Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВО РИСКА В КИТАЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

ОБЩЕСТВО РИСКА В КИТАЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО РИСКА / КИТАЙ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГАРМОНИЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ли Синьюй

Рассматриваются подходы китайских социологов к изучению проблем и перспектив общества риска, а также анализируется взаимосвязанность рисков современного китайского общества, включая экологические, социальные, экономические, технологические и политические риски, в контексте стремительного экономического роста Китая и влияния экономической глобализации. Понимание сущности проблем и перспектив общества риска имеет решающее значение для устойчивого экономического развития Китая. Рассматриваемые в статье риски могут иметь негативные последствия для экономического роста Китая, социальной стабильности и имиджа, если не будут должным образом учтены в процессе принятия политических решений руководством страны. В связи с этим существует необходимость формирования всеобъемлющего и комплексного подхода к изучению и устранению негативных последствий этих рисков для обеспечения устойчивого и гармоничного социально-экономического развития в Китае. Такой подход можно сформировать на основе экономической социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВО РИСКА В КИТАЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

УДК 316 DOI 10.53115/19975996_2023_02_046-050

ББК 60.5

Ли Синьюй

ОБЩЕСТВО РИСКА В КИТАЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Рассматриваются подходы китайских социологов к изучению проблем и перспектив общества риска, а также анализируется взаимосвязанность рисков современного китайского общества, включая экологические, социальные, экономические, технологические и политические риски, в контексте стремительного экономического роста Китая и влияния экономической глобализации. Понимание сущности проблем и перспектив общества риска имеет решающее значение для устойчивого экономического развития Китая. Рассматриваемые в статье риски могут иметь негативные последствия для экономического роста Китая, социальной стабильности и имиджа, если не будут должным образом учтены в процессе принятия политических решений руководством страны. В связи с этим существует необходимость формирования всеобъемлющего и комплексного подхода к изучению и устранению негативных последствий этих рисков для обеспечения устойчивого и гармо-ничного социально-экономического развития в Китае. Такой подход можно сформировать на основе экономической социологии.

Ключевые слова:

общество риска, Китай, социальное развитие, экономическое развитие, гармоничное общество, экономическая социология.

Ли Синьюй. Общество риска в Китае: возможности экономико-социологического анализа // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 2. - С. 4650. - DOI 10.53115/19975996_2023_02_046-050

© Ли Синьюй - аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

со см о

О

3

ю О

Последние десятилетия XX - начало XXI вв. в истории Китая характеризуются стремительным экономическим ростом и радикальными социальными изменениями, превратившими его выдвижению в лидеры глобальной экономики. Однако оборотной стороной стремительного роста стало обострение старых и появление новых социальных проблем, которые неразрывно связаны с целым рядом социальных и экономических рисков, бросивших вызов прогрессивному развитию китайского общества. Анализ подобных рисков является предметом исследований в рамках современной экономической социологии, в том числе, и в китайской экономической социологии [3; 9].

Интерес китайских социологов и к изучению социальных рисков, и к самой концепции «общества риска» сформировался во многом под влиянием западной социологии. При этом наибольшей популярностью среди китайских ученых пользуются теоретические исследования У Бека и Э. Гидденса. Концепция «общества риска» была разработана У Беком, который, в частности, обратил внимание не только на неизбежность увеличения рисков в современном постиндустриальном обществе, но и на необходимость и, главное, возможность управления рисками, связанными с различными радикальными техно-

логическими, экологическими и социальными изменениями [1].

Э. Гидденс развил концепцию «общества риска», предположив, что современные общества рефлексивны в том смысле, что они постоянно вовлечены в процесс самоанализа и самотрансформации. Этот рефлексивный процесс частично обусловлен проблемами управления рисками, которые требуют от отдельных лиц и организаций постоянной переоценки своих убеждений, практик и норм [2].

Одна из главных проблем общества риска, на которую обратили внимание классики этой концепции и современные китайские ученые, заключается в том, что подобное общество требует от отдельных лиц и организаций принятия решений в условиях крайней информационной не-определености. Встратегии управления рисками часто предполагают компромиссы между различными типами рисков, связанных со здоровьем, безопасностью и экономическим развитием.

Однако общество риска все же предоставляет возможности для эффективного социально-экономического развития. Например, растущая осведомленность и озабоченность по поводу экологических рисков привели к появлению новых отраслей промышленности, ориентированных на ресурсосберегающие технологии

и природосберегающие практики. Кроме того, акцент на необходимость управления рисками привел к изменению институционально-правовой среды общественного развития (к примеру, развитие экологического права).

