Научная статья на тему 'К вопросу о политической стабильности в современном мире (на примере Китая)'

К вопросу о политической стабильности в современном мире (на примере Китая) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2012
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дин И.

Анализируются основные проблемы сохранения политической стабильности в китайском обществе. Анализируются системные параметры политической стабильности Китая, ее внешние и внутренние факторы. Рассматриваются различные подходы и мнения по основным вопросам изучения политического развития современного Китая. В качестве основы стабильности выделяется фактор системной модернизации и демократизации китайского общества, характеристики связи экономического развития и эффективности политического управления. Представлены результаты эмпирического политико-социологического исследования общественного мнения различных профессиональных групп китайских граждан по поводу проблем и перспектив политического развития Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о политической стабильности в современном мире (на примере Китая)»

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ПОЛЕМИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

УДК 316.4 ББК 60.561.3

Дин И

к вопросу о политической стабильности в современном мире (на примере китая)

Анализируются основные проблемы сохранения политической стабильности в китайском обществе. Анализируются системные параметры политической стабильности Китая, ее внешние и внутренние факторы. Рассматриваются различные подходы и мнения по основным вопросам изучения политического развития современного Китая. В качестве основы стабильности выделяется фактор системной модернизации и демократизации китайского общества, характеристики связи экономического развития и эффективности политического управления. Представлены результаты эмпирического политико-социологического исследования общественного мнения различных профессиональных групп китайских граждан по поводу проблем и перспектив политического развития Китая.

Ключевые слова:

Китай, политическая система, политическая социология, политическая стабильность, политические изменения.

Дин И. К вопросу о политической стабильности в современном мире (на примере Китая) // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 3. - С. 45-49.

© Дин И - аспирантка, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

Политическая стабильность является одной из важных характеристик политической системы любого современного общества. Более того, в условиях радикальных глобальных трансформаций последних десятилетий, затрагивающих структурные основы социального и политического развития, политическая стабильность, факторы, её определяющие, становятся важным условием сохранения суверенитета большинства государств [8, с. 81-99]. Но политическую стабильность нельзя рассматривать исключительно как статичное состояние политической системы, неизменность в политической жизни. Нельзя политическую стабильность рассматривать и как нечто внешнее по отношению к изменениям, без которых невозможно развитие общества. То есть политическую стабильность изначально необходимо воспринимать как динамическое состояние системы коммуникаций власти и общества в любом государстве. Но исследование динамического состояния политической системы и факторов, определяющих особенности ее динамики,

создают существенные методологические сложности. Динамическую политическую стабильность следует рассматривать как тип динамической социальной стабильности. Её определение можно сформулировать как состояние политической системы, при котором она характеризуется способностью к модернизации без социальных потрясений, наличием развитой социально-политической инфраструктуры, снижающей политические риски даже в условиях радикальных общественных трансформаций, учитывающей влияние внутренних и внешних структурных изменений политической системы.

В последнее время современный мир, по признанию многих ученых, политиков и общественных деятелей, попал в зону турбулентности общественного развития, перманентной политической нестабильности, череды кризисов [5; 11; 13]. Масштабные этноконфессиональные конфликты с военной эскалацией на Ближнем 0 Востоке (Сирия, Ирак, Йемен), в Африке Е2 (Судан, Сомали и др.), череда «цветных Ц революций» с массовыми столкновениями ^

о

(Египет, Ливия, Тунис, Украина, Грузия, Киргизия), обострение противостояния НАТО с Россией, вылившегося в «войну санкций» и информационные войны и множество политических кризисов на уровне отдельных стран и международных отношений (такие, как попытка государственного переворота в Турции в июле 2016 г.). При этом «трясет» не только развивающиеся, но и развитые страны. Страшные террористические акты с сотнями жертв во Франции и Бельгии 2015-2016 гг. потрясли сознание европейского обывателя, дали понять, что «эффект бумеранга» рисков, о которых говорил У. Бек, уже срабатывает со всей очевидностью [1]. Можно ли в таких условиях вообще говорить о политической стабильности, обществах с уверенной политической траекторией развития? Рассмотрим возможный ответ на данный вопрос на примере Китайской Народной Республики.

