионально-боевых, нравственных, гражданских, физических и психологических качеств, необходимых будущему офицеру;

- формирование у студентов потребности в дальнейшем военном самообразовании; привитие студентам вкуса к чтению военно-периодических изданий, информационных бюллетеней Вооруженных сил, военно-технической и военно-мемуарной литературы.

Одной из важнейших задач обучения студентов в военном вузе является формирование у них военно-профессиональной направленности, которая характеризует их психологическую готовность к службе в Вооруженных силах страны. Она является внутренней основой, фундаментом для формирования других профессионально-боевых качеств, необходимых офицеру для успешного выполнения своих обязанностей по получаемой в вузе военной специальности. Военно-профессиональная направленность личности проявляется в отношении к военной подготовке в вузе, призыву в Вооруженные силы, а после призыва - в отношении к службе, качеству выполнения своих должностных обязанностей в войсках. Степень этих проявлений военно-профессиональной направленности является одним из основных критериев эффективности образовательного процесса на военных кафедрах.

Профессионально-боевые качества студента включают военно-профессиональную компетентность, дисциплинированность, командирскую волю, организаторские и творческие способности.

Военно-профессиональная компетентность характеризуется военно-профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для уверенного исполнения обязанностей на офицерской должности в войсках. Объем и содержание этих знаний и умений (компетен-

ций) определяются федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующей военной специальности.

Командирская воля - это целеустремленность, инициатива, самостоятельность, решительность, настойчивость в достижении целей, требовательность к себе и подчиненным, выдержка и самообладание, умение подчинить людей своей воле и выполнить поставленную задачу, несмотря на любые трудности.

Организаторские способности - это способность выделить главное звено в работе, подобрать нужных исполнителей и четко распределить обязанности между ними, мобилизовать подчиненных на эффективное выполнение задач, уверенно управлять подчиненным подразделением в мирное время и в бою, создать в подразделении благоприятный психологический климат.

Выдающийся русский психолог Б.М. Теплов, характеризуя психологические особенности личности в деятельности военачальника, раскрыл целый ряд его интеллектуальных качеств [2]. Среди них он отметил следующие свойства руководителя: хорошая память, способность к анализу и синтезу, предвидению, запоминанию людей, с которыми руководителю приходится общаться; актуализация знаний, т.е. готовность к оперативному их использованию в нужный момент; простота и ясность мыслей; практичность и гибкость ума; умение быстро разбираться в сложной ситуации и находить правильное решение; высокая работоспособность.

Кроме этих требований современный офицер должен обладать еще следующими качествами: способностью к совместной работе ради достижения поставленной цели, побуждать других людей работать сообща ради достижения этой цели, принимать правильные решения, разрешать конфликты,

эффективно работать в качестве подчиненного, стремлением к объективной оценке личностного потенциала сотрудников, готовностью разрешать другим людям принимать самостоятельные решения, персональной ответственностью;

Очевидно, что эти требования к военному специалисту должны быть отражены в целях профессионального образования и последовательно реализованы в содержании и технологиях образовательного процесса в военном вузе. Уровень сформированности этих свойств у выпускников вуза наря ду со знания ми и уме ни ями является одним из главных критериев оценки их профессиональной компетентности.

Важное место в структуре деятельности офицера занимает военно-педагогический аспект -обучение и воспитание подчиненных. Поэтому в военном вузе большое значение придается психолого-педагогической подготовке, целью которой является формирование у будущих офицеров системы психологических и педагогических знаний и умений, необходимых для управления воинским коллективом.

Военная подготовка предъявляет повышенные требования и к физическим качествам будущих офицеров, их всестороннему физическому развитию и прежде всего физической выносливости.

Особенность военной подготовки выражается и в необычных для вуза формах организации и проведения учебно-воспитательного процесса: в твердом уставном порядке на военных кафедрах, воинской дисциплине, требованиях к внешнему виду и форме одежды (военной форме) студентов, уставных взаимоотношениях, четкой организации и насыщенности военного дня, обязательной самоподготовке и др.