Но какие именно риски находятся в фокусе внимания современных китайских социологов? Основные выделяемые исследователями риски включают:

Экологические риски: быстрый экономический рост Китая произошел за счет серьезной деградации окружающей среды, включая загрязнение воздуха, воды, почвы и сведение лесов.

Социальные (демографические) риски: старение населения Китая и существенная социальная дифференциация по уровню дохода.

Экономические риски: финансовая нестабильность, сохраняющийся значительный неформальный сектор экономики и зависимость от экспорта.

Политические риски: необходимость поддержания социально-политической стабильности при дальнейшей демократизации системы государственного (и муниципального) управления.

Важно отметить, что указанные риски взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, экологические риски, такие как загрязнение воздуха и воды, связаны с социальными рисками, поскольку они оказывают негативное воздействие на здоровье населения и качество жизни, что может оказать влияние и на социальное самочувствие. Экономические риски, такие как уровень задолженности и зависимость от экспорта, связаны с технологическими рисками и влияют, например, на объем инвестиций в высокотехнологичные отрасли промышленности, обеспечивающие экономический рост в постиндустриальном обществе.

В целом, взаимосвязанность этих рисков подчеркивает необходимость всеобъемлющего и скоординированного подхода к устранению их влияния на общество и обеспечению устойчивого и гармоничного социально-экономического развития в Китае. Именно поэтому китайские иссле -дователи в начале XXI в. обратили самое пристальное внимание на их изучение, пытаясь предложить как свои подходы к их анализу, так и рекомендации по снижению их влияния на социальное развитие КНР.

При анализе взаимозависимости экономики и экологии, важным является исследование Ф. Лю и др., в котором авторы

анализируют взаимосвязь между экономической глобализацией и энергоэффективностью. Авторы утверждают, что экономическая глобализация оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на энергоэффективность, и понимание этих последствий имеет решающее значение для содействия устойчивому развитию и снижения рисков для социального развития. В исследовании используется анализ больших статистических данных для изучения взаимосвязи между экономической глобализацией и энергоэффективностью в 152 странах в период с 1995 по 2016 гг. Авторы рассматривают энергоэффективность как показатель устойчивости развития страны в условиях экономической глобализации [6].

Ц. Нин и ряд других исследовали взаимосвязь между финансированием «зеленой» (природоохранной) производственной деятельности, экономическими рисками и проблемами сохранения окружающей среды в Китае. Используя анализ больших статистических данных по 30 провинциям КНР за период с 2016 по 2019 гг., опираясь на регрессионный анализ, авторы пришли к выводу о том, что стремительный экономический рост Китая осуществлялся за счет существенного ухудшения состояния окружающей среды. С целью снижения влияния этого типа рисков на социальное развитие китайское руководство приняло решение по реализации политики поощрения финансирования «зеленой» производственной деятельности как инструмента поддержки устойчивого экономического развития. Исследование показало, что финансирование «зеленой» производственной деятельности действительно может снизить экономические риски, способствуя устойчивому экономическому росту, одновременно приведя к улучшению финансовых показателей фирм и компаний. Однако при этом политические риски, такие как нестабильность и коррупция, могут препятствовать реализации указанной природоохранной политики, что также должно находиться под пристальным вниманием государства [8].

Ю. Ван рассматрел взаимосвязь между загрязнением окружающей природной среды и социальным неравенством в Китае, что дало важную информацию о социальных и экономических аспектах эколо -гических рисков в стране. Исследование показало, что в Китае существует четкая 0 устойчивая социально-экономическая Р взаимосвязь между уровнем дохода и ка- Ц чеством жизни, под которым понимается

со см о

о

3

ю о

теперь и благоприятная природная среда. Чем ниже уровень дохода, тем больше шансов на то, что человек будет проживать в неблагоприятных экологических условиях, т.е. неравномерное распределение влияния экологических рисков на жизнь разных социальных групп отражает масштаб социально-экономического неравенства, которым характеризуется быстрый экономический рост страны [11]. Результаты этого исследования также подчеркивают необходимость комплексного подхода к разработке экологической политики, учитывающей социальные и экономические факторы, определяющие экологические риски в Китае.

