ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ
ОБЩИЕ ТРАДИЦИИ, ОБЩЕЕ БУДУЩЕЕ
Традиции научного сотрудничества складываются постепенно и оказываются наиболее прочными и продуктивными, если в их формировании принимают участие представители разных поколений ученых. Наследуя и развивая принципы взаимного интереса, существующего у нашего педагогического университета и ведущих научных и образовательных центров России, кафедра культурологии и журналистики провела в 2007 г. новую масштабную научную акцию, включив в орбиту научного взаимодействия еще одно направление.
За последние 15 лет мы уже проводили научные и научно-практические конференции, издавали по их итогам сборники совместно с такими крупнейшими научными и учебными учреждениями, как Институт искусствознания (Москва), Институт философии РАН, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) и Московский педагогический государственный университет (МПГУ), вузы Екатеринбурга, Самары, Саранска, Вологды, Архангельска, Вятки, Костромы; совсем недавно к этому ряду присоединился Санкт-Петербургский университет (научно-практическая конференция в рамках работы Северо-Западного УМО по журналистике «Коммуникативные стратегии в культурном поле провинции», 2006 г.). Все это - при активном взаимодействии с местными органами власти, мэрией Ярославля (2 интернет-конференции, 3 конференции и «круглых стола» в реальном режиме) и Администрацией Ярославской области.
В 2007 г. круг наших активно взаимодействующих партнеров пополнился отпраздновавшим свое 75-летие Российским институтом культурологии во главе с известным ученым-культурологом и киноведом К. Э. Разлоговым, который питает дружеские чувства к нашему коллективу, оппонировал в нашем диссертационном совете, способствует развитию контактов в рамках различных мероприятий своего института.
Российский институт культурологии (РИК) не принадлежит к числу старинных научных центров, ведь по-прежнему дискутируется первородство самой науки культурологии. В своем историко-краеведческом прошлом этот институт выполнял скромную, но необходимую функцию изучения и сохранения культурного наследия страны, прежде всего, - ее регионов. Поэтому проблематика культурной памяти и теперь там значима, хотя ею занимаются люди достаточно молодые, не заставшие прежних времен жизни института.
Идея проведения Международного коллоквиума молодых ученых «Науки о культуре в новом тысячелетии» именно в Ярославле, под совместным патронажем РИК и нашего университета, принадлежала именно москвичам. Они уже в течение нескольких лет принимали у себя наших аспирантов и даже студентов, наших молодых кандидатов наук в ходе «молодежных» научных конференций («Науки о культуре - шаг в XXI век»). Так, не было практически ни одного текста из числа присыланных для публикаций, который бы не вошел в издававшиеся в Москве сборники.
В ходе подготовки к проведению ярославской версии коллоквиума наши московские партнеры, доктор философских наук, руководитель Научно-образовательного центра РИК И.М. Быховская, зам. директора по научной работе РИК (и наш коллега по кафедре культурологии МПГУ) А.Г. Васильев, главный двигатель решения многочисленных организационных проблем, ученый секретарь РИК Н.А. Кочеляева ощутили, с одной стороны, полную готовность руководства ЯГПУ к конструктивному взаимодействию, с другой стороны, как они свидетельствуют и по прошествии полугода после завершения конференции, почувствовали комфортное и спокойное, привычное рабочее настроение организаторов всей работы конференции.
Научный модус коллоквиума был предложен нашими московскими партнерами -
это историко-культурная проблематика памяти и забвения, а также определяемая научными интересами руководителей РИК искусствоведческая проблематика аудиовизуальной культуры и социокультурная проблематика культуры повседневности. Это были темы двух «круглых столов» и одной открытой лекции. Однако три из пяти «круглых столов» вели ярославцы; мы обсуждали проблематику, являющуюся не только нашим собственным приоритетом, но и воспринимаемую коллегами как именно наше исследовательское поле: это были вопросы творческой личности в разных аспектах ее самореализации, включая проблематику традиций; вопросы культурного ландшафта в широком и конкретном смыслах, в том числе в смысле культуры русской провинции; вопросы интегративного культурологического знания, то есть вопросы методологии, интересующей представителей различных сфер гуманитарного знания. Таким образом, как проблематика, так и география участников (Белгород, Бийск, Будапешт, Волгоград, Вологда, Вятка, Екатеринбург, Иваново, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Кемерово, Киев, Краснодар, Курск, Львов, Минск, Москва, Новгород Великий, Омск, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Таганрог, Тамбов, Тверь, Ульяновск, Харьков, Якутск) были весьма широки, что редко бывает сегодня на подобных научных встречах.
Следует подчеркнуть, что количество заявок, поступивших от потенциальных участников, значительно превосходило привычное для московского формата (их было намного более 100); приехало, разумеется, чуть меньше людей, зато, как обычно у нас бывает, велико оказалось собственно ярославское представительство: молодые ученые, аспиранты и студенты практически всех ярославских вузов, педагоги средних учебных заведений - соискатели нашего вуза. Все эти люди стали авторами только что вышедшего из печати сборника, профинансированного Администрацией Ярославской области и РИК, отредактированного силами нескольких человек - представителей учреждений-сооргани-заторов (кроме автора этих строк, редакторами выступили мои ярославские коллеги Т.И. Ерохина, М.И. Марчук и уже названные выше москвичи, а также, в рабочем порядке, руководители «круглых столов» Т.В. Юрьева и
Н. А. Дидковская, Е. А. Ермолин и А. В. Азов). Сборник велик по объему, в нем более 30-ти авторских листов, и уже по ходу его подготовки к печати мы пришли к выводу о необходимости более строго отбора научных текстов, все большей требовательности к «посторонним» участникам, чьи сочинения далеко не всегда соответствуют тем высоким стандартам, которые мы применяем к собственным аспирантам и соискателям.
