УДК 378.146
ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Е.В.Мигунова, Н.В.Александрова
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Рассмотрена специфика общественно-государственной экспертизы как инновационного процесса, определены принципы, содержание, методы и этапы ее проведения.
Ключевые слова: общественно-государственная экспертиза, инновационный подход к проведению экспертизы, продуктивное взаимодействие экспертов и экспертируемых
In this article the specificity of socially-state expert appraisal is considered as innovative process and the principles, the maintenance, methods and stages of its carrying out are defined.
Keywords: socially-state expert appraisal, the innovative approach to expert appraisal carrying out, productive interaction of experts and examinees
Актуальность проблемы общественногосударственной экспертизы качества профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе как инновационного процесса обусловлена потребностью практики в профессионалах высокой квалификации, отвечающих современным требованиям.
Инновационный характер экспертизы определяется: 1) системными инновациями в многоуровневой подготовке специалистов; 2) определением в качестве методологической основы оптимального сочетания социально-маркетингового и компетентностного подходов к качеству образования; 3) выделением в качестве приоритетных общественно-государственных форм и методик оценки качества подготовки будущих специалистов.
Раскроем каждый из указанных аспектов. Введение системных инноваций в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов явилось реакцией на потребность практики в специалистах высокой квалификации, способных в условиях перехода от «управленческой» экономики к экономике «предпринимательской» управлять организацией посредством знаний, обеспечивать гуманизацию социально-экономических отношений, повышать информационно-образовательную активность персонала, создавать обстановку постоянного обучения и взаи-мообогащения знаниями членов организации для достижения более высокой производительности [1].
Система инноваций включает: инновации в стратегическом управлении высшим образованием,
отражающиеся в новых концепциях, моделях подготовки специалиста и предполагающие выбор стратегий инновационных преобразований в системе профессионального обучения; системные инновации (когнитивные и структурно-содержательные) в содержании; технологические инновации («обучение на основе исследования», субъектно-деятельностные, диалоговые, информационные технологии, социокультурное проектирование) [2].
Оптимальное сочетание социально-маркетингового и компетентностного подходов в проведении экспертизы предполагает включение «социоцентри-стских, человекоцентристских и культуроцентристских измерений» [3], учет запросов различных групп потребителей образовательных услуг [4], описание обязательных результатов в форме компетенций, рассматривающих возможности трудоустройства молодых специалистов в России и за рубежом [5].
Организация общественно-государственной экспертизы предполагает продуктивное взаимодействие экспертов и субъектов образовательного процесса. Можно выделить три уровня взаимодействия: сотрудничество, соорганизация, сотворчество.
Уровень сотрудничества предполагает такую деятельность, в ходе которой эксперты и экспертируе-мые участвуют в совместном обсуждении различных проблем, проявляют интерес, инициативу, самостоятельность, ищут и находят нестандартные варианты решений задач, формируют свои авторские подходы.
Уровень соорганизации означает, что субъекты экспертной деятельности вместе вычленяют проблемы и разрабатывают совместные проекты по их решению.
Уровень сотворчества предполагает, что в процессе взаимодействия субъектов экспертной деятельности обеспечивается проектирование и реализация исследовательских и инновационных проектов, включение в управление других людей и коллективов.
Инновационный характер объекта и предмета экспертизы требуют совершенно иных подходов к анализу качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Системообразующим в данном процессе является инновационный подход, нацеленный на экспертизу в контексте развития и инноваций, предполагающий внутреннюю экспертизу деятельности преподавательского состава и студентов, ориентированную на усовершенствование образовательного процесса, повышение конкурентоспособности выпускников.
Конкурентоспособность выпускников вуза оценивается по следующим показателям:
— экономические — способность выпускника к конкуренции на рынке труда;
— психолого-педагогические — личностные характеристики и умения, необходимые для успешного выполнения управленческой деятельности;
— организационно-нормативные — соответствие подготовки нормам, стандартам, правилам;
— социальные — готовность принять ту или иную социально-ролевую позицию, этические нормы профессии.