Неравенство доходов населения в Китае в целом становится проблемой, формирующей группу социальных рисков, которая может привести к подрыву социально-экономической стабильности страны. Например, И. Маццокко отмечает, что, несмотря на впечатляющий экономический рост Китая, высокий уровень неравенства угрожает подорвать процветание и стабильность страны. Исследователь выделяет несколько факторов, способствующих неравенству в Китае, включая неравный доступ к образованию, здравоохранению и другим социальным услугам. В частности, исследователь отмечает, что китайская система «ху-коу» («^П®Й»), которая привязывает социальные выплаты и доступ к социальным услугам к месту прописки, способствует фиксированию неравенства и затрудняет внутренним трудовым мигрантам доступ к эффективной системе социального обслуживания в городах. Помимо этого, в стране наблюдается концентрация богатства и широких экономических возможностей лишь в определенных регионах и отраслях, что также становится фактором, способствующим неравенству. В исследовании подчеркивается необходимость устранения Китаем коренных причин неравенства посредством социально-политических реформ и инвестиций в образование, здравоохранение и социальные услуги [7].

Однако Китай может построить более инклюзивное и устойчивое общество, которое лучше приспособлено для решения проблем общества риска, так как правительство страны проводит активную социально-экономическую политику по улучшению качества жизни населения. Например, наблюдается постепенный рост числа людей, которые считаются частью среднего класса. В 2001 г. более 40 % населения страны были отнесены к категории живущих за чертой бедности. Однако в течение следу-

ющих десятилетий их число сократилось в четыре раза, в то время как число людей, относящихся к среднему классу, увеличилось в шесть раз, составив в общей сложности 200 млн человек [13; 14]. Несмотря на эту позитивную тенденцию, число людей, все еще живущих за чертой бедности, остается высоким. Тем не менее, по мере роста уровня жизни и потребительских расходов наблюдается увеличение совокупного внутреннего спроса, что побуждает китайских товаропроизводителей переключать внимание с внешних рынков на внутренний, и это повышает устойчивость экономики страны в условиях современной геоэкономической нестабильности, снижая экономические риски [15].

Стоит отметить особую роль государства в развитии китайского общества. Особенная модель социального развития Китая оказалась прогрессивной и вполне успешной, но она также создает проблемы и риски, которые необходимо устранить. Модель развития Китая отличается от других развивающихся стран, поскольку в ней делается упор на сохранение значительного государственного сектора в росте экономики, ориентированной на экспорт, а также акценте на быстрое распространение и внедрение в производство новых технологий и организационных инноваций. Но такая модель порождает свои риски. Одной из ключевых проблем является высокий уровень государственного контроля над экономикой, который чреват низкой эффективностью менеджмента и возможностью коррупции. Кроме того, акцент на росте, ориентированном на экспорт, привел к отраслевому дисбалансу в экономике и способствовал напряженности в мировой торговле, что стало особенно заметно на фоне «торговой войны» между Китаем и США. Но у данной модели есть и свои преимущества, например, ее способность быстро трансформировать экономику в период кризисов и быстро создавать принципиально новые отрасли производства (например, в рамках цифровой экономики) для поддержки устойчивого и инклюзивного роста [5, с. 257-275].

Другим важным вызовом, с которым столкнулся мир в начале третьего десятилетия XXI в., стала пандемия коронави-русной инфекции COVID-19, которая лишь подтвердила уязвимость глобальной экономики и экономики отдельных стран от такого рода вызовов социальному развитию и общественному здравоохранению. Следует отметить, что избранная Китаем стратегия «нулевой терпимости» к COVID-19

показала свою несомненную успешность, но создала риски для экономического развития и быстрого восстановления производственной активности [4, с. 13-14]. Это отражает и более широкое противоречие между рисками и неопределенностью в современных обществах, где стремление к снижению рисков может привести к трудно просчитываемым последствиям и нестабильности социального развития.

Однако пандемия позволила исследователям выявить и начать комплексное изучение нескольких существенных проблем, стоящих перед системой общественного здравоохранения Китая, таких как: недостаточно эффективное распределение ресурсов, ограниченный доступ к медицинской помощи в сельской местности и нехватка медицинских работников, особенно в специализированных областях медицины. В связи с этим правительство Китая начало реализацию нескольких стратегий для решения проблем, таких, например, как распространение телемедицины и развитие национальной информационной системы здравоохранения. Эти стратегии, наряду с постоянно растущими инвестициями в инфраструктуру здравоохранения и обучение персонала, будут иметь решающее значение для обеспечения устойчивого развития системы здравоохранения Китая в будущем. Таким образом, пандемия не только выявила слабые места, но и создала возможности для инноваций и улучшений в области оказания медицинской помощи и управления ею, что может создать благоприятные возможности для долгосрочного социально-экономического развития и снизить будущие риски [10].

