Научная статья на тему 'Граждане Российской Федерации - субъект общественного контроля за деятельностью полиции'

Граждане Российской Федерации - субъект общественного контроля за деятельностью полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1183
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / ПОЛИЦИЯ / POLICE / СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / PUBLIC CONTROL AGENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синяжников Дмитрий Александрович, Ребрищев Николай Митрофанович

Статья посвящена исследованию роли и значения граждан Российской Федерации как субъекта общественного контроля за деятельностью полиции. Авторы рассматривают общественный контроль как систему, которая является важным элементом развития общества и государства, определяют ключевые проблемы современной системы общественного контроля в России. При этом анализируются соответствующие нормы федеральных законов «О полиции» и «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и других. Исходя из анализа действующего законодательства, граждане Российской Федерации могут осуществлять общественный контроль в различных формах во многих областях государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Russian citizens in public control of police conduct

The article dwells upon the role and the authority of Russian citizens in controlling police conduct. The authors consider public control as an important element of society and state development; determine the root problems of Russia’s modem public control system. Alongside this, they analyze the corresponding provisions of the Federal Law on the Police and the Federal Law on Public Control Principles, etc. Thus, according to the existing Russian law Russian citizens may exercise various forms of control in various fields of the state management.

Текст научной работы на тему «Граждане Российской Федерации - субъект общественного контроля за деятельностью полиции»

УДК 343.85 ББК 67.401.061

ГРАЖДАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СИНЯЖНИКОВ,

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры деятельности ГИБДД и информационных технологий Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

НИКОЛАЙ МИТРОФАНОВИЧ РЕБРИЩЕВ, преподаватель кафедры деятельности ГИБДД и информационных технологий Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: t89031702993@yandex.ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право и информационное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Статья посвящена исследованию роли и значения граждан Российской Федерации как субъекта общественного контроля за деятельностью полиции. Авторы рассматривают общественный контроль как систему, которая является важным элементом развития общества и государства, определяют ключевые проблемы современной системы общественного контроля в России. При этом анализируются соответствующие нормы федеральных законов «О полиции» и «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и других. Исходя из анализа действующего законодательства, граждане Российской Федерации могут осуществлять общественный контроль в различных формах во многих областях государственного управления.

Ключевые слова: граждане Российской Федерации, общественный контроль, полиция, субъекты общественного контроля.

Annotation. The article dwells upon the role and the authority of Russian citizens in controlling police conduct. The authors consider public control as an important element of society and state development; determine the root problems of Russia's modern public control system. Alongside this, they analyze the corresponding provisions of the Federal Law on the Police and the Federal Law on Public Control Principles, etc. Thus, according to the existing Russian law Russian citizens may exercise various forms of control in various fields of the state management.

Keywords: citizens of the Russian Federation, public control, police, public control agents.

В современном мире общественный контроль является важным элементом развития общества и государства. Его предназначение состоит в обеспечении обратной связи между обществом и государством, поскольку «люди хотят участвовать в решении общественных дел, реально контролировать государственные институты, иметь больше возможностей для своего развития» [8, с. 25—28]. Наличие в стране развитой и эффективной системы общественного контроля позволяет в первую очередь преодолеть отчуждение государства от общества,

повысить доверие граждан к публичной администрации и избежать бюрократического произвола в ее властной деятельности. Общественный контроль также может рассматриваться как «одно из средств приобщения широких масс к проверке всех государственных дел и обучения их управлению» [10]. Необходимо отметить, что в настоящее время приоритетными являются вопросы определения форм и методов общественного контроля, а также эффективности его осуществления. Именно общественный контроль является важным средством обеспе-

чения законности в сфере государственного управления, повышения эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, снижения рисков принятия и реализации противоправных и противоречащих общественным интересам решений, механизмом обеспечения социальной и политической стабильности в обществе, более полной реализации конституционных прав граждан на участие в управлении делами государства [8, с. 25—28].