Для определения содержания, методов и этапов проведения экспертизы качества профессиональ-
ной подготовки специалистов выделим сущностные характеристики категории «экспертиза» как инновационного процесса.
Инновационность экспертизы определяется многими факторами.
Первая группа факторов (тенденции развития высшего образования): ориентация учреждений профессионального образования на потребности международных и региональных рынков труда; включение приоритетов Болонского процесса в деятельность вузов, что определяет переход на сопоставимую систему процедур и показателей качества образования; внедрение в управление образованием в высшей школе объективной оценки в системе инструментальных показателей, допускающих однозначную интерпретацию, понятную преподавателям, студентам и широкой общественности.
Вторая группа факторов: расширение управленческих и организационно-административных функций в практике высшего образования, усиление интегративных связей высшего образования с социокультурным, научным, экономическим пространством высшего европейского образования и социальноэкономическим пространством региона.
Третья группа факторов: глобализация рынка; повышение роли образования в инновационном развитии территории; определение качества как сложной характеристики высшего образования через такие понятия, как рынок труда, рынок образовательных услуг, модернизация образования, стандарт образования, компетентность специалиста; мобильность и адаптация образования и выпускников к рынку труда и специфике социально-экономической ситуации в регионе.
Общественно-государственная экспертиза предполагает:
— оптимальное сочетание деятельности государственных и общественных экспертов;
— обеспечение равенства позиций эксперта и экспертируемого;
— профессиональное взаимодействие и взаи-мообогащение объектов;
— преобладание в экспертной деятельности исследовательской позиции по отношению к оценочной;
— ориентацию экспертного заключения на вероятностный прогноз профессионального развития будущего специалиста.
Укажем основные принципы организации общественно-государственной экспертизы.
Принцип сочетания общественных и государственных основ в проведении экспертизы — децентрализации и централизации, демократического со-управления, развития самоорганизации и социального партнерства, партисипативных начал, обусловливающих ответственное участие профессионального сообщества, семьи, общественности в принятии решений, связанных с результатами экспертизы.
Принцип открытости и динамичности в организации экспертизы, означающий создание благоприятных условий для разных культурно-образовательных инициатив, расширение инвестиционной привлекательности системы образования, обеспечение свободного доступа граждан ко всем образовательным ресурсам.
Принцип инновационности, вариативности и полицентричности, отражающий развитие разнообразия форм экспертизы, обновление ее содержания и методик проведения, поддержку перспективных направлений исследовательской, экспериментальной и инновационной экспертной деятельности, создание множества равноценных общественно-государственных экспертных центров, обладающих традициями, высоким статусом и потенциалом.
Принципиальное значение в экспертизе имеет стимулирование профессиональной рефлексии. Существенно проникновение эксперта в понимание самим субъектом образовательного процесса, своей деятельности и себя, в рефлексивное отображение образовательной реальности в целом и своего места в ней. Принятие этой позиции экспертом — условие эффективности экспертизы, минимизации ограниченности и субъективности выводов о профессиональной деятельности будущего специалиста, ибо «в человеке всегда есть что-то, что только сам он может открыть в свободном акте самопознания и слова, что не поддается заочному определению» [6].
Совместный анализ полученных в процессе диагностики и самодиагностики материалов придает акту экспертизы большую достоверность и конструктивный смысл. При таком подходе экспертиза становится важнейшим средством стимулирования профессионально-творческих потенций экспертируемых, способствует нахождению новых личностных смыслов в рамках уже выполняемой деятельности.
