УДК 342.951 ББК 67.301
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ МВД-УВД
АЛЕКСЕЙ ЭДУАРДОВИЧ ФЕДОРОВ,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: Сонников С.А., профессор юридических наук, доцент Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются правовые основы взаимодействия общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах с подразделениями МВД-УВД.
Ключевые слова: общественный совет, взаимодействие, нормативные правовые акты, представители.
Annotation. The article considers the the legal basis of interaction between public council at the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial bodies with the Interior Ministry, police department. Keywords: public council, interaction, normative legal acts, representative.
Обеспечение взаимодействия между органами власти и общественностью — одно из важнейших требований управления в демократическом обществе. Ни один государственный строй не может существовать, не мобилизуя тем или иным образом поддержку граждан, не привлекая их к сотрудничеству в решении существующих проблем.
С началом демократизации общества органы внутренних дел влились во все многообразие социальных отношений. Однако, отсутствие четких социальных ориентиров осложняет процесс выработки ими модели эффективной деятельности. Концентрация усилий на узкопрофессиональных функциях без опоры на общественность не дает должных результатов. Вместе с тем, не вызывает сомнения научное положение о том, что эффективное функционирование любой социальной системы может осуществляться только через такие формы социальной и правовой организации, которые обеспечивают конструктивное взаимодействие социальных субъектов на благо всего общества. Применительно к деятельности органов внутренних дел оно заключа-
ется в признании необходимости взаимоотношений с гражданами на основе социального партнерства, что создает объективные условия для роста правовой активности людей, и, следовательно, формирования более благоприятной криминологической обстановки.
Опыт зарубежных специалистов в области исследования отношений полиции и общественности показывает, что эффективное решение стоящих перед полицией задач требует общественного доверия и поддержки. В большинстве развитых стран наблюдается устойчивая тенденция к активному привлечению населения для оказания помощи полиции.
Важную роль в решении этой задачи играет такая форма взаимодействия с общественностью, как общественные советы, создаваемые при органах государственной власти, и, в том числе — при МВД России и его территориальных органах.
Общественные советы являются совещательными органами, решающими в пределах предоставленных полномочий задачи по повышению эффективности участия общественности в осуществлении
контроля за соблюдением законности и реализации принципов открытости и публичности в деятельности подразделений внутренних дел. Общественные советы при МВД России и его территориальных органах объединяют в своем составе членов различных общественных организаций, граждан, представляющих основные социальные слои и группы российского общества.
Общественные советы призваны максимально обеспечить участие гражданского общества в принятии наиболее значимых и серьезных решений, касающихся деятельности органов внутренних дел. В первую очередь они должны участвовать в работе, связанной с экспертной общественной антикоррупционной оценкой разрабатываемых нормативных правовых актов, в выработке предложений по решению наиболее актуальных вопросов правоохранительной деятельности.
Организация взаимодействия территориальных органов МВД России и общественных советов является одной из основных составляющих системы обратной связи органов внутренних дел с населением, источником получения информации о состоянии общественного мнения об их деятельности, действенным механизмом привлечения ресурсов гражданского общества к решению задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, организаций, противодействию преступности, коррупции, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Правовой основой взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества является Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»1.
Основы взаимодействия и сотрудничества полиции с обществом предусмотрены в ст. 10 Закона «О полиции», определяющей, что полиция при осуществлении своей деятельности и при выполнении возложенных на нее обязанностей:
взаимодействует с общественными объединениями, организациями и гражданами; ф может использовать возможности общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
оказывает содействие общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты
прав и свобод граждан, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив. В свою очередь, общественные объединения и организации оказывают содействие полиции при выполнении возложенных на нее задач.
Ст. 9 Закона «О полиции» устанавливает, что одной из форм организации обратной связи полиции с институтами гражданского общества является проведение постоянного мониторинга общественного мнения о взаимодействии полиции с обществом.
В этой же статье говорится об образовании общественных советов при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:
привлечения граждан и общественных объединения к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции; проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации; осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.