На протяжении большей части XX в. из-за политической нестабильности, войн, репрессий Китай понес огромные материальные и людские потери. В связи с этим китайский народ очень дорожит достигнутым в последние десятилетия высоким уровнем политической стабильности, гарантирующей устойчивое экономическое развитие, рост благополучия населения, возможности для демократизации, развития институтов самоуправления и гражданского общества [2, с. 106-111; 3, с. 3-9]. КНР за последние двадцать пять лет превратилась в передовую державу с успешно развивающейся производственно-экономической системой и устойчиво работающим политическим механизмом, который обеспечивает стабильность в условиях модернизации экономики и политической системы.

Однако реформирование экономических и политических основ жизни китайского общества в современных условиях происходит неравномерно. Сопровождается возрастающей необходимостью преодоления многочисленных трудностей, которые достались как от прошлого, так и явились результатом происходящих в ходе модернизации существенных перемен. Поэтому все сделанное и достигнутое ранее и усилия КНР, направленные на комплексное реформирование, предпринимаемые сегодня, нельзя оценить однозначно положительно или отрицательно. Осуществляемые реформы представляют собой сложный диалектический процесс, целью которого является создание в стране мощной экономики при эффективной, стабили-

зирующей социальные отношения политической власти. Не менее важно и развитие современной правовой культуры [6].

В этой связи, несомненно, в социально-политических науках сохраняет свою актуальность вопрос о характере политической стабильности в КНР, ее основаниях и измерении ее уровня. Является ли политический режим в Китае сильным, устойчивым, эффективным? Чтобы ответить на эти сложные вопросы и постараться охарактеризовать уровень политической стабильности, необходим анализ основных современных социально-политических трансформаций в Китае и, главное, их социального восприятия. Что и является предметом политической социологии в КНР.

Следует отметить, что Китай, как и другие страны БРИКС, сталкивается многими вызовами и угрозами развитию и политической стабильности. Игнорирование или недооценка импульсов внешней среды и внутренних социальных факторов могут дать иллюзию стабильности и создать условия для переоценки достижений последних лет. Громкие успехи в экономическом развитии Китая в то же время не исключают и нарастания социальных проблем, таких как социальное неравенство, рост инфляции и безработицы. Так, например, коэффициент Джини, измеряющий разрыв в доходах между богатыми и бедными в Китае, в настоящее время составляет 0,47, что значительно выше значения, указанного Всемирным банком как соответствующего социальной стабильности (0,40) [10]. Кроме того, Китай как огромная страна-экспортер все больше сталкивается с ситуацией, связанной с угрозой дестабилизации мировой экономической системы, в том числе с опасностью очередного мирового финансового кризиса.

В условиях экономической глобализации, роста информационного воздействия на политическую жизнь всех стран, развития новых глобальных политических коммуникаций все более дискуссионными становятся вопросы о базисе стабильности, ее реальности или иллюзорности. Как отмечает А.В. Петров, реальным ответом на вызовы глобальной геополитической либерализации становится существенный рост и распространение сепаратизма и религиозного фундаментализма, дестабилизирующих внутриполитическую жизнь как России, так и Китая. А эти явления, в свою очередь, ряд развитых стран пытаются использовать в своих геополитических целях [9, с. 56]. Поэтому основной

мишенью применения политтехнологий в глобальном масштабе являются в том числе полиэтнические, многосоставные крупные государства, которые способны противостоять американизированному однополярному миру [4, с. 255]. Неолиберальные политологи, политические аналитики давно пророчат резкую дестабилизацию политической жизни в Китае, заявляя о несбалансированности социально-экономического развития, противоречиях в политико-идеологических основаниях модернизации китайского общества, фактически ежегодно объявляя о скором крахе стабильности в Китае. Но каждый последующий год, вопреки подобным пророчествам, остается периодом устойчивости и развития. Ныне, на фоне некоторого замедления темпов роста китайской экономики, известный американский синолог Дэвид Шамбо вновь заговорил о близком крахе коммунистического режима в Китае, о приближающейся агонии в политическом управлении, «закручивании гаек», грядущих репрессиях и бегстве капиталов [14]. Американские аналитики, такие как Ян Бреммер и Фарид Закария активно советуют международным компаниям хеджировать политические риски в Китае. Когда в западной политической науке и неолиберальной прессе речь идет о Китае, то часто встречаются выражения: «страна неустойчивая», «политический кризис», «риски», «хрупкая супердержава» [15], или «гигант на глиняных ногах» [12] с высокой степенью «уязвимости экономического чуда».