В контексте исследования Д.А.Иванова [7] мы определили следующие основные функции общественно-государственной экспертизы качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
Аналитическая функция (анализ ситуации на выпускающей кафедре относительно ее социокультурного и социально-экономического окружения на региональном, федеральном и международном уровне); проектировочная функция (оказание помощи преподавателям и студентам на этапе разработки замысла инновационных проектов и способов их реализации); развивающая функция (выявление потенциальных возможностей, проблем, неиспользованных ресурсов); оценочная функция (определение результатов в соответствии с государственными стандартами, оценка их значимости в контексте производимых изменений на кафедре, в вузе, регионе); консультационная функция (осуществление консультативной помощи преподавателям и студентам в процессе сопровождения образовательного процесса и реализации региональных, федеральных и международных проектов); рефлексивная функция (организация осмысления педагогическим коллективом кафедры и студентами всего образовательного процесса, этапов реализации инновационных проектов и их результатов в ходе внутренней и внешней экспертизы).
В практике проведения общественногосударственной экспертизы качества профессиональной подготовки специалистов используются внешние и внутренние формы экспертизы. Внешние формы — лицензирование, аттестация, аккредитация, конкурсный отбор инновационных проектов (регио-
нальный, федеральный, международный). Внутренние формы — рейтинговая оценка кафедры и преподавателей, самоанализ, отчет по самообследованию, рефлексивная оценка преподавателей и студентов, внутренний аудит.
При проведении общественно-государственной экспертизы качества подготовки специалистов используются как индивидуальные методы работы экспертов, так и коллективные. К индивидуальным методам относятся метод анкетирования (ответы «да-нет», количественная оценка, бальные, вероятностные), аналитический метод (анализ тенденций, состояний и путей развития объекта), метод интервьюирования (свободная беседа, интервью по типу «вопрос-ответ», перекрестный опрос). К коллективным — такие методы, как круглый стол, групповая дискуссия, метод суда, метод ситуационного анализа, метод мозговой атаки, метод Дельфи, метод сценариев.
Все вышесказанное позволяет рассматривать общественно-государственную экспертизу качества профессиональной подготовки специалистов как инновационный процесс, в котором сочетается деятельность субъектов государственного и общественного направления, способных инициировать, готовить, обсуждать, принимать и выполнять решения в процессе экспертной оценки.
1. Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе: Монография. В. Новгород: АМО «ИНО-Центр», НовГУ, 2008. 112 с.
2. Образовательный менеджмент: управление образованием или управление посредством образования: Монография / М.Н.Певзнер, Е.В.Иванов, Е.Ю.Игнатьева, П.А.Петряков, Г.А.Федотова, Р.М.Шерайзина, А.Г.Ширин. В. Новгород: НовГУ, 2010. 415 с.
3. Субетто А.И. Квалитология образования. СПб.; М.: ИУПКПС, 2000. 150 с.
4. Литвинова Н.П., Крункин А.В., Савенкова О.Р., Строев В.В. Экономика и организация образования взрослых: вопросы теории и практики. СПб, 2005. 82 с.
5. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. №3. С.17-22.
6. Там же. С.68-69.
7. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. М.: Академия, 2008. 336 с.
Bibliography (Translitirated)
1. Ignat'eva E.Ju. Menedzhment znanijj v upravlenii kache-stvom obrazovatel'nogo processa v vysshejj shkole: Mo-nografija. V. Novgorod: AMO «INO-Centr», NovGU, 2008. 112 s.
2. Obrazovatel'nyjj menedzhment: upravlenie obrazovaniem ili
upravlenie posredstvom obrazovanija: Monografja /
M.N.Pevzner, E.V.Ivanov, E.Ju.Ignat'eva, P.A.Petrjakov, G.A.Fedotova, R.M.Sherajjzina, A.G.Shirin. V. Novgorod: NovGU, 2010. 415 s.
3. Subetto A.I. Kvalitologija obrazovanija. SPb.; M.: IUPKPS, 2000. 150 s.
4. Litvinova N.P., Krunkin A.V., Savenkova O.R., Stroev V.V. Ehkonomika i organizacija obrazovanija vzroslykh: voprosy teorii i praktiki. SPb, 2005. 82 s.
5. Tatur Ju.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki specialista // Vysshee obrazovanie segodnja. 2004. №3. S.17-22.
6. Tam zhe. S.68-69.
7. Ivanov D.A. Ehkspertiza v obrazovanii. M.: Akademija, 2008. 336 s.