Обеспечение законности в деятельности полиции по защите прав и свобод человека и гражданина должно стать предметом первоочередной заботы нашего государства, провозгласившего себя в Конституции демократическим и правовым. Происходящие в стране преобразования, требующие кардинального улучшения работы органов внутренних дел, привели к их реформированию и принятию целого ряда нормативных правовых актов, которые направлены на регулирование деятельности МВД России в целом и полиции в частности.

В Федеральном законе «О полиции» (далее — ФЗ «О полиции») в гл. 10 «Контроль и надзор за деятельностью полиции» определены способы обеспечения законности деятельности полиции. К ним относятся государственный контроль, общественный контроль, судебный контроль и надзор, прокурорский надзор, обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции. В ст. 50 ФЗ «О полиции» [4] закреплен исчерпывающий перечень субъектов общественного контроля, к которым законодатель отнес граждан Российской Федерации, общественные объединения, Общественную палату Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии, общественные советы, образуемые при МВД России и его территориальных органах на региональном уровне [4].

Деятельность указанных субъектов по осуществлению общественного контроля регламентируется как законодательными, так и подзаконными актами. Общественная палата Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» [2]. Общественные наблюдательные комиссии осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания в соответ-

ствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [3], а порядок посещения мест принудительного содержания территориальных органов МВД России членами общественных наблюдательных комиссий определен приказом МВД России от 6 марта 2009 г. № 196 [7]. Общественные советы, образуемые при МВД России, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» [6].

Граждане Российской Федерации как субъекты общественного контроля имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей [1]. Они также полномочны участвовать в осуществлении общественного контроля как непосредственно, так и в составе общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, инициативных групп. Участие гражданина Российской Федерации в осуществлении общественного контроля является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию в общественном контроле, а также препятствовать реализации его права на участие в осуществлении общественного контроля. Именно граждане в большей степени заинтересованы в проведении мероприятий общественного контроля, так как их первых затрагивают негативные последствия нарушений со стороны органов власти. Именно граждане могут обратить внимание власти и контролирующих органов на существующие нарушения [9, с. 75—76].

ФЗ «О полиции» [4], закрепив граждан Российской Федерации в качестве субъекта общественного контроля, определяет, что они осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом. При этом необходимо учесть, что специального федерального закона об общественном контроле гражданами Рос-

сийской Федерации за органами исполнительной власти и МВД России (полиции) на сегодняшний день нет. Также ФЗ «О полиции» не закрепляет их правового статуса и не содержит положений, регулирующих формы и методы участия граждан Российской Федерации в данной деятельности.

Принятый в 2014 г. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [5] не устраняет данный пробел. Этот нормативный акт направлен на создание правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Однако ч. 2 ст. 2 данного закона предусматривает, что порядок осуществления общественного контроля за деятельностью в области обеспечения общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции регулируется соответствующими федеральными законами. Но, как уже говорилось выше, ФЗ «О полиции» не определяет полномочий граждан Российской Федерации при осуществлении общественного контроля за деятельностью полиции.

Исходя из анализа действующего законодательства, граждане Российской Федерации могут осуществлять общественный контроль в следующих формах:

1) направление обращений в МВД России и его территориальные органы;

2) участие в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции), по приглашению последних;

3) направление информации о деятельности полиции (как позитивной, так и негативной) в средства массовой информации и размещение ее в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

4) ознакомление с результатами работы органов внутренних дел (полиции);

5) участие в деятельности общественных советов, общественных наблюдательных комиссий, общественных объединений правозащитной направленности;

6) заслушивание отчета участкового уполномоченного полиции на собраниях граждан проживающих на обслуживаемом им административном участке.

Таким образом, граждане Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций на добровольной основе.