Большое значение имеет то обстоятельство, что студенты во

Боевые машины десанта в парадном строю

время службы в воинской части знакомятся с повседневной деятельностью офицеров, которая осуществляется у них на виду во всем многообразии. Это накладывает особую ответственность и на самих офицеров - воспитателей студентов, которые должны увлекать их личным примером, общей культурой, эрудицией, высоким профессиональным мастерством, энергией, трудолюбием, справедливой требовательностью, офицерским и педагогическим тактом.

Важной особенностью образовательного процесса в военном вузе является его практическая направленность [1]. Эта особенность представляет собой как бы отражение требований к подготовке офицера именно к конкретной практической деятельности по получаемой военной специальности. Успешная практическая деятельность офицера предполагает наличие у него прочных умений и навыков по управлению подразделением в мирное время и в боевых условиях, эффективному использованию вооружения, его грамотной технической эксплуатации, обучению и воспитанию подчиненных. Для привития им этих профессионально-бое-

вых умений и навыков учебно-воспитательный процесс насыщается полевыми и практическими занятиями, лабораторными работами, упражнениями по решению тактических боевых задач, тренировками на моделях или образцах военной техники, отработкой войсковых нормативов, сдачей испытаний на классность, практическими работами по обслуживанию изучаемых образцов вооружения и боевой техники.

Одним из эффективных способов информационно-методического обеспечения образовательного процесса являются разработка и внедрение на кафедрах учебно-методических комплексов. Учебно-методический комплекс в традиционном понимании - это совокупность всех учебно-методических документов (учебных планов, пособий, программ, методик преподавания и др.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике и является дидактическим средством управления подготовкой специалистов. Перечень учебно-программных документов, входящих в состав учебно-методического комплекса по учебной

дисциплине, включает: учебную программу, литературу, методические указания по проведению основных видов занятий, содержание и график самостоятельной работы обучающихся, тематику контрольных работ, перечень вопросов к зачету или экзамену.

Многолетний опыт преподавательской работы автора в техническом вузе показывает, что наиболее эффективными методами обучения студентов являются: методы проблемного обучения, групповые методы решения проблем (метод «мозгового штурма», ситуационный анализ, групповая дискуссия), игровые методы и др. [3]. Внедрение групповых форм и методов решения учебно-познавательных задач направлено на преодоление противоречия между фронтально-индивидуальной формой организации учебного процесса и коллективной формой деятельности специалистов на производстве. Что касается военно-технической деятельности специалистов в Вооруженных силах, то она тоже но-

сит преимущественно коллективный характер, где от каждого специалиста требуется реализация таких качеств, как коллективизм, тактичность, взаимопонимание, общительность, уважение к чужому мнению и др. При фронтально-индивидуальном обучении не используются возможности студенческого коллектива и коллективной (совместной) познавательной деятельности, снижается воспитательное значение процесса обучения, не реализуется организованное общение между обучающимися в процессе обучения. Чтобы устранить эти недостатки в процессе обучения, студентам необходимо применять различные формы и методы коллективной работы на аудиторных занятиях. Так как реализация этих методов предполагает поисковую деятельность обучающихся, на практике преподавания эти методы называют эвристическими.

В групповой учебно-познавательной деятельности каждый студент активно участвует в реше-

Лицо войны на Украине

нии поставленной проблемы. При этом он взаимодействует с другими субъектами деятельности, общается с ними, проявляет рациональное и эмоциональное отношение, реализуя свой интеллектуальный потенциал. В такой ситуации студент превращается в активно действующего, думающего субъекта деятельности. В малочисленных группах по 3-7 человек студенты получают больший объем знаний. Хорошо организованная и сплоченная группа более продуктивна, чем такое же число людей, работающих в одиночку. Участие в групповых формах обучения приносит чувство удовлетворения. Выдвигая гипотезы, выслушивая и критически оценивая мнения других, идя на компромисс и сотрудничая друг с другом, студенты приобретают опыт принятия решения и профессионального общения, при этом у них формируются необходимые качества будущего специалиста.

