Научная статья на тему 'Многопрофильность как необходимая компонента предметной подготовки будущих учителей'

Многопрофильность как необходимая компонента предметной подготовки будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилин В. И.

В статье описывается методика многопрофильного представления предметного содержания образова-ния, и показываются преимущества её использования в школьном обучении. Для подготовки будущих учителей к её использованию в учебном процессе предлагается изменить и методику преподавания дисциплин из блока ДПП, которая, по мнению автора, должна существенно отличаться от методики преподавания аналогичных дисциплин для непедагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article depicts the methods of multiple-discipline presentation of school education content and shows advantages of its usage in school education. To prepare the future teachers for its usage in school process the author suggests to change the teaching methods of the additional professional training unit. These methods in the author's opinion should be essentially different from those of similar subjects for non-pedagogical specialities.

Текст научной работы на тему «Многопрофильность как необходимая компонента предметной подготовки будущих учителей»

ного и лептонного зарядов). В связи с этими трудностями значительное распространение получили концепции, отвергающие необходимость использования представлений о непрерывности пространства и времени в физическом описании.

Одно из направлений развития релятивистской квантовой физики идет по пути отказа от рассмотрения пространственно-временного аспекта физической реальности (теория матрицы рассеяния). В связи с этим имели место утверждения о том, ч то пространство и время носит макроскопический характер, а для физики микромира реальность пространства и времени вообще отрицается.

Более широкую поддержку со стороны физиков и философов получила концепция дискретного пространства-времени. Несмотря на отдельные успехи, использование гипотезы дискретного пространства-времени не привело к согласованию физических прин-

ципов теории относительности и квантовой механики между массой, энергией и скоростью быстрых электронов.

Теория относительности не только предложила новое решение проблемы пространственно-временной структуры Вселенной, но и оказала огромное влияние на стиль научного мышления в целом. Но основным и самым главным было то, что эта теория заставила пересмотреть укоренившиеся в физике представления классического периода. Таким образом, СТО превратила ньютоновскую механику в теорию, лишь приблизительно описывающую реальность, но не преуменьшила ее значения, а уточнила ее в процессе развития науки.

Перечитывая сегодня работы, заложившие основы теории о тносительности, пробираясь через дебри рассуждений и математических формул, проникаешься огромным уважением к ее создателям.

Литература

1. Шмутцер Э. Теория относительности. М., 1981.

2. Бонди Г. Относительность и здравый смысл. М., 1967.

3. Эйнштейн и современная физика. М., 1956.

4 Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. М., 1983.

5. Горохов В.Г., Степин B.C. Философия науки и техники. М., 1995.

УДК 37

В. И. Жилин

МНОГОПРОФИЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМАЯ КОМПОНЕНТА ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Филиал Омского государственного педагогического университета, г. Тара

Дискуссии последних месяцев по поводу будущего высшего педагогического образования вообще и качества предметной подготовки в частности заставляют пересмотреть в том числе методические аспекты преподавания дисциплин из блока ДПП. Традиционно преподавание этих дисциплин в методическом аспекте велось и ведется практически одинаково как для студентов педагогических вузов, так и для студентов классических университетов, что, с моей точки зрения, является серьезным упущением. Задачи, которые предполагается решать, например, будущему физику и будущему учителю физики различны. Будущему физику необходима узкая специализация уже на старших курсах университета, что предполагает и соответствующее выстраивание дисциплин учебного плана, и их методическое сопровождение. Перед будущими учителями физики и, соответственно, преподавателями, ведущими предметы из блока ДПП, стоят (по крайней мере должны стоять) другие задачи. В этой связи мной предлагается уже опробованная в эксперименте и учебной (вузовской и школьной) практике методика многопрофильного представления предметного содержания образования.

Суть методики многопрофильного представления предметного содержания образования, реализуемой в школьном обучении (уже неоднократно описанной автором [1-3]), можно свести к следующему:

1. На вводных уроках (беседах) по теме до учащихся доводятся различные приложения (интерпретации) предметных знаний. Схематично это можно представить следующим образом (рис. 1):

Ядро физического содержания образования

/ «д

физ.химия *

Рис. 1

Вестник ТГПУ. 2004. Выпуск 6 (43). Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ

Число сторон многоугольника в данном случае произвольно. Реально число профилей (аспектов) того или иного ядра предметного содержания образования определяется методистами, в том числе и учителем, на основе выявления интересов учащихся и имеющихся в самой науке возможностей. Следует отметить потенциальную избыточность вскрытых и предъявляемых учащимся профилей (аспектов) предметного содержания образования. В данном случае избыточность не следует рассматривать в качестве «методического шума». Избыточность служит для образования системного гомеостаза и создает возможности для дальнейшего роста и преобразования самоорганизующейся методической системы, обеспечивая высокую стабильность входящих в нее подсистем.

2. Сделав выбор, поняв значимость тех или иных приложений, учащиеся осваивакп данную тему в интересующих их аспектах (профилях).

3. В пунктах межпредметного обобщающего повторения (межпредметные конференции и методологические семинары) происходит активное общение учащихся, обобществление и обобщение индивидуально накопленных знаний и видов деятельности.

Внедрение данной методики позволяет решить целый букет актуальных проблем в преподавании школьных учебных дисциплин, воплотив на методическом уровне идеи личностно ориентированного обучения.

Во-первых, видоизменить традиционную, малоэффективную схему построения предметного курса, которая, будучи подчиненной логике внугрииредметных связей, может быть представлена следующим образом:

Предмег Тема

Физика 1 2 3 • • • • • •

Химия 1 2 3 • • • ...