Право общественных советов на осуществление общественного контроля за деятельностью полиции предусмотрено в ст. 50 Закона «О полиции».
В развитие ч. 8 ст. 9 Закона «О полиции» издан Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации
и его территориальных органах», определяющий цели, задачи, основы деятельности общественных советов, а также права общественных советов и членов общественных советов.
Основными задачами общественных советов являются:
привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, а также содействие реализации государственной политики в сфере противодействия преступности; ф участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел;
участие в информировании граждан о деятельности органов внутренних дел, в том числе через средства массовой информации, и в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности органов внутренних дел; анализ мнения граждан о деятельности органов внутренних дел и доведение полученной в результате анализа обобщенной информации до руководителей соответствующих органов внутренних дел;
ф проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности органов внутренних дел; ф осуществление общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел. В соответствии с классификацей нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и деятельность общественных советов при МВД России и его территориальных органах, основой такого взаимодействия стал Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»2. В соответствии с ч. 1 ст. 13 данного закона общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации выполняют консультативно-совещательные
функции и участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, положениями об общественных советах. В следствии того, что Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» был принят после Указа Президента Российской Федерации от 23 мая № 668 «Об общественных советах при МВД России и его территориальных органах», нами предлагается привести все подзаконные нормативные правовые акты в соответствие Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ.
Порядок образования общественных советов при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и формирования состава этих советов, а также порядок утверждения положений о них установлены приказом МВД России от 15 августа 2011 г. № 939 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668».
Порядок реализации отдельных полномочий, предоставленных общественным советам и членам общественных советов в соответствии с Указом, устанавливается Министром внутренних дел Российской Федерации, с учетом следующего:
1) заслушивать информацию должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов о деятельности органов внутренних дел по пресечению преступлений, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений (подп. «б» п. 6 Указа) общественные советы вправе только в порядке, утвержденном приказом МВД России от 23 мая 2012 г. № 5343;
2) порядок участия общественных советов в работе аттестационных комиссий органов внутренних дел и конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей сотрудников органов внутренних дел (подп. «д» п. 6 Указа) установлен приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 1704;
3) правила посещения членами общественных советов без специального разрешения помещений, занимаемых органами внутренних дел, а также мест
принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту (подп. «а» п. 7 Указа), утверждены приказом МВД России от 2 августа 2012 г. № 7545;
4) порядок присутствия членов общественных советов при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан (подп. «д» п. 7 Указа) утвержден приказом МВД России от 31 августа 2011 г. № 9886;
5) порядок реализации права членов общественных советов при территориальных органах МВД России участвовать в работе совещаний, проводимых органами внутренних дел (подп. «г» п. 7 Указа), устанавливается, согласно требованиям приказа МВД России от 15 августа 2011 г. № 9487, руководителями соответствующих территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях;
6) запрашивать и получать от органов внутренних дел информацию об их деятельности, если это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций (подп. «а» п. 6 Указа), общественный совет вправе в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»8.
Порядок деятельности общественного совета, а также вопросы внутренней организации его работы определяются регламентом, утверждаемым общественным советом по согласованию с руководителем территориального органа МВД России, при котором образован общественный совет.
В ст. 12 указан порядок участия в заседаниях Общественного совета приглашенных лиц. По решению Общественного совета на заседания Общественного совета могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений и иных организаций, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и информации по рассматриваемым Общественным советом вопросам. Министр внутренних дел Российской Фе-
дерации, заместители Министра внутренних дел Российской Федерации, начальники департаментов, главных управлений и управлений МВД России и их заместители, и иные сотрудники органов внутренних дел, а также сотрудники, координирующие взаимодействие подразделений МВД России с Общественным советом, принимают участие в работе Общественного совета по согласованию с председателем Общественного совета9.
