Исторические науки
«ОБЩИНЫ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ» В КУЛЬТУРЕ РОССИИ
Е. Н. Правдиковская
Аннотация. Автор рассматривает вопрос о роли «общин сестер милосердия» в культуре России и Западной Европы, анализирует историко-культурную трансформацию смысла понятий «сестра милосердия» и «община сестер милосердия».
Ключевые слова: община сестер милосердия, сестра милосердия, милосердие.
Summary. The article examines the role of "communities of sisters ofcharity" in the Russian and European cultures. The author analyzes historical and cultural transformation of the meaning of"sister ofcharity" and "community of sisters ofcharity" concepts.
Keywords: community of sisters of charity, sister of charity, charity.
В настоящее время в России наблюдается возрождение такого дореволюционного социального института, как общины сестер милосердия. При этом возникает множество вопросов, связанных с эффективной организацией данного института в современных условиях. Чтобы ответить на них, надо, в первую очередь, обратиться к изучению истории общин сестер милосердия. Кроме того, необходимо исследовать то влияние, которое они оказывали на общество, их роль и место в жизни дореволюционной России. Только правильно оценив опыт прошлого, можно - с учетом современных реалий - создать действительно необходимый и востребованный социальный институт.
Впервые термин «сестра милосердия» использует католический священник Винсент де Поль (в России его называли св. Викентий де Поль). В
1633 г. (по другим источникам в
1634 г.) он основал во Франции Обще-
ство Дочерей Милосердия как служанок бедных. Впоследствии подобные общины стали возникать как конгрегации Римско-Католической Церкви во всем мире [1, с. 981]. В настоящее время насчитывается 27 тыс. сестер.
Первая российская община сестер милосердия появилась по инициативе лиц императорской фамилии в 1844 г. Уставы российских общин утверждалась сначала императором, а позднее министром внутренних дел. Возникающие общины различались по своим задачам, устройству, ведомственной принадлежности и т.д. [2]. Исследователи, занимавшиеся данной проблемой, выделяют три основных типа таких общин [3, с. 100]:
1) общины с общими благотворительными задачами (призрение бедных, попечение о больных, воспитание детей и др.);
2) общины военные (помощь раненым и больным воинам);
3) общины в ведении Синода.
4 / 2010
Преподаватель XXI
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
292
Не вдаваясь в обсуждение корректности данной классификации, укажем, что при этом 1 и 2 типы классифицируют общины по их задачам -объектам попечения, а 3 - по характеру подчинения. В процентном соотношении преобладали общины второго типа. И после того как в 1867 г. было учреждено Российское Общество Красного Креста (светский общественный благотворительный институт) все вновь открываемые общины России находились в его ведении и занимались исключительно оказанием медицинской помощи. РОКК приняло на себя попечение о подготовке опытного женского санитарного персонала для надобностей военного времени. К началу XX в. в ведомстве РОКК находилась 81 община из 120 существующих.
Во второй половине XIX в. в Европе также появляется светский институт сестер, начало которому положила англичанка Флоренс Найтингейл, известная в качестве реформатора системы медицинского ухода в госпиталях. В статье журнала РОКК «Она основала профессию - медицинская сестра» рассказывается о деятельности Найтин-гейл, где употребляется именно словосочетание «медицинская сестра», а не «сестра милосердия» [4]. Примечательно также, что активная реформаторская деятельность Найтингейл началась после Крымской войны. А чуть раньше, в самом начале войны, известный российский хирург Н. И. Пирогов добивается создания и возглавляет Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия (1854 г.), ставшую впоследствии основанием светской медицинской организации в России - РОКК.
Анализ истории общин сестер милосердия в Российской Империи по-
Преподаватель XX
казывает, что с течением времени данный институт претерпевал определенные изменения. Эти факторы, в конце концов, привели к нарушению единообразия в определениях и размыванию смысла понятия «Община сестер милосердия». Поэтому для адекватного понимания данного культурного феномена необходимо обратиться к ряду фундаментальных понятий и их определений.
Самым общим понятием такого рода является «община». Вот какое определение для него предлагает современный словарь русского языка: «Община - добровольное объединение людей, сплотившихся на межэтнической, профессиональной, территориальной и другой основе для совместной деятельности» [5, с. 1099]. Что же касается термина «сестра милосердия», то большинство российских словарей определяют его как дореволюционный или устаревший термин для медицинской сестры. Однако в словаре за 2005 г. уже появляется и другое определение: «медицинская сестра, обычно верующая, проявляющая к пациентам сострадание, доброту и заботу» [6, с. 462].
В силу того, что само понятие «община сестер милосердия» зародилось в Европе, полезно также рассмотреть определения, которые дают энциклопедические словари Западной Европы: «Сестры милосердия» или «Дочери милосердия» (Св. Винсент де Поль предпочитал это название) - это монашеская конгрегация [1, с. 982; 7, с. 605] (или орден [8, с. 714]) женщин, служение которых включает в себя работу в сфере образования, медицины и другой социальной деятельности. Из чего следует, что в справочной литературе Европы определение статуса
-4 / 2010
Исторические науки
«Сестер милосердия» несколько различается, поскольку монашеская конгрегация - монашеский институт без статуса ордена. Несмотря на то, что в XX в. различия между орденами и кон-грегациями во многом стерлись, тем не менее, единый статус они не приобрели. Более того, община Дочерей Милосердия Святого Винсента де Поля относится к обществам апостольской жизни, члены которых, не принося монашеских обетов, преследуют свойственную обществу апостольскую цель.
