.....
I I I ■ M I I I
Теория и история культуры 115
мировоззрение общества в целом. ким началами. Гендерная дифференциация
Гендерные стереотипы нашли свое отра- наличествует в реальном физическом про-жение в окружающей среде, где предметы и странстве: в структуре жилища, в структуре свойства осмысливаются при помощи конст- учебного или развлекательного заведения, рукций, ассоциирующихся с мужским и женс- святилища и т.д. Примечания
1. Высоковский, А. Уют-не-герой / А. Высоковский // Жилище в России: век ХХ. Архитектура и социальная история / У. Брумфилд, Б. Рубл. - М.: Три квадрата, 2001. - С. 162-187.
2. Гозак, А. Аалто / А. Гозак, Л. Смирнов // Декоративное искусство СССР. - 1978. - №6. - С. 15-17.
3. Николаенко, Н. Н. Творчество и мозг / Н. Н. Николаенко. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. - 344 с.
4. Федоров, М. В. Оценка эстетических свойств товаров / М.В. Федоров, Ю.С. Сомов. - М.: Экономика, 1970. - 70 с.
5. Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учеб. пособие / В.Т. Шимко. - М.: Издательство «Архитектура-С», 2004. - 160 с.
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ СТАТУС
СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
Е. Н. Правдиковская
Московский государственный университет культуры и искусств
Данная статья посвящена анализу вопроса о том, как деятельность сестер милосердия в России способствовала повышению общественного статуса женщин и развитию женского образования.
Ключевые слова: сестра милосердия, общественный статус, женское образование.
This article analyzes the question of how the activities of the Sisters of Charity in Russia contributed to raising the social status of women and the development of female education.
Keywords: sisters of charity, social status, women's education.
Проблема милосердия в настоящее время привлекает все больше внимания самых широких общественных кругов, в том числе ученых. Так, уже сейчас в России защищено шесть диссертаций, посвященных воспитанию милосердия у школьников, студентов, будущих медицинских сестер (см., например: 1, 9, 17). При
этом все авторы указывают на недостаток милосердия в жизни современного человека. Отсюда не случайным является и рост интереса к возрождаемому дореволюционному институту сестер милосердия. Данная проблема имеет и явный историко-культурный аспект, поскольку деятельность сестер милосердия
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 115-118
04_ôàîôèy_è_êôëuôôôû.p65 115 1 03.10.2011, 18:19
.....
ш
116 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
внесла свой вклад в культуру России конца XIX - начала ХХ века, в частности способствуя повышению роли женщины в обществе, а также развитию женского образования.
Впервые термин «сестра милосердия» использовал католический священник Винсент де Поль (в России его называли св. Викентий де Поль). В 1633 году (по другим источникам в 1634 году) во Франции он основал «Общество Дочерей Милосердия» как служанок бедных. Впоследствии подобные общины стали возникать как конгрегации Римско-католической церкви во всем мире.
Первая российская община сестёр милосердия появилась по инициативе лиц императорской фамилии в 1844 году. Уставы российских общин утверждалась сначала императором, а позднее министром внутренних дел. Существовавшие в Российской империи общины различались по своим задачам, ведомственной принадлежности и т.д.
Необходимо отметить, что в России «сестра милосердия» - это синтетическое понятие, объединяющее женщин с разной степенью вовлеченности в это движение: живущие при самостоятельных общинах; живущие при общинах в ведении Синода; живущие при общинах РОКК (Российское Общество Красного Креста); временно носящие звание сестры милосердия (окончившие курсы сестер военного времени). Однако подавляющее большинство общин сестер милосердия входило в состав РОКК, поэтому наибольшее признание общественности сестры милосердия заслужили своей медицинской деятельностью. Несмотря на то, что первые сестры милосердия появились в России в 1844 году, интерес общества к ним стал заметен только после Крымской войны (1853-1856 годов). В историческом очерке о деятельности военно-медицинского ведомства приводятся следующие данные: «К 1 января 1853 г. должно было состоять 2020 врачей, а составляло всего 1814 ... к 1 января 1854 г. полагалось по штату 2095 врачей, имелось же 1863.» (6, с. 80). Для решения проблемы нехватки медицинских кадров правительство предприняло ряд мер, но все они
оказались недостаточными.