Подобным суждениям можно противопоставить лишь непредвзятый анализ основных параметров политической стабильности китайского общества, среди которых необходимо особо отметить: институциональную устойчивость, ценностно-культурные основы общества, легитимность власти и ее эффективность, которые напрямую связаны с объективными показателями социально-экономического развития. Известно, что в зависимости от конкретно-исторических условий и типа общества то один, то другой системный фактор могут выступать в качестве основного, как для изменения, так и для стабилизации. При этом замечено, что роль политических факторов особенно возрастает в периоды перемен и системной модернизации общества [7, с. 239]. А именно такой период масштабной модернизации наблюдается сейчас в китайском обществе. Правда, при выявлении проблемных точек социального развития современ-

ного Китая все же необходимо избегать идеологической предвзятости. Ошибочно сравнивать Китай только с западными странами и их политическими системами, которые нашли свой путь к демократии, создав теперь уже устоявшиеся политико-правовые институты.

Китай - это сложное общество с богатыми тысячелетними традициями и спецификой современного этапа социально-исторического развития. Поэтому при исследовании развития политической системы Китая, её дальнейшей демократизации, необходимо преодолеть одностороннюю концепцию либерал-демократии и осуществлять политико-социологический анализ исходя из теоретического и идеологического плюрализма, утверждения зависимости современного политического устройства от цивилизационных, культурно-исторических особенностей изучаемого общества [4, с. 254]. Поскольку Китай является сложным и разнообразным по своей социальной структуре и динамике социальных процессов, то любые смелые прогнозы относительно его политического будущего будут страдать односторонностью анализа. Оценка и понимание политической стабильности Китая важны также и потому, что китайская экономика - вторая по величине в мире, и то, что происходит в Китае, будет непосредственно влиять не только на почти 1,4 млрд людей, проживающих в этой стране, но и на ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире в целом.

В этой связи здесь важно привести некоторые наиболее интересные эмпирические данные проведенного автором социологического исследования, целью которого стало изучение современного восприятия гражданами Китая - представителями различных социально-профессиональных групп - успехов и трудностей социального и политического развития страны, их отношения к усилиям власти, направленным на поддержание политической стабильности и демократизацию. Опрос был проведен с октября 2015 по май 2016 гг. посредством анкетирования. В общей сложности было опрошено 658 респондентов, которые представили 10 различных социально-профессиональных групп (в том числе: представители бизнеса, правоведы, консультанты, врачи, инженеры, журналисты, квалифицированные рабочие, сотрудники вузов и учащиеся, творческие работники).

Опрос показал, что граждане КНР связывают политическую стабильность пре-

о

жде всего с эффективностью деятельности органов власти, уровнем и темпами развития экономики, уровнем и качеством социального обеспечения, справедливостью в распределении национального дохода, уровнем жизни населения, качеством судебной системы, системы здравоохранения и образования.

Анализ данных опроса показал, что большинство респондентов в основном разделяют мнение о том, что в КНР благодаря усилиям, прилагаемым государством, за последние десять лет был достигнут существенный уровень политической стабильности. Это мнение разделяют прежде всего правоведы и консультанты (53,6%), врачи (44,8%), сотрудники вузов (63,7%), представители бизнеса (42,1%) и инженеры (52,8%).

В то же время другие респонденты -квалифицированные рабочие, творческие работники, учащиеся - проявляют некоторую озабоченность поддержанием политической стабильности в государстве. Подобные данные можно объяснить зависимостью оптимистичных оценок от уровня доходов, качества жизни и социального статуса респондентов - представителей разных социально-профессиональных групп.

Хотя понятие «средний класс» вряд ли применимо к указанным выше группам экономически активных респондентов, повышение благосостояния граждан КНР, особенно в последнее десятилетие реформ, серьезно влияет на их отношение к необходимости активного участия всех социальных групп в политической жизни китайского общества и активной поддержке усилий государственной власти, направленных на поддержание политической стабильности в Китае. Следует подчеркнуть при этом, что во всех изученных социально-профессиональных группах сравнительно высока доля (от 1/4 до 1/3) тех, кто вполне удовлетворен общим направлением и промежуточными результатами экономических и политических изменений, и воспринимает политическую стабильность не только как фактор успешных преобразований, но и как важное достижение социального развития, как социальную ценность.

Не менее важным является и то, что творческие работники, работники образования, журналисты, всегда оказывавшие большое влияние на общественное мнение, имеют все больше возможностей (в том числе посредством активного участия в общественных дискуссиях, раз-

работке рекомендаций органам власти) для воздействия на формирование политической культуры, для контроля за социально-политическими изменениями в КНР. В частности, о развитии свободы слова и демократизации китайского общества свидетельствуют разные ответы на наиболее «чувствительные» политические вопросы.