Основное служение сестер также определяется в различных источниках по-разному. Например, как работа в социальной сфере или как служение, посвященное делам милосердия - телесным и духовным. В последнем аспекте мало конкретики, однако, присутствует акцент на том, что дела милосердия - не только физическая помощь. И здесь особенно существенным оказывается понимание термина «милосердие», являющегося в определенном смысле ключевым. Вот как задается его смысл в словарях: «Милосердие - сердечная готовность, всегдашнее расположение оказывать другим милость, пощаду, снисхождение» [9, с. 303]; сострадательная помощь ближнему как христианская добродетель; вообще бескорыстная помощь, сострадание, жалость к людям (обычно страдающим, больным) [6, с. 462].
Анализ приведенных определений показывает, что община сестер милосердия представляет собой социальный институт с достаточно широким спектром потенциально возможных функций, среди которых основными являются медицинская и просветительская деятельность, благотворительность, миссионерство. Кроме
того, из анализа дефиниций следует, что трактовка термина «сестра милосердия» в России и в Европе различна. Согласно определениям российских словарей, целевая функция общин сестер милосердия одна, а именно - медицинская, европейские же словари, как было показано выше, значительно расширяют области деятельности общин. Связующим звеном между различными интерпретациями является, по сути, только медицина, а основная семантическая единица «милосердие» -фактически таковой не является.
Наличие слова «милосердие» в названии общин и его смысл указывают на необходимость присутствия в деятельности этих организаций некой культурной функции. Она рассматривается с позиций следующего определения: «Ценностно-нормативный аспект социальной организации сообществ и их сегментов, задающий мировоззренческие, идейные и нравственные основания для социальной консолидации, регуляции, коммуникации и воспроизводства человеческих коллективов» [10,с. 331].
Исходя из смысла понятия «милосердие» [5, с. 869], можно предположить, что общины сестер милосердия должны быть напрямую связаны с Церковью и при этом оказывать материальную и моральную помощь обществу, выполнять нравственно-воспитательную функцию, собственным примером пропагандировать христианские ценности. Необходимо отметить, что сострадание и помощь ближнему вообще присуще человеку и является составляющей множества культур. Однако именно в христианстве милосердие рассматривается как «качество Всесовершенного Бога...» [11], а также как «одна из важнейших Христиан-
293
4 / 2010
Преподаватель XXI
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
294
ских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных» [12, с. 425].
Именно такое значение в слово «милосердие» вкладывал св. Винцент де Поль, устраивая первую общину: «Принципиальная цель, для которой Бог призвал и устроил Дочерей Милосердия, - почтить Господа нашего Иисуса Христа как источник и образец всякого милосердия, служа телесно и духовно Ему в лице бедных, <...>» [13, с. 169]. Следует обратить внимание, что милосердие определяется здесь как сочетание материальной помощи с духовной.
Подводя итоги, можно заключить, что анализ приведенных выше определений позволяет выявить в них противоречия между определениями «сестер милосердия» в российских и европейских словарях. Автор раскрывает недостаточность перечня функций общин сестер милосердия, который приписывают им отечественные словари, что приводит к упрощенному пониманию социокультурных функций данного института. Настоящая работа, на взгляд автора, помогает осознать подлинный смысл и дух самого понятия «сестра милосердия», вкладывавшийся их первыми основателями и духовными вдохновителями.
Важно отметить еще один факт. Несмотря на то, что к настоящему моменту опубликовано большое количество исследований, посвященных изучению благотворительности как социального института, на практике благотворительность не получила необходимого уровня развития, соответствующего реальным потребностям современного российского общества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Католическая энциклопедия. - Т. I. А-З.
- Москва, 2002. - 1926 с.
2. Козповцева Е. Н. Московские общины сестер милосердия во второй половине XIX
- начале XX вв.: Дисс. ... канд. ист. наук.
- Москва, 2006. - 196 с.
3. Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. - М.: Изд-во «Свято-Димитриевское училище сестер милосердия», 2001. - 304 с.
4. Журнал «РОКК» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.rokk.ru/index. php?cat=9&item=90
5. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. -Т. I. - М.: «Русский язык», 2000. - 1209 с.
6. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения к. XX столетия. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 944 с.
7. The Original Catholic Encyclopedia. -Vol. III. - New York: The Encyclopedia Press, INC, 1913.
8. Encyclopedic Dictionary of Religion. - Vol. A-E. - Corpus publications: Washington, D.C., 1978.
9. Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный 2-м отделением Императорской Академии Наук. - Т. 2. -СПб., 1847.
10. Культурология. XX век. Словарь. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 640 c.
11. Православная энциклопедия. Азбука веры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/12/miloserdie. shtml
12. Библейская энциклопедия. - 3-е изд. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик, 2005.
- 768 c.
13. Vincent de Paul and Louise de Marillac. Rules, Conferences, and Writings. - N.Y., 1995. ■
Преподаватель XX
4 / 2010