Для диагностики уровня сфор-мированности технической культуры и развития творческих способностей студентов при изучении разных учебных дисциплин, на мой взгляд, необходимо разработать и предложить для выполнения творческие задания, соответствующие содержанию изучаемой дисциплины и специальности. Например, тесты, нестандартные задачи, творческие проекты с использованием знаний по нескольким предметам (интегрированные задания), задания на проведение научного исследования и эксперимента, творческие практические задания на конструирование и проектирование технических объектов, на подготовку научного доклада или статьи. Одним из современных средств диагностики уровня профессиональной компетентности обучающихся являются кейс-измерители, включающие проблемные задачи, предлагающие осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание

которой одновременно отражает какую-либо практическую проблему и требует для ее решения соответствующих профессиональных знаний и умений. Отличительной особенностью такой проблемы является отсутствие однозначных решений, побуждающих студента искать пути оптимизации подходов, анализировать методы решений и аргументировать свой вариант метода решения.

В последнее время под воздействием средств информатизации системы образования в учебных заведениях создается информационно-образовательная среда. Под информационно-образовательной средой понимается система информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса. Информационно-образовательная среда представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Информационно-образовательная среда учебного заведения характеризуется активным использованием в педагогическом процессе различных информационных технологий в качестве средств обучения, обеспечивающих доступ к научной и учебной информации, способствующих активизации познавательной де-

ятельности обучающихся. Информационно-образовательная среда учебного заведения - это система, которая включает материально-технические, программно-методические, информационные и кадровые ресурсы. Такая среда -это система доступа к различным хранилищам информации, средства связи, учебная и профессиональная деятельность участников образовательного процесса в этой среде.

Эффективность и качество процесса формирования технической культуры и личностного развития студентов в решающей степени зависят от научно-педагогической квалификации и педагогического мастерства преподавателей. Важнейшими компонентами педагогического мастерства преподавателя являются гуманистическая направленность его деятельности, профессиональная компетентность, педагогические способности и педагогическая техника. Все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственны саморазвитие в процессе научно-педагогической деятельности и самообразование преподавателя, систематическое совершенствование в системе повышения квалификации. Гуманистическая направленность педагогической деятельности пронизывает все ее элементы: цели, мотивы, средства и действия, в которых во главу угла ставится личность студента, его интересы, ценностные ориентации, творческие способности, нравственная сфера, уровень культуры, физи-

ческое и психическое здоровье. Личностно ориентированная педагогическая деятельность преподавателя направлена на решение задач обучения, воспитания и развития студентов.

Главными требованиями, предъявляемыми к преподавателю, являются: любовь к обучающимся, педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, по которой он преподает, психолого-педагогическая компетентность, интуиция, развитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания студентов.

Таким образом, решение проблемы формирования технической культуры будущих офицеров в военном вузе предполагает проектирование и реализацию всех компонентов образовательного процесса - целевого, содержательного, технологического и контрольно-оценочного. Методологической основой формирования технической культуры студентов являются деятельностный, компе-тентностный и личностно развивающий подходы к образованию. Среди условий формирования технической культуры первостепенное значение имеют материально-техническое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, создание соответствующей информационно-образовательной и социокультурной среды в военном вузе, высокий уровень профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Ефимов Н.Н., Чернеев С.В., Григорьянц В.Г. и др. Педаго- 2. Теплов Б.М. Ум полководца. М., 1990.

гические основы военной подготовки студентов в вузе. М., 3. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. 1986. М., 2012.

LITERATURA

1. Efimov N.N., Cherneev S.U., Grigor'janc V.G. i dr. 2. TeplovB.M. Um polkovodca. M., 1990.

Pedagogicheskie osnovy voennoi podgotovki studentov v 3. Sharipov F.V. Pedagogika i рэ^о!одУа vysshei shkoly. M., vuze. M., 1986. 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.