Помимо этого, можно выделить несколько ключевых следствий влияния пандемии на экономику страны [12]: значительное замедление прироста ВВП; нарушение цепочек поставок, что привело к нехватке важнейших ресурсов и задержкам в производстве и доставке товаров; потеря рабочих мест в Китае, особенно в сильно пострадавших отраслях, таких как туризм и гостиничный бизнес; снижение экспорта. Однако, стремясь смягчить

Список литературы:

[1] [2]

экономические последствия пандемии, китайское правительство быстро применило комплекс стимулирующих мер, включающих увеличение расходов на инфраструктурные проекты и налоговые льготы для бизнеса, что изменило социально-экономическую ситуацию. И Китай стал локомотивом глобальной экономики по выходу из коронавирусного кризиса.

Несмотря на значительные экономические последствия пандемии COVID-19 для мировой экономики, страна отреагировала решительными действиями по смягчению этих последствий и быстро добилась восстановления темпов экономического роста. Пандемия также подстегнула инновации в таких областях, как цифровиза-ция производств, электронная коммерция и формирование устойчивых логистических цепочек поставок.

Пандемия COVID-19 высветила сложные и взаимосвязанные риски, существующие в современном китайском обществе, подчеркнув необходимость всеобъемлющего и скоординированного реагирования государства, общества и бизнеса для их устранения. Несмотря на значительные проблемы, связанные с пандемией, она также открыла возможности для сотрудничества, инноваций и обучения, которые могут помочь построить более устойчивое и гармоничное общество в будущем.

Таким образом, понимание проблем и возможностей общества риска имеет решающее значение для устойчивого развития Китая, учитывая быстрый экономический рост страны и растущую подверженность глобальным рискам. Рассматриваемые риски могут иметь негативные последствия для экономического роста Китая, социальной стабильности и имиджа страны, если на них не будет должной скоординированной реакции. Следовательно, существует необходимость комплексного подхода к устранению этих рисков и обеспечения устойчивого и гармоничного социально-экономического развития в Китае. И в формировании такого комплексного подхода большую роль теперь играют современные экономико-социологические исследования общества риска в КНР.

■ М.:

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну; пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой. Прогресс-традиция, 2000. - 381 с.

Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь; пер. с англ. М.Л. Коробочки-на. - М.: Весь мир, 2004. - 116 с.

[3] Е Чжаося, Петров А.В. Экономическая социология в Китае // Общество. Среда. Развитие. - 2017, № 1 (42). - С. 33-38.

[4] Cai J., Hu S., Lin Q., Ren T., & Chen L. China's «Dynamic Zero COVID-19 Strategy» Will Face Greater Challenges in the Future // Journal of Infection. - 2022, № 85 (1). - P. 13-14.

3

\o О

[5] Karagiannis N., Cherikh M., & Eisner W. Growth and Development of China: A Developmental State «With Chinese Characteristics» // Forum for Social Economics. - 2021, № 50 (3). - P. 257-275.

[6] Liu Fengqin, Jae-yeon Sim, Huaping Sun, Bless Kofi Edziah, Philip Kofi Adom, Shunfeng Song. Assessing the Role of Economic Globalization on Energy Efficiency: Evidence From a Global Perspective // China Economic Review. - 2023, № 77. - 101897.

[7] Mazzocco I. How Inequality Is Undermining China's Prosperity. Center for Strategic and International Studies. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.csis.org/analysis/ how-inequality-undermining-chinas-prosperity (01.05.2023).

[8] Ning Q.Q., Guo S.L., & Chang X.C. Nexus Between Green Financing, Economic Risk, Political Risk and Environment: Evidence From China // Economic Research-Ekonomska Istrazivanja. - 2022, № 35 (1). -P. 4195-4219.

[9] Petrov A.V. New Horizons for Learning and Teaching Economic Sociology in the Modern Higher Education: Theoretical Aspects // Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6. - 2015, № 6 S5. - P. 24-29.

[10] Sun, Shuangyi, Zhen Xie, Keting Yu, Bingqian Jiang, Siwei Zheng, Xiaoting Pan. COVID-19 and Healthcare System in China: Challenges and Progression for a Sustainable Future // Globalization and Health. - 2021, № 17. - № 1. - P. 1-8.

[11] Wang Yuzhou, Yafeng Wang, Hao Xu, Yaohui Zhao, Marshall J.D. Ambient air pollution and socioeconomic status in China // Environmental health perspectives. - 2022, № 130. - № 6 - P. 067001.

[12] ВШ1, ШШШ. COVID-19 // Sustainable Development. -2022, № 12. - 340 p.

[13] Ф^ШШЖ^да-Ш^. - 2011, № 4. - P. 210-218.

[14] фяфтжмл^йдаш«. - 2008, №5. - p. 68-77.

[15] ^ш, э-ге+яшт^гштшшшш - 2007. - p. 15-38.

со

CM

о

О

3

ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.