Но это - вопрос будущего, которое мы спланировали достаточно «протяженно» и многоэтапно: на 2008 г. - Интернет-
конференцию на сервере ЯГПУ и сайте РИК, на апрель 2009 г. - 2-й Международный коллоквиум в реальном режиме, также, разумеется, в Ярославле.
Опыт проведения множества научных мероприятий показывает, что наши столичные коллеги и коллеги из других городов России, а также из-за рубежа (на этот раз из Беларусии и Украины, чуть раньше - из Германии и Польши), уже по обыкновению ждут от нас новых идей и новых приемов работы. На этот раз таким ожидаемым сюрпризом стало ноу-хау, органичное для педагогического вуза и весьма «экстравагантное» для представителей академической науки, а именно мастер-классы. Участники коллоквиума, причем не только молодые, но и опытные - руководители «круглых столов» - устроили своего рода аншлаг, заполнив до отказа наш новый зал презентаций в новом же учебном здании во время двух мастер-классов. Мой, достаточно традиционно для меня, но неожиданно для приезжих, был посвящен ключевой проблеме методологии анализа культурного текста (правда, «гуманитарный» мастер-класс с применением информационных технологий был для многих также внове, как внове было участие в этом мастер-классе двух молодых кандидатов наук, недавних наших аспирантов М. Н. Кудряшова и Ю. В. Кривцовой с их собственными демонстрационными фрагментами).
Особый успех выпал на долю ректора ЯГПУ В.В. Афанасьева, который, не жалея времени и душевной энергии, провел мастер-класс по применению положений теории вероятностей для гуманитарных и, в частности педагогических исследований. Манера общения, сама идея проведения такого опыта первым лицом вуза в интересах вечно опасаю-
щихся математической проблематики гуманитариев были восприняты и рядовыми участниками коллоквиума, и нашими партнерами из Института культурологии как акт серьезного отношения руководства вуза к научному росту молодежи, как свидетельство престижности проводимого научного собрания.
Таким образом, нам были представлены новый вектор и новые перспективы взаимодействия в научной сфере, новые возможно-
сти посещения других конференций и осуществления публикаций для наших молодых ученых, новые методики организации научных контактов и новый уровень требований для «посторонних» участников, новый опыт самореализации для научных руководителей, неизменно ищущих для своих подопечных -смотрите выше - новые векторы и новые перспективы.
Т. С. Злотникова
ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА В ЯРОСЛАВЛЕ: ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, КОММЕНТАРИИ
Ученый совет ЯГПУ им. К.Д. Кшинско-го в январе 2007 г. рассмотрел и одобрил «Программу мероприятий по формированию и внедрению социально значимых направлений поддержки русского языка в Ярославской области в 2007 году».
Актуальность предлагаемых мероприятий, как было заявлено в данном документе, определяется правительственной оценкой важности проблемы владения русским языком гражданами Российской Федерации, приравненной к национальной идее, национальному проекту.
Ученый совет вуза, формулируя свои задачи, подчеркнул, что принятие в рамках Федеральной целевой программы Года русского языка — программы региональных мероприятий - вызвано насущной потребностью развернуть систему образовательных, просветительских, культурных и научных мероприятий в регионе с целью развития и распространения русского языка, поддержки духовного и научного достояния родной культуры.
Эти концептуальные положения и основные формы деятельности в направлении языкового развития и совершенствования речевой культуры современного гражданина должны войти в перспективные планы системы общего среднего и высшего образования области, определить перспективные направления деятельности по формированию коммуникативной культуры, развитию языковой и культурологической компетентности, интеллектуально-речевых умений учащихся и студентов.
Для целенаправленной и эффективной работы по реализации основных направлений программы в рамках университета была создана рабочая инициативная группа, в состав
которой вошли преподаватели ЯГПУ и представители сферы образования, с которыми у университета сложились деловые отношения в реализации научно-исследовательских гуманитарных проектов.
Некоторым мероприятиям, осуществленным в рамках предложенной программы, был придан статус общественно значимых для нашего региона. В этом случае в состав рабочего комитета по реализации программы входили известные ученые, деятели науки и культуры, внесшие вклад в реализацию гуманитарных и социально-культурных проектов в регионе и в стране, представители сферы образования, профессиональные интересы которых связаны с русским языком, русской литературой и русской культурой; представители средств массовой информации, представители общественных организаций, формирующих программы культурно-социальных мероприятий в регионе.
(Так, в частности, в общем отчете данные мероприятия представлены как статусные, формирующие имидж университета у внешней общественности, и маркированы *).
Основные направления реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» и проведение мероприятий Года русского языка (региональный аспект)
1. Научно-просветительская работа (кураторы направления: д.пед.н., проф. Л.Г. Антонова; д.филол.н., проф. И.Ю. Лученецкая-Бурдина; к.филол.н., доц. Т.К. Ховрина; д.филол.н., проф. В.И. Жельвис; д.филол.н., доц. Е.Н. Лагузова).
1.1. (*) В течение года проводилось исследование состояния и функционирования русского языка в региональных СМИ. Результаты