Также в ст. 31 регламента указано, что для проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, а также для иных целей могут быть образованы рабочие группы, которые являются временными рабочими образованиями Общественного совета. Рабочая группа для проведения общественной экспертизы формируется комиссией Общественного совета, ответственной за проведение общественной экспертизы. Рабочая группа вправе: ф привлекать экспертов;
ф запрашивать документы и материалы, необходимые для ее деятельности, у руководителей органов власти и иных организаций в порядке, определенном для комиссий Общественного совета; ■ф привлекать к участию в своей деятельности общественные объединения и иные организации, а также граждан Российской Федерации; ф участвовать в проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов, готовить аналитические материалы и разрабатывать предложения для проектов заключений по указанным документам на заседаниях соответствующих комиссий Общественного совета. Еще одной формой взаимодействия, указанной в регламенте является организация общественных слушаний и иных мероприятий Общественного совета. Общественные слушания — форма работы Общественного совета с привлечением широкого круга представителей общественных объединений и иных организаций, а также граждан для обсуждения, как правило, одной проблемы и выработки решений и рекомендаций. Иные мероприятия (конференции, совещания, «круглые столы», семинары) — форма работы Общественного совета с привлечением широкого круга общественности и представителей институтов гражданского общества в целях выработки рекомендаций, а также оказания
методической, информационной и иной поддержки МВД России. Решения (резолюции, рекомендации) по итогам мероприятий принимаются большинством участников в форме одобрения.
Анализируя вышеперечисленные формы взаимодействия, предусмотренные нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность общественных советов при МВД и его территориальных органах, можно сделать вывод, что существует пробел в нормативном регулировании существующих форм взаимодействия, так как отсутствует регламентация видов деятельности при взаимодействии и форм выносимых решений, что ведет к неэффективной деятельности общественных советов.
Вместе с тем, в области взаимодействия органов внутренних дел с общественными советами существует и ряд недостатков, присущих отдельным территориальных органам МВД России и их руководителям. К ним можно отнести следующие.
1. Недостаточное внимание отдельных руководителей органов внутренних дел к вопросам взаимодействия с общественными советами, недооценка ими роли институтов гражданского общества в повышении эффективности правоохранительной деятельности.
2. Несвоевременное и неполное информирование граждан, представителей средств массовой информации о работе общественных советов, о выдвигаемых ими инициативах по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел.
3. Недостаточная оперативность в организации комментариев со стороны членов обществен-
ных советов по наиболее значимым событиям в правоохранительной сфере, в том числе, по фактам расследования и раскрытия резонансных преступлений, положительного опыта работы полиции по профилактике преступлений и правонарушений.
4. Необоснованное отклонение предложений и рекомендаций общественных советов по совершенствованию деятельности органов внутренних дел.
5. Неэффективное использование потенциала общественных советов при подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам деятельности органов внутренних дел и проведении общественной и антикоррупционной экспертиз.
В ряде случаев существующие недостатки обусловлены слабым знанием сотрудниками органов внутренних дел и членами общественных советов нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и образованных в системе МВД России общественных советов, недостаточным опытом взаимодействия полиции и институтов гражданского общества.
1 «Российская газета», № 28, 10.02.2011.
2 «Собрание законодательства РФ», 28.07.2014, № 30 (Ч. I), ст. 4213.
3 Документ опубликован не был.
4 «Российская газета», № 94, 27.04.2012.
5 «Российская газета», № 295, 21.12.2012.
6 «Российская газета», № 240, 26.10.2011.
7 Документ опубликован не был.
8 «Российская газета», № 95, 05.05.2006. В данном виде документ опубликован не был.
9 «Регламент Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 27 сентября 2013 г.).
Криминалистика. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник.
Учебник рассчитан на углубленное изучение курса криминалистики в объеме, соответствующем требованиям учебных программ для вузов юридического профиля. В нем раскрываются основные вопросы общей теории криминалистики (идентификация, диагностика, прогнозирование, криминалистическое изучение личности), криминалистической техники (фото- и видеозапись, трасология, криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывных устройств, документов, веществ и др.) и криминалистической тактики (следственные ситуации, криминалистические версии, тактика следственного осмотра, допроса, обыска и выемки документов, задержания подозреваемого, назначение судебных экспертиз и т.д.).
Для студентов и преподавателей юридических специальностей, а также специалистов-практиков.