Так, например, рассматривая результаты деятельности органов власти, ее однозначно позитивно оценили 43,2% правоведов и консультантов, 35,4% инженеров, 41,7% сотрудников вузов, 37,9% врачей. В то же время журналисты и творческие работники сохраняют критическое отношение к деятельности власти. Мнения же квалифицированных работников, представителей бизнеса и учащихся имеют тенденцию к поляризации.

Представители бизнеса выражают большую озабоченность сохранением достигнутых результатов экономических реформ, сохраняющимся существенным влиянием чиновников на экономическую жизнь, но выражают поддержку политики создания социалистического гармоничного общества (как залога политической стабильности в Китае).

Китайская образованная молодежь активно проявляет свою политическую позицию, характеризуется независимостью мнений и суждений, что очень важно для ее адаптации к политической жизни и активного участия в ней в будущем, поскольку именно от молодежи во многом зависит возможность дальнейшего стабильного социального и политического развития страны.

Таким образом, данные политико-социологического анализа показывают, что политическая стабильность в Китае зависит не только от экономических достижений, поддержания темпов роста, создания условий для развития рыночной экономики, но и от отношения граждан к государству, от восприятия ими деятельности власти. Важно, что представители различных социальных групп обладают разными взглядами и мнениями по поводу проблем поддержания политической стабильности и факторов, ее определяющих. Но, несмотря на наличие этих проблем, их признания властью и гражданами, общественное мнение по поводу результатов политических реформ характеризуется позитивностью.

Данные социологического исследования демонстрируют, что стремление власти к поддержанию политической

стабильности имеет очень широкую социальную базу. Однако очевидно, что Китаю еще предстоит решить целый ряд проблем, стоящих на пути успешного социально-политического развития, - про-

блем, вызванных как необходимостью адаптации к глобальным процессам, так и необходимостью реализации политики построения социалистического гармоничного общества.

Список литературы:

[1] Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельникова и Н. Федоровой. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.

[2] Виноградов В. Д., Петров А. В. Современные процессы социального развития России и Китая: возможности и перспективы сравнительного анализа // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2005, № 1(38). - С. 106-111.

[3] Виноградов В. Д., Петров А. В. Российская демократия и неолиберальные реформы: структурно-исторический контекст развития гражданского общества // Общество. Среда. Развитие. - 2007, № 2. -С. 3-9.

[4] Виноградов В.Д., Савин С.Д. Демократизация в аспекте современных цивилизационных процессов // Вестник СПбГУ. Серия 12. - 2010, Вып. 4. — С. 254-259.

[5] Ефременко Д.В. Глобальная турбулентность и метаморфозы российской политики // Политическая наука. — 2012, №1. — С. 51-68.

[6] Милецкий В.П. Правовая культура как фактор консолидации и стабильности современного российского общества // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015, т. 208. — С. 222-228.

[7] Негрова М.С., Савин С.Д. О понятии политических факторов стабильности изменяющегося общества // Вестник СПбГУ. Серия 12. — 2012, вып. 2. — С. 238-246.

[8] Петров А. В. Глобализация и социальные основы экономического суверенитета России // Общество. Среда. Развитие. - 2009, № 1. - С. 81-99.

[9] Петров А. В. Особенности формирования демократической системы и сохранения политической стабильности в многонациональных странах: Россия и Китай в первом десятилетии XXI века // Общество. Среда. Развитие. — 2010, № 1. — С. 54-56.

[10] Рассекречены первые за 12 лет данные о социальном неравенстве КНР. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mt5.com/ru/prime_news/fuHview/527-rassekrechenyi_pervyie_za_12_let_ dannyie_o_sotsialnom_neravenstve_knr (23.05.2016)

[11] Яницкий О. Н. Турбулентные времена как проблема общества риска // Общественные науки и современность. - 2011, № 6. - С. 155-164.

[12] Bardhan P. K. Awakening Giants, Feet of Clay: assessing the economic Rise of China and India. - New Jersey, Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2010. - 192 p.

[13] Rosenau J. N. Turbulence in world Politics: A Theory of Change and Continuity. - Princeton: Princeton univ. press, 1990. - 480 p.

[14] Shambaugh D. The Coming Chinese Crackup. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.wsj. com/articles/the-coming-chinese-crack-up-1425659198 (01.06.2016)

[15] Shirk S. China: Fragile Superpower. - Oxford: Oxford University Press, 2007. - 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.