ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ниями МВД, таможенных и пограничных служб, налоговыми органами Беларуси, России и Казахстана. Разработанная система информационного обеспечения позволит осуществить систематизированный сбор, накопление и рациональное использование сведений, представляющих оперативный интерес, а также обеспечит своевременный обмен ими между правоохранительными органами стран-членов Таможенного союза.
1 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1987. С. 205.
2 См.: Овчинский С.С. Оперативно-разыскная информация / Под ред. А.С. Овчинского и В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 367.
3 См.: Суханов А.П. Мир информации (История и перспектива). М., 1986. С. 204.
4 См.: Овчинский С.С. Оперативно-разыскная информация: теоретические основы информационно-прогностического обеспечения оперативно-розыскной и профилактической деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью. М.: ИНФРА, 2000. 365 с.
5 См.: Басецкий И.И. Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Минск: Академия милиции МВД Республики Беларусь, 1994. 296 с.
6 См.: Горяинов К.К. Оперативно-разыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 653.
7 См.: Тупеко С.С. Транснациональное моделирование правоохранных действий - условие эффективности борьбы с экологической преступностью // Сахаровские чтения 2004 г.: экологические проблемы XXI века: Мат-лы междунар. науч. конф. (Минск, 21-22 мая 2004 г.) / Под ред. С.П. Кундаса, В.А. Чудако-ва. Минск: Триолета, 2004. С. 68-69.
УДК 342.951 ББК 67.401.061.2
ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ МВД РОССИИ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
АЛЕКСЕЙ ЭДУАРДОВИЧ ФЕДОРОВ,
адъюнкт ФПНПиНК Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс
E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор юридических наук С.А. Сойников Рецензент: кандидат юридических наук В.В. Покозий
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в статье рассматриваются общественные советы при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах как субъект общественного контроля.
Ключевые слова: нормативные правовые акты, органы внутренних дел, общественный совет, общественный контроль.
Annotation. In relation with the adoption of the Federal Law of July 21, 2014 № 212-FZ «On the basis of social control in the Russian Federation», the article examines the public councils under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial bodies as part of pan-governmental control.
Keywords: normative legal acts, representative, public council, public control.
Приоритетным направлением развития для нашего государства, взявшего курс на построение открытого гражданского общества, является формирование многоэлементной негосударственной социальной структуры с институтами частной собственности, многообразными общественными объединениями, негосу-
дарственной сферой образования, культуры, средств массовой информации. В этих условиях важную роль играет институт общественного контроля.
Существующая социальная потребность обусловливает значительный интерес к общественному контролю со стороны высших должностных лиц России.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Так, с 2010 г. в ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации отмечается важность института общественного контроля и необходимость его нормативного правового регулирования. В этой связи Общественная палата России разработала и вынесла на обсуждение проект федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». После активного обсуждения общественностью Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»1 был принят Государственной Думой 4 июля 2014 г. и одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 г.
О.С. Забралова рассматривая понятие общественного контроля в своем диссертационном исследовании, приводит мнение члена Общественной Палаты Российской Федерации, Председателя Общественного совета при МВД России Кучерены А.Г., который, отождествляя общественный и гражданский контроль, понимает под ним «правовой институт, регулирующий различные формы и виды гражданской активности (общественные экспертизы, обсуждения, расследования, запросы граждан и т.д.), реализация которых позволяет выявить степень соответствия актов и иных действий публичной власти общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции РФ и российскому законодательству в целях ликвидации и (или) профилактики нарушений прав и свобод человека и гражданина, устойчивого и благополучного развития общества и государства и т.д.2 Сопоставляя в своем диссертационном исследовании понятия «общественный контроль» и «гражданский контроль» П.В. Десятых высказывает мнение, что гражданский контроль - это составная часть общественного контроля, представляющая собой контроль лишь отдельных граждан за деятельностью государственной власти3.
Субъектами общественного контроля в теоретическом смысле выступают отдельные физические лица и их объединения как негосударственные институты гражданского общества. Следует заметить, что в создании эффективных форм общественного контроля нельзя полагаться только на процессы самоорганизации.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» содержит перечень субъектов общественного контроля, среди которых: Общественная палата России, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (общественные советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных, региональных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. Целесообразно обратить внимание, что все из указанных субъектов на сегодняшний день реализуют функции общественного контроля в России. Однако, в первых редакциях указанного закона также присутствовали граждане, их объединения, инициативные группы, некоммерческие негосударственные организации, общественные наблюдательные комиссии, комиссии по об-
щественному контролю. В этой связи важно отметить, что данные субъекты являются самоорганизующимися и не имеют зависимости от государства и государственных органов, что могло определенным образом влиять на осуществление общественного контроля.
На сегодняшний день в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации создана разветвленная система общественных советов. Основанием для их создания стал Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах»4. Общественные советы созданы как непосредственно при Министерстве внутренних дел России, так и при его территориальных органах. В соответствии с этим указом общественный совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации является совещательным органом и образуется в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также общественных объединений, в том числе правозащитных, религиозных и иных организаций, профессиональных объединений предпринимателей, и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел. Таким образом, под общественным советом при МВД России и его территориальных органах следует понимать образование с участием представителей общественности, имеющее нормативно урегулированную структуру, закрепленные государственными органами определенные полномочия и предложения которых могут быть учтены при принятии и исполнении государственных решений.
В соответствии с ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»5 при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, в том числе правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции. В ч. 4 ст. 50 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» указано, что общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах. В связи с этим предлагается конкретизировать ч. 4 ст. 50 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», уточнив более широкое понятие «контроль», понятием «общественный контроль» в соответствии
с ч. 1 ст. 4 Федерального закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»6.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 14 гл. III Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Фе-дерации»7 в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
Следует обратить внимание, что Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» охватывает своим предметом регулирования общественный контроль, осуществляемый общественными советами при территориальных органах внутренних дел только за органами полиции.
В связи с этим, необходимо отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 13 данного закона общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, положениями об общественных советах.
С учетом юридической силы нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и деятельность общественных советов при МВД России и его территориальных органах, одним из основных стал Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля, в Российской Федерации»8, в предмет которого входит регулирование общественного контроля осуществляемого общественными советами при территориальных органах внутренних дел, за тем органом, при котором он создан, соответственно за всеми элементами единой централизованной системы МВД России.
1 СЗ РФ. 2014. 28 июля. № 30 (Ч. I), Ст. 4213.
2 Забралова О.С. Развитие общественного контроля в сфере деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации: Автореф... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 26.
3 Десятых П.В. Организация и правовое обеспечение общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел: Автореф... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 25.
4 Российская газета. № 113, 2011. 27 мая.
5 Российская газета. № 25, 2011. 8 февраля.
6 СЗ РФ. 2014. 28 июля. № 30 (Ч. I), Ст. 4213.
7 СЗ РФ. 2011. 7 марта. № 10, Ст. 1334.
8 СЗ РФ. 2014. 28 июля. № 30 (Ч. I), Ст. 4213.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ИГОРЬ МИРЗАШАЕХОВИЧ ШАВАЛИЕВ,
заместитель начальника филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Набережные Челны), подполковник полиции E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. Обозначается позиция законодателя в ужесточении административных наказаний в области дорожного движения и последствия таких нововведений.
Ключевые слова: дорожное движение, актуальные вопросы, законодатель, административные правонарушения, нововведения.