Именно в этой ситуации в российской армии появляются сестры милосердия. Важную роль в этом сыграл известный русский врач Н.И. Пирогов, который уже в самом начале войны, добился создания Крестовоздвиженс-кой общины сестер попечения о раненых и больных в военных госпиталях (1854 год), которая стала предшественницей светской общественной медицинской организации в России - РОКК. Н.И. Кульбин - автор упомянутого выше исторического очерка - характеризует появление сестер в лечебных учреждениях как «великое преобразование в деле охранения здоровья раненных и больных» (6, с. 120). С этого времени в российском обществе повышается интерес к деятельности общин.
Многие сестры милосердия и «сердобольные вдовы», работавшие в госпиталях, именным указом императрицы Александры Федоровны были награждены медалями в память их подвигов в Крыму (12, с. 815). В последствии деятельность сестер милосердия не раз еще была отмечена наградами, что приобретает массовый характер в годы Русско-японской и Первой мировой войны. Наиболее ярким примером признания заслуг сестры милосердия на фронте является факт награждения Риммы Михайловны Ивановой высшей воинской наградой. Император Николай II, нарушив статут ордена в виде исключения, за подвиг на поле боя посмертно наградил её орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени (2).
Успешная деятельность сестер милосердия потребовала более глубокого теоретического образования женщин. В литературе, посвященной женскому вопросу (см., например: 4, с. 62), указывается, что с 1860-х годов в России начинается процесс роста уровня женского образования, сближения его с мужским средним образованием, при том что прежде оно «резко отличалось от норм, принятых для мужчин». Автор видит в этом серьезную заслугу сестер милосердия. Высочайшим повелением от 14 января 1871 года было предписано:
04_öäT6ey_e_eöeüöö6ü.p65 116 1 03.10.2011, 18:19
.....
ш
Теория и история культуры 117
«В виду пользы, приносимой госпитальной деятельностью сестер милосердия, разрешать женщинам занятия фельдшерские и по оспопрививанию, а также аптекарские в женских лечебных заведениях» (16, с. 13). Тут необходимо заметить, что звание фельдшера указывало на достаточно высокий уровень образования (сегодня мы назвали бы его средним специальным). Тем самым деятельность сестер милосердия создала важный прецедент ускорения интеграции женщин в общественную жизнь.
В свете сказанного уже не случайным кажется тот факт, что в 1873 году при Николаевском военном госпитале в Санкт-Петербурге были открыты первые в истории страны пятилетние курсы женщин-врачей, а уже в 1878 году были открыты первые женские высшие курсы (бестужевские), дающие, по сути дела, университетское образование.
Возвращаясь к деятельности сестер милосердия, особо отметим, что на них возлагались обязанности по наблюдению за точным исполнением своих обязанностей фельдшерами-мужчинами и больничной прислугой, а также курирование различных хозяйственных и бытовых вопросов с целью борьбы со злоупотреблениями хозяйственных медицинских чинов (5). Для того чтобы сестры могли нести свое нелегкое служение, было предписано «добросовестное содействие им со стороны начальства...» (5).
Товарищ председателя Главного Управления Общества попечения о раненных и больных воинах генерал - адъютант А.К. Ба-умгартен отмечал, что «как фельдшерицы, так и сестры милосердия, по их способу обращения с больными, по познаниям многих из них, по преданности делу и по ограниченности их материальных требований ... стоят в нравственном отношении выше фельдшеров» (15).
Все это демонстрирует высокую оценку руководством сестер не только в профессиональном, но и в морально-нравственном отношении.
Между тем А.К. Баумгартен в 1875 году писал, что институт фельдшериц, а не сестер
милосердия, будет численно увеличиваться из года в год, поскольку «эти лица могут быть гораздо полезнее Отечеству, чем сестры милосердия, с их исключительно практическими познаниями» (14). Стоит заметить, что данное замечание относилось к сестрам Красного Креста, первый разряд которых относился к фельдшерицам, а второй более низкий - к сестрам милосердия. Однако уже в 1890 году доктор медицины Н.Ф. Келдыш пишет, что в отличие от сиделки и фельдшерицы, сестра милосердия «единственная соединяет в себе гуманность и науку... » (8).