Биология 1 2 3 • • •

Астрономия 1 2 3 . . .

Модифицированная схема построения предметов, пред лагаемая автором, сохраняя традиционную струк-туру, отражает не только актуальные логико-методические связи между темами курса, но и потенциальные, в том числе и межпредметные (рис. 2).

Рис. 2

Во-вторых, многопрофильное представление предметного содержания темы, отраженное многогранностью, позволяет строить обучение с учетом профильных, а значит, и познавательных интересов (приоритетов) старшеклассников в том или ином предмете (рис. 3).

В-третьих, у ученика появляется возможность относительно свободно изменять первоначально выбранный профиль и вне зависимости от конкретного урока (его темы и места в предметном курсе) совершенствоваться в осваиваемой области знания (рис. 4).

В п. 5 (рис. 4) (это может быть 5-й урок по т еме) один из учеников сменил интересующий его в данном предмете профиль и продолжает движение в предмете с друтой профильной окраской «параллельно» ученику, с самого начала идущему по этому профилю.

В-четвертых, движение ученика в учебном процессе в условиях многопрофильное™ может быть организовано преемственно не только в освоении предметного содержания обучения, но и от одного предметного урока к уроку по другой учебной дисциплине в течение учебного дня (рис. 5).

X—ч / \

иг '*1 1 ^ |

|

Рис. 5

На указанном рисунке сплошными стрелками обозначены траектории ученика в предмете (профильный вход и выход в тему урока); пунктирными линиями обозначены траектории ученика по «своему» профилю от предмета к предмету.

В-пятых, многопрофильное представление знаний позволяет через организацию пунктов межпредметного обобщающего повторения (более подробно эта методика уже описана автором [4]) решать не только традиционные задачи реализации межпредметных связей дисциплин из образовательной области «Естествознание», но и, что особенно актуально, формировать научные картины мира (см. [5]) (рис. 6).

В-шестых, используя многопрофильное представление предметных знаний, удается реализовывать идеи курса естествознания (Концепции современного ес-

Е.А. Румбешта. Система предпрофильной подготовки учащихся в процессе..

тествознания) без содержательного дублирования физики, химии, биологии и астрономии. Этот вариант является бесконфликтным по временным лимигам. При этом структуры курсов из образовательной области «Естествознание» не претерпевают существенных изменений и разворачиваются традиционно, подчиняясь логике внутрипредметных связей. Наполнив пункты межпредметного обобщающего повторения методологическим содержанием, удается эффективно формировать общенаучные знания и умения, в дальнейшем используемые в качестве базовых при конструировании предметного содержания образования.

Аналогичным образом оказывается возможной и реализация в средней школе идей экологического образования (более подр. см.: [6]), путем построения цепочки межпредметных конференций и семинаров (рис. 7).

Таким образом, имея в виду методические особенности и преимущества многопрофильного пред-

Рис. 7

ставления предметного содержания образования, следует признать необходимым подготовку будущих учителей к его использованию в учебном процессе. В этой связи существенный вклад в реализацию описанной выше идеи должно внести преподавание дисциплин из блока ДПП, взяв на себя не только предоставление веера возможных профилей, но и демонстрацию через практическое воплощение некоторых методических особенностей, в частности выстраивание индивидуальных предметных монопрофильных маршрутов студентов в изучаемой дисциплине и организацию пунктов обобщающего повторения. При этом в ходе исследования было выявлено, что на педагогической практике студенты более успешно справляются с реализацией идей личностно ориентированного обучения. В результате выпускники молодые учителя без излишнего эмоционального напряжения вливаются в реалии общеобразовательных и профильных

Литература

1. Жилин В.И. Реализация внутрипредметных связей с учетом профильных интересов учащихся II Математика и информатика: наука и образование: Межвуз. сб. науч. тр. Ежегодник. Вып. 1. Омск, 2001.

2. Жилин В.И. Многопрофильное^ как альтернатива политехнизму II Проблемы естественнонаучного и математического образования-Мат-лы VII межвуз науч.-лрак. конф. по лробл. пед. инноватики / Под ред. д-ра пед. наук, проф. О.Б. Епишевой. Тобольск, 2002.

3. Жилин В.И. Преподавание физики в школе на основе принципа многопрофипьности II Физика в системе современного образования (ФССО - 03): Тр. VII Междунар. конф. Т. 3. СПб., 2003.

4 Жилин В.И. Уроки обобщающего повторения в структуре межпредметных связей математики и физики: Метод, реком. Омск, 1998.

5. Жилин В.И. Межпредметные конференции и семинары в образовательной области «Естествознание». Омск, 2003.

6. Жилин В.И., Подольникова Л.А Приоритет поведения: экологический (межпредметные конференции и семинары мировоззренческой направленности) II Учитель. 2003. № 1.

УДК 37

Е.А. Румбешта

СИСТЕМА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Томский государственный педагогический университет

Российская школа переходит на профильное обучение. Казалось бы, профильное обучение в наших школах уже было и постепенно ушло. Почему оно вводится снова? В чем отличие нового профильного обучения от прошлого? В чем смысл профильного обучения? Какие проблемы встают перед школой в

связи с его введением. Как организовать учебный процесс, в частности процесс по физике, в новых условиях? Как подготовить учащихся основной школы к выбору профиля и успешному обучению в рамках выбранного профиля? Вероятно, перед учителями и методистами по другим предметам также встает этот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.