Вместе с тем в настоящее время имеются и проблемы в осуществлении общественного контроля гражданами России. Во-первых, это фрагментарное и поверхностное правовое регулирование общественного контроля. Законодатель в ФЗ «О полиции» [4], закрепив в качестве субъекта общественного контроля граждан Российской Федерации, не определил сути и порядка осуществления ими общественного контроля. Во-вторых, низкая вовлеченность широких масс населения в осуществление общественного контроля. Во многом это связано с низким уровнем межличностного доверия в российском обществе и хотя и растущим, но все же низким уровнем доверия населения к самим институтам гражданского общества.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 4 августа 2014 г. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ (ред. от 20 апреля 2014 г.) «Об общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 11 апреля 2005 г.. № 15. Ст. 1277.

3. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ (ред. 12 февраля 2015 г.) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Собрание законодательства

Российской Федерации. 16 июня 2008 г. № 24. Ст. 2789.

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14 ноября 2011 г. № 7. Ст. 900.

5. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 28 июля 2014 г. № 30 (ч. 1). Ст. 4213.

6. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 (ред. от 24 июля 2015 г.) «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 30 мая 2011 г. № 22. Ст. 3154.

7. Приказ МВД России от 6 марта 2009 г. № 196 (ред. от 30 декабря 2011 г.) «О порядке посещения мест принудительного содержания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 27 апреля 2009 г. № 17.

8. Антипьев К.А. Общественный контроль за качеством муниципального заказа // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 4.

9. Зарубицкая Т.К., Скляров И.А. Правовое положение органов, обеспечивающих законность в государственном управлении. Н. Новгород, 1993.

10. Тихомиров Ю.А. Гражданское общество в фокусе права // Журнал российского права. 2013. № 10.

References

1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami Rossiiskoi Federatsii o popravkakh k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 04.08.2014. № 31. St. 4398.

2. Federal>nyi zakon ot 04.04.2005 № 32-FZ (red. ot 20.04.2014) «Ob obshchestvennoi palate Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel>stva Rossiiskoi Federatsii. 11.04.2005. № 15. St. 1277.

3. Federal>nyi zakon ot 10.06.2008 № 76-FZ (red. 12.02.2015) «Ob obshchestvennom kontrole za obespecheniem prav cheloveka v mestakh prinuditel>nogo soderzhaniya i o sodeistvii litsam, nakhodyashchimsya v mestakh prinuditel>nogo soderzhaniya» // Sobranie zakonodatel>stva Rossiiskoi Federatsii. 16.06.2008. № 24. St. 2789.

4. Federal>nyi zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ (red. ot 13.07.2015) «O politsii» // Sobranie zakonodatel>stva Rossiiskoi Federatsii. 14.11.2011. № 7. St. 900.

5. Federal>nyi zakon ot 21.07.2014 № 212-FZ «Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel>stva Rossiiskoi Federatsii. 28.07.2014. № 30 (ch. 1). St. 4213.

6. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 23.05.2011 № 668 (red. ot 24.07.2015) «Ob obshchestvennykh sovetakh pri Ministerstve vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii i ego territorial>nykh organakh» // Sobranie zakonodatel>stva Rossiiskoi Federatsii. 30.05.2011. № 22. St. 3154.

7. Prikaz MVD Rossii ot 06.03.2009 № 196 (red. ot 30.12.2011) «O poryadke poseshcheniya mest prinuditel>nogo soderzhaniya territorial>nykh organov Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii chlenami obshchestvennykh nablyudatel>nykh komissii» // Byulleten> normativnykh aktov federal>nykh organov ispolnitel>noi vlasti. 27.04.2009. № 17.

8. Antip>ev K.A. Obshchestvennyi kontrol> za kachestvom munitsipal>nogo zakaza // Gosudarstvennaya vlast> i mestnoe samoupravlenie. 2012. № 4.

9. Zarubitskaya T.K., Sklyarov I.A. Pravovoe polozhenie organov, obespechivayushchikh zakonnost> v gosudarstvennom upravlenii. N. Novgorod, 1993.

10. Tikhomirov Yu.A. Grazhdanskoe obshchestvo v fokuse prava // Zhurnal rossiiskogo prava. 2013. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.