В 1872 году выходит небольшой проспект «О потребности в сестрах милосердия», созданный Санкт-Петербургским Обществом попечения о раненных и больных воинах. В нем обосновывается «не только польза, но и настоятельная необходимость» в таких сердобольных женщинах в современном обществе. Здесь говорится о том, что спрос на услуги сестер милосердия значительно превышает предложение. Авторы предполагают, что причинами этого могло послужить плохое информирование населения о подобного рода деятельности, а также неверное представление о ней как о «низком ремесле» (10).
В начале XX века государство и общество уже не просто признало полезность деятельности сестер милосердия, но и сами призывают женщин к исполнению своего гражданского долга в качестве сестер милосердия. В годы Русско-японской и Первой мировой войн появляется ряд агитационных плакатов и книг, взывающих к патриотическим чувствам женщин, например книги «Геройский подвиг сестры милосердия Елизаветы Бычковой» (3), «Любовь сестры милосердия, или мать под пулями и бомбами» (7), «Помощь Родине (очерки из обороны Севастополя)» (13). В годы Русско-японской войны по указанию императрицы Марии Федоровны открывается лазарет, специально предназначенный для сестер милосердия (11). Наконец, о статусе сестер милосердия в дореволюционной России говорит тот факт, что практически все их общины состояли под высочайшим покровитель-
04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 117 03.10.2011, 18:19
.....
I I I ■ М I I I
118 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^
ством лиц императорской фамилии. физических сил - медицина. Благодаря этому
Таким образом, из вышеизложенного женщина начинает восприниматься как граж-
можно сделать вывод, что сестры милосердия данин, как общественный деятель, от которо-
оказали серьезное влияние на повышение го зависят судьбы многих людей и сам процесс
роли женщины в общественной жизни. Наря- повышения нравственности общества, укоре-
ду с призрением бедных и обездоленных, ими нения в нем христианских идеалов, а также
осваивается новая, ранее недоступная отрасль общей гуманизации и демократизации обще-
приложения своих духовных, нравственных и ства.
Примечания
1. Бабенко, Л. В. Педагогические условия формирования чувства милосердия в учениках профтехучилищ: дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Бабенко. - Киев, 1993.
2. Военный орден Святого Великомученника и Победоносца Георгия. Именные списки 1769-1920: [библиографический справочник] / отв. сост. В.М. Шабанов. - М.: Русский Мир, 2004.
3. Геройский подвиг сестры милосердия Елизаветы Бычковой. - М.: Тип. «Наше слово», 1914.
4. Говоров, А. В. Женский вопрос в связи с историческими судьбами женщины / А.В. Говоров. - Казань: Центральная Типография, 1907.
5. Инструкция для сестер милосердия при Киевском военном госпитале // Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание 1825-1881. - Т. 35, Ч.1 (1860). - С. 419-420.
6. Исторический очерк развития и деятельности военно-медицинского ведомства в царствование императора Николая I / составитель Н.И. Кульбин. СПб., 1908. - Том VIII , часть II.
7. Любовь сестры милосердия или мать под пулями и бомбами. Рассказ Христофора Шухмилина. - М., 1915.
8. Медицинские беседы с испытуемыми сестрами милосердия Св. Троицкой Общины доктора медицины Н.Ф. Келдыша. - СПб.: Типолитография Месника и Римана, 1890.
9. Недоводеева, Т. А. Воспитание милосердия у медицинской сестры: дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.02 / Т.А. Недоводеева. - Кострома, 2006.
10. О потребности в сестрах милосердия для ухода за больными. - СПб.: Военная типография, 1872. - 12 с.
11. Отчет по лазарету Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны для сестер милосердия в г. Харбине. - Типография Главного Управления Уделов.
12. Полное собрание законов Российской империи. - Т. XXXI.
13. Помощь Родине (очерки из обороны Севастополя) / сост. Клавдия Лукашевич. - Изд. второе. - М., 1915. - (Дешевые издания товарищества И.Д. Сытина.)
14. РГВИА Ф. 12651 Оп.3 Д. 8 Стр.191об. - С. 192.
15. РГВИА Ф. 12651 Оп.3 Д. 8. - С. 193.
16. Русская женщина на государственной и общественной службе / сост. А. Полянский - М., 1901.
17. Уварова, Л. Р. Воспитание милосердия у студентов университета в процессе их обучения: дис. ... канд. пед. наук / Л.Р. Уварова. - Кострома, 2001.
04_öäT6ey_e_§öeüöö6ü.p65 118 1 03.10.2011, 18:19